Акафист и молитвы преподобному Амвросию Оптинскому


Молитва 1-я

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Буди непреложный покровитель Святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы преподобного Антония Оптинского

о семье

«В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.»

о начале всякого дела

«Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.»

за врагов

«Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.»

Молитва 2-я

О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, бдениех, молитвех и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учителю ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие небесных и земных благ, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

Молитва Оптинских старцев на начало дня

(утренняя молитва на каждый день)

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.»

Молитва 3-я

О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие, Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим Тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недугов наших: воззри на чад твоих зело согрешающих в словесех и делех и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, а наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице поклоняемаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оптинский старец иеросхимонах Амвросий

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первой и главной побудительном причиной к составлению предлагаемого жизнеописания Оптинского старца, батюшки иеросхимонаха Амвросия, послужил священный долг Оптинской обители сохранить благодарную память о своем родном дорогом старце и великом благодетеле, изливавшем милости свои не только на сожительствовавших с ним отцов и братий, но и на других очень многих лиц, вдали от него живших. Во-вторых, хотелось составить жизнеописание старца возможно полное, собрав разные о нем сведения, появлявшиеся в печати в разное время и в разных духовных журналах, а также и в рукописях, и устные о нем рассказы близких к нему лиц. Наконец, в-третьих, хотелось представить сведения о жизни старца, тщательно проверенные, так как во всех, доселе вышедших жизнеописаниях его замечаются погрешности.

Источники к составлению жизнеописания старца Амвросия следующие:

1. Устные и письменные рассказы Оптинских монахов, живших близко к старцу Амвросию, а также монахинь Шамординской общины и других женских монастырей и некоторых мирских лиц, всею душою ему преданных.

2. Скитская летопись в рукописи, хранящаяся в скитской библиотеке.

3. Некоторые сведения о старце Амвросии, извлеченные из архивов Оптинского монастыря и Тамбовской и Калужской духовных консисторий.

4. Письма Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия, помещаемые в журнале «Душеполезное Чтение».

5. Сказание о жизни Оптинского старца, отца иеросхимонаха Амвросия, напечатанное в «Душеполезном чтении» 1892-1894 гг. архимандрита Григория (Борисоглебского).

6. Поселянин Е

. Отец Амвросий // «Душеполезное Чтение», 1892.

7. Краткое сказание о жизни Оптинского старца иеросхимонаха о. Амвросия с приложением избранных его поучений. Брошюра. Издание Оптиной пустыни. Москва, 1893.

8. Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни. Издание Шамординской Казанской женской общины. Москва, 1892.

9. Тяжелая утрата. (Оптинский старец Амвросий.) Ф. П. Ч-на. Брошюра, изданная в пользу Шамординской женской общины. Москва, 1892.

10. Мелкие статьи об Оптинском старце Амвросии, печатавшиеся в разное время и в разных журналах.

Вследствие неточности некоторых сведений о старце Амвросии в поименованных его жизнеописаниях пришлось пользоваться ими при составлении предлагаемого жизнеописания с большой осторожностью.

Издаваемая теперь книга содержит в себе две части. В первой хотелось, так сказать, нарисовать портрет старца Амвросия, т.е. показать, как он, мало-помалу восходя от силы в силу в жизни духовной, достиг наконец в мужа совершенного

,
в меру полного возраста Христова
(Еф. 4, 13). Во второй же части — по возможности раскрыть его особенную заслугу, соделавшую его столь славным в наше слабое, маловерное, если не сказать более, время, т.е. его «старчествование», или руководствование ко спасению душ, ищущих спасения, закончив последними его днями.

В сем нелегком для малоспособности автора порученном ему труде призывает он в помощь молитвы почившего о Господе описываемого старца Амвросия, а вместе — по его молитвам и благословение Божие.

Архимандрит Агапит

ЧАСТЬ I

I. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА ГРЕНКОВА, ВПОСЛЕДСТВИИ СТАРЦА ИЕРОСХИМОНАХА АМВРОСИЯ

Мал бех в братии моей

,
и… Сам Господь… помаза мя елеем помазания Своего.
Пс. 150

Старец иеросхимонах Амвросий родился 23 ноября 1812 года в с. Большой Липовице Тамбовской губернии и того же уезда от пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Новорожденного назвали во святом крещении Александром, в честь благоверного великого князя Александра Невского, память которого пришлась в самый день рождения младенца. И так как святой князь Александр Невский был тезоименитным духовным покровителем государя императора Александра Павловича, а незадолго пред тем был выгнан из русских пределов гордый Наполеон со своими безумно-разрушительными полчищами, то есть основание думать, что освободившаяся от оков своих Русь многострадальная праздновала теперь день святого, тезоименитного своему царю благословенному, с особенным торжеством. Этим только, кажется, и можно объяснить, что в день рождения младенца Александра, как рассказывал сам старец, среди крестьян с. Липовицы замечалось, как сейчас увидим, какое-то особенное праздничное движение.

вернуться 1

Сам старец Амвросий достоверно не знал дня своего рождения, а потому при разговоре о сем в недоумении повторял: «Какой-то тут был праздник». И так как самым близким ко дню его рождения был празднуемый всей Святой Церковью великий праздник Введения во храм Божией Матери, то старец думал, что именно в этот праздник он и родился. Но по справке оказалось следующее: по «Клировым ведомостям» села Большой Липовицы Тамбовского уезда, «у пономаря Михаила Федорова в 1812 году ноября 23-го дня под № 17 значится рожденным сын Александр. Восприемники: священник Иоанн Семенов и солдатская жена Анна Матвеева» (в архиве Тамбовской духовной консистории).

вернуться 2

Самый день тезоименитства императора Александра I был 30 августа.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

от антихриста

«Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.»

Как и когда читать молитву старцев Оптины

Святой Амвросий рекомендовал приступить к насыщающему душу прошению с самого утра, сразу после пробуждения, пока разум не заполонили суетные мысли, чтобы воззвания принесли плод.

Всего две молитвы старцев, прочитанные с утра, смогут обеспечить уравновешенность, спокойствие и бодрость на весь день.

Читать слова, дарованного старцами воззвания, следует с желанием, радостью и благоговением перед Творцом, Иисусом и Духом Святым. Перед или после оптинского послания следует прочитать Иисусову молитву «Отче наш».

Молитва преподобного Нектария Оптинского

от антихриста, краткая

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.»

от антихриста, полная

«О Преподобне и богоблаженне отче Нектарие, Присносветлый светильниче старчества оптинскаго! Юродство подъемый и безумие мира обличивый, от богоборных злоключения добльственне претерпевый и блаженства изгнанных ради Господа Иисуса вкусивый. Призри ныне с небесе и от Райскаго сада к нам приникни.

Возвыси наше мудрование от земных попечений и о небеснем жительстве помышляти научи. Яко божественными добродетельми себе украсивый и плоды Райских сладостей непрестанное наслаждение вкусивый, от треволнения страстей и горших плодов грехолюбия нас исхити всеизрядным твоим предстательством. В Вере Православной до последняго издыхания утверди ны стояти и по отеческим стопам и преданием св. Апостол умудри ны ходити.

Господа и Бога умоли, богомудре отче, от грядущаго антихриста и от коварных его сетей нас избавити и в сокровенней пустыни спасения нас вселити. Да тихое, мирное и благочестное житие в веце сем скончаем и Райских селений по твоим молитвам наследити сподобимся.

Идеже купно с тобою и со старцы оптинскими воспоем и прославим Безначальную и Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго духа во веки веков. Аминь.»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]