Восемь благоприятных знаков


Содержание

  • 1 Ранние символы
  • 2 Символизм Тхеравады
  • 3 Символизм Махаяны
  • 4 Иконография Ваджраяны 4.1 Архитектура тибетского буддизма
  • 4.2 Цвет в тибетском буддизме
  • 4.3 Тханки (картины) и статуи будд и божеств
  • 5 Физические атрибуты буддизма и их символизм
      5.1 Ритуальные одежды
  • 5.2 Ритуальные колокола
  • 5.3 Бритьё головы
  • 5.4 Молитвенное положение
  • 6 Современный пан-буддийский символизм
  • 7 Галерея символов
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Библиография
  • 11 Полезные ссылки
  • Ранние символы[ | ]

    Отпечаток стопы Будды с изображениями триратны и Дхармачакры. I в. н.э., Гандхара.
    Несмотря на множество сохранившихся изображений, остаётся непонятным, какую роль они играли в раннем буддизме, поскольку в ранних текстах их символическое значение четко не объяснялось. Среди самых ранних и наиболее распространённых символов буддизма — ступа[1] (с реликвиями в ней), Дхармачакра[2] (колесо Дхармы), Дерево Бодхи (и отдельные листья этого дерева с их особой формой) и цветок лотоса. Колесо Дхармы, традиционно насчитывающее восемь спиц, может иметь различные толкования. Первоначально оно символизировало только царскую власть (Чакравартин — «тот, кто поворачивает колесо»), но уже в III веке до н.э. на Колоннпх Ашоки оно изображено в буддийском контексте. Изображение Колеса Дхармы обычно обычно связывают с историческим процессом передачи буддизма, восемь спиц — с Благородным Восьмеричным Путём. Лотос также может иметь несколько значений, часто связанных с состраданием и с понятием изначально чистого потенциала ума. Дерево Бодхи — это место, где Будда достиг нирваны, и поэтому оно символизирует освобождение.

    К другим ранним символам относятся монашеская чаша для подаяний и тришула[3]. Этот последний символ использовался примерно со II в. до н.э. и объединял лотос, ваджру (алмаз) и символизм триратны или «трех драгоценностей»: Будды, дхармы и сангхи. Лев, лошадь без всадника, а также олень также использовались в ранней буддийской иконографии. Учения Будды сутры уподобляют «львиному рыку», подчеркивая их силу и благородство. Лошадь без всадника олицетворяет отречение, а олень — буддийских учеников, поскольку Будда произнёс свою первую проповедь в Оленьей роще в Варанаси.

    Свастика в Индии традиционно использовалась буддистами и индуистами для обозначения удачи[4]. В Восточной Азии свастику часто воспринимают как общий символ буддизма. Свастики, используемые в этом контексте, могут быть левосторонними и правосторонними.

    Ранний буддизм не изображал самого Будду, а использовал для его представления пустой трон и Дерево Бодхи, то есть, вероятно, тяготел к аниконизму. Первый намёк на изображение человека в буддийской символике — появление отпечатка стопы Будды, а полные изображения возникают лишь благодаря греко-буддийскому искусству.

    Исторические корни буддийских ступ

    Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся. Более подробно про философию буддизма можно прочитать в этой статье.

    Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.

    Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.

    Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.


    Буддйская ступа в Санчи. Индия

    После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей. Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.

    Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.

    Символизм Тхеравады[ | ]

    В Тхераваде буддийское искусство служило лишь для представления Будды и его истории. Напоминания о Будде разделялись на реликвии, места и изображения.

    Хотя Будда был впервые был изображён в человеческой форме лишь примерно в I веке[5], телесные характеристики Будды описаны уже в одном из центральных текстов традиционного Палийского Канона — Дигха-никая, — в части под названием «Сутра признаков» (пали: Lakkhaṇa Sutta, D.iii.142 и далее).

    Эти характеристики состоят из 32 знаков, «32 телесных признаков Великого Человека» (пали: Lakkhaṇa Mahāpurisa 32). Они были дополнены ещё 80 вторичными характеристиками (пали: anubyañjana).

    Символизм Махаяны[ | ]

    Цветок лотоса на храмовом колоколе. Словно парящий над грязными водами привязанности и желания, лотос символизирует чистоту тела, речи и ума. Символы Махаяны: Аштамангала
    В школах Махаяны значение буддистских фигур и священных предметов тяготело к эзотерическому и символическому аспекту. Мудры — это символические движения кистей рук, описывающие действия важнейших персонажей буддийского искусства. Многие изображения также действуют как мандалы.

    Буддийское искусство Махаяны и Ваджраяны в бытовом и публичном искусстве часто использует «восемь благих эмблем»[6] (санскрит aṣṭamaṅgala, китайский: 八吉祥; пиньинь: ба jíxiáng). Благодаря буддизму эти символы распространились в искусстве многих культур, включая индийское, тибетское, непальское и китайское.

    Восемь благих эмблем (Аштамангала):

    1. Цветок лотоса. Символизирует чистоту и просветление.
    2. Бесконечный узел или мандала. Символизирует вечную гармонию.
    3. Золотая рыбка. Символизирует супружеское счастье и свободу.
    4. Знамя Победы. Символизирует победоносную битву.
    5. Колесо Дхармы. Символизирует знания.
    6. Драгоценная ваза. Символизирует неисчерпаемые сокровища и богатства.
    7. Благой зонт. Символ короны и защиты от стихии.
    8. Белая раковина. Символизирует мысли Будды.

    В восточноазиатском буддизме в качестве символа вечности широко распространена свастика. Она используется для обозначения буддийских храмов на картах и в начале буддийских источников. В классическом тибетском языке она известна как юнгдрунг (транскрипция Вайли: g.Yung drung)[7]. В древнем Тибете она служила графическим представлением вечности[8].

    В дзэн-буддизме широко используемым символом является энсо, нарисованный от руки круг.

    Виды амулетов

    Статуэтки бога удачи, счастья и веселья бывают разных размеров.

    Большую можно поставить в доме на пол лицом к двери. Фигуру среднего размера — устроить на полке или комоде. Крошечную удобно всегда брать с собой, и она поддержит в любой ситуации.

    Самыми сильными считаются амулеты белого или золотистого цветов.

    Традиционными материалами в древности были:

    • дерево;
    • кость;
    • клыки;
    • рога животных.

    Позже стали делать из металлов, в том числе драгоценных, из стекла, из камней:

    1. опала;
    2. нефрита;
    3. агата.

    Сейчас изготавливают из:

    • коралла;
    • фарфора;
    • глины;
    • гипса и даже пластмассы.

    Считается, что материал не имеет особого значения. Главное, чтоб фигурка пришлась по душе хозяину, была тщательно подобрана с учетом намерений и желаний, правильно размещена в доме по феншуй. Немаловажно, чтоб она всегда была ухожена, окружена вниманием и почетом.

    Далее можно посмотреть виды статуэток бога удачи.

    Фарфоровый Будда:

    Хотей на жабе:

    Золотой Хотей:

    Веселый Будда из дерева:

    Веселый Будда на монетах:

    Иконография Ваджраяны[ | ]

    Архитектура тибетского буддизма[ | ]

    Восемь видов тибетских ступ Вишваваджра, или «двойная ваджра», в эмблеме Бутана
    Центральный символ Ваджраяны — это Ваджра, священное неразрушимое оружие бога Индры, связываемое с молнией и твёрдостью алмаза. Она символизирует пустоту (шуньяту) и, следовательно, неразрушимую природу реальности.

    Другие символы Ваджраяны включают в себя гханту (ритуальный колокольчик), колесо бытия бхавачакру, мандалы, число 108 и глаза Будды, которые обычно можно увидеть на непальских ступах, таких как в Боднатхе. В Ваджраяне также используются различные мифические существа: Снежный Лев, Конь Ветра, Дракон, Гаруда и Тигр.

    Широко известная мантра «ом мани падме хум» символизирует сострадание и обычно встречается в качестве надписи на камнях, молитвенных колесах, ступах и произведениях искусства.

    Основное сооружение в архитектуре тибетского буддизма — это ступа, называемая по-тибетски «чортен» (Вайли: mchod rten). Чортен имеет пять частей, которые представляют Махабхуту (пять элементов)[9]. Основание ступы представляет собой квадрат (символизирующий элемент земли), над которым находится купол (символизирующий воду), на котором находится конус (символизирующий огонь), на острие конуса — полумесяц (символизирующий воздух), внутри полумесяца — пламя (символизирующее эфир). Можно также сказать, что сходящееся в точку пламя символизирует сознание как шестой элемент. Чортен представляет эти элементы тела в том порядке, в каком они растворяются после смерти[10].

    Тибетские храмы часто бывают трёхэтажными. Число «три» может представлять разные аспекты, такие как Трикая (три тела) Будды. На первом этаже может находиться статуя исторического Гаутамы Будды и изображения Земли; таким образом, первый этаж символизирует нирманакая. На втором этаже могут находиться Будда и сложный орнамент, изображающий возвышение над состоянием человека и тело самбхогакая. На третьем этаже может находиться «Первоначальный» Ади-Будда в Яб-юм (любовном соитии со своей супругой); третий этаж может быть больше ничем не украшен, что символизирует возвращение к абсолютной реальности и «тело истины» дхармакая[10].

    Цвет в тибетском буддизме[ | ]

    ЦветЧто символизируетБуддаНаправлениеЭлементТрансформирующее действиеСлог мантры
    БелыйЧистота, изначальное существоВайрочанаВосток (или, в альтернативной системе, Север)ВодаНеведение → Осознание реальностиОм
    ЗелёныйМир, защита от вредаАмогхасиддхиСевер (или не определено)Ревность → Достижение девственно чистого сознанияМа
    ЖёлтыйЗдоровье, красотаРатнасамбхаваЮг (или Запад)ЗемляГордость → Осознание тождественностиНи
    Голубой и синийПознание; тёмно-синий — также пробуждение / просветлениеАкшобхьяЦентр (или не определено)ВоздухГнев → «Зеркальное» осознаниеПад
    КрасныйЛюбовь, состраданиеАмитабхаЗапад (или Юг)ОгоньПривязанность → Способность различатьМе
    ЧёрныйСмерть, смерть неведения, пробуждение / просветлениеНе определено (или Восток)ВоздухХум

    Источники для таблицы[10][11][12][13]

    Пять цветов (санскр. pañcavarṇa — белый, зеленый, желтый, синий, красный) дополняются несколькими другими цветами, включая чёрный, оранжевый и золотой (который обычно ассоциируется с жёлтым). Они обычно используются для молитвенных флагов, а также для визуализации божеств и духовной энергии, для построения мандал и росписи культовых икон.

    Тханки (картины) и статуи будд и божеств[ | ]

    Монгольский лама у молитвенного барабана
    Искусство здесь используется для изображения различных фигур и значений. Тибетские буддийские божества часто могут играть различные роли и по-разному изображаться в соответствии с этими ролями. Например, Зеленая Тара и Белая Тара, которые являются различными аспектами Тары (одной из главных бодхисаттв), имеют разные значения: Зелёная Тара защищает людей от страха, в то время как Белая Тара связана с долголетием.

    Помимо упомянутых ярких цветов, фигуры могут иметь более естественный цвет — например, их кожа может быть окрашена в оттенки розового или коричневого. Очень распространены также листья золотого цвета и золотая краска. Эти цвета помогают выделить многих божеств, которых в других ветвях буддизма сложнее отличить. Например, если на тханках Ваджраяны Будду Шакьямуни можно увидеть в (бледно-) жёлтом или оранжевом цвете, а Будду Амитабху — обычно в красном, то в китайском буддизме различить их помогает только положение рук, поскольку они изображаются с одними и теми же атрибутами.

    Так называемые «гневные божества» часто изображаются в страшных образах: они сокрушают своих врагов, имеют чудовищные выражения лиц и украшения в виде черепов или частей тела, напоминающие о смерти. Эти божества изображаются так потому, что для преодоления глубокого неведения и адхармы порой требуется сильный гнев[10].

    Как и везде в буддизме, в символизме Ваджраяны широко используется лотос. Лотос может полностью распуститься, или начинать открываться, или всё ещё оставаться бутоном — эти образы символизируют те учения, которые уже ушли, которые существуют сейчас или которые ещё не появились.

    Авалокитешвару часто изображают с тысячью (или, по крайней мере, множеством) рук, чтобы отразить множество способов, которые он использует ради помощи всем живым существам. Он часто имеет одиннадцать голов, что символизирует его сострадание всем живым существам.

    В буддизме Ваджраяны часто имеет значение количество ног у будды или бодхисаттвы. Чаще всего их бывает две, но бывает и десять, и шестнадцать, и двадцать четыре. Положение ступней/ног может также иметь особое значение. Например, Зелёную Тару обычно изображают сидящей со скрещенными ногами, но одна нога спущена вниз, что символизирует «погружение в абсолют, в медитацию» и готовность сделать шаг вперед и помогать живым существам путём «вовлечения в мир через сострадание»[10].

    Что означают эти буддийские фигурки?

    Хотей — один из семи богов счастья в японской мифологии, и самый популярный персонаж нэцке. Символизирует:

    • богатство;
    • веселье;
    • благополучие;
    • беззаботность.

    Он лысый, толстый, с огромным животом, но всегда довольный, счастливый и улыбающийся. Помогает не только в приобретении богатства. Но и во всем, что связано с ним и способствует благополучию и изобилию:

    1. мудрость;
    2. здоровье;
    3. долголетие;
    4. умение общаться и всегда радоваться жизни.

    Важно! Распространенный вариант бога Хотея — с холщевым мешком, стоящим рядом или заброшенным за спину. Он подарит владельцу процветание во всех сферах жизни.

    Буддисты считают, что Хотей не только помогает людям привлечь энергию денег, но и избавляет от несчастий. Недаром его изображают с мешком: из него он одаривает своих поклонников богатством, а также забирает и прячет в мешок неприятности, избавляя от них навсегда.

    Какое значения имеют их позы и жесты?

    • Хотей на трехпалой красноглазой жабе, держащей во рту монеты – один из самых сильных талисманов, помогающих достичь изобилия. Привлечение денег в вашу жизнь увеличивается в разы: удваивается, а то и утраивается.
    • Божок с драконочерепахой научит своего хозяина совершать выгодные сделки. Черепаха добавит мудрости, а дракон — силу. Тогда появятся надежные партнеры, дела будут спориться и поток денег не иссякнет.
    • Веселый толстячок с персиком или другими фруктами позовет в дом здоровье, удачу, гармонию, веселье и долголетие. И все это целым потоком как из рога изобилия. Статуэтка не должна затеряться среди разных безделушек на полке, у нее должно быть свое почетное место. Расположите ее там, куда всегда легко дотянуться, чтоб погладить живот Хотея.
    • Пирамида с золотым песком и монетами усиливает притяжение денег Хотеем, помогает достичь цели и завершать дела не просто благополучно, а с триумфом. При этом привлечет заботливых покровителей и поможет сделать удачные крупные вложения. Там, где этот амулет — там устойчивые, как сама пирамида, удача и богатство.
    • Статуэтка с детьми не только помогает обзавестись потомством, но и обеспечивает наследников изобилием на всю жизнь. Детишки не будут знать нужды ни в чем, и процветание им обеспечено не только в отчем доме, но и во взрослой жизни.
    • Хотей с веером — для смелых людей, не боящихся всего нового, неизведанного и веселых приключений. Он навеет в вашу жизнь ветер перемен, значительные изменения, конечно же, только положительные и приносящие выгоду. И это касается всей семьи и разных сфер: бизнеса;
    • творчества;
    • учебы;
    • женитьбы.

    Рекомендуем: Какое значение имеет символ «Двойное счастье»? Как сделать и зарядить на удачу и везение?

    Физические атрибуты буддизма и их символизм[ | ]

    Ритуальные одежды[ | ]

    В буддизме есть и другие символы, физические и необходимые для ритуалов, такие как монашеские одеяния. Например, кашая в секте Тхеравада заметно отличаются от одежды других сект буддизма. Поскольку Тхеравада является ортодоксальной и старейшей из трёх сект, в ней принят свой способ ношения одежды. Монахи носят свои мантии на плечах, обнажая руку; цвет кашая соответствует их секте[14]. В Тхераваде, например, это шафрановый, в то время как представители других сект буддизма (в том числе в других странах) носят одежду иного цвета и стиля. В Китае буддизм распространился в VI веке до н.э.[15], в те времена считалось неправильным обнажать значительную часть тела, и именно тогда появились накидки, закрывающие обе руки длинными рукавами[16]. В других местах, например в Тибете, с течением времени традиции изменились, и монахи показывают оба плеча, а их облачение состоит из двух частей, а не из одной. В Японии появился особый нагрудник вместе с длинным халатом с рукавами, который называется «коромо». Это была одежда, введённая специально для школы Дзэн в Такахацу; там же у монахов принято носить соломенную шляпу[17].

    Ритуальные колокола[ | ]

    Во всех буддийских сектах используется колокольный звон: один из монахов звонит в большой бронзовый колокол, обозначая начало вечерних ритуалов. У каждого колокола есть своё имя, в том числе «Царь-колокол» и «Колокол удачи»[18]. Монахи используют колокольный звон, чтобы отгонять злых духов и обрести защиту Будды во время ритуала. Некоторые секты называют это частью «Мистического Закона», который является основой буддийского ритуала[19].

    Бритьё головы[ | ]

    Бритьё головы — ещё один элемент ритуала, который необходимо выполнить, чтобы стать буддийским монахом, а в конечном итоге — достичь нирваны. Само по себе бритьё головы означает принадлежность к одной из сект буддизма[20]. Ещё один аспект символизма бритья волос заключается в том, что это одно из правил, которые Будда дал своим ученикам, чтобы они держались подальше от обычной жизни и были полностью вовлечены в практику учения[21].

    Молитвенное положение[ | ]

    Ещё одним элементом символизма буддизма является способ соединения рук во время молитвы или ритуала[22]. Буддисты сравнивают свои пальцы в этом положении с лепестками нераспустившегося цветка лотоса. Другой формой символической позы во время ритуала является буддийский поклон: делая поклоны перед Буддой или другим человеком, кланяются не физической форме (человеку или статуе), но Будде внутри них (в человеке или статуе)[23].

    Буддийский гороскоп. Звериные знаки

    Главная || Астрология в нашей жизни || Буддийский гороскоп. Звериные знаки

    В старинных буддийских сутрах дается определение судьбы человека по году, месяцу, дню рождения: двенадцать лет восточного цикла, а также двенадцать месяцев, дни месяца носят имена определенных животных.

    Среди них различают пять «жестких» знаков – знаки Тигра, Дракона, Лошади, Собаки, Свиньи и семь «мягких» — знаки Мыши, Быка, Зайца, Змеи, Овцы, Обезьяны и Петуха.

    В периоды жестких знаков обстоятельства жизни и черты личности трудно поддаются изменению, человек действует под давлением обстоятельств.

    В «мягкие» периоды многое становится податливым, доступным изменению. Надо оговориться, что это деление не совпадает с делением знаков на янские и иньские.

    Если изобразить двенадцать знаков цикла в виде круга, расположив их, как принято на Востоке, по часовой стрелке, и поместить в центр сидящего Будду, то один из знаков окажется над головой, два других – на уровне ушей, два следующих – на уровне плеч и т.д.

    Буддийские астрологи учитывали и расположение знаков «относительно Будды», считая, что с течением времени зодиакальный круг поворачивается вокруг Будды против часовой стрелки.

    Особенно часто это расположение знаков учитывалось для уточнения характеристики года рождения.

    Восточный год (начинающийся, как известно, не 1 января, а в конце января — феврале) открывается месяцем Тигра. Поэтому в начале любого года (весной) месяц Тигра находится над головой Будды. Знак же, обозначающий год, может оказаться в любом другом месте.

    Таким образом, человек, родившийся в год Тигра и месяц Тигра, считается родившимся у головы Будды, а тот же год осенью (в месяц Обезьяны) – возле его ног. Текущий месяц (приблизительно соответствующий тому или иному европейскому знаку Зодиака) всегда помещается над головой Будды.

    Так, если вы родились в год Тигра, но в июне, соответствующем месяцу Лошади, то над головой Будды окажется знак Лошади, а ваш знак Тигра будет находиться от него в пятой позиции: вы родились возле живота Будды.

    Если же вы родились в месяце Лошади, но в год Дракона, то ваш знак (знак года Дракона) займет место возле плеч Будды.

    Что означают 12 знаков цикла

    1. Человеку, родившемуся у головы Будды, предначертаны богатство, слава.

    Он может даже стать царем или ханом (или, с учетом нашей действительности, президентом какого-либо региона, банка или фонда).

    2. Человек, родившийся около ушей Будды, наделен мудростью. Это – ученый, исследователь.

    Он честолюбив, неуклонно стремится к своей цели и, как правило, достигает ее, потому что ему сопутствует удача.

    3. Человек, родившийся у плеча Будды, пользуется благосклонностью власть имущих – и вместе с тем независим, самостоятелен. Его незаурядный ум позволяет ему идти своей дорогой.

    4. Родившийся возле рук Будды – умелый человек, мастер своего дела, стремящийся всегда доводить начатое до конца и постоянно совершенствоваться в своем искусстве. Он никогда не останется без куска хлеба.

    5. Человек, родившийся возле живота Будды, будет жить в достатке: даже если он ничего и не зарабатывает, то удача сама найдет его. Но, как правило, это человек, стремящийся обеспечить комфорт себе и своей семье, что ему обычно и удается.

    6. Человек, родившийся на бедрах Будды, — существо подчиненное. Скорее всего, он будет жить в чужом доме, возможно, даже в чужой стране, и следовать указаниям других.

    7. Человек, родившийся у ног Будды, окружен заботой ближних. Если это мужчина – он очень любит жену и наоборот. В доме, как правило, царит достаток.

    Солнечный ритуал судьбы

    Астрологическая кулинария

    Ваш избранник по знаку Зодиака

    Знак Зодиака за рулем

    Земной шар под знаком Зодиака

    Буддийский гороскоп. Характер дней недели

    Буддийский гороскоп. Предсказания по дате рождения

    Буддийский гороскоп. Путеводная звезда в вашей жизни

    Буддийский гороскоп. Разговор на языке стихий

    Буддийский гороскоп. По месяцу рождения. Для мужчин

    Буддийский гороскоп. По месяцу рождения. Для женщин

    Галерея символов[ | ]

    • Колесо Дхармы с двумя оленями
    • Дерево Бодхи с характерными листьями в форме сердца
    • Триратна, Три Драгоценности
    • Ступа в Санчи
    • Резные украшения на дверях ступы в Санчи; обратите внимание на дхармачакру, животных и трисулу
    • Ступа в Шанти со статуями львов
    • Пустой трон и Дерево Бодхи
    • Свастика на буддийском храме в Сеуле
    • Круг энсо в дзен-буддизме
    • Мантра Ом Мани Падме Хум на тибетском
    • Символ Калачакры
    • Мандала Ваджрахату
    • Ритуальный кинжал Пхурба
    • Флаг Тибета, использовавшийся в 1912-1950 гг, с двумя снежными львами и тремя драгоценностями.
    • Конь Ветра. Тибетская бронзовая статуя
    • Статуи Гаруд и нагов в храме Ват Пхракэу, Бангкок
    • В тибетском учении Дзогчен ригпа символизируется белой буквой А внутри круглой радуги.
    • Колесо Дхармы
    • Ганкыл, колесо радости
    • Дваджа, Знамя Победы
    • Ритуальная ваза Bumpa, используемая в тибетских посвящениях. Павлинье перо и драгоценный камень символизируют практики Дзогчен в Трекчо и Тогале.
    • Государственный герб Монголии с Конём Ветра, тремя драгоценностями и колесом Дхармы
    • Бодхидхарма широко используется в дзэн-буддизме. Луна символизирует просветление
    • Ритуальные колокольчик и ваджра
    • Белый слон
    • Манджушри с огненным мечом, символизирующим праджню (мудрость).
    • Картика, ритуал, связанный с дакини
    • Тибетская ритуальная труба из раковины с изображением дракона
    • Камни Мани
    • Контейнер для буддийских реликвий в форме пылающего священного камня
    • Ваджра Мудра
    • Китайский иероглиф Кайндзи «Ву», обозначающий пустоту. Широко используется в дзэн-калиграфии

    Тибетский культурный центр

    8 буддийских символов

    Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви. Изображения Восьми Благоприятных Символов часто встречаются в буддийских монастырях, многие верующие держат их в домах, как символы благополучия и процветания. Каково значение буддийских символов?

    1.Знамя Победы

    Знамя Победы символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары. Знамя установлено на вершине горы Сумеру. Сумеру, или вселенская Гора Совершенства, как считается, нерушима, пока существует наша Вселенная. Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений.

    2. Драгоценный зонт

    Драгоценный зонт – символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления до самого достижения. В религиозном сознании защита от непогоды связывалась с защитой от загрязнений, пороков и страстей, препятствующих духовному развитию. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя или палящих лучей солнца, так и драгоценный зонт оберегает от страданий, защищает от препятствий на пути к Просветлению.

    3.Белая раковина

    В древности раковина являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук. Белая раковина со спиралью, закрученной вправо – это весть о Просветлении Будды, а также благая весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды. В природе часто встречаются раковины с левосторонней закруткой спирали, поэтому редкие раковины с правосторонней спиралью ассоциировались с особенными признаками и считались священными. Направление закручивания их спирали связывалось с направлением движения по небу небесных светил: солнца, луны, планет и звёзд. Подобно тому, как звук раковины распространяется во всех направлениях, так и Учение Будды распространяется повсеместно, побуждая живых существ пробудиться ото сна неведения. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы.

    4. Лотос

    Цветок лотоса – символ святой любви и святого сострадания, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. Лотос корнями уходит в ил, а лепестки лотоса поднимаются над водой, они чисты и открыты солнцу. Сознание бодхисаттвы свободно от загрязнений, подобно тому, как мутная вода не может удержаться на чистых лепестках лотоса.

    5. Две золотых рыбки

    Золотые рыбки — это символ преодоления океана сансары и достижения нирваны. Это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Рыбок называют золотыми из-за сияния чешуи. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики. Кроме того, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер.

    6. Драгоценный сосуд

    Драгоценный сосуд – символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. Драгоценность, венчающая крышку сосуда – чинтамани, драгоценность, исполняющая желания. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное. Сосуд — кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

    7.Колесо Дхармы

    Это колесо Чакравартина, Владыки мира, как оно является средством его передвижения, с восемью острыми спицами, разрубающими помехи на пути, так и этот символ олицетворяет собой средство продвижения к Просветлению. Золотое колесо со спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Спица означает Мудрость, опыт, сосредоточение, ось – нравственность. Также три вида Высшего Воспитания, Три Корзины Учения. Восемь спиц этого колеса означают Благородный Восьмеричный Путь.

    8. Бесконечный узел

    Бесконечный узел имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды. Для достижения состояния Будды необходимо идти бесконечно длинным путём Махаяны. Путь бодхисаттвы неизмеримо долог, он не ограничивается несколькими кальпами. Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости.

    Примечания[ | ]

    1. Жуковский В. И., Копцева Н. П.
      Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 227 с. — ISBN 5-7638-0575-5.
    2. Albert Grünwedel, Agnes C. Gibson, James Burgess,Buddhist art in India.
      Published by Bernard Quaritch, 1901, page 67: «Колесо (
      дхармачакра
      ), как уже упоминалось, было принято учениками Будды в качестве символа его учения…»
    3. Альбедиль М. Ф.
      Тришула // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 422. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.
    4. Большой оксфордский толковый словарь английского языка = Oxford School Dictionary: 45000 слов и выражений / Под ред. А. Делаханти и Ф. Макдональда. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 691 с. — ISBN 5-17-031069-2, ISBN 5-271-11703-0
    5. Krishnan, Yuvraj. The Buddha Image: Its Origin and Development.
      2009. p. 51
    6. Восемь благородных символов Буддизма. Аштамангала
    7. what-is-yungdrung (неопр.)
      . Дата обращения 7 июня 2009.
    8. About the Bon (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 16 февраля 2020. Архивировано 16 февраля 2020 года.
    9. Алексей Соколов
      , Буддийская ступа, сайт Буддизм алмазного пути
    10. 12345Sangharakshita.
      An Introduction to Tibetan Buddhism (неопр.). — Windhorse Publications, 2004. — С. 144. — ISBN 978-0904766868.
    11. Пять дхьяни будд
    12. Tibet Travel (неопр.)
      . Дата обращения 26 августа 2020.
    13. Shakya Statues (неопр.)
      . Дата обращения 27 августа 2020.
    14. Одежда буддийских монахов
    15. Buddhism in China (англ.), Asia Society
      .
    16. Get an Overview of the Robes Worn by Buddhist Monks and Nuns, ThoughtCo
      .
    17. Buddhist Monks’ Robes: An Illustrated Guide, ThoughtCo
      .
    18. Buddhist Bells and Statues – Presentation | Art in the Modern World 2014 (англ.). blogs.cornell.edu
      . Дата обращения 28 октября 2020.
    19. The Meaning of Burning Incense and Ringing Bells in Buddhism | Synonym (англ.).
    20. Why do Buddhists Shave their Heads? (неопр.)
      .
      www.chomonhouse.org
      . Дата обращения 12 октября 2020.
    21. Why do Buddhist monks and nuns shave their heads? — Mahamevnawa Buddhist Monastery (англ.), Mahamevnawa Buddhist Monastery
      (20 April 2018). Архивировано 28 октября 2020 года.
    22. Why Buddhists Join Their Hands in Prayer | Myosenji Buddhist Temple (англ.). nstmyosenji.org
      . Дата обращения 12 октября 2020.
    23. 본엄 (2015-06-07), Why Do Buddhists Bow to Buddhas?
      , <https://www.youtube.com/watch?v=RHbB1WRVKkw>. Проверено 12 октября 2020.
    24. Freiberger, Oliver.
      The Meeting of Traditions: Inter-Buddhist and Inter-Religious Relations in the West
      (неопр.)
      . Дата обращения 15 июля 2004. Архивировано 26 июня 2004 года.
    25. Archived copy (неопр.)
      . Дата обращения 15 июля 2004. Архивировано 23 сентября 2004 года.
    26. The Buddhist Flag (неопр.)
      . Buddhanet. Дата обращения 2 апреля 2020.
    27. The Origin and Meaning of the Buddhist Flag (неопр.)
      . The Buddhist Council of Queensland. Дата обращения 2 апреля 2015.

    Библиография[ | ]

    • Beer, Robert.
      The Handbook of Tibetan Buddhist Symbols (неопр.). — Serindia Publications, 2003. — ISBN 978-1-932476-03-3.
    • Coomaraswamy, Ananda K.
      Elements Of Buddhist Iconography (неопр.). — Harvard University Press, 1935.
    • Lokesh, C., & International Academy of Indian Culture. (1999). Dictionary of Buddhist iconography
      . New Delhi: International Academy of Indian Culture.
    • Seckel, Dietrich; Leisinger, Andreas (2004). Before and beyond the Image: Aniconic Symbolism in Buddhist Art
      , Artibus Asiae, Supplementum 45, 3–107
    • Молодцова, Елена.
      Тибет. Сияние Пустоты (неопр.). — Алетейа, 2013. — ISBN 978-5-91896-056-1.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]