Аудио-версия статьи
- Книги по истории Византии
- Кроссворд «Византия»
- Цикл бесед «О Византии» В.Л. Махнач
***
Византи́я – (Восточная часть Римской империи, Византийская империя), государство, существовавшее в период с IV в. по 1453 г., образованное при распаде Римской империи на две части: восточную и западную.
***
Когда образовалась Византия?
У ученых нет единого мнения относительно даты образования Византии как отдельного государства: то есть той даты, которую, собственно, следует принять за начальную точку отсчёта существования Византии (а не просто восточной части Римской империи). Многие считают, что она сформировалась в 395 г. в связи с окончательным разделением Римской империи на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Другая распространенная дата – 330 г. – условная точка отсчета, принятая под влиянием мнения, что в этом году Константинополь – Новый Рим – был объявлен столицей Восточной Римской империи; середина IV в. (превращение Константинополя в полноправную столицу, время Констанция II); середина VI в. (правление императора Юстиниана I); середина VII в. (эпоха после войн Ираклия I с персами и арабами).
Падение Византии
Каковы же основные причины падения Византии? Почему империя, владевшая такими обширными территориями и таким могуществом (как военным, так и культурным) пала? В первую очередь самой важной причиной стало усиление Османской империи, по сути, Византия стала одной их первых жертв, впоследствии османские янычары и сипахи немало нервов потреплют и многим другим европейским народам, дойдя даже до Вены в 1529 году (откуда их выбили только объединенными усилиями австрийские и польские войска короля Яна Собеського).
Но помимо турков Византия имела и ряд внутренних проблем, постоянные войны измотали эту страну, многие территории, которыми она владела в прошлом, оказались потерянными. Сказался и конфликт с католической Европой, вылившийся в четвертый крестовый поход, направленный не против неверных мусульман, а таки против византийцев, этих «неправильных православных христиан-еретиков» (с точки зрения католиков-крестоносцев, разумеется). Стоит ли говорить, что четвертый крестовый поход, результатом которого стало временное завоевание Константинополя крестоносцами и образование так званой «Латинской республики» был еще одной важной причиной последующего упадка и падения Византийской империи.
Также падению Византии немало поспособствовали и многочисленные политические смуты, сопровождавшие заключительный пятый этап истории Византии. Так, например, византийский император Иоанн Палеолог V, правивший с 1341 по 1391 годы, свергался с престола целых три раза (интересно, что сперва своим свекром, потом сыном, потом внуком). Турки же умело использовали интриги при дворе византийских императоров в своих корыстных целях.
В 1347 году по территории Византии прокатилась самая страшная эпидемия чумы, черной смерти, как называли эту болезнь в средние века, эпидемия унесла примерно треть жителей Византии, что стало еще одной причиной ослабления и падения империи.
Когда стало понятно, что турки вот-вот сметут Византию, последняя стала вновь искать помощи у Запада, но с католическими странами, а также римским папой отношения были более чем натянуты, на помощь пришла только Венеция, чьи купцы выгодно торговали с Византией, а в самом Константинополе был даже целый венецианский купеческий квартал. В это же время Генуя, бывшая торговым и политическим противником Венеции, наоборот всячески помогала туркам и была заинтересована в падении Византии (в первую очередь с целью доставить проблем своим торговым конкурентам венецианцам). Одним словом, вместо того, чтобы сплотится и помочь Византии устоять под ударом турков-осман, европейцы преследовали свои личные интересы, горстка венецианских солдат и добровольцев, все же отправленная на помощь осажденному турками Константинополю уже ничего сделать не могла.
Осада Константинополя турками.
29 мая 1453 года древняя столица Византии, город Константинополь пал (впоследствии был переименован турками в Стамбул), вместе с ним пала и некогда великая Византия.
Как официально называлась Византия?
Самоназваний у Восточной Римской империи начиная с III–IV вв., в том числе после падения Константинополя в 1453 г., было несколько: государство ромеев, или римлян, (βασιλεία τῶν Ρωμαίων), Романи́я (Ρωμανία), Ромаи́да (Ρωμαΐς). Слово «византийцы» использовалось, в основном, для обозначения жителей Константинополя – по названию древнего города Византий (Βυζάντιον), который был своего рода «предтечей» Константинополя, а сами жители империи называли себя ромеями – римлянами (Ρωμαίοι), ими правил римский император – василевс (Βασιλεύς τῶν Ρωμαίων), а их столицей был Новый Рим (Νέα Ρώμη) – именно так обычно назывался основанный Константином город. Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали ее «Империей греков», в Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а ее столицу – Царьградом.
Особенности живописи
Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.
Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.
Почему Византия сегодня называется Византией?
Данное название впервые встречается в западноевропейской традиции: первое использование этого термина было зафиксировано в сочинениях Приска. Употребляли его также Малх Филадельфиец, Аммиан Марцеллин, Иордан. После падения Рима в 476 г. необходимость как-то отдельно обозначать Восточную и Западную Римские империи отпала – осталась единственная Римская империя, и термин, утратив функциональность, фактически вышел из употребления. В научный обиход слово вернулось уже после падения Византии, благодаря труду немецкого гуманиста и историка Иеронима Вольфа (в XVI в.) «Корпус византийской истории», представляющему собой небольшую антологию сочинений историков Восточной империи с латинским переводом. Именно с тех пор это понятие вошло в оборот в Западной Европе, а затем и во всем мире.
Римская империя существовала до 1453 года
Четыреста семьдесят шестой год считают датой падения Западной Римской империи. Именно тогда римский наёмник Одоакр сверг императора Ромула Августа и провозгласил себя королём рутенов, гепидов, готов, унгар и герулов. Но Римская империя не погибла. Она продолжала существовать ещё почти тысячу лет под именем Византии.
В то время как на Западе под властью племенных вождей друг друга сменяли карликовые государства, на Востоке возвышалась великая держава, власть в которой не прерывалась со времён основания Рима. Глава этой страны имел титул «римский император», а в государственных документах провозглашалась преемственность империи от самого основания Рима в 753 году до н. э.
На каком языке говорили жители Византии?
Ромеи говорили и писали, в основном, на среднегреческом языке (ρωμαϊκή γλώσσα – букв. римский язык), называемом также византийским греческим и византийским языком. Хронологически среднегреческий этап охватывает практически все средневековье от окончательного разделения Римской империи до падения Константинополя в 1453 г. и располагается между древнегреческим языком античности и современным новогреческим языком Греции и Кипра. На латыни же разговаривали в западных провинциях Византии и на Балканах, кроме того, до VI в. она оставалась официальным языком юриспруденции: последним законодательным сводом на латыни стал Кодекс Юстиниана (529 г.), после которого законы издавали уже на греческом.
Когда Византия достигла наибольшего величия?
Наибольшую территорию Византия контролировала при императоре Юстиниане I (527–565 гг.), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций Рима и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем под натиском многочисленных врагов империя постепенно утрачивала земли. После славянских, булгарских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний империя занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX–XI вв. сменилось значительными потерями в конце XI в., во время нашествия сельджуков и поражения при Манцикерте, усилением при первых Комнинах, после распада страны под ударами крестоносцев, взявших Константинополь в 1204 г., очередным усилением при Иоанне Ватаце, восстановлением империи Михаилом Палеологом, и, наконец, гибелью в 1453 г. под натиском османов.
Династии византийских императоров
- Династия Константина (306-364)
- Династия Валентиниана-Феодосия (364-457)
- Династия Львов (457-518)
- Династия Юстиниана (518-602)
- Династия Ираклия (610-717)
- Династия Исаврийская (717-802)
- Династия Никифора (802-820)
- Династия Фригийская (820-866)
- Династия Македонская (866-1059)
- Династия Дук (1059-1081)
- Династия комнинов (1081-1185)
- Династия Ангелов (1185-1204)
- Династия Палеологов (1259-1453)
Можно ли назвать жизнь в тысячелетней Византийской империи относительно спокойной?
Среди верующих, действительно, нередко бытует мнение о том, что жизнь в Византии была спокойной и безопасной: византийские монархи являли собой образцы благочестия и мудрости, в уютных кельях с видом на море молились студийские монахи, святые отцы писали в тихой обстановке свои фундаментальные труды, и, конечно же, в таких условиях подданные великой православной империи чувствовали себя как за каменной стеной. Увы, к исторической реальности все эти представления не имеют никакого отношения.
Так, например, империю опустошала пандемия – так называемая Юстинианова чума (541–700 годы). Она началась в Египте (его византийский период длился до 646 г.) и охватила территорию всего цивилизованного мира того времени. Погибло около 100 миллионов человек, Византия потеряла примерно половину своего населения.
В разное время государство разоряли вестготы, гунны, персы, русы, болгары, авары, арабы, сельджуки, крестоносцы, османы. В результате непрекращающихся войн экономика империи веками находилась в состоянии тяжелого кризиса, управление было поражено коррупцией, задушенное налогами население нищало, империю сотрясали восстания, бунты. Кроме того, императоры были вынуждены постоянно бороться с заговорами внутренних противников.
Церковь подвергалась атакам ложных доктрин, сталкивалась с многообразными еретическими течениями: арианством, несторианством, монофизитством, монофелитством, иконоборчеством и др. В 1054 г. произошел официальный разрыв между христианскими церквями, что усугубило до предела натянутые отношения с Западом.
Жизнь в Византийской империи никак не была похожа на сказку, однако этот позитивный миф дожил до наших дней, и некоторые современные конспирологи и политологи, связанные с евразийством, порой заявляют о том, что любой человек, критикующий Византию, пособник Запада, что Византия для нас есть воплощение абсолютного добра и одно из оружий в борьбе с враждебным англосаксонским миром.
Основные периоды
История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.
После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:
- IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
- Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
- Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
- XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
- XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.
Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.
Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.
Что такое «Греческий проект»? Какое отношение он имел к Византии?
В Российской империи при Екатерине Великой существовал проект возрождения Византии – «Греческий проект». Российская империя тогда вела войны с Османской империей, и план предусматривал, в случае безоговорочной победы над турками и взятия Константинополя, создание новой «Византийской империи». Императором этой возрожденной Византии должен был стать Константин Павлович, великий князь, сын наследника Павла Петровича (будущего Павла I) и внук Екатерины. Вольтер призывал Екатерину дойти в войне с турками до Стамбула, вновь превратить его в Константинополь, разрушить Турцию, спасти балканских христиан. И даже дал практический совет: для большего сходства с подвигами древности использовать в степных боях против турок колесницы. Однако взятия Константинополя не произошло, и о плане впоследствии забыли.
Развитие музыки
Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.
При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.
Каково значение Византийской империи?
Православие, а также вера и культура, родившиеся на основе этой веры, пришли к нам из Византии. Формирование Руси-России, как государства, из варварских славянских племен связано с тем, что Древняя Русь в 988 году приняла христианство от Византии (от представителей Константинопольской Церкви) и впитала в себя в очень короткие сроки самую сложную, изощренную, глубокую культуру того времени. Культуру, воспринявшую все наиболее значительное, что было создано в античности. По мнению французского историка, византолога Шарля Диля, «Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место».
Государственный строй
По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией. Главой государства и церкви был император (по-гречески «василевс»). Императорская власть по происхождению считалась божественной, а сам император-священной особой. В его руках находилась законодательная, исполнительная и высшая судебная власть. Он издавал законы, являлся их верховным толкователем, имел право облагать налогом имущество подданных и даже конфисковать частные владения; номинально считался верховным главнокомандующим, назначал и смещал командный состав армии и высших государственных чиновников; руководил внешней политикой и являлся высшим судьей.
Теоретически императору принадлежала «власть над всем», он был окружен почти божественным поклонением, но практически он далеко не являлся единственным вершителем судеб страны. Его власть существенно ограничивалась, во-первых, институтом соправителей.
В Византии отсутствовала четкая система престолонаследия. Главой государства мог стать как сын предыдущего императора, так и любой узурпатор, овладевший престолом. Отсутствие твердого порядка престолонаследия порождало развитие института соправителей. Император еще при жизни вынужден был назначать себе соправителя из числа своих сыновей или ближайших родственников, что способствовало оформлению династических отношений, но ограничивало императорскую власть. Наследственный принцип престолонаследия стал закрепляться с IX в. в период правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Однако и их царствование прерывалось правлением узурпаторов. С конца XI в. принцип легитимности при передаче престола упрочился. Более ста лет в империи непрерывно правила династия Комнинов (1081-1185 гг.). С развитием династических отношений и упорядочением системы престолонаследия изменился обряд вступления на престол. Если раньше нового императора провозглашал народ, выкрикивая его имя на ипподроме, то теперь императора венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии в Константинополе.
Во-вторых, власть императора ограничивалась его обязанностью соблюдать нормы канонического права, гражданские законы, хранить верность традициям. «Обязанность и долг царя, — говорилось в Эклоге — официальном законодательном своде Византийской империи VIII в., — поддерживать и приводить в исполнение все, что изложено в Писании, в решении святых соборов и в римских законах». Данное требование не являлось чисто теоретическим. Византийские императоры должны были выступать охранителями чистоты православного вероучения, соблюдать строгий церемониал, подчиняться гражданским и церковным законам. Любое нарушение установившихся традиций вызывало сильнейшее противодействие со стороны церкви и византийского общества. В этом отношении очень примечательна история четвертого брака императора Льва VI, нарушившего нормы канонического права, которое допускало лишь три законных брака в течение жизни. Хотя император и обосновывал свой поступок отсутствием наследника, это стало предметом долгих споров и смут и привело, в конечном итоге, к осуждению «четвертого брака».
В-третьих, в первые века существования Византии власть императора ограничивалась наличием государственных учреждений, унаследованных ею еще из республиканского периода римской истории, таких, как синклит (сенат), консисторий (государственный совет) и димы (организации свободных граждан византийских городов).
Значительную политическую роль, особенно в первые века византийской истории, играл синклит. Считалось, что государь правит при участии сената и народа. Византийский сенат был не похож на древнеримский. Он состоял из чиновников первого класса, назначаемых императором. Члены синклита — синклитики исполняли свои обязанности пожизненно и никем не могли быть лишены титула. Синклит был наделен широкими полномочиями. Он выбирал императора, участвовал в назначении высших чиновников, подготавливал законопроекты, осуществлял контроль над финансовым ведомством, обсуждал текущие вопросы внутренней и внешней политики. Однако уже с VII в. его значение существенно падает, растет авторитет монархической власти. С приходом к власти императоров Македонской династии оформление византийской автократии завершается, и византийский синклит практически лишается своих полномочий. Эдиктом императора Льва VI постановлялось «уничтожить закон, приобщающий сенат к законодательству, так как монархическая власть взяла руководство всем исключительно на себя». С конца XI в., когда на престоле закрепилась династия Комнинов, выражавшая интересы провинциальной знати, синклит практически перестал созываться.
Димы (от греческого слова «демос» — народ) были организациями свободных граждан византийских городов, выполнявшими различные хозяйственные, политические и военные функции. Византийский народ мог выражать свое мнение, обращаясь к императору с жалобами и прошениями во время проезда его по столице, а также возгласами в огромных собраниях, происходивших в цирке (ипподроме). Выкриками на ипподроме димы участвовали в церемонии провозглашения нового императора. Постепенно димы так же, как и сенат, утрачивают свои позиции. Остатки городского самоуправления были уничтожены в начале X в. императором Львом VI, постановившим, что теперь «император обо всем заботится и печется сам и все дела направляются и решаются его попечением».
В Византийской империи сложилась строго централизованная система управления. Императорская власть опиралась на обширный чиновничий аппарат, имевший жесткую иерархию чинов и титулов, которая оформилась при императоре Льве VI (конец IX — начало X вв.). Центральное управление сосредоточивалось во дворце и делилось на ряд органов отраслевого управления — секретов, во главе которых стояли высшие чиновники — логофеты, назначаемые императором. Среди них к числу важнейших относились ведомства: внутренних, иностранных и военных дел, несколько финансовых секретов и др.
Провинциальное управление было также строго централизовано. Проведенная еще в VII в. реформа местного управления привела к оформлению нового административного устройства, получившего название фемного строя. Вся территория империи была разделена на военные округа — фемы,; власть над которыми (и военная, и гражданская) сосредоточивалась у стратига — командующего фемным войском. Военные силы провинции комплектовались в основном из местных жителей — стратиотов. К X в. права стратигов возрастают, хотя законодательно данная тенденция не подкрепляется. Постепенно формируется принцип наследственной передачи этой должности. Вопреки закону, запрещавшему стратигу иметь земельные владения в подвластной феме, многие из них становились здесь крупными провинциальными землевладельцами, что говорило о феодализации должности стратига.
Сложное внешнеполитическое положение империи делало византийскую армию важнейшей политической силой в государстве. Армия далеко не формально участвовала в провозглашении императора. По сути, она играла решающую роль при его выдвижении на престол. В связи с этим византийские императоры стремились привлечь ее на свою сторону, раздавая многочисленные привилегии стратиотской верхушке, тогда как основная часть рядовых стратиотов из-за тяжелого налогового бремени неуклонно разорялась. Обогатившиеся стратеги, которые постепенно превращались в провинциальную феодальную знать, становились все более независимы от императорской власти. Византийская армия, всегда являвшаяся важнейшей политической силой в государстве, постепенно превращалась в источник опасности для центральной власти. С XI в. византийское правительство начало широко практиковать применение отрядов иностранных наемников, что в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки привело к падению военной мощи.
С укреплением феодальной собственности и ослаблением армии в Византийском государстве зрела идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями императора. Явления политической раздробленности, обострившиеся в самый критический период византийской истории, привели к гибели государства.