Дорога вверх: монастыри в картинах русских художников XIX – начала XX века

Православный храм — это такое место, куда приходят верующие, чтобы молиться, исповедаться в своих грехах, слушать проповеди священника, ставить свечи, писать записки, прикладываться к иконам, заказывать молебны.

Но храм это не только мольба и записки. Ведь именно в этом месте можно насладиться настоящим искусством. Да, да искусством. Не многие знают, что религия и искусство очень связаны между собой.

Религия и искусство тесно связаны друг с другом.

Искусство и православная вера на протяжении многих веков переплеталась, перетекала, друг в друга, в результате чего возникло православное искусство. Поговорим о том, какие виды искусств встречаются в православии.

Православный храм объединяет в себя 5 видов искусств

А именно:

  1. Архитектура храма — внешнее и внутреннее убранство.
  2. Фрески — настенная роспись.
  3. Изобразительное искусство — иконопись.
  4. Музыкальное искусство — пение молитв.
  5. Ювелирное искусство — это драгоценные оклады на иконах, выполненные из различных материалов, подсвечники, церковная утварь, церковные облачения.

Поговорим о каждом виде отдельно, чтобы было наиболее понятно. Яркими и фундаментальными в православном искусстве считаются архитектура и живопись.

Православные храмы — это бесценные памятники мирового архитектурного искусства. Только на территории России на сегодняшний день насчитывается около 25 тысяч различных храмов и каждый из них по-своему неповторим.

Среди них известные во всем мире крупнейший Храм Христа Спасителя, уникальный монастырский комплекс — Киево-Печерская Лавра и многие другие.


Храм Христа Спасителя в Москве. Каждый день сюда приходят тысячи молящихся на поклонение к святыням

Красота – критерий истины

Однако красота тождественна не только добру. Настоящей красоте также можно и должно верить. Она удостоверяет. Вот, например, как это сформулировал священник Павел Флоренский, анализируя знаменитую рублевскую «Троицу»: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках: примерно оно может быть построено умозаключением: есть “Троица” Рублева, следовательно, есть Бог». Красота идентична истине, является ее критерием, ее составной частью. [11].


Свв. Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород. Кон. XV — нач. XVI в. ГТГ.

Достаточно вспомнить эпизод «испытания вер» в «Повести временных лет». С князем Владимиром уже беседовали и мусульмане, и католики, и хазарские иудеи. Перед ним прозвучала проповедь греческого «философа», вместившая в себя библейскую историю и краткий катехизис в придачу, и она, кажется, уже произвела должное впечатление: князь констатирует, что греки говорят «хитро» и «чюдно», что каждому любо их послушать. И все-таки проповеди мало. Необходимо не только услышать, но и увидеть. И вот Владимир по разумному совету бояр и старцев выбирает десять «мужей добрых и смысленных», чтобы те своими глазами посмотрели на зримую реальность каждой веры – в каком облике предстает она у себя дома?

Посланцы исполнили приказ. Молитвенные телодвижения мусульман в мечети оттолкнули их чуждостью ритма и пластики, показались безрадостными: «несть веселья в них». Латинский обряд тоже не доставил эстетического удовлетворения: «красоты не видехом никоеяже». Но в Константинополе патриарх показал им «красоту церковную», и они рассказывают своему князю: «Не знаем – на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом, только знаем, что там Бог с человеками пребывает и богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем забыть красоты той». Слово «красота» повторяется вновь и вновь, и переживание красоты служит решающим богословским аргументом: «там Бог с человеками пребывает». Теперь и князь может, наконец, сделать свой выбор. «Отвечал же Владимир и рек: где крещение приимем?»

Эстетическая аргументация оказалась самой убеждающей. Поэтому и церковная музыка, и архитектура, и иконопись всегда стремились быть на самом высоком уровне. Это было и остается для Церкви делом принципа. Прекрасный церковный хор, стройность и красота богослужения, изысканность архитектуры – это лучшие формы проповеди, которые когда-либо знала Церковь. И это не интерес корысти, показатель достатка или пустой роскоши, а самая соль христианского мироощущения. Именно потому, что от надежности, доброкачественности красоты зависит неимоверно много, к ней предъявляются исключительно строгие требования. Красота, которая хочет быть удостоверением истины, не может не быть к себе суровой. Красота и подвижничество очень тесно связаны между собой в русской народной психологии. [12].


Сергей Аверинцев

Академик С.С. Аверинцев (1937-2004) рассматривал красоту как святость. Он замечает, что «классическая русская литература смертельно боится эстетического “баловства”. Гоголь сжег свою рукопись, Лев Толстой пытался отречься от художника в самом себе, только бы остаться искателем и учителем истины, – этому не сыщешь параллели в истории других литератур [13]. Вспомним аскетизм иконописцев – преподобных Андрея Рублева, Алипия, прославленных в лике святых. Изобразить благодать, почивающую на святом угоднике, невозможно, не имея собственного опыта благодатного присутствия Божия.

К сожалению, в сегодняшнем мире добро и красота разошлись между собой. Добро остается категорией этики, красота же превратилась в отвлеченную эстетику, а затем и полностью была дискредитирована современным секулярным обществом. Красота превращается в прелесть, т.е. в ложь. И мы имеем эстетику рынка с его соблазнами, падение нравственности и одиночество человека, направленного только на развлечения. Утрата ценностных ориентиров приводит в конечном итоге к забвению самого Источника красоты.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.) предупреждает, что «душа видит Красоту по силе своего жития». По словам Н.А. Бердяева (1874-1948), в красоте нужно жить, чтобы ее узнать. Узнав же ее, каждый из нас приобщается величайшей радости, ради которой Господь и сотворил человека. Венцом познания красоты Божественного творения является святость, которая открывает в человеке его собственные тайники богообразной красоты и являет красоту других людей, сокрытую даже от них самих, так как «сияние красоты добродетелей в человеке пробуждает то же самое удивление и изумление, что и слава Небес» [14].

Важная роль в православии отводится архитектуре

Архитектура храма канонична. В нем есть алтарь, обращенный на восток, основная часть и притвор. В центре алтаря находится престол.


Престол в алтаре, на котором находится Святое Евангелие, — которое читает священник во время литургии и Крест

В алтарь ведут три двери, одна из которых центральная. Называется — Царскими вратами.


На данном фото указано 2 двери по бокам и 3 дверь центральная — Царские врата — через нее выходит священник во время службы

Возвышение над алтарем — амвон, с которого священник обращается к верующим людям. Слева и справа — клиросы, там находятся певчие.

Около храма бывает колокольня: колокольный звон играет очень большую роль в богослужении и бывает в зависимости от различных случаев, например благовест, погребальный звон, праздничный.


Небольшая колокольня возле храма. Многие верующие специально останавливаются, чтобы послушать это замечательное звучание колоколов

Храм также имеет купол или купола, которых может быть три, пять и больше. Количество крестов также от количества куполов.


В древнерусской архитектуре купол принял своеобразную форму «луковицы» или «шлема». На вершине купола крест

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Натали_Ладошка

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Православное искусство.
Православное искусство — искусство вечное и великое, и не только потому, что оно пережило уже два тысячелетия, а в первую очередь потому, что это великое таинство, ибо и по сей день некоторые иконы и образы святых, начинают мироточить, кровоточить и исцелять всякую немощь в верующих!

Фотографии в альбоме «Вера» ladoshka82

на Яндекс.Фотках

Изначальные своеобразные православные иконы появились еще в I веке(а фрески и того ранее) от Рождества Христова, когда первые ученики Мессии, не имея строгих канонов, и будучи гонимы, рисовали образ пастуха, несущего на плечах овечку, рыбу и крест, что считались первыми символами христиан.

Гораздо позже стали писать иконы святых, конкретных личностей, прославивших Бога своими деяниями или мученической смертью за Иисуса Христа. Самой же первой иконой считается нерукотворный образ, отпечаток крови, пота и пыли с лица Иисуса на полотенце, которым добрая иудейка вытерла лицо Спасителя, ведомого на казнь. Отпечаток был художественно приукрашен, стилизован, и так получился древнейший православный образ «Спаса нерукотворного», одна из первых, наиболее старинных православных икон.

После периода иконоборства, православные иконы стали регулярно писать приблизительно с восьмого века и по сей день. Первый Вселенский Собор патриархов христианства всех направлений, после долгих диалогов, канонизировал святые образы и иконы святых, которые с тех пор пишутся с соблюдением строгих правил максимального соответствия первоисточнику. Последней иконой в современной вселенской церкви по праву почитается, опять же нерукотворный, образ Мессии с туринской плащаницы. Пять с лишним метров ткани, сквозь которую прошло насквозь тело воскресшего Бога, запечатлев тончайшие детали. На этот раз, это были уже не кровь, пот и пыль от завернутого в саван тела. Это был неизвестный изотоп, облучивший ткань так, что при рентгеновских лучах виден отчетливо облик Сына Божьего…

Роспись храма или создание иконы исключительно сложный и очень трудоемкий процесс, требующий почти нечеловеческих усилий. Мастер, коему сделан заказ, после того, как взял благословение на свою работу, должен соблюдать строгий пост перед началом работы и поститься на протяжении всего написания. Во время работы он обязан читать псалмы и молитвы тем Святым или Святому, чьи образы он взялся воссоздать. Во время работы он не прикасается к спиртному и к женщине, а часто даже берет обет молчания. С не меньшими строгостями производится и реставрация всех этих произведений — процесс, требующий величайшей ответственности и осторожности.

Искусство в православии выделяется строгостью канонов, диктующих внешний вид здания храма, купола, притвор, внутреннее расположение помещений. Порядок расположения образов на стенах внутри храма тоже в точности канонизирован. Образами расписывается иконостас каждого храма, который украшают иконы святых, ангелов и архангелов, а так же персонажи библейских событий; расписываются также стены и внутренняя часть купола по кругу. Это, как правило, Святая Троица и четыре евангелиста, Марк, Матфей, Иоанн и Лука, который является одним из первых иконописцев, написав несколько образов Богоматери и некоторые иконы святых, первых мучеников за веру, один из которых святой Стефан. Такие древние образы дожили до наших дней, исключительно благодаря реставрации… Искусство написания православных икон также сильно отличается от других форм изобразительного искусства строгим соблюдением установленных канонов, ведь Православие видит в иконе не столько один из видов искусства, сколько зримое выражение веры.

Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и выделяющимися краями. Доску покрывают паволокой, на которую наносится слоями грунт – левкас. И уже по левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке. Самым сложным в создании иконы святых является писание ликов. Краска наносится очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга, в последнюю очередь добавлялись, так называемые, пробела, чтобы оживить образ нанесением света и теней. Такого же, даже более искусного, подхода требует и реставрация икон, потому за это возьмется не каждый мастер; нужно быть очень уверенным в своих силах и способностях, чтобы взять заказ икон на реставрацию. Иконы святых в православии должны выглядеть точно так же, какими они вышли из-под кисти первого иконописца….

https://nnm.ru/blogs/Kalter4/vostochno-hristianskoe…o_bolshaya_kollekciya_chast_i/

Серия сообщений «ИЗО. Только шедевры.»:
Часть 1 — Чудесные картины! Часть 2 — Томные красавицы. … Часть 52 — Великий русский Мастер — АНДРЕЙ РУБЛЁВ. Часть 53 — 4 картины Часть 54 — Православное искусство. Часть 55 — Картины русской истории.

Церковное пение всегда было любимым искусством Руси, да и сейчас тоже

Православный храм ориентирован специально на человеческий голос. Церковная музыка наполнена высокой духовной красотой.

В ней есть что-то непостижимое, как многие говорят, побуждающее задуматься о самых важных, самых вечных вопросах — жизни и смерти, смысле существования человека на этой земле.

Певчие стоят на клиросе исполняя различные молитвы. Раньше мелодии и напевы были совсем просты. Сейчас же создано очень много нот различных песнопений.

Именно поэтому сейчас в храмах на клиросах стоят только специалисты, знающие нотную грамоту. Для песнопений также есть специальные книги.

В храме на клиросах в основном стоят только специалисты, знающие нотную грамоту.

Песнопения также разделены на гласовые и негласовые. Негласовые музыкальные произведения написаны церковными композиторами. Гласовые песнопения сохранили некоторую схожесть с древними ладами.

Помимо пения, в богослужении присутствует и чтение. Читаются священные тексты Писания, молитвы. Чтение в храме чередуется с пением.


Ноты тропаря празднику Рождества Христова, глас 4

Пример церковного пения на Рождество Христово.

Исполняет хор Пафнутьего монастыря, состоящий всего из 4 мужчин. Тропарь.

Понятие о прекрасном в философии

Тайна красоты тревожит человечество веками. В истории о ней было высказано множество суждений. Древнейшие цивилизации оставили памятники, в которых запечатлены эстетические воззрения древних народов. Шумеры уже в XXV в. до н.э. знали письменность. В тексте «Лето и Зима, или Энлиль выбирает бога – покровителя земледельцев» зафиксирован первый в истории человечества спор о взаимоотношении прекрасного с полезным. Прекраснейшим признано самое полезное.


Шумерская клинопись. III тысячелетие до н.э.

Древние египтяне высказали некоторые теоретические идеи об эстетических свойствах мира. Так, в папирусе времен Среднего царства воспевается красота Нила:

Приносящий хлебы, обильный пищей, Творящий все прекрасное…

Гимн, воспевающий бога солнца Атона, гласит:

Ты подаешь жизнь сердцам твоею Красотою, которая и есть жизнь.

Как видим, у древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эстетический интерес еще не вычленился в самостоятельную сферу [3]. Так, «античная эстетика начинается как одна из граней философствования о природе» [4]. Натурфилософы (VI в. до н.э.) считали, что прекрасное — космическое совершенство, всеобщая гармония мироздания. В греческом языке слово космос означает одновременно: мироздание и украшение, наряд, красота, порядок, гармония. Отсюда — косметика.

Пифагорейцы (VI в. до н.э.) связывали понятие прекрасного с общей картиной мира (гармоничный космос), а также с понятием блага. Безобразное, по их мнению, – зло. Пифагорейцы подходили к прекрасному и с математической стороны, исчисляя гармонию, без которой невозможна красота, говорили о музыке сфер. Вселенная у пифагорейцев – «прекрасно звучащий оркестр». Диалектик Гераклит (ок. 520-ок. 460 до н.э.) считал, что прекрасное вечно меняется и обновляется, а гармония — динамическое равновесие. Атомист Демокрит (ок. 460-ок. 370 до н.э.) впервые выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию: жить нужно, наслаждаясь, однако «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». «Прекрасна во всем соразмерность, – говорит Демокрит, – мне не нравится ни недостаток, ни переизбыток».


Лисипп. Бюст Сократа. Римская копия I в. Лувр.

Сократ (ок. 469-399 до н.э.) одним из первых в истории пытается понять, какова природа и сущность прекрасного. Он задается целью ответить не только на вопрос «что прекрасно?», но и «что есть прекрасное?» Это, по мнению философа, наилучшее, наисовершеннейшее в своем роде. Прекрасное у Сократа также полезно.

Платон (ок. 428-347 до н.э.) в диалоге «Пир» пишет: «Прекрасное существует вечно, оно не уничтожается, не увеличивается, не убывает». Прекрасное выступает здесь как вечная идея, чуждая изменчивому миру вещей. Такое понимание вытекает из философской концепции Платона, утверждавшей, что чувственные вещи – только тени идей. Идеи же – неизменные духовные сущности, составляющие истинное бытие. Существует также высшая «идея идей».

Аристотель (384-322 до н.э.), в отличие от Платона, полагал, что прекрасное – не объективная идея, а объективное качество явлений. Заключается она «в величине и порядке». В своей «Поэтике» он говорит, что Прекрасное – не слишком большое и не слишком маленькое, оно должно быть соразмерно человеку. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Образы искусства должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты. Искусство не всегда изображает прекрасное, но всегда прекрасно изображает. Мир прекрасен – этот тезис прошел через всю историю античной эстетики [5].

В Средние века господствовала концепция божественного происхождения красоты. Бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические свойства. Таким образом, красота вещи есть одухотворенность ее Богом. Чувственная красота и наслаждение ею греховны. Средневековая эстетика аскетична.

Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Эстетика Возрождения продолжает античные традиции; прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Внешняя красота считается атрибутом добродетели. Лука Пачиоли (1445-1517) выдвигает норму красоты – золотое (гармоническое) сечение. Образцом красоты становится человек, его тело. Леонардо да Винчи (1452-1519) полагал самым красивым совершенные пропорции предметов. Эстетика Ренессанса проникнута гуманизмом и поисками жизненной правды. Шекспир (1564-1616) считал, что искусство – зеркало, которое художник держит перед природой; а «прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной». Так эстетика Возрождения подчеркивала связь красоты и правды.


Лисипп. Бюст Аристотеля. Римская мраморная копия.

Эстетика классицизма, каноническое выражение которой дал Никола Буало (1636-1711), отождествляла прекрасное с изящным. Прекрасна не вся природа в ее цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная, как, например, природа Версальского парка. Буало обосновывал принципы хорошего вкуса. Он считал, что прекрасно только правдивое. В искусстве прекрасно изображается даже безобразное. Подражание красоте природы – главная цель искусства. Наиболее полное воплощение идеалов красоты для Буало. – великая личность.

Эстетика французских просветителей (XVIII в.) – новый этап развития теории прекрасного. Вольтер (1694-1778) утверждал относительность представлений человека о прекрасном: если спросить у жабы, что прекрасно, то она ответит, что воплощение красоты – другая жаба. В эстетическом кодексе «Храм вкуса» Вольтер говорит: «Ложный вкус есть порождение искусственности, между тем как матерью истинного вкуса является сама природа». Французские просветители полагали, что красота – естественное свойство самой природы, такое же как вес, цвет, объем.

Романтик Ф. Шиллер (1759-1805) утверждал, что красота – это свобода, ничем не стесненное развитие явлений по присущим им законам. Основа красоты – простота, а совершенство естественно. Шиллер отличает изображение прекрасного от прекрасного изображения. То, что безобразно в природе, может быть прекрасно в искусстве (прекрасное изображение).

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) находит в прекрасном только чувственную видимость бесконечной идеи. Прекрасен предмет, в котором идея проявилась наиболее полно. Для Гегеля понятие прекрасного оттеснено на второй план понятием истинного: чем глубже мыслит человек, чем ближе к истине, тем менее нуждается в прекрасном. В искусстве, по мнению Гегеля, ценно только то, что дает возможность приблизиться к абсолютной идее.

Православные ювелирные изделия носят строго духовное назначение

В наше время ювелиры делают поистине красивые вещи. Это нательные кресты, иконы в драгоценных окладах, церковная утварь и многое другое.

Также появились специализированные лавки по продаже христианской одежды, украшений, различных сувениров. Но многие считают, что надежнее всего такие вещи покупать только в храме.


Ювелирное украшение Божия Матерь. Можно всегда носить с собой


Золотой крест нательный с бриллиантами ручной работы

Православные ювелирные ценности выполняются всегда вручную. Они наделены бесценной энергетикой своего создателя. Несут отпечаток его замысла и душевного наполнения.

Все работы делаются мастерами только вручную.


Золотые церковные принадлежности для причащения

О происхождении искусств

Еще в XIX веке исследователи культуры обратили внимание на то, что исторически искусство начальными своими формами имело именно культовое, религиозное творчество. По мнению многих ученых, историческая связь культа (богослужения) и искусства является принципиальной для понимания самого феномена человеческой культуры. Философ Фридрих Ницше (1844-1900) подробно исследовал происхождение искусства трагедии и комедии из древнегреческих мистерий культа Диониса, т.е. показал генетическую связь античного искусства с религиозным культом.


Михаил Бахтин

Один из столпов культурологии, философ Михаил Бахтин (1895-1975) всю культуру рассматривал как наследницу древних мистерий, и сегодня частично продолжающую их функции. Это мнение разделяют многие западные философы и культурологи.

С.Н. Булгаков (марксист, а потом религиозный философ; 1871-1944) о происхождении культуры писал следующее: «Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, ее духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы „культуры“ были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство. Искусство с колыбели повито молитвой и благоговением: на заре культурной истории человечество лучшие свои вдохновения приносит к алтарю и посвящает Богу. Связь культуры с культом есть вообще грандиозного значения факт в истории человечества, требующий к себе надлежащего внимания и понимания» [15].

Известнейший историк XX века Арнольд Тойнби в труде «Постижение истории» создал общепризнанную сегодня концепцию мировых цивилизаций, согласно которой каждая цивилизация представляет собой нечто целое благодаря единому религиозному истоку – единому для всей цивилизации вероисповеданию, «культурообразующей конфессии» [16]. Арнольд Тойнби писал, например, о православной (восточно-христианской) цивилизации, католической (западно-христианской) цивилизации, и др.

Храмовый синтез искусств

Что такое храмовый синтез искусств? Это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое.

Возникновение, а также развитие и существование искусства разных народов мира имеет удивительное сходство. Рассмотрим на примере другого храма. Например, буддийского.

Буддийские храмы также вобрали в себя многие творческие направления:

  • архитектура;
  • скульптура;
  • деревянное зодчество;
  • живопись;
  • вышивка;
  • резьба по дереву;
  • каллиграфия;
  • устное народное творчество;
  • музыка;
  • театральные представления;
  • танцы.

Буддийский храм — создан из мощных обтесанных камней и плит. Основа для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывало почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.

В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра.


Внешний вид буддийского храма

Сами по себе постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада.

Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.

Золотой зал украшен различными изображениями, выраженными в скульптуре, вышивке, живописи. Это разнообразные лики будд, божеств, святых, добрых сил, а также злых духов, демонов.


Первое на что обращаем внимание огромное разнообразие самых ярких цветов повсюду

Многие говорят, что находясь внутри буддийского монастыря, можно почувствовать непередаваемую ауру спокойствия и умиротворения.

Музыка рвется из души буддистов и выражается в песнях, например, при тибетском горловом пении.


Также на территории монастыря проводятся пышные праздники, с театральными постановками и ритуальными танцами

Какие чувства пробуждает религиозное искусство? Ну что, можно сказать, каждый храм сам по себе — шедевр мирового искусства.

Внутренняя обстановка с ее вышивками, фресками, алтарями, колоколами, ароматами, статуями не оставляет равнодушным никого, а музыкальное звучание слова заставляет погрузиться в спокойствие и умиротворение.

Например, религиозная музыка может вдохновить человека на пересмотр своих жизненных взглядов и убеждений, добавить чуточку добра в свою жизнь.

Для каждого человека все будет по-разному. Кому то понравится обстановка и внешний вид православного храма, а кто-то придет в восторг от внутреннего убранства буддийского храма.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Богословие красоты

Но красота – одно из центральных понятий не только философской и эстетической мысли, но и богословия. Преподобный Макарий Египетский (ок. 300-391) пишет, что человек, уязвленный любовью к Красоте, «связан и упоен ею, погружен и отведен пленником в иной мир». Ничто так не будит душу, как внимание к прекрасному. В христианстве Красота – одно из имен Божиих. Бог прекрасен Сам по Себе, и Он же является источником подлинной красоты [6].


Антонелло да Мессина. Святой Августин. 1472 г. Нац. галерея Палермо.

Вот удивительный гимн красоте Блаженного Августина (354-430): «Поздно возлюбил я Тебя, истинная Красота… Ты был во мне, я же был вовне. Я искал Тебя во внешнем, позоря соразмерное творение Твое своим безобразием. Ты был со мной, я же – без Тебя… Ты позвал, и крик Твой прорезал глухоту мою; Ты сверкнул, и Твой блеск отогнал слепоту; пролилось благоухание Твое, и вот уже я задыхаюсь без Тебя… я отведал Тебя, и теперь я алчу и жажду; Ты прикоснулся ко мне, и зажглась во мне любовь» [7].

В «Беседах на Шестоднев» свт. Василий Великий (ок. 330-379) говорит как бы от имени Моисея: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так как через него познается премудрость Творца» [8]. Это святоотеческий постулат о мире, и Василий Великий остается здесь подлинным эллином, ибо для греков мир издревле был художественным произведением [9]. Святитель Григорий Богослов (329-389) поясняет, что «красота является сущностным атрибутом Бога», а святитель Кирилл Александрийский (376-444) указывает, что красота Бога надмирна, и человек воссоздан в этой троической красоте, которую, согласно преподобному Максиму Исповеднику (580-662), предназначен в конечном итоге разделить с Самим Богом.

«Хор святоотеческих голосов» подытоживает Дионисий Ареопагит (I в.): «Бога святые восхваляют как Прекрасное, как Красоту… Все сущее, возникая из Прекрасного и Добра, пребывая в Прекрасном и Добре, возвращается в Прекрасное и Добро. И все, что существует и появляется, существует и появляется благодаря Прекрасному и Добру». Добро и красота здесь тождественны [10].

Это тождество подтверждает и аскетический опыт преподобных отцов и подвижников благочестия, накопленный за всю историю существования христианства. Собрания самых авторитетных в Церкви аскетических творений святых отцов уже в древности получали наименование «Филокалии» (любовь к красоте). Наиболее известная «Филокалия» – сборник произведений православных подвижников, созданный на Афоне в XVIII веке. Он был переведен на русский язык с названием «Добротолюбие».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]