Пасха и пасхальные традиции в картинах русских художников, и на открытках


Пасха в картинах русских художников

Еще свежи в памяти незабываемые моменты Всенощной Литургии: Крестный ход, ликование: «Христос Воскресе!» и причастие, просветленные лица прихожан. В который раз мысленно возвращаясь к этому событию, невольно задумываешься о том, что сущностное, глубинное понимание Пасхи общее, одинаковое у всех — Христос воскрес, смерть побеждена, надежда вновь вернулась в этот мир, ход истории изменился.

Сошествие во ад..По оригиналу М. В. Нестерова.Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург отсюда

Сошествие во ад. Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350. Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского, Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим

Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177 х 89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Нестеров

Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы

Удивительно, но о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели Его смерть на Кресте. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело — таков был иудейский погребальный обычай. Поэтому их так и называют — Жены Мироносицы.

Но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом. А войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела Христа. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк 24:4–9).

На триптихе Михаила Нестерова «Утро Воскресения», который хранится в Третьяковской галерее, изображены разговор Жен Мироносиц с ангелом и явление воскресшего Христа Марии Магдалине.

1

Мария, мать Иакова. Согласно рассказу евангелиста Марка, Жены Мироносицы, идя ко гробу, обсуждали, кто бы мог отвалить тяжелый камень от входа в пещеру. Но оказалось, что камень уже отвален. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись (Мк 16:5–8).

Старинные открытки к Пасхе отпечатанные для России

Дорогие друзья! В этой публикации я бы хотела продолжить тему создания старинных открыток, которую я начала в своей предыдущей публикации: Зарубежные старинные пасхальные открытки

. На этот раз я расскажу об открытках выпускаемых к Пасхе в нашей стране и специально для России зарубежом более ста лет назад. К Пасхе 1898 года Община святой Евгении выпустила первые художественные иллюстрированные открытки. С этого времени начинается жизнь отечественной поздравительной открытки и издательская деятельность общины, ставшей впоследствии самым крупным издателем открыток по всем темам. В этом же году выходят открытки с сюжетами позволяющими поздравлять и с Пасхой, и с Рождеством, и с Новым годом авторства таких художников как: Елизавета Бем, М.Виллие, В.Овсянникова, C.Соломко и др. Все они выполнены хромолитографией и по качеству и красоте превосходили множество европейских образцов. В открытку пришли художники с большим опытом работы в книжной и журнальной графике. Н.Каразин ввел в моду летящие в пургу тройки, боярышень с пирогами, сценки из деревенской жизни. Елизавета Бем создавала открытки с деревенскими детишками и подписями-пословицами, но не иллюстрировала пословицу, а наоборот, перефразировала пословицы под свои сюжеты. Вслед за ней появилась целая плеяда менее искусных, но преданных этой теме художников: Е.Лебедева-Анохина, В.Лебедев, В.Табурин, С.Веров.

Русская тема стала основной в отечественной иллюстрированной открытке. C первых поздравительных сюжетов Н.Каразин и Е.М.Бем создали изобразительную и нравственную направленность в русской теме, где изображение необыкновенно точно отражает одежду и быт населения деревни и городских окраин, а исторические сюжеты, если и приукрашены, то полностью соответствуют массовому восприятию времени.

В 1910-е годы расширяется круг русских издателей открыток, но большинство из них гонится за легкой наживой и большими тиражами, пользуется тонкой бумагой низкого качества, загнанными литографскими станками для первых тиражей и дешевой цветной автотипией для последующих перепечаток. Почти все эксплуатируют русскую тему редко упоминая имя художника.

Русской продукции не хватало. Специфика русской цензуры вынудила торговцев заказывать поздравительные открытки в Германии и Франции, а издателей открыть издательства со смешанным капиталом в Стокгольме и русское издательство И.Лапина в Париже. И Лапин печатал открытки хромолитографией с золотом и золотым обрезом и цветной автотипией, стокгольмские издатели предпочитали цветную автотипию. Европейское качество по сочности и четкости изображения превосходило возможности большинства русских типографий. C конца XIX века отечественный рынок был расцвечен европейскими поздравительными открытками с сюжетами, для нас чуждыми, но привлекательными по изображению.

Открытки были дорогим удовольствием. Хромолитография и трехцветная автотипия продавались по 10 копеек за штуку, фототипия – по 5 копеек. Были открытки более низкого качества по 1 копейке.

И вдруг всему пришел конец. Кончился мир с Германией – и вместе с ним кончились “бромосеребряные”, “плюшевые”, “настоящие гравюрные с золотым обрезом”. История открыток в России прервалась на долгие годы.

После 1914 года открытки худо-бедно в России печатали. А вот после революции 1917 года выпуск поздравительных открыток в России прекратился. Окончательно. Потому что открытки(как и многое другое)- примета буржуазного общества и пролетариату они не нужны. Да и Рождество с Пасхой официально не отмечали. Но люди все равно продолжали поздравлять друг друга. Самые запасливые использовали для этого старые, дореволюционные открытки.

Чтобы Вам приятнее было любоваться на эти старинные открытки, я в графическом редакторе улучшила их качество — контрастность, яркость, четкость.

Пасха рисунок для детей, пошагово

Вариант № 1. Попробуйте к Пасхе нарисовать с ребенком кулич. Сделать это достаточно просто. На представленном вашему вниманию рисунке пошагово изображен процесс рисования кулича и яиц на тарелочке. Раскрасить его можно будет по своему усмотрению.

Вариант № 2. Также хорошей идеей будет и рисование пасхального зайчика на Пасху. На картинке ниже мы изобразили в подробностях последовательность рисования частей зайца с яйцом. Как видите, нарисовать такой рисунок совсем не сложно.

Пасха яйца дети, с фото

Вариант № 1. Яйца можно раскрасить обычными красками-акварель или гуашью, можно использовать карандаш. Рисовать разрешается что угодно. Это могут быть цветочки, ягодки, домики и прочее.
Вариант № 2. Кроме акварельных красок и гуаши в украшении пасхальных яиц можно использовать и клейкую бумагу из которой можно вырезать всяческие фигурки. На картинке ниже приведен пример подобного украшения яиц. Вариант № 3. Красивые пасхальныеяйца можно покрасить пищевыми красителями, сделать для них оригинальные подставки в виде костюмчиков, прикольные головные уборы и сделать глазки. Потом фломастером или карандашом нарисовать ротик и получатся у вас веселые человечки, как на картинке ниже.

Пасха дети видео

Мы предоставили вашему вниманию пару видеороликов. В них просто и понятно рассказывается о Пасхе, так что дети быстро вникнут в суть этого праздника.

Покажите это видео вашим деткам накануне праздника Светлой Пасхи и вам самим после этого будет проще объяснять малышам, что же означает этот день.

Как рассказать детям о Пасхе вы теперь знаете. Пусть вместе со священным праздником Пасхи в ваш дом придет благодать и умиротворение, пусть ваша семья не будет знать горестей и печалей!

Стихи на Пасху для детей

Вариант № 1. Этот стишок можете предложить выучить деткам средней группы детского сада, запоминается он достаточно легко.
Вариант № 2. Следующее пасхальное стихотворение очень простое, поэтому его легко запомнит даже малыш 2-3 лет.


Вариант № 3. Этот стих посложнее, лучше его доверить деткам постарше.


Вариант № 4. Данный вариант стишка на Пасху прост и это значит, что самые маленькие детки, которые уже умеют разговаривать смогут его без проблем выучить.


Вариант № 5. Среднего возраста детишки поймут этот стишок и быстро выучат. Предложите его им прочитать в праздник Светлой Пасхи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]