Книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» широко известна среди православных верующих. Страждущие со всей страны приезжали за духовным советом к старцу. Хотя он и возражал, когда его так называли, говорил: «Старцев сейчас нет».
После кончины батюшки остались его книги — духовные маяки, указывающие правильный путь.
Иоанн Крестьянкин как автор книги
Архимандрит Иоанн на протяжении почти сорока лет являлся духовником Псково-Печерского монастыря. Его жизнь не была спокойной. Что такое гонение за веру, он испытал на себе. Но всегда батюшка оставался добр к людям и за все благодарил Бога.
Биография
Родился будущий церковный служитель 11 апреля 1910 года в городе Орле. Его родители, Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна, относились к мещанскому сословию. Мальчик был назван в честь святого Иоанна пустынника, празднование которого происходило в тот день. Всего в семье родилось восемь детей. Иван был самым младшим ребенком.
Уже в детстве мальчик прислуживал в церкви. Иван был пономарем у архиепископа Серафима, позже причисленного к лику святых. Окончив среднюю школу, он поступает на бухгалтерские курсы. Потом начинает работать по приобретенной специальности в Орле.
Но частая работа в выходные и по вечерам не дает ему участвовать в богослужениях. Он увольняется и переезжает в Москву, где устраивается бухгалтером. Новый график работы теперь не препятствовал посещению церкви.
Церковная служба
14 января 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем) Иван Михайлович был рукоположен в сан диакона.
25 октября того же года патриарх Алексий I рукоположил его в сан священника. Это произошло в храме Рождества Христова в Измайлове. Там же он и служил до апреля 1950 года. К тому времени он закончил 4 курса Московской Духовной Академии. О. Иоанном была написана кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, которую он не успел защитить.
Ночью 29 апреля 1950 года священника арестовали. Причиной стала его пастырская деятельность, нежелание сотрудничать с властью. Приговор был суровым — 7 лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую агитацию». По признанию священника, именно там он был ближе всего к Богу.
Из заключения он выходит раньше и в 1955 году начинает служить сначала в Псковской, затем — в Рязанской епархии (1957).
В 1966 году батюшка принимает монашество в абхазском городе Сухуми. В 1967 году становится насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году возводится в сан игумена, через три года — в сан архимандрита.
5 февраля 2006 года о. Иоанн предстал перед Господом.
Иоанн крестьянкин исповедь
Отличительными чертами архимандрита Иоанна Крестьянкина были: любовь к ближнему и духовная прозорливость — его почитали за старца и ехали к нему отовсюду. С самого раннего детства он испытывал лишения: он появился на свет в 1910 году в Орле в многодетной семье, рано потерял отца, детей поднимала мать, благодаря которой он с раннего возраста приобщился к вере. Не обошлось и без действия промысла Божия: в шестилетнем возрасте Ивана заметил архиерей и предложил помогать в алтаре, это было первым его послушанием, а затем были послушания пономаря, иподиакона. Уже в подростковом возрасте Иван Крестьянкин чувствовал тягу к монашеству, да и его близкие друзья, впоследствии ставшие священнослужителями, предсказывали ему иноческий путь.
Но сначала Иван окончил школу, отучился на бухгалтерских курсах, стал работать, но душа его рвалась в храм, который из-за сверхурочной работы он мог посещать нечасто. В начале 30-х годов он занял руководящую должность бухгалтера в Москве, появилось свободное время, позволявшее бывать на богослужениях.
Иван Крестьянкин был освобождён от военной службы в период Великой Отечественной войны по причине плохого зрения, в это время он стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова в Измайлово. В начале 1945 года состоялась его хиротония во диакона, а осенью — во иерея. Прихожане тянулись к отцу Иоанну, а он тянулся к Небу, желая углубить свои познания о Боге, пошёл учиться в Московскую Духовную Академию. Но до защиты кандидатской диссертации он не дошёл — советские власти обвинили его в антисоветской деятельности и посадили сначала в Лефортово, а потом в Бутырскую тюрьму.
Священнику Иоанну Крестьянкину пришлось много пережить, в том числе предательство со стороны близких людей, телесные болезни — он был в ссылке в Архангельской области в тяжёлых условиях, но это не сломило его дух. В 1966 году его, наконец, постригли в монахи, так как ему не разрешали служить в столице, он отправился в Псково-Печёрский монастырь, который стал для него родной обителью на всю оставшуюся жизнь. В 1970 году его возвели в сан игумена, а через три года — в архимандрита.
На первых порах отцу Иоанну помогали опытные насельники Псково-Печёрской обители и Валаама, почитавшиеся старцами — иеросхимонахи Симеон Желнин, Михаил Петкевич. Митрополит Вениамин Федченков и другие. Вскоре к нему потекли люди со всех уголков страны, желающих получить совет от духоносного батюшки было столько, что он попросил направлять ему письма, на которые обстоятельно отвечал до конца жизни. В каждом письме чувствовались его внимание и забота, для каждого у него находилось слово утешения, «Письма» неоднократно переиздавались.
Другие известные труды архимандрита Иоанна: небольшие келейные книжицы на разные случаи жизни, «Опыт построения исповеди» — своеобразный букварь для новоначальных христиан, его изречения собраны в книге «Чадцам Божиим».
Отец Иоанн Крестьянкин отошёл ко Господу в 95 лет в 2006 году в день памяти новомучеников и исповедников Российских.
Сообщество Вконтакте, посвященное Иоанну (Крестьянкину) — https://vk.com/public50436816
См. также: Наставления, Проповеди, Руководства
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ
Опыт построения исповеди по десяти заповедям
Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.
Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142,6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!
Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…
У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).
Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.
Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!
И еще хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения). Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.
Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием.
Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.
Помоги нам, Господи, в эту минуту всем всё простить!
Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошел к нему некий законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И получил ответ: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 25-27). Вот наши главные заповеди – это любовь к Богу и ближнему своему.
Но так как наши обязанности к Богу и ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть – к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий?
Господи, приими наше посильное покаяние!
Первая заповедь
Аз есмь Господь Бог твой,
да не будут тебе бози инии разве Мене
В русском переводе это звучит так: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня».
Какие же обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди?
Первая обязанность. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения.
Господи, прости нас, грешных!
И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведем слишком невнимательную, рассеянную жизнь и сами не хотим черпать нужные познания из тех источников, какие имеются у каждого из нас.
1. Спросите-ка свою совесть, дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли мы тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу. Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет, Господи, прости нас!
Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поется, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия.
Господи, прости нас, грешных!
А некоторые еще считают себя слишком начитанными и всезнающими, такие еще с раздражением и осуждением слушают: «Что, мол, он завел опять про одно и то же», совсем забывая о том, что священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня, и не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Даже самое убогое слово с амвона всегда учит истинам Православия.
Господи, прости нас, отметающихся словес Твоих!
2. Мы не читаем душеспасительных книг, отговариваясь, что их сейчас нет, и опять это злая отговорка! А Книгу всех книг. Святое Евангелие, мы читаем? Евангелие есть почти у каждого из нас, а если нет до сих пор, то это по величайшему нерадению. Поучаемся ли мы из этой Книги Жизни? Святая Церковь положила на каждый день обязательные чтения Евангелия и Апостольских посланий. Допустим, это не каждый может проследить и выполнить, но кто мешает нам ежедневно прочитывать хотя бы по одной главе? Многие ли из нас, кающихся сегодня, хоть один раз внимательно прочли Евангелие, Апостольские деяния и послания?
Прости нас, Господи!
Мы не только дома не читаем Евангелие, но и в храме не слушаем! Благоговейное поведение в храме обязательно всегда, а во время чтения Святого Евангелия все должны замереть и с наклоненной головой внимательнейшим образом слушать. А мы хорошо еще, если внешне не толкаемся в этот момент (а это бывает с нами – Господи, прости нас). Хорошо еще, если не передаем свечки и тем самым не отвлекаем внимание других (кайтесь Господу, кто виноват в этом – Господи, прости нас). Хорошо еще, если, пользуясь как бы «пустым» временем, не лезем поправлять свечки или зажигать лампадку (это тоже у нас происходит – Господи, прости нас). Хорошо еще, если не отвлекаем окружающих пустыми разговорами, и в этом мы грешны. Господи!
Но если мы даже внешне не нарушаем этого момента богослужения, многие ли из нас чистосердечно могут сказать, что с предельным вниманием слушают слова Священного Писания? Не скользят ли слова по поверхности слуха, не достигая не только сердца, а просто ума, который блуждает в этот момент невесть где! Господи, прости наше невнимание, нашу дерзость, наше легкомыслие и холодность, которые мы проявляем к слушанию того чтения, какое предлагает нам Церковь во время богослужения. Принеся сейчас покаяние Господу, положим с этого дня (для этого не требуется великого ума или необычайного подвига), как только начинается чтение Евангелия в храме, прекращать все посторонние дела, всякое движение, наклонить голову и внимательнейшим образом внимать словам Евангелия.
Литературное наследие
Архимандрит оставил после себя бесценные произведения о спасении души. Его творения переиздавались несколько раз, а высказывания напечатаны во многих православных книгах.
Проповеди и слова
К радости верующих сохранились проповеди старца, произносимые им во время церковных служб в Псково-Печерском монастыре. Насельниками была издана книга с одноименным названием.
Некоторые из многочисленных проповедей о. Иоанна:
- «Слово на праздник Вознесения Господня».
- «Неделя о блудном сыне. Не должно откладывать покаяние».
- «Слово за чином прощения».
Высказывания батюшки о вере понятны и доступны каждому человеку.
Много внимания в проповедях уделял он видению своих грехов, искренней исповеди. Нельзя впадать в уныние от нарушения заповедей, а нужно покаяться и изменить свою жизнь, сделать ее благочестивой. Старец говорил: «Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать».
Письма
Когда батюшка был в преклонном возрасте, он не мог принимать каждый день много паломников. Эти встречи заменили письма, часть из которых была позже опубликована. В них старец давал советы, напутствия духовным чадам. Делал он это с большой любовью к вопрошающим людям.
В 2002 году издательством Псково-Печерского монастыря была впервые опубликована книга «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Наставления в сборнике расположены по темам в алфавитном порядке.
Названия некоторых тем:
- «Болезнь и лечение».
- «Воля Божия».
- «Как жить по-христиански».
- «Спасение».
- «Семейная жизнь».
В этих письмах, хотя они адресованы конкретным людям, многие найдут ответы на свои вопросы.
Другие труды и произведения
Духовное наследие архимандрита сохранилось не только в его проповедях и письмах, но и в книгах. О покаянии, правильной духовной жизни, борьбе с грехами, молитве можно прочитать в произведениях о. Иоанна.
Книги, вышедшие в издательстве «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»:
- «Настольная книга для монашествующих и мирян». Написана как общее руководство в духовной жизни для монахов и мирян.
- «Рождественские и Пасхальные поздравления».
- «Размышления о бессмертной душе». Здесь архимандрит Иоанн обозначен как составитель. В сборнике приводятся изречения о душе святых отцов и священников. В приложении напечатана проповедь о. Иоанна.
Другие произведения старца в основном составлены на основе его проповедей, опубликованных ранее.
Например, книга «Главное — быть с Богом» (2009, издательство «Благовест») составлена из высказываний батюшки о том, как переносить страдания, об их смысле.
Подготовка к Таинствам
Глава из книги архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене
В русском переводе это звучит так: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня». Какие же обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди? Первая обязанность. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения.
Господи, прости нас, грешных!
И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведем слишком невнимательную, рассеянную жизнь и сами не хотим черпать нужные познания из тех источников, какие имеются у каждого из нас. 1. Спросите-ка свою совесть, дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли мы тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу. Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет, Господи, прости нас! Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поется, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия.
Господи, прости нас, грешных!
А некоторые еще считают себя слишком начитанными и всезнающими, такие еще с раздражением и осуждением слушают: «Что, мол, он завел опять про одно и то же», совсем забывая о том, что священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня, и не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Даже самое убогое слово с амвона всегда учит истинам Православия. Господи, прости нас, отметающихся словес Твоих! 2. Мы не читаем душеспасительных книг, отговариваясь, что их сейчас нет, и опять это злая отговорка! А Книгу всех книг. Святое Евангелие, мы читаем? Евангелие есть почти у каждого из нас, а если нет до сих пор, то это по величайшему нерадению. Поучаемся ли мы из этой Книги Жизни? Святая Церковь положила на каждый день обязательные чтения Евангелия и Апостольских посланий. Допустим, это не каждый может проследить и выполнить, но кто мешает нам ежедневно прочитывать хотя бы по одной главе? Многие ли из нас, кающихся сегодня, хоть один раз внимательно прочли Евангелие, Апостольские деяния и послания?
Прости нас, Господи!
Мы не только дома не читаем Евангелие, но и в храме не слушаем! Благоговейное поведение в храме обязательно всегда, а во время чтения Святого Евангелия все должны замереть и с наклоненной головой внимательнейшим образом слушать. А мы хорошо еще, если внешне не толкаемся в этот момент (а это бывает с нами – Господи, прости нас). Хорошо еще, если не передаем свечки и тем самым не отвлекаем внимание других (кайтесь Господу, кто виноват в этом – Господи, прости нас). Хорошо еще, если, пользуясь как бы «пустым» временем, не лезем поправлять свечки или зажигать лампадку (это тоже у нас происходит – Господи, прости нас). Хорошо еще, если не отвлекаем окружающих пустыми разговорами, и в этом мы грешны. Господи! Но если мы даже внешне не нарушаем этого момента богослужения, многие ли из нас чистосердечно могут сказать, что с предельным вниманием слушают слова Священного Писания? Не скользят ли слова по поверхности слуха, не достигая не только сердца, а просто ума, который блуждает в этот момент невесть где! Господи, прости наше невнимание, нашу дерзость, наше легкомыслие и холодность, которые мы проявляем к слушанию того чтения, какое предлагает нам Церковь во время богослужения. Принеся сейчас покаяние Господу, положим с этого дня (для этого не требуется великого ума или необычайного подвига), как только начинается чтение Евангелия в храме, прекращать все посторонние дела, всякое движение, наклонить голову и внимательнейшим образом внимать словам Евангелия.
Помоги нам, Господи!
Но если мимо вас будет все же протискиваться человек, который не слышал сегодня исповедь и не знает, как положено вести себя в этот момент, не одергивайте его злобно. А потом, может быть, запомнив его, после службы с любовью и доброжелательностью объясните, как надо вести себя во время чтения Евангелия. Вот это будет по-христиански! Мы не читаем книги религиозно-нравственного содержания. Они, правда, не у всех есть и достать их трудно. Но есть среди нас и такие, кто имеет их, но стоят они на полках, а читать их самому или лень, или недосуг: «Лучше посплю побольше». А кто пообразованнее, тот охотнее читает газету, чем серьезное духовное чтение, другой же и сам не читает, и другим не дает: «А вдруг не отдадут, или самому захочется почитать как раз в это время». Вот как жадность одолевает! Здесь еще необходимо помнить, что нет ничего неразумнее присвоения чужих книг духовного содержания! Какую пользу для души может дать чтение украденной книги? Если кто грешен и имеет такие книги, немедленно, при первой же возможности верните их тем, кому они принадлежат! Господи, прости нам наше неразумение и нечестность! 3. Наконец, поучаться в познании о Боге можно и в беседах с людьми начитанными и благочестивыми. А что делаем мы? Мы очень любим поговорить, нас так и тянет пойти к соседке, друзьям и знакомым, но только не для разговоров о Боге, о душе и спасении. Стыдно и страшно сознаться, что мы, христиане, зачастую собираемся, чтобы осудить ближних, предаться картежной игре, или устраиваем еще и винопитие. Пошел в гости пустой, а вернулся еще более разоренный.
Господи, прости нас, грешных!
И это часто случается с нами после исповеди, в день причащения Святых Христовых Тайн. Вторая обязанность, предписываемая нам первой заповедью Закона Божия: иметь истинную веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему. 1. Самый страшный грех против этой обязанности каждого человека есть безбожие, то есть то самое состояние, в котором пребывает сейчас великое множество наших соотечественников, наших родных, близких и знакомых. О том, как это прискорбно, особенно родителям, чьи дети безбожники, не надо и говорить! Но мы-то, пришедшие сюда на исповедь, имеем ли мы твердую и несомненную веру всему религиозному? Верим ли мы в бессмертие, что за гробом есть вечная жизнь с возмездием за дела земные? Как ни страшно сознаться, но живой веры, которая пронизывала бы все наше сознание, которая бы управляла нашими поступками, нет и у нас. Господи, пощади нас, сомневающихся в Твоем бытии, в своем бессмертии, в грядущем Страшном Суде! 2. Может быть, среди кающихся ныне есть такие, которые не верят в существование небесного воинства Ангелов и полчищ злых духов. Последнее особенно распространено среди людей «образованных». Почему-то стыдно в наш век верить в существование реальных существ – злых духов. А это только и нужно врагу спасения нашего! Если нет злокозненного влияния, то зачем и от чего защищаться Животворящим Крестом, святой водою, молитвой Иисусовой? Может, кто недостаточно почитает Матерь Божию, святых мучеников, угодников Божиих? Кайтесь Господу!
Господи, прости нас, грешных!
3. Есть еще один вид страшного греха против первой заповеди – это вероотступничество. Господи! Как мы близки к этому состоянию! А иногда, может, и были настоящими вероотступниками и не из-за страха мучений, как это случалось иногда в истории христианства, во время гонений на Церковь, а только из-за страха, зачастую мнимого, потерять то или иное земное благополучие. Бывает, что мы, верующие люди, чаем получить какую-либо помощь от Господа, допустим, получить лучшую квартиру, лучшую работу и просим всех молиться, а сами прячем в это время иконы в шкаф, боясь, что увидят нашу веру в Бога и откажут нам. Вот до какого безумия мы доходим. Пощади нас, Господи! По малодушию своему, идя на прием к врачу, снимаем крест, боясь, что врач лечить не будет или больничный лист не даст! Господи, прости наше отступничество и малодушие! А если на работе вдруг заходит разговор о вере в Бога, то несчастный малодушный человек готов в воздухе раствориться. Только бы даже по выражению его лица никто не догадался, что он христианин – и слова отречения от Христа уже висят на кончике его языка… Кайтесь Господу те, кто в нарисованном облике малодушного христианина узнает себя!
Господи, помилуй меня, грешного!
Стыдно сознаться, даже произносить вслух. Не только молодые, но и старые люди, уже освободившиеся от общественных обязанностей, уже заслужившие и отдых, и пенсию, тоже боятся открыто повесить иконы в доме!
Господи, прости нас, грешных!
По боязни показать свою религиозность мы теперь часто совершаем грех духовного убийства своих умирающих родных тем, что, стыдясь соседей, не приглашаем священника со Святыми Дарами напутствовать умирающего. И горе нам, если по нашей вине кто-либо из наших близких ушел в вечность без покаяния и причащения Святых Христовых Тайн. Господи! Прости нам эти грехи и не постыдись нас пред Ангелы Твоими в день Страшного Суда за наше отречение от Тебя здесь, на земле. 4. Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, «суея», пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысел Божий! Верим в какие-то «счастливые» и «несчастные» дни, в «тяжелые» и «легкие» дни. Боимся начать даже доброе дело в «тяжелый» день, нисколько не задумываясь, что до другого дня мы можем и не дожить. Верим всяким снам, толкуя их, гадаем по ним, обольстившись сновидениями, еще какие-то «пророческие» сны начинаем видеть и доходим через это до помрачения ума и болезни… Кайтесь Господу!
Господи, прости нас, грешных!
Бойтесь верить снам, чтобы не впасть в прелесть – страшное духовное заболевание! И в храм мы приносим эти суеверия и держимся за них крепче, чем за истинное благочестие. И своими нелепыми замечаниями нарушаем молитву окружающих. Вот передают свечи – кто это надумал, что их надо передавать через правое плечо, а не наоборот? (Даже мозг засорять памятью об этом не хочется.) Надо только так передавать свечи, чтобы их не сломать, чтобы не толкать человека, занесшего руку для крестного знамения, и не совать ему в этот момент свечи. Или не передавать их в ответственные моменты богослужения, а немного попридержать их в руке, а потом тихо передать без всяких предрассудков. Эти суеверия достались нам от далеких предков-язычников. Вот день Святой Троицы. Что у нас творится на кладбищах, на могилах, где стоят кресты! Это воистину черный день для наших усопших! Вместо молитвы, вместо свечей и курения ладана справляются на могилах в этот день настоящие языческие тризны. А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти. Если кто из вас справлял эти тризны и собирал на могиле застолицу, пойдите на кладбище и попросите прощения у своих усопших родных за ужасные страдания, которые вы принесли им своим неразумением, и никогда больше не делайте этого в святой день праздника, когда Церковь молится особой коленопреклоненной молитвой о упокоении наших усопших близких, не делайте этот день мучительнейшим для них. А сейчас просите у Господа прощения за неразумие свое.
Господи, прости нас, грешных!
Мы верим всяким приметам и говорим, что не верить нельзя, потому что они исполняются. А вот преподобный Серафим отвечал в таком случае: «А ты не верь – и не будут исполняться!»
Господи, прости нас, грешных!
5. Многие грешат против первой заповеди Закона Божия, что из всякого случая выводят какие-то предзнаменования. Грешат тяжко перед Богом те, которые распускают всякие слухи: о голоде, наводнении, а некоторые доходят до указания точной даты кончины мира. Как можно угадывать то, о чем не знают даже Ангелы, а знает только Отец Небесный! Не менее грешим и мы, если слушаем и верим этим дерзким речам и предугадываниям.
Господи, прости нас, грешных!
6. Еще грешат против первой заповеди волшебники, колдуны, ворожеи и гадатели – все эти люди, которые оставили веру в силу Божию, а верят тайным силам тварей, особенно злых духов, и стараются действовать в союзе с ними во вред другим. Если есть среди вас такие грешники, надо покаяться лично, со слезами горчайшими перед Господом! За участие в волшебстве Церковь запрещает общение с ней на 20 лет, наравне с убийцами. А закостеневших и некающихся совершенно извергает вон. Не утешайтесь, что теперь каждому можно переступить церковный порог и подойти к Святой Чаше. Людей, священника обмануть можно, но Бога-то кто и как может обмануть! Мы говорили в начале исповеди, как можно внутренне отлучить себя от Церкви, тогда внешне хоть и не выходи из храма, а благодать отступит! Ну а горчайший пример причащения Святых Христовых Тайн во осуждение – причащение Иуды. Кайтесь, пока еще есть время, пока еще не постигла вас смерть, и вы окончательно не попали в общество злых демонов, к чьей помощи и содружеству прибегали до сих пор. Как это страшно! Подумать только: отрекшийся во время Таинства Крещения от сатаны и всех его дел христианин обращается к общению с ними. И еще смеет бесстрашно соединяться с Христом, приступая без раскаяния бесповоротного ко Святому Причащению! Не думайте и все остальные, стоящие здесь, что вот, мол, есть грешники, а мы, слава Богу, не колдуем! Если кто из вас гадал или обращался за помощью к колдунам, или лечился, или сам лечил заговорами кого-то, может, советовал кому обращаться за помощью к «бабке», грешит не менее самих колдунов, оставляя веру в силу Божию и ожидая помощи себе от этих людей. Вы скажете: «Да ведь молитвы читаются и крестное знамение накладывается». А вот послушайте, чти говорит святитель Иоанн Златоуст: «Аще Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будет призывать, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых». Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на пять-шесть лет.
Господи, прости нас, грешных!
Мы имеем такие Таинства Церкви, как Елеосвящение (или Соборование), установленное Церковью для лечения недугов, мы имеем великую святыню – крещенскую воду, мы имеем артос (пасхальный хлеб), наконец, мы в Таинстве Причащения соединяемся с Самим Богом! И в это мы мало верим, а вот бежать к «бабке» – это нам кажется настоящим и верным средством. Господи, мы совершенно обезумели и запутались в понятиях, где свет, где тьма, где истина, где ложь!
Господи, прости нас, грешных!
7. Господи, мы настолько обезумели, что гадаем на Святом Евангелии, Библии, вместо того чтобы поучиться в них истинам веры. Мы гадаем на картах, а может, кто из вас еще и спиритизмом увлекается, крутит блюдца, вызывает каких-то духов (ясно, что не святых) и выспрашивает их о разных судьбах и событиях. Кайтесь Господу!
Господи, прости нас, грешных!
Это все неверие в благой Промысел Божий, это дерзкое любопытство, отсутствие надежды на Бога! 8. Многие из нас грешат против первой заповеди Закона Божия тем, что любят кого из людей больше Бога. Бывает, что даже так и говорим: «Если он или она умрет, мне и жить не для чего, мол, вся жизнь в нем», – в этом человеке, а не в Господе, который отдал за нас жизнь!
Господи, прости нас, грешных!
А иногда можно услышать и такие слова: «Я животных больше люблю, чем людей». Какое безумие! Сказано, правда: «Блажен, иже и скоты милует», но отдавать всю свою привязанность животным – это грех. Кто в этом грешен, кайтесь Господу!
Господи, прости нас, грешных!
9. Ко грехам против первой заповеди Закона Божия относятся такие грехи, как человекоугодие и человеконадеяние. Чем же так страшно человекоугодие и лесть, что в словах Святого Писания говорится: «…мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс. 5, 7). Да потому, что «своими речами мы обманываем тех, кому льстим и своими похвалами навлекаем проклятия на жизнь хвалимых и делаемся виновниками их осуждения вечного за то заблуждение, в кое мы вводим доверчивых людей, верящих нашей лести», – говорит святитель Василий Великий. Может быть, кто из вас угождает человеку настолько, что делает его как бы своим богом. Сейчас даже мать пресмыкается перед своими детьми, часто в угоду им пренебрегая обязанностями по отношению к Богу. Надо в воскресный день пойти в храм, но приехали из города взрослые дети, и мать в угоду пьяному сыну или зятю остается дома, хотя никакого не было бы урона родственным отношениям, если бы она на два часа пошла в церковь. Конечно, если бы это был один день, один исключительный раз, тогда во имя любви к ним не грех и остаться дома, но это повторяется каждое воскресенье, и стоят храмы, особенно в сельской местности, на приходах, пустые, и не потому, что кругом живут безбожники, а из-за нашего неумения жить по-христиански! Не большего ли уважения заслуживала мать, если бы дети знали, что мама все для них сделает, но в воскресный день она имеет право на два-три часа пойти в церковь.
Господи, прости нас!
Грех человеконадеяния заключается в том, что мы очень часто надеемся на себя и на свои силы, на свои молитвы, посты, подвиги различные, на свои зачастую мнимодобрые дела, совершенно забывая, что лишь при содействии благодати Божией мы можем спастись. Или мы надеемся на кого-либо более, чем на Бога, и тем самым отодвигаем Бога из жизни нашей на задний план, прибегаем к его помощи, когда все другое уже испробовано. Мы даже не представляем себе, как тяжек этот грех и как он прогневляет Бога! «…Проклят человек, – говорит Господь через пророка Иеремию, – иже надеется на человека…» (Иер. 17, 5). Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим Твое проклятие! Кайтесь Господу!
Господи, прости нас, грешных!
Наконец, паша третья обязанность, предписываемая нам первой заповедью Закона Божия: почитать Бога, служить Ему, например, молитвою церковною и домашнею, заботливостью и старанием исполнять Его заповеди. Господи! Мы все грешны перед Тобой и оставлением домашних правил, и небрежением, и невнимательным отношением к жизни своей. Посмотрим в себя! Кто из вас, встав утром и прочитав внимательно утренние молитвы, задается целью весь день угождать Господу исполнением Его заповедей? Где там, Господи! Мы, если и читаем молитвы, то думы наши уже далеки, уже все погружены в житейские заботы. Мало кто вспомнит: ведь я христианин; вот сегодня могут быть те или иные обстоятельства, как бы мне с Божией помощью прожить день свято, мирно и безгрешно. Где такие благочестивые мысли?! Нас, не успеем мы открыть глаза, все злит, все раздражает: нагрубим матери, вставшей чуть не на час раньше нас, чтобы помочь нам уйти на работу, ходим по квартире, как зверь в клетке, на соседей не глядим, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверьми, накричим на детей, которые, может быть, и капризничают – ведь их разбудили и тащат чуть свет в ясли, или выталкивают в школу. Потом, если живем в большом городе, попадаем в переполненный людьми транспорт и совсем теряем человеческий облик! Тут уж мы предельно раздражаемся, толкаемся, ругаемся, таких наговорим друг другу колкостей, как будто кругом смертельные враги наши. Нисколько не хотим потерпеть неудобств и неприятностей! Вот как, Господи, мы начинаем почти каждый день наш.
Господи, прости нас, грешных!
Деяния 17:15-34
Опыт построения исповеди
Книга «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), изданная Псково-Печерским монастырем, была написана в помощь кающимся. Впервые она вышла в свет в 1992 году и с тех пор много раз переиздавалась.
История написания
Произведение было составлено из бесед, которые архимандрит проводил на первой седмице Великого поста в 70-е годы. Его проповеди записывали на аудиопленку. Запись передавалась между прихожанами. Потом появился машинописный текст, который послужил основой печатному изданию.
Идея и суть
В этой книге о. Иоанн рассказывает о том, как правильно подготовиться к исповеди. После каждой заповеди он указывает, какими грехами люди нарушают ее. И хотя слова его обличительны (по-другому и быть не может), в них нет высокомерия и уничижения. Издание ценно еще и тем, что в нем приводятся примеры — в том числе из современной жизни.
Как часто мы не видим своих грехов и страстей. А если кто-то укажет на них, находится тысяча оправданий: «Все так делают», «Я не знал», «Так получилось». О. Иоанн с помощью данной книги хотел, чтобы верующий человек искренне осознал себя грешным и принес покаяние.
Батюшка предупреждает, если не получается искренне каяться, то нужно «в смирении принимать посылаемые страдания».
Подготовка к исповеди не должна быть формальной. Он призывает верующих явить Господу «твердую решимость отречься от греха».
Жанр произведения
Книга представляет собой пастырские беседы архимандрита перед исповедью в Псково-Печерском монастыре, перенесенные на бумагу. Эти проповеди ценны тем, что в них присутствует опыт о. Иоанна: он долгие годы был духовником многих людей. Также беседы основаны на Священном Писании и наставлениях святых отцов.
Структура текста
Книга начинается с предисловия, посвященного покаянию и исповеди.
Произведение состоит из двух разделов, примерно одинаковых по размеру. В первом разделе перечисляются грехи против десяти заповедей (Ветхого Завета), во втором — указываются грехи против заповедей блаженства (Нового Завета).
Перед последним разделом расположено небольшое предисловие о том, почему у нас не получается вести благочестивую жизнь.
Для лучшего понимания после каждой заповеди на церковно-славянском языке следует ее русский перевод.
Среди искушений и соблазнов нашей жизни произведения архимандрита Иоанна стали бесценными помощниками для верующих в самом важном деле — спасении души.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ
Опыт построения исповеди по десяти заповедям
Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.
Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142,6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!
Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…
У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).
Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства Исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.
Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!
И еще хочется сказать: по окончании Таинства Исповеди перед прочтением разрешительной молитвы, священником читается молитва о принесших покаяние. Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его [то есть кающегося] Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…» Как это примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения). Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство Исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.
Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед Крестом и Евангелием.
Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.
Помоги нам, Господи, в эту минуту всем всё простить!
Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошел к нему некий законник и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И получил ответ: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 25-27). Вот наши главные заповеди – это любовь к Богу и ближнему своему.
Но так как наши обязанности к Богу и ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть – к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий?
Господи, приими наше посильное покаяние!
Первая заповедь
Аз есмь Господь Бог твой,
да не будут тебе бози инии разве Мене
В русском переводе это звучит так: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня».
Какие же обязанности должны мы иметь в отношении к Богу по этой заповеди?
Первая обязанность
. Мы должны иметь истинное познание о Боге. А имеем ли мы это истинное познание о Боге? Нет, мы не имеем правильного понятия о Боге, о православном учении нашей веры, о Церкви, членами которой мы являемся, о принятии Святого Крещения.
Господи, прости нас, грешных!
И мы еще оправдываемся, что нам негде почерпнуть эти правильные понятия о Боге, что нас никто не учил и не учит этому, но этим стремлением оправдаться мы усугубляем свою вину, ибо это неправда! Мы ведем слишком невнимательную, рассеянную жизнь и сами не хотим черпать нужные познания из тех источников, какие имеются у каждого из нас.
1. Спросите-ка свою совесть, дорожим ли мы каждым богослужением в храме, внимаем ли мы тем молитвословиям и песнопениям, какими молится Церковь? Вот вам школа, вот самое нужнейшее, самое истиннейшее богословие, вот самая покаянная молитва, самые вдохновенные славословия Богу. Питаем ли мы всем этим разум и душу? Нет, Господи, прости нас!
Мы не любим приходить в храм к началу богослужения, протискиваемся куда-то сквозь людей во время службы, толпимся и громко разговариваем у свечного ящика, переходим с места на место. Сами не слышим, что читается и поется, и другим мешаем, ничего не черпаем из этого источника истинного богословия.
Господи, прости нас, грешных!
А некоторые еще считают себя слишком начитанными и всезнающими, такие еще с раздражением и осуждением слушают: «Что, мол, он завел опять про одно и то же», совсем забывая о том, что священник, стоящий на амвоне, стоит как бы на камне, отваленном от дверей гроба Господня, и не может быть без пользы слово благовествования со святого места. Даже самое убогое слово с амвона всегда учит истинам Православия.
Господи, прости нас, отметающихся словес Твоих!
2. Мы не читаем душеспасительных книг, отговариваясь, что их сейчас нет, и опять это злая отговорка! А Книгу всех книг. Святое Евангелие, мы читаем? Евангелие есть почти у каждого из нас, а если нет до сих пор, то это по величайшему нерадению. Поучаемся ли мы из этой Книги Жизни? Святая Церковь положила на каждый день обязательные чтения Евангелия и Апостольских посланий. Допустим, это не каждый может проследить и выполнить, но кто мешает нам ежедневно прочитывать хотя бы по одной главе? Многие ли из нас, кающихся сегодня, хоть один раз внимательно прочли Евангелие, Апостольские деяния и послания?