Папы римские Иоанн Павел II и Иоанн XXIII провозглашены святыми


Молодой папа

Октавиан Тусколо — будущий папа Иоанн XII — был сыном герцога Сполето, римского сенатора и консула Альбериха II. В 932 году он устранил всех своих соперников (среди которых были его мать, брат и отчим) и получил власть над Римом. Альберих полностью контролировал Святой престол и надевал папскую тиару на подчиненных ему людей. Под конец жизни он решил передать и светскую, и духовную власть над Римом своему сыну. При восхождении на престол Октавиан принял имя Иоанн, став, таким образом, первым в истории Римским Папой, сменившим имя во время избрания (некоторые исследователи полагают, что впервые другое имя взял папа Иоанн II, правивший в VI веке).

Историкам почти не известно, чем занимался Октавиан до того, как сделался Папой Римским. В одной из редакций сборника деяний Римских Пап Liber Pontificalis говорится, что Октавиан был кардиналом-диаконом римской диаконии Девы Марии и служил в базилике Санта-Мария-ин-Домника. По восхождению на престол папа предпринял попытку расширить подчинявшиеся Риму территории на юге. Его военные походы не имели успеха, а контроль над важным портовым городом Салерно и вовсе потерян. Неудачи на поприще воителя не обратили молодого папу к духовным поискам. Наоборот, вернувшись в Рим он предался разгулу и разварту.


Портрет папы Иоанна XII

Как пишет Стендаль в своих «Прогулках по Риму», «…папа Иоанн XII осквернил себя кощунством, убийствами и кровосмешением… все красивые женщины Рима принуждены были бежать со своей родины, чтобы не подвергнуться насилию… Латеранский дворец, некогда бывший убежищем святых, стал местом разврата, где Иоанн содержал, вместе с другими женщинами веселых нравов, в качестве собственной своей супруги сестру наложницы своего отца». Не ограничиваясь этим, папа «пил за здоровье дьявола, призывал демонов Юпитера и Венеру, чтобы они помогли ему в азартных играх».

130-й Папа Римский был уже далеко не первым папой, который плевать хотел на свои священные обязанности. Целый ряд «наместников бога на Земле», предшествовавших Иоанну, предавался блуду. С 904 года в Риме длился период так называемой порнократии, когда папский престол занимали либо любовники легконравных представительниц аристократической семьи Теофилактов, либо сластолюбивые ставленники Альбериха II.

Помимо купания во всякого рода удовольствиях, папа Иоанн XII продолжал заниматься внешней и внутренней политикой, однако получалось у него из рук вон плохо. Под его началом Рим, давно позабывший о былом величии, пришел в еще больший упадок. Городские налоги шли на удовлетворение папских потребностей в сфере азартных игр и сексуальных утех. Слабость позиций Вечного города немедленно почуял жестокий и коварный король Беренгар II Иврейский, который в 959 году захватил герцогство Сполето и стал грабить папские земли к северу от Рима.

Так как у Иоанна XII недоставало военной мощи, чтобы защитить себя самостоятельно, ему пришлось искать поддержки у одного из самых влиятельных государей того времени — короля Германии, герцога Саксонии и Франконии Оттона I. Последний быстро разбил силы Беренгара и практически беспрепятственно вошел в Рим в январе 962 года. Оттон, давно мечтавший восстановить империю Карла Великого, получил в благодарность от папы корону Священной Римской империи. «Так самый презренный из всех понтификов, — едко замечает историк Джон Норвич, — восстановил империю Карла Великого, которой было суждено просуществовать по меньшей мере девять с половиной столетий». Действительно, в угоду моменту, желая извлечь прибыль из благосклонности Оттона, Иоанн XII помог основанию Священной Римской империи, великой державы, распавшейся только в результате наполеоновских войн.


Оттон I и папа Иоанн XII

Через две недели после коронации в соборе святого Петра Оттон I покинул Рим. Перед этим он дал молодому папе ряд отеческих наставлений, убеждая его отказаться от распутного образа жизни. Нравоучительство Оттона привело папу в бешенство. За спиной императора он начал вести переговоры с сыном Беренгария Адальбертом, суля ему императорскую корону Оттона.

Добродушный Оттон изначально не поверил этим слухам, однако когда ему рассказали о том, что Адальберт прибыл в Рим, а в Латеранском дворце происходят немыслимые оргии, решил с войском двинуться на Вечный город. Иоанн XII, узнав о приближении Оттона, вместе с Адальбертом похитил все остававшиеся в казне деньги и сбежал. Император свободно вступил в город и вскоре собрал синод. На него явились около ста виднейших епископов. Были оглашены многочисленные свидетельства не христианского поведения папы на престоле Святого Петра. По свидетельству хрониста, Иоанна XII обвинили в том, что «он открыто выезжал на охоту… ослепил своего духовного отца Бенедикта… стал виновником смерти кардинала-иподиакона Иоанна, приказав кастрировать его… предавал огню дома и появлялся на людях опоясанный мечом, в шлеме и панцире».


Оттон I. Изображение работы Лукаса Кранаха Старшего

Оттон отправил папе письмо с просьбой вернуться в Рим, чтобы оправдать себя, однако Иоанн в ответ пригрозил отлучить участников синода от церкви и лишить их должностей. Понтифик написал свое обращение к ним на латыни с ошибками, чем вызвал смех представителей высшего духовенства. Еще ряд забавных случаев привел к тому, что сбежавшего папу просто перестали воспринимать всерьез. 6 декабря 963 году, по желанию Оттона, собор избрал нового главу Церкви — Льва VIII. Иоанн XII, в свою очередь, был осужден за порочную жизнь и низложен.

Однако так просто отдавать папский престол он не собирался. В январе 964 года, как только Оттон вместе с армией ушел из Рима, Иоанн вернулся в город. Все решения синода были аннулированы, а многих его участников ждали пытки и мучительная гибель. Новый синод, собранный Иоанном, отлучил от церкви Льва VIII, который успел найти убежище у Оттона. Император был отвлечен борьбой с другими противниками и смог снарядить новый поход на Рим только в начале мая 964 года. В пути он узнал, что молодой и распутный папа скончался. Точная причина его внезапной смерти неизвестна. По одним сведениям, его настиг апоплексический удар во время любовных утех, по другим, папу зарезал муж одной из его любовниц. Хронист Оттона I писал, что, возможно, сам сатана убил Иоанна ударом в голову и забрал своего верного слугу в ад.

Папы римские Иоанн Павел II и Иоанн XXIII провозглашены святыми

В Польше с ликованием встретили причисление к лику святых первого папы римского польского происхождения Иоанна Павла II, носившего в миру имя Кароль Войтыла.

Иоанн Павел II был первым за 450 лет предстоятелем Римско-католической церкви неитальянского происхождения. Исследователи называют его понтификат исключительным, принимая во внимание духовный вклад, число канонизаций, паломничеств и визитов. В общей сложности он совершил 104 поездки, посетив все населенные континенты, особое внимание уделяя регионам, где царит нищета и голод, нарушаются права человека на свободу и достойное существование. За время его служения католицизм приняли 300 млн человек. Кароль Войтыла скончался в 9666-й день понтификата.

В России Иоанн XXIII (25 ноября 1881 года — 3 июня 1963 года, римский папа с 1958 года) менее известен, чем Иоанн Павел II: понтификат папы Ронкалли выпал на период обострения борьбы с религией в СССР.

Тем не менее Иоанн XXIII предпринял серьезную попытку сближения с Москвой: 7 марта 1963 года он дал аудиенцию дочери Хрущева Раде Никитичне и ее мужу Алексею Аджубею, главному редактору «Известий» и члену ЦК КПСС.

Иоанн XXIII был первым понтификом, который начал выступать за мирное сосуществование государств с различными социальными системами. Он официально признал революцию на Кубе. Именно Иоанн XXIII установил первый контакт с представителями других христианских церквей. Когда разразился Карибский кризис, папа отправил личное письмо Джону Кеннеди, призывая не доводить конфликт до войны. Многие историки полагают, что, поскольку Кеннеди был католиком, письмо римского первосвященника стало едва ли не решающим фактором сдерживания.

Было известно о намерении Иоанна XXIII установить дипломатические отношения с Советским Союзом. Об этом он заявил в доверительной беседе с нунцием Роберти.

Интересная подробность: он внимательно следил за успехами СССР в освоении космоса и неоднократно желал успеха советским космонавтам в своих проповедях.

Папа Ронкалли вошел в историю как реформатор церкви, главным делом его понтификата стал созыв Второго Ватиканского (XXI Вселенского) собора.

Это последний из соборов Католической церкви, открытый в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время Иоанн XXIII умер и собор закрылся уже при папе Павле VI). На соборе был принят ряд важных документов, относящихся к церковной жизни, — четыре конституции, девять декретов и три декларации.

Именно созыв этого собора папа Франциск считает главным делом жизни Иоанна XXIII. Во многом решение канонизировать Ронкалли — программное для папы Бергольо, который уже заявил о себе как реформатор церкви.

Литература

  • Chronica universalis Metensis an. 1099 // MGH. SS. T. 24. P. 514;
  • Chronica minor auctore minorita Erphordiensi an. 900 // Ibid. P. 184;
  • Stephanus de Borbone. Tractatus de diversis materiis praedicabilibus. Turnhout, 2002. (CCCM; 124);
  • Martini Oppaviensis Chronicon Pontificum et Imperatorum // MGH. SS. T. 22. P. 428-429;
  • Flores temporum // Ibid. T. 24. P. 243;
  • Geoffroy de Courlon. Le Chronique de ÍAbbaye de Saint-Pierre-le-Vif / Ed. G. Julliot. Sens, 1876;
  • Boccaccio G. Famous Women / Ed. V. Brown. Camb. (Mass.), 2001. P. 436-441;
  • Platina B. Historia. 1600. P. 133-141;
  • Iacopo da Varagine e la sua cronaca di Genova dalle origini al 1297 / Ed. G. Monleone. R., 1941. Vol. 1. P. 268-269.
  • Döllinger J. J. Die Papst-Fabeln des Mittelalters. Münch., 1863;
  • Müntz E. La légende de la Papesse Jeanne dans l’illustration des livres, du XVe au XIXe siècle // La Bibliofilia. Firenze, 1900-1901. Vol. 2. P. 325-329;
  • Бильбасов В. А. Женщина-папа: Средневек. сказание // Он же. Ист. монографии. СПб., 1901. Т. 1. С. 119-164;
  • Conway B. L. The Legend of Pope Joan // The Catholic World. 1914. Vol. 99. P. 792-798;
  • Kraft W. Die Päpstin Johanna: Eine Motivgeschichtliche Untersuchung: Diss. Fr./M., 1925;
  • D’Onofrio C. La Papessa Giovanna: Roma e papato tra storia e leggenda. R., 19792;
  • Morris J. Pope John VIII: An English Woman, alias Pope Joan. L., 1985;
  • Tinsley B. S. Pope Joan Polemic in Early Modern France: The Use and Disabuse of Myth // The Sixteenth Century Journal. Kirksville, 1987. Vol. 18. N 3. P. 381-398;
  • Boureau A. La papesse Jeanne: Formes et fonctions d’une légende au Moyen Âge // CRAI. 1984. Vol. 128. N 3. P. 446-464;
  • idem. La papesse Jeanne. P., 1988;
  • Pardoe R., Pardoe D. The Female Pope: The Mystery of Pope Joan. Wellingborough, 1988;
  • Gössmann E. Mulier Papa: Der Skandal eines weibliches Papstes: Zur Rezeptionsgeschichte der Gestalt der Päpstin Johanna. Münch., 1994;
  • Hotchkiss V. V. The Legend of the Female Pope in the Reformation // Acta Conventus Neo-Latini Hafniensis: Proc. of the 8th Intern. Congress of Neo-Latin Studies / Ed. Rh. Schur et al. Binghampton, 1994. P. 495-505;
  • Stanford P. The Legend of Pope Joan: In Search of the Truth. N. Y., 1999;
  • Aubert R. Jeanne (1) // DHGE. T. 27. Col. 908-912;
  • DuBruck E. E. Pope Joan: Another Look upon Martin Le Franc’s «Papesse Jeane» (c. 1440) and Dietrich Schernberg’s Play «Frau Jutta» (1480) // Fifteenth-Century Studies. Stuttg., 2001. Vol. 26. P. 75-85;
  • Rustici C. M. The Afterlife of Pope Joan: Deploying the Popess Legend in Early Modern England. Ann Arbor, 2006;
  • Obenaus M. Hure und Heilige: Verhandlungen über die Päpstin zwischen spätem Mittelalter und früher Neuzeit. Hamburg, 2008;
  • Kerner M., Herber K. Die Päpstin Johanna: Biographie einer Legende. Köln; Weimar; W., 2010.

Евангелие от Иоанна

Поиск по Библии**

Для поиска по Библии на мобильном устройстве нажмите по ссылке

Главы: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

ГЛАВА 12

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный

ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший
то
, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? 35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. 42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. 44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. 45 И видящий Меня видит Пославшего Меня. 46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. 49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. 50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Все книги Библи ✝Наверх ↑Следующая >>
Теги: Читать онлайн, Евангелие от МАТФЕЯ, Марка, Луки, Иоанна, святого апостола, НОВЫЙ завет, БИБЛИЯ
* Яндекс Поиск ведется не по всем главам Библии, а только тем главам ( страницам данного сайта ), которые включены роботом Яндекс в Поиск

ГРИГОРИЙ XII


Григорий XII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Григорий XII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (ок. 1325 или ок. 1335, Венеция — 18.10.1417, Реканати; до избрания папой — Анджело Коррарио), папа Римский (19 дек. 1406 — 4 июля 1415).

Род. в знатной семье. Получив богословское образование, был каноником венецианского кафедрального собора. В 1377 г. получил степень магистра теологии и стал деканом в Короне. С началом схизмы в католической Церкви в окт. 1380 г. находившимся в Риме папой Урбаном VI назначен епископом Кастелло, затем 21 февр. 1387 г.- легатом в Истрии и Далмации. 1 дек. 1390 г. папа Бонифаций IX назначил его лат. патриархом К-поля. С 1395 г. администратор еп-ства Корона. С 1399 г. выполнял миссию папского легата при неаполитанском кор. Владиславе. 4 апр. 1405 г. папой Иннокентием VII назначен легатом в Анконской марке. 12 июня того же года возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марка с сохранением за ним кафедры лат. К-польского патриарха. После смерти папы Иннокентия VII (6 нояб. 1406) на конклаве в Риме 19 кардиналов избрали новым папой Анджело Коррарио, принявшего имя Григорий XII. Коронация и интронизация Г. состоялись 19 дек. 1406 г.

В понтификат Г. схизма в католич. Церкви обострилась. С одной стороны, франц. кор. Карл VI, поддерживавший авиньонского антипапу Бенедикта XIII, а также Парижский ун-т призывали находящихся в Риме кардиналов воздержаться от выборов папы и вступить в переговоры с Авиньоном. С др. стороны, Риму угрожало Неаполитанское королевство, т. к. кор. Владислав опасался, что Папский престол займет ставленник Франции, что привело бы к усилению позиций претендовавшего на неаполитанский престол Людовика II Анжуйского, родственника франц. короля. Еще до начала конклава все собравшиеся в Риме кардиналы подписали клятву, выражавшую готовность в случае избрания отказаться от Папского престола ради преодоления схизмы в том случае, если это одновременно сделает и находившийся в Авиньоне Бенедикт XIII.

Законным Римским папой Г. признали Римско-Германская империя, Англия, Венгрия, Богемия, Польша, Скандинавские страны, Флорентийская и Венецианская республики и Неаполитанское королевство. В дек. 1406 г. Г. направил Бенедикту XIII сообщение о своем избрании и уведомление о принесенной клятве. В ответном послании (янв. 1407) Бенедикт XIII предложил организовать их встречу, чтобы обсудить преодоление схизмы. С 3 по 21 апр. 1407 г. в Марселе проходили переговоры о встрече Г. и Бенедикта XIII, на к-рых было достигнуто соглашение, что она состоится не позднее 1 нояб. 1407 г. в Савоне, находившейся в сфере франц. влияния. 9 авг. Г. отбыл из Рима в Витербо, с 4 сент. по 22 янв. 1408 г. находился в Сиене, 28 янв. прибыл в Лукку. Г. предложил антипапе изменить место встречи, т. к. по просьбе Бенедикта XIII, находившегося в Савоне с 24 сент. 1407 г., к ней были стянуты франц. войска. В то же время ближайшее окружение Г., а также неаполитанский кор. Владислав, представители от Венеции и Венгрии настаивали на отказе от переговоров с Бенедиктом XIII.

В апр. 1408 г. под предлогом начавшихся в Риме волнений кор. Владислав ввел в Папскую область войска. Оказавшись в зависимости от кор. Владислава, 4 мая 1408 г. Г. запретил кардиналам вступать в переговоры с поддерживавшими Бенедикта XIII французами. В тот же день он объявил о возведении в кардинальское достоинство 4 чел. из своего ближайшего окружения, двое из к-рых были его племянниками: Антонио Коррарио и Габриеле Кондольмиери (впосл. папа Римский Евгений IV). Назначение новых кардиналов нарушало условие клятвы Г. перед конклавом и вызвало недовольство Бенедикта XIII, не назначавшего кардиналов с 1397 г. 9 мая 1408 г. он возвел в кардинальское достоинство 2 чел. Франц. король, однако, пригрозил лишить Бенедикта XIII своей поддержки, если намеченная встреча не состоится. Между тем фактический отказ Г. от переговоров с антипапой и нарушение данной им клятвы вызвали раскол в его окружении. 11 мая кард. Жан Жилль отказался подчиняться Г. и бежал из Лукки в Пизу; за ним последовали еще 6 кардиналов. 31 июля эти кардиналы и часть примкнувших к ним авиньонских кардиналов приняли решение добиваться отречения как Г., так и Бенедикта XIII и созвать в Пизе Собор для избрания нового папы.

На Пизанский Собор (25 марта — 27 авг. 1409) кардиналы пригласили обоих противоборствующих пап, но ни один из них не явился. Интересы Г. на Соборе отстаивал влиятельный кн. Карл Малатеста, к-рому не удалось склонить участников Собора на сторону Г. 5 июня 1409 г. на 15-й сессии Собора Г. и Бенедикт XIII были низложены (эта дата считалась окончанием понтификата Г. до 50-х гг. XX в.). На 19-й сессии Собора (26 июня 1409) новым папой был избран Петр Филарг, принявший имя Александр V, к-рого признали Франция, Англия, Флоренция, Венеция и ряд герм. княжеств.

Одновременно с Пизанским Собором Бенедикт XIII созвал Собор в Перпиньяне. 6 июня 1409 г. Г. при поддержке герм. кор. Рупрехта III открыл Собор в Чивидале-дель-Фриули, на к-ром Александр V и Бенедикт XIII были объявлены схизматиками. Несмотря на присутствие представителей Рупрехта III и неаполитанского короля, Г. опасался угроз со стороны патриарха Аквилеи и по завершении Собора (5 сент. 1409) тайно покинул Чивидале-дель-Фриули, сделав заявление о готовности отречься от папства, если так же поступят 2 его соперника. В нояб. 1409 г. он прибыл в Гаэту, где оказался практически в полном подчинении у кор. Владислава. В 1410 г. Г. отправил Рижского еп. Иоанна с миссией по странам Сев. Европы с целью убедить их признать его в качестве законного папы. В 1411 г. издал буллу «In coena Domini», к-рой подтвердил отлучение от Церкви Людовика II Анжуйского, Бенедикта XIII и Бальтазара Коссы (см. Иоанн XXIII, антипапа; избран 25 мая 1410 вместо скончавшегося Александра V).

С утратой Г. почти всякого влияния (к этому моменту его признавали папой лишь венг. король и герм. кор. Рупрехт III) неаполитанский кор. Владислав перестал оказывать ему к.-л. поддержку и в мае 1412 г. признал законным папой Иоанна XXIII; в том же году Иоанна XXIII признал и преемник Рупрехта III герм. кор. Сигизмунд I Люксембург. 30 окт. 1412 г. Г. был вынужден покинуть Гаэту и отправиться в Римини к союзнику Карлу Малатесте.

9 дек. 1413 г. Иоанн XXIII издал буллу о созыве Собора для окончательного прекращения схизмы. В марте 1415 г. Г. решил отречься от папства перед открывшимся в нояб. 1414 г. Констанцским Собором. Считая, однако, Собор лишенным легитимности (т. к. буллу о его созыве издал незаконный папа Иоанн ХXIII), Г. отправил в Констанц своих представителей, и на 14-й сессии (4 июля 1415) кард. Джованни Доминичи огласил решение Г. о созыве Констанцского Собора, что, с т. зр. сторонников Г., придало Собору статус законного. Затем др. представитель папы, Карл Малатеста, зачитал решение Г. об отречении от Папского престола. Оба соперника Г. — Бенедикт XIII и Иоанн XXIII — решением Собора были лишены папской власти. Т. к. отречение Г. помогло прекратить схизму в католич. Церкви, Констанцский Собор пожаловал ему титул кардинала-епископа Порто и Санта-Руфины, должности пожизненного легата в Анконской марке и декана коллегии кардиналов с почетным правом занимать 2-е после папы место во всех офиц. церемониях.

19 июля 1415 г., находясь в замке Монтефьоре, Г. получил известие об оглашении его отречения и о решении Собора относительно его дальнейшей судьбы. 20 июля Г. провел последнюю консисторию, сложил с себя знаки папской власти и облачился в одеяния кардинала. После этого окружавшие его кардиналы отправились на Констанцский Собор, а он переехал в янв. 1416 г. в Реканати, где скончался и был похоронен в кафедральном соборе.

Ист.: Lettres de Grégoire XII (1406-1415): Textes et analyses / Ed. M. Soenen. Brux.; R., 1976.

Лит.: Raffaelli F. Il monumento di papa Grigorio XII ed i suoi donativi alla cattedrale basilica di Recanati. Fermo, 1877; Erler G. Florenz, Neapel und das papstliche Schisma // Hist. Taschenbuch. 1889. Bd. 8. S. 179-230; Finke H. Eine Papstcronik des XV. Jh. // RQS. 1890. Bd. 4. S. 340-362; Meister A. Das Konzil zu Cividale 1409 // Hist. Jb. 1893. Bd. 14. S. 320-330; Schlitz L. Die Quellen zur Geschichte des Konzils von Cividale 1409 // RQS. 1894. Bd. 8. S. 217-259; Eubel K. Das Itinerar der Päpste zur Zeit des grossen Schisma // Hist. Jb. 1895. Bd. 16. S. 545-564; idem. Die «Provisiones Praelatorum» durch Gregor XII. nach Mitte Mai 1408 // RQS. 1896. Bd. 10. S. 99-131; Lisini A. Papa Gregorio XII e i Senesi // La Rassegna Nazionale Firenze. 1896. Vol. 91. P. 97-117, 280-321; Piva E. Venezia i lo scisma durante il pontificato di Gregorio XII (1406-1409) // Nuovo Archivio Veneto. 1897. Vol. 13. P. 135-158; Salembier L. Le Grand schisme d’Occident. P., 1900; Zanutto L. Itinerario del pontefice Gregorio XII da Roma (9 ag. 1407) a Cividale del Friuli (26 mag. 1409): Studio storico. Udine, 1901; Valois N. La France et le Grand Schisme d’Occident. P., 1901-1902. Vol. 3-4; Hollerbach J. Die Gregorianische Partei, Sigismund und das Konstanzer Konzil // RQS. 1909. Bd. 23. H. 2. S. 129-164; 1910. Bd. 24. H. 2. S. 3-39, 121-140; Montor A., de. The Lives and Times of the Popes. N. Y., 1911. P. 97-108; Tihon C. Les expectatives in forma pauperum de Grégoire XII // Bull. de l’Inst. hist. Belge de Rome. 1926. Vol. 6. P. 71-101; An. Pont. Cath. 1931. P. 127, 139, 141, 164-165, 168; Petersohn J. Papst Gregors XII.: Flucht aus Cividale (1409) und die Sicherstellung des papstlichen Paramentschatzes // RQS. 1963. Bd. 58. S. 51-70; Girgensohn D. Kardinal Antonio Caetani und Gregor XII. in den Jahren 1406-1408 // QFIAB. 1984. Bd. 64. S. 116-226; Soenen M. Grégoire XII // Dictionnaire hist. de la Papauté / Dir. Ph. Levillain. P., 1994. P. 758-760.

А. Г. Крысов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]