«Позор Римской Церкви». Что творили папы на престоле Святого Петра

18 июля 1870 г. римский папа Пий IX провозгласил догмат о непогрешимости римских пап. Во всяком случае, очень и очень многие именно так понимают латинское слово Infallibilitas.

Особо впечатлительные приводят, кроме всего прочего, финал изящной формулы Пия IX: «Кто же, — да не допустит того Бог! — дерзнёт против сего нашего определения возражать, да будет анафема».

В целом получается действительно страшновато. Мало того, что римский папа по умолчанию не может согрешить, так ещё и тех, кто в этом сомневается, ожидает отлучение от Церкви.

Реальность, однако, ещё хуже, чем кажется. Дело в том, что папа Пий IX дал своей пастве серьёзную поблажку.

Статья по теме

Папа, который старался. Как Иоанн Павел II спасал авторитет католицизма

Во-первых, он вовсе не говорил о непогрешимости. Только лишь о «неспособности заблуждаться». Да и то не всегда, а лишь ex cathedra, то есть «с кафедры» — когда папа официально вещает как глава Церкви о принципиально важных вопросах веры. Во всём остальном понтифик, как и прочие: «Не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди».

Во-вторых, паства, несмотря на «анафему», могла, наконец, вздохнуть спокойно. По той простой причине, что на практике представление о полной и настоящей непогрешимости пап бытовало на Западе ещё со Средних веков. И усердно вдалбливалось в головы «добрых католиков». Просто так — на всякий случай.

А случаи бывали разные. На престоле Святого Петра иной раз восседали такие экземпляры, что впору удивиться — как это вообще Римская Церковь не обрушилась под тяжестью их грехов и даже уголовных преступлений.

В условный топ входят самые замечательные личности. Каждого их них называли «самым страшным позором за всю историю Церкви», но жизнь показывала, что этот сомнительный титул может быть оспорен. И небезуспешно.


Папа римский Иоанн XII.

Иоанн XII

Восемь лет его присутствия на престоле Святого Петра замыкают характерный период истории папства, который называется красивым словом: «Порнократия». Буквальный перевод — «Власть шлюх». Действительно, Римом тогда фактически управляли две женщины из знатного рода ТеофилактовФеодора и Марозия. Мать и дочь. Обе имели, как сейчас говорят, «пониженную социальную ответственность». На протяжении 60 лет X столетия они награждали папскими тиарами своих любовников, потом — детей от этих любовников. Кое-что перепало даже внукам.

Иоанн XII был как раз внуком Марозии. Что называется, «из молодых, да ранний». Став римским папой в 18 лет, он, как писали современники: «Запятнал престол святого Петра всевозможными пороками и преступлениями».

Например, чисто церковными: «Не причастившись, служил обедню», «Посвящал в диаконы в неположенное время, притом в конюшне», «Поставлял епископов за деньги и однажды поставил епископом в городе Тудертине десятилетнего мальчика», «Грабил церкви и открыто свирепствовал, не скрывая свои сатанинские дела», «При игре в кости призывал имена Юпитера, Венеры и прочих злых духов». «Не только не посещал утренней и канонической церковной службы, но даже и не ограждался крестным знамением».

Статья по теме

33 дня «Улыбающегося папы». Правда ли, что Ватикан не любит реформаторов

Отметился он и на поприще разврата и инцеста: «Жил со Стефанией, наложницей своего отца», «Жил с Анной, своей племянницей», «Святейший дворец обратил в дом разврата и обиталище непотребных шлюх». А также на ниве чистой уголовщины: «Бенедикта, своего крестного отца, ослепил, отчего тот и умер», «Иоанна, кардинала-субдьякона, умертвил, приказав его оскопить», «Причинял пожары и разграбления».

Его низложили, но он боролся за власть, и мог бы победить, если бы не досадная оплошность: «В одну ночь, когда папа оставался за городом в доме одной замужней женщины, дьявол поразил его в виски так сильно, что он умер».

«Дьявол поразил в виски» — так тогда называли апоплексический удар. Иными словами, Иоанн XII умер от инсульта во время занятий любовью — от перенапряжения.


Папа римский Иоанн XXIII.

Xристианство в I веке нашей эры не знало церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов; вместо священников были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих и, как считалось, обладавшие харизмой, то есть способностью пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса, исцелять и так далее. Любой христианин мог называть себя харизматиком и пророчествовать. Если он имел достаточное число приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины. С середины II века в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к IV веку наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь в 330 году, затем разделение империи в 395 году и низложение последнего императора Западной Римской империи в 476 году способствовали росту политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С V века римские епископы присвоили себе название «папа» (от греческого слова pappas — отец, наставник). Лев I в 440-461 годах добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. После падения Западной империи папы оказались в формальной зависимости от Византийских императоров и их наместников в Италии, экзархов Равенны. Географическая удалённость Рима от Константинополя буквально обязывала пап искать независимости от Византии. При этом папы стремились сохранить духовный контроль над империей, хотя уже в те годы различия между западной и восточной церковью были существенны. В начале VIII века папам удалось выйти из-под контроля Константинополя, но удержать при этом хотя бы формальное верховенство над восточной церковью им не удалось. Раскол, произошедший в 1054 году, навсегда разделил христиан на католиков и православных.


Папская область в VIII — XIII веках

Тем временем, оказавшись без силовой поддержки Константинополя, папство попало в зависимость от варваров — остготов и лангобардов — и было вынуждено искать поддержки у крепнущего государства франков. В 756 году благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы документы «Константинов дар» (VIII век) и «Лжеисидоровы декреталии» (IX век). Папы оказались в зависимости от остготских и франкских королей, а затем от императоров Священной Римской империи.

XI-XIII века стали периодом усиления папства, использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Вормсский конкордат 1122 года, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть папы над епископами. Возвышению папства также способствовали папская булла 1059 года о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, при этом за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью, а с X века в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 года установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III и Бонифаций VIII даже претендовали на верховенство папы над светскими государями. Тогда же папство поставило себя выше церковных соборов.


«Великий Раскол» в 1378-1417 годах

Папство стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе на Руси, правда, безуспешно. В конце XI века папы, добивавшееся расширения своей власти, явились инициаторами и организаторами крестовых походов. Папы вели борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти в XIII веке была учреждена инквизиция. Политическая роль папы в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время центром феодальной системы и окружила феодальный строй ореолом божественной благодати.


Реформация XVI в.

По мере складывания в Европе централизованных государств влияние папы ослабевало. Во Франции с XIII века получило развитие так называемое галликанство, добивавшееся независимости французской католической церкви от Рима. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции папы попали в зависимость от французских королей и под их давлением перенесли в XIV веке свою резиденцию из Рима в Авиньон (так называемое «Авиньонское пленение пап»). Возвращение пап в Рим в 1377 году не укрепило их положения. Падению авторитета папы также способствовал «Великий Раскол» 1378-1449 годов, когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены антипапами). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение, или конциляризм, выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе 1431-49 годах борьба между сторонниками соборного движения и папства закончилась победой последнего, но реально папство не смогло восстановить своего былого значения. Реформация XVI века и образование протестантских церквей привели к потере позиций папы в ряде европейских стран. Впрочем, Контрреформация и, особенно, Тридентский собор 1545-63 годов несколько укрепила положение папы.


Контрреформация в конце XVI-XVII веках

С усилением национальных государств в Европе папство было вынуждено отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями и перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. Буржуазные революции были встречены им враждебно, и до середины XIX века папство оставалось опорой феодально-монархических сил. Со второй половины XIX века папство стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 году «Силлабус» («Список заблуждений»), в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. Первый Ватиканский собор 1869-70 годов провозгласил догмат о папской непогрешимости. Политика пап по отношению к Советскому Союзу была откровенно враждебной. В 1930 году Пий XI объявил крестовый поход против СССР, в 1933 году подписал конкордат с гитлеровской Германией, в 1937 году издал энциклику против коммунизма, в 1949 году подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов. Изменение соотношения сил после Второй Мировой войны вынудило пап взять курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики.

До 1871 года Святой Престол владел огромной вспомогательной суверенной территорией, которая занимала практически всю центральную часть Аппенинского полуострова. Эта территория известна как Церковное государство, Папская область, Папское государство. Папа, как светский суверен, иногда передавал принадлежащие Святому Престолу территории под полное светское управление, производя таким образом светских феодальных вассалов в лице назначаемых им правителей. В 1870 году, во время понтификата Пия IX, войска сардинского короля Виктора Эммануила II под командой Гарибальди вторглись на территорию Церковного государства, многократно превосходящими силами подавили сопротивление военных формирований Святого Престола и захватили Рим. В 1871 году было провозглашено королевство Италия, и Виктор Эммануил стал его королём. Святой Престол был лишён вспомогательных территорий. Однако, на самого Папу, членов Римской Курии и папских придворных никто посягнуть не осмелился. Резиденция Святого Престола — Ватикан, осталась неприкосновенной. Королевство Италия безоговорочно и полностью признавало все звания и дворянские титулы, которые даровались Святым Престолом с 1871 по 1929 год, в период формального отсутствия суверенной вспомогательной территории. Хотя Святой Престол никогда не лишался своего уникального суверенитета, однако, в 1871 году он лишился возможности даровать феоды, чеканить монету и собирать пошлины и налоги.

В 1929 году Италия и Святой Престол узаконили свои отношения в Латеранских соглашениях и формально подтвердили признание друг друга суверенными субъектами, при этом, Италия формально вернуло Ватикан и летнюю резиденцию понтифика Кастель-Гандольфо под полную юрисдикцию Святого Престола.


Государство-город Ватикан

В настоящий момент Ватикан является самым маленьким государством в мире площадью 44 гектара. Он полностью находится на территории Рима. Реальный же юридический статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным, а проистекает от суверенитета Святого Престола. Ватикан используется лишь как местонахождение Святого Престола, папского двора и его обслуживающего персонала. Дипломатические отношения с другими государствами устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, который и является базовым суверенным субъектом. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме, так что, например, в итальянской столице может находиться её собственное посольство.

Святой Престол — теократическая электоральная монархия, возглавляемая Римским Понтификом (Папой Римским), избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Апостольской конституцией «Universi Dominici Gregis», утверждённой Иоанном Павлом II 22 февраля 1996 года, определён следующий порядок выбора папы. Выборы начинаются не раньше 15 и не позже 20 дней после смерти предыдущего главы церкви. В соответствии с конституцией и многовековой традицией они проходят в Сикстинской капелле, которая на это время становится совершенно недоступной для посторонних. Находиться там могут только выборщики, а также секретарь конклава и его помощники. Члены конклава не имеют права получать какую бы то ни было информацию со стороны, пользоваться телефонами, читать газеты и смотреть телевизор. Даже их общение между собой ограничено. Списка кандидатов формально не существует. Как и во времена раннего христианства, когда епископом формально мог стать любой член общины, не обязательно священник, папой формально может быть избран любой католик мужского пола. На практике выбор осуществляется среди кардиналов. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI. Кроме того, в XX веке появился неофициальный термин «папабиль», которым называют наиболее вероятных претендентов на должность папы, хотя на практике не всегда папой становится кардинал из числа папабилей. Во время выборов кардиналы пишут на обычном листе бумаги имя кандидата, причём, делают это так, чтобы выборщика нельзя было идентифицировать по почерку. Если ни один из кандидатов не набирает двух третей голосов, листы с именами сжигаются, и в огонь добавляют мокрую траву, которая придаёт дыму чёрный цвет. Так люди, собравшиеся перед капеллой на площади, узнают, что папа не выбран. В каждый день проходят три тура выборов (один — днём и два — вечером). После трёх дней безрезультатных выборов объявляется перерыв. Затем выборы длятся ещё семь дней. Если и за это время папу не удалось выбрать, то список кандидатов может быть ограничен двумя именами тех, кто набрал большинство голосов в предыдущем туре. Когда голосование закончено и папа избран, глава коллегии кардиналов официально спрашивает избранного о желании стать папой и просит его выбрать новое имя. Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой — сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза «Habemus Papam» («У нас есть папа»), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный даёт апостольское благословение городу и миру — «Urbi et orbi».

Римский Понтифик имеет три нераздельные функции: — Как светский суверен в статусе монарха (с квалификацией суверенного князя); — Как Римский епископ, он является Главой Католической Церкви и её высшим правящим иерархом; — Как суверен города-государства Ватикан (вспомогательной территории в статусе суверенного княжества).

Официальный титул Папы звучит как «Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов божьих». Власть папы — это высшая и юридически полная власть над всей католической (западно-христианской) церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью. Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в третьей инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой. Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые. Папа — гарант всеобщности и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. И, следовательно, единовластию папы как форме правления, воплощающей в себе всё, сопутствует непогрешимость.

Папы Римские

св. Пётр42/43-64/69
св. Лин56/69-76/81
св. Анаклет (Клет)76/81-88/92
св. Климент I88/92-97/102
св. Эварист98/99-105/108
св. Александр I105/109-115/119
св. Сикст I (Ксист I)114/117-124/128
св. Телесфор125/129-138/139
св. Гигин138/139-140/142
св. Пий I140/146-154/161
св. Аникет150/157-163/168
св. Сотер162/168-170/177
св. Элевтерий171/177-185/193
св. Виктор I189-199
св. Зефирин199-217
Наталий (антипапа) 1199-?
св. Каликст I217/219-222/223
св. Ипполит (антипапа)217-235
св. Урбан I222/223-230
св. Понтиан230-235
св. Антер235-236
св. Фабиан236-250
св. Корнелий Новациан (антипапа)251-253
св. Луций I Новациан (антипапа)253-254
св. Стефан I Новациан (антипапа)254-257
св. Сикст II Новациан (антипапа)257-258
св. Дионисий259-268
св. Феликс I269-274
св. Евтихиан275-283
св. Гай (Кай)283-296
св. Марцеллин296-304
св. Марцелл I308-309
св. Евсевий309 или 310
св. Мильтиад (Мельхиад)310/311-314
св. Сильвестр I314-335
св. Марк336
св. Юлий I337-352
Либерий Феликс II (антипапа)352-357
Либерий357-366
св. Дамасий I Урсин (антипапа)366-367
св. Дамасий I367-384
св. Сириций384-399
св. Анастасий I399-401
св. Иннокентий I401-417
св. Зосима417-418
св. Бонифаций I Евлалий (антипапа)418-419
св. Бонифаций I419-422
св. Целестин I422-432
св. Сикст III432-440
св. Лев I Великий440-461
св. Гиларий461-468
св. Симплиций468-483
св. Феликс III (II) 2483-492
св. Геласий I492-496
Анастасий II496-498
св. Симмах Лаврентий (антипапа)498-506
св. Симмах506-514
св. Гормизд514-523
св. Иоанн I523-526
св. Феликс IV (III) 2526-530
Бонифаций II Диоскор (антипапа)530
Бонифаций II530-532
Иоанн II533-535
св. Агапит I535-536
св. Сильверий536-537
Вигилий537-555
Пелагий I556-561
Иоанн III561-574
Бенедикт I575-579
Пелагий II579-590
св. Григорий I Великий590-604
Сабиниан604-606
Бонифаций III607
св. Бонифаций IV608-615
Адеодат I (Деусдедит)615-618
Бонифаций V619-625
Гонорий I625-638
Северин638/640-640 20
Иоанн IV640-642
Теодор I642-649
св. Мартин I649-653
св. Евгений I654-657
св. Виталий657-672
Адеодат II672-676
Домн (Дон)676-678
св. Агафон678-681
св. Лев II682-683
св. Бенедикт II684-685
Иоанн V685-686
Конон686-687
св. Сергий I Теодор II (антипапа) Пасхалий (антипапа)687
св. Сергий I687-701
Иоанн VI701-705
Иоанн VII705-707
Сизинний708
Константин708-715
св. Григорий II715-731
св. Григорий III731-741
св. Захарий741-752
Стефан (II) 3752
Стефан II (III)752-757
св. Павел I Теофилакт (антипапа)757
св. Павел I757-767
Константин II (антипапа)767-768
Филипп (антипапа)768
Стефан III (IV)768-772
Адриан I772-795
св. Лев III795-816
Стефан IV (V)816-817
св. Пасхалий I817-824
Евгений II824-827
Валентин827
Григорий IV827-844
Сергий II Иоанн VIII (антипапа)844
Сергий II844-847
св. Лев IV847-855
Анастасий III (антипапа)855
Бенедикт III Иоанна («папесса Иоанна», Иоанн VIII) 4855-858
св. Николай I Великий858-867
Адриан II867-872
Иоанн VIII872-882
Марин I882-884
св. Адриан III884-885
Стефан V (VI)885-891
Формоз891-896
Бонифаций VI896
Стефан VI (VII)896-897
Роман897
Теодор II897
Иоанн IX898-900
Бенедикт IV900-903
Лев V903
Христофор (антипапа) 5903-904
Сергий III904-911
Анастасий III911-913
Ландон913-914
Иоанн X914-928
Лев VI 6928/929
Стефан VII (VIII) 6928/929-931
Иоанн XI931-935
Лев VII936-939
Стефан VIII (IX)939-942
Марин II942-946
Агапит II946-955
Иоанн XII955-963
Иоанн XII Лев VIII 7963-964
Лев VIII 7 Бенедикт V 7964
Лев VIII 7964-965
Иоанн XIII965-972
Домн II 8972, 973-974 или 974
Бенедикт VI973-974
Бонифаций VII (антипапа) (1)974
Бенедикт VII974-983
Иоанн XIV983-984
Бонифаций VII (антипапа) (2)984-985
Иоанн XV 9985-996
Григорий V996-997
Григорий V Иоанн XVI (антипапа)997- 998
Григорий V998-999
Сильвестр II999-1003
Иоанн XVII 101003
Иоанн XVIII1004-1009
Сергий IV1009-1012
Бенедикт VIII Григорий VI (антипапа)1012
Бенедикт VIII1012-1024
Иоанн XIX1024-1032
Бенедикт IX (1)1032-1044
Сильвестр III 111045
Бенедикт IX (2)1045
Григорий VI1045-1046
Климент II1046-1047
Бенедикт IX (3)1047-1048
Дамасий II1048
св. Лев IX1049-1054
Виктор II1055-1057
Стефан IX (X)1057-1058
Бенедикт X (антипапа)1058-1059
Николай II1059-1061
Александр II1061
Александр II Гонорий II (антипапа)1061-1064
Александр II1064-1073
Законные папыАнтипапы-ставленники императоров
св. Григорий VII1073-1085 Климент III1080-1100
Виктор III1086-1087 Теодорих1100
Урбан II1088-1099 Адальберт1102
Пасхалий II1099-1118 Сильвестр IV1105-1111
Геласий II1118-1119 Григорий VIII1118-1121
Каликст II1119-1124
Целестин II (антипапа)1124
Гонорий II1124-1130
Иннокентий II Анаклет II (антипапа)1130-1138
Иннокентий II Виктор IV (антипапа)1138
Иннокентий II1138-1143
Целестин II1143-1144
Луций II1144-1145
Евгений III1145-1153
Анастасий IV1153-1154
Адриан IV1154-1159
Александр III Виктор IV (антипапа) 121159-1164
Александр III Пасхалий III (антипапа)1164-1168
Александр III Каликст III (антипапа)1168-1178
Александр III1178-1179
Александр III Иннокентий III (антипапа)1179-1180
Александр III1180-1181
Луций III1181-1185
Урбан III1185-1187
Григорий VIII1187
Климент III1187-1191
Целестин III1191-1198
Иннокентий III1198-1216
Гонорий III1216-1227
Григорий IX1227-1241
Целестин IV1241
Иннокентий IV1243-1254
Александр IV1254-1261
Урбан IV1261-1264
Климент IV1265-1268
Григорий X1271-1276
Иннокентий V1276
Адриан V1276
Иоанн XXI 131276-1277
Николай III1277-1280
Мартин IV 141281-1285
Гонорий IV1285-1287
Николай IV1288-1292
св. Целестин V1294
Бонифаций VIII 151294-1303
Бенедикт XI 161303-1304
Климент V 191305-1314
Иоанн XXII 191316-1328
Иоанн XXII 19 Николай V (антипапа)1328-1330
Иоанн XXII 191330-1334
Бенедикт XII 16 191334-1342
Климент VI 191342-1352
Иннокентий VI 191352-1362
Урбан V 191362-1370
Григорий XI 191370-1378
Папы периода Великого расколаАнтипапы периода Великого раскола
Урбан VI1378-1389 Климент VII1378-1394
Бонифаций IX 151389-1404 Бенедикт XIII 161394-1409
Иннокентий VII1404-1406 Бенедикт XIII (Авиньонская линия) Александр V (Пизанская линия)1409-1410
Григорий XII1406-1415 Бенедикт XIII (Авиньонская линия) Иоанн XXIII (Пизанская линия)1410-1415
Мартин V1417-1431 Бенедикт XIII1415-1423
Евгений IV1431-1447 Климент VIII Бенедикт XIV 161423-1429
Николай V1447-1455 Бенедикт XIV 17ок. 1430-1437
Феликс V 21439-1449
Каликст III1455-1458
Пий II1458-1464
Павел II1464-1471
Сикст IV1471-1484
Иннокентий VIII1484-1492
Александр VI 181492-1503
Пий III1503
Юлий II1503-1513
Лев X1513-1521
Адриан VI1522-1523
Климент VII1523-1534
Павел III1534-1549
Юлий III1550-1555
Марцелл II1555
Павел IV1555-1559
Пий IV1559-1565
св. Пий V1566-1572
Григорий XIII1572-1585
Сикст V1585-1590
Урбан VII1590
Григорий XIV1590-1591
Иннокентий IX1591
Климент VIII1592-1605
Лев XI1605
Павел V1605-1621
Григорий XV1621-1623
Урбан VIII1623-1644
Иннокентий X1644-1655
Александр VII 181655-1667
Климент IX1667-1669
Климент X1670-1676
Иннокентий XI1676-1689
Александр VIII 181689-1691
Иннокентий XII1691-1700
Климент XI1700-1721
Иннокентий XIII1721-1724
Бенедикт XIII 161724-1730
Климент XII1730-1740
Бенедикт XIV 161740-1758
Климент XIII1758-1769
Климент XIV1769-1774
Пий VI1775-1799
Пий VII1800-1823
Лев XII1823-1829
Пий VIII1829-1830
Григорий XVI1831-1846
Пий IX1846-1878
Лев XIII1878-1903
св. Пий X1903-1914
Бенедикт XV 161914-1922
Пий XI1922-1939
Пий XII1939-1958
св. Иоанн XXIII1958-1963
Павел VI1963-1978
Иоанн Павел I1978
Иоанн Павел II1978-2005
Бенедикт XVI 162005-2013
Франциск2013-н.в.

Дополнительная статистическая информация Показать

Иоанн XXIII

Можно ли откровенного уголовника и святотатца, по которому одновременно плачут виселица и костёр, сделать римским папой? Случай Иоанна XXIII показывает, что можно.

Его имя в миру — Бальтазар Косса. Один из самых опасных пиратов Средиземного моря. Два его старших брата были повешены именно за пиратство. Он же был гораздо более везучим — начав карьеру в 13 лет, к 16 годам снискал лавры отчаянного головореза.

Потом — внезапно — поступил в Болонский университет на факультет теологии. Учился отменно, но ещё лучше у него получалось портить девок и грабить горожан. В результате одной из стычек он оказался в тюрьме, откуда его извлекли те же пираты, тупо взяв Болонью штурмом.

Подобные деятели, попав в суровую переделку, обещают Господу оставить «душегубный промысел» и вести потом жизнь исключительно духовную.

Иоанн XXIII, попав в шторм, обещал ровно то же самое. Но следовал не столько духу, сколько букве закона. После спасения он попал в плен к папе Урбану VI. И с тех пор действительно ведёт жизнь духовную. Во всяком случае, духовного лица.

Статья по теме

Приступ безумия. История убийства при дворе папы римского

Быстро выслужившись и убрав конкурентов, он сам становится папой римским. Кстати, принимает принципиальное решение об аресте Яна Гуса.

Какого-то чеха-еретика ему, быть может, и простили бы. Но его художества в качестве верховного понтифика переполнили чашу терпения. Ему предъявили 74 пункта обвинения, 20 из которых решили не оглашать — настолько страшны и омерзительны они были. Впрочем, оглашённое тоже впечатляет.

Изнасилование более 300 монахинь. Попытка продажи мощей святого Иоанна за 50 тысяч флоринов. Сожительство с женой своего брата. Растление семьи — матери, её сына и её дочерей. Групповая содомия с участием монахов. Отрицание загробной жизни. Неверие в воскресение мёртвых.

Кому другому за такие штучки было бы мало и костра. Но система своих не сдаёт. Низложенному папе вернули даже сан кардинала, и он спокойно умер в этом звании пять лет спустя после своего низложения. С тех пор само имя Иоанн считалось проклятым — римские папы не его брали более 500 лет.


Папа римский Александр VI.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]