18 июля 1870 г. римский папа Пий IX провозгласил догмат о непогрешимости римских пап. Во всяком случае, очень и очень многие именно так понимают латинское слово Infallibilitas.
Особо впечатлительные приводят, кроме всего прочего, финал изящной формулы Пия IX: «Кто же, — да не допустит того Бог! — дерзнёт против сего нашего определения возражать, да будет анафема».
В целом получается действительно страшновато. Мало того, что римский папа по умолчанию не может согрешить, так ещё и тех, кто в этом сомневается, ожидает отлучение от Церкви.
Реальность, однако, ещё хуже, чем кажется. Дело в том, что папа Пий IX дал своей пастве серьёзную поблажку.
Статья по теме
Папа, который старался. Как Иоанн Павел II спасал авторитет католицизма
Во-первых, он вовсе не говорил о непогрешимости. Только лишь о «неспособности заблуждаться». Да и то не всегда, а лишь ex cathedra, то есть «с кафедры» — когда папа официально вещает как глава Церкви о принципиально важных вопросах веры. Во всём остальном понтифик, как и прочие: «Не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди».
Во-вторых, паства, несмотря на «анафему», могла, наконец, вздохнуть спокойно. По той простой причине, что на практике представление о полной и настоящей непогрешимости пап бытовало на Западе ещё со Средних веков. И усердно вдалбливалось в головы «добрых католиков». Просто так — на всякий случай.
А случаи бывали разные. На престоле Святого Петра иной раз восседали такие экземпляры, что впору удивиться — как это вообще Римская Церковь не обрушилась под тяжестью их грехов и даже уголовных преступлений.
В условный топ входят самые замечательные личности. Каждого их них называли «самым страшным позором за всю историю Церкви», но жизнь показывала, что этот сомнительный титул может быть оспорен. И небезуспешно.
Папа римский Иоанн XII.
Иоанн XII
Восемь лет его присутствия на престоле Святого Петра замыкают характерный период истории папства, который называется красивым словом: «Порнократия». Буквальный перевод — «Власть шлюх». Действительно, Римом тогда фактически управляли две женщины из знатного рода Теофилактов — Феодора и Марозия. Мать и дочь. Обе имели, как сейчас говорят, «пониженную социальную ответственность». На протяжении 60 лет X столетия они награждали папскими тиарами своих любовников, потом — детей от этих любовников. Кое-что перепало даже внукам.
Иоанн XII был как раз внуком Марозии. Что называется, «из молодых, да ранний». Став римским папой в 18 лет, он, как писали современники: «Запятнал престол святого Петра всевозможными пороками и преступлениями».
Например, чисто церковными: «Не причастившись, служил обедню», «Посвящал в диаконы в неположенное время, притом в конюшне», «Поставлял епископов за деньги и однажды поставил епископом в городе Тудертине десятилетнего мальчика», «Грабил церкви и открыто свирепствовал, не скрывая свои сатанинские дела», «При игре в кости призывал имена Юпитера, Венеры и прочих злых духов». «Не только не посещал утренней и канонической церковной службы, но даже и не ограждался крестным знамением».
Статья по теме
33 дня «Улыбающегося папы». Правда ли, что Ватикан не любит реформаторов
Отметился он и на поприще разврата и инцеста: «Жил со Стефанией, наложницей своего отца», «Жил с Анной, своей племянницей», «Святейший дворец обратил в дом разврата и обиталище непотребных шлюх». А также на ниве чистой уголовщины: «Бенедикта, своего крестного отца, ослепил, отчего тот и умер», «Иоанна, кардинала-субдьякона, умертвил, приказав его оскопить», «Причинял пожары и разграбления».
Его низложили, но он боролся за власть, и мог бы победить, если бы не досадная оплошность: «В одну ночь, когда папа оставался за городом в доме одной замужней женщины, дьявол поразил его в виски так сильно, что он умер».
«Дьявол поразил в виски» — так тогда называли апоплексический удар. Иными словами, Иоанн XII умер от инсульта во время занятий любовью — от перенапряжения.
Папа римский Иоанн XXIII.
Xристианство в I веке нашей эры не знало церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматов; вместо священников были пророки, учители, апостолы, проповедники, выходившие из рядовой массы верующих и, как считалось, обладавшие харизмой, то есть способностью пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса, исцелять и так далее. Любой христианин мог называть себя харизматиком и пророчествовать. Если он имел достаточное число приверженцев, то фактически зачастую руководил делами общины. С середины II века в христианских общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди которых к IV веку наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными земельными угодьями, претендовавшие как епископы столицы Римской империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь в 330 году, затем разделение империи в 395 году и низложение последнего императора Западной Римской империи в 476 году способствовали росту политической самостоятельности римского епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С V века римские епископы присвоили себе название «папа» (от греческого слова pappas — отец, наставник). Лев I в 440-461 годах добился от римского императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. После падения Западной империи папы оказались в формальной зависимости от Византийских императоров и их наместников в Италии, экзархов Равенны. Географическая удалённость Рима от Константинополя буквально обязывала пап искать независимости от Византии. При этом папы стремились сохранить духовный контроль над империей, хотя уже в те годы различия между западной и восточной церковью были существенны. В начале VIII века папам удалось выйти из-под контроля Константинополя, но удержать при этом хотя бы формальное верховенство над восточной церковью им не удалось. Раскол, произошедший в 1054 году, навсегда разделил христиан на католиков и православных.
Папская область в VIII — XIII веках
Тем временем, оказавшись без силовой поддержки Константинополя, папство попало в зависимость от варваров — остготов и лангобардов — и было вынуждено искать поддержки у крепнущего государства франков. В 756 году благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования которой были сфабрикованы документы «Константинов дар» (VIII век) и «Лжеисидоровы декреталии» (IX век). Папы оказались в зависимости от остготских и франкских королей, а затем от императоров Священной Римской империи.
XI-XIII века стали периодом усиления папства, использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Вормсский конкордат 1122 года, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть папы над епископами. Возвышению папства также способствовали папская булла 1059 года о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, при этом за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и другие епископы, избирались духовенством и феодальной знатью, а с X века в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 года установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III и Бонифаций VIII даже претендовали на верховенство папы над светскими государями. Тогда же папство поставило себя выше церковных соборов.
«Великий Раскол» в 1378-1417 годах
Папство стремилось распространить католицизм и за пределами Западной Европы, в том числе на Руси, правда, безуспешно. В конце XI века папы, добивавшееся расширения своей власти, явились инициаторами и организаторами крестовых походов. Папы вели борьбу с антифеодальными народными движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церковной власти в XIII веке была учреждена инквизиция. Политическая роль папы в средневековой Европе определялась тем, что возглавляемая им католическая церковь была в то время центром феодальной системы и окружила феодальный строй ореолом божественной благодати.
Реформация XVI в.
По мере складывания в Европе централизованных государств влияние папы ослабевало. Во Франции с XIII века получило развитие так называемое галликанство, добивавшееся независимости французской католической церкви от Рима. В результате поражения в борьбе с королевской властью во Франции папы попали в зависимость от французских королей и под их давлением перенесли в XIV веке свою резиденцию из Рима в Авиньон (так называемое «Авиньонское пленение пап»). Возвращение пап в Рим в 1377 году не укрепило их положения. Падению авторитета папы также способствовал «Великий Раскол» 1378-1449 годов, когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (современная церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены антипапами). В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось так называемое соборное движение, или конциляризм, выдвигавшее идею верховенства церковных соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе 1431-49 годах борьба между сторонниками соборного движения и папства закончилась победой последнего, но реально папство не смогло восстановить своего былого значения. Реформация XVI века и образование протестантских церквей привели к потере позиций папы в ряде европейских стран. Впрочем, Контрреформация и, особенно, Тридентский собор 1545-63 годов несколько укрепила положение папы.
Контрреформация в конце XVI-XVII веках
С усилением национальных государств в Европе папство было вынуждено отказаться от претензий на политическое господство над светскими государями и перешло к политике поддержки светской власти в государствах Западной Европы. Буржуазные революции были встречены им враждебно, и до середины XIX века папство оставалось опорой феодально-монархических сил. Со второй половины XIX века папство стало сближаться с реакционными буржуазными кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 году «Силлабус» («Список заблуждений»), в котором осудил демократические свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. Первый Ватиканский собор 1869-70 годов провозгласил догмат о папской непогрешимости. Политика пап по отношению к Советскому Союзу была откровенно враждебной. В 1930 году Пий XI объявил крестовый поход против СССР, в 1933 году подписал конкордат с гитлеровской Германией, в 1937 году издал энциклику против коммунизма, в 1949 году подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов. Изменение соотношения сил после Второй Мировой войны вынудило пап взять курс на приспособление церкви к современной эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики.
До 1871 года Святой Престол владел огромной вспомогательной суверенной территорией, которая занимала практически всю центральную часть Аппенинского полуострова. Эта территория известна как Церковное государство, Папская область, Папское государство. Папа, как светский суверен, иногда передавал принадлежащие Святому Престолу территории под полное светское управление, производя таким образом светских феодальных вассалов в лице назначаемых им правителей. В 1870 году, во время понтификата Пия IX, войска сардинского короля Виктора Эммануила II под командой Гарибальди вторглись на территорию Церковного государства, многократно превосходящими силами подавили сопротивление военных формирований Святого Престола и захватили Рим. В 1871 году было провозглашено королевство Италия, и Виктор Эммануил стал его королём. Святой Престол был лишён вспомогательных территорий. Однако, на самого Папу, членов Римской Курии и папских придворных никто посягнуть не осмелился. Резиденция Святого Престола — Ватикан, осталась неприкосновенной. Королевство Италия безоговорочно и полностью признавало все звания и дворянские титулы, которые даровались Святым Престолом с 1871 по 1929 год, в период формального отсутствия суверенной вспомогательной территории. Хотя Святой Престол никогда не лишался своего уникального суверенитета, однако, в 1871 году он лишился возможности даровать феоды, чеканить монету и собирать пошлины и налоги.
В 1929 году Италия и Святой Престол узаконили свои отношения в Латеранских соглашениях и формально подтвердили признание друг друга суверенными субъектами, при этом, Италия формально вернуло Ватикан и летнюю резиденцию понтифика Кастель-Гандольфо под полную юрисдикцию Святого Престола.
Государство-город Ватикан
В настоящий момент Ватикан является самым маленьким государством в мире площадью 44 гектара. Он полностью находится на территории Рима. Реальный же юридический статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола. Суверенитет Ватикана не является самостоятельным, а проистекает от суверенитета Святого Престола. Ватикан используется лишь как местонахождение Святого Престола, папского двора и его обслуживающего персонала. Дипломатические отношения с другими государствами устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, который и является базовым суверенным субъектом. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства, аккредитованные при Святом Престоле, ввиду малой территории Ватикана, размещены в Риме, так что, например, в итальянской столице может находиться её собственное посольство.
Святой Престол — теократическая электоральная монархия, возглавляемая Римским Понтификом (Папой Римским), избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Апостольской конституцией «Universi Dominici Gregis», утверждённой Иоанном Павлом II 22 февраля 1996 года, определён следующий порядок выбора папы. Выборы начинаются не раньше 15 и не позже 20 дней после смерти предыдущего главы церкви. В соответствии с конституцией и многовековой традицией они проходят в Сикстинской капелле, которая на это время становится совершенно недоступной для посторонних. Находиться там могут только выборщики, а также секретарь конклава и его помощники. Члены конклава не имеют права получать какую бы то ни было информацию со стороны, пользоваться телефонами, читать газеты и смотреть телевизор. Даже их общение между собой ограничено. Списка кандидатов формально не существует. Как и во времена раннего христианства, когда епископом формально мог стать любой член общины, не обязательно священник, папой формально может быть избран любой католик мужского пола. На практике выбор осуществляется среди кардиналов. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI. Кроме того, в XX веке появился неофициальный термин «папабиль», которым называют наиболее вероятных претендентов на должность папы, хотя на практике не всегда папой становится кардинал из числа папабилей. Во время выборов кардиналы пишут на обычном листе бумаги имя кандидата, причём, делают это так, чтобы выборщика нельзя было идентифицировать по почерку. Если ни один из кандидатов не набирает двух третей голосов, листы с именами сжигаются, и в огонь добавляют мокрую траву, которая придаёт дыму чёрный цвет. Так люди, собравшиеся перед капеллой на площади, узнают, что папа не выбран. В каждый день проходят три тура выборов (один — днём и два — вечером). После трёх дней безрезультатных выборов объявляется перерыв. Затем выборы длятся ещё семь дней. Если и за это время папу не удалось выбрать, то список кандидатов может быть ограничен двумя именами тех, кто набрал большинство голосов в предыдущем туре. Когда голосование закончено и папа избран, глава коллегии кардиналов официально спрашивает избранного о желании стать папой и просит его выбрать новое имя. Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой — сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза «Habemus Papam» («У нас есть папа»), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный даёт апостольское благословение городу и миру — «Urbi et orbi».
Римский Понтифик имеет три нераздельные функции: — Как светский суверен в статусе монарха (с квалификацией суверенного князя); — Как Римский епископ, он является Главой Католической Церкви и её высшим правящим иерархом; — Как суверен города-государства Ватикан (вспомогательной территории в статусе суверенного княжества).
Официальный титул Папы звучит как «Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов божьих». Власть папы — это высшая и юридически полная власть над всей католической (западно-христианской) церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью. Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.
Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в третьей инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой. Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые. Папа — гарант всеобщности и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. И, следовательно, единовластию папы как форме правления, воплощающей в себе всё, сопутствует непогрешимость.
Папы Римские
св. Пётр | 42/43-64/69 |
св. Лин | 56/69-76/81 |
св. Анаклет (Клет) | 76/81-88/92 |
св. Климент I | 88/92-97/102 |
св. Эварист | 98/99-105/108 |
св. Александр I | 105/109-115/119 |
св. Сикст I (Ксист I) | 114/117-124/128 |
св. Телесфор | 125/129-138/139 |
св. Гигин | 138/139-140/142 |
св. Пий I | 140/146-154/161 |
св. Аникет | 150/157-163/168 |
св. Сотер | 162/168-170/177 |
св. Элевтерий | 171/177-185/193 |
св. Виктор I | 189-199 |
св. Зефирин | 199-217 |
Наталий (антипапа) 1 | 199-? |
св. Каликст I | 217/219-222/223 |
св. Ипполит (антипапа) | 217-235 |
св. Урбан I | 222/223-230 |
св. Понтиан | 230-235 |
св. Антер | 235-236 |
св. Фабиан | 236-250 |
св. Корнелий Новациан (антипапа) | 251-253 |
св. Луций I Новациан (антипапа) | 253-254 |
св. Стефан I Новациан (антипапа) | 254-257 |
св. Сикст II Новациан (антипапа) | 257-258 |
св. Дионисий | 259-268 |
св. Феликс I | 269-274 |
св. Евтихиан | 275-283 |
св. Гай (Кай) | 283-296 |
св. Марцеллин | 296-304 |
св. Марцелл I | 308-309 |
св. Евсевий | 309 или 310 |
св. Мильтиад (Мельхиад) | 310/311-314 |
св. Сильвестр I | 314-335 |
св. Марк | 336 |
св. Юлий I | 337-352 |
Либерий Феликс II (антипапа) | 352-357 |
Либерий | 357-366 |
св. Дамасий I Урсин (антипапа) | 366-367 |
св. Дамасий I | 367-384 |
св. Сириций | 384-399 |
св. Анастасий I | 399-401 |
св. Иннокентий I | 401-417 |
св. Зосима | 417-418 |
св. Бонифаций I Евлалий (антипапа) | 418-419 |
св. Бонифаций I | 419-422 |
св. Целестин I | 422-432 |
св. Сикст III | 432-440 |
св. Лев I Великий | 440-461 |
св. Гиларий | 461-468 |
св. Симплиций | 468-483 |
св. Феликс III (II) 2 | 483-492 |
св. Геласий I | 492-496 |
Анастасий II | 496-498 |
св. Симмах Лаврентий (антипапа) | 498-506 |
св. Симмах | 506-514 |
св. Гормизд | 514-523 |
св. Иоанн I | 523-526 |
св. Феликс IV (III) 2 | 526-530 |
Бонифаций II Диоскор (антипапа) | 530 |
Бонифаций II | 530-532 |
Иоанн II | 533-535 |
св. Агапит I | 535-536 |
св. Сильверий | 536-537 |
Вигилий | 537-555 |
Пелагий I | 556-561 |
Иоанн III | 561-574 |
Бенедикт I | 575-579 |
Пелагий II | 579-590 |
св. Григорий I Великий | 590-604 |
Сабиниан | 604-606 |
Бонифаций III | 607 |
св. Бонифаций IV | 608-615 |
Адеодат I (Деусдедит) | 615-618 |
Бонифаций V | 619-625 |
Гонорий I | 625-638 |
Северин | 638/640-640 20 |
Иоанн IV | 640-642 |
Теодор I | 642-649 |
св. Мартин I | 649-653 |
св. Евгений I | 654-657 |
св. Виталий | 657-672 |
Адеодат II | 672-676 |
Домн (Дон) | 676-678 |
св. Агафон | 678-681 |
св. Лев II | 682-683 |
св. Бенедикт II | 684-685 |
Иоанн V | 685-686 |
Конон | 686-687 |
св. Сергий I Теодор II (антипапа) Пасхалий (антипапа) | 687 |
св. Сергий I | 687-701 |
Иоанн VI | 701-705 |
Иоанн VII | 705-707 |
Сизинний | 708 |
Константин | 708-715 |
св. Григорий II | 715-731 |
св. Григорий III | 731-741 |
св. Захарий | 741-752 |
Стефан (II) 3 | 752 |
Стефан II (III) | 752-757 |
св. Павел I Теофилакт (антипапа) | 757 |
св. Павел I | 757-767 |
Константин II (антипапа) | 767-768 |
Филипп (антипапа) | 768 |
Стефан III (IV) | 768-772 |
Адриан I | 772-795 |
св. Лев III | 795-816 |
Стефан IV (V) | 816-817 |
св. Пасхалий I | 817-824 |
Евгений II | 824-827 |
Валентин | 827 |
Григорий IV | 827-844 |
Сергий II Иоанн VIII (антипапа) | 844 |
Сергий II | 844-847 |
св. Лев IV | 847-855 |
Анастасий III (антипапа) | 855 |
Бенедикт III Иоанна («папесса Иоанна», Иоанн VIII) 4 | 855-858 |
св. Николай I Великий | 858-867 |
Адриан II | 867-872 |
Иоанн VIII | 872-882 |
Марин I | 882-884 |
св. Адриан III | 884-885 |
Стефан V (VI) | 885-891 |
Формоз | 891-896 |
Бонифаций VI | 896 |
Стефан VI (VII) | 896-897 |
Роман | 897 |
Теодор II | 897 |
Иоанн IX | 898-900 |
Бенедикт IV | 900-903 |
Лев V | 903 |
Христофор (антипапа) 5 | 903-904 |
Сергий III | 904-911 |
Анастасий III | 911-913 |
Ландон | 913-914 |
Иоанн X | 914-928 |
Лев VI 6 | 928/929 |
Стефан VII (VIII) 6 | 928/929-931 |
Иоанн XI | 931-935 |
Лев VII | 936-939 |
Стефан VIII (IX) | 939-942 |
Марин II | 942-946 |
Агапит II | 946-955 |
Иоанн XII | 955-963 |
Иоанн XII Лев VIII 7 | 963-964 |
Лев VIII 7 Бенедикт V 7 | 964 |
Лев VIII 7 | 964-965 |
Иоанн XIII | 965-972 |
Домн II 8 | 972, 973-974 или 974 |
Бенедикт VI | 973-974 |
Бонифаций VII (антипапа) (1) | 974 |
Бенедикт VII | 974-983 |
Иоанн XIV | 983-984 |
Бонифаций VII (антипапа) (2) | 984-985 |
Иоанн XV 9 | 985-996 |
Григорий V | 996-997 |
Григорий V Иоанн XVI (антипапа) | 997- 998 |
Григорий V | 998-999 |
Сильвестр II | 999-1003 |
Иоанн XVII 10 | 1003 |
Иоанн XVIII | 1004-1009 |
Сергий IV | 1009-1012 |
Бенедикт VIII Григорий VI (антипапа) | 1012 |
Бенедикт VIII | 1012-1024 |
Иоанн XIX | 1024-1032 |
Бенедикт IX (1) | 1032-1044 |
Сильвестр III 11 | 1045 |
Бенедикт IX (2) | 1045 |
Григорий VI | 1045-1046 |
Климент II | 1046-1047 |
Бенедикт IX (3) | 1047-1048 |
Дамасий II | 1048 |
св. Лев IX | 1049-1054 |
Виктор II | 1055-1057 |
Стефан IX (X) | 1057-1058 |
Бенедикт X (антипапа) | 1058-1059 |
Николай II | 1059-1061 |
Александр II | 1061 |
Александр II Гонорий II (антипапа) | 1061-1064 |
Александр II | 1064-1073 |
Законные папы | Антипапы-ставленники императоров | ||
св. Григорий VII | 1073-1085 | Климент III | 1080-1100 |
Виктор III | 1086-1087 | Теодорих | 1100 |
Урбан II | 1088-1099 | Адальберт | 1102 |
Пасхалий II | 1099-1118 | Сильвестр IV | 1105-1111 |
Геласий II | 1118-1119 | Григорий VIII | 1118-1121 |
Каликст II | 1119-1124 |
Целестин II (антипапа) | 1124 |
Гонорий II | 1124-1130 |
Иннокентий II Анаклет II (антипапа) | 1130-1138 |
Иннокентий II Виктор IV (антипапа) | 1138 |
Иннокентий II | 1138-1143 |
Целестин II | 1143-1144 |
Луций II | 1144-1145 |
Евгений III | 1145-1153 |
Анастасий IV | 1153-1154 |
Адриан IV | 1154-1159 |
Александр III Виктор IV (антипапа) 12 | 1159-1164 |
Александр III Пасхалий III (антипапа) | 1164-1168 |
Александр III Каликст III (антипапа) | 1168-1178 |
Александр III | 1178-1179 |
Александр III Иннокентий III (антипапа) | 1179-1180 |
Александр III | 1180-1181 |
Луций III | 1181-1185 |
Урбан III | 1185-1187 |
Григорий VIII | 1187 |
Климент III | 1187-1191 |
Целестин III | 1191-1198 |
Иннокентий III | 1198-1216 |
Гонорий III | 1216-1227 |
Григорий IX | 1227-1241 |
Целестин IV | 1241 |
Иннокентий IV | 1243-1254 |
Александр IV | 1254-1261 |
Урбан IV | 1261-1264 |
Климент IV | 1265-1268 |
Григорий X | 1271-1276 |
Иннокентий V | 1276 |
Адриан V | 1276 |
Иоанн XXI 13 | 1276-1277 |
Николай III | 1277-1280 |
Мартин IV 14 | 1281-1285 |
Гонорий IV | 1285-1287 |
Николай IV | 1288-1292 |
св. Целестин V | 1294 |
Бонифаций VIII 15 | 1294-1303 |
Бенедикт XI 16 | 1303-1304 |
Климент V 19 | 1305-1314 |
Иоанн XXII 19 | 1316-1328 |
Иоанн XXII 19 Николай V (антипапа) | 1328-1330 |
Иоанн XXII 19 | 1330-1334 |
Бенедикт XII 16 19 | 1334-1342 |
Климент VI 19 | 1342-1352 |
Иннокентий VI 19 | 1352-1362 |
Урбан V 19 | 1362-1370 |
Григорий XI 19 | 1370-1378 |
Папы периода Великого раскола | Антипапы периода Великого раскола | ||
Урбан VI | 1378-1389 | Климент VII | 1378-1394 |
Бонифаций IX 15 | 1389-1404 | Бенедикт XIII 16 | 1394-1409 |
Иннокентий VII | 1404-1406 | Бенедикт XIII (Авиньонская линия) Александр V (Пизанская линия) | 1409-1410 |
Григорий XII | 1406-1415 | Бенедикт XIII (Авиньонская линия) Иоанн XXIII (Пизанская линия) | 1410-1415 |
Мартин V | 1417-1431 | Бенедикт XIII | 1415-1423 |
Евгений IV | 1431-1447 | Климент VIII Бенедикт XIV 16 | 1423-1429 |
Николай V | 1447-1455 | Бенедикт XIV 17 | ок. 1430-1437 |
Феликс V 2 | 1439-1449 |
Каликст III | 1455-1458 |
Пий II | 1458-1464 |
Павел II | 1464-1471 |
Сикст IV | 1471-1484 |
Иннокентий VIII | 1484-1492 |
Александр VI 18 | 1492-1503 |
Пий III | 1503 |
Юлий II | 1503-1513 |
Лев X | 1513-1521 |
Адриан VI | 1522-1523 |
Климент VII | 1523-1534 |
Павел III | 1534-1549 |
Юлий III | 1550-1555 |
Марцелл II | 1555 |
Павел IV | 1555-1559 |
Пий IV | 1559-1565 |
св. Пий V | 1566-1572 |
Григорий XIII | 1572-1585 |
Сикст V | 1585-1590 |
Урбан VII | 1590 |
Григорий XIV | 1590-1591 |
Иннокентий IX | 1591 |
Климент VIII | 1592-1605 |
Лев XI | 1605 |
Павел V | 1605-1621 |
Григорий XV | 1621-1623 |
Урбан VIII | 1623-1644 |
Иннокентий X | 1644-1655 |
Александр VII 18 | 1655-1667 |
Климент IX | 1667-1669 |
Климент X | 1670-1676 |
Иннокентий XI | 1676-1689 |
Александр VIII 18 | 1689-1691 |
Иннокентий XII | 1691-1700 |
Климент XI | 1700-1721 |
Иннокентий XIII | 1721-1724 |
Бенедикт XIII 16 | 1724-1730 |
Климент XII | 1730-1740 |
Бенедикт XIV 16 | 1740-1758 |
Климент XIII | 1758-1769 |
Климент XIV | 1769-1774 |
Пий VI | 1775-1799 |
Пий VII | 1800-1823 |
Лев XII | 1823-1829 |
Пий VIII | 1829-1830 |
Григорий XVI | 1831-1846 |
Пий IX | 1846-1878 |
Лев XIII | 1878-1903 |
св. Пий X | 1903-1914 |
Бенедикт XV 16 | 1914-1922 |
Пий XI | 1922-1939 |
Пий XII | 1939-1958 |
св. Иоанн XXIII | 1958-1963 |
Павел VI | 1963-1978 |
Иоанн Павел I | 1978 |
Иоанн Павел II | 1978-2005 |
Бенедикт XVI 16 | 2005-2013 |
Франциск | 2013-н.в. |
Дополнительная статистическая информация Показать
Иоанн XXIII
Можно ли откровенного уголовника и святотатца, по которому одновременно плачут виселица и костёр, сделать римским папой? Случай Иоанна XXIII показывает, что можно.
Его имя в миру — Бальтазар Косса. Один из самых опасных пиратов Средиземного моря. Два его старших брата были повешены именно за пиратство. Он же был гораздо более везучим — начав карьеру в 13 лет, к 16 годам снискал лавры отчаянного головореза.
Потом — внезапно — поступил в Болонский университет на факультет теологии. Учился отменно, но ещё лучше у него получалось портить девок и грабить горожан. В результате одной из стычек он оказался в тюрьме, откуда его извлекли те же пираты, тупо взяв Болонью штурмом.
Подобные деятели, попав в суровую переделку, обещают Господу оставить «душегубный промысел» и вести потом жизнь исключительно духовную.
Иоанн XXIII, попав в шторм, обещал ровно то же самое. Но следовал не столько духу, сколько букве закона. После спасения он попал в плен к папе Урбану VI. И с тех пор действительно ведёт жизнь духовную. Во всяком случае, духовного лица.
Статья по теме
Приступ безумия. История убийства при дворе папы римского
Быстро выслужившись и убрав конкурентов, он сам становится папой римским. Кстати, принимает принципиальное решение об аресте Яна Гуса.
Какого-то чеха-еретика ему, быть может, и простили бы. Но его художества в качестве верховного понтифика переполнили чашу терпения. Ему предъявили 74 пункта обвинения, 20 из которых решили не оглашать — настолько страшны и омерзительны они были. Впрочем, оглашённое тоже впечатляет.
Изнасилование более 300 монахинь. Попытка продажи мощей святого Иоанна за 50 тысяч флоринов. Сожительство с женой своего брата. Растление семьи — матери, её сына и её дочерей. Групповая содомия с участием монахов. Отрицание загробной жизни. Неверие в воскресение мёртвых.
Кому другому за такие штучки было бы мало и костра. Но система своих не сдаёт. Низложенному папе вернули даже сан кардинала, и он спокойно умер в этом звании пять лет спустя после своего низложения. С тех пор само имя Иоанн считалось проклятым — римские папы не его брали более 500 лет.
Папа римский Александр VI.