Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.
Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда — Стамбул.
Причины переноса столицы Римской Империи
Ещё Диоклетиан указывал на неудобство положения столицы Римской империи. Его преемники уже не избирали город Рим своей резиденцией. Константин же решился на перенос главного города всего государства на Восток. Тому было несколько причин:
- Западная половина Империи чаще подвергалась набегам варваров и была хуже защищена.
- Восточные провинции представляли собой более целостное культурное пространство.
- Восточные районы были более развиты экономически.
- У древнего города фракийцев Византия было выгодное географическое расположение: естественные природные преграды надёжно защищали город от варварских нашествий и с суши, и с моря.
- Византий расположен ближе к экономически развитым провинциям: Египту, Сирии, Малой Азии.
- Отсюда легко можно контролировать государственные границы на рейнско-дунайском направлении и на Востоке.
- И, наконец, расположение на пересечении морских и сухопутных путей, на точке соединения Европы и Азии, имело глубокий символический смысл.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Перенесение столицы Римской Империи в Константинополь 410 ₽ Реферат Перенесение столицы Римской Империи в Константинополь 240 ₽ Контрольная работа Перенесение столицы Римской Империи в Константинополь 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Именно в древнегреческий город Византий и решил перенести столицу Римского государства Константин, помышлявший о создании единой всемирной империи.
КОНСТАНТИНО́ПОЛЬ
«Панорама Константинополя». Фрагмент миниатюры. 16 в. Университетская библиотека (Стамбул).
КОНСТАНТИНО́ПОЛЬ (Κωνσταντινούπολις, в ср.-век. рус. текстах Царьград, от греч. Βασιλεύουσα πόλις – царственный город), столица Византии. Основан рим. имп. Константином Великим на европ. берегу прол. Босфор, на месте античного г. Византий осенью 324 (освящён 11.5.330 – «день рождения Города») как новая столица Рим. империи (Новый Рим). Перенесение столицы из Рима в К. прежде всего было обусловлено экономич. и политич. причинами, близостью К. к богатым вост. провинциям, благоприятным воен.-стратегич. и торговым положением. Территория города охватывала обширный полуостров, омываемый с юга Мраморным м., с востока – прол. Босфор, с севера – бухтой Золотой Рог. С запада К. был защищён протяжённой крепостной стеной. Площадь города существенно увеличилась в нач. 5 в., когда были построены новая тройная зап. стена и стены вдоль берегов. В 7 в. в периметр стен был включён район Влахерны в сев. части К., на юж. берегу Золотого Рога, где находился особо почитаемый храм Богоматери Влахернской (ок. 453; сохр. источник).
Оборонительная башня стены Феодосия. 5 в.
Базилика Студийского монастыря в Константинополе. Внешний вид апсиды. 5–6 вв.
Дворец эпохи Палеологов (Текфур-серай).
Осн. структура города сложилась в течение 4–5 вв. Центр К. составляла пл. Августеон, вокруг которой располагались Большой имп. дворец (гл. вход в него – ворота Халка), Святой Софии храм, ипподром (частично сохр.) и термы Зевксиппа (гор. музей, куда свозились памятники иск-ва со всей Рим. империи). Севернее центра, на территории прежнего Византия, находился Капитолий, где до кон. 4 в. сохранялись языческие храмы. На запад от центра вела гл. улица – Меса, оформленная портиками по обеим сторонам и соединявшая последовательно неск. гор. площадей: форум Константина (круглый в плане; сохр. колонна Константина, находившаяся в центре), форум Феодосия (квадратный в плане, с триумфальной аркой и базиликой Феодосия), а также форумы Быка и Аркадия. От форума Феодосия ул. Меса раздваивалась, и один её рукав шёл далее на запад, к Золотым воротам [сохр.; см. Топкапы; начало стратегич. рим. дороги Виа-Эгнатия (Via Egnatia) на г. Диррахий (ныне Дуррес) – порт на западе Балканского п-ова]; второй – на северо-запад, к Адрианопольским воротам (сохр.; ныне Эдирнекапы; начало дороги на Сердику и Сирмий). Из горных источников р-на Визе (во Фракии) более чем на 100 км к водяным цистернам в центре К. был протянут акведук (известен как акведук Валента, построен ок. 370, частично сохр.).
За пределами стен К. находились: Евдом (воен. лагерь, к западу от города), Пиги (мон. Живоносного Источника, к западу от города; частично сохр.), Галата (Сики; поселение на сев. берегу Золотого Рога), Хрисополь (город на вост. берегу Босфора; ныне р-н Стамбула – Ускюдар), Халкидон (город на вост. берегу Босфора, южнее Хрисополя; ныне р-н Стамбула – Кадыкёй), Принцевы о-ва (центр визант. монашества).
С учащением нападений варваров на Балканы с кон. 4 в. К. оказался уязвим с суши, со стороны Фракии. Византийцы предпринимали меры для укрепления города и подступов к нему. При императорах Аркадии и Феодосии II в 5 в. построены новые гор. стены (сохр.); в нач. 6 в. при имп. Анастасии I возведена Длинная стена в 65 км от К., протяжённостью в 45 км, предназначенная для защиты с запада ближайших окрестностей К. (в 7 в. заброшена из-за недостатка средств для её ремонта и обороны; частично сохр.). В 4–6 вв. К. бурно развивался. Согласно нотиции, ок. 425 К. был разделён на 14 районов; в нём насчитывалось 5 дворцов, 14 храмов, 4 форума, 4 мор. порта, 4388 домовладений. В 1-й пол. 6 в. население К. достигло ок. 500 тыс. чел. В 5–7 вв. типичным признаком гор. жизни стали партии ипподрома – димы. Объединив десятки тысяч болельщиков разл. команд наездников и колесничих, они превратились в крупные политич. силы, с которыми были вынуждены считаться императоры.
«Богородицас Младенцемна престолес предстоящими императорами Константином Великими Юстинианом I». Мозаика собора Святой Софии.2-я пол. 10 в.
С начала своей истории К. развивался как крупнейший центр христианства. Константин Великий, кроме храма Св. Софии, вероятно, основал Святой Ирины церковь (севернее храма Св. Софии), а также церкви – Св. Акакия у Золотого Рога и Св. Мокия (на кладбище за пределами гор. стены, на зап. окраине К.). В сер. 4 в., при имп. Констанции II, рядом с мавзолеем Константина в сев. части К. построен собор Святых Апостолов, служивший усыпальницей визант. императоров до 11 в. В 5 в. появились первые гор. монастыри (в т. ч. Студийский мон., созданный ок. 453; частично сохр.). В 1-й пол. 6 в. проведена обширная программа церковного строительства. В период правления имп. Юстиниана I были перестроены храмы: Св. Софии (532–537; сохр.), Святых Апостолов (536–549), Св. Ирины (ок. 527–536; сохр.); также возведены ц. Св. Полиевкта (524–527), Святых Сергия и Вакха церковь (ок. 527–536).
Упадок К. начался после сильнейшей эпидемии чумы в 541–542, которая унесла жизни, возможно, до половины населения города. Строит. деятельность в К. продолжалась до кон. 6 в. После завоевания Египта персами (619) прекратился импорт зерна в К., отменена бесплатная раздача хлеба. В 626 К. пережил осаду авар, славян и персов, которые разорили предместья и уничтожили гор. акведук. Экономич. и культурные связи К. с ближневосточными областями империи начали ослабевать, после того как в результате араб. завоеваний 7 в. Византия лишилась части своих территорий на Востоке. В 674–678 город пережил блокаду араб. флота, временно захватившего господство на Мраморном м., в 717–718 – осаду араб. сухопутной армии. В 8 в. население К. не превышало нескольких десятков тыс. чел.
Экономич. подъём К. начался со 2-й пол. 9 в. (раньше, чем в провинциях). Однако в 9–10 вв. гор. строительство оставалось ограниченным. В сер. 9 в. имп. Василий I Македонянин предпринял ремонт ряда храмов, а также в 880 возвёл рядом с Большим дворцом 5-купольный храм Неа-Экклесия, ставший одним из образцов восточнохристианской крестово-купольной храмовой архитектуры. Постоянно велись мелкие перестройки внутри комплекса Большого дворца. Строит. деятельность имп. фамилии Лакапинов (1-я пол. 10 в.) связана с дворцом и храмом Мирелейон (ок. 920; Бодрум-джами).
Расположение на Босфоре позволяло К. в 11–12 вв. контролировать всю мор. торговлю в бассейне Чёрного м. и способствовало превращению города в крупнейший рынок обмена товарами между Зап. Европой, Кавказом, Сев. Причерноморьем и Ближним Востоком. Развитие междунар. связей привело к возникновению вдоль берегов Золотого Рога нескольких иностр. торговых факторий (гл. обр. итальянских). Значит. строительство было в осн. сосредоточено в руках имп. фамилий и крупных магнатов, которые, стремясь к поддержке Церкви, создавали новые монастыри и храмы: Богородицы Перивлепты (основан в 1030-х гг. имп. Романом III Аргиром), Манганы (основан в 1043 имп. Константином IX Мономахом), ц. Христа Всевидящего (Пантепопта, 1081–87; Эски-Имарет-джами); мон. Христа Вседержителя Пантократора (основан в 1133 имп. Иоанном II Комнином; Зейрек-Килисе-джами) и др.
Неск. больших пожаров в 1203 и разорение К. крестоносцами в 1204, во время 4-го крестового похода, привели к гибели большинства культурных ценностей, хранившихся в городе. В 1204–61 К. стал столицей Латинской империи, экономич. господство в нём перешло к венецианцам. Часть храмов, монастырей и зданий крестоносцы использовали для своих нужд, но многие пришли в упадок или были полностью покинуты. Освобождение К. в 1261 византийцами не привело к возрождению города. Визант. империя эпохи династии Палеологов (1261–1453) обладала уже очень ограниченными ресурсами для развития своей столицы; в К. оставались обширные пустыри, мн. здания и целые районы использовались как каменоломни. Был окончательно покинут Большой дворец в старом центре К., и гл. имп. резиденцией теперь служил дворец во Влахернах (сохр. один из дворцов эпохи Палеологов – Текфур-серай). Одновременно с упадком К. бурно развивался р-н Галата, где находилась крупнейшая фактория генуэзских купцов. Палеологи и визант. знать кон. 13–15 вв. продолжали поддерживать ряд храмов и монастырей, такие как Хора (Кахрие-джами), Липса (сохр.; одна из усыпальниц Палеологов; Фенари Иса-джами), Богородицы Паммакаристы (Фетхие-джами). С кон. 14 в. турки-османы не раз предпринимали попытки овладеть К. После длительной осады 29.5.1453 город взят турками и стал столицей Османской империи. В момент захвата К. турками в 1453 население города составляло ок. 50 тыс. чел. О дальнейшей истории города см. в ст. Стамбул.
Перенесение столицы из Рима в Константинополь
8 ноября 324 года Константин приказал начать обустраивать место для новой столицы государства. По легенде он сам очертил копьём место будущего центра мира. С этого времени производится расширение границ древнего города Византий, строятся роскошные, символизирующие мощь римского императора, здания: термы, дворцы, стадион, библиотека, ипподром.
11 мая 330 года провели торжественное «открытие» города и провозглашение Второго Рима столицей Римской империи. Новый Рим освятили по языческим и христианским обычаям. Константин назвал новую столицу своим именем – Константинополь. На торжестве императора почитали как бога Гелиоса, а Константинополь поставили под защиту богини Тюхе (богине удачи и судьбы).
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Для украшения новой столицы из Рима и Греции привезли многочисленные произведения искусства. Их использовали для украшения улиц, площадей и зданий.
Император Константин сформировал управление городом по образцу управления Римом. Возглавлял городскую власть городской перфект (градоначальник). Из сенатором, переселившихся из Рима, создали сенат с особыми полномочиями. Плебс Константинополя получил такие же права, как и римские плебеи.
Константин использовал новое расположение столицы для укрепления собственной власти. Новый город не был нагружен древними традициями старого Рима, что способствовало усилению домината.
Остаток жизни Константин провёл в своём городе или в его окрестностях. Незадолго до кончины император принял обряд крещения и стал христианином. Крестил его епископ Евсевий, поддерживающий взгляды арианства. Умер Константин в 337 году, после чего был обожествлён.
Отчего Русь предпочла христианство
Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.
Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.
В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.
Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне — сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.
Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».
Значение перенесения столицы на Восток
Старый Рим ещё долгое время сохранял за собой особенные привилегии, особый статус. Но столицей признавали только Константинополь. Это обстоятельство говорило о преемственности государственной власти. Но в тоже время указывало на конкурентоспособность новой столицы, являющейся символом торжества христианства над язычеством и веянием новых исторических реалий. Соперничество Рима и Константинополя демонстрировало борьбу Запада и Востока, закончившуюся разделением Римского государства.
Замечание 2
Основание Нового Рима является моментом зарождения новой Византийской державы. Часть историков склонны видеть в этом начало новой эпохи в развитии человечества – Средневековья.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь