Крестовоздвиженский собор – казачий храм северной столицы

Храмы-предшественники

В первой половине XVIII века Санкт-Петербург был совсем небольшим городом. На месте современного Лиговского проспекта проходила дорога в Новгород – единственный тракт, который связывал берега Невы с Россией. Рядом с проезжей дорогой жили семьи ямщиков, и постепенно здесь образовалась Ямская слобода.

Православные христиане не имели своего храма, поэтому в 1710 годах они соорудили маленькую часовню на местном кладбище. Правда, через три года деревянная постройка сгорела во время пожара.

Ямщики собрали средства, составили прошение и в 1718 году после разрешения архимандрита поставили на погосте небольшую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одноэтажный храм выглядел очень скромно. Вытянутое здание имело высокую покатую крышу и узкий шпиль с крестом.

Вид Крестовоздвиженского собора

Через некоторое время рядом появилась деревянная звонница, но колоколов для нее не было. Это были годы, когда по указу Петра I «лишние» колокола из российских монастырей привозили в Санкт-Петербург и отливали из них пушки. Четыре колокола не стали отдавать литейщикам, а повесили на новой колокольне.

В 1730 году случился еще один пожар. Разбушевавшийся огонь спалил деревянный храм дотла. Сокрушенные прихожане собрали деньги и выкупили на Охтинских заводах старую часовню. Так на пепелище появился еще один деревянный храм.

К сожалению, век его был не долог. Деревянная постройка быстро пришла в негодность. Через несколько лет стены обветшали, а кровля стала протекать во время дождя. Огорченные прихожане Ямщицкой слободы составили новое прошение в епархию и попросили разрешить им построить каменный храм.

Фасад Крестовоздвиженского собора

Как добраться

Адрес: улица Генерала Павлова, 2.

Как уже говорилось, собор находится на острове, отделенным от «большой земли» рекой Новая Преголя с севера и рекой Старая Преголя с юга.

Несмотря на монументальность, его не так просто увидеть: собор скрыт в глубине жилых кварталов, поэтому, вот так просто прогуливаясь по городу, вы на него случайно не наткнетесь. Ближайшие остановки с номерами автобусов и маршрутных такси находятся примерно в 800 метрах от собора на Октябрьской улице и показаны на карте.

История собора в XVIII-XIX веках

Бюрократия в России была сильна во все времена. На различные согласования и сбор необходимых средств потребовалось больше 15 лет. Само строительство заняло два года.

История не сохранила имени автора проекта, но по документам известно, что рабочими руководил немецкий архитектор Иоганн Якоб Шумахер. Это был опытный зодчий, который уже возвел несколько гражданских зданий и церквей в Санкт-Петербурге. В 1749 году новый храм был готов, и его освятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня.

В 60-е годы XVIII века рядом появилась теплая церковь Тихвинской иконы Богоматери. Ее построили на деньги торгового человека И. Ильина.

В начале XIX столетия архитектор Александр Иванович Постников подготовил проект высокой колокольни. К 1812 году строительство было завершено. Перед двумя храмами появилась надвратная четырехъярусная башня со шпилем, и она сразу же стала архитектурной доминантой города.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1850-е годы собор пережил второе рождение. Талантливый архитектор Егор Иванович Диммерт полностью перестроил здание в лучших традициях необарокко. При этом он сохранил часть стен и фундамента каменного храма XVIII века. Лепные работы для обновленного собора выполнил искусный мастер Тимофей Дылев, а иконы написал изограф Коротков.

С 1856 года в течении 18 лет настоятелем храма был известный просветитель и педагог Иоанн Константинович Яхонтов. Благодаря его усилиям и спонсорской помощи купца И. И. Шигалева, под сводами церковной колокольни появился храм Кирилла и Мефодия. Архитектурный проект для небольшой церкви подготовил Людвиг Федорович Бульери.

Год от года Санкт-Петербург рос и расширялся. Лиговская сторона давно не была окраиной, а название «Ямская слобода» осталось только в памяти историков. В храм приходили молиться жители Лиговки и казаки, которые несли воинскую службу в городе.

На рубеже XIX-XX веков приход собора был один из самых больших в епархии. Он насчитывал более 14 тысяч человек. При храме существовали Общество помощи бедным, богадельня для престарелых женщин, бесплатная столовая, приют для детей и церковно-приходская школа.

Крестовоздвиженский собор (Санкт-Петербург)

г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 128 (тел.: (812) 572-40-63), метро: «Лиговский проспект».

https://krest-sobor.ru

Крестовоздвиженский собор имеет давнюю историю, восходящую к первым годам существования Санкт-Петербурга. Ямщики, поселенные царем Петром I в новой столице по берегу Лиговой (в старину Черной) речки не имели храма. По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по приказу архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь рождества Иоанна Предтечи. Годом позже она была освящена наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом. Храм представлял собою небольшое, вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное характерной для петровской архитектуры шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола эти были из тех, что при Петре Великом были привезены из монастырей для литья из них пушек. В 1730 году церковь сгорела вместе со всей утварью. Между тем, рядом с ней уже успело образоваться кладбище для жителей Московской стороны, основанное по указу Петра I, в связи с чем, храм был вдвойне необходим. В этом же 1730 году велено было на прежнем месте заложить и строить церковь во имя Иоанна же Предтечи, с приделом Николая Чудотворца. Для этого на охтинских заводах была куплена старая деревянная церковь. Всего через два месяца, 18 февраля 1731 года церковь была перевезена и поставлена, а 25 февраля протопоп собора Петра и Павла освятил ее. Придел Николая Чудотворца был готов лишь к ноябрю 1733 года. Храм, как и первоначальный, был невелик. Эта церковь помещалась ближе всего к Лиговому каналу, чем позднейшие церкви. Она имела высокую кровлю, увенчанную маленькой главкой. Построенная по «неминуемой нужде» из старого материала и на сыром месте, она просуществовала недолго. В 1740 году причт и прихожане, донося Синоду, что церковь «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение святых литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Кто был автором проекта этой новой церкви, осталось неизвестным. Наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер. Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», а приделы намеревались посвятить рождеству Иоанна Предтечи и святому Николаю Чудотворцу. Таким образом, прежде бывшая двухпрестольной, церковь обрела третий престол. Главный алтарь был освящен архиепископом Феодосием 24 июня 1794 года. Одноэтажный каменный храм был холодным. В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня. С постройкой и освящением каменной, ветхая деревянная церковь «стояла без употребления и в 1756 году была разобрана». В 1764 году причт и прихожане подали прошение построить на ее месте новый теплый храм: «подле одной церкви на порожнем месте, где была прежде еще до построения каменной деревянная рождества святого Иоанна Предтечи церковь и за ветхостию сломана, построить вновь каменную теплую во имя Тихвинския пресвятыя Богородицы церковь, дабы более от морозов нужды нести не могли». Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь удивительно напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. Имя архитектора, строившего Тихвинскую церковь, неизвестно. В середине помещался главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, справа — небольшой придел св. Иоанна Златоуста. Главный придел освящен 14 декабря 1768 года. Другие приделы были устроены гораздо позднее — для ранних литургий и для поминовения лиц, погребенных при церкви. В 1804 году архитектором А. И. Постниковым был сделан проект колокольни. Колокольня, постройка которой была завершена в 1812 году, соединяется двумя полуциркульными колоннадами с часовнями. В глубоких нишах помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями апостолов, нижняя — четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона на колокольне был третий, колоколов было 12. Слева, во втором этаже нижнего яруса колокольни «иждивением церковного старосты купца Ивана Шигалева был устроен небольшой храм во имя просветителей славян Кирилла и Мефодия. Проект устройства этого храма выполнил архитектор Л. Бульери в 1871 году. Освящен он был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Вскоре после завершения строительства колокольни прихожане и причт оказались перед необходимостью нового большого расхода: к концу 1830 годов обе церкви — Крестовоздвиженская и Тихвинская — настолько обветшали, что требовали капитального ремонта. Подсчитав, «чего бы стоило исправление обеих церквей», прихожане решили вместо ремонта двух ветхих церквей выстроить одну новую церковь. Архитектор В. Морган составил проект храма, выполненный им «в греческом вкусе, согласно со стилем существовавшей колокольни, с целью поместить в оной 2500 богомольцев». Храм задумывался с размахом. Созданию впечатления величия должно было способствовать и явное сходство с Исаакиевским собором, который в ту пору еще не был законченной постройкой. Но до начала строительства нового храма, необходимо было расширить пристройкой Тихвинскую церковь. Такой проект был выполнен тем же архитектором В. Морганом. Сооружение временной пристройки продолжалось довольно долго. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и 24-го числа освящены. В результате произведенной пристройки церковь окружена была каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки. Давнее существование церкви дало причту и прихожанам повод просить, по окончании строительства Крестовоздвиженской, о сохранении Тихвинской церкви в настоящем ее виде, не подвергая разборке. Когда в 1844 году пристройка к Тихвинской церкви была закончена, встал вопрос о необходимости открытия работ по сооружению новой Крестовоздвиженской церкви. Но строительство откладывалось из-за нехватки средств для реализации проекта Моргана, задуманного с таким размахом. Строительная комиссия и прихожане просили исходатайствовать им позволение на перестройку церкви по новому проекту Е. И. Диммерта, с отменой прежнего, утвержденного в 1841 года. Было произведено освидетельствование церкви, показавшее прочность старых конструкций. Автор проекта перестройки Крестовоздвиженской церкви архитектор Егор Иванович Диммерт родился в 1783 году, в 1800 году поступил в академию художеств. В 1807 г. и в 1808 г. удостоен серебряных медалей. В 1809 году выпущен с аттестатом I степени и шпагой. В помощники он себе избрал Константина Евграфовича Лазарева, окончившего в 1838 году академию художеств. В апреле 1848 года началось строительство поразительно быстрыми темпами. Основной объем работ был выполнен всего за полгода. Постройка 1848–1851 гг. включает в себя часть стен и столбов церкви 1740-ых гг. В 1851 году полным ходом шли работы по отделке интерьера и к декабрю они были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась следующая надпись: «В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя воздвижения животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года высокопреосвященным Никанором митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским». 1 июня 1852 года был освящен придел рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня — Николая Чудотворца. Итак, начатое в 1840 году причтом и прихожанами дело по сооружению нового храма, завершилось в 1853 году построением церкви, украсившей Ямскую слободу и сохранившейся, по счастью, до наших дней. Особый интерес представляет очерк, помещенный в «Исторических трудах» Александра Томилина и посвященный Крестовоздвиженской церкви. Он написан в 1852 году, то есть в год окончания строительства, и очевидец этого строительства, Томилин является единственным историком, точно указавшим, какие именно части церкви 1740 года вошли в новую постройку. Он пишет: «В 1848 году преступлено к разобранию старой Крестовоздвиженской церкви. От старого здания осталась часть стен в западном отделе, который возвышен с главным входом и покрыт сводами, к нему пристроен притвор. Восточный отдел, где помещаются алтари, совершенно вновь воздвигнут; распространена и средина церкви, освященная пятью открытыми куполами. По правой и левой сторонам выведены 2 ряда столбов, идущих от входа до половины храма, и обнесены по низу перилами… Только часть старого фундамента и западный отдел напоминают первобытную постройку, хотя, в общности храм представляется в совершенно новом виде». Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой аспидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная, венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен воздвижению Креста. Справа от него находится предел во имя рождества Иоанна Предтечи, слева — придел Николая Чудотворца. В южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. В северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Действующей церковь оставалась до 1939 года, когда была закрыта, а в 1940-ых годах интерьер был искажен перепланировкой, возведением новых стен и перекрытий. В годы войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. А в 1947 году была передана под производственные нужды реставрационных мастерских. В настоящее время церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.

Судьба храма в XX веке

После революции собор закрыли не сразу. Богослужения шли до начала 1930-х годов, пока в стране не начались массовые гонения на верующих. Сначала городские власти ликвидировали Тихвинскую церковь. Культовое здание отдали под школу. Потом здесь создали производственные мастерские, а часть помещений отошла радиотехническому техникуму.

В 1938 году пришла очередь Крестовоздвиженского храма. Во время репрессий восемь священников были расстреляны, и собор на долгое время закрылся для прихожан. Здание переоборудовали под хранилище фильмов. Новые складские перекрытия и поперечины существенно исказили интерьеры и обезобразили храм.

Потом началась война. Во время артиллерийских обстрелов Ленинграда в собор попало несколько снарядов. Однако, это была не единственная беда. В первую зиму блокады в храм свозили тела умерших от голода ленинградцев. Их не хоронили, потому что стояли страшные холода. Только весной 1942 года мертвые жители города получили последний приют на Волковском кладбище.

После войны в соборе разместили реставрационные мастерские. Несколько лет внутри стояли тяжелые деревообрабатывающие и токарные станки. Пол покрывал толстый слой асфальта, в притворе была баня, а в алтаре раздевались рабочие.

Скульптуры апостолов Павла и Петра в нишах соборной колокольни

В 1991 году произошла передача старинной постройки казачьему приходу города. По документам состояние храма оценивали как «руины». Он походил на огромный сарай с полуобвалившейся штукатуркой.

Сначала нужно было убрать территорию от мусора и собрать деньги на строительные материалы. Первое богослужение прошло в 1993 году. Масштабная реставрация всех церковных построек заняла более 10 лет.

Архитектура и убранство сооружения

Здание имеет оригинальную архитектуру. Собор изначально был собственностью лютеранской церкви, что отразилось на его облике.

Внешний вид

Храм имеет необычную форму: он представляет собой греческий (равноконечный) крест. Здание производило бы ощутимо мрачное впечатление, не будь на центральном фасаде мозаики с огромным изображением протестантского креста и орнамента с бурбонскими лилиями и розами ветров.

Облицовка здания выполнена декоративным кирпичом.

Если говорить об архитектурном стиле, то здание в целом можно отнести к позднему модерну, с элементами неоклассицизма. Собор трехнефный. Над западным фасадом возвышаются две башни равной высоты. Башни завершаются куполами и соединены крытой галереей. До реконструкции под галереей располагались часы.

Главным архитектурным элементом западного фасада можно считать внушительных размеров нишу-портал, чью поверхность украшает панно кадинской майолики с большим крестом.

С восточной стороны церкви примыкает дом священнослужителя.

Внутреннее убранство

Убранство храма неоднократно менялось. Изначально интерьер кирхи был оформлен немецким художником Эрхстом Фейем. Витражи были выполнены по эскизам уже другого мастера, Герхарда Айзенблеттера. Другой кенигсберский художник, Якоб, занимался оформлением алтарного светильника, кубка для причастия и купели для крещения. Боковые нефы церкви украшали балконы. Такое убранство храма уничтожила война. Однако более серьезный урон был нанесен в результате послевоенной его эксплуатации и реконструкции здания в начале пятидесятых годов. В ходе реконструкции в храме были установлены новые перекрытия и построен третий этаж. Также изменили форму кровли, теперь она стала выглядеть более полого. Еще пристроили здание хозяйственных назначений.

Когда церковь была передана православной общине, внутреннее убранство было восстановлено в соответствии с канонами православной церкви.

Главная достопримечательность храма — уникальный янтарный иконостас.

Архитектурные особенности

Вход на территорию соборного комплекса находится со стороны Лиговского проспекта. Туристов и паломников встречает стройная колокольня со шпилем. Она поднимается на 60 м, и поэтому хорошо видна из прилегающих кварталов.

Два дугообразных пролета со спаренными колоннами соединяют колокольню с невысокими часовнями. В нишах установлены скульптурные изображения апостолов Павла и Петра. Наверху тоже можно увидеть восемь статуй апостолов.

Соборные купола

Центральное место занимает старинный Крестовоздвиженский собор. Барочный православный храм выглядит очень празднично. Именно так строили на Руси по время правления императрицы Анны Иоанновны.

Храм имеет форму латинского креста и полукруглую абсиду. Длина здания 53 м, а ширина – 35 м. Вместе с крестом собор поднимается на 41 м. Пять выразительных барочных глав покоятся на больших световых барабанах.

Рекомендации к посещению

Крестовоздвиженский собор обязательно стоит посетить, он выглядит очень необычно за счет своей формы и огромного креста на фасаде и сочетания двух христианских традиций — православной внутри и лютеранской снаружи.

Думаю, вы получите еще больше впечатлений, если посетите это место в темное время суток. Вечернее освещение делает здание еще более величественным.

Октябрьский остров, на котором расположен Крестовоздвиженский собор, соединен с островом Канта Медовым мостом (видно на карте выше), уже одно название которого так и манит. Вы, конечно же, начнете знакомство с городом с острова Канта, расположенного на нем старинного Кафедрального собора, а может быть даже посетите органный концерт в концертном зале, которому теперь отдано это здание. После осмотра острова Канта прогуляйтесь по Медовому мосту, чтобы в жилых кварталах отыскать этот шедевр и получить впечатления, которые, поверьте, останутся с вами надолго!

Янтарный иконостас находится на втором этаже.

Посмотреть на него проще всего во время служб. К сожалению, доступ к нему в другое время может быть ограничен. Но, если вы окажетесь в храме в неурочное время, не поленитесь, попросите дать вам возможность взглянуть на него, возможно, вам не откажут.

Нижний предел храма святого Александра Невского открыт для посещения в часы работы храма. Здесь строго и сумеречно, как это обычно бывает в православных храмах. Расписание служб можно узнать в храме, его страничка в сети здесь. Вот ориентировочные часы работы собора:

Что касается фотосъемки: запрещающих табличек я не увидела, но с учетом того, что в России часто к фото в храме относятся неоднозначно, я бы уточнила у служителей, разрешено ли фото, выказав таким образом свое уважение к этому месту.

Интерьеры и святыни

Внутри собора просторно и светло. Стены и потолки покрыты росписями, на которых изображены сцены из Священного Писания и лики святых. Северный придел храма посвящен князю Александру Невскому, а южный – святым Царственным мученикам.

Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери

В соборе много икон. Прихожане почитают воинские реликвии – старинный образ великомученика Георгия, знамя казачьего братства, Имперский флаг и знамена Донского и Кубанского войск.

Особая святыня – написанная в середине XIX столетия икона Тихвинской Богоматери.

Красивый киот украшен вышитой ризой и драгоценностями, которые принесли в дар верующие. Многие приходят, чтобы помолиться возле мощевика, где хранятся частички мощей христианских святых, апостолов и мучеников за веру.

Полезная информация для посетителей

Крестовоздвиженский собор открыт в любой день с 9:00 до 20:00. В Тихвинскую церковь можно попасть только во время богослужений. Храм Кирилла и Мефодия доступен в теплое время года. Часовня на Лиговском проспекте работает с 10:00 до 14:00 и с 15:00 до 19:00. Церковные службы проходят в 10:00 и 17:00.

В ограде собора с 10:00 до 19:00 открыта лавка, в которой торгуют медом, лечебными травами и настойками. Для паломников проводят экскурсии по храмам прихода.

Памятник святому царю-мученику Николаю II и его семье на территории прихода Крестовоздвиженского казачьего собора

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]