«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Недалеко от станции метро «Пролетарская» расположен знаменитый и один из самых старинных православных святилищ — Новоспасский монастырь в Москве. Он был основан в далеком XIII столетии.
Краткая история
Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить. На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям). Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.
Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах. В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский. В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.
В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено. На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли. А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.
Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.
Обязательно к прочтению: Белогорский монастырь Пермский край
История и судьба монастыря в ХХ веке
Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.
Новоспасский мужской монастырь в Москве
- Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря. В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
- с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной. К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
- Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
- С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
- Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.
Интерьер Новоспасского монастыря Москвы
При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования. Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.
Описание архитектуры
Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.
Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.
Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени. Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.
Знаменская церковь в Новоспасском монастыре Москвы
На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.
История храма
В России православным верующим довелось лицезреть список чудотворной иконы Божией Матери Всецарица, оригинал которой расположен в афонском храме, только в 1995 году. Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского обратилась к наместнику Ватопедского монастыря на Афоне архимандриту Ефрему с просьбой о списке с чудотворной иконы Всецарицы для детского онкологического центра. В этом центре постоянно находится большое количество маленьких пациентов и их родителей, которые должны иметь шанс на прямое обращение к образу Богородицы об исцелении.
На просьбу был получен положительный ответ и благословение, чтобы список иконы Всецарица был написан с соблюдением церковного канона, молитвенных предстояний и торжественных богослужений.
Таким образом список иконы Всецарица появился в Москве, сначала при детском онкологическом центре онкологии на Каширском шоссе, а позднее перенесена в храм Всех Святых на Красносельском переулке, где и находится по сей день. Периодически икону Всецарица доставляют в детский центр онкологии для проведения там службы и возможности всех желающих приложиться к образу и помолиться.
В 2000 году был создан домовой храм иконы Всецарица при клинике онкологического института имени П. А. Герцена по благословению патриарха Алексия 2. В 2011 году эта церковь была расширена и обновлена по благословению патриарха Кирилла. Открыта церковь для ограниченного круга верующих: работников, пациентов клиники и института.
Достопримечательности Москвы openmoscow.ru
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Крестьянская площадь, 10, метро «Пролетарская», «Крестьянская Застава»
История монастыря до 1917 г. Монастырь в советский период Возрождение обители Где находится, как добраться, правила посещений
История Новоспасского монастыря до 1917 года
Новоспасский ведёт свою историю от старейшего монастыря Москвы. Монастырь во имя Всемилостивого Спаса — Спасский — был основан в конце XIII века святым благоверным князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Первоначально он располагался у Серпуховской заставы, на месте, где ныне находится Свято-Данилов монастырь. Сын святого князя Даниила Иоанн Калита около 1330 года перенёс Спасский монастырь в Кремль на Боровицкий холм поблизости к великокняжескому дворцу. Причиной переноса послужила набожность Великого Князя Иоанна Калиты, пожелавшего «…близ себе учинити ю (обитель), хотя всегда въ дозоре видети ю…». Он хотел видеть рядом с собой не просто монастырь, а благоустроенную обитель с большим числом монахов и заново отстроенными помещениями. Об этом свидетельствует Никоновская летопись: «И собра иноков много, и възлюби монастырь той паче инех монастырей, и часто в он прихожаше молитвы ради со многим смирением и благоговением… и многу милостыню и вся потребная подаше тамо живущим иноком». Спасский монастырь был местом богомолья великих князей и их семейств, чему способствовала близость монастыря к великокняжескому дворцу и отсутствие храма в самом дворце. Здесь вплоть до XV века Великие князья погребали своих жён и детей. Представители московского княжеского рода погребались в притворе Спасского собора по примеру древних константинопольских церквей, где хоронили правителей в притворах «как вратников храма». Эта часть храма сохраняла первоначальное устройство усыпальницы до конца XIX века. Принявший перед кончиной постриг и схиму в Спасском монастыре Иоанн Калита был похоронен во вновь устроенном Архангельском соборе Кремля, который стал усыпальницей московских князей. Соборный храм старого Спасского монастыря — собор Спаса на Бору — древнейший из существовавших в Москве в начале XX века, стоял во дворе Большого Кремлёвского дворца, но был варварски уничтожен в 1933 году. В 1382 году при нашествии хана Тохтамыша Спасский монастырь был разграблен и сожжен, а его настоятель архимандрит Симеон убит. При содействии великого князя Дмитрия Донского монастырь был восстановлен.
В 1490 году в связи со строительством нового государева двора Иоанн III решил перенести Спасский монастырь из Кремля на левый берег Москва-реки, вблизи дворца Сарайских и Подонских епископов (ныне — Крутицкое подворье) на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. Уединённое место на береговой возвышенности Москвы-реки, откуда виден был Кремлёвский холм, хорошо подходило для иноческой жизни, поэтому здесь по повелению Иоанна III в выстроенном деревянном монастыре разместилась братия Спасского монастыря. После перенесения монастырь стал называться Новоспасским или монастырём Спаса на Новом, кроме того он сохранил свою роль царской комнатной, первостепенной обители.
В 1491 году князь Иоанн III выделил средства на сооружение каменного соборного храма во имя Преображения Господня. Освящён собор Преображения «Спаса на Новом» был 18 сентября 1497 года митрополитом всея Руси Симоном. Со времени своего основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. Уже в 1498 году в усыпальнице под собором был погребён Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин, московский боярин, брат Романа Юрьевича Захарьина, давшего фамилию будущей правящей династии Романовых. При Иване Грозном монастырь превратился в могучую крепость. Крепостные бревенчатые стены с башнями были усилены, выстроен дополнительный острожек, укреплённый земляным валом, тыном и окружённый рвом. Монастырь стал одним из форпостов Москвы с юга. Ему приходилось неоднократно защищать столицу от набегов татар. Так, в 1521 году он принимает участие в отражении набега татарского хана Махмет-Гирея, в 1571 году — хана Девлет-Гирея, в 1591 году — Казы-Гирея. По сигналу тревоги стрельцы из караульных помещений поднимались по каменным лестницам в толще стен к бойницам. В это время монахи разводили костры и готовили в чанах кипяток, чтобы потом вылить его на головы неприятеля. По врагам, подбиравшимся к крепости, били из бойниц нижнего яруса, бойницы второго яруса крепостных стен и башен разили неприятеля прицельным огнём, бойницы третьего яруса вели перекрёстный огонь. В начале XVII столетия монастырь выдержал осаду польских захватчиков. В Смутное время монастырь был опустошён, поскольку вблизи него пролегала дорога по которой проходили толпы поляков и литовцев. В это время многое из того, что было пожертвовано Великим князем Иоанном III, было утеряно. У стен монастыря воины-ополченцы готовились к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского в 1612 год, на Крутицах, князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за неё свои головы». В начале Смуты в марте 1606 года по указу Лжедмитрия I в Новоспасский привезли из отдалённых северных и сибирских острогов тела Михаила и Александра Романовых, братьев Фёдора Никитича Романова, к тому времени ставшего патриархом Филаретом, которые пострадали при гонениях Бориса Годунова. Из тела были захоронены в соборном храме. Чуть раньше здесь был захоронен прах Василия Никитича Романова. Михаил Фёдорович Романов, вступив на престол, поспешил укрепить Новоспасский монастырь, поскольку не был уверен в прочности своего положения. По его приказу возводится новая крепостная стена из толстых дубовых стволов длиной 750 метров, а по её углам и у въездных ворот — башни с амбразурами для пушек. В 1640 году по указу царя Михаила Фёдоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 метра, толщиной в два метра, протяжённостью 650 метров, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8-ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жильё для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря в 1642 году были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Фёдор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Фёдоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.
В последние годы царствования царь Михаил Фёдорович Романов приступил к постройке Преображенского собора на месте древнего собора, сильно пострадавшего в годы Смуты. Увидеть новый собор царю не довелось, поскольку через несколько месяцев после начала строительства (июль 1645 г.) он «отошёл ко Господу». Соборный храм был закончен уже после смерти Михаила Фёдоровича при его сыне царе Алексее Михайловиче. Собор был освящён 19 сентября 1647 года в присутствии молодого царя.
Ещё при Михаиле Фёдоровиче монастырь становится ближним царским богомольем. Сюда на богомолье часто приезжал патриарх Филарет, где служил панихиды по своим родителям и братьям.
Для размещения Патриарха монастырю был необходим келейный корпус, и в 1619 году Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На средства патриарха в монастыре был построен одноэтажный корпус келий, в котором также размещались баня, пекарня, кухня и другие помещения. В тоже время патриарх утроил на территории монастыря шатровую колокольню и в ней храм во имя преподобного Саввы Освященного, поскольку в день преподобного Саввы Освященного, 5 декабря 1618 года, будущий патриарх был освобождён из польского плена.
Настоятелями монастыря в разное время были будущие патриархи Всея Руси: Иов (первый патриарх Всея Руси), Питирим, Никон. Архимандрит Симонова монастыря Иов был настоятелем Новоспасского монастыря с 1575 по 1581 гг. В 1581 году он присутствовал на соборе, созванном царём Иваном Грозным по вопросу о принятии Судебника. В 1586 году он был назначен архиепископом в Ростове, а 26 января 1589 года возведён в сан первого Патриарха Всея Руси. Патриарх Иов основал Донской монастырь. Иов был сторонником Бориса Годунова и оказал ему поддержку в возведении на престол. В 1605 году он был изгнан Лжедмитрием I и сослан в город Старицу. При Василии Шуйском был вызван в Москву на Всенародное церковное покаяние в Успенском соборе. Патриарх Иов скончался в изгнании в 1607 году. По указу царя Алексея Михайловича его останки перенесли в Москву и погребли в Успенском соборе Кремля. Патриарх Иов канонизирован русской православной церковью. Настоятелем в Новоспасский монастырь из Кожеозерской пустыни был переведён монах Никон, суровый аскет, за плечами которого было десять лет приходского священства, смерть троих детей, принятие пострига, три года отшельничества на Соловках и семь лет монашества в далёком северном монастыре. После назначения Никона архимандритом Новоспасского монастыря, началось его восхождение к вершинам власти, имевшее своим итогом церковную реформу, раскол церкви и появление старообрядчества. В 1649 году Никон стал митрополитом Новгородским, а после был возведён в сан всероссийского патриарха. В 1667 году Церковный собор низложил Никона, а после тот был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь, а после в Кирилло-Белозерский монастырь. Долгое время Новоспасский монастырь ассоциировался с личностью Никона, напоминая о том, что здесь началось его восхождение ко власти. Никон принял непосредственное участие в строительстве Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря.
В 1646 году бывшие на постое в Новоспасском афонские иноки рассказали Никону о появлении в городе Хлынове (современный город Вятка) чудотворного образа Нерукотворного Спаса. По инициативе Никона образ был затребован в Москву, так в монастыре появилась его главная святыня. 14 января 1647 года у Яузских ворот Алексей Михайлович и Патриарх Иосаф встретили икону. Царь лично внёс икону в Кремль, и до освящения собора Новоспасского монастыря чудотворный образ находился в Успенском соборе Кремля. В 1670 году икона Спасителя была отпущена с полком князя Ю. А. Долгорукова против Степана Разина, а после удачного завершения похода в благодарность за победу икона была украшена сребропозлащёной ризой, с бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом. К сожалению, в советское время образ, бывший главной святыней Новоспасского монастыря, был утрачен.
В 1654 году, когда свирепствовала чума, унёсшая жизни 2/3 населения Москвы, в Новоспасский монастырь была переведена царская казна. В конце XVII столетия Новоспасский был одним из самых богатых монастырей Москвы и одним из крупнейших вотчинников. За ним в «ружной книге» 1681 года числилось 14 тысяч крепостных. К монастырю был приписаны вотчины, рыбные ловли, угодья с сёлами, лесами и лугами. Братия монастыря к 1677 году достигла количества 138 человек. Царь Фёдор Алексеевич считал своим священным долгом каждую неделю бывать в монастыре для поклонения своим предкам, особенно, после того, как здесь была погребена его любимая тётка Ирина Михайловна. Посещали Новоспасский царевна Софья, цари Пётр и Иоанн. В это же время Новоспасский монастырь стал местом заключения преступников и еретиков. Здесь были устроены застенки и затворы. Сюда в 1618 году был прислан преподобный Дионисий настоятель Троице-Сергиевой лавры за самовольное исключение из требника в молитве при освящении Богоявленской воды слова «огнем», за что был признан еретиком. В Новоспасском монастыре его морили голодом и дымом. Впоследствии он был причислен к лику святых. Сюда направлялись для содержания до приговора мятежные стрельцы, прошедшие пытку в Преображенском и Сыскном приказах. Сюда для отбывания наказания были направлены некоторые учителя Московской духовной академии за приверженность к учению Сильвестра Медведева, сторонника Софьи Алексеевны, казнённого в 1691 году.
Пётр I в знак почтения к усыпальнице своих предков приказал отлить для обители колокол весом 1100 пудов, прозванный колоколом Петра Великого. С перенесением столицы из Москвы в Петербург Новоспасский монастырь постепенно стал приходить в упадок, поскольку значительные вклады в монастырь прекратились.
В царствование императрицы Анны Иоановны в монастырь присылали на иждивение военных инвалидов. В XVII веке Новоспасский нередко посещала императрица Елизавета Петровна. При ней же была заложена современная монастырская колокольня. В 1750 году с северо-западной стороны монастыря были выкопаны пруды: большой пруд прямоугольной формы и малый квадратной формы, а также был обновлён старый пруд с островом посередине. Пруды соединялись между собой и с Москвой-рекой подземными трубами. Рядом стояла монастырская баня. В прудах водились в изобилии плотва и караси. Ныне от системы прудов сохранился только один Новоспасский пруд прямоугольной формы с которого открывается живописный вид на монастырь.
В 1812 году обитель подверглась сильнейшему разрушению. Французы разграбили монастырскую ризницу, опустошили и сожгли кельи и другие строения. Историк И. М. Снегирёв писал: «В самый день вступления неприятеля в Москву, вечером, первые поляки появились для грабежа в беззащитный монастырь; на другой день, 3 сентября, пришли туда французы и, выслав поляков, стали продолжать грабёж в кельях и церквах. Наместник, желая их умилостивить, предложил им угощение хлебом и солью; но хищные враги тем не довольствовались, требовали от него денег, били его и привели его избитого с послушником в соборе. Там, поставив их среди храма на колени и примкнув к их груди ружья, велели исповедываться друг другу, как перед смертью; потом, грозя расстрелять, спрашивали, где скрыты монастырские драгоценности; при этом нанесли старцу несколько ран саблями, не вынудив у него признания ни угрозами, ни ранами, отпустили едва живого… Между тем, среди грабежа, буйства и бесчинства врагов в тот же день вечером от лесного ряда, загоревшегося при монастыре на северной стороне и от горючих веществ, брошенных французами, самый монастырь был объят пламенем… Ночью загорелась и колокольня, где упавший с ужасным треском колокол Петра Великого в тысячу пудов прошиб и обрушил своды Сергиевской церкви на втором ярусе и повис на развалинах первого; вслед за ним рухнул с четвёртого яруса полуелей в 425 пудов и разбил в мелкие части большой колокол. От этого потряслось всё огромное здание колокольни; разорвались железные в нём связи; но стены его и верх не повредились. Настоятельские покои с Покровскою церковью обращены были неприятелями в казармы, а Знаменская — в конюшню. Ограбив в церквах всё, что можно было захватить, (враги) в надежде найти сокровища, раскапывали могилы на кладбище монастырском, разламывали каменные гробницы в усыпальнице под собором и даже престолы и жертвенники в алтарях. Неприятели покушались было довершить разорение святой обители подорванием собора, где, по сказанию очевидцев, вырыли было и ямы для пороха; но того не успели сделать». Именно настоятелю Новоспасского архимандриту Амвросию (Орнатскому) в 1813 году было поручено возобновление некоторых московских монастырей, пострадавших от бесчинств армии Наполеона. За «особое старание и попечение» он был представлен к ордену Святой Анны второй степени. К 1820 году все здания обители, пострадавшие от бесчинств французов, были отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены построили новый двухэтажный корпус келий. В 30-40 годах XIX века обновили храмы монастыря. 2 ноября 1817 года Новоспасский монастырь посетил Император Александр I. 13 апреля 1900 года Новоспасский монастырь и усыпальницу Романовых посетили Государь Император Николай II с супругой Государыней императрицей Александрой Фёдоровной. С 1906 по 1909 гг. настоятелем Новоспасского монастыря был архиепископ Борис (Шипулин). Под его руководством отреставрированы все строения монастыря, расширен Братский корпус, а в Покровском соборе устроено пароводяное отопление, возобновлена живопись и вызолочены кресты на главах. Он организовал внебогослужебные беседы с народом. Под его руководством издавалась серия брошюр «Листок-доброжелатель» с описанием истории и достопримечательностей Новоспасского монастыря. При советской власти он был отправлен в ссылку в Ташкент. По сфабрикованному делу его обвинили в руководстве Среднеазиатской «контрреволюционной организации церковников» и в 1938 году расстреляли. С 1909 по 1914 гг. настоятелем монастыря был епископ Макарий (Гневушев). Он говорил, что «переживаемое Православной церковью время — одно из самых тяжёлых в истории христианства», и верил, что «до тех пор, пока церковь оказывает свое спасительное влияние на народ, революционеры бессильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь поддерживает в нём любовь и преданность к Отечеству и Престолу». При нём в Новоспасском монастыре было организовано Братство церковного пения и трезвости, в которое входило более 300 человек. Благодаря епископу Макарию в условиях всеобщего охлаждения к вере воскресные беседы с прихожанами привлекали до 700 человек. Отдельно проводились миссионерские занятия для мужчин, женщин и детей, чтения для солдат, обучение неграмотных. Епископу Макарию вменили в вину создание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти. Поводом к его обвинению послужил колокольный звон, якобы призывавший к восстанию. Он был отправлен в Смоленск, где в 1918 году расстрелян. Наместником монастыря в 1920-1921 гг. был архиепископ Павлин (Крошечкин). Он трижды был арестован и отбывал наказание в ссылках и лагерях. По обвинению в антисоветской деятельности он был заключён в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД, где продолжал своё служение, хотя в те годы за благословение добавляли 10 лет строгого режима. Ежедневно утром он служил молебен на который собирались заключённые духовного звания и верующие. Он говорил: «Издевательства и гонения советской власти на верующих только укрепляют нашу веру в Бога, а поэтому мы должны неустанно поддерживать дух религии не только в себе, но и в других людях». Архиепископ Павлин расстрелян 3 ноября 1937 года. Последним настоятелем Новоспасского монастыря перед его закрытием (1921-1924 гг.) был архимандрит (позже — епископ) Евгений (Кобранов). Расстрелян в 1937 году.
Новоспасский монастырь в советский период 10 сентября 1918 года жилищно-эксплуатационный отдел Рогожско- Симоновского района издал предписание, по которому братии было предложено в течении трёх дней освободить помещения монастыря. С собой монахам разрешалось взять только одежду, а также всё, что относится к религиозному культу. «Мебель во всех видах, — говорил указ, — остаётся на местах, как то: кровати, матрасы, подушки, одеяла, столы, стулья, а также кухонная утварь. За неисполнение добровольно этого предписания будет применена насильственная мера». В ноябре 1918 года Чрезвычайная комиссия Рогожско-Симоновского района организовала здесь исправительно-трудовой лагель для женщин, не угодивших новым властям. Одной из таких заключённых была дочь Льва Николаевича Толстого Александра Львовна Толстая. Из её воспоминаний вырисовывается ужасная картина уничтожения монастырского кладбища, разорения могил, осквернения храмов. Она рассказывала, как заключённые разрывали по ночам могилы в поисках драгоценностей, чтобы за удачную находку получить отпуск в город. Первые годы советской власти в монастыре находилась женская тюрьма, затем — один из первых в Москве исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключённых (ИТЛ). Из пяти храмов четыре были закрыты. Храм Знамения Богородицы превращён в тюремный барак. Санитарный врач лагеря рапортовал: «Новоспасский ИТЛ находится в ужасающем состоянии, некоторые из склепов могил доступны любопытным, гробы вскрыты и части скелетов являются открытыми. Некоторые погреба, а в особенности подвал под монастырём, загажены и представляют из себя настоящую клоаку». В эти страшные годы в монастыре происходили массовые расстрелы. Часть обречённых на смерть людей привозили якобы для санобработки в Знаменский храм и здесь расстреливали. Трупы хоронили у монастырских стен в насыпи со стороны Москва-реки. Монастырская община просуществовала до 1926 года в качестве братства во имя Всемилостивого Спаса при храме святителя Николая, имевшем отдельный вход с улицы. Туда перенесли чудоворную икону Спаса Нерукотворного образа — главную святыню монастыря. После закрытия храма в 1926 году образ бесследно исчез. Когда 300 прихожан подали ходатайство о передаче им других храмов, им было отказано «ввиду неудобства такого совместительства для находящихся в бывшем монастыре советских учреждений». Советскими учреждениям были Управление местами заключения и Главархив НКВД. Формально после национализации Новоспасский монастырь отошёл к ведомству Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Народного комиссариата просвещения, хотя постепенно храмы и помещения монастыря оккупировало Главное управление местами заключения ГУМЗак и приспособило под свои нужды. Так, в соборе был организован театр-клуб, где заключённые ставили богохульные пьесы. До 1922 года монастырские ценности никем не охранялись. В соответствии с Указом об изъятии церковных ценностей в 1922 году в Новоспасском монастыре было изъято 4 фунта золотых изделий, 38 пудов 37 фунтов золотника золота и серебра, 135 драгоценных камней, жемчужная риза весом 2 фунта с 1582 алмазами. Фелонь из ризницы Новоспасского монастыря хранится в Оружейной палате Кремля. 20-ть наиболее ценных книг находятся в Историческом музее. Судьба большей части ценностей и святынь неизвестна.
Решением Моссовета в сентябре 1927 года кладбище Новоспасского монастыря было полностью уничтожено. После Великой Отечественной войны помещения монастыря занимали жильцы и разные учреждения. Усыпальница Шереметевых была оборудована под общежитие, после — под медвытрезвитель. Под жильё были заняты все помещения монастыря, в том числе сторожевые башни. В дальнейшем помещения передали различным учреждениям, а на Конюшенном дворе разместили мебельную фабрику. После Великой Отечественной войны в Спасском соборе размещался архив Таганской тюрьмы. На территории — склад угля, лесоматериалов, завод монументальной скульптуры, мебельная фабрика с котельной.
Возрождение Новоспасского монастыря 28 марта 1968 года Совет Министров РСФРС принял постановление согласно которому «учитывая выдающееся историческое, культурное и художественное значение ансамбля памятников архитектуры Новоспасского монастыря в городе Москве и в связи с этим важность его музейного показа населению и туристам, организовать в Спасо-Преображенском соборе с его уникальной художественной ценностью интерьеров и зданий музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». В 1968 году в Новоспасском начались реставрационные работы. Храмы и монастырские помещения были заняты объединением «Союзреставрация», ВНИИ реставрации и их мастерскими. В 1991 году монастырь был передан русской православной церкви. Здесь по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия был возрождён Ставропигиальный мужской монастырь. Настоятелем и Священноархимандритом возрождённого монастыря стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а его первым наместником стал архимандрит Алексий Фролов, после епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. С 1972 года монастырские здания признаны архитектурными памятниками и взяты на государственную охрану. С 23 марта 1991 года богослужения в монастыре возобновлены: в Спасо-Преображенском соборе была отслужена божественная литургия.
17 сентября 1995 года в Новоспасский монастырь из Кремля торжественно при большом стечении народа были перенесены останки Московского генерал-губернатора, дяди Николая II, Великого князя Сергея Александровича, зверски убитого террористом Каляевым в 1905 году. Захоронение Великого князя было обнаружено возле здания бывшего Верховного совета на Ивановской площади Кремля. Долгое время это место использовалось как стоянка правительственных машин. Там же был воздвигнут крест-памятник великому князю, выполненный по эскизам Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным. Этот крест был уничтожен в 1918 году лично на указу Ленина. Воссоздан в 1998 году по благословению патриарха Алексия Второго. Инициатором перенесения останков в Новоспасский монастырь выступило православное общество «Радонеж».
Сегодня монастырь проводит большую духовно-просветительскую работу. При Новоспасском монастыре действует воскресная школа, работает певческая школа для мальчиков. Мужской хор Новоспасского монастыря среди лучших монастырских хоров Москвы, ведёт активную концертную деятельность. Братия духовно окормляет Онкологический институт имени Герцена и Психоневрологический интернат №18. При монастыре издаётся молодёжный журнал «Наследник». В стенах монастыря действует православное молодёжное объединение «Молодая Русь». В Новоспасском монастыре хранятся особо почитаемые православные святыни. Икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской XV-XVI вв. — вклад инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. Находится в иконостасе Спасо-Преображенского храма. Икона Божией Матери «Всецарица» — точный список с чудотворного образа, хранящегося в монастыре Ватопед. Доставлена в дар монастырю в 1997 году со святой горы Афон. Находится в галерее Спасо-Преображенского храма. Икона Спаса Нерукотворного образа (XIX века) — список с чудотворной иконы, находившейся ранее в монастыре.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Где находится (адрес) 115172, г. Москва, Крестьянская площадь, 10, Ближайшие станции метро метро «Пролетарская», метро «Крестьянская Застава» Как проехать или пройти от ближайших станций метро До Новоспасского монастыря можно дойти пешком за 5-8 минут от метро «Пролетарская» или «Крестьянская Застава», идти в сторону Новоспасского моста Чего нельзя В монастыре запрещено ходить в шортах, коротких юбках, с открытыми плечами. Женщины не могут входить на территорию монастыря без головного убора и в брюках. Для пришедших в брюках на входе выдаются юбки Когда открыт Открыт для посещения во время утренних и вечерних служб. По окончании вечерней службы монастырь закрывается для посещения Как позвонить Источники: Снегирёв И. М. «Новоспасский монастырь», М., 1843 г. И. Д. Дмитриев «Московский Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем» М., Новоспасский монастырь, 2005 г. «Новоспасский монастырь» Альбом М., Новоспасский монастырь, 2009 г. «Сорок сороков» Автор-составитель П. Г. Паламарчук. Том 1 М., Астрель АСТ 2004 г. «Таганка 70 лет» Статья В. И. Румянцева «Новоспасский монастырь» Издательство «Виртус-Полиграф», 2006 г.
Паломничество по святым местам православной Москвы
Все мужские и женские монастыри Москвы >>> Покровский женский монастырь >>> Высоко-Петровский мужской монастырь >>> Иоанно-Предтеченский женский монастырь >>> Новодевичий женский монастырь >>> Спасо-Андроников монастырь >>>
Куда стоит пойти в Москве в выходные
Коломенское >>> Посёлок «Сокол» >>> Поклонная гора >>>
Что интересного посмотреть в Москве
Все памятники Москвы >>> Дом Наркомфина >>> Рогожский старообрядческий посёлок >>>
Московские музеи
Все музеи Москвы >>> Музей-квартира Ф. М. Достоевского >>> Музей С. А. Есенина >>>
Где недорого поесть
Недорогие кафе и рестораны Москвы >>> Другие достопримечательности Москвы >>>
Престольные праздники
Главный храмовый престольный праздник – Преображение Спасителя, празднуется 19 августа по григорианскому календарю. Православной церковью почитается в числе двунадесятых праздников. 31 августа – праздничное (хвалебное) великое богослужение в почитание иконы Матери Божьей пресвятой девы Марии «Всецарица» (Пантанасса). 14 октября – Празднование Святого Покрова Заступницы нашей Богородицы. Этим же днем проводится служба в честь божественного сочинителя молитв и псалмов Романа Сладкопевца, любимого заступника небесного династии Романовых. 10 декабря – праздничное богослужение в почитание иконы Матери Божьей «Знамение». Это главный храмовый праздник Знаменской церкви.
Господь говорил, что не здоровые, но больные имеют нужду во враче. В Новоспасский ставропигиальный монастырь редко кто приходит из праздного любопытства. В Москве немало святых, намоленных мест, где душа очищается от скорби и наполняется благодатью.
Люди несут сюда свои болезни, горести, тяжкий груз вины и обиды. И приходящий с искренней верой и нуждой в помощи обязательно получает ее – в виде облегчения, укрепления душевных сил, а часто и физического исцеления.
Оформление статьи: Владимир Великий
Современное состояние
Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.
Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная. Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов. Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.
Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают. В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.
Деятельность прихода
Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр. Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь». В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.
Святыни
В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.
Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского
Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.
К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.
Престольные праздники
К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.
Кроме того, отмечаются следующие даты:
празднование дня иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря);празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);День памяти священномученика Павлина (3 ноября);празднование иконы Божией Матери Смоленская (10 августа).
Проезд до монастыря
Доехать до Новоспасского монастыря можно на метро до станции Пролетарская или Крестьянская застава. Далее пешком около 800 м.
Также подъехать можно на автобусах и трамваях до остановки Динамовская улица:
Крутицкий монастырь очень удачно расположен на берегу Москвы-реки. Во время его посещения можно прогуляться по московским набережным, рассматривая городские пейзажи.
Мини-экскурсия по Новоспасскому монастырю:
Расписание богослужений
На сегодняшний день богослужения проводятся в трех храмах обители. Каждый день в них проводятся:
Полунощница в 7:00.Литургия в 8:00.Утренняя и вечерние службы.
В праздничные и воскресные дни литургия проводится в 9:00. В эти дни в собор приходит огромное количество прихожан и паломников.
Обязательно к прочтению: Храм Спаса Всемилостивого в Митино, расписание богослужений
Стоит отметить, что проход на территорию общины запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна обязательно иметь головной убор.
Как доехать до святой православной обители
Один из самых удобных вариантов — доехать на метро. Выходите на станции Пролетарская и идете по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. Высокую колокольню собора можно увидеть издалека.
Точный адрес Новоспасского монастыря — Россия, город Москва, Крестьянская площадь, 10.
Здесь можно заказать молебен, молебен с акафистом, записку для литургии, провести соборование, сорокоуст, панихиду. Также на территории комплекса действует учебно-методический центр, воскресная школа, центр реабилитации, издание, библиотека, православный молодежный журнал.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Новоспасской обители:
Икона «Всецарица»
Это величайшая святыня Афона, список с образа чудотворного (оригинал находится на горе Афон в монастыре). Подарена святой обители в 1997 году.
Множество людей приходят в монастырь, чтобы прикоснуться к этой иконе. Она помогает и исцеляет страждущих. И давно было замечено, что особая помощь от «Всецарицы» приходит к больным раком.
Получают надежду на исцеление и вылечиваются многие страдающие от алкоголизма, курения и наркомании.
В стенах монастыря есть возможность приобрести освящённый после молебна елей для помазания болящих, а также молитву с изображением иконы.
История иконы Всецарица
Основная икона Божьей Матери, названная как Всецарица, или Пантанасса, находится в Греции в Ватопедском монастыре с XVII века. Расположена в соборном храме слева от царских ворот.
По размеру икона небольшая. На ней изображена Пресвятая Дева Мария с младенцем на руках. Богородица восседает на троне, за которым расположились по обеим сторонам два ангела, благоговейно осеняющие своими крылами Пречистую Деву. Младенец Иисус находится на руках у Богородицы, держит в левой руке свиток, а правой посылает благословение.
Согласно церковным преданиям, первое чудо от иконы Всецарицы случилось в древние времена. Юноша, не имеющий веры и занимающийся колдовством и магией, что признается церковью как грех, решил совершить колдовской обряд перед иконой Божьей Матери, которому не суждено было свершиться. Во время его бормотания лик Девы Марии озарило яркое сияние. Этот свет наполнился необычной силой и откинул грешника от иконы очень далеко. Молодой человек испугался и решил раскаяться в своем поступке перед служителями этого храма и принять монашество, чтобы служить при церкви на Афоне.
Это событие было воспринято как чудо от святого образа, которое привело заблудшую душу к покаянию и вере. На этом чудесные события от иконы Всецарица не заканчиваются. Люди, обращающиеся за помощью к образу Богородицы в этом храме стали свидетельствовать о чудесном исцелении от недуга в виде злокачественной и доброкачественной опухоли.
Рак — это не новая болезнь современного времени, а проблема, с которой люди сталкивались еще в XVII веке, но медицинского лечения как такового еще не было. Больные обращались с молитвой к Богоматери, которую считали единственным спасением. Кто молил искренне и всей душой получали исцеление, о чем свидетельствуют записи в церковных книгах монастыря в Ватопеде на Афоне.
С иконы стали делать многочисленные списки и рассылать по миру, чтобы большее число людей, больных раком, или их родные имели надежду на исцеление, обращаясь к образу Всецарицы.
Появившись в России, икона Божией Матери Всецарице тоже явила чудо. Оздоровление детей в онкоцентре в Москве стало диагностироваться чаще с появлением иконы, потому что медики сами констатировали такой феномен, поясняя, что препараты не могут обеспечить такого результата.
Подтверждением того, что икона чудотворная, является факт того, что образ стал мироточить в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм наполнился благоуханием от нескольких капель. Повторно было замечено, что икона мироточит на день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Подобные знамения укрепили дух верующих и молящихся о выздоровлении от рака и других недугов.
Первое избавлением от болезни, точнее, от наркотической зависимости, молодого человека — это начало чудесной помощи от иконы Всецарица в России. Благая весть передавалась по Москве из уст в уста и людей, желающих прикоснуться к святыне и помолиться о своей беде становилось больше. Икону было решено перенести в храм Всех Святых и периодически доставлять ее обратно в детский центр для совершения богослужения и духовной помощи болеющим и их родным.
История написания списков с иконы Божьей Матери Всецарица для Москвы на этом не заканчивается. В 1997 году чудотворный образ Богородицы появился в Новоспасском монастыре. Икона имеет такое же свойство мироточить и помогать отчаявшимся, молящимся с особым чувством веры, исцелиться или получить облегчение в болезни.
В Московской области есть еще один список Всецарицы — находится в городе Серпухове в женском монастыре Владычном. Зафиксировано, что этот образ мироточил 30 раз, что является настоящим чудом.
Официальный сайт Новоспасского монастыря
https://новоспасский-монастырь.рф/
Адрес
Москва, Крестьянская пл., 10
Новоспасская обитель исторически связана с династией Романовых, основатель фамилии Василий Захарьин похоронен в пределах монастыря. Отцом первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича был наместник Спаса на Новом, впоследствии всероссийский патриарх, Филарет. Монастырский погост стал последним пристанищем многочисленной романовской родни. Отсюда понятно особое внимание российских царей и императоров к семейной святыне. Период царствования династии Романовых можно считать временем расцвета монастыря. К нему были приписаны обширные земельные и водные угодья, делались богатые пожертвования, велось строительство новых и обновление старых храмов.
Наполеоновское нашествие обернулось пожаром и разорением. При отступлении французы хотели взорвать храмы, но не получилось. Понадобилось всего 8 лет, чтобы полностью восстановить стены и постройки и заново освятить их.
Вплоть до октябрьской революции монастырь занимал важное место в российской церковной иерархии, являлся образцом иночества, центром духовного просвещения. Гонения новой власти на церковь с особой силой ощущались в Москве. Действия большевиков в отношении столичных храмов и монастырей, кроме как погромом, не назовешь. Новоявленные правители всеми силами стремились избавиться от «идеологического врага». Уже в 1918 году монастырские кельи вмещали не иноков, а узников, здесь проводились не богослужения, а пытки и казни. Вся территория отошла к ведомству НКВД. Только начавшаяся война помешала осуществлению плана большевиков по полному уничтожению монастыря. Его хотели взорвать по примеру Храма Христа Спасителя.
В хрущёвскую «оттепель» радением неравнодушных людей, таких как художник Корин, в монастыре начались восстановительные работы, открылись реставрационные мастерские. Но подлинное возрождение пришло только с распадом СССР. Впрочем и «лихие» девяностые не были лёгким временем. Архимандриту Фролову и Московской патриархии приходилось с трудом отстаивать права церкви на помещения монастыря. Слишком много коммерческих структур желало обзавестись недвижимостью в этом месте.
Сегодня в Новоспасском монастыре налажен монашеский устав, ведутся богослужения. Сюда стремятся тысячи верующих москвичей, чтобы вознести свои молитвы в стенах древней отечественной святыни.
Спасо-Преображенский собор
Это главная монастырская церковь. Первое каменное здание построено всего на 20 лет позже Успенского собора кремля, в 1494 году. До возведения Храма Христа Спасителя это было второе по величине церковное строение в Москве. Войны, смуты, пожары отразились на прочности стен и в царствование Михаила Фёдоровича собор отстроили заново. Освятили храм в 1649 году, с тех пор он практически не изменился.
При взгляде на церковь сразу заметно влияние византийской и псковской школ. Это характерно для всех храмов той поры. В плане здание представляет собой четырёхугольное (четырёхстолпное, по церковному канону) сооружение, увенчанное 5 главами. Снаружи каждая сторона оформлена 3 апсидами (полусводами). Внутренние стены и своды расписаны удивительными по красоте фресками старорусского письма. Многие фрески вошли в собрание Третьяковской галереи, часть утрачена, но и то что осталось производит неизгладимое впечатление.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Она примыкает с запада к Спасо-Преображенскому собору, имеет с ним общую паперть. Церковь построена всего за два года, в период с 1673 по 1675 годы по воле царя Алексея Михайловича и на его средства. В храме три придела: главный престол — во имя Богородицы; правый придел посвящен святому Дмитрию, здесь же находятся его мощи; левый придел — великомученице Варваре. После оккупации в 1812 году Москвы французами, его осветили заново. Ещё одно освящение состоялось в 1997 году, после возврата церкви РПЦ. Ритуал приурочили к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Была построена спустя 200 лет после Преображенского собора, примыкает к нему со стороны северо-запада. Храм возведён первым из царей Романовых — Михаилом Фёдоровичем в честь семейной реликвии — иконы Знамения Богоматери. В приделе церкви похоронены многие родственники царя. К концу XVIII века постройка сильно обветшала. Возведение нового храма на месте прежнего сооружения велось по инициативе и при финансировании графа Николая Петровича Шереметева. Освящение церкви состоялось в 1795 году.
Церковь Николая Чудотворца
Деньги на строительство храмов монастыря выделялись не только семейством Романовых, но и высшей знатью. Так, князь Я.К. Черкасский оплатил возведение храма в честь святителя Николая. Это произошло в 1652 году, местом выбрали северо-западную часть монастырского подворья. На протяжении всей своей истории храм служил монастырской больницей. Поначалу небольшой храм неоднократно перестраивался и расширялся. Интересен факт, что это последнее из монастырских строений, где проводились при большевиках богослужения. Сейчас здание на реконструкции.
Храм преподобного Романа Сладкопевца
Самый «молодой» храм монастыря, его воздвигли в 1902 году. Преподобный святой жил в VI веке в Константинополе, он прославился сочинением молитв и гимнов, в том числе кондака на Рождество Христово. Семья Романовых почитала святого как своего небесного покровителя. Храм находится в подклете Спасо-Преображенского собора, рядом с усыпальницей Романовых. В настоящее время он полностью восстановлен.
Усыпальница Романовых (музей истории Новоспасского монастыря)
Бояр рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых издревле хоронили в стенах Преображенского собора Новоспасской обители. Внутри фундамента собора Преображения в родовом склепе похоронено 70 представителей славной династии. Надо сказать, что первыми разорителями склепа были вовсе не большевики, а французы в 1812 году. Последним, кого захоронили в усыпальнице, стал Сергей Александрович Романов, московский губернатор, убитый революционерами в 1905 году, его прах перенесли сюда в 1995 году.
Разорение склепа Романовых окончательно довершили большевики, после них мало что осталось. Сейчас на месте склепа создан музей. Экспонатов здесь не много — всего около сотни. Они рассказывают об истории монастыря, но в основном связаны с жизнью и смертью Великого князя Сергея Александровича.