Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Ставропигиальные монастыри РПЦ


Оптина Пустынь находится в нескольких верстах от Козельска Калужской губернии. Она расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена девственным бором. Оптинский монастырь представляет собой величественный белый кремль с 4-мя храмами, крепостными стенами и башнями.

Высокая духовная жизнь Оптиной гармонирует с ее внешней красотой. Гоголь после посещения Оптиной описывает ее исключительную духовность и благотворное ее влияние на все с ней соприкасающееся:
«Я заехал по дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание.Я думаю на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует. Это слышится и в самом наружном служении. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ее благоухание: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше…».

Значение Оптиной Пустыни

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, которое возникло в конце 18-го века в России.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и ткеперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величеквского, молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его учение и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирии, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии «цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.

При старце о. Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария — Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются во всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.

Во время расцвета России и Оптиной Пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов); ученик старца Амвросия — Иосиф; старец Варсонофий, в миру полковник генерального штаба, — по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий — мудрец, Анатолий — утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию.

Последний из них — старец Нектарий, во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

Оптинские старцы

Оптина пустынь славится святыми старцами. Одним из основателей и первых старцев является иеросхимонах Лев, умеющий видеть все тайные грехи человека и его сокровенные помыслы. С ним вместе проповедовал иеросхимонах Макарий, который писал руководства в духовной жизни для мирян.

Братья Моисей и Антоний занимались созданием новых храмов. Во времена их активной деятельности Оптина пустынь обогатилась новыми зданиями.

Скитоначальник иеросхимонах Анатолий занимался наставлением не только Оптинских, но и многих других монахов и монахинь. Иеросхимонаху Иосифу не раз являлся образ Богоматери, еще при жизни от него исходило благодатное свечение. Иеромонах Никон не оставил духовной службы и после того, как обитель была закрыта.

Последний старец пустыни испытывал преследования и скончался в изгнании. Архимандрит Исаакий стал свидетелем разорения и поругательства над Оптиной пустынью. Его преследовали власти, не раз его отправляли в тюремное заключение, а в 1938 году он был расстрелян.

В 30-е годы прошлого века, в трудные для христиан времена, многие старцы и монахи Оптиной пустыни испытали на себе гонения властей. В этот период пострадало 15 священнослужителей. Они признаны православной церковью новомученниками.

Об этих новопрославленных святых в издательстве Оптиной Пустыни написано произведение «Оптина Пустынь. Годы гонений», а также напечатан сборник «Жития новомученников и исповедников Оптиной пустыни».

История возникновения Оптиной Пустыни

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь, была уже обитаема. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 году он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Время основания Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий, и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реяорм Петра 1-го. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась.

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий. Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: «Да у меня нет таких, владыко, — а вот разве дать тебе огородника Авраамия?» Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину.

Обитель он нашел в крайнем запустении: «Не было полотенца руки обтереть служащему». Братий было 3 престарелых монаха. В скорби своей о. строитель отправился к своему старцу в Песношь. О. Макарий повез его с собой по окрестным помещикам — благотворителям, и о. Авраамий привез в Оптину 2 воза различных вещей. Кроме того, с благословения о. Макария, из его монастыря в Оптину перешло 12 братий. Число монашествующих стало быстро возрастать. Отец Макарий все время одобрял и руководил о. Авраамием. Вскоре о. Авраамий привел в порядок хозяйство, огородил обитель, закончил судебные дела в пользу обители, построил колокольню, Казанскую больничную церковь, братские кельи, развел сад. В 1812 году он в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. Скончался о. Авраамий в 1817 году. После него настоятелем был Маркелл, а затем Даниил.

Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею. При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами — все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.

Оптина пустынь – основные контакты

Все, что нужно знать паломнику, собрано в данном разделе.

Как доехать из Москвы

Добраться до святого места несложно, из Москвы регулярно курсирует автобус, который отходит от автовокзала, находящегося возле станции метро «Теплый стан». На дорогу уйдет пять часов.

От Козельска до монастыря добраться быстрее, город находится на расстоянии 8 км. Отсюда можно проехать до пункта назначения за 15 минут на машине или маршрутном такси. Из Ясенево можно отправиться в двухдневную экскурсию по святым местам, в программу также включено и посещение Шамординского женского монастыря, который находится неподалеку.

Где остановиться

Задумав поездку в Оптину, не стоит беспокоиться о том, где остановиться.

Гостиницы располагаются в непосредственной близости от стен монастыря, а на территории самой обители есть три гостевых коттеджа. Цены на проживание приемлемые.

Важно помнить: в дни праздников гостиницы бронируют на несколько дней вперёд.

Расписание служб

С 5.30 начинается братский молебен, он совершается у мощей преподобного Амвросия в главном Введенском храме.

Каждый будний день совершаются литургии — утренняя ранняя в 6.40 в Введенском храме и утренняя поздняя в 9.40 в Казанском соборе. Вечерние богослужения начинаются в 17.00.

Официальный сайт

Оптина Пустынь располагает своим собственным сайтом https://www.optina.ru, где собрана вся полезная информация об этом святом месте и ее деятелях.

Здесь также можно совершить 3-D экскурсию по всей территории обители.

Официальные страницы в социальных сетях

У обители есть так же другие официальные страницы с живым общением. Там можно задать вопросы, узнать много полезного, если вы собираетесь в паломническую поездку, посмотреть фотографии и фильмы об Оптиной пустыни, узнать самые свежие новости:

  • страница вконтакте — https://vk.com/optinaru;
  • страница в фэйсбук- https://www.facebook.com/Optina.ru/;
  • инстаграм — https://www.instagram.com/optina/.

В Калужской области есть уникальное место, которое обязательно должен посетить каждый православный христианин – это мужской монастырь Оптина пустынь. Монастырь, который имеет богатую историю и прославлен благими деяниями многих святых.

Основание скита Оптиной Пустыни

Сердцем Оптиной Пустыни — местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря — был знаменитый оптинский скит, место пребывания святых оптинских старцев. Скит создал историческую славу Оптиной Пустыни.

Основание скита произошло следующим образом. О. Моисей, в то время пустыножитель Рославльских лесов, ездил по делу в Москву и оттуда на обратном пути заехал в Оптину Пустынь. Настоятель — о. Даниил, зная желание преосвященного Филарета, тогда епископа Калужского, основать вблизи Оптиной Пустыни лесной скит, представил ему о. Моисея, который в это время был далек от мысли расстаться с пустыннической жизнью в Рославльских лесах. Владыка и о. Даниил усердно его убеждали о преимуществе жизни вблизи монастыря, и он уехал, увозя с собой письмо владыки Филарета к рославльским пустынникам, приглашавшее их перебраться в Калужскую епархию под его всекрылие. Прибыв на место, о. Моисей рассказал своим сопостникам свои впечатления. Отшельники, выслушав его, одобрили план переселения, тем более что в этот момент им угрожали неприятности от земской власти. С о. Моисеем отбыли в Оптину Пустынь его брат о. Антоний и два монаха: Илларион и Савватий.

По прибытии в Оптину Пустынь в 1821 году о. Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата — о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Скит был расположен в 170 саженях от обители. План скита был одобрен владыкой Филаретом, который начертал: «1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить».

Благочестивые местные граждане помогли деньгами. Сначала поставили дом, в котором поселились начальные насельники. 26 октября о. Моисей писал родственнику, что они 3 месяца трудились около строения келлий и св. храма. «Благодарю Бога, что Он нас привел сюда», — этии словами о. Моисей закончил свое письмо. В другом письме, написанном вскоре после этого, о. Моисей извещает одного иеромонаха, что «выстроены уже 3 келлии и храм во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня». Но средства оскудевали, и о. Моисей поехал за сборами в Москву. Он вернулся с возком, переполненным поклажею, которая состояла из церковной утвари. 5-го февраля 1822 года состоялось освящение храма.

Епископ Филарет предложил о. Моисею принять сан священника. О. Моисей наотрез отказался. Но владыка ему пригрозил, что в случае отказа он будет с ним судиться на Страшном Суде, и о. Моисею пришлось уступить. После сего, о. Моисей был назначен духовником скитской братии. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. О. Моисей был вынужден сделать долги и поехал вторично в Москву за сбором для погашения их, но был вскоре вызван назад, так как владыка Филарет, принимая Киевскую епархию и покидая Калужскую, назначил его настоятелем Оптинского монастыря, и он должен был к нему явиться для принятия прощального благословения. Это знаменательное событие совершилось в 1825 году.

После о. Моисея скитоначальником стал его младший брат о. Антоний. Вот какое впечатление оставил по себе скит в воспоминаниях лица, бывавшего там в юности при скитоначальнике о. Антонии:

«Величественный порядок и отражение какой-то неземной красоты во всей скитской обители, часто привлекали детское мое сердце к духовному наслаждению, о котором вспоминаю и теперь с благословением, и считаю это время лучшим временем моей жизни. Простота и смирение в братиях, везде строгий порядок и чистота, изобилие самых разнообразных цветов и благоухание их, и вообще какое-то чувство присутствия благодати, невольно заставляло забывать все, что вне обители этой. В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратности его. С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита о. Антоний, было тихое, стройное, и вместе с тем величественное и правильное, подобно которому после того и нигде уже не слыхал, за всем тем, что мне очень часто приходилось слышать самых образованнейших певчих в столицах и известнейших певцов Европы. В пении скитском слышались кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное, между тем, как в мирском пении часто отражается мир и его страсти — а это уже так обыкновенно. Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита о. Антонием? В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия.

Подобного священнослужения после этого я нигде не встречал, хотя и был во многих обителях и церквах».

Представить себе внешний и внутренний, духовный облик, обители и скита в период расцвета Оптиной можно, обратившись к стихотворению старца схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), бывшего в начале этого века начальником оптинского скита: … Наследие веков тенистый бор По сторонам ее раскинулся дремучий: В нем тишина, безмолвию простор, Свобода полная для чувств святых и дум: Лишь слышен там порой деревьев шум, Когда вершины их колеблет ветр летучий.

Ясней здесь небеса и чище их лазурь… Мирской ярем нося и скорбный совершая Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь, Сподобился я видеть отблеск рая.

Достопримечательности

Приезжая сюда, вы непременно сможете открыть для себя что-то новое, особенное. Паломничество осуществляется со всех регионов нашей страны. Тут сконцентрированы главнейшие памятник архитектуры. Исключительное, древнейшее наследие русской культуры непременно стоить увидеть своими глазами. В настоящее время проживают около сотни насельников. Окрестности тихие и наполнены таинственностью. Прекрасны в любое время года.

Святые врата

С южной части ограждения находятся Святые ворота. Это великолепное сооружение, состоящее из двух пролетов, которые оснащены полотнами из металла. Конструкция держится на двух столбах, которая украшена эффектной лепниной с элегантными цветами. В верхней точке находится карниз, обрамленный изразцами различных оттенков. Завершается возведение двумя шатрами, монтированными на восьмигранниках из бронзы. Над проектом работали суздальские зодчие зодчими Грезнов, Мамин и Шмаков. Параллельно создана сторожка, состоящая из высотки с восьмью гранями. Со временем градостроительная функция объекта исчезла. Сегодня это великолепный памятник архитектуры, который привлекает туристов из различных уголков планеты. Здесь можно почувствовать таинственную энергетическую силу минувших лет.

Лес старцев

Уютный и загадочный уголок славится большим количеством различных животных и растений. Имеет большую величественную силу. Приехав сюда, можно погрузиться в тишину, перекликающеюся с пением птиц. Это прекрасное решение для того чтобы отдохнуть от городской суеты. Посадки являются облагороженными, производится регулярный уход.

Само понятие «старчество» отличается от традиционного особыми свойствами. Дело в том, что на протяжении всей истории христианства к данной категории относились, монахи, к которым на попечение поступали молодые послушники. Кроме того, эти люди заботились о душевном состоянии мирян, обладая даром прозорливости.


Наиболее строгим постником являлся о. Моисей. Он испытывал трепетные чувства к человечеству, проявлял сострадания к грешным поступкам, умел подстраиваться к различным потребностям каждого, характеризовался поразительным смирением, не боялся тяжелых работ.

Святой источник

В деревне функционирует святой источник. Освещение выполнено в честь преподобного Пафнутия. Поблизости организована часовня из дерева, кровля которой покрыта металлом. Входы характеризуются симметричным расположением. Монтаж купола сделан на высоком барабане. В верхней точке установлен крест. В помещении хранятся священные образы. Когда-то постройка была разрушена под воздействием талых вод, но снова восстановлена.

Длительный срок участок земли находился в запущенном состоянии. В революционный период место подвергалось атакам. Но верующие люди не переставали хранить память. После возобновления православной функции сделано сооружение купальни, возродилась традиция древних крестных ходов. Ежегодно, 14 мая проводится освещение воды. Приезжая сюда, не забывайте взять с собой тару, чтобы набрать целебной жидкости.

Часовня Воскресения Христова

Это неотъемлемый элемент общего ансамбля, который был возведен в 2008 г. Строительные работы реализованы на месте где когда-то захоронены убитые священнослужители. Они когда-то в пасхальную неделю пострадали от рук недоброжелателей. Постройка является действующей и обустроена в юго-восточной зоне. Литургии организуются постоянно. Многие в трудной, жизненной ситуации приходят именно сюда.

Колокольня

Данный элемент обители заслуживает отдельного Вашего внимания. Процесс монтажа шел несколько лет. Он реализован в стиле классицизма, состоит из четырех этажей. Нижний ярус отличается наличием кубической формы. Каждый этаж плавно переходит в форму цилиндра. На завершающем шаге находится аттиковая часть, где встроена палатка для циферблата. Чуть выше установлен крест. Также прикрепляются два братских корпуса. Общая высота составляет 64 метра. На самом первом ярусе святые врата. Ранее была предусмотрена лестница. Но она подверглась разрушениям и позднее не реконструирована.

Конюшня

Отдельное помещение для лошадей сделано в 1898 году. В этот временной отрезок произошло немало значимых событий. Территория подверглась масштабным преображениям. Появилось внушительное число хозяйственных хлевов, сараев, кладовых. Угодья расширялись. Жители земли старались самостоятельно себя обеспечивать. Лошади – это уникальные животные, способные выручать в домашнем быту. За животными хорошо ухаживают, вы сможете пообщаться с ними лично.

Дом Святого Амвросия

Прогуливаясь по здешним местам, вы сможете глубже проникнуться эпизодами прочитанных книг русской литературы. Одним из памятников архитектуры является дом Амвросия. Это достаточно компактное, ухоженное, одноэтажное здание, вокруг которого выстроен деревянный забор. Снаружи стены покрыты штукатуркой, внутри выполнено всего две комнаты. Интерьер характеризуется простотой и аккуратностью. За счет большого количества окон комнаты светлые. Рядом посажены широколистные деревья, с помощью которых можно укрыться от жары.

Экономная служба

Такая служба предназначена для решения вопросов быта, обустройства паломников. Практические каждые сутки выполняется заселение приезжих. Для решения данного вопроса достаточно предъявить паспорт. Оплата является приемлемой. Один номер рассчитан примерно на восемь гостей. Более того, допускается бесплатное размещение. Взамен вам потребуется принять активное участие в хозяйственных работах. А если захочется более высококлассный сервис, то можно воспользоваться комнатой на одного человека. Стоимость разумная.

Интересные факты

Архитектурный ансамбль представлен в виде величественного белого кремля с семью башнями. Примечательно, что перед Октябрьским переворотом в нашей стране действовало около 1000 подобных творений. Однако поток богомольцев устремлялся преимущественно сюда. Известные личности нередко останавливались здесь для того чтобы отдохнуть, найти себя, творческой деятельности. Тут когда-то пребывал даже личный врач императора Николая II А.В. Казанский. Он впоследствии занимался лечением всех нуждающихся. В 1927 г побывали маршал Г.К. Жуков и Г.М. Маленков. Несколько позднее посетил края глава Совета министров СССР.

Если вы планируете приехать в Оптину, то рекомендуется посвятить своей прогулке не менее трех дней. Хотя, и этого времени может показаться недостаточным. В первые дни пребывания можно обратиться к старцам, попросить их благословения. При желании вы сможете расположиться в келье для отдыха. Интересно, что литургия здесь длится до пяти часов, возможно и дольше. На второй день многие гости предпочитают исповедаться и прочиститься. Также рекомендуется свершить увлекательную лесную прогулку. Воздух является необыкновенно свежим. Размеренная монашеская жизнь навевает покой и умиротворение. По итогам Литургии непременно загляните в сувенирную лавку для того, чтобы обзавестись памятными сувенирами. Особенно завораживает закат, образующийся над рекой.


Духовная санатория привлекает не только русских, но иностранных туристов. Поговаривают, что сюда хотела приехать известная африканская царевна со своей свитой. Она было с почетом принята и оставила немало положительных отзывов. Раньше паломники ночевали прям на полу, в обители. Матрасы расстилались прямо на полу. Сегодня век современности. Организована паломническая гостиница. Проживание вполне по карману. В праздничные месяцы – это достаточно многолюдное место. Поэтому, возьмите себе на вооружение, что возможны трудности с ночлегом. Целесообразно заблаговременно позвонить и уточнить данный вопрос.


Продуктовые магазины в поселке не предусмотрены. Периодически встречаются разнообразные палатки. Приезжие приобретают сладости, напитки, сувениры. Если вы предпочитаете определенную пищу, то предпочтительно ее привезти с собой. Правда еще есть небольшая чайная. Здесь всегда можно купить что-то вкусное – чай, пирожки, булочки. Совершая православное путешествие сюда, старайтесь придерживаться устава и относится к окружающим терпимо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]