Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь


Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Соловецкий монастырь с высоты выглядит как маленький город, окруженный водой. И действительно — внутри есть все для жизни. Рассказывают, даже подземные ходы сохранились, что не удивительно, если учитывать, как монахи многократно подвергались нападениям.

Святые ворота


Прототипом для строительства Святых ворот послужили Золотые ворота Иерусалиме. Фото: globallookpress.com

Через них вы попадете на территорию монастыря. Святые ворота венчает крест. Белые колонны подпирают купол: раньше при входе в обитель строили надвратную церковь. Вы поразитесь толщине ворот, сделанных из огромных камней. Над аркой, через которую будете проходить, висит образ Спаса Нерукотворного. Паломники останавливаются перед ним и крестятся. Женщины уже на входе надевают платки — несмотря на то, что место туристическое, действующий храм обязывает соблюдать православные каноны.

Двор монастыря

Проходите в ворота — и попадаете во двор, сразу перед вами будет Спасо-Преображенский собор. Дорожки выложены камнем. Летом зеленые ухоженные газоны и много цветов, стоит аромат роз в воздухе. Отсюда начинается экскурсия по монастырю. Но зайти и посмотреть все разрешается также самостоятельно. Вход на территорию и в здания монастыря свободный.

Спасо-Преображенский собор


Пройдя через Святые ворота вы увидите большой Спасо-Преображенский собор. Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он начал возводиться при том самом игумене Филиппе, в 1558-1566 годах. Много раз переделывался и надстраивался, так что, если сравнивать с его образом прошлых веков, вы найдете массу отличий. Для нас необычным является вход на якобы второй этаж, то есть, заходя в церковь, вы попадаете не в помещение с иконостасом и алтарем, а на нижний ярус, с которого в основной зал нужно подняться по лестнице. Здесь проводятся богослужения, работает церковная лавка, где можно купить свечи и заказать молебны. На том же этаже в отдельном зале устраиваются выставки. В 2021 году, например, экспозицию посвятили 100-летию расстрела царской семьи Романовых, члены которой впоследствии были канонизированы.

Успенский трапезный комплекс

Первые каменные строения в Соловецком мужском монастыре как раз были возведены в этом комплексе. Он строился в 1552-1557 годах. Успенская церковь изначально была деревянной — такой ее строили несколько раз, но она не пережила случившихся пожаров. Тогда и стали возводить комплекс из валуна, камня и кирпича — недалеко отсюда специально построили кирпичный завод. Сейчас в трапезной этого комплекса обедают все паломники и туристы, которые приезжают на Соловки. Здесь готовят постные блюда: рыбу, грибы, овощные супы и салаты, компоты из местных ягод, сладкую выпечку.

Никольский храм


Никольский храм (справа от колокольни) появился одним из первых на территории монастыря. Фото: globallookpress.com

Он появился одним из первых в монастыре. Известно, что Николай Чудотворец — покровитель путешественников и мореплавателей. На Соловках его особо почитают, ведь жизнь островов неразрывно связана с водой — озерами, каналами и Белым морем. Никольский храм стоит между колокольней и Троицким собором.

Колокольня

Традиционно самое высокое здание в любом монастыре — колокольня, на Соловках ее высота 50 метров. Ту, что мы наблюдаем сейчас, относят к 1777 году. В начале 20 века тут было 35 колоколов, сейчас их меньше, но ведутся реставрационные работы, привозят новые колокола. И как же красиво разливается звон по всему монастырю и его окрестностям, когда в них бьют звонари.

Монастырская тюрьма

Сюда вы попадете с экскурсией. Гид проведет внутрь, где вы увидите крошечные помещения, в которых содержались заключенные монахи, а также расскажет о судьбе графа Петра Толстого.

Дело в том, что в определенный период Толстой и его некогда друг Петр Меншиков разошлись во взглядах — кто должен стать преемником Екатерины I. Мнение Меншикова взяло верх, а Толстого по “политическим соображениям” приговорили к смертной казни. Ему было 82 года. Казнь через некоторое время заменили пожизненным заключением, осужденного отправили в соловецкую тюрьму. Толстого лишили графского титула, а следом за ним на Соловки отправили и его сына Ивана.

Петр Толстой продержался в заключении полтора года и умер, когда ему было 84. Его сына не стало за восемь месяцев до этого.


Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.


С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.


Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVI-ХVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

Фотографии

Соловецкий монастырь неразрывно связан с историей нашей страны, со становлением и возрождением Православия в России. Фото монастыря, его Храмов, скитов и пустыней можно найти в исторических и архитектурных справочниках, в православной литературе, в интернете.

Сохранились фото различных лет: от дореволюционных карточек и до снимков современного монастыря. Также остались изображения Соловков во время Великой Отечественной войны, когда на территории монастыря действовала школа Соловецких юнг.

Возрождение монастыря

В 1967 году на острове был создан Соловецкий музей-заповедник, позже преобразованный в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В 1988 году организуется церковный приход, а в следующем году иеромонах Герман освятил часовню святителя Филиппа, это был первый возрожденный храм Соловецкого монастыря.

В октябре 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря.

Соловецкий монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России. С 1992 года комплекс памятников архитектуры Соловецкого музея-заповедника внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соловецкий монастырь при игумене Федоре

Строительство храмов

В 1548 году, когда игуменом обители становится Филипп Колычев (в миру Феодор), Соловецкий монастырь преобразился. На острове семьдесят два озёра были соединены каналами, появились мельницы, сооружены новые хозяйственные постройки, в том числе так называемое Сушило. Игумен Филипп проявил себя как отличный хозяйственник: владения монастыря расширились, хозяйство увеличилось, и в тоже время обитель становится духовным и культурным центром Северного Поморья.

Взамен деревянных были сооружены каменные Успенский и Преображенский соборы, а для братии построены двух- и трёхэтажные кельи.

В 1566 году Филиппу на соборе епископов предложили принять митрополичий сан и он согласился при условии, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава. Но царь Иоанн Васильевич считал, что опричнина необходима для царя и для царства.

Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными — в Москве в это время не было жестоких расправ.

Ссылка и смерть Филиппа

В 1568 году, возвратившись из неудачного похода на Литву, Иван IV учинил расправу над недругами-боярами. Митрополит Филипп встал на защиту невинно осужденных и пострадавших от произвола царя и заклинал его Страшным Судом Христовым. Царь разгневался и решил расправиться со святителем.

Нашлись клеветники и по ложному обвинению церковный суд осудил Филиппа на извержение сана и заточение в монастыре. По приказу царя 8 ноября 1568 года опричники посадили Святого Филиппа на дровни и вывезли из Кремля, ругаясь и, ударяя его метлами.

В декабре 1569 года святитель был убит в Тверском монастыре от рук опричника Малюты Скуратова.

Поклонные кресты

Памятный крест, вырезанный насельником Свято-Вознесенского скита иноком Диодором в честь святых Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев, установлен на Большом Соловецком острове в шести верстах от Соловецкого монастыря по дороге в Исаакиевский скит, на месте часовни в честь Антония и Феодосия, что была в числе утраченных в лагерное время. В этой маленькой деревянной часовенке, построенной в конце XVIII века, долгое время сохранялся резной крест работы XVII века.

Всего Соловецким монастырем в конце XX — начале XXI века установлено около 20 крестов. По словам наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), «кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест».

Также летом Товариществом северного мореходства в бухте Благополучия на каменной луде Сельдяного мыса установлен 8-метровый православный крест, существовавший ещё до 1917 года и служивший своеобразным маяком. Также по инициативе товарищества в 2002 году был установлен памятный крест на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни на Соловецких островах.

Летом 2007 года был организован речной крестный ход «Крестный путь: Соловки — Бутово» с перенесением с Соловков в Бутово Большого Поклонного Креста, приуроченный к 70-летней годовщине начала массовых репрессий 1937—1938 гг.

Строительство оборонительных сооружений

Обитель располагалась на острове, вдали от жилищ и не было большой необходимости в защитных сооружениях, поэтому монастырь имел лишь легкую деревянную ограду.

Во время Ливонской войны в 1571 году, когда рядом с островами появились шведские корабли, по просьбе монастырских властей, Иван Грозный принял решение о строительстве деревянной крепости.

Прибывший на остров отряд стрельцов и пушкарей возвел несколько боевых башен и ограждение из высоких заостренных бревен.

В 1582 году взамен деревянной крепости начинается строительство каменных сооружений. Строительные работы проходили в течение четырнадцати лет и в 1596 году сооружение каменной крепости, ставшей одной из самых мощных в Московском государстве, было завершено.

Стены и башни были сооружены из валунов с использованием кирпича и извести. Глядя на огромные булыжники, трудно представить себе, как в то время, когда еще не было строительной техники, из таких громадных валунов, строили крепость.

Самыми мощными стены были с южной и северной стороны, там, где была возможность подойти к крепости с суши. Ширина стен здесь достигала шести метров, а высота — 11 метров, башни в этой части располагались достаточно плотно и выступали вперед относительно линии стен для более удобного обстрела противника.

Стены были двухярусными и имели помещения для хранения оружия. В оборонительную систему вошли и некоторые хозяйственные помещения, а кроме того, крепость оснастили большим количеством орудия.

Руководил строительством постриженик Николо-Карельского монастыря, соловецкий монах Трифон, в миру Терентий Кологривов, также ему помогал житель Вологды зодчий Иван Михайлов.

Укрепление крепости было своевременным. В смутное время шведские корабли появились рядом с островами, но не напали на обитель.

Скиты, пустыни, подворья

Помимо собственно монастыря, существует (существовали) несколько скитов, пустыней, подворий, приписанных к Соловецкой обители, находящихся как на самих Соловецких островах, так и вне их.

  • Большой Соловецкий остров: Вознесенский скит
  • Исааковская пустынь
  • Макариевская пустынь
  • Савватиевский скит
  • Старая Сосновая пустынь
  • Филипповская пустынь
  • Анзерский остров:
      Голгофо-Распятский скит
  • Елеазарова пустынь
  • Троицкий анзерский скит
  • Большая Муксалма:
      Сергиевский скит
  • Большой Заяцкий остров:
      Андреевский скит
  • Другие
      Железная пустынь — железоделательный оружейный завод, принадлежащий монастырю, действовавший в XVI—XVIII веках в Корельском уезде, основанный по указанию игумена Соловецкого монастыря Филиппа.
  • Николаевский скит — скит Соловецкого монастыря, существовавший в начале XX века на острове Кондостров.
  • Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь — мужской монастырь на берегу Москвы-реки в селе Фаустово Воскресенского района Московской области, на протяжении последних 300 с лишним лет приписан к Соловецкому монастырю.
  • Соловецкое подворье в Москве
  • Соловецкое подворье в Архангельске
  • Соловецкое подворье в Кеми
  • Сумский острог — укреплённое поселение в Карельском берегу Белого моря, в XV—XVIII веках — владение Соловецкого монастыря.
  • Соловецкое восстание

    В 1657 году из Москвы в обитель были посланы новые церковные богослужебные книги. Совет соборных старцев принял решение запечатать эти книги в монастырской казённой палате, а богослужение проводить по старым книгам.

    С 1658 по 1668 год монахи написали царю пять челобитных, в которых защищали старые обычаи. Монашеская братия не поддержала изменение обрядов, не приняла исправления церковных книг и Соловецкий монастырь оставался важным центром старообрядческого движения. В одной из челобитных монашеская братия писала: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие».

    Московские власти послали на Соловки своего игумена Иосифа, поддерживающего реформы, но он был изгнан из обители, а настоятелем монастыря был избран архимандрит Никанор. В ответ на этот вызов, Большой Московский собор осудил старообрядчество.

    Соловецкий монастырь пользовался большим авторитетом и царь Алексей Михайлович долгое время не пытался усмирить обитель силой.

    Первый отряд стрельцов во главе с воеводой Волоховым был направлен к крепости в 1668 году с целью взять ее голодной блокадой. Но покорности от монахов стрельцы так и не дождались.

    Следующий отряд под руководством Иевлева подошел к обители спустя два года, он также не штурмовал крепость, но монахи не сдавались, продолжая отстаивать монастырь.

    В обители, на случай войны со Швецией, заранее были собраны большие запасы продовольствия и боеприпасов, достаточных, чтобы продержаться более восьми лет.

    В 1670 году началась перестрелка, а с 1673 года в монастыре были прекращены моления за государя.

    Расправа над восставшими

    В 1674 году царь направил на Соловки третьего воеводу, Ивана Мещеринова с приказом приступить к осаде и действовать более решительно. Защитники крепости отлично владели оружием, кроме того, их поддерживали местные рыбаки и крестьяне.

    Осада продолжалась восемь лет, за это время монахи построили еще несколько фортификационных укреплений, а некоторые стрельцы перешли на сторону иноков.

    Однако, нашелся предатель, указавший на заложенное кирпичом окно, через которое можно проникнуть в крепость. Ночью 22 января 1676 года, вблизи Белой башни, царские войска вошли в укрепление, открыли ворота и началась жестокая расправа. Около 30 монахов, в том числе архимандрит Никанор были казнены на месте, многие были убиты позднее. Оставшиеся в живых монахи были разосланы по другим монастырям.

    Соловецкий монастырь — основание

    Монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти уединенное место для молитв и раздумий. Он много раз слышал о необитаемых островах в Белом море и отправился на Соловки.

    Остановившись у реки Выги, он встретил инока Германа, служившего в одной из часовен. Вместе они перебрались на лодке на берег Соловецкого острова у губы Паламановой.

    В красивом месте, там, где сейчас расположен Савватиевский скит, они поставили деревянный крест и соорудили кельи. Так, в 1429 году началась история знаменитого Соловецкого монастыря.

    Шесть лет Савватий и Герман провели в труде и непрестанной молитве. Жизнь на севере была тяжелой — здесь не росли ни пшеница, ни рожь, питались монахи рыбой и ягодами, грибами и травами.

    После смерти Савватия в 1435 году Герман привел на остров молодого инока Зосиму. В первую же ночь к Зосиму пришло видение — чудесный храм. В том месте, где он увидел его, отшельники срубили церковь во имя Преображения Господня.

    Прослышав о Германе и Зосиме, в необжитый, суровый и красивый край прибывали другие жители. Вскоре новгородский архиепископ Иона дал благословение на создание обители и 1436 год стал датой основания монастыря.

    Первый ее игумен, направленный из Новгорода, не выдержал тяжелых условий севера и покинул остров. Тогда преподобный Зосима стал настоятелем обители и духовным наставником братии. Он руководил монастырем вплоть до своей кончины, а умер он в 1478 году в Антониевом монастыре Великого Новгорода.

    В XV веке обитель была бедной, все ее постройки строились из дерева, а жизнь иноков в суровом северном крае была тяжелой.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]