Церковь Смоленской иконы Божией Матери возникла, несмотря на то, что в годы правления Екатерины II существовал запрет на строительство новых храмов. Эта необычная бело-розовая церковь по сей день действует в г. Орёл. Она выделяется на фоне архитектуры города, кажется каким-то драгоценным камнем или экзотическим цветком среди окружающей его зелени. Познакомимся ближе с её историей.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери | |
Страна | Россия |
Город | Орел |
Год основания | 1767 |
Сайт | odigitriya-hram.ru |
Настоятель | протоиерей Николай Шумских |
Первая церковь существовала с 1767 года по 40-е годы XX века
Смоленская церковь появилась здесь в 1767 году. Её главная функция — противостоять раскольникам в окрестностях г. Орёл и вести там миссию среди старообрядцев. Чтобы получить разрешение на строительство церкви, пришлось подавать прошение на имя Екатерины II.
Императрица разрешила строительство. Церковь расположили в центре Стрелецкой слободы. Этого названия ныне уже нет на карте. На самом деле, и в прежние века это не было конкретное место.
Дело в том, что город развивался и расширялся, а окружающие его слободы переносили всё дальше, где отстраивали заново, с тем же названием.
Владел землёй, на которой установили церковь, однодворческий крестьянин по имени Иван Чепахин.
Строительство возглавил староста Иван Еленин, а финансировали его пожертвованиями.
О внешнем виде первой церкви мы знаем несколько деталей:
Алтарь. Его ориентировали на Восток — так того требовала православная традиция.
Колокольня. Земли однодворческого крестьянина оказалось достаточно для её сооружения.
Сад. В том месте, где он был расположен, возведёна нынешняя церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Престолы. Их было три:
- Смоленской иконы Божией Матери;
- Дмитрия Солунского;
- Нерукотворного Образа.
Здание постепенно достраивали и расширяли.
В 1777 году начали проводить богослужения.
Это сооружение разрушили в начале 40-х годов XX века, ещё до войны. Затем переключились на колокольню и разобрали её в 1951 году. На её месте возвели кинотеатр «Комсомольский».
Он стоял до 1995 года, но потом здание забросили. Впоследствии его попытались перестроить, но затея ничем не завершилась. И теперь на месте колокольни расположен недострой.
Некогда здесь высилась колокольня, потом работал кинотеатр, а теперь стоит недостроенное здание
Вторая церковь завершена в 1889 году, но в 1938 году она перестала действовать
Параллельно с перестройкой старого храма почти сорок лет возводили новый. Инициатором этой затеи стал купец Иван Серебрянников.
В 1852 году обнародовали его завещание, в котором купец выделял крупную сумму и регулярные проценты на строительство нового храма в честь иконы Смоленской Божией Матери.
Новую церковь построили в саду старой.
Уже через четыре года появился готовый проект, а в 1857 году заложили фундамент.
Второй храм возвели в 1889 году. Его колокольню достроили лишь через девять лет.
Здесь действовала школа для бедного населения.
В церкви хранились две святые иконы:
- мученика Мины Александрийского;
- Смоленской Божией Матери.
1938 год прервал деятельность церкви.
Престольные праздники[править]
Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Смоленская
— 10 августа
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель
— 22 мая, 19 декабря
Илия Фесвитянин, пророк
— (22 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных; 2 августа)
Михаил, Архистратиг
— 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)
Церковь возродили в 1998 году
Во время Второй мировой войны здание превратили в бомбоубежище, через тринадцать лет уничтожили колокольню, а в церкви устроили хлебный завод. Он действовал до 1995 года.
Сменились времена, русскую православную Церковь более не притесняли. С 1994-го начался диалог с властью о возвращении храма, а через год уже запустили реставрационные работы.
Роспись церкви Смоленской иконы Божией Матери (г. Орёл)
В том же году верующие совершили крестный ход, который ознаменовал возобновление деятельности Церкви.
В 1998 году в храме был освящён алтарь Нерукотворного Спаса. На следующий год самые главные работы ведутся на «макушке» здания: устанавливают новый крест и покрывают позолотой центральный купол, который символизирует царствующего Иисуса Христа.
До 1995 года в церкви располагался хлебозавод.
В 2021 году храм получил в дар икону князя Владимира со страстотерпцами Борисом и Глебом. В конце того же года митрополит Орловский и Олховский Антоний провёл божественную литургию и Великое освящение церкви Смоленской иконы Божией Матери.
Современное состояние[править]
К церкви приписана часовня блаженной Ксении Петербургской
.
Архитектура[править]
Церковь построена в стиле раннего русского классицизма. Это прямоугольное в плане здание с двухъярусной колокольней, покрашенное в голубой цвет. С западной стороны к церкви примыкает трапезная. Над входом возвышается двухъярусная колокольня, увенчанная серым шпилем с крестом, в обоих ярусах которой располагаются звонницы. Стена второго яруса декорирована коринфскими пилястрами. Каждая грань яруса завершена треугольным фронтоном. Храм увенчан низким куполом серого цвета, расположенным на низком барабане с арочными окнами византийского стиля. Купол завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом.
С момента возрождения в церкви служили четыре настоятеля
Митрофорный протоиерей Николай (Коваленко) (1995 — 2008 гг.)
Настоятель церкви протоиерей Николай (Коваленко)
Николай Иванович Коваленко родом из Караганды. Его молодость пришлась на время гонений верующих людей, так что даже крещение будущий батюшка принял тайно.
К Богу Николай Иванович пришёл рано. Ещё в пять лет он прислуживал в церкви, а в двадцать семь понял, что пора действовать решительно и встать на путь священника.
Николай отучился в духовной семинарии и стал постепенно накапливать опыт служения.
Сперва он был священником в родном Казахстане, но затем перебрался в г. Орёл.
В 1995 году он участвовал в возрождении церкви Смоленской иконы Божией Матери. Это была сложная деятельность, практически подвиг. Затем батюшке поручили стать настоятелем этого храма.
1995
в этом году протоиерей Николай активно занимался возрождением церкви Смоленской иконы Богоматери
В 2004 году отец Николай удостоен права ношения митры — высшей церковной награды для человека его сана.
В 2008 году протоиерей покинул пост настоятеля. Сейчас он служит в храме Александра Невского.
Иерей Иннокентий (Нилов) (2008 — 2011 гг.)
Иерей Иннокентий Нилов — настоятель церкви с 2008 по 2011
Владимир Викторович Нилов — уроженец Орла. Через два года после школы он поступил в Московскую духовную семинарию. Свою деятельность в церкви он начал в 2002 году как чтец и певец. На тот момент он уже два года учился в Московской духовной академии, затем пошёл в аспирантуру.
Параллельно с этим он — певчий в хоре Сретенского мужского монастыря (г.Москва).
В 2007 году его рукоположили в пресвитера и зачислили в штат храма Иверской иконы Божией Матери.
2007
в этом году Владимира рукоположили в пресвитера и зачислили в штат Иверского храма
Через год Владимир Викторович председательствует в издательском отделе Орловско-Ливенской епархии. В том же году он — ключарь Орловского кафедрального собора Смоленской иконы Божией Матери.
Впоследствии исполняет обязанности настоятеля и служит благочинным Орловского округа.
В 2011 году его постригают в монахи и нарекают Иннокентием. Сегодня батюшка служит в Красноярске, где он:
- наместник Свято-Успенского мужского монастыря;
- ключарь Благовещенского собора;
- благочинный округа.
Митрофорный протоиерей Александр (Прищепа) (2012 — 2013 гг.)
Предпоследний настоятель церкви, протоиерей Александр
Александр Васильевич Прищепа получил педагогическое образование и работал по специальности. Женат, имеет двоих детей. В 1995 году его рукоположили в сан диакона, и в том же году — в священника.
Затем отец Александр выполнял обязанности настоятеля Свято-Покровского храма в селе Бронное. Впоследствии он стал настоятелем Свято Косьма-Демьянского храма (г. Корца).С 1997 служил в Орле, в Свято-Ильинском храме и параллельно учится в Киевской духовной семинарии.
С 2000 по 2004 его направили в Ливны, в то же время он окончил Духовную академию. В 2011 его назначили настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери, а также местным благочинным. С 2013 года он — настоятель Орловского Свято-Богоявленского храма.
Протоиерей Николай (Шумских) (2013 — по сей день)
Нынешний настоятель церкви, протоиерей Николай (Шумских)
Шумских Николай Дмитриевич — уроженец Харьковской области. В 1983 году он — практикант в местном Вознесенском храме, а затем, по 1990 год, — в Харьковском Благовещенском соборе.
После было два года военной службы.
С 1992 года Николай Дмитриевич — иподиакон.
Через год он поступил в Московскую Духовную семинарию, за время учёбы в которой женился и которую закончил в 1997 году. Служил дьяконом в Троице-Сергиевой Лавре.
После учёбы зачислен в штат Иверского храма (г. Орёл). В 2006 году его возвели в сан протоиерея. С 2008 по 2010 отец Николай выполнял обязанности настоятеля Свято-Никольского храма.
В 2013 году назначен настоятелем церкви Смоленской иконы Божией Матери.
На сайте церкви можно почитать об её истории, об азах православия и о многом другом
У церкви Смоленской иконы Божией Матери есть официальный сайт.
Официальный сайт церкви Смоленской иконы Божией Матери
На нём можно ознакомиться с расписанием богослужений.
Обычно храм открыт в будни: с 7:30 до 18:30
- 8:00 — Божественная литургия;
- 17:00 — вечернее богослужение.
По воскресениям и двунадесятым праздникам церковь открывается раньше — с 6:30.
- 7:00 — ранняя Божественная литургия;
- 9:30 — поздняя Божественная литургия;
- 17:00 — вечернее богослужение.
Также на сайте можно ознакомиться с биографиями настоятелей церкви и её историей. На регулярной основе выходят материалы об азах православия.
Любой желающий может священнику через специальную форму обратной связи, либо обратиться к руководству храма:
- по электронной почте: ;
- по телефону +7 (4862) 590431.
Адрес: 302026, Орёл, Орловская обл., ул. Нормандия-Неман, 27.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери на карте.
Социальная работа храма
Социальная деятельность в районе курируется настоятелем храма Смоленской иконы Богородицы.
Под опекой прихожан находится московская детская инфекционная больница, они собирают пожертвования для приобретения медицинских препаратов и средств гигиены для малышей. Настоятель храма со священниками проводят раз в месяц обряд Крещения младенцев прямо в больнице.
Важно! Под духовным опекунством центра социального обслуживания находятся ветераны кино, солдаты воинских частей, сотрудники детских домов. Прихожане поддерживают духовной литературой осужденных исправительных колоний.
Престарелые и немощные люди здесь нашли приют, где их оденут и накормят. В воскресной школе идут занятия как для детей, так и для взрослых. С 11.00 утра и до вечера. 19.00 все желающие могут посетить церковную библиотеку.
В Орловской области есть похожая церковь с таким же названием
Чтобы не запутаться, стоит помнить, что расположен Смоленский храм в Орле, а не в его окрестностях. Дело в том, что в Орловской области есть ещё один храм с точно таким же названием — Церковь Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия» в селе Жерино, что в Ливенском районе.
Это очень старое сооружение, его построили в 1792 году! И эта церковь действительно напоминает Орловскую силуэтом, но находится в ужасном состоянии.
Конечно, здание периодически реставрировали. Ближе к концу XIX века в нём полностью переделали трапезную, чтобы установить там тёплый предел святого Дмитрия Солунского.
Церковь Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия» в селе Жерино
От колокольни, расположенной с западной стороны церкви, уже ничего не осталось. Как и от ограды, которую соорудили в начале XX века из камня и железа.
Эту церковь постигла печальная участь многих церквей, существовавших при советской власти. В 1930 году её превратили в склад зерна.
Намного позднее её также использовали для хозяйственных нужд — под мельницу и зернохранилище, но в 2014 году решили реставрировать.
2014
в этом году принимается решение о реставрации церкви Одигитрия в селе Жерино
Тем более, что эхо того далёкого, первого храма не уничтожено большевиками: кое-где сохранилась штукатурка и лики святых.
Согласно информации из сети, у храма есть настоятель Николай Шульдешов, который проводит богослужения каждую вторую субботу ежемесячно.
Скорее, этот дневник для тех, кто собирается посетить Санкт-Петербург. Это подсказка, как добраться до могилки святой блаженной Ксении на Смоленском кладбище.
Первой задачей поставьте для себя разобраться, какой из питерских островов называется Васильевским. Это самое простое в предстоящем вашем маршруте. «Васька» — самый большой остров. Наилучшим ориентиром вам будет почти одноимённое название станции метро — Василеостровская. Вот на неё и устремите свой взор, ибо так будет проще. Красной стрелочкой я нарисовал один из вариантов пешего пути.
Подходя к Смоленскому православному кладбищу, по правую руку от вас будет красивый величественный Храм Воскресения Христова. Там сегодня пока ещё ведутся строительные работы (возможно, реставрационные, отделочные и т.п.). Далее за входом — голубого небесного цвета Храм Смоленской иконы Божией Матери. Именно ему хотелось бы сейчас уделить больше внимания, поскольку многие паломники бегом бегут к могилке Ксении, а не к той церкви, куда святая блаженная втихаря по ночам таскала кирпичики.
По сей день неведомы современникам даты рождения и смерти Ксении Григорьевны Петровой. Известно лишь, что вдовой она стала в 26 лет, а муж был певчим. Не думаю, что это очень важно, но в одних источниках я читал, что пел он в церковном хоре, а другие утверждают, что в чине полковника состоял он в хоре императрицы Елизаветы I. Это более похоже на правду, т.к. елизаветинский хор был знаменит, и за участие в нём певчие получали немыслимые по тем временам моральные и материальные вознаграждения.
Итак, если известно, что Смоленская церковь вместо деревянной стала каменной по указу 1783 года, если к этому времени прошло более 20 лет со дня смерти императрицы Елизаветы Петровны, можно предположить, что Ксении Петровой в то время было порядка 50-60 лет.
Не так давно в запасниках Эрмитажа был обнаружен ее масляный портрет. Однако его сопровождает маленькое осторожное уточнение: портрет ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ.
Портрет этот в 1930 году был привезен в Эрмитаж со Смоленского кладбища. Следы воска и копоти свидетельствовали о его почитании прихожанами. Анализ грунта показал, что картина была написана в конце XVIII или в начале XIX века. Очистка более поздних слоев показала, что изначально у изображенной женщины были короткие седые волосы, и всё это подтверждает легенду о том, что Ксения переоделась в мужской костюм и называлась людям именем умершего мужа.
Вернемся же к Смоленской церкви. Строилась она протоиереем Георгием Петровичем Петровым. Здесь он прослужил 42 года. И вот уж не знаю — случайность ли или есть тут какая-то взаимосвязь — Ксения была Петрова, и батюшка — тоже Петров. Понятно, что Ивановых-Петровых-Сидоровых в России-матушке числа не счесть, но… Но почему-то кажется, что данное совпадение не совсем, чтобы было случайным.
На северной стороне храма есть мемориальная доска с эпитафией. В возрасте 84 года протоиерей Георгий Петров завершил земной путь. Его останки покоятся под алтарём придела Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Безусловно, о том, что на Смоленское кладбище ходит местная юродивая, батюшка ведал, ибо сей факт утаить в те времена было невозможно. Почему Ксения ходила именно сюда? Ответ на поверхности — здесь похоронен её муж. Зачем же ещё? Стало быть, настоятель Смоленского прихода ведал, где могила полковника Петрова. Выходит, что когда Ксения скончалась, похоронили её рядышком с супругом. Конечно, это всего лишь неподтверждённое предположение, но, согласитесь, оно имеет право быть.
Блаженную Ксению люди просят о разном. Например, на прошлой неделе моя родственница просила об исцелении своего отца. Когда полтора года назад у меня были проблемы с работой, я приехал сюда, и вуаля — работа у меня сегодня супер, полтора года абсолютной уверенности в завтрашнем дне! Утверждают, что заступничество Ксении перед Господом помогает в решении семейных вопросов.
Когда-то, утверждает легенда, молодая девушка попросила Ксению помочь в поиске суженого. «Иди на Смоленское кладбище, там твой муж свою жену хоронит», — таковы были слова в ответ. И правда, девушка пошла и встретила там вдовца, с которым в последствии обвенчалась и, как говорят, жила потом долго и счастливо.
Настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери является протоиерей Виктор Александрович Московский. Одного раза лично мне было достаточно, чтобы ощутить, что во время проведения им службы ощущаешь необыкновенную благодать и блаженство. Не знаю, какие механизмы воздействуют на психику и подсознание — то ли его голос, то ли нечто неуловимое и тонкое — чувствуешь твою индивидуальную взаимосвязь с миром огромным и неведомым для простого понимания, миром верующих, миром под сенью Господа, Им хранимым, защищаемым и оберегаемым.
Приходилось мне слышать утверждения, что здесь находится оригинал Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), но это не так. В Смоленской церкви только её список. Насколько знают верующие, нет никакой разницы между оригиналом и копией, ибо и то, и иное — всего лишь образ. Именно образ помогает! А ещё важнее — ваша вера!
Ценность этого списка в том, что согласно предания, оригинал был создан Евангелистом Лукой. Стало быть, паломникам имеет смысл посетить Смоленскую церковь на Васильевском острове. Помогает этот образ в защите от болезней, от семейных неурядиц, оберегает от ссор, конфликтов, а особенно в войнах. У нас с Настей дома «Одигитрия» (Казанская) стоит рядышком с иконой Христа, и наверняка потому в семье лад, любовь и согласие.
Насколько я понял из чтения, образ Смоленской иконы здесь скорее потому, что первыми были захоронены на Смоленском кладбище умершие представители первых строителей Петербурга — рабочие смоленской артели. Речка Смоленка тогда именовалась Чёрной, а остров ещё не был Васильевским (назван так в честь подвижника Петра I поручика Василия Кормчина), а был и Княжеским, и Меншиковским, и Новопреображенским, и просто Преображенским… Императором Петром в 1706 году будущее кладбище было утверждено под увеселительный публичный сад, разбивку которого царь поручил Меншикову. Через 12 лет Петр I пожелал посмотреть на результаты, но увидел вовсе не то, что ожидал. Конечно же, его друг денежку своровал, а выделенную землю пустил под постройки домов и для кладбища.
Из Смоленска сначала пригнали сюда 148 тысяч рабочих. Пригнать-то пригнали, а инструментов не дали. Люди рыли каналы, строили город голыми руками. Потому и гибли по причине голода, цинги и вирусных болезней. Потом пригнали новую партию трудяг — 40 тысяч. Мор продолжался. Потому и верно утверждение, что Петербург стоит на человеческих костях. И только потом уже рабочих стали пригонять в столицу «вахтовым» методом. Конкретно, из Смоленска ежегодно по 15 тысяч человек.
По сей день некоторые утверждают, что это не так. Мол, всех первых умерших строителей хоронили близ Сампсониевской церкви. В таком случае, извиняюсь, если первое сооружение там появилось в 1710 году, то где же хоронили людей с 1703 года? Или никто за семь лет не умер?
К чему эти уточнения? — спросите вы. А дело в том, что в годы жизни Блаженной Ксении хоронить на Смоленском кладбище запросто всякого уже было недозволено. Насколько мы знаем, у Святой денежек на погребение не было. Стало быть, разрешение похоронить её именно здесь протоиереем Петровым было неспроста. Как было высказано выше моё предположение, одним из мотивов было положить её рядышком с мужем (что, повторяю, не подтверждается исторически). Более веской причиной, скорее, было почитание её людьми. Спрашивается, мог батюшка взять да и сказать, дескать, ничего не знаю, давайте поступим согласно указаний свыше? Мог! Тем не менее, Ксению похоронили именно здесь. Впрочем, кто-то мог и профинансировать её погребение, но это ещё раз доказывает то, что обладала Ксеньюшка-странница доброй славой. Кстати, нетрудно заметить, что часовня над её могилой стоит не так уж и далеко от Смоленской церкви. По указам Синода тех лет землю для захоронений неподалеку от храмов выделяли далеко не каждому!
В то время в Смоленской церкви было два придела: Архистратига Михаила и Смоленской Иконы. Именовался храм Михаило-Архангельским. Был он беден, но необходим. Отпевали здесь бедняков. Очень много было отпето детей, умерших от оспы. Потому и называли ещё эту церковь «оспенной». Денег на строительство церкви никто не выделял. Уж через что только не пришлось пройти батюшке Петрову — взывал к богачам с просьбами помочь, ведь средства нужны были и на материалы, и на то, чтобы прокормить рабочих. Вот тут и становится понятным его отношение к Ксеньюшке, которая приносила копеечки для будущего храма. Стало быть, смотреть на нынешний храм следует и как на плод её жизни — в нём и её копеечки, и кирпичики, столь дефицитные для того времени.
Кто-то в Житие Блаженной Ксении видит её верность мужу, называя её судьбу примером настоящей любви. Кто-то чтит прозорливость святой, её дар предсказывать судьбы «эзоповым» языком юродивых. Кто-то отмечает то, что отдала она себя во власть Божью, и за эту любовь вознаграждена была настолько, что и по сей день способна своими дарами делиться со всяким, кто к ней с просьбой обратится. Кому как, а мне же видится её святость как раз в том, что помогала она Невесте Христовой — Православной нашей церкви. Вот, присмотритесь-ка! Ксения стоит на фоне того храма, о котором сейчас этот дневник.
Стало быть, Богу угождать каждый из нас может и тем, что поможет Церкви. Когда я слышу, что у кого-то Бог в душе, то так и хочется ответить: а Богу-то хочется иметь более широкое пространство, зачем же ты его запираешь в себе, почто узурпируешь? Понимаешь ли, что не Бог для тебя, а ты — для Бога! Чувствуешь ли разницу?
Да, протоиерей Петров сделал для Смоленской церкви почти невозможное — поднял и обеспечил. Однако в воспоминаниях он остался деспотичным и горделивым попом. А в записях его сохранилось начертанная его рукой цитата Апостола Павла: «Трудивыйся да ясть, а не трудивыйся да не ясть». Сам он, в дни когда не смог найти для строительства храма ни копейки, постился. И подчинение у него было не столь примерным — дьячки и певчие, другие служители — были из числа тех, кого на кладбище отправили из-за неуживчивости в других местах. Впрочем, это уже совершенно другая история, подробности которой лучше бы оставить за пределами нашей «Азбуки». Если кому интересно, вот ссылочка на репринт (читать как электронную книгу): ссылка
Предположительно высчитывая годы жизни Блаженной Ксении, исследователи утвердились в том, что умерла она не позже 1806 года. То есть, до Отечественной войны 1812 года, до страшного наводнения 1824 года. И вот здесь есть кое-какая значимая деталь. Дело вот в чём. Сегодня неподалеку от её часовни стоит часовня Св. Троицы.
Мемориальная доска на часовне гласит, что храм был освящен в 1831 году. Я нашёл источники, которые утверждают, что до постройки на этом месте каменного храма здесь стоял деревянный, разобранный после наводнения 1824 года, вышеупомянутый храм Архистратига Михаила. Стало быть, Блаженная Ксения была похоронена возле него. Значит это, что её почитали при жизни даже более того, как мне изначально казалось! А ещё это значит, что её могилу после наводнения было не так трудно найти, но некоторые скептики-атеисты и сейчас кричат, мол, не там она! Там!
Наводнение было страшным. Над Смоленским кладбищем вода поднялась на 10 футов, то есть более чем на 3 метра. Ноябрь. Холодно. Штормовые волны. Могильные холмики смывало. Деревья вырывало с корнями. Кресты с надгробий уносило так, что потом на Выборгской стороне ими три месяца топили морской госпиталь. В подвале кладбищенской богадельни утонули три старушки. Нисколько не исключаю, что в этой богадельне и Блаженная Ксения могла находить иногда приют, хотя есть утверждения, что бродила она по соседнему острову — на Петроградской стороне, неподалеку от церкви Святого Апостола Матфея, разрушенной безбожной советской властью. Осталось лишь напоминание — Матвеевский сад, да и то оно было возвращено взамен Калининского (тьфу!) сада. Ссылка
Потому и неизвестны годы жизни и Ксении Григорьевны, и мужа её Андрея Фёдоровича, что документы (церковные метрики) были уничтожены наводнениями 1777 и 1824 годов.
*
Смоленское кладбище на Васильевском острове. Там же на Стрелке — символ Петербурга — Ростральные колонны. На картинке по ним видно, насколько поднялась тогда вода.
Так вот, когда строился Храм Святой Живоначальной Троицы, параллельно воздвиглась и часовня над могилкой Ксении — в 1830 году, то есть — после страшного наводнения. Это ещё одно доказательство того, что уверенность в её святости у людей была сразу же после завершения ею земного пути. Ту часовню, что мы видим сегодня, построили в 1902 году.
С приходом к власти большевиков часовню закрыли. Но недолго стояла она, защищённая забвением и тишиной. В 1957 году в часовне открыли сапожную мастерскую. Певчая Смоленского храма Марфа вспоминает: «Могилу Ксении замуровали, и именно на этом месте работали сапожники. Но Господь поругаем не бывает: ни одного гвоздика не дала им вбить Христова Угодница — всё валилось из рук». Тогда решили наладить здесь отливку гипсовых статуй. Но и из этого ничего не вышло. Бывало, запрут мастера часовню крепко-накрепко, а утром… вместо скульптур обломки валяются. Наконец в 1983 году часовня была возвращена верующим, и после реставрации в 1987 году освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием — будущим Патриархом Алексием II.
Уже к середине XIX века Смоленское кладбище было крупнейшим в городе. За весь дореволюционный период существования кладбища число погребённых достигло примерно 700-800 тысяч. И потом прибавлялось — хоронили здесь и блокадников. Представляете? Вот вы пришли на это кладбище, а здесь — МИЛЛИОН!
Через год после революции Смоленскую церковь лишили всех средств, а все метрические книги и документы по захоронениям до 1918 года были изъяты. Воскресенская церковь, у входа на кладбище, была закрыта и в 1930 году переделана под общежитие. А каменную Троицкую церковь и вовсе снесли в 1932 году. Сохранилась только Смоленская церковь — недаром строить её Ксения помогала!
В 1920 году Смоленскую церковь отдали обновленцам. Не так это, конечно, хорошо, но именно это позволило сохранить храм, который всё же в 1940 году закрыли, а в 1946-м вернули. И это был единственный действующий тогда храм на Васильевском острове.
Смоленское кладбище — непростое место. Вот, к примеру, первая могила Александра Блока. Да-да, того самого, который в своих стихах второй раз распял Иисуса Христа, но который успел до смерти пожалеть об этом, разочаровавшись в идеалах революции. Он отрёкся от своей поэмы «Двенадцать», но было уже поздно. Вот такая судьба: «Воспой революцию, и она тебя убьёт!» Блок умер от голода. Как хочется этот пример показать многим бунтарям и революционерам, да жалко, что те, кому оно полезно будет, этот дневник не прочтут. Кстати, утверждается, что тело Блока осталось здесь, а на Литераторские мостки Волковского кладбища был перенесен только его череп. Ссылка
А вот неприметная могилочка, под надгробьем которой лежат 40 мучеников, заживо погребенных здесь советской властью за то, что не отреклись от православной веры. Несколько дней из-под земли раздавались их стоны, пока наконец луч солнца не упал на могильный бугорок. И только тогда звуки из-под земли прекратились. Каждый раз при воспоминании подобных зверств постоянно спрашиваю: «Ну-с, и кто тут ещё хочет вернуться в светлые времена СССР?»
Здесь же на Смоленском кладбище могилы блаженной Анны, блаженной Ирины (увы, о ней ничего я узнать не смог), блаженного Григория Монетки…
Окончив один из петербургских институтов, Анна готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной — торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики — хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню. Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.
Родился Григорий в богатой семье, учился в семинарии. Однажды ему пришло озарение: «Бог заботится обо мне, даёт самое необходимое, а больше мне ничего не нужно». Он раздал своё богатство. Пошёл пешком в Иерусалим, провёл в пути 2 года. Ему помогали люди, давали еду, питьё, кров. Вернувшись в Петербург, он зашёл к своему другу, с которым вместе учился в семинарии. Тот был уже священником. Друг дал ему золотую монетку достоинством в 5 рублей. Возвращаясь от него, Григорий увидел на мосту мужчину, собиравшегося прыгнуть вниз. Он заговорил с беднягой. Тот поведал Григорию, что всё проиграл в карты, а у него ведь 6 детей. Григорий отдал мужчине золотую монетку. Тот очень благодарил за помощь и обещал вернуть долг, как только поправит свои дела. И этот день наступил, мужчина разбогател. Когда он пришёл отдать долг своему спасителю, тот не взял деньги, а велел отдать их тем, кто очень в них нуждается. Так с лёгкой руки Григория Монетки была основана «финансовая пирамида», которая, в отличие от ныне существующих, благодаря человеческому милосердию, никогда не рухнет. С тех пор так и пошло, денежка передавалась из рук в руки, от состоятельных людей к нуждающимся, и помогала последним поправить свои дела, чтобы они в свою очередь тоже могли помогать нуждающимся. Григорий прожил до глубокой старости, но и после своей смерти он продолжает помогать людям.
Существует такое народное поверье, что если на его могилку положить деньги, то дела быстро пойдут в гору. Денежка же попадёт к тому, кому она в данный момент необходима, и тоже окажет помощь. В дальнейшем этот человек, поправив своё финансовое положение, также придёт к могилке, чтобы поделиться своим богатством с нуждающимися людьми. Приумножив таким образом своё богатство или поправив финансовое положение, нужно обязательно прийти на могилку Григория Монетки и поблагодарить его за помощь.
Поблизости от Блаженной Ксении была похоронена и святая преподобномученица Мария Гатчинская. Сейчас её мощи перенесены. Подробнее здесь: ссылка + ссылка Неподалеку похоронен Эдуард Хиль, а буквально три месяца назад в нескольких шагах от Блаженной Ксении согласно её завещанию похоронили Людмилу Сенчину. Ссылка + ссылка
На Смоленском кладбище похоронена няня А.С. Пушкина — Арина Родионовна Яковлева. Кажется, что вот какой чести заслужила крепостная женщина! Идут-идут люди к её могилке, а вот не факт! Дело в том, что неведомо сегодня, где её могила! «Собутыльница» и воспитательница великого русского поэта сыграла в своё время нужную роль да и осталась «за кадром». Пушкин виделся с ней за год до её смерти, на похороны не поехал, а когда вспомнил о том, что было бы неплохо посетить её могилку, то могилки уже не нашел. И не наводнение 1824 года тому виной, которое уже три года как отбушевало, а другие факторы. Да и вспомнил-то на ходу, когда подвыпивший с друзьями шатался меж чужих могил. Прославление места захоронения «подруги дней суровых» Пушкина свершилось в 1977 году. М-да, жаль, конечно! Достойна бабушка уважения.
А вот вам, паломники, ещё полезная инфа:
Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10.00.
В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии — ранняя в 7.00 и поздняя в 10.00.
Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения.
Вечернее богослужение начинается в 18.00 в летнее время и в 17.00 — в зимнее.
Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11.00 в будни и с 10.00 — в праздники.
Часовня открыта для посещений до 17.00.
Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды:
199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.
Настоящая Смоленская икона Божией Матери прибыла из Греции и утрачена в 1941 году
Смоленская икона Божией Матери доставлена на территорию нашей страны из Греции. На этом достоверные сведения о её происхождении, увы, заканчиваются. Одно из преданий сообщает точный год — 1046, но на сто процентов доверять этой информации нельзя, а равно и её деталям.
Якобы император Византии Константин IX благословил этой иконой свою дочь, когда выдал за русского императора.
Икона Смоленской Божией Матери
Точно известно, что икона Божией Матери находилась на территории нашей страны уже в XV веке. Исторические источники упоминают о её пребывании в Москве.
Как и откуда она туда попала — версий множество, и нет оснований отдавать им предпочтения. Так или иначе, икону оставили в Благовещенском соборе.
Икону Смоленской Божией Матери доставляли на места сражений.
В 1456 году Смоленский епископ попросил вернуть икону в его в Смоленск и получил одобрение, что даёт основания считать, что ранее она хранилась там.
Впоследствии икону привозили на места крупных сражений.
Последнее место её хранения — Успенский собор Смоленска. После 1941 года её больше не видели.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение