Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией Матери) у Никитских ворот

Церковь преподобного Феодора Студита. Храм Вознесения, что у Никитских ворот, знают многие потому, что в нем венчался А.С.Пушкин. Однако на скромно расположившуюся эту церквушку обратит внимание не каждый — слишком незаметна она в тени Вознесенского храма.

Построена церковь была в 1624 году. Святыней храма стала икона святого Феодора, которого очень почитали на Руси.

Из истории церкви

Еще в 15 веке на том месте, где сегодня раскинулся храм, проходила дорога, ведущая из Кремля в Новгород (позже ее назовут Большой Никитской дорогой по основанному рядом Никитскому монастырю).

Появление же храма в честь преподобного Феодора Студита у Никитских Ворот связывают с бегством известного хана Ахмата: событием, вошедшим в историю.

Припало оно на день памяти святого. Тогда здесь построили только часовню во имя Феодора Студита. Позже на этом месте появится также основанный Иваном III женский монастырь.

Вполне вероятно, что Феодоровский храм появился тогда же и выполнял роль соборной святыни монастыря. Во всяком случае, в летописях, рассказывающих о пожаре 1547 года в Москве, храм уже упоминается.

Согласно другой версии, церковь устроили из старой часовни.

В 1624 году Филарет (ранее Феодор Романов) принял решение о возведении храма, который стал соборным. Святыня была в особом почете у Филарета, ее даже называли патриаршей домовой. Здесь же патриарх устраивает больницу для бедных, одну из первых в Москве.

После того, как патриаршество фактически отменили, дальнейшая история Феодоровского храма связана с именем А.В. Суворова. Для полководца она стала приходской.

LiveInternetLiveInternet

Пятница, 23 Апреля 2010 г. 13:49 + в цитатник NADYNROM

все записи автора


Церковь св. Феодора Студита у Никитских ворот, одна из старейших в Москве, находится близ храма Большое Вознесение. Она была построена в 1626 году по указу патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича, и известна тем, что в конце XVIII века стала приходским храмом Александра Васильевича Суворова. Ранее, в XV-XVI веках, здесь проходила главная дорога от Кремля к Великому Новгороду. Название «Большая Никитская» было дано ей по старинному Никитскому монастырю, основанному в конце XVI века Никитой Захарьиным-Юрьевым — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Федоровича. (Монастырь находился на левой стороне улицы на месте дома №7, где теперь возвышается серая громада электроподстанции метро.) Церковь же появилась здесь значительно раньше. На день памяти преп. Феодора Студита (11 ноября по старому стилю) пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда, в конце XV века на этом месте построили часовню св. Феодора Студита с иконой Смоленской Божией Матери. А вскоре, в память об избавлении от хана Ахмета на Угре, Иван III основал здесь и женский монастырь. Возможно, что тогда же и появилась Феодоровская церковь, которая первоначально была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел — во имя св. Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Доподлинно известно лишь то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и позднее ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими. В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитовича Романова, патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов. По возвращении патриарха Филарета Смоленский монастырь стал мужским и был переименован в Феодоровский — в честь св. патрона патриарха. Тогда же, в 1624-1626 г.г. Филарет построил здесь одноименную церковь, которая, как и в старину, стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета, в честь которого он построил саму церковь. Она стала его любимым местом успокоения и отдыха. Так, что храм даже считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных с аптекой. Раньше такие блага были доступны лишь знатным особам государства. Только в 1709 году этот монастырь упразднили, а иноков перевели в Новинский монастырь. И с 1712 года Феодоровская церковь стала обыкновенной приходской, как сейчас. Хотя и не совсем обыкновенной — в конце XVIII века ее прихожанином был А.В. Суворов. В 1775 — 1800 г.г. он жил неподалеку в своем родовом доме (№42) по Б. Никитской. На стене дома — мемориальная доска с надписью: «Здесь жил Суворов», такая же скромная и гениальная, как и надгробная эпитафия на могиле полководца в Петербурге.

И. Крейцингер. Портрет А. В. Суворова в мундире гвардейского Преображенского полка. 1799
Известно, что Суворов отличался истовой набожностью. В церкви Феодора Студита он сам читал Апостола и всегда особо поминал родителей, когда уезжал из Москвы. И мать, и вся родня Суворова была похоронена при этой церкви. Молился Суворов и в соседнем храме Большого Вознесения, еще до его известной перестройки. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой местной иконой, ставил свечку, служил молебны на коленях и с трепетом подходил под благословение. И когда Суворов являлся на прием к государыне Екатерине Великой, он тоже сперва клал три земных поклона перед образом Казанской Богоматери, а потом кланялся в землю императрице, которая не хотела этого и поднимала полководца за руки: «Помилуй, Александр Васильевич, как тебе не стыдно это делать!» Однако родился Суворов, коренной москвич, не на Никитской улице, а на Арбате, на углу с Серебряным переулком. Теперь почти забыто, что раньше этот переулок назывался Мануковым, по фамилии домовладельца, петербургского судьи Ф. Манукова. Когда его дочь вышла замуж за поручика Преображенского полка В. Суворова, он отдал свой арбатский дом ей в приданое, где и появился на свет величайший русский полководец. Известен разрыв Суворова и Павла I после смерти Екатерины. Когда началась павловская военная реформа на прусский манер, Суворов говорил: «Русские всегда били пруссаков, так что же тут перенимать?». А когда получил палочки для солдатских кос и буклей, то молвил: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный руссак». И именно это послужило причиной ссоры императора и полководца. Малоизвестно другое, почти мистическое, последнее их прощание в Петербурге. Когда Суворов умер, Павел верхом приехал к дому (а умер генералиссимус в доме своего родственника, графа Хвостова, на Никольской набережной) и во дворе ждал выноса гроба. А гроб все не проходил по старинной узкой лестнице, и взбалмошный, нервный император ускакал, не дождавшись. Гроб так и не смогли вынести по лестнице — его спустили по веревке с балкона. А Павел встречал похоронную процессию уже на Невском проспекте, по дороге в Александро-Невскую Лавру, которая стала последним пристанищем Суворову. Там опять произошло нечто странное, вошедшее в легенду. Гроб не проходил и в двери Благовещенской церкви, где должно было состояться отпевание и погребение полководца. И тогда кто-то из воинов, несших гроб, скомандовал: «Вперед, ребята! Суворов везде проходил!» — и с натиском прошли. На могиле — бронзовая доска со знаменитой эпитафией: «Здесь лежит Суворов». По одной легенде, ее сочинил себе сам Суворов, а по другой — поэт Державин. Будто бы навестил он Суворова перед смертью и тот спросил его -какую же он напишет ему эпитафию? «Слов много не нужно — «тут лежит Суворов», — ответил Державин. «Помилуй Бог, как хорошо!» — с восторгом воскликнул полководец. Возможно, она и стала прототипом для мемориальной надписи на стене московского дома Суворова. Одно время была идея открыть здесь его музей. А в 1950 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти полководца, ближайший Никитский бульвар был переименован в Суворовский. А в Феодоровской церкви после революции разместили научное учреждение. Шатровая колокольня XVII века была снесена. Сейчас в храме вновь идут богослужения, и мемориальная табличка на его стенах гласит, что когда-то прихожанином этой церкви был Суворов. Цитируется статья Елены Лебедевой А теперь, предложив посмотреть на то, как храм выглядел на дореволюционной фотографии из альбома Найденова, хочу кое-что добавить от себя.


Храм сильно пострадал в 1812 году. Тогда пятиглавие ( а пятиглавым храм был изначально!) заменили купольным покрытием с одной главой. Колокольня храма считалась одной из первых шатровых в Москве. Ее снесли в 30-е годы, а на ее месте построили жилой дом. С в 1984 года началась реставрация храма. Были мысли об открытии в ней музея Суворова, но в итоге вернули верующим. Могу предположить, что именно имя Суворова вообще спасло здание церкви от сноса. При реставрации вновь вернули пятиглавие. Я этому рада. И заново отстроили колокольню, пусть не на том же месте, но в тех же формах.

Рубрики:история архитектура

Метки:
храм феодора студита у никитских ворот москва

Процитировано 4 раз

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось
0

Храм после революции

В 1927 году (по другой версии — в 1929 году) храм закрыли, а в его стенах разместили научное учреждение.

Белокаменная колокольня шатрового типа, когда-то вторая по древности в Москве, была снесена. Сегодня можно видеть лишь подклеть — все, что осталось от некогда славной постройки.

Территорию у Никитских ворот предполагалось заполнить многоэтажными домами, поэтому храм планировалось снести. Сноса, однако, не случилось.

В 1984 году изуродованное здание святыни начали реставрировать. Сначала в ее стенах хотели открыть музей Суворова, но в итоге вновь освятили храм.

С 1991 года здесь проходят непрерывные богослужения. Табличка на стене церкви напоминает, что прихожанином Феодоровского храма был некогда великий Суворов. Сегодня прихожан у храма немного, ведь, несмотря на расположение в центре города, окружают святыню в основном учреждения и офисы. Однако верующие, посещающие храм, стараются внести свою лепту в его восстановление и обустройство. По крупицам восстанавливается прежний облик древней святыни.

Храм преподобного Феодора Студита у Никитских ворот расположен по адресу: Москва, Большая Никитская, 29, строение 2 (станция метрополитена Арбатская).

Настоятели

С 1998 по 2021 г. настоятелем храма Феодора Студита был Игумен Ермоген. В настоящее время он имеет титул почетного настоятеля.

С 2021 и до своей кончины в январе 2021 г. настоятелем храма Феодора Студита был Всеволод Чаплин. Широкую известность ему принесла деятельность в должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата и резонансные высказывания по различным вопросам.

Священнослужителем церкви также является протоиерей Алексий Фокин.

Панорама подхода к храму Феодора Студита со стороны Большой Никитской улицы

Церковь «Св Teodor Тирон и Святой Феодор Стратилат »- деревня Добарско

Если вы слышали только об этой церкви, но никогда не посещали ее, ваше первое впечатление при приближении к ней, скорее всего, будет небольшим разочарованием. Православный храм ненавязчив, мал и не привлекает взглядов.

На самом деле, есть объяснение строительства церкви, и оно вполне логично. Согласно действующим официальным документам, церковь была построена в XVII веке (1614 г. ), и это тот период, когда наша страна находилась под властью Османской империи. Согласно турецким законам, действовавшим в то время, христианские храмы не могли быть больше и выше, чем турецкие храмы. По этой причине местные жители из деревни Добарско вырыли храм в землю, не ставили купол и колокольню на ней, и они соблюдают требование небольшого размера.

Таким образом, когда турок проходил мимо церкви, он даже не мог этого заметить, потому что снаружи он выглядел скорее как простое каменное здание небольших размеров (длиной 8,37 метра, шириной 6,5 метра и 5,2 метра в его самой высокой части ).

Вы заметили, что когда мы упоминали год постройки храма, мы указали, что согласно существующим официальным документам это был 1614 год ? Официально это год постройки, но …

По мнению некоторых выдающихся болгарских историков и археологов ( включая профессора Божидара Димитров ) , церковь была построена во времена Первого болгарского царства. В защиту своей теории историки указывают на три очень важных факта:

  • Внутри храма есть плита, врытая в пол, и на этой плите ясно написано 1122 год;
  • Церковь представляет собой трехнефную базилику, и это сооружение характерно для храмов, которые были построены во времена Первого болгарского царства;
  • К концу XVIII века деревня Добарско была важным религиозным, экономическим и культурным центром, и маловероятно, что местные жители начнут строить свою церковь через столетия после того, как христианство вошло в нашу страну.

Есть еще одна теория , ( повторяем ), просто теория, согласно которой вырытая плита с выгравированным ранее годом указывает на то, что на месте сегодняшнего храма была старая церковь, а во время строительства в 1614 годустроители построили в плите в новой церкви, как знак преемственности.

Мы оставляем здесь спор относительно точной даты постройки здания, и еще раз смотрим церковь снаружи. Вы также должны сделать это очень осторожно, и вы заметите резной христианский крест на одной из внешних стен, а на другой стене вы увидите … свастика.

Поперечное понятно присутствовать на фасаде, но почему свастика?

У историков есть своя теория свастики, и, скорее всего, камень свастики, скорее всего, привезен из протобулгарской столицы и построен при строительстве церкви, чтобы показать преемственность между поколениями.

Вы еще не вошли в церковь, но истории, теории и легенды становятся все более и более …

Название церкви также представляет большой интерес, так как выясняется, что это единственная церковь в стране, которая названа в честь двух воинов — св. Teodor Тирон и Св. Феодор Стратилат . Необычно и странно, правда ?

В тот момент, когда вы войдете в маленькую, на первый взгляд простую церковь, вы забудете мир вокруг себя. Это абсолютно точно, потому что мы знаем , что вы будете полностью ошеломлен и поражен интерьера.

Первое, что оставит вас в оцепенении, это тот факт, что такой маленький храм можно нарисовать более чем 460 изображениями. Буквально каждый метр храма, всего 160 квадратных метров , раскрашены библейскимиизображениями и картинами местных героев.

И это даже не самое странное и необычное, а то, как изображения изображены! Только здесь вы можете увидеть изображения святого Георгия и Святой Димитр не на лошади , но в полный рост, только здесь вы можете увидеть более 30 изображений женских святых (что — то , что абсолютно нехарактерно для того времени), только здесь вы можете увидеть двенадцать апостолов снова изображены в полный рост (что-то редко встречается в нашей стране ).

Вы также увидите образы святых братьев Кирилла и Методия, а их образы, по мнению историков, были изображены в течение времени кулака точно я п этой церкви.

И вы еще не увидели самого интересного. То, что привлекает тысячи туристов и вызывает споры между историками на протяжении многих лет, — это то, как иконописцы изображали сцену «Преображение Господне» .

Путь Иисус Христос изображается вызывает ворону D S туристов , чтобы прийти в церковь «Святой Теодор Тирон и Санкт — Теодор Стратилат» — в селе Добарско видеть образ и не верить своим глазам. Потому что в этой сцене Иисус Христос, кажется, находится в космическом корабле (ракете ).

В храме есть еще одна «космическая » сцена, и это « Воскресение Господне », где Христос, кажется, находится в космической капсуле, и эта сцена вызывает большое удивление и впечатление.

Если вы внимательно посмотрите на изображения святых, вы найдете изображение святого Павла, которое нарисовано так, что независимо от того, в какой части церкви вы находитесь, его глаза всегда будут смотреть на вас.

К сожалению, в то время иконописцы не писали свои имена под своими работами из- за убеждения, что они не были настоящими художниками , но Бог делает это, двигая руками, поэтому в настоящее время нет никакой информации об имени о иконописце, который так блестяще нарисовал храм, но эксперты считают, что эти фрески сделаны целой командой, в которую входили мастер, ученики и подмастерье .

И другая теория …

Поскольку женским изображениям, написанным в храме, исполнилось 30 лет, а в прошлом это не было принято, эксперты считают, что одним из иконописцев была женщина. Это очень трудно доказать, потому что в эти века идеяженщины cticing пра такого искусства было совершенно немыслимо, но теория межжала , и именно поэтому мы хотим поделиться с вами.

Вы считаете, что чудеса церкви „Святой Феодор Тирон и Святой Феодор Стратилат” — в селе Добарско в конечном итоге здесь ? Не торопись так сильно !

Само строительство церкви удивительно, потому что независимо от погодных условий за пределами храма, температура внутри всегда одинакова… как будто там был кондиционер. Постоянная температура, отсутствие окон и дым от свечи сохранились фрески на протяжении веков, и когда команда реставраторов пришла в храм в период 1973 — 1976, они обнаружили, что восстановление фресок не было необходимо.

Эксперты просто очистили фрески, удалив скопившуюся сажу, и изображения святых стали такими яркими, как будто иконописцы только что закончили над ними работать и ушли.

Когда вы закончите с церковью и решите уйти, не спешите, а прогуляйтесь по красиво обустроенному и полный с цветами церковный двор. А там, рядом с клумбами, вы увидите маленький источник (святой источник) , о нем даже ходят легенды. Вымойте лицо, потому что, согласно легенде, вода в святом источнике исцеляет, а затем бросьте монетку за хорошее здоровье .

Храм святой Феодоры

Святая Феодоа — девушка, превратившаяся в церковь

Недалеко от деревни Васта, что расположена на Пелопоннесе, есть притягательное место — им восхищаются и туристы, и сами греки. Из крыши церкви Агия Феодора растут 17 больших и маленьких деревьев. Их корни нельзя увидеть ни снаружи, ни во внутренней части церкви. Возможно, они проходят через каменные стены, благодаря чему одни считают такое явление божественным чудом, другие — чудом природным.

Девушка, превратившаяся в церковь: легенда о Святой Феодоре

История появления церкви интересна не меньше, чем её внешний облик. Во времена Византии действовала воинская повинность. И все семьи без исключения были обязаны отправить на службу по одному воину или заплатить огромный налог. Согласно легенде, когда-то в этом районе жила девушка Феодора. Выдав себя за мужчину, она вступила в ряды армии — братьев в семье Феодоры не было, а отец уже состарился.

Она храбро служила и добилась уважения, пока однажды не случилась беда. Другая девушка влюбилась в неё, не зная всей правды. Отвергнутая Феодорой, она решила отомстить, обвинив в отказе от женитьбы. У Феодоры было два пути: жениться или пожертвовать собой. Вполне очевидно, что она выбрала второй вариант. Согласно другой версии, девушка отреклась от мира и выдала себя за мужчину, чтобы стать монахом. А казнили её из-за клеветы со стороны другой девушки, солгавшей, что «монах» проявил к ней чувства.

В последних словах Феодора пожелала, чтобы её «тело превратилось в храм, волосы — в деревья, а кровь — в ручьи». История о несправедливо убитой девушке в течение многих лет не давала покоя местным жителям. Главным знамением для них стало появление родника на месте казни. И в XII веке здесь решено было возвести церковь.

Церковь сегодня

Церковь Агия Феодора находится в заросшем овраге, среди густого леса. Идиллическое место впечатляет без исключения любого, кто приезжает сюда. Каждое дерево, проросшее через крышу церкви, по скромным подсчётам весит больше тонны, в высоту превышает 30 метров и почти не имеет каких-либо возрастных повреждений. Под землёй до сих пор бьёт родник, который, по одной из версий, питает деревья. Некоторые зарубежные и греческие учёные даже пытались найти корни деревьев в стенах церкви. Но такие исследования не дали никакого результата — деревья растут будто из ниоткуда. Также нет ответа на вопрос, как ветхая и крошечная церковь способна выдержать рост корней.

Внутри церковь выглядит более чем скромно. Стены со следами прошедших веков, алтарь и несколько икон — вот и всё её убранство. Однако в любое время года тысячи паломников идут сюда, чтобы зажечь свечи, купить оберег и попросить Святую Феодору о благословении. И чудеса действительно случаются. Говорят, что после молитвы и купания в источнике многие отчаявшиеся семьи получили возможность завести детей. Поездку в церковь часто совмещают с отдыхом. От Агии Феодоры можно прогуляться пешком вдоль тропы, чтобы насладиться тишиной и свежим воздухом. В конце тропы есть своеобразная зона отдыха с небольшими магазинами и кафе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]