Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Москве находится достаточно большое количество святых мест и источников. На протяжении всех веков сюда стекалось огромное количество паломников, чтобы поклонится и вознести молитвенное прошение перед святыми иконами и мощами святых. В честь святых в России строилось немало церквей и монастырей. Одним из таких является храм Живоносный источник в Царицыне.

Немного о строительстве святыни

Как понятно из названия, храм освящен в честь Живоносного источника. По истории говорится что в 5 веке недалеко от Константинополя была роща, посвященная Деве Марии. А ней был источник, который считался чудотворным. На местонахождение этого источника указала людям сама Богоматерь.

Все, кто приходил к этому источнику получали исцеление от тяжких болезней. В благодарность за полученное исцеление люди сначала источник огородили каменным ограждением, а уже немного позже они построили небольшую церковь. Всем, кто искренне просил помощь в исцелении оно было послано.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии

Данная местность получила свое название не сразу. При Катерине II хозяином участка где была построена церковь был князь Голицын. В года, когда были стрелецкие бунты ее отобрали и она перешла в казну. Нужно отметить что первоначально храм был построен из дерева, и он переходил из одного собственника к другому.

Конечно его каждый немного перестраивал и использовал как семейную усыпальницу. И только когда участок стал собственностью императрицы участок был полностью перестроен. В то время и поменяли название его на «Царицыно». На этой территории размещалась ее летняя резиденция.

Как и многие другие храмы в 1939 году он был закрыт. После закрытия сначала в него поместили трансформаторную будку, после чего в нем была и типография и даже цех по обработке дерева. Не удивительно, что постройка не выдержала таких испытаний и начала немного разрушатся. И только в начале 90-х годов церковь в Царицыне была возвращена православным верующим. В этом же году и начались работы по ее восстановлению.

Сегодня храм открыт и полноценно функционирует. Кроме проведения богослужения в храме Царицыно, здесь работает церковная библиотека, которая вмещает в себя очень много разнообразных редких книг. Посетить ее могут не только те, кто обучается в воскресной школе, но и любой желающий прихожанин.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

При храме действует воскресная школа. На ее основе проводит свои работы специальная группа, которая занимается поддержкой личностей, которые по тем или иным причинам лишены свободы. Церковь также известна своими паломническими поездками. При ней также проводят бесплатные юридические и психологические консультации.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в парке Царицыно

Первая церковь в Царицыно была построена еще в XVII века. Сначала деревянная, которая быстро обветшала, и была перестроена. Её сделали снизу каменной с деревянной верхней надстройкой и куполом. Во время владения усадьбой Чёрная Грязь (бывшее название Царицыно) князем молдавского рода Кантемиром в ответ на его просьбу московский митрополит разрешает на месте старой церкви построить новую — кирпичную. Постройка велась в стиле «елизаветинского барокко», а для цокольного яруса и украшения использован белый камень. К основному строению пристраивают колокольню из двух ярусов. Церковь была освящена летом 1765 года.

Екатерина Великая в 1775 году становится владелицей участка «Чёрная Грязь», который переименовывает в село Царицыно. Здесь планируется императорская резиденция с разбивкой огромного парка. Это поручено придворному зодчему Василию Баженову, который решает сохранить храм в новом архитектурном комплексе.

Война 1812 года оставила следы на всех постройках подмосковного Царицыно, но особенно пострадало здание церкви, которое было разбито и разграблено стоявшей здесь армией Наполеона.

Начиная с 80-х годов XIX века на территории усадьбы возникает элитное дачное сообщество. Храм с колокольней был восстановлен и перестроен. Расширена трапезная, стены и свод украшены росписью и лепниной, пол покрыт плитами с мраморной крошкой, с южной стороны установлен придел с алтарём. Достроены еще два яруса колокольни, число колоколов увеличили до 6 штук, и наибольший из них весил почти 3000 кг.

Октябрьская революция 1917 года не внесла коррективов в службу церкви. И это, несмотря на близкое соседство и активность «Политического спортивного союза молодежи», который располагается в помещениях Третьего кавалерского корпуса. Известно, что вплоть до 1934-38 годов храм работает, и его посещают потомки Оболенских и Шереметевых, проживающие жители в посёлке Ленино (бывшее Царицыно).

Храм лишается колоколов в 1934 году, а в 1938-м его полностью закрывают. Местные жители сохраняют иконостас, многие иконы передаются в музеи, некоторые спасают прихожане и священнослужители, но большинство, к сожалению, уничтожаются.

Здание храма еще много раз меняет своих «хозяев»:

  • в 1940-х годах его используют вместо трансформаторной точки;
  • начиная с 1972 года здесь работает типография;
  • с 1975 года внутри размещен цех по деревообработке, принадлежащий объединению «Союзреставрация».

Наконец, в 1990 году здание снова возвращается верующим, и возобновляется служба. А в мае 1998 года храм был заново освящен патриархом Алексием II.

Расписание служб

Ежедневно церковь посещает большое количество прихожан. В нем сбереглись и хранятся такие святыни как ковчег с частицами святых мощей Московского Тихона, святителя М. Воронежского, прп. Киево-Печерских и многих других. Также здесь находится святой лик иконы Богородицы «Живоносный источник».

Богослужения в храме иконы «Живоносный источник» в Царицыно проходят ежедневно:

  • По будним дням чтение Литургий начинается в 9:00 утра и 17:00 вечера.
  • По выходным и праздничным дням в 9:00 и 10:00 утра, а вечерняя в 17:00 вечера.

Кроме того, в расписание богослужений в храме Живоносный источник в Царицыно, входит чтение Литургии с акафистом к Богоматери каждое воскресенье. Доехать к храму не сложно. Если ехать на метро, тогда необходимо доехать до станций метро «Орехово», «Домодедовская», «Царицыно». От них необходимо пройти пешком минут 10. Также к церкви едут автобусы № 151, 203, 269, 679, 182, 756.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском

Господь всегда с Вами!

Современное здание церкви в парке-усадьбе «Царицыно»

Когда имение пожаловали отцу известного Антиоха Кантемира, на месте старой церкви возводится новая каменная. Однако здание оказалось непрочным, быстро осело и обветшало.

В 1759 году храм перестраивается.

Новую обитель венчал восьмерик с небольшим барабаном, украшенный в стиле барокко. Снаружи декор храма более сдержанный, нежели изнутри. Порталы церкви высокие, с овальными окнами и волютами. Восьмерик украшают парные тосканские пилястры.

В 1775 году Екатерина II решает обустроить свою резиденцию в селе Черные Грязи. Уж очень привлекло ее это живописное место! Вскоре местечко получило название Царицыно.

Во время реконструкции усадьбы некоторые строительные работы затронули и Богородицкий храм.

В 1881-1883 гг. возводится новая колокольня храма «Живоносный источник» в 3 яруса, расширяется также трапезная, при этом общий архитектурный стиль святыни не был нарушен.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

Ежегодно, в пятницу Светлой седмицы, на праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», братия Данилова монастыря совершают службу в Долматове, на подворье нашей святой обители. Здесь находится почитаемый образ Пресвятой Богородицы. По уставу, в этот день после литургии совершается пасхальный крестный ход из храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» к источнику для малого освящения воды. Во всех храмах Русской Православной Церкви сегодня впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается малое освящение воды.

Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Божией Матерью слепца. В середине V века за городской стеной Константинополя, у Силиврийских ворот, находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, некогда прославленный чудесами, но постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной. Однажды воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором, встретил в роще слепого путника, сбившегося с дороги, который попросил воина дать ему воды. Усадив слепца в тень под деревом, Лев отправился на поиски источника. Долго он не мог его найти, как вдруг услышал голос, который указал ему на источник и велел положить тину из его вод на глаза слепцу. Когда Лев исполнил все сказанное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь.

Став императором, Лев I Маркелл, который никогда не забывал об этом чуде, велел очистить источник и заключить его в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным Источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Еще одно чудо произошло в середине VI века. Император Юстиниан Великий долго мучился водяной болезнью. Однажды ночью он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан монастырь.

После падения Константинополя в 1453 году храм был разрушен, к его развалинам приставлен стражник-мусульманин, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. В 1835 году при большом количестве богомольцев был освящен новый храм, при котором устроили больницу и богадельню.

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и направлял приходивших к нему людей молиться и искать утешения и исцеления перед этой иконой.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном, Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Каждую икону Божией Матери в широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость к нам, грешным.

Первоначально эта икона передавалась в списках без изображения водного источника, позднее в композицию были включена чаша (фиал), а затем – водоем и фонтан. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме, наполненным животворной водой. На переднем плане – страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления. Композиция иконы постепенно все усложняется, со временем появляется изображение вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые черпают живоносную воду и раздают ее стоящим вокруг людям.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник»,

глас 4-й

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет, Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Живоносный Источник»,

глас 8-й

От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

История

Первоначально на месте храма находилась деревянная церковь «…о пяти главах, крыта чешуёю зеленью, расписана тремя красками, …перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными», построенная боярами Стрешневыми как приходская в их имении, носившем тогда название «Чёрная грязь».

Каменный храм был возведён в 1722 году по заказу политического деятеля и учёного, господаря Молдавии (1710—1711 годы) князя Д. К. Кантемира. В 1759—1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен). Был построен северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Вскоре храм стал княжеской усыпальницей — в 1771 году в нём погребли князя М. Д. Кантемира, а позднее и его супругу А. Я. Кантемир.

В 1775 году для возведения Царицынского дворца Екатерина II выкупила у Кантемиров их имение. Архитектор Василий Баженов при составлении проекта дворцового комплекса сохранил церковь в ансамбле возводимых построек.

После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883—1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, была расширена трапезная. Колокольня подверглась существенным изменениям: зафиксированная на баженовских планах небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделясь по высоте среди окружающих дворцовых построек), она была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.

Водосвятная часовня при храме

В 1939 году храм был закрыт. В церковном здании разместили трансформаторную подстанцию, в 1970-е годы — типографию, а с 1975 года — столярную мастерскую «Союзреставрации».

В 1990 году церковь была передана в пользование общине верующих и вновь освящена. Настоятелем был назначен протоиерей Георгий Бреев. Были выполнены реставрационные работы, завершившиеся в 1998 году. С июня 2009 года настоятель — протоиерей Олег Корытко.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]