Смоленская Зосимова мужская пустынь в Александровском районе, Владимирской обл.


Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Гроза

Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила на даче под г. Александровым, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, сверкала молния, гремел гром, но у меня было непреодолимое желание ехать. Подруга сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала икону Казанской Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали трое ее маленьких дочерей. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву.

Зосимова пустынь расположена в живописном месте, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки.

Боярская вдова, Ульяна Ивановна Зворыкина, передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Троице-Сергиевой лавре, на помин душ родителей.

Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине ХVII пришел сюда с келейником преподобного Сергия Радонежского. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом.

Сохранилось предание, «что сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет, сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине ХIХ века происходили случаи явления Зосимы пильщиками леса. Явления преподобного Зосимы продолжатся и в наше время.

Встреча

Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающимся над лесом. Мы успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю иеромонаха, с куколем на голове, схимника. Он разговаривает с женщиной, стоя напротив меня, но лица я его не вижу, так как его загораживает женщина.

— Исповедаться хочешь, — вдруг спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет, «угадывание» моего желания.

И вот я уже, спустя всего несколько минут, стою на коленях у ног сидящего на стуле схимника, обутого в простые русские валенки. Исповедь длиться долго.

— Господь хочет, чтобы мы жили дружно. Родителям нравиться когда дети дружат между собой, так и Богу угодно это, — говорит спокойно монах, глядя мне в глаза. Глаза у него внимательные, добрые.

Мне хочется остаться в монастыре потрудится, помолится и исповедаться.

— Можно, — отвечает на мой вопрос иеросхимонах, и на прощание говорит: всем прощай, и тогда тебе Господь простит твои грехи.

«Как зовут монаха, вот этого, у которого мы только что исповедовались?», — спрашиваю я у дежурного по храму монаха.

— Иеросхимонах Зосима, — отвечает он.

Котята

Служба кончилась. Дети, увидев на дворе монастыря маленьких котят, устремились к ним. Каждой девочке досталось по мурлыкающему котенку. Дав возможность детям поиграть с животными, мы около девяти часов вечера двинулись в обратный путь. Я предупредила детей и подругу, что, возможно, уеду в монастырь.

Маленькая четырехлетняя Соня спросила: «Галя, ты хочешь вернуться в монастырь из-за котят?»

-— Нет, Сонечка, хочу потрудиться.

— А я бы только из-за котят ушла в монастырь,– сказала Соня

Трудовые будни

Через день я позвонила своей подруге Анюте и предложила вместе потрудится в монастыре. Она согласилась и приехала вместе со своим отцом Геннадием. Получив благословение эконома монастыря, отца Мелхиседека, мы устроились в монастырской гостинице, получив послушание помогать в трапезной.

Главное условие пребывания в монастыре в качестве трудников — это посещение полунощницы, которая начинается в 6 утра, и вечерней службы в 17.00.

На вечернюю службу, за полчаса до начала, зовет монах, который ходит вокруг храма с билом. Он как-то по особенному красиво колотит в деревянную доску молотком.

Мы с Аней сели на деревянную скамейку и попробовали камешком повторить эти звуки. У Анюты получилось сразу, а у меня даже с большим трудом не получилось ни разу.

Вечером, исполнив послушания на кухне и помолившись на вечерней трехчасовой службе, мы увидели, что в монастыре кошек почти столько же, сколько и монахов. И они обладают таким же тихим нравом и кротостью. Котята доверчиво забрались нам на колени, а с ними и мама кошка. Мы не могли отказать себе в удовольствии утешиться их ласковым урчанием.

Тишина здесь особенная. Среди вековых сосен, которые почти дотягиваются своей кроной до купола храма, кедрами, посаженными трудниками, мы любили гулять после вечерней молитвы и дышать свежим воздухом. Мы узнали, что, оказывается, через три дня 26 июля престольный праздник всех зосимовских святых.

Иеросхимонах Зосима пригласил нас после ужина на беседу в свою келию.

Я гляжу на монаха, и мне кажется, что его лицо мне очень знакомо, те же глаза — проницательные и добрые, взгляд, проникающий в твое сердце, лицо, словно отбеленное.

Мы говорили о себе, рассказывали старцу свои планы, желания, он давал нам советы, рассказывал о себе. Вот что нам запомнилось.

Каждому человеку Господь дает право выбора.

Когда мне было 14 лет, я написал 12 бумажек с профессиями, на кого бы хотел учиться, и вытяну, путем жребия, записку, на которой было написано «священник».

Однажды к нам в дом пришел, неизвестно откуда, юродивый. Все сели за стол, и соседка стала стучать по столу яйцом, чтобы разбить скорлупку, а мама про себя думает «по столу стучать нельзя, это престол Божий, лучше бы себе по лбу постучала». Юродивый взял у нее из рук яйцо и со словами «по столу стучать нельзя, это престол Божий лучше бы по лбу постучала» стукнул яйцом по лбу, маме» — монах Зосима улыбнулся. Он еще ее назвал «монашкой», и через пять лет мама ушла в монастырь.

Мама мне посоветовала обязательно с ним познакомиться поближе.

Когда я нашел дом, в котором остановился юродивый на ночлег, он, вместо приветствия, сложил руки и сказал «Благословите, отец Петр» (меня тогда звали Петром) и поцеловал мне руку, прозревая что я стану священником.

Ведь кто такой юродивый? Это блаженный, он может обличить, ведет себя как дурачок, а за его смирение Господь благодать дает и прозорливость.

Когда мы с матушкой вырастили детей, то договорились уйти в монастырь. Вначале ездили по монастырям, присматривались, а потом выбрали: я Зосимову пустынь, а она — женский монастырь в Александрове.

И вот сниться мне сон. Вижу во сне матушку и хочу ее обнять, а она мне ставит руки перед грудью и говорит – «нельзя». Спустя некоторое время я узнаю, что ее постригли в монахини. А чуть позже и меня тоже.

Отец Зосима объяснил, что они ушли в монастырь, чтобы быть ближе к Богу.

Геннадий спросил, как старец относится к старообрядцам, ведь они наши, русские люди, верующие в Бога. На что отец Зосима ответил, что даже он сам находил ошибки у переписчиков книг, что необходимо было их устранить, но не насилием, надо было людям объяснить.

Мы спросили его, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно.

— Я верю в Бога — спокойно ответил старец. Без Бога ничего не происходит.

— У правителей и царей русского государства была цель построить могущественную державу, объединить страну — продолжал Геннадий.

— А у нас цель, одна, — ответил отец Зосима, — подготовить душу к Царствию Небесному.

Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил.

На следующий день он разрешил нам причаститься. Перед службой он заботливо поставил нас рядом с собой у распятия, и всю службу направлял нас, подсказывал, когда читать молитвы, а перед причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны причастия, но оно дано нам, что бы мы боролись с грехами».

В день равноапостольной княгини Ольги мы были единственными причастниками — мирянами и, когда читалось Евангелие, у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47).

Праздник Зосимовских святых. 26 июля.

Мы купили книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято – Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами».

Когда мы читали ее друг другу, казалось, будто сами святые и подвижники Свято – Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви и учили нас.

Зосимовский святые: Преподобный схимонах Зосима. Прп, схиеромонах Алексий ( Соловьев). Прп. иеромонах Макарий (Моржов), Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев), Прп. Герасим (Мочалов), Прп. Игумен Владимир (Терентьев).

Прп. схиеромонах Алексий (Соловьев), — именно ему было предназначено вытянуть из ларца записку с именем святителя Московского Тихона, будущего патриарха. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку.

Прп. иеромонах Макарий (Моржов). Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по – христиански».

Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах, — стремитесь к горнему, касаясь дольнего, поколику требует телесная нужда».

Будучи прихожанами Храма Тихвинской иконы Божией Матери, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина), одного из духовников Зосимовой пустыни. На его могилке чувствуется удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь, а на душе смута… Постоишь, прочтешь слова старца «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, Предавайтесь воле Божией», посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своими ветвями, и окажется, что печаль прошла. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от недугов, например от пьянства.

Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, который на вопрос о том, как помогает ему преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий, Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли свои носовым платком.

Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, то, ради которого, как оказалось, мы и приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим вернуться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, где котята доверчиво лижут наши руки. Права была маленькая София, что котята — часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них.

Владимирская область

Монастырь в Арсаках удивил едва ли не больше чем Александров…

Но сначала попытался доехать до церкви Бориса и Глеба в Волохово. 56.3918, 38.5169 Не стал мучить машину. После Арсаков хоть и щебень, но весьма бугристый.

Парочка домов на память об Арсаках.

Навигатор упорно не хотел вести прямой дорогой в монастырь… И действительно. После железнодорожного переезда и дач слева появились ряды колючей проволоки, а затем и КПП со знаками, шлагбаумами и двумя веселыми тетками. Собрался уже разворачиваться, но спросил на всякий случай — а что, мол, к монастырю никак? «Че это никак? Езжай раз приехал». И шлагбаум поднялся. Дальше была действительно заброшенная военная база, монастырь и спокойный выезд без всяких КПП к деревне Никульское. Что это было я так и не понял. Какая-то сценка из дешевой комедии про российскую глубинку.

К монастырю подбирались по разбитой дороге под дождем медленно, еще издалека удивляясь его красоте.

Кирпич, красный кирпич, много его. Обожаю кирпичный стиль, вот обзор Калуги — дома из красного кирпича в Калуге

Приехали в монастырь — и дождь закончился. Чудо просто.

Пустынь основана в 1680-х годах схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиева монастыря. В 1923 году монастырь закрыт, территория вокруг использовалась инженерными войсками. (Сейчас вроде бы ПВО). Возрожден в 1992 году, но… сами видите, работ ы очень много.

Все постройки монастыря — конец XIX — начало XX века — тот самый кирпичный стиль. Пристройки советского времени — тоже красный кирпич.

Сейчас в обители около 30 человек — половина трудники, половина братии.

Келейный корпус.

Настоятельский корпус

Монастырь выглядит превосходно. Он не утратил первоначальной красоты, частично очищен от советских наслоений и нет излишнего гламура.

Надкладезные часовни

Собор Смоленской иконы Божией Матери


Весной в Зосимовой пустыни особенно красиво

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Собор с другой стороны

Храм Всех Святых

Мне он больше собора понравился.

Казалось бы — за столетие появились краны, новые материалы, триде-проектировнаие и прочее — а такой красоты не строят. Например, Остров Мечты в Москве — башенки какие-то безликие, а могли вот в нашем кирпичном стиле возвести.


Корпус у храма

Теремок на крыше

Монастырь под Александровым

Угловая башня и бывшие гаражи военных

Еще одна башня среди гаражей на месте стены

Колокольня

Пока еще ей не занимались, обросла березками

В советское время использовалась как водонапорная башня и наблюдательный пункт

Внутрь попасть и не пытались, да и закрыто все.

Огороды на месте стены

Монастырь не заброшен, и не возрожден, дороги к нему нормальной нет, туристов и паломников тоже, тем он и хорош. Тихо здесь, красиво, без суеты…

Военный городок Плеханы из десятка типовых домов.

Рядом с домами два шикарных пруда


Гаражи и огороды занимают площадь как поселок с монастырем вместе взятые.

Еще один пруд у монастыря на заболоченной речке Молокча. Дорога мимо пруда повела по грунтовке с остатками асфальта к ближайшей деревне, и через километр уже началась нормальная дорога по Московской области.

Comments:

  • Facebook
  • ВКонтакте

Social Comments

  • Описание
  • Поездки сюда (3)

Описание Смоленска-Зосимовой пустынь в пос. Арсаки

Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897-м над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами.

Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

Источник: https://sobory.ru/article/index.html?object=00206

Паломнические поездки к Смоленску-Зосимовой пустынь в пос. Арсаки

  • Поездка из Москвы в Смоленско-Зосимову пустынь в пос. Арсаки
  • Поездка из Воронежа в Смоленско-Зосимову пустынь в пос. Арсаки
  • Поездка из Москвы в Смоленско-Зосимову пустынь в пос. Арсаки
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]