Псковские епархиальные ведомости


Псковский Троицкий кремлёвский собор

Псковская и Порховская епархия
Псковской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 180000, г. Псков, ул. Профсоюзная, д. 10
  • Тел.
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: г. Псков, Гдовский, Дедовичский, Дновский, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пыталовский и Струго-Красненский районы Псковской обл.
  • Кафедральные соборы: Троицкий в г. Пскове, Никольский в г. Порхове
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В составе Новгородской епархии

По преданию, первый православный монастырь возник на псковской земле при равноапостольной княгине Ольге, в Выбутах. Издавна Псков и прилежащие земли входили в состав Новгородской епархии, и новгородский архипастырь управлял Псковской землей через наместников.
В Псковской земле возникло несколько десятков монастырей. Церковь чтит память многих преподобных из этих краёв. Среди них преподобномученики Авраамий и Василий Мирожские, Иоасаф Снетогорский, преподобные Евфросин и Серапион Спасо-Елеазаровские, Савва и Корнилий Крыпецкие, Онуфрий Мальский, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Никандр пустынножитель, Псково-Печерские преподобные Иона, Марк, Васса, Лазарь, Корнилий, Симеон и многие другие. Все святые псковской земли чествуются соборной памятью.

После Болотовского договора в 1348 году, когда Новгород отказался от политической власти над Псковом и назвал его «молодшим братом своим», Новгородскому владыке осталось право пользоваться определенными доходами с псковских церквей и духовенства, но оказывать псковичам деятельное пастырское попечение стало затруднительно. Искавшие себе священства зачастую отправлялись не в Новгород, как следовало бы, а в Москву или Литву. К концу XIV-началу веков церковное состояние Пскова было неутешительное: псковские священники не знали церковного устава; не имели исправных богослужебных книг; иногда крестили через обливание; употребляли латинское миро; вдовые иереи женились во второй раз и продолжали священнодействовать; миряне вмешивались в дела монастырские и церковные, сами судили и наказывали духовных.

Во всех нестроениях псковской церковной и духовной жизни сказывалось отсутствие собственного псковского архипастыря и в 1464 году псковичи сделали очередную попытку на вече всем Псковом отправить посольство в Москву с просьбой к великому князю Иоанну III Васильевичу, чтобы «пожаловать свою отчину Псков, велел бы своему отцу-богомольцу, митрополиту Феодосию, поставить владыку во Псков и нашего Псковитянина

». Великий князь отказал в устройстве Псковской кафедры, потому что «
ее искони не бывало
». В отказе великого князя сказалось и давнее недоверие Московской власти к псковичам.

Становление епархии

Геройская оборона Пскова от войска Польского короля Стефана Батория в 1581 году устранила сомнения Московского правительства относительно преданности псковичей. Когда в Российском государстве было учреждено патриаршество, при увеличении числа епархий Псков, как бы в награду за верность, получил себе давно желанного епископа, — независимая Псковская епархия была выделена из Новгородской 26 января 1589 года. Пространство Псковской епархии изначально заключалась в пределах пяти ближайших городов и уездов: Псковского, Изборского, Островского, Опочецкого и Гдовского.

С 6 июля 1616 года — архиепископия. Собор 1682 года постановил разделить Русскую Церковь на 13 митрополий, 6 архиепископий и 49 епископий, в связи с чем Псковская епархия была возведена в достоинство митрополии.

Синодальный период

Первым Псковским архиеерем нового периода стал с 1718 года епископ Феофан (Прокопович), — правая рука царя Петра I в церковном реформаторстве того времени. Епископ Феофан жил в Санкт-Петербурге, для чего устроил там Псковское подворье и жаловался императору, как и прежние Псковские владыки, на самовольство псковичей, когда посадские люди владеют церковными вотчинами и землями и не платят подати. В Пскове при Феофане (Прокоповиче) было приписано к Архиерейскому дому 18 монастырей и 23 церкви (всего 41 церковь), при этом епископ Феофан писал императору что «врученная мне епархия вельми скудна». По учреждении Петром I Псковской провинции, к епархии были приписаны Заволочье, Красное Городище [1] , Пусторжевский (Новоржевский) уезд и Кобылинск. В 1725 году новозавоеванный город Рига с принадлежащим ему уездом был также причислен к Псковской епархии.

В 1733 году открылась Псковская духовная семинария.

Псковский владыка Симон (Тодорский) в середине XVIII века также пребывал в Санкт-Петербурге. Пользуясь его отсутствием и мягкосердечностью, управители в Пскове «производили разные самоуправства, грабежи разбои и взятки

», о чем в Санкт-Петерубрг шли постоянные жалобы от архиерейских крестьян. «
От беспорядков и разорений чинимых оными управителями, канцеляристами и стряпчим Бличкиным с прикащиками, крестьяне бежали, незнамо куда, некоторые знатно за польскую границу
». Однако, в наказаниях епископ Симон был милостив. При нем было отстроено здание семинарии в 1747 году, о которой владыка особо заботился.

В 1760-х годах к Псковской епархии был причислен Великолукский уезд. Со временем преобразования Псковской провинции в губернию с 1773 года, и потом с 1777 года, от Новгородской епархии в наместничество в Псковскую были перечислены города Холм и Порхов с уездами, а от Белорусской — Себеж, Полоцк, Невель, Двинск (ныне Даугавпилс) и Витебск. В 1781 году Гдовский уезд отошел к Санкт-Петербургской епархии, а с 1798 года белорусские города вновь отошли к Белорусской епархии. Из Смоленской епархии с 1787 года в Псковскую был приписан Торопец с уездом.

В 1808 году в епархии было открыто четыре духовных училища: Псковское, Великолукское, Порховское и Торопецкое.

Бывшие под духовной властью архипастырей Псковских Лифляндия и Курляндия в 1850 году отошли к новоустроенной Рижской епархии. С 1849 по 1858 год Рижский архиепископ одновременно управлял Псковской епархией. К началу века границы территории Псковской епархии совпадали с административными границами Псковской губернии.

В 1887 году было основано Псковское епархиальное училище для дочерей духовенства.

К 1895 году священник Василий Триумфов в погосте Бежаницы организовал, по примеру праведного Иоанна Кронштадтского, первое в губернии общество трезвости [2]. В 1905 году архиепископом Арсением была открыта псаломщическая школа, получившая название Арсениевской, организован в 1908 году Церковно-археологический комитет, музей церковных древностей, с его именем связаны и многие другие начинания, призванные способствовать привлечению светских людей к жизни Церкви. При владыке Алексии в 1910-1912 годы был создан Епархиальный комитет трезвости, епископ сам возобновил и возглавил пастырские собрания псковского духовенства, усилил антисектантскую деятельность.

Советский период

После Октябрьского переворота 1917 и победы в России антихристианских сил между новой властью и Церковью возник острейший конфликт, проявившийся и на Псковской земле. В феврале 1919 года большевики вскрывали раку с мощами благоверного князя Всеволода-Гавриила, но почитание верующими святого было столь велико, что власти не решились удалить мощи из собора.

Продвигаемое властями «обновленчество» в Псковской епархии имело мало успеха, — даже в период наивысшего обновленческого подъема епископ Геннадий (Туберозов) оставался верен святителю Тихону и канонической Церкви. Некоторое время из уважения к его летам народ терпел обновленческого «архиепископа» Дмитрия Рождественского, но уже с сентября 1923 года епархию вновь возглавил верный Церкви епископ Варлаам (Ряшенцев). Он пострадал в 1924 году за чудесное обновление множества икон в Псковской епархии, т.к. большевики полагали что это — фальсификация. Как сообщал отдел ОГПУ, в Псковской губернии 336 приходов, 70% являются вполне тихоновскими, а 30% «не решаются открыто избрать определенное направление, но имеют скрытое тяготение в сторону Тихона

». Пока в Троицком соборе служили «обновленческие» священники, храм Михаила Архангела в 1929 году был освящен в кафедральный собор.

В течение 1920-х годов в Псковской губернии были закрыты все 14 монастырей. Такая участь не коснулась только Псково-Печерского монастыря, который оказался на эстонской территории, за рубежом.

Первая пятилетка 1928 года была названа пятилеткой безбожия — проходили антиколокольные кампании, закрывались храмы и перестраивались в мастерские, артели и т. п. Новый виток репрессий против духовенства на Псковской земле начался в начале 1930-х годов и длился почти до начала Великой Отечественной войны. В 1935 году закрыли Троицкий собор, а в 1939 открыли в нем антирелигиозный музей. В январе 1941 года закрыли последний храм в Пскове — церковь Димитрия Мироточивого в Поле.

Всего за период 1918-1940 годов в Псковской епархии, по неполным сведениям, было расстреляно 250 священнослужителей, к разным срокам лишения свободы приговорено около 1000 священноцерковнослужителей, монашествующих и мирян.

За время войны, благодаря деятельности Псковской духовной миссии в условиях немецкой оккупации церковная жизнь возродилась и существование Псковской епархии продолжилось в изменившихся послевоенных условиях. Благодаря деятельности митрополита Псковского Иоанна (Разумова), управлявшего епархией более 30 лет, в ее пределах сохранилось около 80 действующих храмов и монастырь — исключительный случай в СССР.

Новейшее время

Новое возрождение церковной жизни Псковщины последовало с конца советского периода. За годы владычества митрополита Евсевия к концу 2000-х годов в епархии было построено и восстановлено более 100 храмов и часовен, владыка совершил около 250 рукоположений во пресвитера и во диакона. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Спасо-Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром не только Псковской епархии, но и всей России.

25 декабря 2014 года из состава Псковской епархии выделена самостоятельная Великолукская епархия, после чего в ведении первой остались г. Псков, Гдовский, Дедовичский, Дновский, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пыталовский и Струго-Красненский районы на северо-востоке Псковской области. Одновременно Псковская епархия была включена в состав новообразованной Псковской митрополии [3].

Исторические названия

  • Псковская и Изборская (26 января 1589 — 1717) [4]
  • Псковская и Нарвская (1718 — 13 января 1764) [5]
  • Псковская и Рижская (13 января 1764 — 16 октября 1799)
  • Псковская, Лифляндская и Курляндская (16 октября 1799 — 30 апреля 1833)
  • Псковская и Лифляндская (30 апреля 1833 — 11 марта 1850)
  • Псковская и Порховская (11 марта 1850/1858 — упом. 16 сентября 1927)
  • ? Псковская и Великолукская
  • ? Псковская и Торопецкая
  • Псковская и Порховская (упом. 26 мая 1944, упом. 11 ноября 1954 — 3 апреля 1990)
  • Псковская и Великолукская (3 апреля 1990 — 25 декабря 2014)
  • Псковская и Порховская (с 25 декабря 2014)

Статистика

  • 1725 — 140 церквей [6].
  • нач. в. — 38 благочиний (в каждом из 8 уездов губернии по 4-6 округов), 554 погостов и городских церквей, 969 часовен, 1070 священно-церковнослужителей (29 протоиереев, 466 священников, 158 диаконов, 424 псаломщика), 14 монастырей, епархиальная Ильинская община сестер милосердия, 39 богаделен и 4 больницы [6].
  • 1912 — архиерейских домов — 2; церквей — 554, часовен — 969; монастырей — 13 (5 женских), 3 женские общины, 2 монастырских подворья; 1 духовная семинария, 4 духовных училища, 409 церковных школ; библиотек при церквях — 178; больниц — 4, богаделен — 39.
  • 1 января 1958 [7] — 107 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • нач. 1993 — 80 действующих храмов.
  • апрель 2008 — 211 храмов, 108 часовен, 178 священников, 19 диаконов [6].
  • июнь 2015 — 9 монастырей (4 мужских, 5 женских); 159 храмов, 96 часовен; 140 пресвитеров, 15 диаконов; насельников обителей: мужских (включая священство) — 148, женских — 177 чел. [8]

Архиереи

  • Мисаил (апрель 1589 — 21 апреля 1592)
  • Варлаам (Белковский) (1592 — 1595) в/у, митр. Новгородский
  • Геннадий (1595 — 24 августа 1609)
  • Иосиф (упом. в октябре 1610)
  • Сильвестр (11 июля 1613 — 1 декабря 1615)
  • Иоаким (6 июля 1616 — 1623)
  • Павел (12 октября 1623 — 31 декабря 1626)
  • Иоасаф I (1 января 1627 — 6 февраля 1634)
  • Левкий (1634 — 1649) [9]
  • Макарий (1649 — 1684) [10]
  • Арсений (1665 — 1681)
  • Маркелл (1681 — 1690)
  • Иларион (Смирнов) (1 февраля 1691 — 22 июня 1698)
  • Иосиф (Римский-Корсаков) (18 сентября 1698/17 сентября 1699 — январь 1717)
  • Феофан (Прокопович) (2 июня 1718 — 25 июня 1725) [11]
  • Феофилакт (Лопатинский) (1725) [12]
  • Рафаил (Заборовский) (15 августа 1725 — 13 апреля 1731)
  • Варлаам (Леницкий) (13 апреля 1731 — 1738/1739)
  • Стефан (Калиновский) (17 января 1739 — 18 августа 1745)
  • Симон (Тодорский) (18 августа 1745 — 22 февраля 1754)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (2 апреля 1758 — 15 сентября 1761)
  • Гедеон (Криновский) (7 октября 1761 — 22 июня 1763)
  • Иннокентий (Нечаев) (4 октября 1763 — 22 сентября 1770 (1798))
  • Ириней (Клементьевский) (17 октября 1798 — 30 августа 1814)
  • Мефодий (Смирнов) (30 августа 1814 — 2 февраля 1815)
    • Михаил (Десницкий) (15 февраля 1815 — 7 февраля 1816) в/у, архиеп. Черниговский
  • Евгений (Болховитинов) (7 февраля 1816 — 24 января 1822) [13]
  • Евгений (Казанцев) (19 февраля 1822 — 30 сентября 1825)
  • Мефодий (Пишнячевский) (30 сентября 1825 — 10 мая 1834)
  • Нафанаил (Павловский) (12 мая 1834 — 28 июля 1849)
    • Платон (Городецкий) (27 июня 1849 — 15 апреля 1856) в/у, еп. Рижский
  • Евгений (Баженов) (15 апреля 1856 — 29 июня 1862)
  • Феогност (Лебедев) (1862 — 1869)
  • Павел (Доброхотов) (7 июля 1869 — 23 января 1882)
  • Нафанаил (Соборов) (6 марта 1882 — 16 февраля 1885)
  • Ермоген (Добронравин) (9 марта 1885 — 17 августа 1893)
  • Антонин (Державин) (3 сентября 1893 — 2 марта 1902)
    • Герман (Иванов) (1902) в/у, еп. б. Люблинский
  • Сергий (Ланин) (1902 — 1903)
  • Арсений (Стадницкий) (1903 — 5 ноября 1910)
  • Алексий (Молчанов) (1910 — 1912)
    • Геннадий (Туберозов) (1912) в/у, еп. Балахнинский
  • Евсевий (Гроздов) (17 апреля 1912 — 1919)
  • Геннадий (Туберозов) (1919 — 1922)
  • Варлаам (Ряшенцев) (16 сентября 1923 — 13 июля 1927)
    • Николай (Покровский) (24 января 1924 — 1927) в/у, еп. Тобольский
  • Феофан (Туляков) (16 сентября 1927 — 25 ноября 1935)
  • Варлаам (Пикалов) (25 ноября — 13 декабря 1935)
  • Феодор (Яцковский) (13 января 1935 — 24 августа 1936)
    • Николай (Ярушевич) (1936 — 1940) в/у, еп. Петергофский, Луцкий
  • Григорий (Чуков) (26 мая 1944 — 7 сентября 1945)
    • Григорий (Чуков) (7 сентября 1945 — 1949) в/у, митр. Ленинградский
  • Иустин (Мальцев) (20 августа — 20 октября 1949)
    • Григорий (Чуков), 2-й раз (1949 — 11 ноября 1954) в/у, митр. Ленинградский
  • Иоанн (Разумов) (11 ноября 1954 — 6 марта 1959)
    • Иоанн (Разумов) (6 марта 1959 — 21 июня 1960) в/у еп. Берлинский
  • Иоанн (Разумов), 2-й раз (21 июня 1960 — 12 мая 1987)
  • Владимир (Котляров) (12 мая 1987 — 23 февраля 1993)
  • Евсевий (Саввин) (23 февраля 1993 — 14 мая 2018)
  • Тихон (Шевкунов) (с 14 мая 2018)
  • LiveInternetLiveInternet

    Цитата сообщения Роман_Торчагин

    Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
    Псковская миссия: Церковь была с народом
    Ксения Лученко

    Фильм «Поп», выходящий на экраны в апреле, — повод начать серьезный разговор о Церкви и народе в годы войны. Псковская миссия – одна из самых трагических и героических страниц истории Второй мировой. Сегодня мы предлагаем интервью с историком Константином Обозным, автором книги «История псковской православной миссии» — наиболее полного исследования этой темы.

    Патриарший Экзарх Прибалтики митрополит

    Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский).

    — Константин, автор романа «Поп» Александр Сегень называет Вас одним из консультантов, помогавших ему в работе. Согласны ли Вы с его видением Псковской миссии и взглядов, настроений ее членов?

    — Произведение Александра Сегеня художественное по замыслу, поэтому не стоит слишком строго относиться к некоторым расхождениям в историческом плане. В тоже время, примечателен тот факт, что центральная линия книги автором создана полностью на основе воспоминаний члена Псковской Миссии протоиерея Алексия Ионова «Записки миссионера».

    Довольно проблемным в книге, на мой взгляд, является утверждение о том, что Псковская Православная Миссия — детище немецких оккупантов. На самом деле Псковская Миссия не была учреждена по инициативе немецких властей, тем более к этому абсолютно не был причастен Адольф Гитлер. По этому вопросу известен целый блок документов оккупационных властей, где раскрывается их подлинное отношение к церковному возрождению. Без начавшегося стихийно церковного возрождения на занятых немцами советских территориях, не могло быть и Миссии. Экзарх Сергий стараясь помочь мирному населению и поддержать этот духовный подъем, начинает трудные переговоры по учреждению Псковской Миссии. Немцы не инициировали создание Миссии, а скорее пошли на уступку митрополиту Сергию (Воскресенскому), который и является основным «виновником» создания Миссии. Конечно, без разрешения оккупационных властей деятельность Миссии была бы невозможна, но акценты должны быть расставлены верно, иначе мы придем к той же схеме, о которой так единодушно писали советские историки — немецкие спецслужбы учредили Миссию, чтобы использовать церковь в порабощении русского народа и шпионской, предательской деятельности. Фигура немецкого полковника, который якобы послан самим Гитлером на Псковщину, выглядит неправдоподобно. Конечно, могли быть (и были) немецкие офицеры и солдаты, которые уважительно и даже с симпатией относились к Православной Церкви, но вряд ли были специальные эмиссары, посланные самим фюрером.

    Небольшая неточность с главным героем, который взял с собой матушку в миссионерскую поездку в Псков. Первая группа миссионеров, которая прибыла из Риги в Псков 18 августа 1941 года, состояла только из священников и псаломщиков всего 15 человек. В миссионерскую поездку не брали жен и детей. Сами священники не знали, что их ждет в Пскове (тем более экзарх Сергий одному их миссионеров на подобную просьбу — взять с собой матушку, благословения не дал). Это был крайне рискованный шаг. Некоторые миссионеры, после того, как устроились на местах своего служения, привезли семьи из Латвии, но это был 1942-1943 годы. Например, отец Георгий Тайлов. Жены и младенцы отцов Георгия Бенигсена, Алексия Ионова и других все время служения их мужей в Псковской Миссии оставались в Риге.

    Протоиерей Георгий Тайлов

    — член Псковской Миссии

    (фото периода начала 1990-х гг.),

    в 1943-1944 гг. являлся благочинным

    Пушкиногорского округа

    По поводу исповеди, которую главный герой принимает у юного партизана. Если учесть, что батюшка просвещенный и настоящий христианин, он не мог на исповеди сказать, что убивать немца или предателя это не грех. Это могло быть в другой форме. В Византийской империи православные воины, защищавшие свое отечество и Православие от неверных, и убившие врага в бою подвергались епитимьи, то есть проходили покаянный период, что бы вновь невозбранно участвовать в таинстве Евхаристии. Ведь убийство человека (независимо от того, кто он по отношению к нам) всегда остается актом духовным и противоестественным одновременно, разрушающим личность убийцы, а потому всегда есть грех.

    В финальной части книги также есть место, вызывающее отторжение. Совершенно непонятны и даже фальшивы слова главного героя, батюшки, который вернулся из исправительно-трудового лагеря, о том, что при Сталине войну выиграли (читай под мудрым руководством Вождя), и для Церкви он дал послабление. Такие люди прекрасно понимали, чего стоят все эти «перемены», и никакой даже тени пиетета не могло быть перед советским руководством. Не следует забывать, что главный герой не был советским человеком, он приехал на псковскую землю из Прибалтики, где духовенство ни в предвоенные годы, ни после окончания войны в массе своей не отличались лояльностью к сталинскому режиму. Это заявление может показаться слишком категоричным. У меня для этого есть основания, так как мне посчастливилось познакомиться с некоторыми членами Псковской Миссии, их потомками, учениками, которые в отношении роли Сталина в судьбе России и Европы отличаются христианской трезвенностью — зло должно быть названо своим именем!

    — Насколько созданные Сегенем образы выеденных под своими настоящими именами членов Псковской миссии совпадают с документальными источниками, с реальными людьми?

    Протопресвитер Кирилл Зайц. весна 1944 года. Шяуляй,Литва

    (в этот период отец Кирилл возглавлял деятельность Внутренней Православной Миссии в Литве).

    С 1 декабря 1941 по февраль 1944 гг. протопресвитер Кирилл Зайц — начальник Управления

    «Православной Миссии в освобожденных областях России» с центром в Пскове

    — Автор книги действительно вывел образы нескольких реальных исторических лиц — это экзарх Сергий (Воскресенский), из руководства Миссии — протопресвитер Кирилл Зайц, священник Георгий Бенигсен, протоиерей Сергий Ефимов. Говорить о некоторой идентичности художественных образов с реальными историческими фигурами сложно, учитывая

    Протоиерей Сергий Ефимов

    — начальник Управления «Православной Миссии

    в освобожденных областях России»

    в августе-сентябре 1941 года

    (фото периода конец 1950-начало 1960-х гг.)

    тот факт, что мы имеем дело с художественным произведением, а не научным трудом. Вполне естественно, что автор свое отношение, концепт человека начала 21 столетия, вольно или невольно передает своим героям. Большинство наших соотечественников в возрасте от 40 лет в процессе формировании личности подвергались сильнейшему влиянию коммунистической идеологии (даже если не были «идейными»), которое до сих пор действует в нас, в том числе и в тех, кто вошел в церковную ограду… Но этого влияния был начисто лишены, а потому были более свободны чем мы, такие люди как Кирилл Зайц, Алексей Ионов, Георгий Бенигсен. Именно поэтому передать их точные портреты современному писателю очень и очень сложно. Это же касается и самого митрополита Сергия (Воскресенского), фигуры масштабной, сложной, иногда противоречивой. В отношении личности и роли экзарха всегда есть соблазн — изобразить его как немецкого приспешника, либо наоборот как просоветского епископа, агента советской разведки и т.д. На мой взгляд, Сергий (Воскресенский) не был ни первым, ни вторым.

    И в одном, и в другом случае, церковная деятельность экзарха не смогла бы принести столько важных духовных плодов. При этом нужно отдать должное замечательному организационному таланту, мудрости, дипломатическому такту, но главное — христианской твердости и преданности Церкви, то есть своей пастве, за которую он и взошел на свою Голгофу. О самой гибели митрополита Сергия так же нет однозначной версии. Большинство современных исследователей считают, что убийство главы Прибалтийского Экзархата было подготовлено и осуществлено немецкими спецслужбами. Однако есть некоторые факты, которые допускают возможность и другой версии событий. Риторическим в этой связи выглядит вопрос о судьбе экзарха, если бы он оказался на территории, освобожденной от немецких захватчиков.

    — История Псковской миссии — одна из самых болезненных тем в истории Русской Церкви XX века. Не все могут купить и прочесть Вашу монографию или другие исследования. При этом у многих сложилось стереотипное видение ситуации. Может быть, Вы можете кратко сформулировать, чем в действительности являлась Псковская миссия, в каких отношениях состояло ее руководство и члены с командованием Вермахта и Советской властью?

    — В кратком интервью ответить на подобный вопрос непросто. Как уже было сказано выше, Псковская Православная Миссия явилась ответом церковного руководства Прибалтийского экзархата на вопрошание и мольбы верующих оккупированного Северо-Запада России прислать священнослужителей, таким образом поддержать и направить в церковное русло стихийный духовный подъем среди мирного населения (отмеченный в том числе в сводках немецких информационных служб). Таким образом, Псковская Миссия призвана была возродить церковную структуру — решить задачу восстановления православных приходов (до начала войны на территории действия Псковской Миссии действовало не более 10 православных храмов), объединенных в благочиния. Силами самих мирян проводился ремонт и подготовка храмов к богослужению. Кроме того, сотрудники Миссии активно занимались делом христианского просвещения, научения в вере, проповедью Евангелия, как среди детей и молодежи, так и среди взрослых прихожан. Создавались молодежные христианские кружки, церковные школы, приходские библиотеки, проводились катехизические встречи и внебогослужебные беседы с прихожанами. На приходах проводилась благотворительная работа, в том числе оказывалась материальная и духовная помощь военнопленным красноармейцам. При храмах создавались приюты для бездомных и сирот. В этой многогранной деятельности Псковской Миссии (особенно в деле миссии и христианского просвещения) активное участие принимали миряне миссионеры, которые прибыли из Латвии и Эстонии (Печеры). Большинство из них прошли свой путь христианского и церковного возмужания, активно участвуя в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения, филиал которого действовал в 20-30-е гг. в Прибалтике

    Протоиерей Николай Колиберский

    — начальник Управления «Православной Миссии

    в освобожденных областях России»

    в октябре-ноябре 1941 года

    Руководство Псковской Миссии и ее члены, поскольку действовали на оккупированной территории вполне легально, должны были входить в отношения с оккупационными властями по различным вопросам, так как буквально на все необходимо было разрешение военного коменданта и других ведомств оккупационных властей (от права перемещаться по занятой оккупантами территории, для чего необходимо было получить пропуск, до открытия храмов и учреждения при них школ и приютов).

    По словам протоиерея Алексия Ионова, православные священнослужители к немецким властям относились как к злу, но к злу меньшему. Для большинства священнослужителей и мирян оба режима и немецкий, и советский — режимы не просто тоталитарные, но режимы антихристианские, античеловеческие, и потому это зло. Однако по сравнению с советским строем, для многих членов Миссии немецкие оккупационные власти, в отличие от советских властей, были меньшим злом, так как не препятствовали восстановлению церковной жизни, проповеди Евангелия, духовному окормлению мирного населения. Конечно, немецкая пропаганда старалась использовать этот факт в своих целях, всячески подчеркивая толерантность и веротерпимость Великой Германии, которая якобы призвана Богом «освободить» Россию от коммунистического владычества. В свои пропагандистские «игры» оккупационный режим пытался вовлечь и представителей Православной Церкви. чего необходимо было получитиитиь пропуск, по занятой территории вопросам, так как буквально на все было необходимо разрешен

    Таким образом, можно сказать, что руководство Псковской Миссии и ее сотрудники были вынуждены вступать в контакт с оккупационной властью (кто-то употребит слово «сотрудничать») для того, чтобы открыто совершать служение, поддержать свою паству в тяжелые военные годы и помочь русскому народу вернуться к Богу и в Церковь. Для человека нецерковного последние доводы совершенно неубедительны — не только в советские годы, но и сегодня можно слышать мнение, что ничем нельзя «оправдать» православных священников, которые служили с разрешения немецких оккупантов. Вряд ли кто-то задумывается, что если бы на оккупированных территориях не было легального служения в православных храмах, которое совершалось священнослужителями входящих в Московскую Патриархию, то этот духовный вакуум был бы заполнен иными религиозными течениями, сектантскими и нехристианскими группами. Кстати именно об этом мечтал фюрер.

    Служение Псковской Православной Миссии никоим образом не преследовало цели оккупационного режима, ведь для последнего желательно было иметь дело с слабым раздробленным, враждующим внутри себя народом, которым легко управлять. Именно Православная Церковь собрала на оккупированной территории постсоветское население в народ Божий. Именно Церковь, следующая за Христом, сплотила русский народ и помогла выстоять ему в войне. В этом ключе, становится понятно, насколько легковесными оказываются тезисы о «великой» роли НКВД, коммунистической партии, генералиссимуса Сталина в деле победы.

    Возвращаясь к теме сотрудничества членов Псковской Миссии с оккупационными властями, хочется отметить, что целый ряд фактов свидетельствуют о непростых отношениях Православной Церкви с немецким оккупационным режимом. За внешней лояльностью и подчеркнутым уважением скрывалось недоверие и раздражение. Это касалось и отношения немецкого руководства к экзарху Сергию, запрет на преподавание уроков Закона Божия в школах, попытки перевести церковную жизнь на новый календарь, препятствия, которые чинились в деле духовного и материального попечения о военнопленных, наконец, аресты священно и церковнослужителей, и неусыпный контроль за деятельностью Миссии.

    Псковский кафедральный Свято-Троицкий собор

    в период немецкой оккупации

    Наиболее тяжким обвинением в адрес сотрудников Псковской Миссии было и остается предательская деятельность — сбор информации о советском подполье и партизанском движении, выдача немецким властям советских патриотов и т.п. Приверженцев такой точки зрения можно сегодня встретить, к сожалению, и в церковных кругах. Если бы Псковская Миссия была не церковным учреждением, а шпионской организацией, то вряд ли церковное возрождение вообще могло состояться и принести столь обильные плоды. Серьезным доводом в несправедливости и ложности подобных обвинений является реабилитация (1956 г.) священнослужителей Псковской Миссии, которые были осуждены в 1944-1945 гг. за якобы предательскую, шпионскую деятельность.

    Взаимоотношения Псковской Миссии и советской власти так же являются одной из «болевых точек» этой темы. На первый взгляд уместно — какие могут быть отношения, если Псковская Православная Миссия действовала на территориях оккупированных немецкими войсками? Во-первых, советское руководство было хорошо осведомлено о процессах церковного возрождения на оккупированных территориях. В научных кругах есть мнение, что именно это стало в 1943 году одной из важных причин начала нового курса церковно-государственных отношений в СССР. Во-вторых, на оккупированных территориях Северо-Запада России полномочными представителями советской власти были партизанские соединения, действовавшие под руководством ЛШПД (Ленинградский штаб партизанского движения). В каждом партизанском отряде были так называемые оргтройки, в функции которых входили следующие задачи — сбор продуктов, одежды и материальных ценностей у местного населения, агитация и пропаганда (распространение газет, листовок, обращений советского правительства и т.п.). Кроме этого оргтройки обладали судебной и исполнительной властью, то есть выносили приговор и приводили его в исполнение в отношении тех, кто нарушал советские законы, занимался антисоветской деятельностью, сотрудничал с оккупантами. Как правило, членами оргтройки были руководители партийных организаций, сотрудники прокуратуры и милиции, то есть те, кто и в довоенные годы так или иначе был связан с репрессиями, в том числе в отношении православного епископата, клириков и мирян. Военные условия создавали ситуацию чрезвычайную (на войну можно было многое списать), когда от рук представителей оргтроек погибали совершенно невинные люди. Священнослужители на оккупированной территории, открывающие храмы по разрешению оккупационных властей, автоматически попадали в разряд изменников и коллаборационистов. Доподлинно известно о двух случаях убийства священнослужителей партизанами на территории, окормляемой Псковской Миссией. Статистика о погибших по приговору оргтроек церковнослужителей, старост и мирян на Северо-Западе России отсутствует.

    Начиная с 1943 года, все больше и больше появляется фактов о лояльном отношении партизанских соединений к Псковской Миссии. Это объясняется различными причинами. Именно в этом году происходит изменение официальной политики советского правительства к Православной Церкви, естественно эта новость распространялась и на оккупированной немецкими войсками территории. Именно этот год становится переломным в войне, оккупационная политика нацистов ужесточается, в том числе начинаются массовые вывозы трудоспособного мирного населения в Европу и Германию. Многие предпочитали остаться на родине и спасались от угона на чужбину в партизанских отрядах. Именно это способствовало тому, что в партизанских соединениях возрос процент местного населения, которое не понаслышке знало о трудах духовенства Псковской Миссии.

    Крестный ход под стенами кафедрального собора в Пскове, 1943 год

    Наконец, последнее на что нужно обратить внимание в этом направлении — мы сталкиваемся с знаковым противоречием, которое помогает еще раз понять антинародную сущность советской власти. После освобождения Северо-Запада России и Прибалтики от немецких войск наиболее активные и ревностные члены Псковской Миссии (некоторых из них до сих пор помнят благодарные псковичи старшего возраста) были арестованы сотрудниками СМЕРШа и осуждены на долгие сроки заключения в сталинских лагерях. Это были лучшие из лучших, тот кто служил Богу и ближнему не жалея себя, своего благополучия и даже жизни. Именно они были так страшны для советской власти, для незыблемости тоталитарного строя, потому что помогли народу избавиться от леденящего страха, обрести духовную свободу через обретение истинной веры и жизни во Христе. Здесь, кстати хорошо видно и то, что роднит советский и нацистский строй.

    Члены Псковской Православной Миссии на территории Псковского кремля, 1943 год

    (Константин Кравченок, Ростислав Полчанинов, Раиса Матвеева, Николай Сабуров,

    Ольга Кошко, археолог из Новгорода — предположительно Василий Пономарев ?)

    — Как сложилась судьба священников Псковской миссии после войны? Какой процент остался в СССР, какой — уехал в эмиграцию? Как церковное руководство в последующие годы относилось к бывшим членам псковской миссии, оставшимся в СССР? В церковной среде был велик авторитет, например, архимандрита Кирилла (Начиса), как складывались его отношения с властями — церковными и советскими? Как он рассказывал о псковской миссии?

    — В основном послевоенная судьба членов Псковской Миссии (священнослужителей и мирян) сложилась в трех направлениях —

    1. выехали в 1944 году на Запад примерно 15-20 человек

    2. остались на родине и были репрессированы в 1944-1952 гг. 60-65 человек

    3. остались на родине и не подверглись репрессиям 80-85 человек

    Из первой группы можно выделить протоиерея Иоанна Легкого, который в Псковской Миссии являлся благочинным Гдовского округа, в эмиграции почил в сане епископа

    Протоиерей Алексий Ионов — член Псковской Миссии,

    благочинный Островского округа (1941-1943 гг.),

    автор воспоминаний «Записки миссионера»

    Рокландского в 1995 году. Многие члены Псковской Миссии оказавшись на Западе продолжали свое миссионерское служение для русских беженцев-эмигрантов второй волны — протоиерей Георгий Бенигсен, протоиерей Алексий Ионов, протоиерей Феодор Михайлов и другие.

    Статистические выкладки страдают неточностью, поскольку жизненный путь некоторых членов Миссии до конца невыяснен: следы некоторых сотрудников Миссии теряются в ходе тотальной эвакуации в Прибалтику, о некоторых членах Миссии известно, что они были арестованы, но дальнейшая информация начисто отсутствует. Так же затрудняет исследование тот факт, что аресты некоторых членов Миссии продолжались вплоть до смерти Сталина.

    Миссионеры-священники из третьей группы, те кто не подвергся арестам, постоянно находились в состоянии ожидания, они не были застрахованы от притеснений безбожной власти, лишения регистрации, шантажа, давления и пр. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Псковской области в своих отчетах в послевоенные годы неоднократно подчеркивал, что духовенство, служившее на оккупированных территориях, требует особого внимания со стороны советской власти. Советская власть не доверяла, а, говоря точнее, и побаивалась священнослужителей из Псковской Миссии.

    Особенно нелегко приходилось тем священникам из Миссии, кто после освобождения из лагерей возвращался на родину, к своим семьям. Нередко таким священнослужителям местные власти, прежде всего уполномоченный Совета по делам РПЦ, старались всячески помешать вновь вернуться к служению в Церкви, а если выделялись места, то это были, как правило, сельские отдаленные малочисленные приходы.

    Несмотря на это, именно эти священники составляли цвет Русской Православной Церкви в северо-западных областях и Прибалтике — протоиерей Сергий Ефимов, протоиерей Иаков Начис, протоиерей Николай Трубецкой, протоиерей Николай Шенрок, протоиерей Константин Шаховской, протоиерей Ливерий Воронов, протоиерей Георгий Тайлов, архимандрит Кирилл (Начис).

    Они снискали заслуженную любовь у паствы и уважение у иерархов. При этом, мне посчастливилось познакомиться с некоторыми из них, или с потомками псковских миссионеров. Все это были люди не только самоотверженные и преданные Христу, но и чрезвычайно скромные и аскетичные в повседневной жизни. Архимандрит Кирилл, например, рассказывая о миссионерских поездках со своим старшим братом по оккупированной Псковщине, подчеркивал, что ничего особенного они не делали — крестили, отпевали, совершали богослужения и освящения храмов. Все как обычно в священнической практике, вот только заплатить за несение этого подвига членам Миссии пришлось здоровьем, свободой, а кому то и самой жизнью.

    Мое личное соприкосновение с их опытом христианской жизни и миссионерского служения я расцениваю как великую милость и дар от Господа.

    Редакция благодарит Константина Обозного за предоставленные фотографии.

    https://www.taday.ru/text/358904.html

    Монастыри

    • Владимирецкий Введенский (женский)
    • Крыпецкий (мужской)
    • Мирожский (мужской)
    • Никандровский (мужской)
    • Псково-Печерский (мужской)
    • Симанский (женский)
    • Снетогорский (женский)
    • Спасо-Елеазаровский (женский)
    • Творожковский Троицкий (женский)

    Недействующие:

    • Великопустынский (мужской)
    • Иоанно-Предтеченский (женский)
    • Мальский Спасо-Рождественский (мужской, с 2000 года восстанавливается как скит Псково-Печерского монастыря)

    Русская Православная Церковь

    Входит в состав Псковской митрополии

    Учреждена в 1589 г. (выделена в самостоятельную из состава Новгородской епархии). Первоначально включала пять ближайших к Пскову городов и уездов: Псковский, Изборский, Островский, Опочецкий и Гдовский. В 60-х гг. XVIII в. к епархии был причислен Великолукский уезд.

    Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 118) из состава епархии выделена Великолукская епархия. Псковская епархия включена в состав Псковской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Псковский и Порховский».

    Епархия сегодня(по состоянию на октябрь 2020 года)

    Благочиния и благочинные

    • Гдовское — иеромонах Иннокентий (Селезнёв Сергей Вячеславович)
    • Псковское районное — протоиерей Георгий Быков
    • Псковское городское — священник Михаил Федоров
    • Порховское — священник Виктор Шелухов
    • Островское — священник Роман Павлов
    • Плюсское — протоиерей Александр Тимофеев
    • Пыталовское — игумен Тимофей (Казаков)
    • Печорское — протоиерей Владимир Семиндяев
    • Монастырское — иеромонах Иннокентий (Селезнёв Сергей Вячеславович)

    Монастыри

    мужские:

    • Успенский Псково-Печерский 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5; тел.: (81148) 2-18-39, 2-21-45наместник — митрополит Тихон (Шевкунов Георгий Александрович)
    • Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий 181111, Псковская обл., Псковский р-н, п. Крипецкое; тел. +7911 378-36-55 и.о. наместника — иеромонах Всеволод (Сиканов Владислав Валериевич)
    • Спасо-Преображенский Мирожский 180002, г. Псков, Мирожская набережная, д. 2; тел.: +7911 691-12-34, и.о. наместника — иеромонах Серафим (Козулин Александр Викторович)
    • Благовещенский Никандровский 182648, Псковская обл., Порховский р-н, Дубровенская волость, п/о Загоска, с. Любовец; тел., (81134) 6-23-45 наместник — игумен Спиридон (Иващенко Сергей Ильич)

    женские:

    • Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский 180020, г. Псков, Овсище, Снятная гора, 1; тел. (8112) 75-01-25 настоятельница — игумения Рафаила (Позигунова Виктория Викторовна)
    • Спасо-Казанский 181350, Псковская обл., г. Остров, ул. М. Пионерская, 82-3; тел.: (81152) 3-65-17,, настоятельница — игумения Маркелла (Павлова Людмила Викторовна)
    • Спасо-Елеазаровский 181223, Псковская обл., Псковский р-н, п/о Елизарово, с. Елизарово; тел. (81126) 7-95-58 и. о. настоятельницы — монахиня Мария (Корх Анна Юрьевна)
    • Введенский 181327 Псковская обл., Островский р-н, п/о Сигорицы, с. Владимирец; тел. (81152) 9-82-18 и.о. настоятельницы — монахиня Антонина (Фатеева Надежда Кузьминична)
    • Свято-Троицкий Творожковский 181138, Псковская обл., Стругокрасненский р-н, с. Финёва Гора; тел. (81132) 5-61-07 настоятельница — игумения Магдалина (Бусыгина Наталья Евгеньевна)

    В епархии насчитывается 159 храмов и 96 часовен.

    Количество клириков и монашествующих

    • пресвитеров — 191
    • диаконов — 25

    Число насельников обителей

    • мужских (включая священство) — 137
    • женских — 185

    Епархиальные СМИ

    • официальный сайт Псковской митрополии

    Учебные заведения

    • Свято-Тихоновская православная гимназия г. Псков, Красноармейская набережная, 17/1; тел.: (8112) 20-10-31, 20-10-32
    • Заочное отделение Санкт-Петербургской духовной академии при Псково-Печерском монастыре

    ***

    Псково-Печерский монастырь

    Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

    Икона «Спас Елеазаровский»

    Троицкий собор Псковского кремля

    Псковская духовная семинария

    Памятник святой равноапостольной Ольге, великой княгине Российской, в Пскове
    Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь

    Литература

    • Храмы и монастыри губернского Пскова. Сборник дореволюционных публикаций
      , Псков, Псковская областная типография, 2005.
    • Толстой, М. В., Святыни и древности Пскова
      , Москва, 1861.
    • Смиречанский, В. Д., Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии
      , чч. 1-2, Псков, 1875-1895.
    • Василев, И. И., Опыт географическо-статистического словаря Псковской губернии
      , вып. 1-3, Псков, 1882-1896.
    • Василев, И. И., Историко-статистический указатель города Пскова
      , Псков, 1889.
    • Василев, И. И., Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей
      , СПб., 1898.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]