Житие и творческое наследие святителя Филарета Московского, тексты молитв


ФИО:Дроздов Василий Михайлович
Дата рождения:06.01.1783
Место рождения:Коломна
Знак зодиака:Козерог
Деятельность:Епископ, архиепископ, митрополит, академик
Дата смерти:01.12.1867 (84 года)

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) – один из выдающихся религиозных и государственных деятелей своего времени. С его мнением считались не только министры, но и государи великой Российской империи.

Митрополит Филарет

Рождение Филарета Дроздова

Будущий святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, был первенцем в семье диакона коломенского Успенского собора о. Михаила Дроздова и его жены Евдокии Никитичны, урожденной Филипповой. Он появился на свет в доме дедушки по матери 26 декабря (по старому стилю) 1782 года, поскольку его молодые родители еще не успели обзавестись собственным жилищем. 1 января 1783 года младенца окрестили и нарекли ему имя Василий, в честь свт. Василия Кесарийского.

Первое время своего младенчества мальчик провел в доме дедушки, о. Никиты, который служил в Богоявленской церкви, сохранившейся до наших дней (более того, храм не закрывался и в советские годы). Потом Михаила Федоровича Дроздова рукоположили во иереи к Троицкой коломенской церкви, и в небольшом доме рядом с этим храмом Василий жил с родителями до девяти лет. В этот же период родилась его сестра Ольга, впоследствии вышедшая замуж за Иродиона Степановича Сергиевского, с 1816 года — настоятеля Успенского собора Коломны. Брат Никита и сестра Агриппина появились на свет уже в 1790-е годы, когда Василий учился в семинарии. Ни брата, ни сестер святитель никогда не оставлял своим попечением.

Личная жизнь

Как принявший монашеский подвиг, он, конечно же, не мог иметь семью и детей. Но у него было много родственников, в жизни которых он принимал активное участие. Сестра Агриппина Михайловна Дроздова (в замужестве Богоявленская) и брат Никита Михайлович Дроздов имели много детей, судьба которых была небезразлична митрополиту Филарету. Многих из своих племянников и племянниц он женил или выдал замуж за достойных людей. Один из его потомков — всеми любимый телеведущий Николай Николаевич Дроздов, который много лет вел программу «В мире животных». Митрополит Филарет приходится ему двоюродным прапрадедом.

Семейная наследственность рода Святителя Филарета

Род митрополита Филарета и с отцовской, и с материнской стороны был, что называется, «левитским». И деды, и прадеды его служили престолу Божию. Примечательна личность деда святителя по отцу, о. Феодора. Состарившись, он «сдал» приход на руки сыну, а сам всецело погрузился в молитву — т. е. переходить в мир иной он начал задолго до своей физической смерти. Причем, не имея по бедности часов, о. Феодор отмерял время своей келейной молитвы, которую совершал трижды в день, горением церковной восковой свечи.

Вообще, скудость в семействе Дроздовых была весьма ощутительной. Мы разумеем здесь и «молодых» Дроздовых, родителей святителя Филарета. В особенности тяжело пришлось им в первое время после назначения о. Михаила к Троицкой церкви. Прихожане желали видеть настоятелем совсем другого священника (не вообще другого, а конкретного другого) и встретили о. Михаила с откровенным недружелюбием. Предубежденные против него, они как бы в отместку уменьшили до самых мизерных сумм свои церковные траты. Пожертвования за требы сделались столь ничтожны, что содержать дом на них не было почти никакой возможности.

Но о. Михаил, несмотря на свою молодость, достойно нес испытание. Материальная нужда, даже прямые лишения, которые он терпел от жестоковыйности своих прихожан, не охладили и не озлобили его. И вскоре люди, видя, что священник печется в первую очередь об их благе, во всякое время дня и ночи готов идти исповедовать, причащать, соборовать, напутствовать умирающих и утешать скорбящих, переменили свое отношение к нему. Постепенно прорастали зерна раскаяния и любви. Но, конечно, обильного «финансового» плода они принести не могли: прихожане Троицкой церкви были в массе своей не слишком состоятельны.

Смиренный христианин

Святитель был ревностным и внимательным христианином. Обычно он совершал Литургию по праздничным и воскресным дням, за исключением редких случаев болезни или особенных случаев. К Богослужению Владыка Филарет готовился тщательно, в обязательном порядке вычитывая правило ко Причастию.

Филарет Дроздов не любил похвал, хотя бы они были искренними. Часто он просил: “не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин”. Внутренняя жизнь Владыки была скрыта ото всех, даже и от келейника. Святитель не позволял служке присутствовать при умывании, не то чтобы открывать сокровенную, молитвенную, часть жизни.

Святителя Филарета называли “Московским Златоустом”. Проповеди свои он всегда читал с листа, не осмеливаясь импровизировать. Однако его современники замечают, что делал так Владыка лишь из глубокого смирения, и что обычная его речь отличалась мудростью и красотой слога.

Юность Филарета

Как видим, детские годы будущего митрополита прошли в весьма стесненных условиях. Но общее устроение семьи, искреннее благочестие матери и отца претворяли самую бедность в важнейший фактор воспитания. И, конечно, с самых малых лет Вася приучался к церковной службе. Едва понимая ход богослужения, он уже видел в нем — пусть очень по-детски — какую-то особую поэзию. Однажды, например, он, стоя с матерью в храме, заметил, как поднимают паникадило, потушив свечи (паникадило опускалось и поднималось на блоке, чтобы зажигать свечи в начале службы и гасить в конце). Наблюдая за этим процессом — уже, верно, не раз виденным — мальчик поделился с матерью своим пониманием его:

«Мама, скоро кончится служба, молитва к Богу пошла».

Со всем тем митрополит Филарет никогда не забывал о том, что родители его живут в нужде и, уехав из родного дома в 1799 году (после закрытия Коломенской семинарии он перевелся в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию), всегда старался помогать им. Сначала это были скромные «утешения» — деревянные ложки сергиево-посадского изготовления или холст для домашнего обихода. Потом, уже получая постоянное жалованье, Филарет смог посылать семейству и деньги, причем посылки эти обставлял со всей возможной деликатностью. Вот отрывок одного из «сопроводительных» писем к отцу:

«Граф П. А. Строганов, благодаря меня письмом за проповедь, говоренную при гробе его покойного родителя, прислал в то же время триста рублей. Не имея в них большой нужды и не умея беречь, я решился послать их к вам… Они будут полезны вам…»

Напротив, пособие от родителей святитель принимать совестился, даже когда, будучи семинаристом, имел в нем крайнюю нужду. Он прекрасно знал, что не от избытка дается ему, а от скудости отрывается. Вот как он писал родным:

«Ваши ко мне милости столь велики, что я боюсь, дабы не были они для вас тягостны. Прошу вас умерить вашу щедрость».

Смерть родителей митрополита Филарета

Отец Михаил не застал своего первенца в архиерейском сане. Он умер в 1816 году, когда свт. Филарет был еще архимандритом, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Сын как мог поддерживал отца в его болезни, а после его кончины трогательно заботился о матери. Филарет писал после смерти отца:

«Недоведомое нечто, ознакомило меня с несчастием, которым было угодно Богу посетить нас, еще прежде, нежели оно сбылось. Долго было бы пересказывать вам чувствования, которые имел я по временам: благодарение Промыслу, что предварительной скорбью приготовлен я, чтобы перенести совершившийся удар. Да будет воля Его во всем; должно и всем готовиться вслед за тем, о ком теперь проливаем слезы… Прошу покорнейше писать ко мне все, что вздумаете, к успокоению вашему и общему утешению. Бог терпения и утешения с вами, возверзем на Него печаль нашу…»

Когда Евдокия Никитична совсем состарилась, митрополит Филарет устроил ее переезд в Москву и поселил подле себя. Жизнеописатель святителя Филарета, имевший возможность наблюдать его частную жизнь, так пишет:

«Трогательная картина, дряхлая старушка мать пред старцем сыном. С какою любовью приобщает сын! С какою верою приобщается мать! Какою благодарностью к Богу горят в них сердца, как легко несется молитва их к Искупителю Христу… Нередко видали его по частым недугам своей матери торопливо идущим к ее домику через пространный двор в глухую ночь или зимнюю стужу с пособием пастырской молитвы и сыновней любви. Крепкий духом, он забывал немощи своей дряхлеющей плоти. Мирно покорный судьбам Божиим, он, не смущаясь кончиною ее, без рыданий принял последний вздох усопшей, без рыданий отдал последний долг отшедшей из времени в вечность. Твердо бодрствуя на молитве поминовения и погребения, обрел в душе своей силы встретить гроб на кладбище, проводить до могилы, посыпать перстью персть и кротко сиротливо возвратиться в свою келлию к обычным трудам и подвигам. В урочные дни поминовений он каждогодно посещал Пятницкое кладбище, где сложена земная одежда взятой из житейского мира души».

Наделенный выдающимися способностями, святитель быстро сделал церковную «карьеру». В 1808 году он принимает монашеский постриг, а уже в 1817 году, через год после смерти батюшки, отца Филарета хиротонисали во епископа, еще через два года он становится архиепископом на Тверской кафедре и членом Святейшего Синода. Все эти годы не прерывалась его переписка с дедушкой, который пристально следил за духовным развитием внука и радовался его успехам. В 1821 году случилось знаменательное событие: владыка Филарет (Дроздов), которого иерей Никита носил на руках младенцем, стал архиепископом Московским и Коломенским.

Литературное наследие

Круг вопросов, рассмотренных митрополитом в его произведениях, достаточно широк. Он писал и научные трактаты, и пособия, предназначенные для простого читателя. Среди прочих творений уместно отметить: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Слова и речи, Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных, Учение о семейной жизни, Толкование на Книгу Бытия, Молитвы, Начатки христианского учения или краткая Священная История, Мысли и изречения, Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью, Значение церковной молитвы о соединении церквей, Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями, О стологадании, О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания и др.

Святитель Филарет Митрополит Московский — земная слава

В сан митрополита отец Филарет был возведен в 1826 году. К его советам прислушивались императоры, а он пережил троих: Александра I, Николая I и Александра II, и при всех занимал выдающееся место не только в ряду иерархов Русской церкви, но и в ряду государственных деятелей — министров, губернаторов и генералов.

С именем Филарета тесно связана отмена крепостного права в России. Именно он составил Манифест царя Александра II к народу, обнародованный 19 февраля 1861 года и успокоивший крестьян, сразу не понявших сути грядущих перемен.

В пору уже глубокой старости он служил Божественную литургию каждое воскресенье, пока болезнь окончательно не приковала его к постели. Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь тихим голосом. Архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши…». — «Смелости не достает», — ответил со смирением проповедник.

По его благословению и под его надзором профессора Духовной академии стали переводить на русский язык творения святых отцов.

Любимым детищем Филарета стал Гефсиманский скит, устроенный в десяти километрах от Лавры в 1844 году. Когда он освящал скитский храм, то облачился в ризу преподобного Сергия Радонежского. Гефсимания казалась ему раем земным и лучшей на свете обителью.

Кончина

В Житие святителя читаем: «17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании ранней Литургии в лаврской крестовой церкви сказал своему духовнику архимандриту Антонию: “Я ныне видел сон, и мне сказано: береги 19 число”. “Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения?” — усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: “Не сон я видел — мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн”. 19 октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье. В эти дни он никому не отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз говорил, чтобы они приходили до 19 ноября. За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего улучшения: “Перед кончиной, — сказал он, — старые люди всегда чувствуют себя свежее и легче”. 19 ноября 1867 года, в воскресенье, митрополит Филарет совершил Литургию в Троицком подворье…»

Потом он отправился в кабинет заниматься делами, а келейнику сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Через некоторое время обеспокоенный келейник вошел в кабинет, а потом поспешил в боковую комнату, где увидел архипастыря на коленях около умывальника. Через два часа святитель испустил дух.

Воспоминания Филарета о родной Коломне — «Желаю я тебе благ…»

Первые годы жизни в родном доме и в родном городе святитель Филарет всегда вспоминал с особенной любовью и благодарностью. Впервые посетив Коломну в сане архиепископа (28 мая 1822 года), он обратился к согражданам (и ко всей своей «малой родине») с проникновенной речью:

«По неисповедимым судьбам Божиим видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет и от которого течением происшествий увлечен я был так, что никогда уже видеть его не чаял, — сверх чаяния вновь находясь посреди братии и ближних, в сообществе которых получил я первые приятные ощущения жизни, — желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне — любви, по которой, как изъясняется некто из иерусалимлян, дети Иерусалима благоволиша камение его и персть его ущедрят, т.е. самые камни отечественного града им любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую они воспевали своему Иерусалиму… Боголюбезный граде, — ради Святыя Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ея, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поелику желаю для Бога, то и благ желаю божественных, мира Божия… веры Божией… любви Божией…».

Православные тексты

Митрополиту посвящено множество текстов. Во имя Филарета написаны акафист и канон. Для самостоятельного обращения к святителю используют текст традиционной молитвы.

Тропарь

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным/ лю́дем пропове́дал еси́,/ мир и ми́лость се́рдцем умиле́нным/ стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и страж неусы́пный/ па́ству росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// и душа́м на́шим спасе́ние.

Кондак

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии/ от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бог же зна́меньми и чудесы́ тя просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Молитва

О пресла́вне и богому́дре святи́телю Христо́в Филаре́те, Росси́йския Це́ркве свети́льниче, земли́ на́шея похвало́ и гра́ду Москве́ украше́ние! Ты житие́м и служе́нием твои́м трие́м вселе́нским святи́телем был еси́ подо́бник: Вели́кому Васи́лию – я́ко бытие́ су́щих изъясни́л еси́, Це́ркве Бо́жия и та́ин Христо́вых строи́тель до́брый яви́лся еси́, и́ноческих уста́вов быв ре́вностный исполни́тель и покрови́тель; Богосло́ву Григо́рию – я́ко, небота́инственных созерца́ний о Святе́й Тро́ице и о Бо́зе Сло́ве сподо́бивыйся, сих иску́сный провозве́стник яви́лся еси́; Златоу́стому Иоа́нну – я́ко неусы́пный пропове́дник и учи́тель покая́ния наро́да Бо́жия был еси́. И ны́не, вку́пе с ни́ми предстоя́ во сла́ве Престо́лу Бо́жию и хода́тайствуя о нас, моли́: Це́ркви Росси́йстей на ка́мени испове́дания правосла́вныя ве́ры утвержде́нней бы́ти, стране́ на́шей мир и едине́ние дарова́ти, па́стырем сло́во Боже́ственныя И́стины пра́во пра́вити, град Москву́ и па́ству твою́ от вся́ких напа́стей сохрани́ти. Святу́ю оби́тель, иде́же почива́ют честны́я мо́щи твоя́, по заве́том преподо́бнаго Се́ргия, я́ко учени́к его́ при́сный, до́бре упра́ви; и́ноки в по́двизех укрепи́; наста́вники умудри́; зва́нныя к па́стырскому де́ланию, уча́щияся ве́ре и благоче́стию в вертогра́де твое́м духо́внем, соде́лай избра́нны и досто́йны служе́ния сего́. При́зри с Небесе́, святи́телю, на ны, ча́да твоя́, и да́руй те́плым твои́м хода́тайством ко Го́споду в за́поведех Его́ нам преспева́ти, ве́ру тве́рду, любо́вь нелицеме́рну и благоче́стие до после́дняго часа́ сме́ртнаго сохрани́ти, да непосты́дно предста́нем Спаси́телю на́шему Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]