Краткое жизнеописание святого
Епископ Карфагенский – один из самых значительных деятелей и просветителей раннехристианской церкви, почитаемый в равной степени католиками, православными и протестантами.
Происхождение
Киприан родился в столице североафриканской римской провинции – Карфагене. Приблизительная дата – 200/210 год. Его отец был богатый и знатный римский сенатор, приверженец древних языческих богов.
Житие
Юноша обладал большими способностями:
- аналитическим умом;
- отличной памятью;
- развитой речью.
В карфагенской школе святой приобрел знания по философии, риторике. Киприан был блестящим оратором, с выразительной, аргументированной речью. Длительное время преподавал риторику, выступал защитником на судебных разбирательствах. Христианским вероучением успешный юрист заинтересовался, когда ему было 40 лет.
Киприану, привычному к логическим формулировкам и построениям, сложно было осознать христианское вероучение. Большое влияние на него оказали труды Тертуллиана, одного из первых раннехристианских богословов.
Тертуллиан, как и Киприан, родился в Карфагене, в семье центуриона (командира крупного воинского подразделения). Риторику и философию он изучал в Риме, затем вернулся в Карфаген, где принял христианство и был в 200 году рукоположен в пресвитеры.
Основоположник теологии в своих сочинениях отвергал возможность логического понимания библейских текстов, считая, что его толковать надо буквально. Тезис Тертуллиана, что чистая вера в Бога не может иметь логического обоснования, стал основополагающим в христианстве.
Благодаря общению с пресвитером Кекилием, Киприан утвердился окончательно в христианской вере, и в 46 лет получил статус оглашенного, а затем крестился. Приобщение к христианству, по словам святого, осветило жизнь, утихомирило душевные страсти. Следуя христианской морали, он раздал имущество бедным, покинул богатый дом и поселился у Кекилия. Через год после крещения святитель был рукоположен в пресвитеры. А затем был утвержден епископом Карфагенской Церкви.
Смена у власти римских императоров отражалась на отношении к христианам. В 250 году началась первая волна гонений и попытка вернуть языческую веру. Киприан предугадал преследование и покинул Карфаген, распределив перед этим церковное имущество между оставшимися священнослужителями.
После смерти императора пастырь вернулся в Карфаген, где против него образовалась оппозиция. Причиной стало разногласие относительно вероотступников, желавших по окончании преследований вернуться в лоно Церкви.
С приходом к власти императора Валериана повторились гонения на христиан. После отказа святителя принести жертву в языческом храме он был отправлен в ссылку в Курбус (в 150 километрах от Карфагена), где пробыл год. Здесь во сне ему было открыто, что вскоре его ожидает мученическая смерть.
Через год пастырь был возвращен в Карфаген, где его снова стали принуждать вернуться в языческую веру.
Служение Богу
Святитель активно занялся церковными делами, подавая пример смирения, благочестия и богомудрия. Святой Киприан был прирожденным духовным пастырем. Скрываясь от преследования при императоре Деции, он не прерывал общения с общиной, обмениваясь с ней письмами.
Из страха смертной казни часть высшего духовенства отреклась от христианского вероучения и принесла жертвы языческим идолам. После смерти императора епископы пожелали снова стать христианами через покаяние перед исповедниками (верующими, не отрекшимися от Христа).
Святитель выступил с обращением, поддержанным большинством епископов на Соборе 251 года, в котором указал, что принять обратно отказников можно только после церковного покаяния и разрешения епископа.
Кроме этого, в Риме, при поддержке карфагенского духовенства, была совершена попытка смещения действующего епископа. Эти обстоятельства побудили святителя написать догматический труд «О единстве Церкви». Во время второй ссылки при императоре Валерии святой Киприан посвятил себя написанию богословских сочинений и писем.
Кончина
На повторном судилище Киприан вновь отказался поклониться языческим богам, и был приговорен к казни. Святой мужественно встретил свой последний час. Сам завязал себе глаза со словами: «Благодарение Богу». 14 сентября 258 года он был обезглавлен. Ночью его тело похоронили на частном кладбище. Через 5 столетий святые мощи были перенесены во Францию.
Тексты и переводы[ | ]
Migne, J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina Vol. 3-4, P. 1844
Русские переводы:
- Избранные сочинения св. свщмч. Киприана, еп. Карфагенского
. / Пер. с греч. М. Протопопова. СПб, 1803. 383 стр. - Творения св. свщмч. Киприана, еп. Карфагенского
. (Серия «Библиотека творений…»). Киев, 1879. Ч. 1. Письма. 362 стр. Ч. 2. Трактаты. 369 стр. Изд. 2-е. Киев, 1891. переиздание отдельных сочинений: Отцы и учители Церкви III в. Антология. М., 1996. Т. 2. С. 261—380. - переиздание под ред. А. И. Сидорова: (Серия «Библиотека Отцов и Учителей церкви»). М.: Паломник. 1999. 719 стр. 4000 экз.
. Письма. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. 1985. № 26.
Начато издание в серии «Collection Budé»:
- Saint Cyprien
. Correspondance. Tome I: Lettres I—XXXIX. Texte établi et traduit par le chanoine L. Bayard. LV, 198 p. - Saint Cyprien
. Correspondance. Tome II: Lettres XL-LXXXXI. Texte établi et traduit par le Chanoine Bayard. 563 p.
Творческое наследие святителя
Святой Киприан является автором учения о единстве Церкви, 12 трактатов и 65 писем.
Сочинения
Обширное богословское наследие объясняется практической деятельностью епископа Киприана. По натуре он был духовным пастырем, а не теологом. Эпистолярные труды святителя на протяжении столетий считались образцами для подражания по содержанию и форме изложения христианского учения.
Трактаты
Сохранилось 12 трактатов, оказавших значительное влияние на клириков и верующих. Особенно примечателен трактат «О смертности» по поводу чумы, когда больные были брошены без ухода. Увещевания и аргументы возымели действие на людей, вспомнивших о милосердии к ближнему.
Письма
Сохранилось 65 писем, написанных рукой Киприана. Из них 40 были написаны во время ссылок, в том числе более половины было адресовано духовенству и пастве Карфагенской церкви. По поводу возврата в лоно Церкви отказников было написано 25 писем. В письмах святителя отражены текущие церковные проблемы, что является ценным историческим материалом.
Учение
Святой Кипириан задался вопросом, в чем заключается единство Церкви. Свое учение он построил на Догматах Ветхого и Нового Завета. На раннем этапе (до III века) единство Церкви Христовой определялось по двум признакам: наличия общины единоверцев и выборного из их числа епископа, наблюдающего, организующего религиозные обряды.
Святость выборного религиозного деятеля подтверждалась рукоположением епископов из других общин. Тем самым сохранялось внутреннее единство разобщенных территориально общин.
Главной объединяющей силой христиан считался Святой Дух, под влиянием которого в общинах формировался дух братской взаимопомощи и любви. При этом со стороны верующих должно быть искреннее желание следовать этим правилам.
Определить границы Церкви визуально было невозможно, так как общины находились на значительных расстояниях друг от друга. Отсутствовал единый центр, которому бы подчинялись все верующие. У разных богословов возникали свои теории понимания Священного Писания. Споры о сущности догматов разрешались на Вселенских соборах. Ожесточенные разногласия в начале IV века стали причиной раскола церковной жизни.
Святой Киприан создал учение о единстве Церкви, назвав основной консолидирующей силой епископа, назначенного Богом. Первым епископом, которого назначил Иисус Христос, был апостол Петр. Это стало догматической основой учения о Единой Церкви. Последующие епископы были его преемниками, к ним переходила Благодать Божия. Епископы, которым перешла сила и власть апостола Петра, подчинялись только Богу.
Занимать Престол мог только один епископ. Суть учения заключается в том, что те, кто не подчиняются епископу, считаются еретиками и грешниками. На этом принципе устроена Римская Католическая, Англиканская Церковь. Часть положений использует в церковной практике Православная Церковь.
Институт епископата (иерархическое устройство), по мнению святого Киприана, призван сохранить единство истинной Церкви. Он является барьером, отделяющим истинную, вселенскую Церковь от мнимых подражателей.
Истинность определялась по нескольким критериям:
- истинное вероучение;
- соблюдение предписаний Нового Завета;
- постоянное общение между церковными общинами.
Святой Киприан был приверженцем логики, дисциплины и порядка, что нашло отражение в его учении. Следуя его выводу, Единая Истинная Церковь объединяет избранных под предводительством епископов. Только эти верующие имеют право на получение даров Святого Духа и вечную жизнь в Царствии Небесном. Епископ обладает правом отлучать от Церкви за грехи.
КИПРИАН
Древнейшие памятники почитания К.- агиографические сочинения. О последнем годе жизни и о казни К. сообщается в Актах, или Мученичестве, святого (BHL, N 2037-2040; CPL, N 53). Поскольку в текст включены фрагменты протоколов допросов К., к-рые проводились проконсулами Африки, это произведение нередко именуется Проконсульскими актами (лат. Acta proconsularia). По мнению большинства исследователей, Акты были созданы вскоре после мученической кончины К. и являются ценным историческим источником. Благодаря исследованиям Р. Райценштайна выяснилось, что текст Актов сохранился в многочисленных версиях, которые можно объединить в 2 редакции (исследователь издал 7 версий: Reitzenstein. 1913; Idem. 1919). В рукописях 1-я редакция содержится вместе с трудами К., 2-я редакция включена в средневек. легендарии под 14 сент. (описание рукописей см.: Lanata. 1973. P. 242-244; Acta Cypriani. 1987. P. 197-202). Редакции различаются по составу. В 1-й редакции сообщается лишь о событиях 258 г., т. е. о возвращении К. из ссылки, о вынесении ему смертного приговора проконсулом Галерием Максимом и о казни святого (14 сент. 258). Во 2-й редакции повествуется также о 1-м суде над К., на к-ром проконсул Аспазий Патерн приговорил святого к ссылке (30 авг. 257), и о повторном аресте К. по указанию Галерия Максима. Согласно А. А. Р. Бастиансену, 1-я редакция, составленная вскоре после казни К., была адресована христианам Карфагена. Позднее для верующих, живших в др. местах и желавших подробнее узнать о подвиге святого, была написана 2-я редакция. Именно этот текст получил наибольшее распространение; его использовали в сочинениях диак. Понтий, Пруденций и блж. Августин (Acta Cypriani. 1987. P. 202-204).
Несмотря на привлечение документальных источников (протоколы допросов), Акты К.- лит. произведение, созданное христ. авторами (Lanata. 1973. P. 188-193). В них сделана попытка изобразить святого не только как главу христ. общины Карфагена, но и как влиятельного рим. магната, окруженного приверженцами и слугами (см.: Hunink. 2010). Святой вел себя сдержанно, с достоинством; он вежливо, но твердо отвечал на требования проконсула отречься от Христа и выдать своих клириков. В последние часы жизни К. не забывал о ближних. В ночь перед судебным заседанием у дома, в к-ром содержался епископ, собралась толпа христиан, и святой распорядился охранять пришедших девочек. Перед казнью К. велел выплатить палачу 25 золотых монет. В Актах подчеркивается, что святой пользовался уважением язычников и безграничной преданностью христиан. Власти обращались с епископом с почтением: для ареста К. были направлены должностные лица из свиты проконсула, ночевал он в доме одного из них. Внимание уделено жестам К.: напр., описывается, как он снимал верхнюю одежду и готовился к казни при помощи клириков. В заключение сообщается о ночном погребении К., к-рое представлено как торжественная процессия со свечами и с факелами.
Не позднее нач. IV в. в кругах донатистов была создана особая версия Актов К., в к-рую внесены незначительные изменения (Maier. 1987-1989. T. 1. P. 122-126; Donatist Martyr Stories: The Church in Conflict in Roman North Africa / Transl., not., introd. M. A. Tilley. Liverpool, 1996. P. 1-5; см.: García. 1976. P. 47-49). В средние века Акты распространялись в разных версиях: напр., франко-испанская включена в т. н. Испанский Пассионарий (Pasionario Hispánico / Ed. A. Fábrega Grau. Madrid, 1955. T. 2. P. 336-338).
«Жизнь Киприана» (BHL, N 2041; CPL, N 52) в рукописях сохранилась как анонимное произведение. По свидетельству блж. Иеронима, автором был диак. Понтий, к-рый сопровождал К. в ссылку (Hieron. De vir. illustr. 68). Значение «Жизни Киприана» в истории агиографической лит-ры стало предметом полемики среди исследователей. А. фон Гарнак, к-рый осуществил критическое издание текста, считал его «первой христианской биографией». По его мнению, в «Жизни Киприана» получила отражение самая ранняя попытка христ. агиографов описать не только страдания и гибель мученика, но и его жизнь. Тем не менее ссылке и казни К. посвящена почти половина произведения (Harnack. 1913. S. 36-42). Др. исследователи считали «Жизнь Киприана» христ. вариантом сказания о «смерти великого человека» (exitus illustrium virorum — Reitzenstein. 1913. S. 52-53) или речью-панегириком с элементами апологии (Corssen. 1917. S. 206-207; см.: Barnes. 2010. P. 82-85). Отрицательное отношение к гипотезе Гарнака высказал И. Делеэ (Delehaye. 1966). Совр. исследователи склонны считать, что «Жизнь Киприана» — это единичное произведение, к-рое не оказало значимого влияния на христ. лит-ру, др. подобные сочинения были составлены гораздо позже (напр., Жития прп. Пахомия Великого и прп. Антония Великого). Описание жизненного пути К. было приведено диак. Понтием в апологетических целях (Ziegler. 2009). Райценштайн и Делеэ низко оценивали «Жизнь Киприана» и как лит. произведение, и как исторический источник. По мнению исследователей, составитель злоупотреблял школьной риторикой в ущерб содержанию, приведенные им сведения не всегда согласуются с данными Актов (см.: Delehaye. 1966. P. 75-77).
Диак. Понтий считал своей задачей спасти от забвения благие деяния (opera) и заслуги (merita) К. ради наставления христиан, прославления святого и защиты его от обвинений. Образ К. близок к описанному в Актах: святой представлен как благородный римлянин, разделявший традиц. ценности элиты рим. общества. Он был образован и красноречив, отличался воздержанностью (continentia) и великодушием (clementia), неукоснительно исполнял нравственные обязательства (pietas), был мужественным и обладал чувством собственного достоинства. Благодаря умению обращаться с людьми К. пользовался всеобщим уважением. Говоря о К., диак. Понтий особенно часто использовал такие понятия, как «слава» (gloria) и «честь, достоинство» (honor; см.: Harnack. 1913. S. 70-71). Когда началось гонение на христиан, высокопоставленные знакомые уговаривали К. скрыться, но он, презирая смерть, отклонил их предложения. Казнь святого, состоявшаяся в присутствии множества людей, представлена как триумф (illius victoria triumphanda est — Pontius. Vita. 19. 3). Диак. Понтий подчеркивал, что К. стал 1-м в Африке епископом, принявшим мученическую смерть (sacerdotales coronas in Africa primus imbueret — Ibid. 19. 1).
Значительно подробнее, чем в Актах, в «Жизни Киприана» сообщается о пастырской деятельности епископа, «благочестивого предстоятеля и славного свидетеля Божия» (religiosus antistes ac testis Dei gloriosus — Ibid. 1. 1), к-рый завершил служение тем, что стал «приятной жертвой Богу» (placentem Deo hostiam — Ibid. 15. 1). Диак. Понтий не только писал о том, что К. заботился о пастве, о слабых и об обездоленных, но и отмечал его ученость, красноречие, наличие большого лит. наследия (цитируются несохр. проповеди святого).
По мнению нек-рых исследователей, главной задачей составителя было защитить К. от обвинений, выдвигавшихся его противниками (Ziegler. 2009; Barnes. 2010. P. 82-85). Самым серьезным было обвинение в том, что при имп. Деции, когда началось гонение на христиан, К. бросил паству и скрылся (ср.: Cypr. Carth. Ep. 8). По-видимому, были и др. вопросы, напр. о доме, который К. продал после обращения ко Христу и к-рый впосл. вновь оказался в его владении. Объяснение действий К. вызывало у диак. Понтия затруднения. По мнению биографа, хотя К. и удостоился чести быть внесенным в «проскрипционные списки» (proscriptionis gloria — Pontius. Vita. 7. 1), он предпочел скрыться и тем самым защитить паству от ярости язычников. Значение личности и деятельности К. было столь велико, что Сам Бог пожелал оставить святого в живых, и тот смиренно покорился Божией воле. Впосл. К. было ниспослано откровение о грядущей кончине, и он мужественно пострадал за Христа.
Влияние античной литературы на «Жизнь Киприана» проявилось в широком использовании приемов ораторского искусства, напр. периодов с омойотелевтоном, антитезы, вопрошаний, нарочито пышных выражений (amplificatio), опровержений невысказанных возражений (refutatio), а также сравнений (comparatio): К. уподобляется обращенному ап. Филиппом евнуху (Деян 8. 27-39), мужественному Товии (Тов 1. 16-19), Иову, при этом подчеркивается, что святой превзошел их всех, ему не было равных со времен апостолов (Pontius. Vita. 19. 1) (Harnack. 1913. S. 45-50; Delehaye. 1966. P. 72; Montgomery. 1996. P. 205-210). Из агиографических произведений на диак. Понтия повлияло Мученичество Перпетуи и Фелицитаты (Reitzenstein. 1913. S. 49-50; Martin. 1919; Aronen. 1984), в т. ч. в описании таинственного видения К., к-рое играет важную роль в повествовании (Pontius. Vita. 12. 3-9). «Жизнь Киприана» была среди образцов более поздних памятников африкан. агиографии — Мученичества Лукия и Монтана (CPL, N 2051), «Жизни Августина» Поссидия, донатистских произведений — Мученичества Маркула (CPL, N 720) и Мученичества Максимиана и Исаака (CPL, N 721) (напр.: Corssen. 1916. S. 189).
К. упоминается в сочинениях об африкан. мучениках, пострадавших во время гонения при имп. Валериане. В Мученичестве Мариана и Иакова (CPL, N 2050) повествуется о видении, к-рое было ниспослано для утешения заключенных в темницу христиан: Мариан узрел К., испившего чашу страданий и восседавшего по правую руку Небесного Судии (Franchi de’Cavalieri P. La Passio SS. Mariani et Iacobi. R., 1900. P. 53-55. (ST; 3)). В видении мч. Монтана, также ожидавшего казни, центурионы привели мученика на бескрайнюю равнину, где ему предстали К. и Левкий (вероятно, принявший мученическую смерть епископ). Составитель Мученичества Лукия и Монтана передает также рассказ приговоренного к смерти Флавиана о бывшем ему видении: в начале гонения, «когда пострадал один лишь только наш епископ [Киприан]», Флавиан спросил святого, насколько болезненным может быть удар меча и как можно вытерпеть эту боль. Казненный епископ ответил, что тело не чувствует боли, если все мысли обращены к Богу (Dolbeau F. La Passion des saints Lucius et Montanus: Histoire et édition du texte // REAug. 1983. Vol. 29. P. 73-74, 80). Эти видения должны были укрепить христиан и подготовить их к подвигу «в соответствии с верой и благочестием, которым они научились у Киприана» (Ibid. P. 75).
Особая версия агиографической легенды о К. представлена в поэме Пруденция, написанной между 398 и 404 гг. (Prudent. Perist. 13). Во вступлении Пруденций противопоставляет африкан. идентичность К. его всемирной славе и влиянию. Святой род. в Африке, там же претерпел мученичество и был похоронен, но его творения стали достоянием всего христ. мира. В юности К. занимался колдовством, но ниспосланная Христом благодать привела его к истинной вере. Благодаря усердию в аскетических подвигах и в постижении христ. учения его сочли достойным занять епископскую кафедру. Нечестивые гонители Валериан и Галлиен провозгласили смертный приговор всем христианам, но К. убеждал паству не уступать их угрозам и твердо исповедовать Христа. Святого заточили в глубокую темницу, где он молился о ниспослании силы и мужества христианам, которых гонители подвергали страшным мучениям. Бог услышал молитву К.: африкан. христиане остались тверды в вере и претерпели мученичество (здесь пересказывается легенда о мучениках Масса-Кандиды, см. ст. Квадрат). Разъяренный проконсул немедленно приговорил К. к смерти. В заключение Пруденций подчеркивает, что К. стал мучеником и вознесся на небеса, но, как наставник и учитель Церкви, он продолжает жить в своих лит. произведениях.
С IV в. К. нередко рассматривался как величайший святой Африки. Блж. Августин называл К. «предводителем африканцев» (Afrorum rector — Aug. Serm. 313G). В ответ на оскорбления Юлиана Экланского, назвавшего своих оппонентов «африканскими бандитами» и «пуническими склочниками», он с гордостью указывал, что К. также был африканцем (Aug. Contr. Julian. III 17 // PL. 44. Col. 718-719). Сульпиций Север в «Диалогах» призывал поведать миру о чудесах св. Мартина: «Пусть больше узнает о нем Карфаген… и пусть [город] восхищается не одним лишь своим мучеником Киприаном, хотя он и освящен кровью этого святого» (Sulp. Sev. Dial. II (III) 17). Диак. Понтий писал о К. как о «подлинном» основателе епископской кафедры Карфагена, о происхождении к-рой не сохранилось сведений (ex quo enim Carthagini episcopatus ordo numeratur — Pontius. Vita. 19. 1). Впосл. св. Оптат, еп. Милевский, именовал Карфаген «кафедрой Киприана» по аналогии с Папским престолом, «кафедрой ап. Петра» (Optat. Contr. Parmen. I 10). Свт. Григорий I Великий в письме Карфагенскому еп. Доминику (окт. 595) обещал молиться за него перед гробницей ап. Петра и просил помолиться о себе перед гробницей К. (Greg. Magn. Reg. epist. VI 19).
Особым почитанием К. пользовался среди сторонников донатизма, к-рые считали себя верными последователями святого. Указывая на непризнание К. таинств еретиков и схизматиков, на его мученический подвиг, донатисты обосновывали авторитетом К. правомерность разрыва общения с правосл. Церковью (напр.: Aug. De bapt. contr. donat. I 1, 18; II 1, 3). Донатисты составили сборник посланий К., в начале к-рого помещены Акты святого (Mengis K. Ein donatistisches Corpus cyprianischer Briefe. Freiburg i. Br., 1916). Предположительно в нач. V в. создано подложное послание К. к карфагенскому народу. Послание направлено против «предателей» (traditores — клириков, выдавших языческим властям книги Свящ. Писания в эпоху т. н. великого гонения), под к-рыми составитель-донатист подразумевал православное духовенство (CPL, N 722; Maier. 1987-1989. T. 2. P. 194-198).
В полемике с донатистами, а впосл. и с пелагианами на авторитет К. опирался блж. Августин: в его произведениях имя святого упоминается 589 раз (Yates. 2005. P. 122). Оспаривая притязания донатистов на духовное наследие К., блж. Августин был вынужден признать, что они действительно опирались на отдельные положения его доктрины, получившие развитие в донатистской экклезиологии. Согласно блж. Августину, учение К. о границах Церкви было ошибочным: «Я не принимаю того, что думал о крещении еретиков и схизматиков блаженный Киприан, потому что этого не принимает Церковь» (Aug. Contr. Cresc. II 40). Блж. Августин подчеркивал разницу между трудами К., в к-рых могли содержаться неточные и ошибочные высказывания, и Свящ. Писанием, к-рое обладало безусловным авторитетом (litteras Cypriani non ut canonicas habeo, sed eas ex canonicis considero — Ibidem). Донатисты были упорными схизматиками и придавали недолжное значение отдельным аспектам доктрины К.; в отличие от них К. считал самым важным хранить единство Церкви и мир между православными (García. 1976. P. 14-33). Возражая донатистам, к-рые указывали на К. как на основоположника своей общины (auctor vestrae divisionis), блж. Августин называл святого «великим защитником кафолического единства и мира» (Aug. Contr. Cresc. II 39). Заблуждения К. были нивелированы подвигом мученичества, т. к. он пострадал ради сохранения единства Церкви (см.: García. 1976. P. 7-14). Ранее схожие мысли высказывал Оптат Милевский, называвший К. епископом-миротворцем (pacificus episcopus — Optat. Contr. Parmen. I 19).
После успешного завершения полемики с донатистами блж. Августин получил возможность с большей уверенностью опираться на труды К., к-рые он провозгласил мерилом правосл. учения (Yates. 2005). В спорах с пелагианами он чрезвычайно высоко ставил авторитет К., «знаменитейшего учителя и славнейшего свидетеля» (doctor praeclarissime et testis gloriosissime — PL. 44. Col. 691). Противоречить К. означало отвергать учение апостолов и Вселенской Церкви (Aug. Contr. secund. Julian. I 106 // PL. 45. Col. 1120-1121). Свидетельством того, что Бог утвердил учение К., была мученическая смерть святого ради процветания Церкви: «Смотри, я использовал слова пунического епископа Киприана, мученика, на которого ты брешешь, ополчаясь против крепчайшей веры той самой Церкви, за которую он пролил кровь» (Ibidem).
В полемике с пелагианами блж. Августин выступал как продолжатель дела К., боровшегося с ложными учениями и отстаивавшего единство Церкви. Он подчеркивал, что учение К. совершенно согласно со Свящ. Писанием, тогда как пелагианская ересь — чуждое Церкви новшество. В соч. «О деяниях Пелагия» блж. Августин вспоминал о том, как произносил в Карфагене проповедь против пелагиан, держа в руках послание К. (Cypr. Carth. Ep. 64; подразумевается проповедь о крещении младенцев — Aug. Serm. 294 // PL. 38. Col. 1335-1348; см.: Idem. De gest. Pelag. XI 25; Yates. 2005. P. 125). По мнению Августина, К. обличил пелагианство задолго до его появления, труды святого стали «противоядием» от ереси (ante quot annos, contra ea quae futura erant Pelagianorum venena, quale sit antidotum praeparatum — Aug. De dono persev. I 2. 4 // PL. 45. Col. 996; ср.: Idem. Contr. Julian. II 3. 6 // PL. 44. Col. 676-677). К. учил о первородном грехе, о невозможности спастись без благодати и о необходимости крещения младенцев (Idem. Contr. Pelag. IV 8. 21-11. 29). Согласно Августину, в соч. «О молитве Господней» К. доказывал, что благодать — незаслуженный дар Божий, только с ее помощью человек, страдающий от последствий первородного греха, способен возродиться к вечной жизни (Idem. De dono persev. I 2. 4 // PL. 45. Col. 996-997). Греховность человеческой природы К. ощущал на собственном опыте, но с помощью дарованной благодати он смог преодолеть соблазны и получить победный венец (Idem. Contr. Julian. II 8. 25 // PL. 44. Col. 690-691). Благодаря свидетельству К. «мы можем доказать, что защищаем кафолическую веру от новизны ваших лживых и нечестивых заблуждений», писал Августин Юлиану Экланскому (Ibid. III 17. 32-33 // Ibid. Col. 718-719).
Известны 12 проповедей блж. Августина, посвященных К., к-рые были произнесены в день памяти святого (с учетом фрагментарной гомилии, обнаруженной в 2007 в Эрфурте — Aug. Serm. 313G). Тематика проповедей была разнообразной; проповедник учитывал, что основные сведения о К. были хорошо известны аудитории. Кроме того, в день праздника могли произносить неск. проповедей (Hunink. 2011). Блж. Августин пересказывал Акты К., подробно останавливаясь на обращении святого ко Христу (Aug. Serm. 309) или на его мученическом подвиге (Aug. Serm. 312), объяснял смысл чтений и псалмов праздника.
В Карфагене на месте казни и погребения К. находились храмы, о которых неоднократно упоминается в источниках IV-VI вв. Согласно Актам, К. был похоронен в пригороде Карфагена, на Маппалийской дороге близ цистерн, на земельном участке прокуратора Макробия Кандидата (или Кандидиана) (in areas Macrobi Candidati procuratoris, quae sunt in via Mappaliensi iuxta piscinas — Acta Cypriani. 1987. P. 230). В Мученичестве Максимилиана, пострадавшего в 295 г., сообщается, что тело святого привезли в Карфаген и похоронили «рядом с мучеником Киприаном, под холмом, неподалеку от дворца» (CPL, N 2052; The Acts of the Christian Martyrs / Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 248). Согласно Сульпицию Северу, гробница К. считалась важнейшей святыней Карфагена, ее посещали прибывшие издалека паломники (Sulp. Sev. Dial. I 3). В сказании о чудесах св. Стефана упоминается о том, как Рустика, знатная жительница Карфагена, во исполнение обета отправилась на пасхальное богослужение в Маппалийскую базилику К. (CPL, N 391; PL. 41. Col. 848).
Подробные сведения о храмах, посвященных К., сохранились в проповедях Августина. Из заголовков гомилий (напр.: «[Произнесено] в Карфагене у алтаря (mensa) блаженного мученика Киприана на день его памяти»; см.: García. 1976. P. 45; Saxer. 1980. P. 192-193) следует, что в Карфагене находилось 2 храма во имя святого. На месте казни К. была воздвигнута базилика, именовавшаяся «алтарь Киприана» (mensa Cypriani). Это название стало причиной замечания блж. Августина о том, что алтари ставились во славу Бога («Затем… на этом месте был воздвигнут алтарь Богу, хотя его и называют алтарем Киприана» — Aug. Serm. 310). Проповедник объяснял разницу между почитанием мучеников и поклонением Богу: «Мы сооружаем алтарь не какому-то богу Киприану, а Киприана делаем алтарем истинному Богу» (non enim aram constituimus tamquam deo Cypriano, sed Deo vero aram fecimus Cyprianum — Aug. Serm. 313A; см.: Saxer. 1980. P. 193-197). Др. базилика, построенная над могилой К., находилась на берегу моря, «в Маппалиях» (in Mappalibus), и называлась «гробница Киприана» (memoria Cypriani). Упоминается, что над мощами святого был воздвигнут алтарь (Aug. Serm. 309). В этом храме Моника, мать блж. Августина, молилась о сыне, когда он тайно отплыл в Рим (Idem. Confess. V 8. 15). Предположение П. Монсо и др. исследователей о том, что в «Исповеди» речь идет о 3-м храме во имя К., расположенном внутри городских стен (Monceaux. 1902. P. 369-386), не получило поддержки большинства историков (см.: Vaultrin. 1933. P. 118-135; Lancel. 1989. P. 657-661).
Базилика у холма св. Моники (Сент-Моник), Карфаген. IV–V вв. Фотография. 1950 г. Базилика у холма св. Моники (Сент-Моник), Карфаген. IV–V вв. Фотография. 1950 г.
По свидетельству блж. Августина, память К. праздновалась во всей Африке (Aug. Serm. 310. 1). В проповедях сохранились сведения о том, как это происходило в Карфагене. По обычаю, вечером 13 сент. христиане собирались в базилике, где был похоронен К., и устраивали пиршество. Ночь проводили в увеселениях, пели и плясали под игру на кифаре. В IV в. в Африке повсеместно проводились подобные празднества, связанные с поминальной трапезой на могилах мучеников. Блж. Августин боролся с этим обычаем, считая его проявлением языческой безнравственности и неуважения к христ. святым. Пиршества (convivia) в храмах были запрещены постановлениями Карфагенских Соборов (Concilia Africae A. 345 — A. 525 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1974. P. 41, 185, 196-197. (CCSL; 149); см.: Quasten J. «Vetus superstitio et nova religio»: The Problem of Refrigerium in the Ancient Church of North Africa // HarvTR. 1940. Vol. 33. N 4. P. 253-266). В 392 г. блж. Августин обратился к Карфагенскому еп. Аврелию с посланием, в к-ром убеждал его принять меры для искоренения пиршеств (Aug. Ep. 22). Аврелий запретил ночное празднество в честь К., заменив его вигилией (Idem. Serm. 311. 5-6). Вигилия праздника начиналась после заката, когда зажигали светильники, и длилась 3 часа (Idem. In Ps. 69. 9). Блж. Августин не сообщает о структуре богослужения: вероятно, она еще не была в достаточной мере оформлена. Высказывалось предположение, что ночное богослужение в честь К. совершалось по образцу вигилии Пасхи, к-рую блж. Августин называл «матерью всех вигилий» (Idem. Serm. 219. 1); основное содержание составляли псалмы и библейские чтения (Saxer. 1980. P. 198-199). В день памяти К. совершалась месса, особенностью к-рой было чтение Актов К. (Aug. Serm. 313A, 313D; чтение агиографических сказаний в дни памяти святых было одобрено африкан. Соборами — Concilia Africae. Turnhout, 1974. P. 21, 43). Акты читались после Евангелия, перед пением псалма. Из проповедей блж. Августина следует, что евангельское чтение на день памяти К. состояло из Мк 8. 34-35 и Ин 12. 25, из апостольских Посланий выбирались 2 Кор 2. 15 и 14 (в этом порядке; см.: Saxer. 1980. P. 219, 226-227, 319), из псалмов — Пс 51. 10; 123. 6-8 и 125. 5-6 (Ibid. P. 223-224, 226-227, 319).
После завоевания рим. Африки вандалами, исповедовавшими арианство, начались гонения на православных. По указанию кор. Гейзериха (428-477) крупнейшие храмы Карфагена были переданы арианскому духовенству, в их числе «две необычайно большие церкви святого мученика Киприана: одна на месте, где он пролил кровь, другая в местности, называемой Маппалия, где было погребено его тело» (Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 9, 15-16). К эпохе владычества вандалов относится краткая гомилия на день памяти К., в к-рой говорится о гонениях на православных и о том, что гробница святого была захвачена арианами. От имени К. проповедник обращается к Богу с молитвой об освобождении от захватчиков Африки, в т. ч. и могилы святого (CPL, N 802; PL. 58. Col. 265-268). Проповедь на праздник К. сохранилась среди сочинений св. Фульгенция, еп. Руспе, но его авторство остается под сомнением (CPL, N 836; PL. 65. Col. 740-741).
Следующее упоминание о Маппалийской базилике относится ко времени завоевания Африки византийцами. Согласно Прокопию Кесарийскому, правосл. жители Карфагена были особенно огорчены потерей храма, т. к. они почитали К. больше всех др. святых. Стали распространяться рассказы о явлениях К., который обещал отомстить еретикам за поругание храма. В 533 г. арианские клирики подготовили базилику к торжественной службе в день памяти святого, однако приближение визант. войска заставило их бежать из города. Тогда православные заняли храм и совершили богослужение. На следующий день, 15 сент. 533 г., войско Велизария вступило в Карфаген (Procop. Bella. III 21. 17-25). К кон. VI в. относится упоминание о базилике у Григория Турского, к-рый описывал находившийся там амвон, выполненный с удивительным мастерством (Greg. Turon. Glor. martyr. 93).
Маппалийский храм, возведенный над могилой К., чаще всего отождествляется с т. н. базиликой у холма св. Моники, остатки к-рой обнаружены на территории сев. пригорода Карфагена, на берегу моря. Базилика была раскопана между 1915 и 1920 гг. А. Л. Делаттром. Впосл. его работа подверглась жесткой критике: исследователи указывали, что археолог применял грубую методику изысканий и пренебрегал точной фиксацией процесса раскопок. Результаты исследований публиковались в отдельных статьях и заметках во франц. академической прессе (Ennabli. 1975. P. 11-12; об итогах раскопок базилики: Vaultrin. 1932. P. 279-290; о Делаттре: Freed J. Le père A.-L. Delattre (1850-1932) et les fouilles archéologiques de Carthage // Vous avez dit «Pères Blancs»?: La Société des Missionnaires d’Afrique, 1868-2008 / Éd. J.-C. Ceillier. P., 2008. P. 67-100). Согласно Делаттру, остатки базилики плохо сохранились. После завершения раскопок они были частично реконструированы (надложены стены, установлены фрагменты колонн), что препятствует дальнейшим исследованиям храма (Duval N. 1972. P. 1104). Обширная базилика (71×35 м в интерьере) имеет 7 нефов и ориентирована на северо-запад, перед входом в храм расположен атриум с галереями-портиками (примерно 35×20 м), под к-рым находились 2 подземных помещения (вероятно, цистерны). Алтарный киворий, предположительно воздвигнутый над могилой К., был установлен в центральном нефе базилики, ближе к апсиде. В массивной полуциркульной апсиде, отделенной от нефа преградой с арочными проемами, размещался пресвитерий. Апсида фланкирована 2 прямоугольными помещениями (секретариями); окружавшие храм постройки почти не изучены. Датировка строительства базилики основана на обнаруженных в храме многочисленных погребальных эпитафиях, к-рые в основном относятся к IV-V вв. Отождествление базилики с храмом над могилой К., сделанное Делаттром, вызвало полемику (см.: Vaultrin. 1933. P. 118-135; Ennabli. 1975. P. 12-16; Duval N. 1997. P. 315-316, 340). Совр. исследователи считают это вероятным, хотя и не подтвержденным окончательно (напр.: Duval N. 1972. P. 1107).
Крещальная купель из Келибии. VI в. (Музей Бардо, Тунис)
Крещальная купель из Келибии. VI в. (Музей Бардо, Тунис)
«Алтарь Киприана», церковь на месте казни святого, Делаттр отождествил с руинами храмового комплекса Бир-Фтуха в сев.-зап. пригороде Карфагена. Отдельные части комплекса исследовались Делаттром и П. Гоклером начиная с 1895 г. (Vaultrin. 1932. P. 254-258; Duval N. 1972. P. 1119-1120; Idem. 1997. P. 341-343). В 90-х гг. XX в. комплекс Бир-Фтуха был раскопан канад. археологами. По мнению исследователей, в 40-х гг. VI в. на месте крестообразного здания (вероятно, мавзолея) был воздвигнут храмовый ансамбль, к-рый включал 3-нефную базилику с деамбулаторием, 9-гранный нартекс, баптистерий и др. постройки, соединенные переходами и двориками-перистилями. Скорее всего здесь почитались гробницы святых (в апсиде храма обнаружено не менее 16 чтимых захоронений), поэтому идентификация Бир-Фтухи с «алтарем Киприана» представляется спорной (Bir Ftouha. 2005).
С почитанием К. связаны др. храмы, раскопанные на территории рим. Африки. Святой среди др. мучеников упоминается в надписи из церкви в Тикстере (ныне Хербет-Ум-эль-Ахдам, Алжир), датированной 359 г. (CIL. T. 8. N 20600; Monceaux P. Enquête sur l’épigraphie chrétienne d’Afrique // Mémoires présentés par divers savants à l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. P., 1908. T. 12. Pt. 1. P. 298-302; Duval Y. 1982. T. 1. P. 331-337). В Келибии (Тунис) баптистерий, построенный во 2-й пол. VI в. пресв. Феликсом, был посвящен «святому и блаженнейшему Киприану, епископу и предстоятелю». Возможно, речь шла о местном епископе, однако использованные эпитеты указывают скорее на К. (Duval Y. 1982. T. 1. P. 54-58). В г. Аммедара (ныне Хайдра, Тунис) реликвии К. были помещены еп. Меллеем под алтарь соборного храма (базилика I). На плите, закрывавшей место хранения святыни, есть надпись: «Здесь находятся реликвии блаженного мученика и предстоятеля Киприана, положенные блаженным епископом Меллеем в 4-й год господина императора Юстина» (568/9). Монограмма К. помещена на крышке каменного реликвария из вост. алтаря той же базилики (Poinssot L. Une inscription mentionnant des reliques de S. Cyprien // CRAI. 1934. Vol. 78. P. 249-254; Recherches archéologiques à Haïdra. R., 1975. T. 1: Duval N., Prévot F. Les inscriptions chrétiennes. P. 20-25; Duval Y. 1982. T. 1. P. 117-120).
После захвата Карфагена арабами (698) город начал приходить в упадок, жители эмигрировали или переселялись в др. города Африки, прежде всего в Тунис. Вероятно, некоторые храмы продолжали действовать. Так, церковный ансамбль Бир-Фтуха был разрушен не ранее кон. IX в. (Bir Ftouha. 2005. P. 490-491, 533). Согласно «Деяниям Редонских святых», в 50-х гг. IX в. франк. аристократ Фротмунд и его брат в качестве епитимии за убийство родичей совершили паломничество в Рим, Иерусалим и Карфаген. Паломники посетили гробницу К., расположенную на берегу моря, в 2 милях от Карфагена. У гробницы святого совершалось множество чудес (Gesta Sanctorum Rotonensium. III 8 // The Monks of Redon: «Gesta Sanctorum Rotonensium» and «Vita Conuuoionis» / Ed. C. Brett. Woodbridge, 1989. P. 207-213). Высказывалось предположение, что в IX в. на месте базилики у холма св. Моники могла находиться мечеть (Whitehouse D. An Early Mosque at Carthage? // AION. 1983. Vol. 43. P. 161-165), но из имеющихся данных трудно сделать определенные выводы (Handley M. A. Disputing the End of African Christianity // Vandals, Romans and Berbers: New Perspectives on Late Antique North Africa / Ed. A. H. Merrills. Aldershot, 2004. P. 305-306).
Самое позднее свидетельство почитания К. христианами Африки — поминовение святого, указанное в лат. Синайском календаре X в. По-видимому, календарь использовался латиноязычными африканцами, эмигрировавшими в Египет или в Палестину (см.: Conant. 2010. P. 38-39). Окончательное исчезновение христ. общин в Африке связано с установлением власти династии Альмохадов, нетерпимо относившихся к христианам (Тунис был захвачен Альмохадами в 1159).
Значение в православии
Священномученик Киприан первым из богословов решился найти ответ на вопрос, который до сих пор является неразрешенным: как объединить все христианские церкви? Святого почитают, как величайшего учителя Западной и Восточной Церкви. Отточенность формулировок продолжает привлекать к изучению его трудов.
Выдвинутая им идея, что Святой Дух после принятия веры Христа меняет земную сущность каждого человека, на практике не подтвердилась. Несмотря на идеализацию, работы святителя являются свидетельством высочайшей силы духа и разума.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] В Русской Церкви не отмечается память святителя Киприана 16 сентября, праздновавшаяся в древности Карфагенской Церковью, перенесшей её на этот день со дня кончины святого — 14 сентября (см. Нафанаил (Львов), архиеп. «Доклад о почитании африканских святых», ).
[2] «Άγιος Καικίλιος διδάσκαλος του Αγίου Κυπριανού», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов)
, .
[3] см. Помяловского, «Латинская хрестоматия для духовно-учебных заведений», СПб., 1878
Литература[ | ]
- Житие и страдание святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. XII: Август, День 31.
Исследования:
- В. А. Федосик
. Киприан и античное христианство. Мн.: Университетское. 1991. 208 стр. 1655 экз. - Альбрехт М. фон
. История римской литературы. Т. 3. М., 2005. С. 1705—1717.