Зинаида Жданова: Житие и чудеса Блаженной старицы Матроны


Актриса Зинаида Жданова: ПРОФЕССИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Из кулинарного — в театральное

Подмосткам театра «Буратино» Зинаида Жданова отдала 40 лет жизни. Созданные ею образы, количество которых давно перевалило за сотню, не раз заставляли смеяться, плакать, сопереживать магнитогорских театралов. И только близким друзьям известно: лицедейство — далеко не единственный талант известной артистки.

Всем, кто вхож в семью Ждановых-Бондаревских, хорошо знакома фраза «Проходите, ребят! Сейчас соберу на стол!». Так актриса встречает на минутку забежавших коллег, друзей и просто знакомых. В доме не бывает нежданных гостей. За полчаса, как на скатерти-самобранке, на столе организовывается минибанкет. Пироги с капустой, запеченная курица и новомодный чизкейк — в руках артистки Ждановой спорится все. Это потому, что у плиты не просто хозяйка, а мастер. Мало кто знает, по первому образованию Зинаида Викторовна — повар. Хотя с самого детства девчушка из пермской деревушки лелеяла совсем другую мечту.

— Я еще в утробе матери знала, что буду артисткой. Всегда знала — так всё и произошло! Но не сразу, конечно, — рассказывает Зинаида Жданова.

После 8 класса «звезда» самодеятельности отправляется на встречу мечте — едет поступать в Свердловское театральное училище. Однако по конкурсу не проходит. Так случится еще трижды.

Добиваясь своего, девушка попутно оканчивает тюменское кулинарное. После очередного отказа в столице Урала, уезжает в Байкалово работать в доме пионеров, экстерном осваивает 10-11 классы и решается покорить Санкт-Петербург.

В институте отсеивается на последнем туре, а в Культпросвет училище заявляют: «Не местных не берем». Однако настойчивость юной особы, наконец, приносит результат.

— После долгих мытарств меня все-таки взяли. Но зачислению предшествовала очень забавная история. Когда мне заявили, что приезжих там не принимают, я начала ходить в училище каждый день! Неделю, наверное, ходила, чтобы документы приняли. Прихожу в очередной раз, а мне сообщают, что директор умер. Боже мой! Я решила, что это я его в могилу свела (прим.ред. Смеется). Я так плакала! Я искренне поверила, что трагедия из-за меня произошла. Ну и в итоге меня взяли, — вспоминает актриса.

Покоряя театр и Магнитку

Первый год учебы прошел весело и беззаботно. Закончив 1 курс, преуспевающая в профессии студентка отправляется домой на каникулы и решает вновь попытать счастье: в четвёртый раз подает документы в свердловское театральное и, наконец, слышит: «Вы приняты». Мечта сбылась! Годы учебы пролетели как один день. Начинающей артистке прочили будущее в Екатеринбургском театре. Однако среди выпускников яркую девушку замечает приехавший на смотр Виктор Шрайман — основатель уже наделавшего немало шума театра «Буратино». С этого момента началась знаковая глава жизни актрисы — Магнитка.

Новый город, новый театр, новое место жительства. На ПМЖ воодушевленная пермячка приехала с небольшим чемоданчиком с железными углами, в серенькой шубке и на высоченных каблуках. Сначала заехала в театр, что называется оформиться. Затем в 3-х комнатную квартиру, которая на несколько лет стала домом не только для нашей героини, но и еще для семерых приезжих артистов.

При первом знакомстве с будущими коллегами, Зинаиде Ждановой пригодилась первая профессия.

— Я вошла и сказала: «Здравствуйте, я буду у вас жить!». Познакомилась и сразу пошла и купила огромную чугунную сковороду. И наготовила на всех.

О том времени Зинаида Викторовна вспоминает с особым трепетом. Жили в тесноте, зато дружно. Званые ужины собирали на клеенке постеленной на полу, пока не приобрели большой стол. И очень много работали. Молодость, энтузиазм, талант —все воплотилось в «том» «Буратино».

Громкие постановки, зарубежные гастроли, повсеместное признание, таким был театр 70-х, 80-х. Однако главным достоянием всегда оставался коллектив.

— Мы не задумывались о зарплате. Был бешеный энтузиазм и неиссякаемая энергия. Мудрый лидер. Мы практически находились в театре сутками, мы ночевали там. Нам так хотелось работать. Это было потрясающе, просто потрясающе. Все и везде под запретом, а мы искусно нарушаем табу.

Зинаида Викторовна вспоминает как зубрила огромные роли, чтобы не попасть под горячую руку строгого режиссера. А он, не дав ей проронить ни слова, подшучивал, вскрикивая: «Не знаете текст!». Иногда доставалось и по делу.

— Я обревела все кулисы в театре. Очень переживала из-за неудач. Часто мне доставалось, особенно по началу. И я плакала. Наверное больше всех плакала.

Миледи так и не сыграла

Помимо неповторимой «буратиновской» атмосферы, потрясающей генерации идей, интересных работ, разочарований в этой профессии не избежать. Работала пять лет «пожарной машиной», так в театре называют артистов занятых почти во всех спектаклях. Стационарные постановки, выступления в деревнях и пансионатах. Домой возвращалась за полночь, вставала в шесть утра. И была счастлива, признается актриса. Конечно были и желанные, но не сыгранные роли.

— Когда решили ставить «Мушкетеров», я подошла к режиссеру и взмолилась, чтобы он позволил играть Миледи. Я просто горела этой ролью. Очень хотела ее сыграть, давно. Но, увы, отказ был категоричным. Нет — и все тут. Переживала, конечно. В голове-то у меня эта роль уже сложилась, я знала, как сделать образ. Без этого в нашей профессии никак, — смеется актриса.

Новый поворот судьбы

А толк в актерском ремесле Зинаида Жданова знает, 40 лет она практически каждый день выходит на сцену. Волнение с годами не прошло. Однако ярких эмоций поубавилось, по крайней мере так еще недавно казалось прирожденной артистке. Вот только судьба вновь сделала крутой поворот. Магнитогорскую кукольницу пригласили сниматься в полнометражной киноленте.

Скандально известный режиссер Василий Сигарев — ставит комедию. В фильме «Занимательная этология» участвуют: Яна Троянова, Инна Чурикова, Гоша Куценко, Светлана Камынина и Зинаида Жданова. Небольшая роль в большом кино далась опытной актрисе нелегко.

— В кино все по-другому. Не так, как в театре. Я, конечно, растерялась. Например, записали 36 дублей сцены за столом! 36! Это же кошмар! Уже вся группа выучила текст. Они уже друг другу фразами моими перекидываются. А я только извиняюсь, мол задерживаю. Они переглянулись в недоумении и уверили меня, что это нормальный съемочный процесс.

Съемочному процессу предшествовала лишь единственная репетиция по скайпу и актрису утвердили на роль. Почти сразу в Екатеринбурге состоялись пробы грима и примерка костюма. В январе уже начались съемки. От стремительного развития событий отходить начала только недавно — признается Зинаида Викторовна. Стресс был колоссальный, однако оказался необходим – взбодрил на новую работу. Да и такого презента к 40-летию творческой деятельности и ожидать не могла.

Фильм выйдет на экраны в декабре этого года. А любимая магнитогорскими зрителями артистка продолжает хранить лебединую верность ремеслу и раз и на всегда когда-то выбранной сцене.

— У меня в планах только работа! Пока я востребована и нужна театру, я буду работать! Обязательно!

Канонизированная колдунья

Матрена Дмитриевна Никонова родилась в 1881 г. в Тульской губ. Умерла 2 мая 1952 г. в Москве.

В 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии, а в 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской.

В «Определении о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой, 1881-1952)» от 2 мая 1999 года содержалось предписание патриарха Алексия II «напечатать Житие блаженной Матроны Московской для назидания в благочестии».

В 2006 г. [будущий] патриарх Кирилл поделился своими воспоминаниями о том, как «слава о ее молитвенной помощи распространялась все больше и больше, что, в свою очередь, сделало необходимым изучение ее жизни и подвигов. А результатом этого уже стала церковная канонизация праведницы».

К чему же привело «изучение ее жизни и подвигов»?

Ни к чему хорошему. Блаженной Матроне катастрофически не повезло с житием.

На момент прославления Матроны огромными тиражами распространялась книга Зинаиды Владимировны Ждановой, в которой Матрона Никонова представлена в образе знахарки-целительницы. В 1993 г. тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров. Позже это собрание оккультных басен выдержало несколько переизданий. Особо в этом деле отличился Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, силами которого из года в год переиздавалось одиозное «Сказание о житии блаженной старицы Матроны».

Рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны Никоновой, народное почитание и чудеса, Комиссия по канонизации святых Московской епархии не нашла препятствий к ее прославлению в лике местночтимых святых. Прославление было торжественно совершено 2 мая 1999 года, в годовщину ее кончины.

Официально утверждается, что «сохранились многочисленные свидетельства об этих чудесных событиях».

На самом деле никакого изучения жизни и подвигов не происходило.

Уже само сходство легендарных образов Пелагеи Рязанской и Матроны Московской убеждало церковных специалистов, что они имеют дело не с реальной историей жизни, а с мифологемой. По словам доктора богословия прот. Георгия Митрофанова, который был членом Синодальной комиссии по канонизации с 1993 по 2013 год, «точной информации об образе жизни Матроны нет, ее биография обросла мифами, например о встрече со Сталиным. В ее почитании много языческого».

В апостольских посланиях Нового Завета предписывается отвращаться «негодных и бабьих басен (μύθους)» (1 Тим 4.7), а в основание веры полагать только свидетельства очевидцев: «мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням (μύθοις) последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет 1.16). Следует отметить, с каким упорством апостолы предписывали епископам и всем христианам «не внимать басням (μύθοις) и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит 1.14). Впрочем, они предвидели, что «будет время, когда отступятся от здравого учения и окружат себя целой кучей учителей, жаждая услышать то, что им не терпится услышать. Они заткнут свои уши для истины и отвернутся от нее, чтобы слушать небылицы (μύθους)» (2 Тим 4.4).

В XXI в. Русская Православная Церковь канонизировала Матрону, хотя фактически единственному источнику сведений о жизни реальной Матроны не было никакого доверия.

Это был сборник бабьих басен, мифов и небылиц.

При этом одни почитатели Матроны решили обогатиться за счет создания ее культа с мощами. Признаюсь, что им это удалось. Семья игуменьи Феофании, настоятельницы Покровского женского монастыря в Москве, где хранятся мощи святой Матроны Московской, является одним из крупнейших бенефициаров культа святой, зарабатывая на поставках в монастырские лавки икон, церковной утвари и сувенирной продукции. В конце 1990-х Феофания стала добиваться канонизации блаженной старицы Матроны Московской: в частности, игуменья докладывала патриарху Алексию II о том, что молитвы Матроне помогли ей в деле восстановления монастыря. В 2021 году ежемесячный доход монастыря оценивал в 500 тысяч долларов.

Широкий резонанс в СМИ и соцсетях получила информация о том, что игуменья Феофания приобрела на свое имя автомобиль Mercedes-Benz S-класса почти за 10 млн рублей. Тогда «патриарх Кирилл благословил настоятельницу Покровского монастыря Москвы игуменью Феофанию (Мискину) на продажу находящегося в ее владении автомобиля Mercedes Benz S-класса и указал, что пожертвования на монастырь необходимо использовать на социальные и благотворительные цели».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]