Ветхозаветные женщины: Лия, Рахиль и Ревекка


Ревекка
(רִבְקָה)
Пол:женский
Местность:Харран, Ханаан
Упоминания:Быт, 24:15
Отец:Вафуил
Супруг(а):Исаак
Дети:Исав и Иаков
Место погребения:Пещера Махпела, Хеврон
Связанные персонажи:Лаван
Атрибуты:колодец, кувшин
Характерные черты:милосердие, праведность, хитрость

Реве́кка

(
Ривка́
, англ. Rebecca, др.-греч. Ρεβέκα, ивр. רבקה) — библейский персонаж[1].

[править] Биография

Значение имени толкуется как «преданная жена» или «та, что пленяет».

Она была женой Исаака, дочь Бетуэля и внучкой брата Авраама, Нахора[2], сестрой Лавана[3].

Когда Авраам решил женить своего сына Исаака, он послал своего старшего раба — домоправителя — за невестой на свою родину, в Северную Месопотамию, так как не хотел брать жену сыну в Ханаане, а по обычаю взять сыну в жёны родственницу.

Прибыв в «город Нахора» (Харан), слуга Авраама случайно встретился с Ревеккой и был тронут её приветливостью и предупредительностью. Усмотрев в этом знамение Бога, он попросил её руки у её родителей для сына своего господина и получил согласие.

Исаак полюбил Ревекку и женился на ней.

Во время беременности Бог открывает ей судьбы и предназначение её сыновей: они станут родоначальниками двух народов, и тот народ, который произойдет от старшего из близнецов, будет в подчинении у потомков младшего[4]. Отсюда проистекает то предпочтение, которое Ревекка оказывает младшему из сыновей, Яакову[5].

После 20-летнего бесплодия она родила ему близнецов, Яакова и Исава. Чувства родителей разделились: в то время как Исаак любил зверолова Исава, Ревекка любила пастуха Яакова.

В Филистее Исаак, опасаясь, что местные жители его убьют, чтобы овладеть его женой, «так как она была прекрасна видом», выдавал её за свою сестру (ср. Сарра

).

Когда Исаак, постарев и почувствовав приближение смерти, послал Исава наловить ему дичи и приготовить ему кушанье, «дабы благословила Исава его душа перед смертью», Ревекка побудила Яакова обманом предупредить брата и получить отцовское благословение[6]. Она же, узнав, что Исав из мести замышляет убить брата, спасла своего любимца, послав его в Месопотамию к своему брату Лавану[7].

О времени её смерти ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе пещеры Махпела, как и все патриархи и их жены[8].

Ревекка рисуется как женщина благочестивая, красивая, приветливая, предупредительная даже к незнакомым, с сильными чувствами симпатии и антипатии[9], с глубокой верой в Божьих людей[10]. Характер её решительный[11]; для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры[12].

Божье благословение

Девушка сильно была похожа на мать Сарре. Иссаак очень сильно полюбил ее. Несмотря на то, что в свои 20 лет девушка была бесплодна, благодаря молитвам на свет появились близнецы Исаака и Ревекки.

Спустя некоторое время после рождения малышей на страшу нашел голод. Исаак отправился в город и допустил такую же ошибку, как и когда то его отец, представив свою супругу сестрой. Но несмотря на это, Господь был снисходительным к нему и сделал его богатым. У него появился:

  • крупный рогатый скот;
  • мелкий рогатый скот;
  • овцы;
  • козы и другие животные.

В результате проделанной им большой работы по копанию колодцев Исааку начали много завидовать людей и царей, не имеющих таких достатков. Но и здесь явился Бог и благословил его. В результате с ним заключил союз царь герарский.

Исаак умер в возрасте 180 лет. Его похоронили в пещере Махпел. Когда умерла Ревеекка в истории не сказано. Как сказано в Библии, Исаак и Ревекка погребены вместе в склепе.

Лучшая статья для Вас, переходите: Последние дни Иисуса Христа

Пусть хранит Вас Господь!

[править] В раввинистической литературе

По Агаде, Рекекка родилась в день смерти Сарры[13].

В Аггаде подчеркивается благочестие Ревекки в отличие от её отца[14].

Когда Исаак на ней женился, ей было 3 года[15]. По другой агаде, Ревекка была при выходе замуж взрослой[16]‎.

Библейский рассказ о встрече слуги Авраама с Pевеккой у источника разукрашен агадой в свойственном ей стиле. Как только Ревекка приблизилась к источнику, вода поднялась[17]. Подарки, которые преподнес ей слуга Авраама при первой же встрече, принимают в агаде символический смысл: два запястья — в предзнаменование двух скрижалей Завета; их вес в десять сиклей символизировал десять заповедей[18]. Предупредительность Ревекки выразилась также в том, что на вопрос слуги, можно ли будет переночевать в доме ее родителей одну ночь, Ревекка ему ответила, что можно найти у них приют на много ночей.

В первый раз Ревекка увидела Исаака, когда он в поле молился, и по выражению его молитвенного настроения она подумала, что это выдающийся человек, почему и спросила о нём своего провожатого, слугу Авраама[19]. Исаак ревновал её к этому слуге, Элиэзеру, но Pевекка чудесным образом удалось вернуть ему его душевное спокойствие[20].

Когда Pевекка была введена Исааком в шатёр своей умершей матери, возобновились чудесные явления, наблюдавшиеся там при жизни Сарры: облако высилось над шатром, дверь можно было оставлять открытой настежь, благословение Господне почивало над хлебом; свеча, зажженная при наступлении субботы, горела в продолжение всей недели[21].

Pевекка была долго бездетна, потому что Бог желал слышать молитвы праведных людей[22]. Исаак и Ρевекка молились о даровании потомства. Бог принял только молитву Исаака, но не Pевекке, так как она происходила от нечестивых родителей[23]. Боли во время беременности Ревекка чувствовала оттого, что, когда она проходила мимо домов молитвы и учения, принадлежавших поклонникам истинного Бога, Яаков рвался выйти на свет Божий, а когда она проходила мимо капищ идолопоклонников, то же самое повторялось с Исавом[24].

За Божеским советом она обратилась к школе Шема (Сима), который был тогда ещё жив.

Pевекка любила Яакова за его праведную жизнь, за любовь к учению[25].

Когда Pевекка посоветовала Яакову приготовить кушание для Исаака из двух козлят, она предоставила ему взять из тех стад, которые принадлежали ей, так как Исаак обязался в брачном контракте давать ей ежедневно по два козленка[26]. Передав Яакову приготовленное ею кушанье, Ревекка сопровождала его только до двери, сказав, что её задача исполнена[27].

О замыслах Исава против Яакова Ревекка узнала по наитию свыше, так как она, как одна из четырех праматерей еврейского народа, была одарена пророческим духом[28].

Её хитрость была следствием не только любви к Иакову, но и стремления не дать Исааку совершить дурной поступок, благословив порочного Исава[29].

Ветхозаветные женщины: Лия, Рахиль и Ревекка

Винс Л.И.

«Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10:11).

Это — одна из бесед для сестер, которые когда-то проводила ныне ушедшая в вечность Лидия Михайловна Винс. Эти беседы пользовались в свое время большой популярностью, и распространялись в братстве на «синьке» (гектографе) под названием «Ветхозаветные женщины» и «Новозаветные женщины».

1. Иаков выполняет волю родителей в выборе жены.

Получив благословение своего отца Исаака, Иаков пошел взять себе жену в дом Лавана, брата Ревекки (Быт.28:1-5).

2. Первая встреча Иакова с Рахилью (Быт.29:1-20).

Иаков полюбил Рахиль — она была красива станом и лицом. И стал служить Иаков Лавану за Рахиль 7 лет; «и они показались ему за несколько дней, потому что любил ее»

3. Лия.

Старшая дочь Лавана была некрасива и слаба глазами. Иаков получил Лию в жену обманным путем. Но Господь призрел нелюбимую Лию и благословил ее детьми. Почему Господь призрел Лию? Каков был ее характер? — Смирение, упование на Господа, желание быть любимой, прилепить к себе мужа, угождать ему.

4. Исполнение обетования Божия о потомстве, данное еще Аврааму. (Быт.30:22-23).

«И услышал ее Бог».

Рахиль молилась и взывала к Богу, и Он услышал ее. И родила Рахиль по обетованию Иосифа (прообраз Христа), который впоследствии был продан братьями своими, сыновьями Лии, из зависти.

5. Последствия грехопадения Евы в Рахили.

— Недоверие обетованию и нетерпение. Боролась с Лией за детей, дала Иакову служанку, чтобы, по обычаю, дети считались ее (Быт.30:4-8).

— Похитила идолов и хитростью скрыла их от отца, результатом чего была ссора Иакова с ее отцом Лаваном.

6. Последствия грехопадения Евы в Лии.

Как были воспитаны дети Лии? Сыновья — завистливые, нечестные, жестокие; дочь Дина — нескромная, любопытная; пошла смотреть на дочерей земли, что и закончилось для нее весьма печально. (Быт. 34гл.)

7. Смерть Рахили.

«Рахиль плачет о детях своих». (Иерем.31:15). «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то-есть, Вифлеем» (Быт.35:19).

Выводы

«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакава, не уничтожились» (Мал.3:6).

РЕВЕККА

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов» (Притчи, 31:10).

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Ста лет был Авраам, когда родился Исаак и сорок лет исполнилось Исааку, когда Авраам дал повеление старшему в доме своем, управляющему Елиезеру, пойти и взять жену сыну своему Исааку из рода своего (Быт. 25:20).

Кроткий Исаак, который был послушен отцу в детстве своем, полагался во всем на отца и тогда, когда возрос. Самый серьезный шаг в жизни — выбор жены — он тоже доверил отцу.

Не есть ли это поворотный момент в жизни каждого — взять себе помощницу, вторую половину своей личности? Мы знаем и по Слову и по жизни, насколько серьезно дело избрания себе мужа или жены. Что может быть прекраснее решения юноши Соломона, который, имея возможность просить у Бога себе богатства, долгой жизни, славы, просил себе только мудрости управлять своим народом? Насколько благородно и чисто было сердце его и светел разум! И вот, впоследствии было написано о нем: «Жены его склонили сердце его к иным богам и сердце его не было вполне предано Господу». (3 Царств, 11:4).

Вспомните Ахава, которого жена его Иезавель наставляла на нечестивые поступки! «Худые сообщества развращают добрые нравы». (1 Кор. 15:33).

Ваша жена или ваш муж — это самый близкий человек, который, вольно или невольно, влияет на вашу жизнь и характер. Это тем более важно, что плохое более легко и незаметно прививается, чем доброе.

Вокруг были разные народы, но Исаак не взял себе жены чужеземной. Он ждал, чтобы отец сам решил этот вопрос.

Дорогой друг, кому ты поручил решение этого вопроса? Или сам избираешь, как Исав или Ахав, взявшие чужеземных жен? Доверься небесному Отцу — очи Его обозревают всю землю и проникают в тайники сердца. Он не ошибется в выборе тебе друга жизни. Авраам верил Богу, что пошлет Ангела Своего для выбора жены Исааку.

1. Послана навстречу.

«И сказал (Елиезер): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня на встречу мне» (Быт. 24:12). Он обратился к Господу и Господь не отказал ему: «Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка… и кувшин ее не плече ее» (Быт. 24:15). Неоднократно в Слове Божием говорится о том, что Господь посылал нужного человека навстречу. Гонимый Илия получил указание пойти в Сарепту Сидонскую к вдове, которая будет кормить его. Не была названа улица, не было примет вдовы, но когда Илия подошел к воротам города, вдова оказалась там, собирая дрова.

Если ты, готовясь создать семью, этот серьезный шаг жизни поручаешь Господу — не заботься, Он пошлет навстречу тебе того, кого Он тебе предопределил.

2. Черты характера, которые Елиезер хотел видеть у будущей жены Исаака.

Приветливая и услужливая.

«Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; И девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт.24:14-14).

Елиезер, прося Господа, поставил условие, чтобы она была, во-первых, приветлива. «Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою, и напоила его» (Быт.24:18). Приветливость — как цветок в прекрасном цвету своем. Приветливость как луч солнца, согревает людей. Нахмуренное лицо отталкивает от себя. Когда ты, уставший после труда, вернешься домой, приветливое лицо твоей подруги жизни ободрит дух твой. Отрадно в том доме, где приветливая семья.

Во-вторых, будущая жена Исаака должна была быть услужливой. «И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в пойло, и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» (Быт.24:19-20). Какая готовность у Ревекки услужить случайному путнику! Кто стал бы обращать внимание на запыленных, усталых путников? Ревекка сделала это безо всякого расчета. Такова она была всегда, таковой она оказалась и при встрече с Елиезером.

Услужливость сегодня встречается все реже, все чаще сетуют на ее отсутствие. Но вернемся к Слову: «и еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть все для ночлега» (Быт.24:25). Если Елиезеру еще было неясно, эта ли избранница для Исаака, то после такого радушия все сомнения исчезли: это было указание Господа! «И преклонился человек тот и поклонился Господу» (Быт.24:26).

Если, избрав подругу жизни, ты просишь у Господа благословения и молчание Его принимаешь за согласие, вспомни, ставил ли ты условия Господу, каковой должна быть она? Условия на основании Слова Божьего о качествах, которые должны быть у избранного тобой друга жизни. Убедись в этом, как убедился Елиезер, который только после этого преклонился пред Господом и сделал дальнейшие шаги по соединению жизней Исаака и Ревекки. Ты молод, ты хочешь иметь семью, где был бы жертвенник Господень. Обратись к Нему и через Слово Божие жди ответа. Желание иметь одно сердце, одни мысли, одни чувства может исполниться при следующих условиях:

а) избранница должна быть «из рода своего», то-есть, христианкой. «Что общего у света с тьмою?» Взаимопонимание возможно при общей вере, общем духе и общей цели.

б) целью и смыслом христианской семьи должны быть слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф.6:33).

Добрая.

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и обрел благодать у Господа» (Притчи,18:22). Доброта проистекает из сердца, наполненного любовью Иисуса. Доброта! Как трудно найти ее в мире! Она согревает и расплавляет в своих лучах всякое горе и залечивает раны жизни.

Разумная.

«Разумная жена от Господа» (Притчи,19:14). Разум — это мудрость. «Начало мудрости — страх Господень» (Притчи,1:7), а «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен и зло не постигнет его» (Притчи, 19:23). Разумная жена удержит от падения членов своей семьи и научит их доброй христианской жизни.

Добродетельная.

«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов» (Притчи, 31:10). Это деятельная жена во благо семье и окружающим.

«Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды… Длань свою она открывает бедному и руку свою подает нуждающемуся… Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности… Весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее… Встают дети, и ублажают ее — муж, и хвалит ее: много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их» (Притчи, 31:20-29). Воистину, цена ее — выше жемчугов.

Боящаяся Господа.

«Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притчи,31:31).

Причина разложения и растления мира в том, что есть люди, которые ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся. В семьях, где отсутствует страх Божий, гнездится грех, нечестие, слезы и горе. Страх Божий удерживает от недостойных поступков. Страх Божий основан на уважении, ни преклонении и любви к Тому, Кем веки и вселенная сотворены: Кто не пощадил Сына Своего Единородного, чтобы нас, грешных, приблизить к Себе. Жена, боящаяся Бога, устроит дом, на котором будет благословение Божие.

Отвечает ли таким требованиям Слова Божия намеченный друг твоей жизни? А если твоя семья уже сложилась, проверь, какова она? Если не такова, как рассмотрели мы здесь, то молись и сделай все возможное, чтобы жертвенник Богу находился в центре твоей семьи. Чтобы иметь достойную помощницу, надо самому быть достойным. Принесите вместе очаг свой Господу. Очиститесь и освятитесь, соделайте целью своей — искать прежде Царства Божия и правды Его.

Решительная.

«И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (Быт.24:56). Она не медлила. В ней была готовность идти, не жалея о родном доме и не зная, что ждет ее в доме жениха. Путь был труден, нужно было, как когда-то Сарре, пройти через реки и пустыни. Но Ревекка дала согласие, не задумываясь.

Когда ты, дорогая сестра, даешь слово быть спутницей жизни другу, избранному для тебя Господом, какие соображения руководят тобою? Согласна ли ты пройти через жгучие пески испытаний, при палящем солнце путником и странником в этой жизни? А возможно, ты желаешь, по обычаю всей земли, поудобнее устроиться в этом мире, остановиться, как жена Лота в Содоме, крепко держать в нем своего мужа и детей? Ревекка готова была ко всяким трудностям и ясно представляла их себе. Решительная Ревекка!

Скромная и почтительная.

«Ревекка взглянула и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась». (Быт. 24:64-65).

В наше время в мире стало принято женщинам обнажать себя взору каждого. Нескромность одеяний стала отвратительной доже для мирских людей, в которых еще теплится совесть. Ревекка не выставила напоказ лица своего, хотя знала о своей красоте. Что побудило Ревекку закрыть покрывалом себя, когда она была так прекрасна? Скромность.

Сколько усилий нужно предпринять, чтобы скромность вернулась миру!

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3).

Сегодня преобладает стремление внешностью выделиться среди людей. Но это ничего доброго не дает для жизни. Кроткий и молчаливый дух! Вот сокровище в женщине! «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее» (Притчи, 31:10, 26).

Вот в чем нуждается современный мир. Не уподобляемся ли мы миру в своей одежде, разговорах, обычаях? Есть ли в тебе, сестра, дух кротости в семье твоей? Кротости в обращении со старшими по возрасту, с родителями, с мужем, с детьми, с другими людьми? Поистине, многие могут только воздыхать о таком украшении для наших женщин. Не напрасно Слово Божие называет эту красоту нетленной. Приобресть ее дороже приобретения жемчугов. Но Господь дает ее даром! «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). Если твое сердце занято Христом, ты будешь кроткой и смиренной.

Кто хозяин твоего сердца?

Ревекка сошла с верблюда, увидев идущего навстречу им Исаака. Этим она проявила почтительность, так как, находясь на верблюде, она должна была смотреть на него сверху вниз. Когда мы проявляем почтительность к человеку, мы встаем при встрече с ним. Так поступила Ревекка. Как прекрасен этот поступок! А как ты, сестра, встречаешь отца, мужа, мать? Есть ли у тебя радостное приветствие для них? Или ты безразлична и холодна, когда твой муж приходит с труда? Научись у Ревекки с радостью и почтительностью встречать тружеников семьи.

Способная заменить мать.

«И ввел Исаак в шатер Сарры, матери своей; и утешился Исаак в печали по матери своей» (Быт.24:67).

Два года прошло со дня смерти матери Исаака — Сарры. Какой же она была для него прекрасной матерью, если он не мог утешиться и забыть ее в течение двух лет! Он был сыном ее старости — единственный сын, сын обетования, кроткий Исаак! Вся материнская нежность, любовь и забота окружали его до самой ее смерти. Сердца их были соединены воедино любовью. Заметьте, что шатер Сарры не был убран после ее смерти в течение двух лет, пока Ревекка не вошла в него! Здесь, в шатре сохранялось присутствие Сарры, ее наставления, ее любовь. Ревекка не потребовала себе нового шатра — она смиренно вошла в шатер любимой матери Исаака и заменила ее ему. Мать замечает, когда дитя устало, когда скорбит, когда страдает душой. Мать нежно предупреждает своей лаской все огорчения, утешает и поддерживает ослабевающее сердце и руки. Такой же для Исаака стала и Ревекка.

Так ли ты входишь в жизнь друга твоей души? Или ты входишь как разрушительная, строптивая Иезавель? Став женою, заменяешь ли ты своему мужу нежную мать, сохраняешь ли материнский шатер заботы и защиты или жестоко и грубо разрушаешь его?

3. Обетование Божие Ревекке.

«Больший будет служить меньшему» (Быт.25:23).

Для Ревекки настал трудный момент в жизни — беременности, наступившей после долгих лет бесплодия, грозила опасность: «сыновья в утробе ее стали биться». Обратите внимание, к кому обратилась Ревекка за помощью. Она не пошла к соседкам или к друзьям, но «пошла вопросить Господа.» Ревекка получила обетование об Иакове, и, поистине, он был кротким сыном. Иакав — младший, но ему принадлежало благословение первородства.

4. Последствия грехопадения Евы в жизни Ревекки (Быт. 27:8-29).

Нетерпение Ревекки в ожидании исполнения обетования. Взаимопонимание и любовь Исаака и Ревекки прошли через всю жизнь. в течение 40 лет Ревекка утешалась Иаковом, Но вот настал ответственный момент — благословение детей. Уже назначен день благословения, уже приближались шаги Исава, чтобы получить первородство, а Господь не проявляет Себя. Это был жгучий момент испытания веры Ревекки и она не выдержала его и проявила недоверие Госпаду. Для нас осталось тайной, каким путем Господь выполнил бы Свое обетование, но Слово Его никогда не остается бессильным, О, Ревекка, почему ты не пошла спросить Господа, как пошла в день рождения детей? НО Ревекка проявила нетерпение и решила, отстранив Господа, взять своими усилиям благословение Иакову.

Результат своеволия и обмана.

Благословение получено, но результат плачевный — любимому сыну надо бежать, спасаться в Харране, оставив родной дом, любящих отца и мать, шатры покоя и мира. Рабский труд (Быт. 31:6-7,40-42).

Двадцать лет рабского труда пастухом чужих стад. Днем томила Иакава жара, ночью — стужа. Сон убегал от его глаз, чтобы звери пустыни не расхитили стад. Страх перед обманутым братом Исавом (Быт.31:3).

Этот страх преследовал Иакова 20 лет. Наконец, он, как блудный сын, встал и пошел к отцу своему. Таким, как есть, в своем рубище прожитого, пошел навстречу брату. Борьба с Богом за благословение (Быт.32:24-29).

Иаков думал вернуться к отцу своему, надеясь спрятать свой грех внутри себя и пользоваться благословением, полученным обманным путем. И только тогда, когда Господь встал на пути его и преградил дальнейшее продвижение, он понял, что его благословение не имело силы. Узаконить это благословение Иакову пришлось тяжкой борьбой. Даже бедро его было поражено. Господь только тогда благословил Иакова, когда увидел его огромную жажду получить это благословение. Но чтобы Иаков всегда помнил урок Божий, он понес в себе самом наказание Его — жало в плоть. Опасный это путь — обманывать Бога и людей, не раскаиваясь в упорствовании своем. Обязательно придет возмездие.

5. Милость Божия.

Господь не оставил Иакова. Он видел его, одинокого беглеца в пустыне, когда он положил себе под голову камень, видел его, когда он пас стада в жару и в холод, когда проводил бессонные ночи. Видел идущего к нему навстречу с жаждой мести брата Исава — и смирил сердце последнего (Быт. 33:4).

О, как велика бесконечная милость Божия! «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали оба».

Выводы

Результатом всего одного самовольного решения благоразумной, добродетельной, боящейся Бога Ревекки стала несчастная жизнь любимого сына (Быт. 47:7-9).

С день расставания Ревекка думала вскоре увидеть сына, но не увидела его более до самой своей смерти.

Диавол, когда предлагал Еве вкусить от запрещенного плода, сказал ей: «Будете как боги». Но вместо этого она получила изгнание из рая, скитание и скорбь. Ревекка хотела земных благ любимому сыну любой ценой и получила то, что он сказал в конце дней своих: «Несчастные дни странствования моего». Бог поругаем не бывает!

Проверьте, нет ли в вашей жизни этого момента, как говорит апостол Павел Галатам: «Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию?» (Гал. 3:3).

Отдавши себя в распоряжение Господу, пройдя жизненный путь из Харрана в Ханаан, доверившись Господу в избрании Его Женихом души своей, вы в трудный момент жизни проявляете недоверие Ему и своими руками созидаете благополучие в этой земной жизни своим детям, считая, что все средства хороши — обман, приспособление к мирским обычаям — лишь бы дети имели успех в этой жизни. Не то же ли хотела Ревекка? Не те же ли причины слез и сетований, когда дети ваши вырастают в нечестии и неверии? В какую пустыню духовную вы бросаете их! Просмотрите пути свои. Принесите Господу своих любимых. Его путь — путь благословений, пути диавола — пути, ведущие в ад. На какой путь направишь ты детей своих? И, когда будут кончаться дни жизни их, не скажут ли они: «несчастны дни странствования моего!»

Ревекка — прообраз Церкви.

«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Ревекка доверилась словам Елиезера и пошла к Исааку, никогда не видя его. Так и Церковь Христова под водительством Святого Духа доверчиво отдалась в руки Христа и уже 2000 лет следует за Ним. Жгучая пустыня мира, мрак греха, стоны мучеников, молитвы их, стойкость в страданиях и гонениях — это путь Церкви.

«Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее».

«Блаженны не видевшие и уверовавшие».

Винс Л.И. «Ветхозаветные женщины»

Газета Протестант,ру

[править] Источники

  1. КЕЭ, том: 7. Кол.: 113–114.
  2. Быт., 22:23; 24:15, 24, 47
  3. Быт., 24:29; 25:20
  4. Быт., 25:22–23
  5. Быт. 25:28
  6. Быт., 27:1–29
  7. Быт., 27:41–46- 28:1–5
  8. Быт., 49:30–31
  9. Быт., 27, 46
  10. ib., 25, 22
  11. ib., 24, 58; 27, 13
  12. ib., 27, 42 и сл.
  13. Beresch. r., LVIII, 2
  14. Быт. Р. 63:4
  15. Соферим, XXI
  16. Midr. Agadah, Быт., 24, 57; см. Тосаф. Иеб., 61б, s. v. וכן
  17. Ber. r., LX, 6
  18. ib., 7
  19. Beresch. r., LX, 14
  20. Midr. Ag., ib., 64, 67
  21. Ber. r., ib., Midr. Ag., ib., 67
  22. Иебам., 64а
  23. Midr. Ag., 25, 21; ср. Иебам., 64а
  24. Beresch. r., LXIII, 6; Midr. Ag., ib.
  25. Midr. Ag., ib., 27
  26. Ber. r., LXV, 10
  27. ib., 13
  28. ib., LVII, 9
  29. Быт. Р. 65:6

Содержание

  • 1 В Священных Писаниях 1.1 В Ветхом Завете
  • 1.2 В Новом Завете
  • 2 Традиционные предания
      2.1 В еврейской традиции
  • 2.2 В христианской традиции
  • 3 В религиозной традиции
      3.1 В иудаизме
  • 3.2 В христианстве
  • 4 В искусстве и литературе
      4.1 В изобразительном искусстве
  • 4.2 В литературе
  • 4.3 В музыке
  • 4.4 В кинематографе
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
  • Примечания[ | ]

    1. Ревекка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    2. Элиезер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    3. Мидраш Берешит Раба, 58:2
    4. Софрим, 21
    5. Мидраш Агада на Быт. 24:57; см. Тосфот на Талмуд Иебамот 61б)
    6. Мидраш Берешит Раба 60:6
    7. 123
      Мидраш Берешит Раба 60:7
    8. Мидраш Берешит Раба 60:14
    9. Мидраш Агада на Быт. 24:64, 67
    10. Мидраш Агада на Быт. 24:67
    11. 12
      Талмуд, Иебамот 64а
    12. 123
      Мидраш Агада на Быт. 25:21
    13. 12
      Мидраш Берешит Раба 63:6
    14. Мидраш Агада на Быт. 25:27
    15. Мидраш Берешит Раба 65:10
    16. Мидраш Берешит Раба 65:13
    17. Мидраш Берешит Раба 57:9

    Сотворение первых людей.


    «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.» Имя мужчины было Адам, а женщины — Ева. Господь создал их красивыми и счастливыми. Они очень любили своего Творца, и Бог любил их. Господь отдал им всю созданную тварь. чтобы они заботились о ней. Благословив Адама и Еву, «посадил Господь рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал». Господь поручил им возделывать и хранить этот сад. Адам и Ева постоянно пребывали в общении со своим Создателем. На картинке вы видите, что их глаза обращены к Богу — поэтому они счастливы. Когда наши глаза и сердца устремляются к Господу, мы тоже становимся счастливыми. —— *Почему Бог сказал: «Сотворим?» Потому что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Поэтому в Первой книге Моисеевой, при сотворении человека, Бог говорит во множественном числе: «Coтворим».
    — Страница 1 —

    • В начало
    • Назад
    • 1
    • Вперед
    • В конец

    В Священных Писаниях[ | ]

    В Ветхом Завете[ | ]

    Ревекка была дочерью Вафуила (Бетуэля) и внучкой брата Авраама — Нахора (Быт. 22:23; 24:15, 24, 47). Она приходилась родной сестрой Лавану, дочери которого Лия и Рахиль стали впоследствии женами её сына Иакова.

    Авраам, живший в Ханаане далеко от родных мест, решил найти жену своему сыну Исааку у себя на родине, в Харране. По его поручению его домоправитель, Элиезер, отправился в Месопотамию[2]. Отправляясь в дорогу, он помолился Господу, попросив чёткие указания того, что его выбор невесты для Ицхака угоден Богу.

    Никола Пуссен. Ревекка у колодца

    Прибыв в «город Нахора» (Харан), слуга Авраама встретил у колодца Ревекку, приходившуюся Аврааму внучатой племянницей, и был тронут её приветливостью и предупредительностью. Элиезер усмотрел в этом знамение свыше и попросил у её родителей руки Ревекки для сына своего господина и получил согласие.

    Исаак полюбил Ревекку и женился на ней. Ревекка оставалась бесплодной 20 лет, после чего родила близнецов — Исава и Иакова. Будучи беременной, Ревекка узнала от пророков Бога предназначение её сыновей — они оба станут родоначальниками двух народов, причем потомки старшего будут в подчинении у младшего.

    Чувства родителей разделились: в то время как Исаак любил зверолова Исава, Ревекка любила пастуха Иакова. В Филистее Исаак, боясь, что местные жители его убьют, чтобы овладеть его женой, «так как она была прекрасна видом

    », выдал её за свою сестру. Когда Исаак, постарев и почувствовав приближение смерти, послал Исава наловить ему дичи и приготовить ему кушанье, «
    дабы благословила Исава его душа перед смертью
    », Ревекка побудила Иакова обманом предупредить брата и получить отцовское благословение. Она же, узнав, что Исав из мести замышляет убить брата, спасла своего любимца, послав его в Харан к своему брату Лавану.

    О времени её смерти ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе Пещеры Махпела.

    В Новом Завете[ | ]

    Ссылки[ | ]

    Ревекка:

    • Тексты в Викитеке
    • Медиафайлы на Викискладе
    Словари и энциклопедии
    • Библейская
    • Большая каталанская
    • Брокгауза и Ефрона
    • Еврейская Брокгауза и Ефрона
    • Краткая еврейская
    • Малый Брокгауза и Ефрона
    Нормативный контроль
    • GND: 118836870
    • NKC: jo20181003233
    • VIAF: 12146951309115370849
    • WorldCat VIAF: 12146951309115370849
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]