История и значение праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 молитв

Добрым вестям рады все, поэтому праздник Благовещения в православной традиции такой значительный и особенный. Это день покоя, умиротворения, благословения на новые добрые дела.

Отмечают его чинно и сосредоточенно, соблюдая давние традиции, проводя множество ритуалов и обрядов. Замечают события на Благовещение, чтобы потом по приметам предсказывать погоду на новый сезон, урожай, благополучие в доме. Верования основывались на практике земледельческого календаря, так как считалось, что с этого дня начинается весна.

Праздник чтили, сооружая в честь торжества храмы по разным городам страны. Во имя Благовещение построены соборы в Московском, Суздальском, Казанском Кремле, на Соловках, в Псковской, Владимирской, Ярославской, Архангельской и других областях.

История становления праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Название праздника понятно каждому христианину. Благая весть случилась более 2 тысяч лет назад: к юной деве явился архангел Гавриил и известил, что она избранница Господа: ей предстоит стать матерью Сына Божия.

Мария была обручена с благочестивым, но престарелым Иосифом. Общественная мораль того времени жестоко карала женщину, если у нее не было защитника-мужчины, а также за рождение внебрачного ребенка. Господь предназначил Иосифу роль покровителя Богородицы и Иисуса.

Благая весть о рождении Спасителя мира от Духа Святого хранилась в тайне. Окружающие люди и родственники считали Иосифа отцом Иисуса. После смерти и вознесения на небо Иисуса Христа апостол Лука повествовал в Евангелии о том, что Дева Мария и Иосиф знали, кто народится через 9 месяцев после явления Небесного вестника.

Традиция отмечать дату явления архангела Гавриила Деве Марии зародилась во II веке и получила повсеместное распространение у западных христиан с середины VII века. Рассчитана дата была от Рождества Иисуса Христа (25 марта по старому стилю), поскольку считалось, что зачатие произошло одновременно с Благой Вестью. На Русь празднование пришло в X веке, после крещения.

Как правильно встречать Благовещение 2021

Основной мотив в данном празднике скрывается в присказке «Гнездо птица не вьет, а косу девица не плетет». День Благовещения Пресвятой Богородицы 2021 – это свобода от земных хлопот, обращение к духовным ценностям и отдых от приземленных мыслей, о которых чаще всего думает обычный человек в повседневной жизни. Празднование Благовещения предполагает посещение церквей, чтобы послушать литургии, выпустить птиц, которые символизируют свободу в поисках Божественного просветления.

Верующим в этот праздник позволительно вкушать рыбные блюда, различные морепродукты, добавлять оливковое масло в пищу и потчевать себя и близких вином.

В Благовещение по народным поверьям молодые люди призывали весну, веселились и играли, распевая песни, прыгая через разведенный огонь, позволяя одежде оказаться в дыму.

Народ верил, что через такие обряды происходит очищение от духов, которые могут нанести людям вред. Наши предки в вечернее время во время праздника любовались звездным небом, прося о ниспослании им достатка и благополучия во всех делах.

Стоит упомянуть, что вода, собранная на Благовещение, имеет целительную силу, которая способна появиться в случае, если в колодезную скважину опускается икона с образом Богоматери.

Значение праздника в православии

Благовещение относится к 12 самым значительным православным праздникам. Русская Православная церковь отмечает его 7 апреля (по юлианскому календарю).

День, когда Мария узнала о рождении Иисуса Христа, отделил ветхозаветный мир (период, когда пророки говорили о пришествии Мессии) от новозаветного – явление в земной жизни Спасителя. Создатель через своего Сына дал человечеству надежду на прощение грехов, в том числе греха Адама и Евы, и воссоединение в Царствии Небесном.

Иисус Христос – это воплощение Бога в человеческом обличье, человеческая и Божественная природа через Марию слились воедино. С рождением Сына Божия изменился отсчет времени, которое распалось на две части: до и после Рождества Христова. Но надо помнить, что до этого было Благовещение. Без Марии, безоговорочно принявшей волю Бога, явление Спасителя было бы невозможно.

Почитание и иконография

Иконография сформировалась на основании апокрифических текстов. Апокрифы не изменяют историю от евангелиста Луки, но дают подробности, отраженные в иконописных образах. Каноны русской иконописи основаны на раннехристианских принципах отображения и остаются неизменными до настоящего времени.

На иконах, посвященных Благовещенью, изображают две фигуры: Деву Марию и архангела Гавриила.

Позы и жесты действующих лиц варьируются и имеют соответствующую трактовку:

  • Архангел стоит, Дева Мария сидит. По преданию, Мария, когда явился Гавриил, была занята шитьем, потому сидела. Богословское определение означает превосходство будущей Небесной Царицы перед ангелом.
  • Мария слушает Гавриила стоя, что подчеркивает, с каким вниманием она выслушала волю Господа.
  • Правая ладонь Марии обращена к ангелу или прижата к груди. В первом случае – это знак внимания и готовности выполнить волю Божию, во втором – смирения перед Богом.
  • Лицо Божией Матери может выражать разную гамму чувств: смущение, покорность.
  • Гавриил и Мария смотрят или друг на друга, или на Небо.
  • Символично изображение луча, направленного с неба на Марию. Он означает очищение Девы (из чистой – в Пречистую), сошествие Святого Духа (сверхъестественное зачатие).

В Православной церкви слова «благовещение» и «евангелие» считают тождественными, так как «евангелие» в переводе с греческого означает «благая весть». Поэтому икона Благовещения размещается над Царскими Вратами в окружении четырех евангелистов. В России существует большое количество храмов, освященных в честь этого события.

Праздник Благовещения имеет такие же особенности, как Рождество и Богоявление. День празднования приходится на 7 апреля (ровно за 9 месяцев до Рождества Христова). На 6 апреля приходится день предпразднства, на 8 апреля – день послепразднства. Исключение, то есть отмена пред- и послепразднства, если Благовещение попадает на Страстную и Пасхальную недели.

Празднованию предшествует всенощное бдение. Церковный устав регламентирует проведение богослужения в зависимости от совпадения Благовещения с последней неделей Великого поста и Пасхой.

Что можно делать 7 апреля

Православные христиане заранее готовятся к празднику. Чисто убирают и украшают дома, готовят праздничные блюда. «Наряжают» и домашние иконы лентами или кружевными накидками. По традиции, в качестве декора используют предметы и текстиль голубого оттенка – «богородичного» цвета. Уместно поставить в вазу веточку белой лилии, поскольку этот цветок, эмблема непорочности и чистоты, считается символом Благовещения. На многих полотнах, посвященных библейскому событию, архангел Гавриил протягивает Марии этот цветок.

В XVIII-XIX веке было принято покупать птиц, чтобы отпустить в день праздника, но есть опасность, что птица, привыкшая к неволе или, наоборот, испуганная недавней поимкой, может погибнуть. Сейчас во многих храмах после праздничной литургии священник отпускает на свободу голубей. Но для этой цели приобретают обученных птиц, которые, оказавшись на свободе, спокойно возвращаются в свою голубятню. Сам обычай символизирует освобождение души от первородного греха, лежавшего на человеке от рождения. Также белый голубь ассоциируется со Святым Духом, который явился в этом образе в момент крещения Христа в реке Иордани.

Утром верующие могут пойти в ближайший храм, чтобы послушать праздничную литургию. Если есть желание отметить этот день в соответствии с церковными предписаниями, накануне следует пойти к всенощному бдению, которое в этом году начнется с великого повечерия. Если же это невозможно, например, из-за карантина, верующие могут прочитать службу полностью или частично дома.

Для келейного моления православные могут начать чтение с начальных молитв, затем прочитать псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90, пропеть молитву «С нами Бог». После этого полагается читать тропарь праздника (глас 4), молитву Василия Великого, псалмы 50 и 101, молитву Манассии царя Иудейского и кондак праздника, который обычно озвучивают в два голоса – за Деву и за архангела. Затем читают молитву святого Мардария, псалмы 69 и 142, «Великое славословие», стихиры праздника, молитву святого Симеона Богоприимца, трижды повторяют праздничный тропарь и псалом 33.

После этого начинается утреня. На ней читают шестопсалмие – 3, 37, 62, 87, 102, 142 псалом, поют «Бог Господь» и трижды повторяют тропарь праздника. За ними следует десятая кафизма по Псалтырю, седальны Благовещения – глас 1 (2-е стихословие) и глас 3 (3-е стихословие) и полиелей. На нем поют величание праздника и читают его седальны (глас 4), антифон 1 гласа 4-го и прокимен праздника гласа 4-го. Затем нужно прочесть отрывок из Евангелия Луки, повествующий о Благовещение, псалом 50 и стихиру праздника (глас 2). Далее следует Канон Благовещения, «Великое славословие», читают стихиру (глас 5), поют «Слава и ныне» (глас 8), тропарь. Завершает утреню молитва святого Ефрема Сирина.

Начинается служба первого часа. Читают псалмы 5, 89, 100, тропарь и кондак праздника. Повторяют молитву Ефрема Сирина, произносят молитву первого часа «Христе, Свете Истинный», кондак Богородицы и малый отпуст.

Последовательность часов для домашнего совершения на Благовещение:

  • час третий – начальные молитвы, псалмы 16, 24, 50, кафизма 14, тропарь праздника (глас 4), кондак праздника (глас 8), молитвы «Иже на всякое время и на всякий час», святого Ефрема Сирина, святого Мардария;
  • час шестой – из начальных молитв читают только поклоны, затем псалмы 53, 54, 90, тропарь праздника (глас 4), Богородичен «Яко не имамы дерзновения», тропарь пророчества (глас 8), пророчество Исайи, кондак праздника (глас 8), молитвы святого Ефрема Сирина, святого Василия Великого;
  • час девятый – поклоны, псалмы 83, 84, 85, тропарь праздника (глас 4), Богородичен: «Иже нас ради рождейся от Девы», стихи 34-36 из третей книги пророка Даниила, Трисвятое и все начальные молитвы по «Отче наш» включительно, кондак праздника (глас 8), молитвы «Иже на всякое время и на всякий час», святого Ефрема Сирина, святого Василия Великого.

Конечно, полное богослужение под силу не всем верующим. Можно сократить его до чтения отрывка из Евангелия, тропаря, кондака праздника, Канона Благовещения, пророчеств Даниила и Исайи, несколько стихиров.

Молитвы на Благовещение

Порядок исполнения молитв на Благовещение зависит от совпадения праздника с Великим постом и Пасхой.

Тропарь предпразднеству

Днесь всеми́рныя ра́дости нача́тки / предпра́зднственное воспе́ти повелева́ют: / се бо Гаврии́л прихо́дит, / Де́ве нося́ благове́стие, / и к Ней вопие́т: / ра́дуйся, Благода́тная, // Госпо́дь с Тобо́ю.

Тропарь

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Кондак

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Припевы

Во время богослужений, если одновременное исполнение канона и стихов из Священного Писания (как предписывает Типикон) вызывает затруднения, то библейские песни заменяют припевами к тропарю: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Вместо «Достойно есть…» исполняется припев: «Бла­го­вест­вуй, зем­ле, ра­дость ве­лию, хва­ли­те не­бе­са Бо­жию Сла­ву!».

Ирмос

Яко оду­шев­лен­но­му Бо­жию ки­во­ту, да ни­ка­ко­же кос­нет­ся ру­ка сквер­ных (не­по­свя­щен­ных); уст­не же вер­ных Бо­го­ро­ди­це не­молч­но глас Ан­ге­ла вос­пе­ва­ю­ще, с ра­до­стию да во­пи­ют: ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою.

Канон

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Да поет Тебе, Владычице, движа свирель духовную, Давид, праотец Твой: послушай, Дщи, радованнаго гласа от Ангела, радость бо возвещает Тебе неизглаголанную.

Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.

Богородице рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? Како зачну, Дева сущи, Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?

Ангел возопи: Лестно мя вещати помышляеши, яко мню, и радуюся, зря Твое утверждение. Дерзай, Владычице, Богу бо хотящу, удобь скончаются и преславная.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Богородице рече: Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, в неже явится языков надежда, Христос; ты же, како Сего рожду, Дева сущи, скажи?

Ангел возопи: Ищеши от мене уведети, Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть: Дух же Святый, зиждительною силою осенив Тя, совершит.

Богородице рече: Моя прамати, приемши разум змиин, пищи Божественныя изгнана бысть, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения.

Ангел возопи: Божий предстатель, послан есмь Божественный поведати Тебе совет. Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? Что благоговееши мне, Владычице, Тебе честно благоговеющему?

Седален, глас 8

Слово Божие на землю ныне сниде, Ангел предста, вопия Деве: радуйся, Благословенная, Яже печатию едина сохраншися, во утробе приемши предвечнаго Слова и Господа, да от прелести спасет, яко Бог, род человеческий.

Слава, и ныне, глас той же.

Послан бысть с Небесе Архистратиг Гавриил от Бога, скоро предста ко одушевленному граду, глаголя к Ней явственно: Зиждителя приимеши, Дево, во утробе и родиши Сего непреложне с плотию. Темже послан есмь возвестити Тебе странное рождество, Чистая, и стою, зовя Тебе: радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в славе на престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Богородице рече: Священную некую Деву раждающую слышах пророка, древле Еммануила прорекша; хощу же разумети, како Божества растворение естество человеческое претерпит?

Ангел возопи: Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, обрадованная Всепетая, на Тебе таинства преславное: по рождестве бо пребудеши Чистая Приснодева.

Богородице рече: Освещаемь сиянием Бога Вседержителя, истины проповедниче, глаголи, Гаврииле, истиннейшая: како, нетленне бывши чистоте Моей, Слова рожду, с плотию Безплотнаго?

Ангел возопи: Со страхом Тебе, яко раб Госпоже, предстою, с боязнию, Отроковице, ныне смотрити стыждуся Тебе, яко бо дождь на руно, снидет на Тя Слово Отчее, яко благоволи.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Богородице рече: Разумети не могу Твоих словес известия: чудеса бо быша множицею, Божественною силою чудодействуема, знамения и образы законнии, роди же дева неискусомужне никогдаже.

Ангел возопи: Дивит, Всенепорочная, и странно бо чудо Твое, едина бо Ты всех Царя приимеши во утробе, воплощаема, и Тя прообразуют пророческая речения, и гадания, и законнии образы.

Богородице рече: Всеми Невместимый и всеми Невидимый, како Сей может во чреве девиче вселитися, еже Сам созда? Како же и зачну Бога Слова, собезначальное Отцу и Духу?

Ангел возопи: К Твоему праотцу Давиду обещався посадити от плода Твоего чрева на престоле царства его, Иаковлю Тя доброту, едину избра в словесное селение.

Песнь 6

Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил.

Богородице рече: Глагол твоих, Гаврииле, глас радованен приемши, веселия Божественнаго исполнихся: радость бо поведаеши и веселие возвещаеши безконечное.

Ангел возопи: Тебе дадеся радость, Богомати Божественная, Тебе, еже радуйся, вся тварь вопиет, Богоневесто: Ты бо едина Мати Сына Божия пронаречеся, Чистая.

Богородице рече: Евы Мною ныне да упразднится осуждение, да воздастся Мною долг днесь, Мною заимствование древнее да дастся преисполнено.

Ангел возопи: Обещася Бог Аврааму праотцу благословитися в семени его языком, Чистая, Тобою же конец обещание приемлет днесь.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос

Ангел предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся! и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стоише, зовый к Ней таковая: радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и Ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши носящаго вся. Радуйся, звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Богородице рече: Свет невещественный поведая, в вещественне телеси совокупляемь за милосердие многое, светлое благовещение, Божественная проповедания, ныне взываеши Ми: благословен, Всечистая, Плод Твоего чрева.

Ангел возопи: Радуйся, Владычице Дево, радуйся, Пречистая, радуйся, приятелище Божие, радуйся, свещниче Света, Адамово воззвание, Евы избавление, горо святая, преявственное священие и чертог безсмертия.

Богородице рече: Душу очисти, тело освяти, церковь сотвори мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа и Жизни чистую Матерь.

Ангел возопи: Яко многосветлую свещу и Богоделанен чертог, вижу Тя ныне, яко злат кивот, закона Подателя приими, Богоневесто, благоизволившаго человеческое избавити Тобою тленное существо.

Песнь 8

Ирмос: Слыши, Отроковице, Дево чистая, да речет убо Гавриил совет Вышняго древний истинный: буди к приятию готова Божию, Тобою бо Невместимый с человеки поживе. Тем и, радуяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа.

Ум всяк побеждается земных,— отвеща Девица,— ищущи, яже Мне вещаеши, преславная: слышах твоя словеса, но боюся, ужасающися, да не лестию Мя, яко Еву, далече послеши от Бога. Но обаче се вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Се Тебе недоуменное разрешися,— глаголет к сим Гавриил,— добре бо рекла, еси, вещь неудобопостижна. Словесем Твоих устен повинующися прочее, не сумнися, яко лести, якоже вещи, веруй. Аз бо, радуяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Закон сей от Бога есть человеком,— Непорочная абие глаголет,— от общия любве рождество происходит. Не вем супружника сласти всеконечно, како, убо глаголеши, яко рожду? Боюся, еда лесть глаголеши? Но обаче се вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Глаголы, яже мне вещаеши, Чистая,— Ангел паки глаголет,— обычая есть рождества человеков смертных, истинно Бога Тебе обещаваю, паче слова же и смысла воплощаема, яко весть, из Тебе. Темже и, радуяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Являешися Мне истины вещатель,— рече Дева,— радости бо общия пришел еси благовестник. Душу убо очистих с телом, и по глаголу твоему буди Мне, да вселится Бог в Мя, к Немуже вопию с тобою: благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.

Песнь 9

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Паче смысла заченши Бога, естества обычая утаися, Отроковице, Ты бо в рождестве матерскаго избежала еси тленнаго естества и превышши сущи. Темже достойно слышиши: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Како точиши млеко, Дево Чистая, не может изрещи язык землен, странну бо естества показуеши вещь, законнаго рождества устав преходиши. Темже достойно слышиши: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тайно во священных писаниих глаголася о Тебе, Мати Вышняго, лествицу бо древле Иаков, Тя образующую, видев, рече: степень Божия сия. Темже достойно слышиши: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Чудное священноявленному Моисею купина и огнь показа чудо, ищай же конца в прехождении времен, во Отроковице чистей, рече, узрю. Ейже, яко Богородице, да речется: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Даниил Тя гору нарече мысленную, родительницу же Божию Исаия, видит же, яко руно, Гедеон, Давид же священие глаголет, дверь же Тя ин. Гавриил же Тебе взывает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Светилен

Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве благовестити странное и неизреченное чудо: зане Бог, яко Человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род. Людие, благовестите обновление мира.

Известные цитаты

Изречения, по которым можно судить, о чем идет речь (о Благовещении):

  • «Радуйся, Благодатная!» – слова архангела к Деве Марии.
  • «Я, раба, Господня, да будет мне по слову твоему» – ответ Девы Марии Гавриилу.
  • «Благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего» – слова Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, при встрече с Пресвятой Девой (включена в содержание многих молитв).
  • «Аве Мария» – начальные слова из католической молитвы в переводе «Радуйся, Мария».

Молитва «Аве Мария» – самое известное католическое песнопение.

Благовещение 2021: история и традиции праздника

Торжество приурочено к возвещению Деве Марии Архангелом Гавриилом благой вести о зачатии ею Сына Божьего.

История праздника

Святая Мария воспитывалась в храме и дала обещание Богу остаться Девой. Она скромно жила в Назарете с названным мужем, дальним родственником – стариком Иосифом. Однажды к ней в дом вошел Архангел Гавриил и произнес речь, которую начал со слов: «Радуйся, Благодатная!». Он сообщил Пресвятой Деве о великом чуде – зачатии ею будущего Спасителя мира Иисуса Христа.

В Евангелии от Луки об этом говорится так:

Ангел, войдя к ней, сказал:

«Радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами».

Она, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что это было за приветствие.

И сказал ей ангел:

«Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога: зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь его Иисус. Он будет велик и наречется сыном божиим!»

Дева Мария, увидев в словах ангела божью волю, отвечает:

«Я раба господня, да будет мне по слову твоему».

Первые упоминания о Благовещение относятся ко II веку. Официальным это событие стало в VI веке, когда византийский император Юстиниан установил дату праздника на 25 марта (7 апреля по новому стилю).

© Sputnik / Виталий Денисов

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Традиции и обряды

В народе в этот день принято ходить в храмы, молиться, подавать милостыню и заниматься благотворительностью. В этот праздник распространена традиция выпускать птиц (голубей) на свободу. Люди верят, что в Благовещение они долетают до ангелов-хранителей и извещают им обо всех хороших поступках, которые были совершены за год.

Верующие люди 7 апреля подготавливают Благовещенскую соль. Для этого хозяйки берут мешочек, в который каждый из членов семьи насыпает по щепотке соли. Ее прокаливают в огне и хранят в укромном месте. Благовещенскую соль используют как оберег. Ее чудодейственные свойства способны излечить от болезней. Если она не израсходуется в течение года, то на следующий праздник ее сжигают в огне. Особой силой обладают просфоры и освященная вода, которые прихожане приносят с торжественной службы.

© Sputnik / Игорь Онучин

Священнослужители и прихожане выпускают в небо голубя в Троице-Георгиевском женском монастыре в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

В Благовещение верующие совершают паломничество по святым местам. В этот праздник православные реликвии способны наделить человека силой. Христиане считают, что в этот день открываются небеса, и Господь слышит мольбы и просьбы человека. Люди загадывают желания и просят небесные силы о помощи в больших делах.

У древних славян существовал обычай разжигать в праздник большие костры. Они выбрасывали в огонь все старые вещи и предметы. Считалось, что таким образом в огне сгорали все беды, болезни и несчастья.

Благовещение и Великий пост: что можно есть

Православное Благовещение, как правило (хотя и не всегда), приходится на время Великого поста, когда действуют серьезные ограничения в питании. Однако в связи с праздником строгости поста значительно смягчаются.

Разрешены любые постные продукты, а также рыба и вино. Разрешается есть горячую постную пищу с растительным маслом, рыбные блюда, морепродукты, а также красное вино.

Что нельзя делать

В народе Благовещение считается большим религиозным праздником. В этот день существуют запреты на повседневные дела.

© Sputnik / Владимир Вяткин

Великий пост 2021: что можно и чего нельзя, традиции питания

В Благовещение не рекомендуется шить, вязать, вышивать, заплетать косы, стричься, красить волосы, расчесываться. Это примета связана с поверьем, согласно которому люди издавна считают, что жизнь человека является нитью, которой может управлять сам Господь или ангелы-хранители. В день, когда открываются небеса, легко перепутать жизненные нити, изменить судьбы семьи и близких людей.

В этот день следует воздержаться от тяжелого физического труда. Хозяйки стараются приготовить еду накануне Благовещения, чтобы в праздник быть свободными от домашних хлопот. Плохой приметой считается давать деньги в долг, раздавать что-то из дома, иначе можно отдать покой, здоровье и благополучие. Не следует в этот день надевать новые вещи, чтобы не испортить их. Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки – это период воздержания и покаянья.

Народные приметы

Чтобы быстрее выйти замуж, молодые девицы в старину нередко обращались к Богородице. Покровительница семьи редко отказывает в помощи в сердечных делах. Для встречи второй половинки проводили специальный обряд, уединившись в комнате и выключив свет.

Перед зеркалом зажигают свечу из красного воска. На листе бумаги записывают основные качества, которые хотели бы видеть в избраннике. Бумагу сжигают, пока она горит, произносят слова: «В зеркало души смотрю. Пресвятая Богородица, пошли мне возлюбленного». Собирают пепел в коробку, туда же складывают огарок свечки и зеркальце. Пока не наступит новолуние, ее хранят в укромном месте. Затем выставляют на ночь на подоконнике, чтобы лунный свет попадал на содержимое. Наутро коробку вновь убирают. Обряд повторяют, пока девушка не встретит новую любовь.

Незамужние девицы в старину ходили на Благовещение по воду и искали по дороге подснежники. Эти цветы приносили счастье. Умывание водой, в которой они постояли, дарило красоту.

© Sputnik / Игорь Онучин

Биробиджанский кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Биробиджане

Если на Благовещение ударил заморозок, тепло не наступит еще 40 дней, а летом будет богатый урожай овса, огурцов, груздей. Солнечная погода — к скорому наступлению весны. На Благовещение началась гроза — к теплому лету, обилию орехов в лесу. Если ночью на праздник не видно звезд, целый год куры будут плохо нестись. Утром опустился туман, выпал иней или поднялся ветер — к сильному половодью, плохому урожаю зерновых.

Считается, погода на Благовещение повторится на Пасху. Дождь считается хорошим знаком. Он очищает, смывает неприятности, символизирует начало новой жизни. Если ливень зарядил на целый день, через 2-3 дня в лесу вырастет много грибов. Такая погода сулит богатый урожай ржи. Крупный дождь на Благовещение обещает удачную рыбалку в ближайшие месяцы. Если капли мелкие, рыба будет попадаться редко.

Если к Благовещению снег не растаял на крышах, холодная погода продержится еще месяц. Сохранившийся на земле снежный покров — к плохому урожаю пшеницы.

На Благовещение по обычаю готовили просфоры. Небольшие хлебцы раздавали в храмах после утреннего богослужения. Их приносили домой и ели за праздничным столом, чтобы жизнь была счастливой. Оставшимися крошками кормили домашний скот, чтобы избавить от болезней. В некоторые просфорки запекали монетки. Считалось, кому она попадется, будет жить богато.

© Sputnik / Сергей Пятаков

Просвирки на столике в храме Христа Спасителя

На Благовещение выполняли ритуалы для избавления от болезней. Набирали родниковой воды накануне праздника. Утром несли ее в церковь на праздничное богослужение. На обратной дороге раздавали милостыню нищим или оставляли деньги на храм. Дома обливались принесенной водой. Этот обряд помогал не заболеть на праздник, избавлял от усталости, депрессии.

Для сохранения здоровья на Благовещение запекали соль. Ее использовали, если человек заболел на праздник, добавляли в еду для защиты от недугов. Обычную поваренную соль всыпали в тканевый мешочек, запекали в печи 15 минут. Ее использовали в течение года. Остаток сжигали перед следующим праздником.

Православные традиции на Благовещение Пресвятой Богородицы

В народной традиции Благовещение отмечали, как конец зимы и приход весны. Считалось, что в этот день ничего нельзя делать по хозяйству: «Даже птица гнезда не вьет». В селах и деревнях жгли костры из старых вещей, соломы. Вокруг кострищ водили хороводы.

Православные верили, что ночью открывается небо, когда можно быть услышанным Богом. Для этого надо было дождаться, когда в темной бездне загорится самая яркая звезда, и крикнуть свое желание. В Благовещение было принято выпускать птиц из клеток на волю.

Что следует готовить и есть на Благовещение 2021

Согласно народным поверьям, на Благовещение принято закликать весну и печь специальные постныя печенья в форме птичек, которые называются «жаворонки», рецепт см. здесь.

Просфоры

У Даля есть и такое: «Благовещенскую просвирку в сусек, для счастья», где «просвирка» – просфора, а сусек – место в амбаре для хранения зерна и муки. Правила эти работают и в 2021 г., а вместо амбара можно использовать укромный уголок на кухне, где хранится бакалея. Только для этого нужен богослужебный хлеб – просфора, небольшая постная выпечка.

Просфоры готовят из квасного (приготовленного с использованием брожения) теста из пшеничной муки, святой воды, кипятка и соли. На просфоре чаще всего есть крест с аббревиатурой, которая расшифровывается: «Иисус Христос побеждает», или образ Богородицы. Для нанесения изображения применяются специальные резные печати. Просфоры состоят из двух, скреплённых между собой половинок. Это означает две природы Иисуса Христа – человеческая и Божественная. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи, с которыми чаще всего пекут просфоры – животворящую силу Святого Духа, дающую жизнь всякому созданию.

Просфоры можно получить в православном храме после литургии. Верующие приносят её домой и делятся с домашними, съедая натощак после молитвы. Остатки хлебца недопустимо выбрасывать в мусор или скармливать животным.


Просфора

Рыбные блюда

В 2021 г. Благовещение выпадает на Великий пост, а значит в этот день всем постящимся разрешаются послабления – холодные и горячие рыбные блюда с постным (растительным) маслом.

Предлагаем приготовить беспроигрышное блюдо, которое вряд ли сможет остаться на завтра. Оно съедается мгновенно!

Белая рыба под маринадом


Белая рыба под маринадом

Для приготовления 2-4 порций нужно:

  • 1 луковица
  • 2 морковки среднего размера
  • 1 корень петрушки или 1 ч. л. сушёного корня
  • 50 мл растительного масла
  • 1 ст. л. томатной пасты
  • 50-70 мл питьевой воды
  • 70-80 мл яблочного уксуса
  • 0,5 ч. л. сахара
  • 4-5 чёрного перца горошком
  • 1 лавровый лист
  • 600 г филе трески, лучше кусочки потолще выбирать, чтобы не пересушить рыбу
  • мука для панировки
  • любимая свежая зелень для подачи
  • соль, свежемолотый чёрный перец
  1. Лук нарежьте кольцами, морковь – очень тонкой соломкой. Корень петрушки натрите на мелкой тёрке. Если не нашли свежего корня петрушки, замените его измельченным сушёным.
  2. В сковороде на среднем огне хорошо нагрейте половину растительного масла и обжарьте овощи, помешивая, 5 мин.
  3. К обжаренным овощам добавьте томатную пасту и перемешайте. Влейте воду, доведите до кипения и тушите на слабом огне около 10 мин.
  4. В маринад добавьте уксус, сахар, перец горошком и лавровый лист. Посолите. Тушите на слабом огне ещё 10 мин. Можно добавить немного свежемолотого чёрного перца. Снимите с огня.
  5. Филе трески крупно нарежьте. Посолите и поперчите по вкусу. Насыпьте в тарелку муку и обваляйте рыбу
  6. В другой сковороде нагрейте оставшееся растительное масло. На сильном огне обжарьте филе с обеих сторон до золотистой корочки, буквально по 30-60 сек. с каждой стороны.
  7. Рыбу переложите в сковороду к маринаду, выложив на овощи. Оставшиеся по краям овощи соберите и положите на рыбу. Накройте крышкой и тушите на слабом огне до полной готовности рыбы.
  8. Снимите с огня и оставьте на 20-30 мин. под крышкой. Перед подачей можно украсить любой свежей зеленью.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]