Гористый полуостров Святой Афон – это автономное государство в республике Греция. Чтобы попасть туда, нужно запрашивать специальное разрешение в паломническом центре. А представительниц прекрасной половины человечества, да и животных женского пола туда вообще не пускают.
На Святой Горе – так официально именуется Афон в Греции – расположено двадцать больших монастырей, а также большое количество скитов, кафисм, исихастирий и отдельных келий. Все обители на полуострове имеют статус ставропигии под прямым управлением Патриарха Константинопольского (с 1312 года).
Такая автономность закреплена и в светских официальных документах (Лозаннский договор 1923 года). На Афоне, в отличие от прочего греческого православия, жизнь течет по юлианскому календарю (даже в официальных документах).
Главной по статусу обителью «Автономного монашеского государства Святой Горы» является Великая Лавра. Но паломники не ограничиваются посещением только этой святыни. Вторым по значимости после Великой Лавры является монастырь Ватопед. В данной статье мы раскроем полную информацию касательно этой обители.
Расположение монастыря
Это поселение иноков находится на северо-восточной оконечности полуострова Святой Афон. Он расположен приблизительно посередине между обителями Пантократор и Эсфигмен.
Почтовый адрес монастыря Ватопед: Афон (Агио Орос, 603 86, Греция). Огромная обитель стоит на склоне высокой (более 2 тысяч метров) горы на побережье залива Контессо. Рядом с монастырем виднеются руины города Дион, ровесника Рима (7 столетие до нашей эры).
С трех сторон Ватопед окружен горами, на которых насажены виноградники или сады, зеленеет сосновый бор. А с четвертой его подножие омывает море. Вместе с Великой Лаврой, он, с монастырями Иверским, Хиландаром и Дионисиатом составляет форпост православия на Земле Богородицы.
К сожалению, теперь население Афона стремительно сокращается. По данным 2001 года, на Святой Горе обитало 2262 инока. А ведь еще в 1917 году население монашеского государства составляло десять с половиной тысяч человек.
Как добраться до Ватопеда
Если вы, получив разрешение на посещение Афона, путешествуете не с группой паломников, а самостоятельно, вам следует помнить, что сухопутная граница между Афоном, третьим «пальцем» большого полуострова Халкидики, закрыта.
Откуда бы вы ни отправлялись в монастырь Ватопед – из Уранополиса или Нео-Рода, финишный отрезок пути придется проделать по воде. Большинство туристов приезжают в первый город, ведь там находится Паломническое бюро, где за 25 евро (1850 руб.) можно купить диаманитирион (пропуск на Святой Афон).
Первый паром отходит от пристани Уранополиса в 9:45 и причаливает поочередно к Хиландару, Зографу, Констамониту, Дохиару, Ксенофонту, Святому Пантелеймоновскому монастырю и порту Дафни.
От этого последнего пункта в столицу мини-государства Афон, городок Карье (где расположен музей христианской культуры) ходит маршрутка. Она дожидается прибытия каждого парома.
К Ватопеду ближе всего добираться с пристаней Зографа или Констамонита. От них нужно пересечь полуостров пешком в наиболее узком месте (с западного побережья на восточное). Протяженность пути – около трех километров.
История Ватопеда
Согласно легенде, буря прибила к берегу полуострова Афон корабль, на борту которого находилась Богородица. Она была так очарована красотой этой местности, что попросила Бога дать ей эту землю в удел. И якобы ей дан был ответ: «Да будет эта земля садом и раем для желающих спастись».
Поэтому Афон еще называют «Уделом Богородицы». Монастырь Ватопед, по документально не подтвержденному преданию, был построен в конце Х века на месте храма, возведенного Константином Великим и разрушенного Юлианом Отступником. И основали его три ученика преподобного Афанасия Афонского.
В те времена было принято под конец жизни принимать монашеский постриг. И трое знатных греков из Адрианополя — Афанасий, Антоний и Николай — были среди них. Они построили церковь Благовещения, которая сейчас является главным храмом обители.
В разные периоды здесь подвизались монахами или проходили послушничество Максим Грек, Григорий Палама, патриархи Геннадий и Кирилл Пятый, архиепископ Мелетий.
Новая страница в жизни монастыря началась примерно в 1989 году
В 1854 году и в 1882 году храм и вся обитель монастыря очень сильно пострадала от пожара. Восстановлением многих строений занялся один из известных игуменов Хрисанф. В начале 20 века турецкие власти забрали некоторые земли Ватопедского монастыря.
Новая страница в жизни монастыря началась примерно в 1989 году, когда храм наконец-то вернулся к общежительному устрою. Тогда обитель была передана новой братии, во главе с Иосифом Ватопедским. Иосиф Ватопедский был учеником подвижника Иосифа Исихаста.
Иосиф Ватопедский. Фото: hranitel.club
Стоит отметить, что в начале 2000 годов монастырь играл довольно большую роль в политической жизни Греции. Но такая общественная жизнь многим монахам пришлась не по душе.
И в результате образовался скандал. Многих монахов обвинили в том, что они незаконно присваивает себе территории за пределами святой горы.
23 июля
в этот день совершается память Ватопедским святым
В Ватопеде подвизались такие известные люди, как преподобный Максим Грек, иеромонах Савва, послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре проживало 66 православных прославленных церковью подвижников. Память Ватопедским святым совершается каждый год — 23 июля.
Происхождение названия
Имя монастырю Афона Ватопеду дал чудесный случай избавления из морской пучины царевича Аркадия, сына Феодосия Великого. Когда он плыл из Рима в Константинополь, то у острова Имвро (находящегося напротив Афона) корабль попал в страшную бурю.
Отрок Аркадий неустанно призывал на помощь Богородицу, пока его не смыло за борт волной. Свита пристала к берегу и начала поиски царевича. Заглянув в прибрежные кусты неподалеку от полуразрушенной церкви Благовещения, охранник увидел Аркадия, мирно спавшего.
Поэтому и обитель, которая была основана здесь позже, получила название «Ватос Педи», что в переводе означает «Куст Ребенка». И естественно, главный храм монастыря был посвящен Богородице, точнее, ее Благовещению. Поэтому престольный праздник в обители приходится на 7 апреля (25 марта по юлианскому календарю).
История монастыря
С древних времен гора Афон была священным местом. Еще в дохристианскую эпоху здесь находился город Дион, которому покровительствовал сам Зевс. Позже на этом месте возник древний монастырь. И только к концу X века на его развалинах началось строительство Ватопедского монастыря. Чтобы воздвигнуть столь величественный комплекс, понадобились большие средства. Их пожертвовали ученики Св. Афанасия: Антоний, Афанасий, Николай, бывшие в миру зажиточными горожанами.
Сегодня нет достоверных объяснений, откуда пошло название монастыря. Наиболее логичным является поверье, что в период правления императора Феодосия Великого корабль с его малолетним сыном попал в бурю и ребенок выпал за борт. Отчаявшись найти мальчика, моряки высадились на берег и нашли его в полном здравии у ягодного куста. Ребенок рассказал, что Пресвятая Богородица спасла его. В честь такого чуда был заложен монастырь Ватопед (вато – куст, педи – ребенок).
Старинные постройки были сильно повреждены в период многочисленных набегов, а полное запустение произошло в 862 г. В своем нынешнем виде комплекс строился в 972-985 годах. Уже более тысячи лет монастырь удерживает вторую позицию по величине и значимости среди святых мест Афона.
Как обустроен монастырь Ватопед
Фото этого поселения иноков часто изображают его только со стороны моря. Дело в том, что на территории Афона проводить съемку строжайше запрещено. Такое вот правило. Зато никто не запрещает фотографировать монастырь с моря. Для женщин и тех мужчин, которые не получили пропуск, организовывают круизы вокруг Афона.
Уже в XI веке, спустя сто лет после постройки, Ватопед был вторым по значимости и богатству монастырем после Великой Лавры. Это позволило основать здесь в 1749 году знаменитую Афонскую Академию, которая стала средоточием духовного возрождения греческой нации.
Кафоликон (то есть главный собор) Благовещения Богородицы – не единственный в обители. Позже и в разное время были построены еще двенадцать церквей и часовен, пять из которых теперь соединены с храмом. Колокольня обители – самая древняя на Афоне. Она была построена в 1427 году.
У большинства монастырей в Афоне есть свои скиты. Ватопед – не исключение. Вне монастырских стен расположены еще девятнадцать церквей, которые находятся в непосредственном управлении главного настоятеля.
Также Ватопеду принадлежит два скита: Андрея Первозванного и Дмитрия Солунского. В самом монастыре имеется 27 келий и странноприимный дом.
Ватопед – крупный землевладелец. Этот монастырь очень богат и имеет Свято-Андреевское подворье в Стамбуле, 150 тысяч гектаров плодородных почв в континентальной Греции и озеро Вистонида. Право на последний водоем оспаривает государство.
История[править]
Ватопедский монастырь (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι, от греч. Βατος — куст и παϊς — дитя, отрок; куст отрока) – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе, ныне он второй по чести после Лавры прп. Афанасия. Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий, но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого обозначает «ребёнок в кустах» (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах. Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского, монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда.
Ватопед быстро обрёл могущество и уже во втором афонском уставе (1046) указан как второй по чести среди прочих обителей. Вскоре из-за множества насельников и величественности строений монастырь стали называть Лаврой.
В конце XII века в Ватопеде подвизались будущие ктиторы Хилендара: свв. Симеон и Савва Сербские. Монастырь пережил непростые годы латинского и турецкого владычества, как и другие афонские обители столкнулся с набегами пиратов и каталонцев. В 1287 году он был провозглашён «царским монастырём». Это название неоднократно встречалось в различных документах в последующие годы, что свидетельствовало об особо тесных связях Ватопеда с византийским двором. В XIV веке из обители вышли многие выдающиеся представители исихастского движения. В этот же период Ватопед стал убежищем для отшельников, скрывавшихся за его высокими стенами от пиратских набегов.
Турецкое владычество со своим тяжёлым налоговым гнётом серьёзно подорвало финансовое могущество Ватопеда. Подспорьем монастырю служила и щедрая финансовая помощь русских царей и молдавских игемонов. Обители в этот период жертвовались значительные земельные наделы.
Число насельников Ватопеда всегда оставалось значительным. Неоднократно предпринимали попытки вернуться к общежительному устройству, которые, однако, по тем или иным причинам срывались. В 1854 и 1882 годах обитель сильно пострадала от пожаров. Восстановление старых и строительство новых построек связано с именем проигумена Хрисанфа. В начале XX века Ватопед потерял свои земельные владения в Малой Азии (они были конфискованы турецкими властями).
Новая страница в жизни монастыря открылась в 1989 году – Ватопед, наконец, вернулся к общежительному устройству. Обитель была передана новой братии – насельникам Нового скита во главе с известным Иосифом Ватопедским (1921–2009), учеником приснопамятного подвижника Иосифа Исихаста (1897–1959). В 1990-е и в начале 2000-х годов монастырь играл большую роль в политической жизни Греции, активной миссионерской деятельностью руководил его активный и авторитетный игумен о. Евфрем. Общественная активность монахов не всем пришлась по душе, результатом чего стал так называемый «ватопедский скандал» – монахов несправедливо обвинили в незаконном присвоении некоторых территорий за пределами Святой Горы.
Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Богородица наполнила ему пустой сосуд маслом), Геннадий, игумен Ватопедский, Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля.
Большую роль обитель сыграла в просвещении и духовном возрождении Балкан во времена Турецкого владычества. По инициативе игумена Ватопеда Мелетия в 1748 году была создана Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди её учеников и преподавателей многие способствовали возрождению Православия в этом регионе и сыграли ключевую роль в истории своих народов. С Афониадой связаны имена святых: Никодима Святогорца, Макария Коринфского, Космы Этолийского, Афанасия Паросского. Сегодня развалины старого здания Академии можно видеть недалеко от Ватопедского монастыря. Афониада существует и поныне. Сейчас это интернат для мальчиков, располагающийся на территории Андреевского скита.
Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери.
Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе.
Монастырь Ватопед: пояс Пресвятой Богородицы и другие святыни
Что же позволило обители нажить такие богатства? Чтобы не оскудевал поток паломников, монастырь со времен своего основания постоянно приобретал мощи святых и чудодейственные иконы. На данное время список этих реликвий довольно обширен.
Здесь можно увидеть щепку Животворящего Креста – того самого, на котором распяли Иисуса Христа. Также тут покоятся частички святых мощей: апостола Варфоломея, Димитрия Солунского, Григория Богослова, архидиакона Стефана, Иоанна Милостивого, Трифона, Пантелеймона, Харлампия, Вакха и Сергия, Кирика, Параскевы, Феодора Стратилата и Андрея Критского.
Но главная святыня монастыря Ватопед — пояс Пресвятой Богородицы. По преданию, Приснодева подарила его апостолу Фоме. Этот пояс до вторжения турок хранился в Константинополе, а потом был выкуплен царем Сербии Лазарем.
Прикосновение к Афону (дневник паломника). В обители Ватопед
Прикосновение к Афону (дневник паломника). На Афон!
Прикосновение к Афону (дневник паломника). В монастыре Святого Павла
Прикосновение к Афону (дневник паломника). В монастыре Дионисиат
Прикосновение к Афону (дневник паломника). В Карее и Андреевском скиту
Ватопед – второй в иерархии афонских монастырей, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, один из самых древних, богатых и обширных монастырей. Игуменом монастыря является архимандрит Ефрем, ставший особенно известным во всем мире после принесения Пояса Пресвятой Богородицы в Россию в 2011 году.
Первая святыня, встречающая нас при входе в монастырь, – икона Богородицы «Простреленная». В 1822 году турецкий солдат произвел выстрел в правую руку Царицы Небесной. После этого кощунства он сошел с ума и повесился на оливковом дереве где-то тут неподалеку.
Монастырь большой, паломников много, поэтому и проверка паспортов, диамонитирионов, размещение в архондарике, все бюрократические формальности требуют больше времени, но неизменные ципуро, воду и лукум подали. Задержка в оформлении нисколько не огорчает, потому что остановка в любом месте этого большого монастыря – лишняя возможность больше увидеть. Здесь все достойно пристального внимания…
Архондарик в Ватопеде – большое 4-этажное здание с лифтом. Нашей группе выделили двухкомнатную келью на первом этаже. Бросили пожитки и к 15.30 – на службу. Кафоликон – замечательный, большой, с прекрасными фресками и мозаикой. Игумен монастыря архимандрит Ефрем был уже на своем месте. Приложившись к иконам, подошел к нему под благословение. Он благословил, я бы сказал, очень сосредоточенно, внимательно смотря на меня.
После богослужения все по чину проследовали в трапезную. Из трапезной вернулись в храм. Чтобы помолиться и приложиться к здешним святыням: Поясу Пресвятой Богородицы, который привозили в Россию в прошлом году, части Креста Господня, Трости от Страстей Господних, главам святителя Иоанна Златоуста с ухом и святителя Григория Богослова, мощам других святых.
Особенно обратил внимание на нетленное ухо святителя Иоанна Златоуста. Глава великого отца и учителя Церкви Иоанна Златоуста хранится в серебряном ковчеге шарообразной формы, который украшен золотыми узорами и драгоценными камнями. Сверху, как и у многих подобных ковчегов, открывается маленькая овальная дверца, через которую видны кости черепа святого. Стекла нет, так что прикладываемся непосредственно к мощам. А в боковом окошке видно нетленное левое ухо святителя. Оно непонятным образом держится на голых костях черепа, причем, кроме этого уха, на главе святителя не осталось ни одного фрагмента кожного покрова.
Об этом нетленном ухе нам рассказали следующее. Однажды его келейник Прокл увидел через дверную щель в кабинете святителя неизвестного благообразного старца, который, стоя за спиной Златоуста, что-то говорил ему на ухо. Так повторялось несколько ночей подряд. Святитель в то время работал над толкованием посланий апостола Павла. Однако по временам Златоуста смущала мысль: угоден ли Богу его труд? Правильно ли он понимает смысл некоторых не вполне ясных для большинства людей мест апостольских писаний? Когда же Прокл уже не мог больше сдерживать свое любопытство, то решился спросить святителя: кто же тот почтенный старец, непонятным образом проникающий в кабинет святителя? Златоуст с удивлением ответил, что когда он работал над рукописью, к нему никто не входил. Присмотревшись к иконе, висевшей над столом святителя, Прокл отметил удивительное сходство между ликом, изображенным на иконе, и таинственным старцем. Это была икона апостола Павла. Святитель Иоанн Златоуст понял тогда, что явлением апостола Господь удостоверил богоугодность этого труда. Судя по всему, именно то самое ухо, к которому в видении неоднократно наклонялся апостол Павел, подсказывая святителю, что он, апостол, имел в виду в том или другом месте своего послания, и сохранилось нетленным на голом черепе в подтверждение действительности древнего чуда…
Здесь, в Ватопеде, как и в других святогорских монастырях, традиция приема паломников одинакова и освящена веками. Об этом рассказывает сам игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем:
«Важным фактором в гармоничной и в согласии с заповедями Божиими жизнедеятельности афонского монастыря является прием паломников. Афонский монастырь не мыслится без паломников. Монашеские учреждения, по сути, принадлежат паломникам, народу Божию. А конкретные монахи, проживающие в обители, это лишь ее временные жильцы и распорядители на какое-то время, которые, как священный завет, передадут и территорию, и дух монастыря следующему поколению монахов, чтобы те содержали его и продолжали его традиции так, чтобы сюда приезжали и отдыхали паломники.
Человек, который приезжает на Афон, именуется не посетителем, а паломником, потому что он совершает паломничество на Святую Гору. Можно совершать увеселительную поездку или ехать в командировку, но паломник совершает не просто поездку. Он едет на Святую Гору для паломничества, то есть в какой-то монастырь, чтобы благоговейно преклонить главу и облобызать честные мощи, чудотворные иконы и поклониться местным святыням.
Как паломников, а не как простых посетителей, встречает входящих вратарник, ответственный монах, несущий послушание при вратах обители. После предъявления ему необходимого для въезда на Афон документа, называемого диамонитирион, вратарник говорит гостям: «Добро пожаловать, приятного паломничества».
Встретив гостей в архондарике, помещении для приема паломников, архондаричный или гостинник предлагает им, согласно афонскому уставу, ципуро, лукум и воду, а затем следует диалог/пожелание: «Благословите!» – «Господь благословит!» Далее паломников информируют о внутреннем распорядке жизни обители, которому они должны следовать: когда совершаются богослужения, во сколько предлагается трапеза, когда совершается исповедь и т.д. В конце гостинник отводит паломников в комнату, где они будут проживать, объясняя некоторые детали, касательно проживания, и желает им «приятного паломничества».
Вот такой приблизительно порядок приема паломников в афонском монастыре. В разных монастырях он может варьироваться, но суть остается неизменной. В лице паломника монах видит не человека, но Бога. Как говорит авва Аполлос о приеме братий: «Когда приходят братья, нужно с уважением поклониться. В этот момент мы кланяемся Богу, а не им, потому что сказано: «Увидеть брата своего – значит увидеть Бога»». В лице ближнего он узнает Бога и потому служит ему с радостью, с молитвой, со смирением и с любовью. Это бескорыстная любовь, имеющая жертвенный характер. Монах не ожидает получить от паломника ничего, а паломник не платит за оказываемое ему гостеприимство. Монаху, послушнику, который несет послушание, никто не платит, и он никак не соприкасается с деньгами. Гостеприимство в монастырях Святой Горы оказывается бесплатно, потому что так хочет Хозяйка этого места, Игумения Святой Горы – Госпожа Богородица.
Другая любезность, которую оказывают афонские обители паломникам – поклонение святым мощам и чудотворным иконам и экскурсия по главному монастырскому собору – кафоликону. Там паломники соприкасаются с величайшими святынями монастыря. Потому что нет на земле ничего более драгоценного и важного, чем мощи святых. В этом и состоит цель Церкви – порождать святые мощи, порождать святых. В мощах святых обитает благодать Божия – эта нетварная энергия, излияние Божественного Бытия. Святой, который подвизается «добрым подвигом» на земле для того, чтобы восстановить связь с Богом, с ближним, со всем творением Божиим, чтобы очиститься от страстей, упражняется в стяжании молитвы, любви, смирения, воздержания и прочих добродетелей, через благодать переживает посещение Божие, равно, как и отсутствие Бога, лишением Божественной благодати, кажущуюся богооставленность.
Благодаря постоянным посещениям и отнятием благодати, святой приобретает догматическое сознание, возрастает духовно, пока не достигнет «мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова», когда уже Божественная благодать будет обитать в нем постоянно. Эта благодать обитает не только в душе святого, но и в его теле, во всем его существе. Поэтому после успения святого кости его становятся святыми и точащими благодать мощами, доказательством святости, источником чудотворений и исцелений. Конечно, это происходит потому, что и в земной жизни в его теле обитала Божественная благодать.
Прикладываясь к этим святым мощам, паломник приемлет дар Божественной благодати. На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.
Иконы монастыря
Обитель располагает диптихом ликов Пантократора и Богородицы «Умиление». Эти религиозные картины почитаются Церковью как и изображения императрицы Феодоры, которая восстановила в Византии иконопочитание.
В кафоликоне Ватопеда можно поклониться Святой Троице. Поскольку вся обитель посвящена Приснодеве, в ней много ликов Мадонны. Как минимум восемь Богородичных икон монастыря Ватопед считаются чудодейственными. Это:
- «Пантанасса» (Всецарица).
- «Утешение».
- «Элеовритисса» или «Дохиарисса»(Елеточивая или Келарница).
- «Виматарисса» (Алтарница).
- «Эсфагмени» (Закланная).
- «Антифонитриа» (Предвозвестительница).
- «Пироволифиса» (Простреленная).
- «Парамифия» (Увещание).
Последняя икона представляет и культурный интерес, поскольку была написана в XIV веке.
Ватопедский монастырь на Афоне: чудотворные иконы
1. Икона «Отрада» (другое название — Утешение, греч. — Парамифия) — как говорится в первоисточниках, от неё
«был Ее глас игумену, чтобы не открывал дверей обители, ибо разбойники приготовилась ограбить Ватопед: лики Божией Матери и Младенца оживились, резко изменили свое положение в сравнении с прежним».
Произнесённая перед такой иконой молитва помогает в исцелении от болезней и недугов, защищает от несчастий, вызванных стихийными бедствиями и эпидемиями.
Надо сказать, что особо чтимый список с иконы «Отрада» находится на территории России, в Афонском храме Новодевичьего монастыря в Москве. Также список этого образа есть и в Свято-Благовещенском мужском монастыре Санкт-Петербурга. В Москве есть и храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.
2. Икона «Всецарица» (Пантанасса) — она была написана в XVII веке. Образ почитается среди верующих как чудотворный. Ещё её именуют «Губительницей раковой язвы», она врачует больных раковыми заболеваниями. К иконе приходят с молитвой, чтобы получить исцеление от рака. Дата празднования иконы «Всецарица» — 18(31) августа.
Храмы, в которых есть чтимые списки иконы «Всецарица»:
- Новоспасский монастырь г. Москва
- Свято-Троицкий (Всецарицынский) мужской монастырь в селе Тарасково(Нижнетагильская епархия, Свердловская обл.).
- Киево-Печерская Лавра (Храм Всех преподобных Печерских, г. Киев, Украина)
3. Икона «Елеоточивая» или «Келарница» (Элеовритисса, Дохиарисса) — образ Божией Матери (раньше её называли Одигидрия), от которого верующие ощущают особое дивное благоухание. Находится «Элеовритисса» на кухне монастыря. По сведениям очевидцев, от этой иконы было чудо: монастырские сосуды наполнялись елеем (оливковым маслом).
4. Чудотворная икона «Ктиторская» или «Алтарница» (Виматарисса) — такое название эта чудотворная икона Ватопедского монастыря получила по месту ее нахождения — в виме ( алтаре) соборного храма, на синфроне ( горнее седалище).
Как гласит предание, икона была припрятана от поругания одним из монахов Ватопеда во время нападения арабов на монастырь в Х-м веке. Прошло 70 лет и её снова обнаружили — совершенно невредимой, скрытой в колодце алтарного помоста монастыря.
5. Икона Пресвятой Девы «Закланная» (Эсфагмени) — святой лик её проткнут кинжалом: говорят, один дьякон, разозлившийся за то, что трапезарь не оставил ему пищу, совершил такое злодеяние. Чудо свершилось путём наказания гнева монаха: целых три года иконоубийца ходил слепым, но молитвы монастырской братии исцелили его. От наказания впоследствии остался лишь след на руке: после смерти она почернела и стала нетленной.
6. Чудотворная икона Божьей Матери «Предвозвестительница» или «Живоприятная» (Антифонитриа) — от этого святого лика в 382 году услышала предупреждающий голос царица Плакидия (Плацидия) — дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, когда собиралась войти в собор.
7. Икона «Простреленная» (Пироволифиса) — в Её святой образ в 1822 году выстрелил турецкий воин (на иконе остался след от пули). В наказание «Пироволифиса» лишила его рассудка, а затем он повесился на дереве, возле входа в монастырь. Кстати, и тело его осталось непогребенным.
Прочие святыни
Паломники приходят в эту обитель не только для того, чтобы поклониться святым ликам и увидеть мощи угодников и великомучеников. К святыням монастыря Ватопеда также относится чаша из яшмы, которая является даром византийского императора Мануэля Второго Палеолога.
Этот сосуд славится тем, что превращает налитую в него воду в антидот от укусов змей. Также здесь во время раскопок была обнаружена гробница, в которой долгое время хоронили всех почивших братьев. Сейчас их черепа и кости выставлены на всеобщее обозрение.
Что посмотреть в Ватопеде
Прежде всего, необходимо посетить главный семикупольный храм Благовещения. Он расположен на востоке треугольного монастырского двора. В собор ведет величественное, богато украшенное преддверие с мраморными арками и колоннами.
Из него ведут прямые выходы к притворам – внешнему и внутреннему, а также к приделам – Святителя Николая и великомученика Дмитрия Солунского. На хорах находится еще одна часовня богородичной иконы «Утешение» (или «Отрада»). Из внутреннего притвора вы попадаете в сам храм.
Здесь можно полюбоваться фресками монастыря Ватопед, которые были выполнены в XIV столетии знаменитым византийским мастером Мануилом Панселиносом. В кафоликоне также можно увидеть четыре порфировые колонны, которые были доставлены сюда из Рима по приказу Гонория, сына Феодосия Великого (IX век).
Ктиторская икона Богородицы
Счастливый отец в благодарность не только сделал богатые вклады в обитель, но и пожертвовал икону Богоматери, сделанную из мастики. Она получила название «Ктиторская» в память об императоре, и была помещена в алтаре Благовещенского собора на Горнем месте, поэтому ей присвоили второе название – «Алтарница», по-гречески – «Виматарисса» или «Бематарисса».
Благовещенский собор
В 862 году арабы, разоряя и грабя Крит и Сицилию, добрались до Афона. Опасаясь поругания святынь, один из экклезиархов, в обязанности которого входило поддержание порядка в храме, скрыл икону и крест на дне колодца, расположенного под помостом алтаря, надвинув сверху мраморную плиту. Икона сохранилась, но самого монаха взяли в плен.
Сорок лет спустя он вышел на свободу. За эти годы некогда величественный Ватопед превратился в руины, а немногочисленная братия трудилась над восстановлением обители. Бывший экклезиарх указал место под плитой в алтаре, и таким образом состоялось обретение святого образа и креста.
Икона Богоматери «Ктиторская»
Интересные места для светских посетителей
В XVIII веке монастырь Ватопед на горе Афон обладал обширной библиотекой, что и позволило открыть тут Академию. Но увы, это учебное заведение, в котором преподавали выдающиеся умы Греции, просуществовало всего пять лет. «Светская» программа Академии не понравилась святым отцам и возник конфликт.
Сейчас руины этой высшей школы можно увидеть на востоке от монастыря. Но библиотека сохранилась. В ней хранится 35 тысяч древних рукописей, пергаментных свитков и печатных книг. Самой ценной жемчужиной библиотеки считается издание XI века «Географии» авторства древнегреческого ученого Птолемея.
Паломники этого не увидят, но внутренняя сторона алтарных врат (которая скрыта от мирян) очень старинная, сделанная из резного дерева. В ризнице обители хранятся церковные облачения и сосуды.
На монастырском дворе следует зайти в две часовни: Святого Пояса и Козьмы и Дамиана. Также нравоучительно будет посетить костницу (за воротами обители): посмотреть на ряд черепов и понять, что все тленно.
Что следует знать посетителю Афона
Обязательно возьмите с собой в путешествие на Святую Гору паспорт. «Фейс-контроль» там строгий, и женщинам, проникнувшим на территорию монашеской республики, грозит уголовная ответственность и несколько месяцев тюрьмы.
Диаманитирион, который нужно покупать в Уранополисе, бывает двух видов: общий и с ночевкой в каком-то определенном монастыре. Примечательно, что стоят они одинаково – 25 евро (1850 руб.).
В монастыре Ватопед есть свой архондарик – дом, в котором размещаются паломники, купившие пропуск на Афон второго типа. Заведуют таким очень спартанским во всех отношениях отелем монахи-архондарисы.
Паломники во время пребывания на Афоне должны соблюдать все правила иноческой жизни: не пить алкоголь, не курить, не сквернословить, не повышать голоса и даже не купаться в море.
Требования к одежде тоже суровые. Она должна прикрывать плечи и колени. Столуются паломники в трапезной монастыря два раза в обычный день и один раз во время постов.
Посещение монастыря
Сейчас в Ватопеде постоянно проживает около ста монахов. Их быт организован в форме общежития, а сутки поровну разделены на отдых, труд и молитвы. Братья радушно встречают паломников и туристов. Они готовы познакомить их с прекрасными достопримечательностями комплекса. Многие отмечают огромный духовный подъем на святой земле.
Обычно посещение одного монастыря на Афоне занимает два дня с ночлегом в келье. Паломники могут проводить время по своему усмотрению. Никаких требований к распорядку дня посетителей нет. Также отсутствует ограничение и по вероисповеданию. Здесь одинаково рады православным христианам и приверженцам других религиозных направлений. Важно следить за своим внешним видом, носить брюки и рубашку с длинным рукавом. Свод несложных правил представлен при входе или на сайте монастыря.
Добраться к Афону можно по воде (на катере, пароме) или по суше (на автомобиле, автобусе). Наиболее популярным перевалочным пунктом к Афону является курорт и порт Уранополис. По самой Святой горе автомобили не ездят, поэтому следует приготовиться к длительным пешим прогулкам.
На территорию монастырей можно попасть при наличии разрешения (Диамонитириона). Такую «визу» на святую землю оформляют дистанционно, отправив все документы по электронной почте.
Вход на Афон разрешен только мужчинам. Более тысячи лет действует строгий запрет для женщин не ступать на эти земли. Представительницы прекрасного пола могут довольствоваться лишь обзорной морской экскурсией у берегов Афона.
Расписание служб
Особенностью Афона является то, что в разных монастырях по-своему отмеряют время. Сутки начинаются то с заката, то с восхода Солнца, и только редкие обители живут по часовому поясу Греции.
В святом монастыре Ватопед паломников пускают на литургию, которая начинается в 17:15 по восточноевропейскому времени. Она длится час, после чего приглашают на трапезу.
В 20:15 начинается повечерие, на котором паломники также могут присутствовать. В 2:50 будят на заутреню (в храме Пантелеймона). А потом начинается Святая Литургия.