Донской монастырь — мужская ставропигиальная обитель в Москве. Монастырь был построен в 1591 году в месте, где русские войска отразили нападение крымского хана Газы II Гирея.
Обитель известна тем, что на ее территории сохранился самый древний в России дворянский некрополь, на монастырском кладбище захоронены известные поэты, писатели, архитекторы и ученые.
Фото Донского ставропигиального мужского монастыря, находящегося в Москве
Донской монастырь основали в честь защитников Москвы
История возникновения монастыря берет начало в XVI веке. Донскую обитель построили по инициативе царя Федора Иоанновича в 1591 году. Основание монастыря — чествование победы русского оружия над войском крымского хана Газы-Гирея.
Донской монастырь возвели в месте, где стоял отряд Бориса Годунова и походная церковь Сергия Радонежского. Строительство обители стало заключительным этапом в создании оборонительного рубежа в предместьях Москвы со стороны южных степей.
Донской монастырь замкнул оборонительную цепь Москвы от набегов с южных степей.
Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божьей Матери. Согласно преданию, именно этим образом Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его воинов перед битвой на Куликовом поле.
Первой постройкой на территории современной обители стал собор Донской иконы Божьей Матери (также его называли Малым или Старым собором) — одноглавый храм, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды.
При строительстве храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей за образец использовали именно этот собор.
Кладбище Донского монастыря могилы известных людей фото
На территории донского кладбища захоронено больше 100 именитых личностей. Тут были погребены русские вельможи, видные сановники, представители купечества, к примеру, тут находится родовая усыпальница Вяземских, Трубецких, Долгоруких, Голицыных.
Также здесь можно найти усыпальницу Чаадаева, Одоевского, Ключевского, Солженицына, Майкова и других. Немало захоронено русских монументалистов, полководцев семнадцатого столетия, представителей ампирного течения, французских скульпторов и архитекторов.
В смутные времена Малый собор был разрушен
Во времена Смуты Старый собор разграбили и разрушили. В ходе реставрации при Михаиле Федоровиче монастырь восстановили, но к сожалению не полностью.
В 1650 году Донской монастырь приписали к Андреевскому, а в 1673 Малому собору пристроили трапезную часть.
В 1678 году в честь победы над турками в битве при Чигинире были возведены два придела — южный в честь Сергия Радонежского, а северный в память о великомученике Федоре Стратилате.
В 1679 году Донской храм расписали Леонтий Чулков и Федор Евтиев.
Иван Забелин
русский историк, специалист по истории Москвы
Историк Иван Забелин описывал Смутное время так:
«Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии».
В 1687 году монастырь восстановил игуменство и свою изначальную самостоятельность, а до этого, в 1679 году, к нему были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь.
1684
в этом году начато строительства Большого собора Донского монастыря
В 1684 году началось строительство Большого собора Донского монастыря, однако уже в 1687 работы были заморожены из-за Крымского похода Петра I и истощения монастырской казны.
Достроить новый храм удалось лишь в 1697 году. Большой собор выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет. Главы его установили в направлении сторон света.
Во время Отечественной войны обитель разграбили французские солдаты
Современный комплекс монастыря формировался на протяжении всего XVIII века. Так, с 1686 по 1711 год строители возводили каменную ограду с двенадцатью башнями на средства сына думного дьяка Якова Кириллова, который владел палатами на Берсеневской набережной.
В 1714 году над северными воротами обители была возведена Донская церковь в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
В период с 1730 по 1753 год возводилась колокольня над западными воротами. Строительством поочередно занимались три архитектора — Пьетро Трезини, Дмитрий Ухтомский и Алексей Евлашев.
Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, убитый в стенах Донского монастыря во время Чумного бунта
В 1771 году во время Чумного бунта в монастыре убили архиепископа Амвросия. Во время эпидемии священнослужитель приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери.
Этот шаг привел народ в ярость, в пылу которой люди убили укрывавшегося в обители архиепископа.
В первой половине 80-х годов XVIII века итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большего собора евангельскими и библейскими сюжетами.
Изменению подвергся и внешний вид храма — надстроили основной объем четверика, скрыли ряды кокошников, кровля получила четырехскатное завершение.
Кокошник
в архитектуре: полукруглое или заостренное завершение фасада или свода
Во время Отечественной войны 1812 года монастырь был варварски разграблен, когда наполеоновская армия заняла Москву. В обители была расквартирована часть полка второй конной гвардии, лошади жили в кельях вместе с рядовыми.
Оставляя монастырь, французские солдаты украли венцы с икон, оклады, ризы и все прочие украшения.
Помещения Донского монастыря были частично разрушены. Восстановили обитель на пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова. На его же деньги изготовили новые иконы иконостаса Большого собора.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь). Потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых в декабре 1831 года обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божией Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и соседних станиц. Так, бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией матери стала монастырским храмом. Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, еще более строгий спрос был с насельниц: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, в особенности же смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном, производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.
Год от года расширялось монастырское хозяйство, обеспечивавшее впоследствии всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся в помощи мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, которые использовались под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, о большой благотворительной деятельности монастыря было известно в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки разных станиц, но также духовенство и иногородние, включая мещан и купцов Ростова, Таганрога и Ейска. Традиционно в русском обществе полагали, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери, хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители. Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX- начале XX веков под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области войска Донского и за его пределами; состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных особ желание создать в Сербии женский монастырь «по образцу Старочеркасского». В годы Советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.
В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья. Она принесла разрушение большинству строений. Жемчужина монастыря — храм Донской Божией Матери – лишился всех ценностей, затем — всего внутреннего убранства. Была взорвана верхняя часть церкви и колокольни. Большинство монахинь разъехались, однако несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, неся свой молитвенный подвиг.
До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей, сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в который вошел комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX веков, получивший федеральный статус.
Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской Промыслом Божиим вновь возрождается монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении Юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ему были переданы Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской.
За прошедшие годы храм во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетители музея, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза. Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.
Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в станице Старочеркасской в небольшом частном доме, взятом в аренду. Потом пришлось один год перезимовать, ночуя в спальных мешках, в доме Жученковых (одном из музейных объектов, взятых в аренду). Но, несмотря ни на какие трудности, не ослабевала монашеская молитва. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божией Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Войсковом Воскресенском соборе, а с 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения сразу благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря мудрому духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста. В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю.
В настоящее время братия монастыря состоит из 25-ти человек: 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.
Жизнь в монастырях всегда зиждилась на молитве и труде, — этих краеугольных камнях многовекового православного монашества. День начинается с утреннего правила в храме: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божией Матери. Затем братия расходится на свои послушания: совершают в храме Божественную литургию, другие — на работу в пекарню, на огород, на пасеку, на стройку. В монастырском храме ежедневно братией монастыря совершаются богослужения. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.
В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь, сохраняя традиционное Православие, продолжает иноческий подвиг на Донской земле. С самого начала возрождения Свято-Донского монастыря Господь послал для укрепления нашей веры святыни, к которым и поныне в обитель стекается множество людей, ищущих спасения своей души.
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Войсковом Воскресенском Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена в посвященный ей монастырский храм. Донская икона Божией Матери – главная святыня Старочеркасской обители. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.
В 1998 году один из молитвенников о возрождающейся обители схиархимандрит Свято-Успенского монастыря Донецкой епархии Зосима (Сокур,+29.08.02) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами мощей святых. В нем находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году схиархимандрит Зосима благословил монастырю еще одну великую святыню: большой мощевик, в котором более 90 частиц мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. В мощевике есть частица Голгофского камня. Обитель хранит иконы с частичками мощей покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, свт. блгв. князя Александра Невского, мч. Трифона, святителя Николая Чудотворца.
Сравнительно недавно в Старочеркасском мужском монастыре появилась икона почитаемого в России свт. Луки Крымского с частичками мощей, а в 2014 году в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь была привезена икона святой Людмилы, княгини Чешской, с частицей её честных мощей. Написание и оформление образа святой Людмилы, княгини Чешской, стало возможным благодаря совместным усилиям и стараниям братии монастыря и посильным пожертвованиям православных верующих. Икону написал мастер-иконописец из г. Ростова-на-Дону А.Д. Лысак. Для подтверждения подлинности частицы мощей святой угодницы, которые находятся в иконе, на её обратной стороне с помощью современных лазерных технологий была нанесена грамота архиепископа Георгия (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), подтверждающая передачу частицы честных мощей и их происхождение из Праги.
В 2015 году, в праздник Святой Троицы, в Свято-Донскую обитель была торжественно принесена еще одна икона святителя Николая Мир Ликийских чудотворца XVIII века, восстановленная трудами братии монастыря. Оклад XVIII века отреставрирован чеканкой по меди с посеребрением. К этой иконе благотворителем обители был подарен мощевик в форме архиерейской панагии, изготовленный донским ювелирным мастером. Частица мощей была привезена из Венеции благодаря усилиям меценатов Донской митрополии и вмонтирована в панагию.
Летом 2014 года в обитель был привезен ковчег с частицей мощей свт. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Они были привезены усилиями братии монастыря и семьи Бугровых и вмонтированы в серебряный мощевик.
Одними из последних икон, появившихся в монастырском храме Донской иконы Божией Матери можно назвать иконы с частицами мощей Ярославских святых, Софрония Иверского, Илариона Троицкого, Патриарха Тихона, Марии Гатчинской.
Местом постоянного паломничества и утешения для верующих является место упокоения архимандрита Модеста (Потапова, +14.03.02), похороненного за алтарем Донского храма. Архимандрит Модест был первым наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. За духовным советом, наставлением к нему обращалось множество людей из различных уголков России. Отец Модест с детства хранил веру в Бога, пронес ее через трудные годы богоборчества, имел большой опыт в богослужении, а его жизненный опыт обогащался общением со старцами Глинской пустыни, в окормлении одного из которых он находился. Архимандрит Модест стал живой нитью, соединяющей монастырскую братию, состоящую в основном из молодых людей 25-35 лет, с древними подвижниками Святой Руси.
Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь. Одни, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, другие – побывать на богослужениях, научиться молитве, а иные – потрудиться и оказать во славу Божию посильную помощь монастырскому хозяйству. Братия монастыря с благодарностью молятся за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря.
Подъезжая к Старочеркасску, можно полюбоваться новыми куполами из патинированной меди, которые украсили теперь Войсковой собор. Была восстановлена с помощью благотворителей отопительная система Войскового Воскресенского собора, что благотворно сказалось на сохранности старинных икон. После долгих десятилетий стало возможным совершать богослужения в Войсковом соборе в зимний период (ранее богослужения совершались только в теплое время года, начиная с Пасхи). Ведутся непрерывные работы по реставрации. В Преображенском (Ратненском) храме отреставрирован фасад, ведутся работы по внутренней отделке. За последние годы были построены и восстановлены несколько монастырских корпусов
Донской монастырь стал последним пристанищем патриарха Тихона
В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. После Октябрьской революции в здании храма расположился крематорий.
Донской монастырь, как и многие храмы и монастыри, закрыли в 1918 году. С 1922 года в стенах монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Умер он в обители в 1925 году, через год после неудачного покушения на его жизнь.
Патриарх Московский и всея Руси Тихон, содержавшийся под арестом в Донском монастыре
В 1926 обитель передали в управление Музейного отдела Главнауки. Но уже в 1929 музей закрыли, ликвидировали общину и в обители начал действовать Антирелигиозный музей искусств.
К счастью, уцелели монастырские архивы XVIII – XIX веков — они были переданы в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы.
В 1934 году обитель передали в ведение Музея архитектуры Академии архитектуры СССР.
После этого в монастырь стали свозить детали, святыни и скульптурные фрагменты уничтожаемых церковных и прочих построек, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревской башни и церкви Успения Божьей матери на Покровке.
В церкви Архангела Михаила, служившей усыпальницей Голицыных, обосновался музей скульптуры. В 1936 году в монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота. В 1967 они были восстановлены и установлены на Кутузовском проспекте.
Донское кладбище «Новое»
Оно было образовано, как уже было сказано выше, в конце 19 века. До революции в октябре 1917 года «Новое» кладбище Донского монастыря в Москве было местом захоронения преимущественно интеллигенции: профессоров, ученых, различных чиновников. В 1927 году здесь был оборудован первый в столице колумбарий и крематорий. До наших дней дошли документальные свидетельства того, что В. И. Ленин в 1918 году приказал приобрести за границей оборудование для кремирования трупов. На следующий год, самый напряженный за годы гражданской войны, действующее правительство объявило конкурс на самый лучший проект крематория. Вскоре это учреждение здесь было построено. Известно о том, что только солдат, умерших в госпиталях во время ВОВ, было кремировано не менее 15 000. В глубине кладбища стоит стела в память обо всех замученных и убитых в годы репрессий. Трупы людей с Лубянки и из Лефортова привозили сюда сотнями на грузовиках для сожжения. В настоящее время здесь проводятся традиционные захоронения, захоронения урн в землю, в открытый и закрытый колумбарий.
Мы провели знакомство с архитектурными постройками, составляющими Донской монастырь в Москве. Карта их расположения также представлена здесь.
Источники:
- https://ikona-i-molitva.info/donskoj-monastyr-v-moskve/
- https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/donskoj-monastyr-v-moskve.html
- https://fb.ru/article/151156/donskoy-monastyir-v-moskve—istoriya-foto-i-opisanie
Большой собор Донского монастыря работал не смотря на хрущевские гонения
В период с 1946 по 1960 год с одобрения властей проводились богослужения в Старом соборе. Хрущевские гонения на РПЦ подвергли храм угрозе закрытия, но благодаря митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену собор удалось сохранить.
После этого Малый собор стал действовать лишь по праздникам и в дни Великого поста.
30 октября 1990 года Мосгорисполком вернул семь храмов Донской обители РПЦ. Уже в мае 1991 года в монастырь вернулись монахи.
Первым наместником после семидесятилетнего перерыва стал архимандрит Агафодор.
В том же году в честь 400-летия монастыря состоялся крестный ход, который возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
При Агафодоре стены трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За что его удостоили патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского.
В 1992 году в ходе реставрации Старого собора рабочие обнаружили гроб с мощами патриарха Тихона. Патриарха причислили к лику святых, а его останки перенесли в раку Большого собора. В 1998 году возобновил свою работу храм Серафима Саровского.
Рака с мощами патриарха Тихона находится в Донском монастыре
При входных вратах монастыря установили военную технику, уцелевшую во времена Великой Отечественной войны. По мнению многих исследователей это новшество исказило исторический облик обители.
В 2014 — 2021 годах вновь была проведена реставрация Старого собора: восстановили кресты на колокольнях и главах приделов, вернули конструкциям крыш трапезной и приделов исторические формы.
Также исторический облик придали фасадам, перекрасив их в цвет, обнаруженный при натурном исследовании. Были воссозданы растесанные окна XVI века.
Святыни монастыря[править]
В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Воскресенском Войсковом Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена посвященный ей храм Донской иконы Божией Матери. Сейчас она находится в притворе этого храма. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.
На левом клиросе монастырского храма находится икона покровителя Донской земли святителя Димитрия Ростовского, в которую встроен ковчежец с частицей мощей святителя.
В 1998 году один из духовных руководителей возрождения обители схиархимандрит Зосима (Сокур) (ум. 29 августа 2002) подарил монастырю малый мощевик с 34 частицами святых. Здесь есть частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, великомученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго перед своей кончиной в 2002 году отец Зосима благословил монастырю ещё одну великую святыню: большой мощевик, в который вложены более 90 частиц мощей преподобных Киево-Печерских отцов. В подножие креста, вделанного в мощевик, вложен камень с горы Голгофы. Малый мощевик находится в алтаре храма Донской иконы Божией Матери, а большой мощевик в киоте висит в притворе храма справа от входа.
Где находится Донская церковь
Донской монастырь расположен в Москве возле Донской площади, строения 1-3. Каждый год первого сентября в монастыре празднуется день Донской иконы Божьей Матери.
Некоторые богослужения проводятся ежедневно, отдельные – по средам, субботам и воскресеньям.
Расписание богослужений в Донском монастыре
Расписанием богослужений на текущую неделю можно узнать на официальном сайте монастыря.
Официальный сайт Донского монастыря
Ежедневно в монастыре проводятся:
- братский молебен – 6:40;
- часы – 7:40;
- Божественная литургия, водосвятный молебен и панихида – с 8:00 до 16:40.
По средам – молебен перед иконой Божьей Матери «Всецарица» в 16:00.
По субботам:
- первая литургия – в 8:00;
- вторая литургия – в 9:00;
- исповедь – в 16:20;
- Всенощное бдение – в 17:00.
По воскресеньям:
- ранняя литургия (Малый собор) – в 7:00;
- средняя литургия (Большой собор) – в 9:00;
- поздняя литургия (Храм преподобного Серафима Саровского) – в 10:00;
- вечернее богослужение с акафистом перед мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского – в 16:40.
Накануне церковных праздников проводится Всенощное бдение в 17:00.
Богослужения на подворьях
Служба в храме Вознесения Господня в селе Князево:
- литургия по будням (если накануне было вечернее богослужение) – в 7:40;
- литургия в воскресенье и праздничные дни – в 8:40;
- вечернее богослужение накануне праздников и в субботу, а также исповедь перед началом богослужения – в 17:00.
Служба в храме преподобного Сергия Радонежского в поселке Зеленоградский:
- литургия по субботам и в праздничные дни – в 8:00;
- литургия в воскресные дни – в 7:30;
- вечерние богослужение и исповедь перед началом богослужения и литургии в 17:00.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Адрес, часы работы, расписание богослужений, как добраться
Храм находится в городе Москва, на Донской площади 1-3, около Шаболовского метро. Связаться с настоятелями храма можно по почте (индекс 115413) и по телефонам +7 495 95202-63 и +7 495 95216-46.
Работает монастырь каждый день. Время и дату проведения таинств и обрядов можно уточнить по номеру либо лично в братии монахов.
Возьмите на заметку: обычно службы начинаются с 7:00 в приходе Малого собора и с 10:00 в помещении Большого храма и собора С.Саровского.
Религиозные службы проводят не каждый день. Дату и время начала лучше узнавать у представителей храма.
Посетить храм может каждый желающий. Женщинам проход не воспрещен. Стоит помнить, что посещение религиозных мест должно быть по правилам: запрещено приходить в одежде, оголяющей ноги, грудь и руки. На женщине должна быть косынка.
Добраться до монастыря можно на метро. Вначале следует добраться до Шаболовского метро, а затем пройти на перекресток Шаболовка/Донской проезд, повернуть вправо и пройти 1,5 километра, двигаясь до самых ворот.