Тема дружбы относится к фундаментальным для человеческой жизни, жизни социума, затрагивает природу
человека, сферу «душевного» и «телесного». Отражение этой темы мы находим в истории, философии, социологии, в истории политики и т.д., а религиозный аспект этой темы необычен для Библейской традиции, даже уникален. Тема дружбы активно разрабатывалась у святых отцов, затем постепенно уходила из христианства. В Церкви принято называть друг друга больше братьями и сестрами, «рабами Божьими», чем друзьями. Но мы знаем из Деяний, что первые христиане собирались за общим столом на трапезах любви-агапах, постоянно находились в общении, преломлении хлеба и молитве (Деян 2:42, 46). В Евангелии от Иоанна Христос прямо говорит ученикам: «Вы друзья Мои» (Ин 15:14). Интересна статистика употребления слова
φίλος
(друг); из 29 раз 26 оно используется в корпусе писаний Луки (18 раз) и у Иоанна (8 раз). Мы проследим, как менялось значение понятий «друг» и «дружба» от классических идей Аристотеля и Платона, через Священное Писание и Закон к Новому Завету, данному Иисусом Христом.
По Библии, дружба имеет 5 составляющих: жертвенность, доверие, любовь и отзывчивость, поддержка
Друзья нам очень близки. Это позволяет поделиться переживаниями, чем-то личным и обсудить вопросы, которые не задашь чуждому человеку. Православная дружба и общение опираются на библейский фундамент, ибо Священное Писание даёт полезные поучения на счёт того, как людям стоит общаться друг с другом.
Первое, что говорит Библия о дружбе, — это то, что в ней определённо есть черты Божественного. Господь говорит с Моисеем так, как люди общаются с друзьями:
«И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим»
(Исход 33:11)
На этой иконе апостолов Петра и Павла изобразили в объятиях, дабы подчеркнуть их дружбу. Фото: i.pinimg.com
Причём читателя Библии не ставят просто перед фактом существования дружбы как явления. Нам дано чёткое понимание того, как начинаются эти отношения и на что они похожи:
«Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу»
(Первая Книга Царств 18:1)
Библия о дружбе и друзьях многое показывает на примере отношений Давида и Ионафана. Что же есть в дружбе?
Жертвенность:
«И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой»
(Первая Книга Царств 18:4)
Доверие:
«Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?»
(Первая Книга Царств 20:1)
(картина «Прощание Давида с Йонатанам», Рембрандт Гарменс ван Рейн, 1642 год). Фото: artmight.com
Отзывчивость:
«И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя»
(Первая Книга Царств 20:4)
Любовь:
«И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу»
(Первая Книга Царств 20: 17)
И любовь эта безусловна:
«Друг любит во всякое время»
(Притчи Соломона 17:17)
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья»
(Притчи 17:17)
Поддержка:
«И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога… И заключили они между собою завет пред лицем Господа; и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой»
(Первая Книга Царств 23:16, 18)
Отношения с людьми.
Конечно мы должны сохранять хорошие отношения с людьми. Он должны испытывать жизнь Христа в теплоте и доброте, исходящих из нас. Мы должны быть светом и благословением для окружающих нас людей. Но эта доброта должна основываться на “нетерпимости по отношению к греховной политике.” Как только грех попытается заявить о себе, он должен встретить стальную стену сопротивления. Сплетни, непристойное поведение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, нечестность, нанесение вреда другим и т.д. Каждый, кто встречает тебя должен встречать твой девиз “Нет – греху!”!
Иисус учит нас молиться: “И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.” Матф. 6:13. Над этим мы должны работать вместе с Богом. Ты не можешь делать слепо всё, что тебе угодно и рассчитывать на то, что Бог остановит тебя, если ты зайдёшь слишком далеко. Мы должны быть ревностными, чтобы удаляться от зла! Обычно мы знаем, какие места, люди и вещи вводят нас в искушение. Здесь требуется ревность! (Тита 2:14)
То же самое касается, когда мы мотивируем себя проводить время с людьми, желая привести их ко Христу. Иисус общался с мытарями, блудницами и разного рода грешниками. Однако Он никогда не одобрял их грехи. Наоборот, Он учил их, как освободиться от греха! Евангелизационная работа является очень важной частью жизни Церкви. Однако прежде всего ты должен защитить своё собственное сердце. Не подвергай себя ситуациям, для которых ты недостаточно силен.
Ветхий Завет учит, что друг — это особый статус со множеством обязательств
Но не только история царя Давида рассказывает читателям Библии о дружбе. Её свойство раскрывают и последующие тексты. Например, из книги пророка Иова мы узнаём, что дружба подразумевает сопереживание:
«К страждущему должно быть сожаление от друга его»
( Книга Иова 6:14)
Назваться другом — это согласиться на особый статус, который значит больше, чем родственный:
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат»
(Притчи Соломона 18:24)
Царь Соломон. Ему приписывается книга притч Соломоновых, где подробно рассказано о дружбе. Фото: acathist.ru
Дружба подразумевает участие в жизни другого человека:
«Масть и курение радуют сердце; так сладок [всякому] друг сердечным советом своим»
(Притчи Соломона 27:9)
Но не только совет поможет понадобиться, реальные действия тоже важны:
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего»
(Книга Екклезиаста (4: 9–10)
Даже в тех ситуациях, когда сделать что-то для друга тяжело, нужно стараться:
«Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит»
(Евангелие oт Луки 11:
Дружба — это ещё и взаимная помощь в развитии:
«Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего»
(Притчи Соломона 27:17)
Иногда приходится даже быть грубым, но зато искренним:
«Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего»
(Притчи 27:6)
Друзья похожи, они перенимают качества друг друга. «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты»:
«Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку»
(Притчи Соломона 27:19)
Дружба имеет значение
Чем старше мы становимся, тем меньше времени у нас остается на значительное количество отношений. И хотя круг дружбы не так велик, как раньше, он может стать намного глубже. Но помните, что ваша дружба имеет больше силы, чем вы можете себе представить, поэтому вы должны выбирать ее с умом. Нездоровая дружба может создать больше хаоса, чем мира.
По мере того, как современная жизнь становится все более беспокойной, мы склонны отодвигать дружбу на второй план. Но очень немногие вещи формируют и развивают нас так, как дружба, и в них стоит инвестировать.
Евангелие от Иоанна говорит, что Бог — друг человек
Любовь и дружба неразрывно связаны. Можно сказать, что дружба — это некий уровень любви, вариант её проявления. И о высшем её проявлении рассказывает Евангелие от Иоанна:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
(Евангелие oт Иоанна 15:13)
Иисус Христос говорил, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», и умер за человечество. Фото: muzei-mira.com
И кто же способен на такую жертвенную любовь? Лучший пример — Иисус Христос. Он совершает жертву за и для людей, их Он называет своими друзьями:
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»
(Евангелие oт Иоанна 15: 14–15)
Но, как мы видим, эта дружба в отличие от любви не бывает односторонней, безответной. Человеку нужно приложить некоторые усилия, чтобы стать другом Бога. односторонняя.
Это не новая идея. Её мы могли прочитать в книге Притч:
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат»
(Притчи 18:25)
Дружба в греко-римском мире
Слова «любовь» и «дружба» в большинстве языков мира близки по значению. Наряду с дружбой существуют в греческой культуре еще три «вида любви», которые обозначаются четырьмя глаголами έράω, φιλέω, στοργέω и ἀγαπάω
. Еще Платон указал на взаимосвязь дружбы и любви: «кто не любит, тот не друг»1. Аристотель в «Никомаховой этике» он определяет
philia (греч.φιλία
)
как
«разновидность добродетели» и «самое необходимое для жизни»2. Первоначально глагол
φιλέω
означал рассматривать что-то или кого-то как одного из ближних, близких, своих, собственных
(πλησίον
)3.
Фιλία
по Аристотелю – это «взаимно признаваемые привязанность и благоволение друг к другу»4. Цель взаимоотношений у Аристотеля – это
удовольствие, польза, добродетель
(или
благо
)5. Например, цель родственных отношений – стремление ко благу. Позже
дружбой
стали называть взаимоотношения, связанные с
символическим«породнением»
(кровная дружба, побратимство и т. п.). при этом
«друзьями»
стали называть всех
единомышленников
или политических приверженцев. Дружба уже становится
избирательной
. Целью таких союзов стала
выгода,
которая считалась Аристотелем низшей формой дружбы.
Но «дружба
» в строгом смысле слова, истинная, «совершенная» дружба»,
φιλίαἑταιρική –
согласно Аристотелю, возникает «ради добродетели и возможна между добродетельными людьми»6. Наиболее значительным стало выражение «Друг – это другое «я» друга» (мое «альтер эго»)7. Т.е. характеристиками идеальной дружбы по Аристотелю являются
единство, взаимность и равенство
8.Антитезой дружбы считалось предательство, ложный друг.Воплощением, проявлением и знаками дружества являются поцелуй, жертвенность, гостеприимство, трапеза, объединение против врагов. Исполнением высшего долга считалось принесение себя в жертву за своего друга.
Участников отношений, называемых дружбой,мы выделили следующих: дружба с самим собой
(как самосовершенствование),
между группой единомышленников или учеников
, между
людьми и богами
. Обнаружилось и
еще одно значение – Дружба
как связующее начало вселенной. Дружеским отношениям между старшими и младшими соответствуют отношениям между учителем и учеником, так что дружба – начало обучения.
Фίλоι
является (само-) обозначением философских или религиозных братств, например, пифагорейцы, эпикурейцы, ученики Платона9. Аристотель отражал популярное мнение греков о невозможности дружбы между человеком и богами из-за гигантской разницы положений. Пифагор словом «
дружба
» обозначил принцип гармонии, единения в мире всех со всеми, а Эмпедокл обобщил, что любовь –
φιλία
является, наряду с ненавистью и враждой –
νεῖκος
, универсальным законом Космоса10.
В период Римского господства вертикальные иерархические отношения заменили идеи дружбы-равенства. Однако тоска по подлинным отношениям, осознание несовершенства самого человека и общества в целом привела к всплеску нового интереса к этическим ценностям, что отразилось в литературе, политике и философии к началу нашей эры.
Преподобный Авва Иосиф написал целую проповедь о дружбе
Проповедь о дружбе — конечно, сказано образно. Это отрывок из его сочинений, но он может быть очень полезен для верующих.
Преподобный считал, что:
«Полное и совершенное дружество может пребывать только между совершенными мужами и одинаковой добродетели»
Авва Иосиф утверждал, что дружба помогает учиться добродетели
Авва Иосиф полагал, что дружба — это постепенные совместные шаги двух людей на пути духовного развития:
«Первое основание истинного дружества находится в пренебрежении богатства мирского и в презрении всех вещей, какие имеем. Ибо совершенно несправедливо и нечестиво, если… драгоценной братской любви предпочитать маловажную домашнюю рухлядь…
Второе основание состоит в том, чтобы всякий отсекал свою волю, так, чтобы не считал себя мудрым и рассудительным и не желал последовать лучше своему мнению, нежели мнению ближнего.
Третье: всякий должен знать, что всему, что считает даже полезным и необходимым, надобно предпочитать любовь и мир.
Четвертое: надобно верить, что ни по справедливым, ни по несправедливым причинам вовсе не должно гневаться.
Пятое: всякий должен желать уврачевать гнев брата на него, питаемый даже без основания, таким же образом, как свой, зная, что и для него равно гибельна печаль другого, все равно как бы сам осердился на другого, если не изгонит ее из души брата, сколько зависит от него
Последнее основание, которое, без сомнения, есть общий истребитель всех пороков, состоит в том, чтобы всякий думал, что он в этот же день переселится из этого мира. Это убеждение не только не допустит никакой скорби оставаться в сердце, но и подавит все движения вожделений и всех грехов. Итак, кто это сохранит, тот не может ни потерпеть горечи гнева и раздора, ни причинить другим. А когда этого не будет, и как скоро враг любви (диавол или страсть) в сердца друзей неприметно будет вливать яд огорчения, то необходимо, при постепенном охлаждении любви от частых огорчений, сердца любящих, долго растравляемые, когда-нибудь он разлучит»
Авва Иосиф
Преподобный
Илия и Елисей – дружба, которая растит нас
Как и Дэвид и Ионафан, у большинства из нас были близкие дружеские отношения со сверстниками. Другой тип дружбы, который встречается немного реже, — это дружба между наставником и подопечным. Мы видим прекрасный пример этого в отношениях Илии и Елисея.
Илия какое-то время был пророком. Он скрывался в горах от царя Ахава, который хотел его смерти. Но Бог призывает пророка снова в игру и говорит ему помазать Елисея, чтобы он сменил его на посту пророка (3 Царств 19:16).
С этого момента Елисей становится тенью Илии. Он последовал за старшим пророком и узнал от него все, что мог. Даже когда время Илии подходило к концу и для Елисея настало время сосредоточиться на жизни без своего наставника, он все равно отказывался оставить сторону пророка.
Когда Господь собирался взять Илию на небо вихрем, Илия и Елисей направлялись из Галгала. Илия сказал Елисею: “Останься здесь; Господь послал меня в Вефиль”.
Но Елисей сказал: “Конечно, как жив Господь и как живы вы, я не оставлю вас”. Итак, они пошли в Вефиль.
Группа пророков из Вефиля вышла к Елисею и спросила: “Знаешь ли ты, что сегодня Господь заберет твоего господина?”
“Да, я знаю, — ответил Елисей, — так что молчи”.
Принцип дружбы: невозможно переоценить ценность развития близких отношений с мудрыми консультантами, у которых есть пожизненный личный опыт, который можно предложить. Мы должны постоянно искать людей, которых Бог приведет на наш путь, которые могут помочь нам развиваться и созревать, даже если отношения не основаны на общем возрасте или интересах.
Святые отцы считали, что дружбу нужно заслужить и беречь
Православная дружба и общение — это большая ценность. Она достигается упорным трудом.
Иоанн Златоуст писал о том, как завоевать друга:
«Ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностью»
Он же предупреждал, что всегда есть риск эту дружбу утратить:
«Кто становится другом, получая благодеяния, тот, если они не будут непрерывны, сделается врагом»
Святые отцы о дружбе говорят, как о постоянной готовности помочь другу: Митрополит Антоний Сурожский пишет:
«Дружба заключается в том, чтобы быть верным, дружба заключается в том, чтобы быть готовым, если твоего друга порочат, гонят или преследуют, встать и сказать: «Я с ним!» Готовы ли мы на это? В хорошие минуты жизни мы говорим: да, готовы, но можем ли мы сказать без серьезного размышления, что это наш выбор?».
Анатолий Сурожский
Митрополит
Принятие решений.
Каждое решение должно быть взвешено по отношению к этой цели. Могу ли я принимать участие в этом разговоре, отправиться в это место или вести себя так, и в то же время сохранить себя чистым и без порока? Поможет ли это мне достичь конечной цели – вечной жизни вместе с Ним? Это касается компаний, которых ты держишься, а также вещей, которые ты себе позволяешь, особенно в отношении развлечений и социальных сетей. Почему ты хочешь этого? Если эти вещи являются преградой для тебя на пути к достижению твоей цели, тогда эти вещи не стоят этого! Наши помышления должны быть такими, как описывает их Павел в послании Колосянам:
“Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.” Колос. 3:1-4.
Является Христос всей твоей жизнью? Тогда самым важным для нас должно быть оказаться достойными Его? Это подразумевает под собой, что нам нужно отказаться от вещей, от которых может быть больно отказаться, но ты сделаешь это ради Него! Подумай о всём том, от чего Он отказался ради нас!