Почему нельзя ругаться матом: объясняют святые отцы

В мировом сообществе бытует мнение, что русского человека невозможно представить без мата. Сквернословят в нашей стране люди, относящиеся практически ко всем социальным слоям. Нередко матерные слова можно услышать с экранов телевизора, по радио и даже в детском саду от совсем маленького ребенка. Большинство из нас относятся к ненормативной лексике вполне нормально, считая ее всего лишь средством выражения своих эмоций. Однако на самом деле сквернословие несет в себе серьезную разрушительную силу, которая, по мнению ученых, может привести к вырождению целой нации. Причем этот процесс довольно сложно остановить, ведь он протекает незаметно, охватывая все больший круг русскоязычного населения планеты. Сегодня мы постараемся объяснить читателям, почему нельзя материться ни при каких жизненных обстоятельствах.

Что такое мат?

Перед тем как пытаться понять, почему нельзя материться в принципе, необходимо выяснить, что попадает под категорию «мат». Если внимательно почитать определение этого слова в разных словарях, то становится понятно, что мат – это одна из самых грубых и древних форм ненормативной лексики на Руси и в родственных языках.

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что бранные слова активно употреблялись еще нашими предками. Скорее всего вы сейчас подумали, что раз прадеды и прапрадеды позволяли себе иной раз ругнуться крепким словечком, то ничего страшного в этом нет. Но не торопитесь с выводами. Возможно и в давние времена с ненормативной лексикой все было не так уж и просто.

Содержание

[скрыть]

  • 1Этимология слова «мат»
  • 2Основные лексические единицы 2.1Обсценная триада

  • 2.2Другие матерные корни
  • 2.3Этимология матерной лексики
  • 3Словообразование
  • 4Теории происхождения
  • 5Современное употребление
  • 6Употребление в Древней Руси
  • 7Ответственность за употребление мата
  • 8Употребление в обществе и литературе
  • 9Ограничения на употребление в российских СМИ
  • 10См. также
  • 11Примечания
  • 12Литература
  • 13Ссылки
  • История возникновения мата

    Многие люди настолько привыкли в своей повседневной речи к сквернословию, что даже не задумываются о том, почему нельзя материться и откуда пришли в нашу культуру эти странные слова. Однако ученых ненормативная лексика интересует очень давно, и они на протяжении десятилетий изучают данный вопрос.

    Изначально бытовало распространенное мнение, согласно которому мат пришел к славянам от монголов и тюркских племен. Но более тщательный анализ этих языков показал, что ничего похожего на матерную брань в них не было. А потому стоит искать корни сквернословия в более древних временах.

    Очень сильно удивила этнопсихологов схожесть русского мата с заклинаниями древних шумеров. Многие слова были практически идентичны, что навело ученых на мысль о сакральном значении ненормативной лексики. И, как оказалось, они были на верном пути. После долгих исследований было выявлено, что матерная брань – это не что иное, как обращение к языческим духам, бесам и демонам. Она широко использовалась в языческих культах и обрядах, однако даже тогда сквернословить могли только особые люди, использующие свою силу для достижения тех или иных целей. Все еще не понимаете, почему нельзя материться? Тогда вам стоит дочитать статью до конца.

    Многие слова, которые мы сегодня употребляем по нескольку сотен раз в день являются именами древних демонов, а другие – страшным проклятьем, насылаемом в стародавние времена только на головы врагов. То есть ежедневно используя мат, мы сознательно обращаемся к темным силам и призываем их на помощь. А уж они всегда рады ее оказать, а потом предъявить на оплату счет, который многим может оказаться непосильным.

    Примечательно, что даже наши предки четко осознавали вред бранных слов. Им не нужно было объяснять, почему нельзя материться в общественных местах. Обычный человек мог использовать ненормативную лексику не чаще десяти раз в год и только в самых исключительных случаях. При этом каждый понимал, что расплата за эту слабость будет неминуемой.

    Конечно, многим наше объяснение покажется сказкой. Ведь современный человек верит только в факты и цифры. Но что ж, мы готовы рассмотреть этот вопрос с точки зрения науки.

    См. также[править | править вики-текст]

    • Арго
    • Обсценная лексика в берестяных грамотах
    • Вульгаризм
    • Латинская нецензурная лексика
    • Русский мат
    • Сленг
    • ***
    • Русский мат (ма́терный язык, матерная ру́гань, матерщи́на, устаревшее лая матерна[1]) — в русском и близких к нему языках — бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений[2]. Матерными считаются высказывания, в состав которых входят слова, образованные от матерных корней(список таких корней определяется по опросам носителей языка и традиционно содержит от четырёх до семи общеизвестных корней).

    Научные эксперименты с ненормативной лексикой

    Еще в советские времена ученые заинтересовались тем, как слово влияет на живые организмы. С самого детства мы знаем массу народных пословиц и поговорок на этот счет. К примеру, «доброе слово и кошке приятно» либо «слово не обух, а от него люди гибнут». Это должно было бы научить нас осторожно относиться к тому, что вылетает из нашего рта. Однако большинство людей относятся к своей речи крайне легкомысленно. И, как утверждают ученые, очень зря.

    Научно-исследовательские институты нашей страны несколько лет проверяли гипотезу о том, как сильно может повлиять слово на психофизическое состояние живого организма. Опыты проводились на семенах, предназначенных для посадки. Было создано три экспериментальные группы. Первая несколько часов в день подвергалась воздействию самого отборного мата, вторая «слушала» обычную ругань, а на третью наговаривали только благодарственные слова и молитвы. К удивлению ученых, семена, на которые обрушивался мат, показали всхожесть всего лишь сорок девять процентов. Во второй группе цифры оказались выше – пятьдесят три процента. А вот семена из третьей группы взошли на девяносто шесть процентов!

    Недаром наши предки знали, что ни в коем случае нельзя подходить со сквернословием к приготовлению пищи и посадке урожая. В этом случае не стоит даже ожидать хорошего результата. Но как именно действует мат? Этот процесс максимально раскрыл российский генетик Петр Горяев.

    Основные лексические единицы[править | править вики-текст]

    Основная статья: Обсценная лексика в русском языке

    Мат обычно определяется в терминах лексического состава. Так, исследователь мата Ю. И. Левин[7] определяет мат («обсценные выражения») как «относительно законченные» речевые сегменты, содержащие хотя бы один обсценный корень. По Левину, корни могут быть заданы списком, ядро которого состоит из «трёх общеизвестных матерных корней», но границы списка размыты. Точные критерии включения в список определить невозможно, так как в конечном итоге мат — это то, что определяется как таковое носителями языка и некоторые разногласия неизбежны; например, слово «гондон» (презерватив) некоторыми носителями языка вопринимается как матерное, а другими — нет[8].

    Типичный список матерных корней состоит из 4—7 элементов. Русские матерные слова имеют славянское происхождение, заимствованы из просторечия, диалектов и жаргонов, связаны с сексуальной сферой жизни[2].

    Обсценная триада[править | править вики-текст]

    Основу русской матерной лексики составляет популярная во многих языках «обсценная триада»: мужской половой орган («хуй») — женский половой орган («пизда») — глагол, описывающий копуляцию («ебать»)[9]. Для современного русского языка характерно отсутствие у слов триады нейтральных литературных синонимов, ближайшие эквиваленты имеют чисто медицинское значение (и зачастую латинскую этимологию)[2].

    Другие матерные корни[править | править вики-текст]

    А. Ю. Плуцер-Сарно приводит 35 корней, которые участники опросов сочли матерными (список включает «жрать» и «блевать»; Плуцер-Сарно добавляет, что участники опросов рассматривали как матерные «и некоторые другие» корни) и отмечает, что чаще всего матерными считаются семь лексем: кроме триады, это «блядь» (падшая женщина), «муде» (яички), «манда» (женские гениталии), «елда» (мужские гениталии). Именно эти семь слов Плуцер-Сарно и предлагает принять в «рабочем порядке» за основу такого «условного понятия», как мат[8].

    Плуцер-Сарно о стоит особняком в ряду матерных лексем: это единственное слово в начале списка, не обозначающее гениталии или совокупление. По результатам опросов «блядь» среди матерных лексем занимает второе место (после «ебать»), поэтому корень этого слова включается, наряду с триадой, в «экспрессивное ядро» мата[8], которое тем самым по Плуцеру-Сарно состоит из четырёх корней.

    Этимология матерной лексики[править | править вики-текст]

    • Хуй — от славянского*xū- — «отросток», «побег» <� праинд.-евр.*skeu- , отсюда же хвоя, ср. латыш.skuja «хвоя», лит.skuja «шишка (плод)».
    • Пизда — от праиндоевропейского*pisd-eH₂- — «вульва», ср. лит.piza с той же семантикой.
    • Ебать — от праиндоевропейского*iebh- (значение «совокупляться» по Гамкрелидзе-Иванову или «вступать, вторгаться» (нем. eingehen, eindringen) по словарю под редакцией Х. Рикса со ссылкой на сохранение значения «вступать» в тохарских языках). Отсюда же древневерхненемецкоеeiba, греческое др.-греч.οιφέω и санскритскоеyábhati[10].
    • Блядь — от славянского блѫдъ > рус.блуд — заблуждение, ошибка, грех; первоначально было чередование юсов ѫ/ѧ. Ср. др.-русск.блясти <блѧсти — «заблуждаться, ошибаться»; ст.-слав, «блѧдити» — то же, ц.-слав.блядословить — «лгать, обманывать, клеветать», польск.błąd — «ошибка». Праславянский корень blѫd-/blѧd- «уклоняться, путаться» <� праинд.-евр.*bhlond-/*bhlend- «неясно мерцать» имеет когнаты в германских языках: англ.blend «перемешивать»[11], англ.blond «светловолосый, блондин»[12].

    В XIX веке выдвигалась версия заимствования мата из монгольского языка, которая подвергалась критике ещё во времена своего появления. В настоящее время эта версия полностью опровергается найденными во второй половине XX века берестяными грамотами с матерным текстом (см. Обсценная лексика в берестяных грамотах). Тем не менее, заблуждение остаётся распространённым: когда в 1989 году в газете «Атмода» было впервые опубликовано стихотворение Т. Кибирова «Послание Л. Рубинштейну», включавшее несколько матерных слов, один из журналистов уничижительно назвал его «посланием татарина к еврею»[13].

    ***

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%82

    Воздействие ненормативной лексики на организм человека

    Думаем, многие из нас читали Библию и помнят, что «вначале было Слово». Но большая часть людей даже не задумывались, что именно заключено в этой важной строке. А вот Петр Горяев сумел раскрыть этот секрет.

    После многолетних исследований, которые он проводил в российских и зарубежных научных институтах, было доказано, что наша цепочка ДНК может быть представлена как осмысленный текст, состоящий из сгруппированных с особым смыслом слов. Сам ученый назвал этот феномен «речью Творца». Тем самым Горяев подтвердил, что своей речью мы можем как излечить себя, так и погубить. Он утверждает, что мыслеформы, а особенно произнесенные вслух слова воспринимаются генетическим аппаратом по особым электромагнитным каналам. Поэтому они могут оздоравливать и поддерживать нас, а в других случаях буквально взрывать ДНК, вызывая определенные нарушения и мутации. И мат – это самая разрушительная сила из всех существующих. Петр Горяев считает, что легкомысленное отношение к ненормативной лексике приводит не только к культурному, но и к физическому вырождению нации.

    Удивительно, но частично подтверждают гипотезу Горяева и медики. Они давно заметили, что больные инсультом или пациенты после тяжелейших черепно-мозговых травм, которые теряют способность к речи, довольно свободно могут произносить длинные предложения, сплошь состоящие из матерных слов. А это значит, что в этот момент в организме сигналы проходят по совсем иным нервным цепочкам и окончаниям.

    Содержание

    [скрыть]

    • 1Этимология слова «мат»
    • 2Основные лексические единицы 2.1Обсценная триада
    • 2.2Другие матерные корни
    • 2.3Этимология матерной лексики
  • 3Словообразование
  • 4Теории происхождения
  • 5Современное употребление
  • 6Употребление в Древней Руси
  • 7Ответственность за употребление мата
  • 8Употребление в обществе и литературе
  • 9Ограничения на употребление в российских СМИ
  • 10См. также
  • 11Примечания
  • 12Литература
  • 13Ссылки
  • Мнение священнослужителей

    Почему нельзя материться? В православии на этот счет всегда было единое мнение. Любой воцерковленный человек может объяснить, что ненормативная лексика в первую очередь — это грех, который неугоден Богу. Бранными словами мы тешим нечистого и призываем на помощь бесов. А уж они не упускают случая завести человека в еще более тяжелое и сложное положение. Таким образом, мы все дальше и дальше отдаляемся от Господа и не можем в полной мере открыть ему свое сердце.

    К тому же многие матерные слова являются настоящим и страшным оскорблением для Божьей Матери и всего женского рода в целом. Вот почему девушкам нельзя материться ни в коем случае. Как будущие матери они должны нести в себе только светлую программу, а не быть «запачканными» проклятиями и богохульными словами. А к таким относится весь мат и любая бранная речь.

    Священнослужители всегда пытаются донести, что слово – это особый Божий дар человеку. Им он связывает себя с окружающим его пространством невидимыми нитями и только от самой личности зависит, что именно будет происходить с ней. Часто даже верующие люди допускают сквернословие, а потом удивляются, что в их дом приходят беды, несчастья, нищета и болезни. Церковь видит в этом прямую взаимосвязь и советует тщательно контролировать свою речь даже в минуты сильного гнева.

    Функции[править | править вики-текст]

    В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным[9]:

    1. как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
    2. катартическая,
    3. средство понижения социального статуса адресата,
    4. средство установления контакта между равными людьми,
    5. средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
    6. «дуэльное» средство,
    7. выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
    8. криптолалическая функция (как пароль),
    9. для самоподбадривания,
    10. для самоуничижения,
    11. представить себя «человеком без предрассудков»,
    12. реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
    13. символ сочувствия угнетённым классам,
    14. нарративная группа — привлечение внимания,
    15. апотропаическая функция — «сбить с толку»,
    16. передача оппонента во власть злых сил,
    17. магическая функция,
    18. ощущение власти над «демоном сексуальности»,
    19. демонстрация половой принадлежности говорящего,
    20. эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
    21. в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
    22. патологическое сквернословие,
    23. инвектива как искусство,
    24. инвектива как бунт,
    25. как средство вербальной агрессии,
    26. деление на разрешенные и неразрешенные группы,
    27. как междометие.

    Влияние мата на будущих матерей

    Ученые утверждают, что сквернословие имеет возможность портить здоровье и состояние человека не только в сиюминутной ситуации, но и полностью менять его генетическую программу, заложенную природой. Матерщина будто выбивает из ДНК определенные звенья либо полностью меняет их. Любое произнесенное слово представляет собой определенную волновую генетическую программу, которая в большинстве случаев не имеет обратной силы. Поэтому женщины в положении должны особо тщательно следить не только за своей собственной речью, но и тем обществом, в котором они находятся. Ведь влияние мата распространяется не только на тех, кто сквернословит сам, но и на ту категорию, которую можно назвать «пассивными слушателями». Даже один человек в компании, употребляющий ненормативную лексику, может принести огромный вред всем присутствующим.

    Если вы все еще не понимаете, почему беременным нельзя материться, то стоит обратиться к последним исследованиям ученых. Они заинтересовались данными о том, что в одних странах ДЦП и болезнь Дауна встречаются крайне редко, а в других – регулярно попадает в статистику заболеваний новорожденных. Оказалось, что в странах, где не существует такого понятия, как «матерщина», врожденных детских заболеваний гораздо меньше, чем там, где сквернословие является естественной повседневной речью практически каждого человека.

    Содержание

    [скрыть]

    • 1Происхождение русской обсценной лексики 1.1Обсценная лексика в берестяных грамотах
  • 2Категоризация русской бранной лексики
  • 3Функции
  • 4Обсценная лексика и физиология
  • 5Обсценная лексика и общество
      5.1Использование обсценной лексики в искусстве и СМИ
  • 5.2Обсценная лексика в топонимике
  • 6Исследователи русской обсценной лексики
  • 7См. также
  • 8Примечания
  • 9Список научных работ и словарей второй половины XX века
  • 10Ссылки
  • Дети и мат

    Многие взрослые не считают нужным задуматься о том, почему нельзя материться при детях. Они считают, что малыши еще ничего не запоминают и не понимают, а значит, не воспримут ненормативную лексику как нечто вредоносное. Но данная позиция в корне неверна.

    Мат очень опасен для детей любого возраста. В первую очередь он является проводником насилия в жизнь ребенка. Сквернословие чаще всего становится спутником драк и любых видов агрессии. Поэтому дети очень быстро пропитываются этой энергетикой и начинают активно транслировать ее в окружающий мир, удивляя своим поведением порой довольно благополучных родителей.

    Во-вторых, от матерных слов практически мгновенно вырабатывается зависимость. Психологи довольно часто проводят параллель между ней и алкогольной либо никотиновой зависимостью. Ребенок, употребляющий с самого раннего возраста ненормативную лексику, с большим трудом сможет избавиться от этой привычки. Процесс потребует от него невероятных усилий.

    В-третьих, сквернословие уменьшает шансы вашего чада на возможность в будущем обрести счастье и самому стать счастливым родителем здорового малыша. Поэтому постарайтесь максимально доходчиво доносить детям, почему нельзя материться.

    Интересный факт о ненормативной лексике

    Многие интересуются, почему нельзя материться в тюрьме. У этого правила существует несколько объяснений. К первому относят тот факт, что многие матерные слова содержат вполне понятные оскорбления. И на тюремном жаргоне они трактуются буквально. Поэтому пара подобных слов может быть воспринята как смертельное оскорбление, за него вполне можно поплатиться жизнью.

    К тому же в местах заключения существует свой язык – феня. Он несет довольно много негативной энергетики и психологи считают его воздействие на организм гораздо более мощным, чем мат.

    Основные лексические единицы[править | править вики-текст]

    Основная статья: Обсценная лексика в русском языке

    Мат обычно определяется в терминах лексического состава. Так, исследователь мата Ю. И. Левин[7] определяет мат («обсценные выражения») как «относительно законченные» речевые сегменты, содержащие хотя бы один обсценный корень. По Левину, корни могут быть заданы списком, ядро которого состоит из «трёх общеизвестных матерных корней», но границы списка размыты. Точные критерии включения в список определить невозможно, так как в конечном итоге мат — это то, что определяется как таковое носителями языка и некоторые разногласия неизбежны; например, слово «гондон» (презерватив) некоторыми носителями языка вопринимается как матерное, а другими — нет[8].

    Типичный список матерных корней состоит из 4—7 элементов. Русские матерные слова имеют славянское происхождение, заимствованы из просторечия, диалектов и жаргонов, связаны с сексуальной сферой жизни[2].

    Обсценная триада[править | править вики-текст]

    Основу русской матерной лексики составляет популярная во многих языках «обсценная триада»: мужской половой орган («хуй») — женский половой орган («пизда») — глагол, описывающий копуляцию («ебать»)[9]. Для современного русского языка характерно отсутствие у слов триады нейтральных литературных синонимов, ближайшие эквиваленты имеют чисто медицинское значение (и зачастую латинскую этимологию)[2].

    Другие матерные корни[править | править вики-текст]

    А. Ю. Плуцер-Сарно приводит 35 корней, которые участники опросов сочли матерными (список включает «жрать» и «блевать»; Плуцер-Сарно добавляет, что участники опросов рассматривали как матерные «и некоторые другие» корни) и отмечает, что чаще всего матерными считаются семь лексем: кроме триады, это «блядь» (падшая женщина), «муде» (яички), «манда» (женские гениталии), «елда» (мужские гениталии). Именно эти семь слов Плуцер-Сарно и предлагает принять в «рабочем порядке» за основу такого «условного понятия», как мат[8].

    Плуцер-Сарно о стоит особняком в ряду матерных лексем: это единственное слово в начале списка, не обозначающее гениталии или совокупление. По результатам опросов «блядь» среди матерных лексем занимает второе место (после «ебать»), поэтому корень этого слова включается, наряду с триадой, в «экспрессивное ядро» мата[8], которое тем самым по Плуцеру-Сарно состоит из четырёх корней.

    Этимология матерной лексики[править | править вики-текст]

    • Хуй — от славянского*xū- — «отросток», «побег» <� праинд.-евр.*skeu- , отсюда же хвоя, ср. латыш.skuja «хвоя», лит.skuja «шишка (плод)».
    • Пизда — от праиндоевропейского*pisd-eH₂- — «вульва», ср. лит.piza с той же семантикой.
    • Ебать — от праиндоевропейского*iebh- (значение «совокупляться» по Гамкрелидзе-Иванову или «вступать, вторгаться» (нем. eingehen, eindringen) по словарю под редакцией Х. Рикса со ссылкой на сохранение значения «вступать» в тохарских языках). Отсюда же древневерхненемецкоеeiba, греческое др.-греч.οιφέω и санскритскоеyábhati[10].
    • Блядь — от славянского блѫдъ > рус.блуд — заблуждение, ошибка, грех; первоначально было чередование юсов ѫ/ѧ. Ср. др.-русск.блясти <блѧсти — «заблуждаться, ошибаться»; ст.-слав, «блѧдити» — то же, ц.-слав.блядословить — «лгать, обманывать, клеветать», польск.błąd — «ошибка». Праславянский корень blѫd-/blѧd- «уклоняться, путаться» <� праинд.-евр.*bhlond-/*bhlend- «неясно мерцать» имеет когнаты в германских языках: англ.blend «перемешивать»[11], англ.blond «светловолосый, блондин»[12].

    В XIX веке выдвигалась версия заимствования мата из монгольского языка, которая подвергалась критике ещё во времена своего появления. В настоящее время эта версия полностью опровергается найденными во второй половине XX века берестяными грамотами с матерным текстом (см. Обсценная лексика в берестяных грамотах). Тем не менее, заблуждение остаётся распространённым: когда в 1989 году в газете «Атмода» было впервые опубликовано стихотворение Т. Кибирова «Послание Л. Рубинштейну», включавшее несколько матерных слов, один из журналистов уничижительно назвал его «посланием татарина к еврею»[13].

    Русский мат (ма́терный язык, матерная ру́гань, матерщи́на, устаревшее лая матерна[1]) — в русском и близких к нему языках — бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений[2]. Матерными считаются высказывания, в состав которых входят слова, образованные от матерных корней(список таких корней определяется по опросам носителей языка и традиционно содержит от четырёх до семи общеизвестных корней).

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]