Доброго времени суток, друзья! Многие из нас, как бы это не звучало печально, любят пить спиртные напитки и порою задумываются. А грех ли выпивать православному? Само пьянство считается грехом или нет? Существует ли грех пьянства?
Пьянство или алкоголизм является серьезной проблемой современного общества и предметом беспокойства РПЦ.
Православная церковь относит этот порок к одной из разновидностей греховных страстей, разрушающих душу человека. Поддаваясь греху, христианин искажает свой первозданный духовный образ, дарованный Господом.
Пьянство – грех или что говорят святые отцы о пьянстве
Пьянство – грех, губящий и разрушающий душу. Этого мнения придерживаются многие священники и святые отцы. Что с точки зрения служителей церкви, представляет собой пьянство, и почему это великий грех?
С давних времен дошли до современности рецепты приготовления вина – популярного алкогольного напитка, употребление которого веселит душу и облегчает тяготы жизни.
Нет такого места на Земле, где не использовалось бы вино в качестве увеселительного средства, без которого не проходит ни одно празднование какой-либо знаменательной даты.
Нет и официальных источников, в которых упоминалась бы дата создания и имя создателя столь популярного напитка. Можно даже предположить, что вино и подобные ему продукты существовали с самого начала человеческой эпохи.
Внимание!
То же самое можно сказать и про пьянство – употребление алкоголя сверх положенной меры. Многие святые отцы с презрением относятся к употреблению алкоголя, говоря, что это грех. Что же следует понимать под словом «пьянство», и как его лечить?
Алкоголизм глазами верующих
Алкозависимость за весь свой период существования погубила миллионы человеческих жизней. Но среди погубленных немало тех, кто не увлекался алкоголем вообще, а погиб по вине пьяных.
История помнит много случаев глобального заражения людей смертельными заболеваниями, такими как:
- чума;
- оспа;
- тиф;
- малярия;
- туберкулез.
Человечество нашло в себе силы побороть приведенные выше недуги. Однако алкоголизм был и остается самой страшной эпидемией, от которой ежегодно гибнет в среднем 3 миллиона человек – население маленького города.
Святитель Василий Великий говорил, что грех пьянства является ничем иным, как бесом, который вселяется в человека по его же собственному желанию, вызываемому сластолюбием. Данное высказывание дает наиболее точную характеристику алкозависимости как душевному пороку. «Пьянство не дает место Господу, пьянство отгоняет Святого Духа» – писал святитель Василий Великий в своих учениях.
Человек, добровольно выбравший алкоголь в качестве средства для скрытия проблем, нагоняет на себя нечистую силу. Под действием хмельного поднимается настроение, а перед глазами часто появляются существа из иного мира. Ведь недаром в народе говорят: «Напился до чертиков». Практически все святые отцы с негативом относятся к алкоголизму.
Например, апостол Павел рекомендовал Тимофею, своему ученику, впредь не пить одну только воду, а употреблять немного алкоголя (в данном случае вина), чтобы избавиться от проблем с желудком. Обращаясь к материалам, которые писали древние священнослужители, находится множество мнений как о вреде, так и о пользе горячительного.
Так, святой Иоанн Златоуст выдвинул идею о своеобразном способе лечения болезней с помощью небольших каждодневных доз алкоголя. Однако грань между пользой и вредом от хмельного очень тонка. И алкогольное пристрастие, безусловно, губит человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты из жизни.
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что алкоголизм – грех.
Как и почему возникает пристрастие
Во все времена версии появления алкогольной зависимости были разными. К примеру, в период СССР алкоголизм имел бытовой характер, и считалось, что его возникновению способствовали как внешние факторы, так и генетически заложенные личностные качества.
- В основном, причины были следующими:
- плохое окружение человека;
- резкие перемены в жизни;
- постоянное нахождение в стрессовом состоянии;
- неустойчивое экономическое положение в стране;
- наследственная предрасположенность.
Как видно, мнения были довольно субъективными и разбросанными, что характерно для времен Советского союза. Однако тех относительных версий недостаточно, чтобы в полной степени объяснить причину появления такого страшного порока, как пьянство.
В православии, обращаясь с этой проблемой к древним учениям служителей церкви, можно найти множество ответов на поставленный вопрос.
Так, преподобный авва Дорофей считал, что основной источник всех слабостей, в том числе и зависимости от спиртного, человека кроется в трех его моральных качествах:
- Славолюбие.
- Сребролюбие.
- Сластолюбие.
Последнее качество сильнее всех остальных, и поэтому именно оно влияет на человека коренным образом. В двух словах, сластолюбие подразумевает собой желание жить лучше других и быть прославленным. В этом ничего плохого нет, ибо человек создан Богом для вечной блаженной жизни. Но эта жизнь требует непосредственной близости к Богу, так как Он является ее источником.
Без непосредственной близости к Богу вечного блаженства нет и быть не может. Зато ему на смену способно прийти некое «суррогатное удовольствие», предназначенное для удовлетворения человеческой потребности в счастье. Одним из таких суррогатов является алкоголь, употребление которого не приближает к Богу и не делает человека по-настоящему счастливым.
Однако пьяница не ведает об этом, продолжая и дальше развлекаться вином.
В конечном счете это приводит его к греху – алкогольному пристрастию, ложному блаженству, в котором нет места настоящему счастью. Вино, или иное спиртное, в данном случае выступает в роли райского плода, что приносит своему вкусителю лишь беды да неприятности.
По мнению святых отцов, настоящей невыдуманной причиной пьянства является не что иное, как неумение человека правильно воспользоваться своей потребностью в счастье. Это неумение вытекает из сластолюбия, так как для сластолюбивого нет меры в вине, что в конечном счете вызывает в теле такого человека откровенные муки и злобу.
Как избавиться от пристрастия
Важно!
Как найти в себе силы побороть великий грех пьянства? Нет ли такой возможности? Есть! Но полная и безоговорочная победа над зависимостью требует огромного объема физической и духовной работы над самим собой, так считают святые отцы.
Дорога назад есть, но она со всех сторон обложена сложными препятствиями, которые предстоит пройти. Первое нелегкое препятствие заключается в том, чтобы наладить связь с Господом, уделить внимание заповедям, молитвам, постам, искреннему покаянию. Надо вновь обрести веру.
Господь не любит гордых и прощает всех тех, кто покаялся, поэтому необходимо смирить свою гордость и честно признаться себе в своем грехе.
Второй этап излечения от пьянства подразумевает признание себе в своих ошибках, а также в том, что проблема кроется в самом человеке, а не в окружающих. Чтобы преодолеть пристрастие, так или иначе придется осознать свою любовь к спиртному.
Неправда еще никого не спасала.
Нужно, чтобы признание себе в алкогольной зависимости не являлось пустыми бессмысленными словами. Оно обязательно должно быть искренним, животрепещущим. Только так удастся вызвать непреодолимое желание жить полной жизнью.
Будет лучше, если во время исцеления после пережитого пьянства приближенные бывшего пьяницы не бросят своего родственника и будут его поддерживать следующим образом:
- всячески подбадривать, настраивать на жизнь, в которой нет алкоголя;
- обращать внимание на его неудачи и успехи;
- стараться всеми силами показать ему, что он не один;
- также пользу принесут походы в церковь и чтение специальных молитв.
Совместное участие в решении проблемы всегда приносит хорошие плоды. Помогая человеку в трудную минуту, мы показываем ему, что его судьба не безразлична, и что ему есть ради чего жить. Безвозмездная любовь и искреннее желание способны искупить даже такой грех, как пьянство.
Ложь и вранье при этом здесь ни к чему. Они губят человека, а по мнению святых отцов, Бог прощает грехи лишь тех, кто во всем сознался и покаялся. Избавление от пороков, связанных со злоупотреблением алкоголя, потребует от пристрастившегося титанических усилий и максимального терпения.
Без них нет пути назад.
Святитель Василий Великий. Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли. Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды.
Святитель Григорий Богослов. Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум. Вода — прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум.
Предлагаем ознакомиться: Фенибут от алкоголизма
Святитель Иоанн Златоуст. Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия.
Пьяный жалок более мертвого: тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло. Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется.
Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке по Р.Х. писал: «Итак, умоляю, не заражайтесь этой болезнью, а тех, которые уже заразились, похищайте из беды, дабы не было между вами людей, которые хуже бессловесных. Ибо скоты не требуют ничего более того, что нужно; а эти становятся бессмысленнее их, преступая границы умеренности.
Все животные вообще — едят ли, пьют ли — знают предел довольства и не простираются далее нужды, и хотя бы принуждали их, никогда не дадут себе дойти до неумеренности. Итак, невоздержные хуже бессловесных в этом отношении. И не только в тот день, когда пьян, ты страдаешь от пьянства, но и после этого дня.
Как по укрощению волнения во время бури остаются следы разрушительного действия ее, так и здесь. Как там товары, так и здесь почти все доброе выбрасывается. Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, кротость ли, смирение ли — все это пьянство повергает в море нечестия. А что еще после этого делает пьянство, того нельзя ни с чем сравнить.
Лечение алкоголизма в православии
Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.
- Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
- Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
- Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
- Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается молитва, где просится исцеление. Ставить временные ограничения — существенная ошибка, психологически давящая на человека. Нужно помнить, что полное истребление страстного порока должно стать первостепенным делом. Вместо него в душе устанавливается противоположная добродетель.
Еще молитвы от пьянства:
- Молитва Николаю Чудотворцу
- Молитва Иоанну Кронштадскому
- Молитва Матроне Московской
История болезни
«Впервые алкоголь я попробовал в школе, лет в 15-16 – это было вино. И лет до 30 проблем с пьянством у меня не было – употреблял как все. Выпил – на следующий день организм это как-то компенсировал. И вряд ли кто-то точно скажет, как у него начался алкоголизм. У каждого человека такое, наверное, происходит по-разному. У кого-то события какие-то, у других накапливается в организме содержание алкоголя, потребность в нем. У меня, скорее всего, тоже накопилось.
И если раньше мне после выпивки не нужно было время для реабилитации, то позже оно потребовалось после каждой очередной попойки. На следующий день я уже не мог себя нормально чувствовать, идти на работу. Но, скорее всего, я тогда на это не обращал особого внимания. Хотя иногда, конечно, это пугало. Потому что начались проблемы на работе, куда я не выходил по несколько дней, в семье, естественно, тоже. Всё это уже настораживало.
Бороться с алкоголизмом я стал где-то в начале 90-х – мне тогда было года 33-34. Тогда мы в первый раз с мамой полетели в Сочи к знаменитому психотерапевту – забыл его фамилию. Мама моя, Царство ей Небесное, активно участвовала в моем лечении – всю жизнь. А психотерапевт был обычный и занимался простым кодированием – проникал в мозг человека. Не знаю, что он там делал, конечно. Думаю, он и сам не знал, что там делал.
К сожалению, это кодирование очень разрушило, как я считаю, естественную защиту организма – пробило какую-то брешь. Запои у меня стали еще больше, чаще и длительнее. После кодирования я и года не продержался. Хотя мой дядя, который вместе со мной летал к этому психотерапевту, продержался десять лет – срок, который ему тот поставил.
Нельзя сказать, что алкоголизм в моей семье наследственный. И не надо искать причину в ком-то – я для себя сделал такой вывод. Причину искать нужно только в себе. За эти годы много священников давали разные советы: говорили, что нужно ехать к старцам, они помогут, потому что я страдаю из-за какого-то родового проклятья.
Я столько изъездил к разным священникам – и приходским, и монастырским. И часто мне говорили про родовое проклятье в четвертом поколении. Но всё это неправда, всё это неверно. Каждый человек отвечает сам за себя – прежде всего. А если он думает, что страдает из-за кого-то, еще больше гордыня разжигается – вот он такой избранный, что отвечает за свой род. А из-за этого еще больше пьянка усугубляется. Теперь уже от «избранности» страданий.
Я много раз кодировался – раз семь-восемь, сейчас уже и не помню точно. И могу сказать, что этим кодированием в сознании пробивается какая-то дыра, уничтожается его часть. Пусть это завуалируют всякими иглоукалываниями, капельницами, уколами – всё равно, прежде всего, это воздействие на психику человека.
Я всё это прошел, поэтому знаю. Иглоукалывание или укол в процессе этого «лечения» занимают пять-десять минут, а подготовка к нему длится два часа. Понятно, что человека перед этим готовят, воздействуют на его психику. А в уколе может быть простая вода. Но человека подчиняют чужой воле и заставляют таким образом алкоголю противостоять.
На самом же деле в психике пробивают очередную брешь и еще больше ее ломают. Примерно то же самое происходит в Катюжанке, где отец Александр проводит якобы вычитки. Завуалировано. А для всякого благого дела человеку надо потрудиться. И не может быть так просто, чтобы прийти, час-два простоять на службе, послушать вычитки и уйти исцеленным. Ничего ты не делал – просто приехал в какое-то место к такому-то времени к батюшке, доктору или экстрасенсу. Так не бывает.
Для того, чтобы Господь послал тебе какое-то исцеление, надо потрудиться. Потрудиться даже не только в молитве, что обязательно. Потрудиться просто: во славу Божью, физически – всё это как-то комплексно. Но без молитвы ничего не будет – это точно, я это на себе испытал. Когда я ушел из монастыря пять лет назад, у меня началась такая брань духовная! Молитва либо ослабевала, либо совсем исчезала. И как результат – более частые запои.
В монастыре я каждый день обязательно читал утреннее и вечернее Правила, главу из Евангелия и одну кафизму из Псалтири. Потом я устал, начал читать Псалтирь на одну «славу» только, а потом и совсем перестал.
Когда ты сам молишься и когда за тебя молятся – это две разные вещи. За меня стала молиться с конца 90-х моя жена покойная. Мы так пришли к вере с ее помощью, и я ей очень за это благодарен. А сам за себя я пытался молиться уже начиная с 2000 года. И только когда пришел в монастырь в 2007 году, стал активно молиться мученику Вонифатию, читал акафист Божьей Матери у Ее иконы «Неупиваемая Чаша», Евангелие, Псалтирь.
Если перестаю молиться и над собой работать, держать себя в рамках, тогда возвращаюсь туда, где был. Ухожу в запой. А когда себя контролирую, молюсь, когда на одной волне с молитвой, которая в монастыре и храме служится, тогда действительно держу себя. Это труд. Ежедневный, ежеминутный труд.
В монастырь я вернулся, но к Богородице у иконы «Неупиваемая Чаша» сейчас уже не так часто обращаюсь. А больше – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». У меня четки есть «на десять», на палец. Это очень помогает – обретаешь духовное равновесие и покой.
Предлагаем ознакомиться: Как лечить воспаленный язычок в горле
Без молитвы я никакой – аморфное такое состояние. А с молитвой чувствуешь защищенность – тебе не страшно. Молишься Иисусу Христу или Божьей Матери и знаешь, что обязательно будет помощь.
За 20 лет своего воцерковления я всё равно еще только учусь и всё еще воцерковляюсь. Есть такая книга «Пролог в поучениях» – чтение на каждый день года. Вот на 16 мая: «Доброе поучение выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал оное». То есть на каждый день есть чтение, и оно тобой как-то руководит.
Я обычно читаю по вечерам на следующий день. Потому что молитвенный труд человека защищает и облагораживает. Если мозги и руки будут заняты чем-то другим, тогда толку от всего этого нет. Всё это уводит в сторону от молитвы и Бога – уводит в грехи и страсти».
Библия разграничивает умеренное употребление вина и пьянство
В Библии есть довольно четкое разграничение на умеренное употребление алкоголя (вина) и пьянство — систематическое, бесконтрольное, пагубное употребление крепких алкогольных напитков, что обусловлено полной или частичной зависимостью от них.
Вот несколько цитат из Священного Писания:
«Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь»
(Еккл.10:19)
«Не будь между упивающимися вином»
(Притч., 23:20)
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством».
(Луки 21:34)
Отношение Церкви к пьянству отрицательное. К его причинам Церковь причисляет, например, желание человека прославления и обогащения, но достижение этой цели влечет множество подмен. Одной из таких подмен является увлечение вином или «суррогатное довольство».
У человека есть постоянная потребность в радости.
Не найдя для души и тела положительных эмоций — человек пытается «утопить» их отсутствие в вине.
Христианское отношение к пьянству
«Не винно вино, но проклято пьянство» (Прит. 20:1)
Одной из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу.
Святые Отцы пишут, что каждый из нас имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.
Священное Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять чему — либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт,2:19
Трезвому человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям
Грех гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15. 19,20).
Святые отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.
Святитель Иоанн Златоуст определяет пьянство как: «… — несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство — это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
Внимание!
В православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость — это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел».
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», — предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота сердца», — поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит душу; трезвение же утверждает ее».
Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство ( алкоголизм.) есть производное явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве…».
В Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное заболевание — гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается такое качество как своеволие.
Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений, знаний.
Алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия
Cам по себе алкоголизм — это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:
- Духовной — поскольку это страсть
- Психологической — поскольку образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать удовольствие, а это подпитка греха пьянства
- Медицинской (биологической) — поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь входит в обмен веществ
- Социальной — поскольку человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг, если нет алкоголя
Постоянное употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию — алкоголизму или алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление организма алкоголем.
Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию.
Различают три стадии алкоголизма.
Первая — стадия психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакт с окружающими, расслабиться.
Кроме того, в этой стадии у человека понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде.
Важно!
Исчезает рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении алкоголем.
Вторая — стадия физической зависимости.
Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального функционирования.
При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита, мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.
Третья — стадия деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким, пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.
Особая опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека непьющим — ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может только сам человек.
Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».
Когда во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала создание обществ трезвости.
Святейший Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».
Совет!
Церковь считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. В 1913 году, по инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости — 11 сентября (по новому стилю).
Именно в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост.
В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков.
В православных храмах проводились крестные ходы и читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости, который благословлялся священником.
В настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней, алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии — сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом пьянства.
Важным средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва, исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.
Предлагаем ознакомиться: Мужской алкоголизм симптомы
25 июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма.
При этом сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.
Библия учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15).
Храм Божий — будь то наше тело и наша душа — свят, и соприкосновение с нечистым может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17).
Внимание!
И, пожалуй, самое страшное — это то, о чем предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».
Сущность пьянства в православной традиции
В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.
- Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
- Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
- Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
- Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
- Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.
Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость, которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.
Грех пьянства и алкоголизма
В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.
Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.
Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.
Можно употреблять алкоголь в меру
Употребление человеком алкоголя в меру — не возбраняется. Например, в Священном Писании: Господь Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и сотворил чудо претворения воды в вино, умножив, таким образом, веселие на браке (Ин. 2: 1–11).
Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею употреблять в пищу немного вина ради болезни желудка (см.: 1 Тим. 5: 23).
Дионисий. Брак в Кане Галилейской. Иисус превратил воду в вино
Что касается алкоголя для укрепления здоровья, важно помнить о таком важном параметре алкоголя — его качестве. При сегодняшних объёмах производства и рынках сбыта, крайне важно его учитывать, так как это может нанести непоправимый вред здоровью.
Подводя итог, можно сказать, что пьянство — это саморазрушение человека, как личности и неподъёмный крест для себя и своих близких. Церковь напоминает, что пьянство это:
- зависимость. Помните, что от нее очень трудно избавиться;
- последствия. Вред, нанесенный организму алкоголика — непоправим.
Вот некоторые пути для исцеления и реабилитации, предлагаемые Церковью:
- окружение. Рекомендуется отдалиться или вовсе оградить себя от плохих компаний;
- лечение. Путь избавления лежит через медикаментозное лечение, и через духовное, а именно проявление силы воли;
- семья. Поддержка пьющего человека, со стороны семьи — лучшее лекарство для души и тела.