Грехи в православии. Что такое грех в православии? Перечень грехов

Начинающему христианину

Опубликовано 13.02.2016

Что такое грех согласно Библии? На иврите грех звучит как «хет» — промах или «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Словарь Даля описывает грех, как «поступок, противный закону Божию; вина перед Господом».

Очень многие люди не считают грех чем-то страшным. Из-за того, что все люди грешны, большинства людей возникает чувство, что они не совершают ничего страшного. Например, когда человек обманывает, он не считает это не нормальным, т. к. «все же обманывают». Или когда в семье у одного из супругов есть любовник или любовница это считается нормой для многих.

Средства массовой информации по всему миру пропагандируют сексуальные отношения до брака — иметь половые отношения, не будучи женатыми, сегодня считается нормой почти по всему миру.

Что уж говорить о таких грехах, как гордость, курение, сквернословие, лень, злость, гнев и тому подобным вещам. Эти вещи давно стали частью современного общества. Ведь «все так себя ведут».

Одна из важных вещей, которую стоит понять, это то, что каждый человек лично будет отвечать перед Богом за свои грехи. И не важно, в какой семье мы родились, в какой стране, в каком обществе и в каком веке. Мы будем отвечать за наши поступки и Бог будет судить каждого соответственно тому, что Он считает добром и что злом.

Грех — это то, за что умер Иисус Христос. Грех — это то, что отделяет человека от Бога. Грех — это то, за что в итоге будет судим каждый человек. Грех — это орудие сатаны. Плата за грех — смерть. Так говорит Библия.

Иисус Христос умер за грехи каждого человека на земле. Но это не значит, что теперь все люди прощены за свои грехи и могут спокойно жить дальше и поступать, как им вздумается. Иисус умер за грехи людей и оставил всем Свое учение в Новом Завете — кто будет следовать этому учению, тот будет прощен и спасен. Кто нет — будет осужден.

Что такое первородный грех в православии.

Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года Такое понятие как «Первородный грех» есть исключительно в христианстве, соответственно И в православии. Он означает буквально – «первый» грех. То есть именно тот грех, который был совершён Адамом и Евой в райском саду, когда они «вкусили запретный плод».

Также, в суть «Первородного греха» некоторые могут вкладывать понимание как врождённое свойство не слушать божественных заповедей. То есть – естественное влечение человека к совершению греховных поступков. И это самое влечение, имело рождение именно в том самом первом совершении греховного преступления Адамом и Евой, и в последствии передалось всем последующим поколениям людей.

По поводу самой сути греховного поступка (первородного греха) Адамы и Евы существует несколько трактовок. Во всех трактовках присутствует понимание того, что Ева дала попробовать Адаму некий “плод”, во многих трактовках – “яблоко”, и после этого всё стало – совсем плохо. Никакого более и менее понятного объяснения тому – ЧТО ЖЕ произошло на самом деле, нигде практически нет.

Этот явный пробел в духовном знании мы и разберём в этой статье.

Существует довольно много суждений про историю Адама и Евы, и их “запретным плодом”, под которым в большинстве случаев понимают – яблоко.

Главные дискуссии в теме первородного греха в православии вызывает сам плод. Некоторые предполагают, что это было не яблоко, а финик, или инжир. Кому-то больше нравится маслина. Все эти суждение основаны только на территориальном (предположительном) месте райского сада. Но все эти доводы разбиваются о чёткое понимание того, что съеденный Адамом плод, был не простым плодом. А “плодом познания добра и зла”. И участники дискуссий на тему первородный грех Адама и Евы не могут свести всю эту тему к одной сути и логическому объяснению.

И тем не менее, это объяснение – существует. Одновременно с объяснением того – ЧЕМ БЫЛО “ЯБЛОКО” ИЛИ ПЛОД которым угостила Ева Адама, после чего они стали “смертными” людьми, и настолько кардинально переменилась жизнь Адама и Евы, что они были изгнаны из рая, с последующими за этим наказаниями.

Для подавляющего большинства читателей станет абсолютной новостью (если не шоком) сделанный вывод по поводу истории Адама Евы, и совершённого ими первородного греха.

Кстати, интересным является и тот факт, то Адам и Ева вовсе – НЕ ПЕРВЫЕ СОТВОРЁННЫЕ БОГОМ ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ.

ОБО ВСЁМ ЭТОМ, А ТАКЖЕ О ТОМ – ЧТО ЭТО ЗА “ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД” ВКУСИЛИ АДАМ И ЕВА, ЧТО В РЕАЛЬНОСТИ ПРОИЗОШЛО ПОСЛЕ ЭТОГО, ДЕТАЛЬНЫЙ ОБЗОР, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ РАНЕЕ ПРЕДСТАВЛЕН В ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ:

— АДАМ И ЕВА, ИСТОРИЯ С “ЯБЛОКОМ” (ССЫЛКА) —

Может ли человек попросить назначить ему епитимью?

В принципе, может, но епитимья — это не наказание, а врачевание. Лекарством надо уметь распоряжаться, а это умеет только доктор. У нас же люди любят лечиться самостоятельно. Часто вместо того, чтобы вылечить одно, человек калечит ещё и что-то другое. То же происходит и в духовной жизни. Так нельзя, это самочиние и гордость. Кто ты такой, чтобы назначать себе что-то? Откуда знаешь, что не заблуждаешься в этот момент? Почему считаешь, что имеешь достаточно знаний? В таких вопросах нужно быть очень осторожными.

Что такое грех и смертный грех в православии.

Что такое грех для христиан?

В православии есть понятие семи грехов, которые называются – СМЕРТНЫМИ.

  1. Смертный грех гнев, злость, месть.
  2. Похоть. К похоти также относятся: распутство, блуд.
  3. Лень, праздность, уныние. Общая черта – бездеятельность.
  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие.
  5. Зависть, ревность.
  6. Чревоугодие. Это имеет отношение в понимании чрезмерного употребления больше пищи чем необходимо. Также и употребление продуктов, запрещённых или не рекомендованных к употреблению (во время поста, или же – вообще).
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость.

Содомский грех что это такое?

Содомский грех имеет две следующие трактовки.

Содомский грех это такое стремление, которое может быть выражено в мыслях либо в действиях или поступках, основой которого является сексуальное влечение человека к представителю (или представителям) своего пола. Часто некоторые представители духовенства относили этот грех как один из видов блуда, который считается – смертным грехом.

Другое понимание содомского греха включает в себя любое проявление похоти (влечения) к человеку любого пола. То есть любое мысленное или реальное действие связанное с сексуальными отношениями, кроме как людей, состоящими в законном браке (освящённом в храме).

Гнев что это такое?

Например: мы на кого-то гневаемся. Что происходит в нашем «биокомпьютере»? В нашем мозге появляется информация о «Потенциальном противнике» (человек на которого мы гневаемся). Этот человек может создать проблему (препятствие) для нашего дальнейшего существовании.

Если гнев происходит открыто, то есть, непосредственно в присутствии человека – объекта нашего гнева, то такая информация о противнике, будет гораздо больше забирать энергию у «биокомпьютера». Противник становится – реальным. Эта информация нашим мозгом будет считаться – БОЛЕЕ ВАЖНОЙ! Так как эти данные касаются непосредственно нашего безопасного существования.

Чем на большее количество людей будет гневаться человек, тем БОЛЬШЕ информации в его «биокомпьютере» появится о «Потенциальных противниках» (а при открытом конфликте – о реальных противниках).

Энергию головного мозга в виде его обработки информации (данных), можно обозначить как проявление жизненной или психической энергию человека. Так как посредством деятельности головного мозга организуются все жизненные (мыслительные и физиологические) процессы.

Соответственно, тем больше психической или по другому – жизненной энергии будет расходоваться на обработку информацию о наших «Потенциальных противниках», тем меньше жизненной энергии будет оставаться для организации всей остальной деятельности (интеллектуальной (мыслительной), и физиологической).

Человек, который постоянно гневается на других, будет испытывать постоянную нехватку жизненной энергии. Переполненная память информацией о «Потенциальных противниках», будет постоянно забирать у него жизненную энергию на сканирование этой информации, так как «биокомпьютер» будет обращать на неё внимание как на – ВАЖНУЮ для безопасного существования! Даже в том случае, если мы никогда не увидим больше незнакомого человека на которого гневались за что-то, информация о нём всё равно сохранится в нашей памяти, и будет отнимать определённое количество жизненной энергии нашего «биокомпьютера».

В итоге: низкий тонус, плохое настроение, недостаток мыслительной энергии для совершения интеллектуальных решений, плохая организация всех физиологических процессов, низкое ощущение непосредственно ВСЕХ ощущений от органов чувств.

Человек, который привык гневаться попадает в зависимость от своего гнева. Дело в том, что во время самого гнева, в организм выбрасываются гормоны (гормоны стресса), которые заставляют РАСХОДОВАТЬ ЕГО ЖИЗНЕННУЮ ЭНЕРГИЮ «БИОКОМПЬЮТЕРА» БЫСТРЕЕ». В итоге, человек попадает в зависимость от гнева. Он чувствует во время гнева, что его уровень жизненной энергии – повышается. В остальное время, уровень жизненной энергии со всеми ощущениями жизни (тонус, настроение) будет очень низким. После интенсивного расхода жизненной энергии во время гнева, уровень жизненной энергии падает на низкий уровень экономного расхода жизненной энергии.

Человек имеет определённый запас суточного количества жизненной (психической) энергии, которая пополняется во время сна.

И чем быстрее он его расходует, тем быстрее почувствует её недостаток в виде низкого тонуса, плохого настроения, утомляемости и др.

Но самое главное для «гневливого» человека это то, что он постоянно накапливает в памяти информацию о “Потенциальных противниках”, которую «биокомпьютер» классифицирует как ВАЖНУЮ, потому что эта информация о «Потенциальных противниках», касается непосредственно – безопасности существования.

Важно. Запас жизненной энергии расходуется не только в момент совершения гнева. Вся информация об этом действии записывается в памяти. И если что – либо напомнит об этом случае (похожий человек, или обстановка. или тем более тот же самый человек на которого был направлен гнев) то жизненная энергия будет также интенсивно и бесцельно расходоваться. Так работает ассоциативная память.

ВЫВОД:

Человек, который не может управляет своим гневом, расплачивается СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ с самого начала совершения этого греховного действия. А попадая в зависимость от этого гнева, с течением времени ПОСТОЯННО уменьшает уровень своей жизненной энергии. И в будущем этот же греховный поступок будет в разной степени расходовать жизненную энергию человека.

Недаром гнев считается – СМЕРТНЫМ ГРЕХОМ. Так как в процессе этого греховного действия, расходуется – жизненная энергия человека, с помощью которой мы ощущаем жизнь, и организуем все жизненно важные процессы.

Зависть

Рассматривая 7 смертных грехов, православие называет этот порок одним из самых страшных. На почве зависти совершается большинство преступлений в мире: люди грабят соседей только потому, что они богаче, убивают знакомых, находящихся у власти, строят козни против друзей, злясь на их популярность у противоположного пола… Перечислять можно бесконечно. Даже если зависть не становится толчком к проступку, она неизменно спровоцирует разрушение личности человека. Например, индивид преждевременно загонит себя в могилу, терзая душу искривлённым восприятием действительности и негативными эмоциями.

Многие успокаивают себя, что их зависть – белая. Мол, они по-хорошему оценивают достижения близкого человека, что становится для них стимулом для личностного роста. Но если посмотреть правде в глаза, как ни раскрашивай этот порок, он всё равно будет аморальным. Чёрная, белая или разноцветная зависть – грех, потому что предусматривает ваше стремление провести финансовую инспекцию в чужом кармане. А иногда и присвоить то, что вам не принадлежит. Чтобы избавиться от этого неприятного и пожирающего духовность чувства, необходимо осознать: чужие блага всегда лишние. Вы – вполне самодостаточный и сильный человек, поэтому можете найти и своё место под солнцем.

Грех осуждение что это такое?

Как на работу нашего головного мозга действует следующее действие, которое считается грехом – ОСУЖДЕНИЕ.

Осуждение бывает трёх видов:

  1. Прямое осуждение человека;
  2. Осуждение без присутствия осуждаемого («за глаза»);
  3. Мысленное осуждение.

В любом из трёх видов осуждения, работает наш ум. А это значит, что даже если мы будем осуждать кого-то только в мысленной форме, то информация об осуждаемом нами человеке, будет «записана» и сохранена как – ВАЖНАЯ(!), потому что это информация о «Потенциальном противнике». И, так как эта информация касается непосредственно нашей безопасности, то на её сканирование будет периодически расходоваться мыслительная (жизненная, или по-другому – психическая) энергия.

Осуждение – самое распространённое греховное действие. Оно кажется – безобидным. Но на самом деле постоянное осуждение других, (так называемое – «перемывание косточек» кому то), становится причиной появления всё большего и большего объёма информации о людях, которых наш «биокомпьютер» воспринимает как – «Потенциальных противников». Следовательно, чем больше мы будем заниматься осуждением других, тем больше жизненной (психической) энергии нашего «биокомпьютера» будет расходоваться на сканирования подобной накопленной информации. И это происходит – ОДНОЗНАЧНО, не зависимо от того – что мы с вами об этом думаем.

Таким образом, осуждающий человек сам себя обкрадывает жизненной энергией. Он ощущает всё меньше и меньше жизненной (психической) энергии, с помощью которой: мыслит, чувствует, то есть ощущает всю свою жизнь непосредственно во всех её проявлениях.

Вот что сказал по поводу осуждения Иисус Христос:

  1. «Жизнь — есть Жизнь любви, а не ненависти».
  2. Многие праведные ненавидя осуждают. Говорю вам: «Блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День праведника, который осуждает».
  3. «Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?»
  4. …………………………
  5. «Лучше замолкните и наблюдайте за собой, чем быть погребенным заживо!»
  6. «Жив, Магдалина, лишь тот, кто где бы он ни находился, не судит других»….

«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ №2».

Количество жизненной (психической) энергии и определяет саму жизнь человека во всех её проявления.

ВЫВОД:

Процесс осуждения (даже мысленное) приводит к увеличению информации в памяти головного мозга о «Потенциальных противниках». На эту информацию (как жизненно важную), мозг будет тратить много сканирующей (жизненной) энергии. Соответственно: жизненной энергии Будет недостаточно!

Это будет сказываться на качестве и способности в:

  1. Аналитической (мыслительной) деятельности;
  2. Организации работы всех внутренних органов.

Рассмотрим такое действие, которое считается нарушением одной из основных заповедей – ОБМАН («Не лжесвидетельствуй»).

Грех обмана.

Обратимся к исследованиям учёных

В 1968 году, нашими учёными В.Б. Гречину и Н.П. Бехтеревой, был открыт так называемый «Детектор ошибок».

«Детектор ошибок», это группа нейронов (клеток головного мозга), которые активизируются, и тем самым – сигнализируют об «ошибочном» действии человека, которое отличалось от ранее определённого — как «верного» варианта действий.

Было проведено много экспериментов в которых выяснилось, что активизация так называемого «детектора ошибок» – приводит к подавлению рабочего потенциала мозга. То есть происходило уменьшение свободной психической (жизненной) энергии. Мозг как бы — приостанавливал, «тормозил» скорость обработки информации (т.е. уменьшал количество жизненной энергии человека) с целью предотвращения новых ошибочных действий.

Обман — это ещё одно действие, которое при совершении которого теряется жизненная (или психическая) энергия. Обманное действие человека, будет восприниматься головным мозгом — как «ошибочное», как некую «поломку» в аналитическом процессе мышления.

В результате мы имеем: потерю количества жизненной (психической) энергии.

Таким образом, головной мозг предупреждает «тормозит» новые действия, которые воспринимает как «ошибочные» (которые таковыми в конечном итоге и являются).

В общем итоге: уменьшаются умственные способности, ухудшается управление органами и внутренними обменными процессами организма, притупляются все ощущения от жизни.

Российские и британские учёные, в разное время исследовавшие мозговую деятельность, выяснили, что в то время когда человек заведомо (осознанно) говорит неправду, возбуждение его головного мозга, увеличивается в разных случаях от 3 – до 15 раз. Мозг воспринимает это (заведомую ложь) как – ОШИБКУ. Если вам приходилось говорить неправду, то вам приходилось испытывать это нервно-возбуждённое состояние. Головной мозг мобилизует психическую энергию (в аналитическом её виде), для того чтобы устранить произошедшую ошибку. То есть, мозг будет тратить (расходовать) нашу жизненную энергию до 15 раз быстрее! Соответственно, после этого, человек будет ощущать «психическую усталость», по сути – нехватку психической (жизненной) энергии.

Некоторые из нас могут вспомнить такие моменты, когда приходилось говорить неправду. Нервное возбуждение (а по сути — расход жизненной энергии) при этом очень сильно возрастает.

Головной мозг вынужден постоянно учитывать эту «ошибочную» (дополнительную) информацию и в дальнейших действиях (особенно если что-то напоминает об этом, особенно если обманутый или осуждаемый ранее человек находится рядом). И на это также тратится очень большое количество жизненной (психической) энергии человека. Расход суточного запаса жизненной энергии сильно повышен.

Это значит, что через некоторое время, суточный запас жизненной энергии подойдёт к концу (человек устаёт, тонус и настроение понижается, нет желания что-то делать и т. д.)

Под категорию обмана, попадают следующие действия: воровство, мошенничество, измена, предательство.

И это ещё не весь вред от нарушения заповеди – «НЕ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВУЙ»

Все те действия, которые попадают под категорию обмана, также пополняют базу данных о «Потенциальных противниках» человека, в данном случае это информация об — обманутых личностях. И как мы уже рассматривали ранее (гнев, осуждение), мозг («биокомпьютер») будет расходовать свою психическую энергию в аналитическом виде на сканирование информации о новых «Потенциальных противниках». А эта информация для «биокомпьютера» является самой важной, так как касается непосредственно нашей безопасности!

Не случайно, когда человек признаётся в каком либо своём действии либо поступке, которое связано с обманом, он чувствует – облегчение! Это ничто иное как – высвобождение большого количества психической (жизненной) энергии, которая расходовалась «биокомпьютером», которому приходилось в мыслительной деятельности – учитывать обманные действия (чтобы случайно не был раскрыт факт обмана).

Головной мозг расходует психическую энергию на информацию о «Потенциальных противниках» в течение времени –по разному. Гораздо больше психической энергии тратится мозгом в тот момент времени, когда «Потенциальный противник» находится в непосредственной близости. Работает «ассоциативная память». И головной мозг начинает сканировать всю информацию, которая касается именно этого «Потенциального противника».

Рассмотрим пример, когда один супруг изменил другому. По своей сути, этот факт (если он скрывается от другого супруга) является – обманом. Супруг, которому изменили становится «Потенциальным противником» для – изменившего ему супруга. Так воспринимает его мозг изменившего.

Дело в том, что в присутствии человека, в отношении которого совершён обман (измена в данном случае), человек совершивший обманное действие, должен уделять дополнительно много внимания тому, чтобы случайным образом не выдать (не раскрыть случайно) совершённое им обманное действие (измену в данном случа). Проще говоря – НЕ проговориться. А по сути, расходуется много психической энергии, которую «биокомпьютер» (мозг) изменившего супруга тратит на то, чтобы учитывать все моменты обмена информацией, чтобы не выдать случайно себя (факт измены).

В итоге, изменившему супругу очень тяжело находиться в присутствии другого супруга, которому он (она) изменил(а). Расходуется слишком много психической (жизненной) энергии его головным мозгом. Он чувствует снижение общего тонуса, появляется раздражительность, снижение настроения и так далее.

Таким образом, изменивший супруг своей изменой, лишает себя значительного количества психической (жизненной) энергии своего мозга («биокомпьютера»). Это часто приводит к возникновению больших проблем в отношениях после скрытой измены одного из супругов. И даже к разрыву отношений, не смотря на отсутствие явных, открытых выявленных причин.

Вывод:

Информация о «Потенциальном противнике» расходует жизненную (психическую) энергию гораздо больше, в непосредственном присутствии «Потенциального противника» (обманутого, постоянно осуждаемого человека или человека на которого проявляется гнев).

Рассмотрим: как действует на сознание человека (с точки зрения потери психической – жизненной энергии) нарушение следующей заповеди:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Происходит следующее:

Когда человек претендует (даже мысленно) на то – что принадлежит по праву другому человеку («ближнему своему»), то этот самый «ближний», воспринимается головным мозгом как – «Потенциальный противник». Он потенциально, может стать причиной нашего наказания за желание взять то что принадлежит – ему. И соответственно, на эту информацию, касающегося нового «Потенциального противника» наш «биокомпьютер» (мозг) будет расходовать много жизненной (психической) энергии.

ГРЕХ

Реальность, называемая в христианстве Г., сопровождает его на протяжении всей его истории. И, хотя Христос победил смерть как последствие этой реальности, Г. продолжает господствовать в мире и губить человека. Поэтому проблема Г., как и проблема спасения, остается главной в христ. лит-ре вообще и в творениях св. отцов и учителей Церкви в частности.

Описывая строительство башни, символизирующей Церковь Христову, «Пастырь» Ерма прибегает к библейскому образу «живых камней», используемых при созидании «дома духовного» (1 Петр 2. 5). Такими «камнями» являются праведники. Они полагаются и в основание башни-Церкви, и в само здание. При этом существуют и др. камни, к-рые как строительный материал оказываются непригодными к употреблению. Они не «квадратные», т. е. не прошедшие предварительной обработки, а «круглые». В образе этих «камней» усматриваются грешники, не прошедшие духовных испытаний или не выдержавшие их. Поскольку во времена создания «Пастыря» (до сер. II в.) основными испытаниями были гонения на христиан, «камнями», непригодными для здания Церкви, оказывались те, «которые познали истину, но не пребыли в ней». Главной причиной отречения от веры Ерм считал пристрастие к богатству, «которое их (т. е. грешников.- М. И.) утешает» (Herma. Pastor. I 3. 6).

Ерм не только говорит о грехах и грешниках, но и делает одну из первых попыток проникнуть в психологию покаяния. Он, естественно, знает, что покаяние является основным лекарством в борьбе с Г. Однако если человек «часто будет грешить и творить покаяние,- не послужит это (ему.- М. И.) на пользу… ибо с трудом он будет жить в Боге» (Ibid. II 4. 3). Здесь автор «Пастыря» предвосхищает святоотеческую мысль, получившую дальнейшее развитие в аскетической лит-ре, согласно к-рой итогом покаяния становится не только и не столько прощение грехов, сколько изменение образа жизни, не допускающее «часто грешить».

Оригинальный способ борьбы с Г., приносящий одновременно двойную пользу — тому, кто грешит, и тому, кто испытывает на себе действие этого Г.,- предлагает сщмч. Игнатий Богоносец. Стремясь к тому, чтобы жизнь первых христиан не только была святой, но и служила живым свидетельством христианства как новой религии любви, он возлагает на ефесских христиан ответственную дидактическую миссию: своим поведением они должны показать окружающему языческому миру истинность христ. веры, тем самым способствуя обращению этого мира к Иисусу Христу. «Давайте им (язычникам.- М. И.) научиться по крайней мере из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их напыщенности — смиренномудры; их злословию противопоставляйте молитвы; их заблуждению — твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им,- напротив, своей снисходительностью покажем себя их братьями…» (Ign. Ep. ad Eph. 10). Используя библейские образы закваски (Мф 13. 33; 1 Кор 5. 6-8) и соли (Мф 5. 13), еп. Игнатий призывает магнезийских христиан выбросить «худую закваску, устаревшую и испортившуюся» (имеется в виду ветхозаветная закваска иудейского закона) и измениться «в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем,- увещает Антиохийский святитель,- дабы кто-нибудь из вас не испортился и тогда зловоние не обличило бы вас» (Ign. Ep. ad Magn. 10). С особой строгостью сщмч. Игнатий предостерегает христиан от Г., приводящих к церковным расколам, и от увлечения «чуждым учением» (Idem. Ep. ad Philad. 3).

Для Климента Александрийского Г. является все то, «что не согласно со здравым разумом (Логосом)» (Clem. Alex. Paed. I 13). В «Строматах» в это определение он вносит важное дополнение: греховная страстность противоречит человеческой природе; она привносит в душу «беспорядок» «и восстанавливает ее против разума» (Idem. Strom. II 13). Выражение Климента «здравый разум» заимствовано им у стоических философов. Однако, сближая «здравый разум» с Логосом, александрийский учитель Церкви тем самым избегает субъективизма и психологизма, какие неизбежно возникают при трактовке стоиками этого понятия. Классификацию основных Г. Климент также заимствует у стоиков. Он пишет: «Философы (т. е. стоики.- М. И.) главнейшие из страстей находят возможным определять следующим образом. Пожелание есть несогласное с разумом (Логосом) стремление к чему-нибудь; страх — противоразумная (не одобряемая Логосом) расслабленность; удовольствие — неразумное (воспрещаемое Логосом) распаление души» (Idem. Paed. I 13). В этой схеме Климента опущена «печаль», к-рую стоики определяют как стесненное состояние души, непослушной разуму. «Уклонение от разума (Логоса)», делающее человека существом неразумным, Климент Александрийский называет «заблуждением». «Поэтому,- отмечает он,- о первом человеке, согрешившем и проявившем непослушание Богу, говорится: уподобился человек скоту (Пс 72. 22), поскольку он уклонился от разума (Логоса). Будучи назван неразумным (лишенным Логоса), он справедливо ставится на одной ступени с животными» (Clem. Alex. Paed. I 13).

Давая практические советы, как избегать грехов, александрийский учитель Церкви главное внимание обращает на борьбу с привычкой грешить. Опасность последней заключается в том, что она скрывает от человека пагубность Г. Если же при этом человек кается с той же легкостью, с какой и грешит, он обманывает себя вдвойне. Его «частое прошение прощения во грехах» превращается лишь в «вывеску раскаяния». «Ибо частым раскаянием обнаруживается лишь снисходительное отношение к прежним грехам, и склонность к новым падениям показывает недостаток упражнения в истинном покаянии» (Idem. Strom. II 13). Климент Александрийский ставит перед христианином вполне конкретную цель: «не грешить добровольно». Это неизбежно поведет «к ограничению… греховности… доводя склонность к ней» до нуля (Idem. Paed. I 2).

«Весы правосудия». Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись храма мон-ря св. Варвары (русану) в Метеорах. 2-я пол. XVI в. «Весы правосудия». Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись храма мон-ря св. Варвары (русану) в Метеорах. 2-я пол. XVI в.

Заслуживает внимания позиция, занятая Климентом в вопросе о «невольных» Г. («без участия свободной воли совершаемых»). Такие Г. могут иметь место или «по неведению», или «по необходимости». Климент приводит целый ряд случаев, в к-рых невольные Г. могут совершиться: при самозащите от преступника, при лечении больного, на к-рого назначенное врачом лекарство оказало отрицательное воздействие, при соревнованиях фехтовальщиков, использовавших во времена Климента в качестве рапир копья, и др. В этих случаях человеку может быть нанесено увечье и даже может совершиться убийство. Однако такие «действия», как полагает Климент Александрийский, «суду не подлежат». Правда, высказывая это мнение, он приводит положение закона (по-видимому, ветхозаветного), согласно к-рому наказание полагается «и за ненамеренное убийство», хотя и «слабее, чем за преступление преднамеренное» (Clem. Alex. Strom. II 14).

Ориген квалифицирует Г. как «отступление от добра», к-рое происходит по «лености» и «нерасположению» «к труду в деле сохранения добра». «Отступить же от добра означает не что иное, как сделать зло, ибо известно, что зло есть недостаток добра» (Orig. De princip. II 9. 2). Этот вывод Оригена базируется на традиц. святоотеческом представлении о зле. Хотя зло не есть сущность или природа, а лишь ее состояние, оно чрезвычайно активно и даже агрессивно и мгновенно занимает пространство, покинутое добром. Между добром и злом нет «ничейной» зоны: всякое уменьшение добра сразу же приводит к увеличению зла. «Для отцов зло действительно есть недостаток, порок, не-совершенство; не какая-то природа, а то, чего природе недостает, чтобы быть совершенной» (Лосский В. Догматическое богословие. С. 250). Появление «недостатка добра» Ориген поясняет примерами, взятыми из жизни ученых. Если «медик или геометр упражняются в размышлениях о своем искусстве и в разумных занятиях», их научная квалификация сохраняется. Если же этого не происходит, они, как ученые, теряют свой профессиональный уровень. Подобное случается и в религ. жизни (Orig. De princip. I 4. 1). Ориген не согласен с теми, кто полагали, что появление нек-рых Г. обусловлено действием исключительно внешних причин и поэтому бороться с такими Г. бесполезно. Ошибочность подобных представлений он опровергает с помощью примера, к-рый считает наиболее убедительным, т. к. область половых отношений, затрагиваемая в этом примере, относится к числу тех областей, в к-рых греховная страсть проявляет наибольшую силу. Порочная женщина всеми силами пытается вовлечь мужчину в беззаконную связь; хотя противостоять этому искушению очень трудно, «женщина,- замечает Ориген,- не становится для него (мужчины.- М. И.) самодостаточной причиной нарушить» ранее принятое им решение соблюдать целомудрие. «Итак,- заключает Ориген,- разум показывает, что внешние обстоятельства — не в нашей власти. Но воспользоваться ими так или иначе, привлекая разум в качестве судьи и исследователя о том, как нужно реагировать на различные внешние воздействия,- это наше дело… Вести добрую жизнь — наше дело, и Бог требует этого от нас — не так, как будто это зависит от Него или происходит от кого-либо другого или, как думают некоторые, от судьбы» (Ibid. III 1. 4-6). Рассуждая т. о., Ориген не забывает о существовании нек-рых библейских изречений, к-рые «клонятся к противоположному, т. е. к тому, что не в нашей власти соблюдать заповеди и спасаться или нарушать их и погибать». Одно из таких изречений, к-рое, как о: «Я (говорит Бог.- М. И.) ожесточу сердце его» (т. е. фараона) (Исх 4. 21; 8. 15; ср.: Рим 9. 18). «Если фараон ожесточается Богом и грешит вследствие именно этого ожесточения, то сам он уже не виновен в своем грехе» (Orig. De princip. I 7). Опровержению такого умозаключения в труде «О началах» отводится значительное место. Используя присущую ему силу слова и глубину мысли, Ориген убедительно доказывает, что цитируемый библейский текст не следует понимать буквально и что Бог не может быть виновником Г. Он прибегает к широко распространенному сравнению Бога с солнцем (ср. «Солнце правды» в тропаре Рождеству Христову) и делает очень важный вывод: как под воздействием благотворных лучей солнца не только растапливается воск, но и каменеет грязь, так и Божественные действия, будучи по природе благими, могут вызывать не только положительные, но и отрицательные последствия. Это как раз и случилось с фараоном, негодование к-рого возрастало по мере увеличения чудес и благодеяний, проявленных Богом в Египте к израильскому народу.

Согласно распространенному среди христиан представлению, бытовавшему и во времена Оригена, к-рый называл его сторонников «простецами из верующих», «все грехи, какие люди совершают, происходят от противных (т. е. диавольских.- М. И.) сил», поскольку последние значительно сильнее людей. Поэтому, заключают такие «простецы», если бы «диавола не было, то ни один человек не грешил бы вовсе». Опровергая это заблуждение, Ориген обращает основное внимание на свободное волеизъявление, присущее всем людям и определяющее характер их поведения. «Мы, люди, даем повод» ко Г. и сами же полагаем его начало. «Враждебные же силы распространяют грех шире и дальше, и если возможно — до бесконечности» (Ibid. III 2. 1-7).

Свт. Афанасий I Великий обращает внимание на зарождение Г. в человеке. Созданный по образу Бога Слова человек был призван созерцать в себе этот образ и в соответствии с ним созидать свою жизнь. Однако, «остановясь мыслью на несуществующем (свт. Афанасий в соответствии со святоотеческой традицией «несуществующим» называет зло.- М. И.), употребляет свои способности превратно, пользуясь ими для измышленных (душой) вожделений» (Athanas. Alex. Or. contr. gent. 4). Уводя от созерцания Бога Слова, «несуществующее» порождает в сознании человека фантомы, также реально не существующие, однако завораживающие человеческую душу вымышленными кумирами. На этой почве, как отмечает свт. Афанасий, как раз и совершается обожествление окружающего мира и поклонение идолам (Ibid. 8). На этой же почве возникли представления о зле как о некой сущности, реально и самостоятельно существующей, что приводило одних к дуализму, признававшему изначально существующими и добро, и зло, а других к сомнению в том, что в Боге нет зла (Ibid. 6). Александрийский святитель сравнивает грешника с всадником, к-рый не направляет свою лошадь к определенной цели, а скачет куда попало, увлекаясь скоростью и не замечая, что сбился с дороги (Ibid. 5).

Высказывания о Г. свт. Василия Великого, встречающиеся по большей части в его экзегетических творениях, как правило, фрагментарны. Для него самой надежной преградой Г. является постоянная память о Боге, не оставляющая в человеческом сердце для «врага» никакого места (Basil. Magn. Hom. in Hex. 3), а самой благоприятной почвой для «злых дел» — праздность (Ibid. 7). Свт. Василий предупреждает: Г. опасен не только сам по себе; он неминуемо становится поводом к новым Г. (Idem. Enarr. in Is. 9). Поэтому, «согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного» врага (ибо «природе человеческой невозможно не грешить»), необходимо тотчас опомниться, «измениться, покаяться и не собирать зла ко злу» (Ibid. 5). При этом не следует извинять себя неведением, ибо «нам дарован природный разум, который учит усваивать доброе, а удалять от себя вредное» (Idem. Hom. in Hex. 7). Свт. Василий Великий уподобляет Г. огню, пламя к-рого, едва появившись в одном месте, тотчас охватывает окружающие предметы, подверженные горению. Заражение Г. быстрее всего происходит в общественных местах, где нередко происходят всевозможные бесчинства, в преступных сообществах, в пьяных компаниях, среди людей вольного поведения и т. п. Большим соблазном для окружающих, отмечает свт. Василий, служит недостойное поведение тех, кто занимают «блистательное положение в свете», т. е. относятся к привилегированным классам. Одни перед ними раболепствуют; другие считают достойным для себя подражать их порокам (Idem. Hom. in Ps. 1). Свт. Василию Великому принадлежит изречение, широко известное в христ. Церкви: «Ангел не отступит ото всех уверовавших в Господа, если не отгоним его сами худыми делами. Ибо как пчел отгоняет дым, а голубей — смрад, так и хранителя нашей жизни ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех» (Idem. Hom. in Ps. 33).

Свт. Григорий Богослов определяет Г. как «уклонение от доброго, не допускаемое ни законом, ни природой» (Greg. Nazianz. Carm. moral. 34). Как беззаконие (1 Ин 3. 4) Г. противоестествен человеку, разрушая его природу и приводя ее к смерти. Правда, смерть от Г., по замечанию свт. Григория, не наступает мгновенно, как это происходит при укусе человека ядовитой змеей. Согрешивший продолжает жить, хотя его духовная болезнь начинает источать для окружающих «какой-то неприятный смрад». Свт. Григорий Богослов советует не отворачиваться от такого человека, потому что Г. подвержены все люди и за них за всех умер Христос. Более того, в отношении согрешившего собрата он рекомендует «решиться» на высшую жертвенность, «на нечто подобное тому, что Павел ревнитель (ап. Павел.- М. И.) осмелился помыслить и сказать, сострадая Израильтянам, т. е. чтобы вместо него, если возможно, приведен был ко Христу Израиль (Рим 9. 1-5)» (Greg. Nazianz. Or. 32).

В «Сравнении жизни духовной и жизни мирской» свт. Григорий олицетворяет 2 образа жизни, ведущие между собой диалог. Одна жизнь, возражая другой, выставляет в свою пользу перечень аргументов. Преимущества жизни мирской несомненны; однако приобретаются они слишком дорогой ценой — ценой сделки с совестью и с Г., к-рые «есть отчуждение от Бога». Духовная же жизнь при всех ее лишениях достигает главного — она освобождает от греховного рабства и соединяет человека с Богом (Idem. Carm. moral. 8).

В «Советах девственникам» Григорий Богослов особое внимание уделяет воздержанию в пище и вине. «Если у тебя желудок на замке,- пишет он,- то, может быть, спасешься от греха». Называя вино «желчью для девственников», он отмечает, что оно навлекает на них «много бесславия» и ведет к духовной смерти (Idem. Carm. moral. 3).

Рассуждения о Г. свт. Григория Нисского напоминают высказывания Климента Александрийского. Для последнего Г.- это то, «что не согласовано со здравым разумом»; для первого Г. является «все совершающееся вне истинного разума». Оба автора одинаково мыслят и о последствиях Г. Неразумие грешника (утрата им Логоса), по Клименту, ставит его «на одну ступень» с неразумными, т. е. с животными. Свт. Григорий усматривает в грешнике «стремление к бессловесной жизни», ибо то, что он совершает «вне истинного разума, есть бессловесие. А бессловесие и бессмысленность свойственны животным» (Greg. Nyss. In inscript. ps. II 12). Эту же мысль он развивает в символическом объяснении «египетских казней» (Исх 7-11). В частности, комментируя нашествие жаб, проникших во множестве в жилища египтян, он о человека ничего другого, кроме жаб, зародиться не может. «Ибо тлетворные порождения греха действительно составляют род жаб, зарождающихся, как в грязи, в нечистом сердце человеческом». Образ жизни грешника бросается в глаза уже при посещении его жилища, в к-ром можно найти «жаб греха» «не только на ложах, но и на трапезе, и в хранилищах, и по всему дому» (ср.: Исх 8. 3). Даже на стенах такого жилища можно встретить всевозможные изображения, служащие «к воспламенению страстного сластолюбия» (Idem. De vita Moysis. 2. 122). Продолжая комментировать исход евреев из Египта, свт. Григорий Нисский обращает внимание на уничтожение егип. первенцев и усматривает в этом событии символический смысл. Первенцы, по свт. Григорию, символизируют «первое зарождение зла» в душе человека. Если человек не хочет вести «египетскую жизнь» (т. е. жизнь в грехах), то он немедленно должен вырвать корень зла. «Убивающий первенца (т. е. Г. на стадии его зарождения.- М. И.), без сомнения, убивает и последующее за первенцем поколение (т. е. Г., порождаемые первым Г.- М. И.), как поразивший голову змеи умерщвляет и ее туловище». Как это происходит в жизни, свт. Григорий поясняет примером. Убийство, замечает он, часто совершается в порыве гнева, а нарушение супружеской верности — по причине господствующей в человеке похотливости. Поэтому, чтобы избежать убийства и прелюбодеяния, необходимо поразить «в голову» 2 «первенцев»: привычку гневаться и привычку вести распутный образ жизни (Ibid. 2. 94).

Свт. Иоанн Златоуст, неустанно боровшийся за улучшение нравов визант. общества, обличает Г. не только в личной, но и в семейной и в общественной жизни. Г. для него — самое великое бедствие, какое только может существовать на земле, а грешник — самое несчастное существо в мире. Из-за своих Г. он оказывается единственным, кто исключен из всемирного хора славящих Бога. Свт. Иоанн цитирует 148-й псалом: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны… звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы…» (7, 10) — и добавляет: «Не напрасно и не без причины при этих словах я замолчал; смутились мысли в уме моем, и пришлось мне горько заплакать и тяжко воздохнуть. Что может быть, скажи мне, достойнее жалости? Скорпионы, змеи и драконы призываются к хвалению Создавшего их; один грешник исключается из этого священного хора — и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только проявляющий злобу к сослужебным ему существам, но и изливающий злобный яд на славу Господню: «ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим 2. 24)» (Ioan. Chrysost. Cum presb. fuit ordinat. 2). Большим соблазном для окружающих, согласно свт. Иоанну Златоусту, служила роскошь христиан, приводившая к полному забвению евангельских норм и правил жизни и, более того, к превратному представлению о Г. и добродетели. «Не только то ужасно,- обличает свт. Иоанн номинальных христиан,- что вы внушаете детям то, что противоречит заповедям Христа, но и то, что прикрываете порочность благозвучными наименованиями, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богатством — свободой, славолюбие — великодушием, дерзость — откровенностью, расточительность — человеколюбием, несправедливость — мужеством». Однако греховные подмены на этом не заканчиваются. «Вы и добродетели называете противоположными именами: скромность неучтивостью, кротость трусостью… смирение раболепством, незлобие бессилием» (Idem. Sermo 3. 7). Такое смещение понятий происходит, по мнению свт. Иоанна, из-за того, что Г. имеет свойство опьянять человека. «Стремящиеся ко греху, как бы опьянев… не знают, что делают, не видят ничего — ни настоящего, ни будущего» (Idem. De ieiun.). Единственное, чего они боятся,- это смерть. Свт. Иоанн Златоуст не без иронии уподобляет их малолетним детям, к-рые «пугаются масок, а не боятся огня… и, ничего не опасаясь, протягивают руку к свече и огню… Так и мы,- заключает святитель,- боимся смерти, которая есть ничтожная маска, а не боимся греха, который действительно страшен и, подобно огню, пожирает совесть». Так что плакать надо не об умершем, но «о живущем в грехах» (Idem. Ad popul. Antioch. 5. 3). Свт. Иоанн возражает против широко распространенного представления, согласно к-рому наказание за Г.- это самое тяжелое страдание, какое приходится нести человеку. «Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны»,- пишет он, давая этим понять, что источник страданий грешника находится не вне, а внутри его (Ibid. 6. 6). Свт. Иоанн постоянно изобличает коварство Г., к-рый не только опьяняет человека, но и любит рядиться в одежды невинности, что часто имеет место уже при зарождении Г. Примерами, взятыми из повседневной жизни, свт. Иоанн Златоуст показывает, как невинные проявления человеческой природы незаметно могут перерастать в проявления погрешительные. «Смех по природе не есть грех, но он становится грехом, если проявляется сверх меры, потому что от смеха происходит насмешливость, от насмешливости — срамословие, от срамословия — постыдные дела… Так и роскошь, по-видимому, ничего опасного не представляет, но от нее — пьянство и бесчисленное множество зол, сопряженных с пьянством» (Idem. Adv. ebr. 5). Свт. Иоанн видит большую опасность не только в Г., но и в привычке грешить. Последняя приводит к тому, что человек перестает сокрушаться о своих Г. «Если, согрешая, ты не скорбишь, не думай, что грех (является.- М. И.) маловажным» поступком. Он не «уязвляет» не потому, что якобы не представляет опасности, «а оттого, что согрешающая душа бесчувственна» (Idem. Sermo 24).

Разрушение Содома. Фрагмент иконы «Троица с бытием». Ок. 1600 г. (ГТГ)

Разрушение Содома. Фрагмент иконы «Троица с бытием». Ок. 1600 г. (ГТГ) Как бы продолжая эту мысль свт. Иоанна Златоуста, его ученик прп. Исидор Пелусиот указывает на то, что т. н. малые Г., совершаемые по привычке, неизбежно приводят к великому злу. Заблуждение, согласно к-рому малые Г. не представляют никакой опасности, приводит к тому, что порок овладевает жизнью. Прп. Исидор обращает внимание на то, что ответственность за один и тот же Г. может быть разной. Она определяется не только индивидуальными особенностями человека, но и его положением в Церкви. «Пасть в грех находящемуся в послушании (т. е. монаху.- М. И.) — дело страшное; еще страшнее пасть посвященному (т. е. священнослужителю.- М. И.); самое же страшное» — это падение того, кто принял «жребий первосвященства». (Тот факт, что прп. Исидор упоминает при этом ветхозаветного первосвященника, позволяет предположить, что под новозаветным первосвященником он имеет в виду главу поместной Церкви.) Степень ответственности за совершенный Г., по Пелусиоту, определяется в полном соответствии с почестями, воздаваемыми тому или иному церковному лицу. «И что сравнивать вождя с подчиненными,- пишет прп. Исидор, обращаясь к ветхозаветной законодательной традиции,- если Законодатель сказал, что грехопадение первосвященника равносильно греху всего народа, и узаконил принести (за это грехопадение.- М. И.) такую же жертву, какая приносится за грех всего народа» (Isid. Pel. Ep. 1).

Постоянно оплакивая собственные Г., прп. Ефрем Сирин вскрывает при этом внутреннее безобразие грешника, пытающегося любыми средствами и действиями его скрыть. Причем, чем больше скрывается, тем бо́льшую разрушительную силу проявляет. Однако скрыть Г. полностью не удастся никому. Прп. Ефрем постоянно напоминает о Втором пришествии Праведного Судьи, когда будут обнажены все деяния человеческие. Этого позора можно избежать только с помощью молитвы и покаяния. Тот, «кто своими грехами воспламенит огонь (греха.- М. И.), если будет молиться, угасит его своими слезами» (Ephraem Syr. De paenit. Σ. 368). Прп. Ефрем предостерегает тех, кто ведут христ. образ жизни, находясь в более благоприятных условиях, от обольщения местом своего пребывания (по-видимому, имеются в виду иноки, проживавшие в знаменитых мон-рях), ибо место само по себе христианина не спасает. «Блаженно и величественно было жилище Адама (рай.- М. И.), нечестиво и горестно было место, где жил Лот (Содом.- М. И.). Но в обители жизни Адам умер, потому что захотел умереть, а Лот и среди мертвецов (жителей Содома, оказавшихся в состоянии крайнего духовного разложения.- М. И.) сохранил жизнь, потому что хотел жить. Свобода наша по собственной воле становится и победительницей, и побежденной» (Ibid. 24).

Прп. Макарий Египетский отмечает, что христианин, призванный к борьбе с Г., победить его самостоятельно никогда не может. «Бороться с ним, противиться ему… — это в твоих силах, но искоренить (его) — это Божие дело» (Macar. Aeg. II 3. 4). В этой борьбе не должно быть места самонадеянности, ибо осуществить свое «желание быть чистым, неукоризненным, неоскверненным…» сам человек не может; «на это у него нет сил» (Idem. II 2. 3). «Ветер (же) греха» очень силен; он до основания сотрясает и приводит в смятение человеческую природу (Idem. II 2. 4). Если бы человек был в состоянии искоренить Г. самостоятельно, замечает прп. Макарий, то не было бы никакой «нужды» «в Господнем пришествии» (имеется в виду пришествие на землю Божественного Сына). «Как невозможно для глаза видеть без света, или говорить без языка, или слышать без ушей, или ходить без ног, или работать без рук, так и без Иисуса невозможно спастись» (Idem. II 3. 4).

Блж. Августин рассматривает Г. через призму взаимоотношений: с одной стороны, Бога и человека, а с др.- Града Небесного и града земного. Отношения между Богом и человеком впервые были нарушены по причине человеческого непослушания. Для кого-то, рассуждает Гиппонский епископ, этот Г. может показаться не настолько значительным, чтобы привести человеческую природу к «великому повреждению». Однако это не так. Слушаться Того, Кто сотворил человека и Кем мы «живем и движемся и существуем» (Деян 17. 28),- это наша самая главная обязанность. «Эта добродетель (т. е. послушание.- М. И.) для разумной твари есть некоторым образом мать и хранительница всех добродетелей. Ибо тварь эта (человек.- М. И.) создана так, что для нее полезно быть подчиненной, а гибельно творить волю свою, а не Того, Кем создана» (Aug. De civ. Dei. XIV 12). Непременным условием, при к-ром послушание может осуществиться, является смирение человека. Рассуждая о смирении, блж. Августин опровергает распространенное мнение о том, что оно якобы унижает человеческое достоинство. Как раз наоборот, о человека. «Смирение делает (человека.- М. И.) покорным тому, что выше его». А поскольку «выше Бога нет ничего», то «смирение потому и возвышает, что делает покорным Богу». Г. же самопревозношения возвышает человека только в собственных глазах; в действительности он есть «низложение» человеческого достоинства (Ibid. XIV 13). «Довольство самим собой» для блж. Августина есть несомненный Г., хотя человек с болезненным самолюбием и не замечает его. Для приведения такого человека в чувство блж. Августин предлагает парадоксальное средство: ему «полезно пасть в какой-нибудь открытый и очевидный грех», позор к-рого поможет ему открыть глаза на свое духовное убожество (Ibid. XIV 14).

Сопоставляя 2 града — земной и Небесный,- Гиппонский епископ о первого из них «рождает испорченная грехом природа», а граждан второго — «благодать, освобождающая природу от греха» (Ibid. XV 2). Основателем земного града он считает Каина, совершившего первый Г. братоубийства, что впосл. нашло отражение и при основании Рима, связанном, по преданию («по свидетельству истории Рима», как отмечает блж. Августин), с убийством Ромулом своего брата Рема. В обоих случаях причиной убийства стало стремление к единоличному господству (Ibid. XV 5). Осуждая этот Г., блж. Августин в то же время отмечает, что господство может иметь место лишь в одном случае — когда человек держит в подчинении свою падшую природу, не давая проявиться ее низменным инстинктам. Рассуждения о господстве неминуемо приводят блж. Августина к смежной теме — о рабстве. Рабство, отмечает он, бывает 2 видов: социальное и духовное. Причиной как того, так и другого является Г. В первом случае человек становится рабом др. человека, а во втором — рабом своей падшей природы. И хотя ни то ни др. рабство оправдать нельзя, ибо природа, «с которой Бог сотворил человека», исключает явление рабства, однако все же «лучше быть рабом у человека, чем у похоти» (Ibid. XIX 15).

«Отход души грешной». Фрагмент композиции на двери в жертвенник. 1607 г. Мастер мон. Трифон (КБМЗ)

«Отход души грешной». Фрагмент композиции на двери в жертвенник. 1607 г. Мастер мон. Трифон (КБМЗ)

Согласно аскетическому учению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, необходимо отличать естественные потребности человеческого организма от противоестественных, к-рые неминуемо приводят к различным Г. Это относится не только к питанию, отдыху, сну, одежде, но и к «плотским движениям», к-рые «с пользой насаждены в нашем теле для рождения детей и распространения потомства, а не для блудных дел и нарушения супружеской верности». Даже гнев может быть направлен в нужное для человека русло, если последний проявляет его по отношению не к окружающим, а к самому себе, «гневаясь на свои пороки и погрешности» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. VII 3). Самая главная опасность, подстерегающая человека, исходит, согласно прп. Иоанну Кассиану, от него самого, а не от «внешнего неприятеля», к-рого «нам нечего бояться». Враг, к-рый может нанести нам страшный урон, «скрывается в нас самих». Поэтому, если мы хотим победить его, нам необходимо вести постоянную «внутреннюю войну» с нашей греховностью (Ibid. V 21).

Г., совершаемый человеком, должен, по прп. Исааку Сирину, рассматриваться не только сам по себе, но и с учетом состояния человека, к-рым он совершается. Один становится виновником Г. «по немощи», т. е. «увлекается (им.- М. И.) непроизвольно»; другой грешит «по неведению»; третий — по привычке, т. е. «по долгому пребыванию во зле и закоснению в нем»; четвертый — «произвольно», т. е. не предпринимая никаких усилий для борьбы с Г. Все четверо «достойны порицания», однако виновность каждого из них будет различной. Хотя это обстоятельство для прп. Исаака имеет существенное значение, главное он видит в другом: в каком бы состоянии человек ни находился и какие бы Г. он ни совершал, он не должен впадать «в бездну безнадежности» и оставлять борьбу с Г. Даже побеждаемый своей греховной природой, или диаволом, или искушением, он должен снова вставать «на борьбу со своими противниками и ежедневно… полагать основание разрушенному зданию». Раны и кровь неминуемы в этом сражении; самое постыдное для воина Христова — спасаться от них бегством с поля брани. «Оставление всего» (так прп. Исаак обозначает прекращение духовной борьбы) лишает человека какой бы то ни было возможности победить в себе Г.

Источником Г., по прп. Симеону Новому Богослову, часто становится превратное представление о цели человеческой жизни. Многие почему-то думают, что человек рождается для того, «чтобы наслаждаться миром и вкушать его радости». Однако жизненный опыт тех, кто шли таким путем, опровергает это представление. Он показывает, что потребительское отношение к жизни не приносит подлинной радости, превращая при этом самого человека в безвольного эгоиста, не способного на жертвенный подвиг и сострадание к людям. К тому же, замечает преподобный, если бы цель жизни действительно была таковой, то сама жизнь трагически не обрывалась бы смертью, а продолжалась вечно (Sym. N. Theol. Or. 4. 3).

Г. для прп. Симеона — тяжелая болезнь. Однако, как это ни парадоксально, чем она тяжелее, тем меньше ее чувствует грешник: «не чувствуя боли в душе, живет весело и не печалится». Такое состояние, отмечает преподобный, «достойно плача», ибо, пока он «таков», исцелить его невозможно. Поскольку бесчувственность скрывает от грешника его состояние, она неминуемо порождает в нем самодовольство и гордость. «Будучи же горд, он (грешник.- М. И.) и мысли не допускает, что болен, и платит ненавистью тому, кто станет говорить ему о его болезни или предлагать способ лечения». Прп. Симеон выносит ему суровый приговор: если он формально даже и числится христианином, на самом деле таковым не является. Как христианин, он мертв, потому что замечать свои болезни и чувствовать их — «естественное свойство живых» (Sym. N. Theol. Or. 6. 1-3).

Следуя общехрист. традиции, свт. Игнатий (Брянчанинов) выделяет 2 категории Г.: смертные и несмертные. Смертных Г. необходимо избегать во что бы то ни стало, ибо они «убивают душу». «Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение» (Соч. СПб., 1905. Т. 4. С. 374). Свт. Игнатий при этом отмечает, что часто человека настигает смерть как раз при совершении смертного Г.: «Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии» (Там же). Свт. Игнатий указывает, что св. отцы «уподобляют смертный грех тяжелому камню», а несмертный — песчинке. Если человек с камнем на шее окажется в воде, то неминуемо утонет. Точно так же «в пропастях ада» топит человека смертный Г. Что же касается Г. несмертных, то они «не убивают души, но только более или менее уязвляют ее. Этих грехов не чужды и святые». Однако «святые бодрствуют над собою и, заметив согрешение, в которое увлекла их общая человекам немощь, тотчас врачуют ее покаянием». Если же, совершая мелкие Г., человек не обращает на это никакого внимания, он может оказаться в плачевном состоянии. И не только потому, что оставляемые в забвении незначительные погрешности часто приводят к серьезным Г., но и потому, что песчинки мелких Г. могут скопиться в количестве, к-рое по весу не будет уступать тяжелому камню смертного Г. (Там же. С. 374-375).

Лит.: Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885; Введенский Д. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. П., 1900; Rimselis V. Natura et peccatum: De oppositionem inter naturam et peccatum ad mentem S. Thomae: Diss. [R.], 1952; Smith C. R. The Bible Doctrine of Sin and the Ways of God with Sinners. L., 1953; Еремин В., диак. Анализ постепенного развития греха и его виды: [Курс. соч.] / МДА. Загорск, 1956. Ркп.; Regnier J. Der moderne Mensch und die Sünde. Würzburg, 1959; Rondet H. The Theology of Sin: Transl. from French. Notre Dame (Ind.), 1960; Ненартович Ф., прот. Грехопадение человека и его следствия: [Курс. соч.] / МДА. Загорск, 1971. Ркп.; Малевич Б. Происхождение, сущность и следствия греха: [Курс. соч.] / МДА. Загорск, 1975. Ркп.; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. ст. М., 2000.

М. С. Иванов

Прелюбодеяние что это такое?

Рассмотрим: как действует на сознание человека (с точки зрения потери психической – жизненной энергии) совершение такого греха как: «блуд» или по другому – «похоть» или «прелюбодеяние».

Если один супруг изменяет другому супругу, то мы рассмотрели такой вариант греха несколько выше. Изменивший супруг расходует очень много своей психической энергии (особенно в присутствие своего супруга(и)). Итог: потеря жизненной энергии.

Но, если человек не состоит в браке, и при этом совершает множество беспорядочных половых связей. Как это отражается на его жизненной (психической) энергии?

Дело в том, что чем больше человек привязан к чему либо, тем больше эта «привязанность» – отвлекает его внимание. Другими словами, человек попадает в зависимость от конкретной привычки.

Как это отражается на количестве его жизненной (психической) энергии?

ЛЮБАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТНИМАЕТ У ЧЕЛОВЕКА ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ЕГО ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ!

Дело в том, что человек, который имеет любую зависимость (например, зависимость от постоянных сексуальных отношений), расходует много психической энергии в виде своего внимания на два основных момента:

  1. Воспоминание о прошлых сексуальных контактах (удовлетворение привычки);
  2. Ожидание будущих новых сексуальных отношений.

Чем дольше у зависимого человека не было сексуального контакта, тем больше он тратит своей психической энергии (в виде размышлений) об ожидаемых возможных контактах в будущем.

В итоге, человек больше вообще не может ни о чём думать, кроме как о будущем удовлетворении своей зависимости. То есть – вся психическая энергия расходуется на ожидание (представления) будущего удовлетворения своей привычки.

То же самое происходит у любого человека при наличии любой другой зависимости. Причём, между удовлетворением своей привычки (зависимости) общий уровень жизненной (психической) энергии находится на более низком уровне, в так называемом «экономном режиме расхода». Так как во время стимулирования расхода психической энергии тратится – слишком много.

Таким образом, человек, который находится в сильной зависимости от сексуальных отношений, практически всю свою психическую энергию расходует на размышление о прошлых и будущих половых контактах. Соответственно, на организацию остальных жизненно важных процессов:

  1. Аналитической (мыслительной) деятельности;
  2. Организации работы всех внутренних органов.

жизненной (психической) энергии будет – не хватать!!

Грех чревоугодия что это?

Переедание заставляет расходовать жизненную энергию на организацию работы внутренних органов по перевариванию чрезмерного количества пищи. А затем, на выведение оставшихся не переваренных шлаков и токсинов (особенно при употреблении пищи животного происхождения). Последующие, проявившиеся со временем от переедания различные физиологические заболевания, также будут забирать оставшуюся часть жизненной (психической) энергии.

К тому же, доказано, что пристрастие к вкусной пище – это зависимость. Как и при любой другой зависимости, мозг будет тратить психическую энергию в виде внимания на ожидание момента времени следующего приёма пищи (то есть: следующего стимулирования увеличенного расхода психической энергии).

Чревоугодие

Слово старинное и красивое. А ещё прямо указывает на суть проблемы. Чревоугодие – прислуживание своему телу, поклонение земным желаниям и страстям. Только подумайте, как отвратительно выглядит человек, в жизни которого главное место занимает первобытный инстинкт: насыщение организма. Слова «живот» и «животное» – родственные и похожие по звучанию. Они произошли от старославянского исходника живъ – «живой». Безусловно, чтобы существовать, индивид должен питаться. Но при этом следует помнить: мы едим, чтобы жить, а не наоборот.

чревоугодие грех

Зависть что это такое?

Это ещё один грех, который считается смертным.

Когда человек завидует другому человеку, то в его «биокомпьютер» закладывается много информации о новом «Потенциальном противнике». Информация о «Потенциальном противнике» как – об объекте зависти, расходует очень много психической энергии человека. Иногда, некоторых людей, зависть буквально «съедает» их изнутри. Это означает по факту, что практически ВСЯ его психическая (жизненная) энергия (в аналитическом её виде) расходуется на внимание к объекту его зависти, а по сути к его – «Потенциальному противнику».

В общем итоге, человек который завидует кому либо, в любом случае испытывает большую нехватку психической (жизненной) энергии, пропорционально силе зависти, этого пагубного (для жизненной энергии) чувства.

Может ли человек почувствовать, что совершил грех?

Думаю, может: Господь каждому дал совесть — голос Божий в человеке, и в каждом он звучит по-разному. Человек может не знать, что согрешил, но Господь ему откроет это через обстоятельства или других людей. Сколько случаев, когда человек приходит в храм и рассказывает, что его мучает та или иная ситуация, описывая при этом ситуацию греховную! Он не знает, что это грех, но чувствует это. Или, например, маленький ребёнок не знает о грехе ничего, но понимает, что делает что-то не так. Поломал какую-то вещь — и прячет её, солгал — и молчит.

Грех алчности что это такое?

Ещё один грех, который считается смертным.

Это зависимость от организации действий по накоплению денег и материальных ценностей.

Как и любая другая зависимость, эта тоже будет забирать практически всё внимание, то есть – всю свободную жизненную энергию человека. Человек превращается в «биоробота» с одной единственной программой – приобретения. Понять это он самостоятельно не может, так как почти вся психическая энергия расходуется на программу приобретения. Всё подчинено одному – зарабатыванию денег.

Второй момент. Алчность, практически всегда сопровождается – завистью! Зависть – это негативное отношение к человеку более успешному. А головной мозг вынужден запоминать и учитывать в своей работе много информации, связанной с новым «Потенциальным противником», которыми (для мозга) являются все люди к которым мы негативно относимся в процессе своей зависти к ним. Как было выяснено ранее, все «Потенциальные противники» (точнее информация в нашей памяти о них) являются причиной большого расходования нашей психической (жизненной) энергии.

Алчность

Второй по тяжести грех. Тщеславие – порождение алчности и гордыни, их общий плод. Поэтому эти два порока – фундамент, на котором растёт целый букет аморальных качеств характера. Что касается алчности, то она проявляется в виде неукротимого желания получать много денег. Люди, которых она коснулась своей ледяной рукой, перестают тратить свои финансы даже на необходимое, они копят богатство вопреки здравому смыслу. Кроме способа заработать, такие индивиды больше ни о чём не думают. Именно из семян алчности пускают ростки такие пороки человеческой души, как жадность, корысть и зависть. Они причина того, что вся история человечества залита кровью невинных жертв.

7 смертных грехов православие

Грех тщеславия что это такое?

Тщеславие или гордыня (гордость, высокомерие).

Это проблема статуса человека в обществе.

Человек, который достиг определённого положения в обществе, начинает сравнивать положение (статус) окружающих — со своим положением (статусом).

Если его статус ниже чем у кого-то, то он начинает — завидовать. Зависть – отнимает определённое количество психической энергии в виде обращения постоянного внимания на этого человека как на «Потенциального противника» (это мы рассматривали чуть выше). Завидующий человек много думает об объекте своей зависти, таким образом тратя много психической энергии. А если зависть сильная, то информация об объекте своей зависти (более успешном человеке по статусу) будет отнимать очень много жизненной (психической) энергии.

Помимо этого, гордые люди часто высокомерно осуждают, или оскорбляют других людей. Все эти их действия, и даже мысли постоянно пополняют информацию их памяти о “Потенциальных противниках”. Сканирование этой растущего количества информации всё больше и больше отнимает их психической (жизненной) энергии.

Гордыня

Это слишком завышенная самооценка человека. Он начинает считать себя самым лучшим и достойным. Понятно, что развивать в себе индивидуальность, необычные способности и гениальные таланты необходимо. Но вознесение своего «я» на неоправданный пьедестал почёта – самая настоящая гордыня. Грех приводит к неадекватной оценке самого себя и совершению других роковых ошибок в жизни.

Во многих религиях грех считают матерью всех остальных пороков. И это действительно так. Человек, поражённый этим духовным недугом, начинает обожать себя любимого, отсюда следует лень и обжорство. Кроме того, он презирает всех окружающих, что неизменно приводит его к гневу и алчности. Почему возникает гордыня? Грех, утверждает православие, становится следствием неправильного воспитания и ограничения развития. Избавить человека от порока тяжело. Обычно высшие силы дают ему испытание в виде бедности или физического увечья, после которого он либо становится ещё более злым и гордым, либо очищается полностью от нечестивого состояния души.

Уныние что это такое?

Лень или уныние (праздность, бездействие).

Это также грехи, которые считаются смертными.

Когда человек ничем не занят, то его «биокомпьютер» (мозг) естественным образом перестаёт работать. Жизненная энергия – уменьшается (за ненадобностью и невостребованностью). Человек всё меньше и меньше ощущает свою жизненную энергию. Она не может быть потрачена ни на познание себя как духовной сущности, ни на понимание чего можно делать, чего делать не следует. Человек постепенно превращается в – неразумное существо. Лень и уныние, это по факту – уменьшение своей жизненной энергии, а по сути – медленная смерть. Не случайно именно эти грехи относятся к смертным.

—————–

Все человеческие грехи происходят один из другого. Вот выдержка из древнейшего Священного Писания:

БХАГАВАД – ГИТА: Глава 3 «КАРМА-ЙОГА»; Текст 36-40

Сначала появляется – вожделение. Затем, как следствие – алчность к накоплению материальных средств для того чтобы наилучшим образом иметь возможность к удовлетворению – вожделения.

Затем – зависть, к тем, кто добивается в своём вожделении больше тебя. Если человек добивается статуса в обществе, и имеет большие возможности удовлетворять своё вожделение, им может овладеть – тщеславие. Гнев овладевает человеком, если ему не удаётся добиться объекта своего вожделения. Далее – уныние, леность и апатия.

И все эти греховные поступки и образы мыслей, также как и нарушение заповедей: не осуждай, не лги, не возжелай чужого, не кради, не убий и другие, имеют одно общее свойство: уменьшение жизненной (психической) энергии.

Что происходит с душой (сознанием) человека, который совершает определённые греховные поступки, подробно описано в статье сайта — “КАК ВЫГЛЯДИТ АД И РАЙ В РЕАЛЬНОСТИ —

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: