Воцерковленный человек — это действительный член православной Церкви, посещающий церковные службы не реже одного раза в месяц, регулярно исповедующийся, причащающийся, соблюдающий все церковные установления, посты и принимающий участие в мероприятиях, связанных с жизнью Церкви (крестные ходы и т. п.). Воцерковленными являются также люди, вынужденно или добровольно проживающие в местах, удаленных от православных храмов и по этой причине лишенные возможности регулярно посещать службы и принимать участие в Таинствах, но придерживающиеся Православного христианского мировоззрения.
Что такое воцерковление
Человек, начинающий знакомство с Православием, обязательно столкнётся с вопросом о воцерковлении. Воцерковленный человек – это настоящий христианин? Или же так называют религиозных фанатиков? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что такое воцерковление. Данное понятие имеет три значения.
Православное богослужение
Во-первых, воцерковлением называют постепенное ознакомление человека, готовящегося к принятию Крещения, с основами Православной веры и благочестия (катехизация).
Также в богослужебной терминологии воцерковлением именуется священный обряд, который совершается над ребёнком и его матерью спустя 40 дней после родов. Данный чин появился не ранее 4 века нашей эры. Его прообразом являлся ветхозаветный иудейский обряд посвящения первенца Богу на 40-й день после рождения. Он был совершён в том числе и над Богомладенцем Иисусом Христом.
Сегодня чин воцерковления воспринимается как заключительный этап Крещения и включает благодарственные молитвы. Он призван благословить мать и ребёнка, принять их в ряды членов Святой Церкви. Обряд также совершается над крещаемыми взрослыми.
Необходимость чина воцерковления для матери обусловлена тем, что на протяжении 40 дней она проходила через процесс послеродового очищения. Согласно благочестивой традиции, в течение этого периода православная женщина воздерживается от посещения храма и участия в Таинствах. Чин воцерковления призван вернуть её к привычной церковной жизни.
Что объединяет людей в Церкви
Воцерковленный человек — это православный христианин, который считает себя частью Церкви, а ее — своей жизнью, стремится жить по новозаветным заповедям. Он может быть бизнесменом, спортсменом, отцом большой семьи, но обязательно ставит во главу угла веру во Христа. Участие в службах и таинствах для него — потребность. Он должен понимать смысл происходящего в храме во время службы. Большинство воцерковленных людей соблюдают установленные православной Церковью посты, считают необходимостью чтение определенной литературы, знают и ежедневно читают утренние и вечерние молитвы православного Молитвослова. Верующему человеку обязательно знакомо чувство духовного единения с другими членами Церкви. В праздничные дни оно особенно остро ощущается. Людей объединяет желание разделить радость и все, что наполняет душу.
Воцерковленный человек – это дитя Церкви
Наиболее же широкое значение понятия «воцерковление» – приобщение уже верующего и крещёного человека к полноценной церковной жизни. На вопрос «Воцерковление – что это такое?» Игумен Нектарий (Морозов) отвечает:
«Воцерковление – это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью».
Воцерковленный христианин – тот, кто регулярно молится, осознанно участвует в богослужениях и Таинствах, деятельно стремится к духовному совершенствованию. Он исполняет Божественные заповеди, совершает добрые дела, изучает Евангелие и другие душеполезные книги. Протоиерей Андрей Малкин отмечает:
«Воцерковленный христианин ясно понимает цель христианской жизни – спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни… Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от неё мучительно и трагично».
Святая Церковь является телом Христовым. В связи с этим священник Димитрий Шишкин важным критерием воцерковленности называет обретение мирного духа Христова. В Новом Завете сказано:
«Кто духа Христова не имеет, то и не Его» (Рим. 8: 9).
Носить в себе дух Христов – значит любить ближнего, видеть в нём высшее Божье творение, быть к нему снисходительным, а к себе строгим.
Кто такой невоцерковлённый человек?
В наши дни воцерковленным верующим, прихожанам, нередко противопоставляются невоцерковленные верующие. В просторечии их называют «захожанами» или «прохожанами». Как правило, это крещёные люди (то есть формально православные), но относящие себя к Православию лишь в культурно-традиционном плане. Они равнодушны к подлинной церковной жизни, и чаще всего, духовно безграмотные.
Некоторые из них посещают храм лишь по главным церковным праздникам, в качестве соблюдения традиции. Другие же и вовсе отвергают Церковь, называя себя «верующими в душе, без обрядов и посредников». Однако Святые Отцы учили: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Игумен Нектарий (Морозов) поясняет:
«Целью прихода в мир Спасителя, Его проповеди, крестных страданий, смерти, Воскресения было основание Церкви. И если человек в течение всей жизни для себя ее не открывает, то он проходит мимо самого главного, того, ради чего приходил на землю Христос».
Игумен Нектарий добавляет, что, отказываясь от Церкви, человек лишает себя участия в церковных Таинствах. А они являются наиболее прямым и коротким путём к Богу.
Священник Александр Дьяченко отмечает, что для невоцерковленного человека Церковь и спасение не являются смыслом жизни:
«Такой человек идёт в церковь, потому что ему надо проблемы свои решить. Сейчас он Богу свечку поставит, лоб перекрестит – и Господь поможет. Настоящий же христианин ищет Самого Бога. Удобно будет идти с Ним по жизни или не очень, сытно или впроголодь, вопрос для христианина неглавный».
Священник Валерий Духанин резюмирует:
«Каждый из нас имеет свою степень недовоцерковленности. Но каждому открывается и удивительный путь – воспринимать у Матери-Церкви несказанные духовные дары, которые утешают, укрепляют, радуют и приобщают благодати Духа Святого».
Как найти Бога и с чего начать воцерковление?
Ищущим Бога необходимо помнить следующие Евангельские слова:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7).
«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно… ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17.20)
Подлинная Вера – Божий Дар. Он даётся лишь тем, кто искренне и усердно желает его обрести. Поэтому всем сомневающимся, но желающим стать на путь Истины, священники советуют горячо просить Бога открыть Себя. Протоиерей Александр Торик наставляет:
«Если желание наше будет искренним и просьба неотступна, даст нам Господь и Веру, и бесчисленные подтверждения истинности Её».
Что делать тем, кто был крещён в детстве, но лишь будучи взрослым серьёзно осознал потребность в Боге и Церкви? Протоиерей Максим Помазанский советует таким людям найти подходящий православный храм и начать посещать богослужения:
«Постепенно вы полюбите этот приход и у вас сложатся доверительные отношения c кем-нибудь из священников. В идеале он должен стать вашим духовником».
Отец Максим отмечает, что в ходе богослужений у воцерковляющегося человека неизбежно возникают вопросы. В поиске ответов на них происходит постепенное осмысление службы, подкрепление практики теорией. Необходимо изучать основы веры, Священное Писание. В первую очередь – Новый Завет. Священник подскажет подходящую для вас духовную литературу. Полезным будет участие в специальных беседах и курсах катехизации при храмах, посещение Воскресной школы.
Желающему воцерковиться нужно регулярно молиться. Начинать можно с чтения молитвы «Отче наш» утром и перед сном. Изучите её толкование, читайте молитву осмысленно, размышляйте над ней. Молитва должна быть не формальной обязанностью, а живым общением с Богом. Постепенно приучайте себя к сокращённому молитвенному правилу. В течение дня можно молиться кратко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани».
Необходимость участия в Церковных Таинствах
Осознанное участие в установленных Богом Таинствах (Исповедь, Причастие и т.д.) – ключевой вопрос церковной жизни. Весь процесс воцерковления является подготовкой именно к этому. В Таинствах происходит благодатная встреча человека и Бога, которая освящает и преображает душу и тело христианина.
Митрополит Иларион (Алфеев) называет Церковные Таинства приобщением к Божественному естеству, получением опыта неба, предвкушением Царства Божьего («Таинство веры»). В связи с этим подлинным воцерковлением можно назвать обретение опыта переживания благодати в Таинствах Православной Церкви. Священник Виталий Семёнов отмечает:
«Воцерковленный человек – тот, кто во всей полноте стремится быть частью Церкви Христовой, Глава которой – Христос, и жить так, как заповедал Христос, по Евангелию, – участвовать в таинствах, каяться в своих грехах, бороться со своими страстями, регулярно давать Господу возможность воссоединиться со своим телом, со своей душой в таинстве Евхаристии. А если он так не делает и крайне редко причащается, то через свою жизнь обычную, нецерковную, недуховную он отдаляется от Христа и Его Церкви».
Регулярное участие в Церковных Таинствах крещёному человеку лучше всего начать с первой исповеди. Отнестись к ней следует серьёзно и ответственно. Подлинное покаяние предполагает твёрдое намерение «сжечь все мосты» с греховным прошлым и стать на путь исправления. Священник поможет в подготовке к первой исповеди.
В чем смысл воцерковления
Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.
Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация — изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.
Православный храм
Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.
Для православного человека «воцерковиться» означает:
- влиться в организм православия;
- наполниться духом церковной жизни;
- быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
- свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.
Важно! Воцерковить — стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:
- святость;
- апостольность;
- единство;
- соборность.
Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.
О христианской жизни:
- Как правильно читать Библию и с чего начать
- Как узнать, кто мой святой покровитель
- Как правильно благодарить Бога
Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.
Христианская жизнь
Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.
Единство — непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы.
Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.
Обрести настоящую веру в Бога — познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.
Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление — это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.
Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами, постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.
Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.
Воцерковленный человек — опасности и ошибки в начале пути
Воцерковляющимся людям, ощутившим радость Богообщения, присущи ревностные порывы кардинально и немедленно изменить свою жизнь. Протоиерей Максим Помазанский предостерегает новоначальных христиан (неофитов) от фанатизма и перегибов:
«Как любое яркое состояние, неофитство требует вашего контроля. Менять уклад и ритм жизни обязательно нужно, но необходимо следить за тем, чтобы эти перемены вели к вашему духовному возрастанию, а не делали вас заложником ваших благочестивых фантазий, напрасно изнуряющим себя и своих близких».
С другой стороны, воцерковляющемуся человеку свойственно глубокое осознание своей греховности, которую он прежде не замечал. Однако не стоит опускать руки и впадать в уныние, ведь подобное прозрение – признак подлинного покаяния и исправления души. А значит, и приближения к Богу.
Преподобный Ефрем Сирин учил:
«Церковь – не собрание святых, а толпа кающихся грешников».
Эти слова нужно помнить и тем, кто внутри Церкви столкнулся с человеческими недостатками. Игумен Нектарий (Морозов) предостерегает от осуждения и высокого самомнения в таких случаях:
«Враг спасения (дьявол) всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие – это ложь. Он показывает нам то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями, делает из мухи слона».
Отвечая на вопрос «Что значит воцерковленный человек?», священник Димитрий Шишкин напоминает, что церковная жизнь не должна сводиться к набору внешних обрядов и правил. На первом месте всегда должна быть усердная духовная работа над собой:
«Можно посещать храм, исповедоваться и причащаться формально и не жить духовной жизнью. Больше того, можно за внешним соблюдением церковных обрядов утратить живое общение с Богом и перестать быть членом Церкви».
Девушка в Церкви
Воцерковленная девушка должна стремиться стать образцом целомудрия, порядочности, вежливости. Этим она косвенно ведет проповедь среди окружающих ее неверующих людей. Она чаще всего не пользуется косметикой, старается выглядеть опрятной. Одежда подразумевает скромность, вкус, меру, отсутствие всякой вычурности, вульгарности. Хорошо, если она всегда одета так, чтобы можно было спокойно войти в храм. Иногда такое желание возникает спонтанно. Не обязательно одеваться во все черное, бесформенное. Но нужно стараться не смущать внешним видом людей, присутствующих на церковной службе. У девушек обычно свободного времени больше, чем у замужних женщин, поэтому они часто становятся членами благотворительных организаций, волонтерами.