Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

В Московской области недалеко от Подольска, в месте, где сливаются две реки Десна и Пахра, расположена усадьба Дубровицы, принадлежащая когда-то княжеской семье Голицыных. В приусадебный ансамбль входит ныне действующая необычная церковь Знамения Пресвятой Богородицы, выстроенная и освященная в 1704 году.

Сайт

(Сайт Троицкого благочиния г. Москвы и храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще)

Перейти к меню (см. на главной странице справа рубрику «Центральный храм»).

Храм называется центральным, так как его настоятелем является благочинный храмов Троицкого округа протоиерей Георгий Климов.

E-mail

Почтовый адрес: 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 33.

Ст. метро: Марьина Роща, ВДНХ, Рижская, Белорусская, Цветной Бульвар.

Телефон.

Смотреть расписание богослужений

Архитектура

Церковь окружена папертью с открытым обзором. Основа церкви Знамения выполнена в форме креста правильной геометрической формы. Каждое окончание креста распадается на три части с закруглёнными очертаниями, украшенными небольшими колоннами, стилизованными под коринфские капители. Фундамент церкви представляет собой каменный барельеф, украшенный резьбой. Широкие лестницы, расположенные с разных сторон, ведут к дверным проемам в храм. Двери и окна украшены обработанными крупными камнями. По бокам находятся декоративные колонны, подпирающие резьбу фриза.

Центральный вход в здание обозначен двумя каменными статуями. По правую руку расположена скульптура Иоанна Златоуста, слева от входа находится каменное изваяние Григория Богослова. На крыше с западной стороны прямо над входом возвышается каменный силуэт Василия Великого — богослова. В закруглённых впадинах располагаются четыре фигуры апостолов-евангелистов. Углы каждой из 8 граней украшены апостольскими статуями.

Вместо традиционного купола церковь венчает царская корона, как бы опирающаяся на слуховые окна, декорированные растительными мотивами. Это редкая архитектурная деталь несвойственна для православных храмов.

Проезд

Общественным транспортом:

  • м. «Марьина Роща» — авт. 19, 24, 126, 12, Т15; трол. 13 до остановки «Поликлиника» или «Шереметьевская улица».
  • м. «Белорусская» — авт. 12;
  • м. «Рижская» — авт. 19;
  • м. «ВДНХ» — трол. 13, 69;
  • м. «Цветной б-р» — трол. 13, авт. 24.


На машине

  • С внешней стороны Третьего транспортного кольца поворот на Шереметьевскую улицу, далее разворот под Останкинским путепроводом в сторону центра.
  • С внутренней стороны Третьего транспортного кольца правее перед Сущевским тоннелем и на поворот на Шереметьевскую улицу.
  • С улицы Академика королева поворот на Новомосковскую улицу, переходящюю в Шереметьевскую улицу.

Строительство

До 1690 года на территории усадьбы была Ильинская деревянная церковь. В 1690 году 22 июля, после опалы князя Голицына в память о прощении императором Петром Первым, хозяином была заложена каменная церковь в честь иконы Богоматери «Знамение». Строительство продолжалось 13 лет.

Автор проекта неизвестен, но имеется несколько версий о школе проектировщика. По одной — это был итальянец, по другой версии стиль здания напоминает южно-германскую архитектуру. 11 февраля 1704 года храм был освящен Стефаном митрополитом Рязанским и Муромским. На торжественном богослужении присутствовал сам император Петр. По легенде он находился на втором ярусе ажурных хоров, где правитель мог без помех общаться с Богом.

История

Храм по­стро­ен в 1899–1904 гг. на сред­ст­ва жи­те­лей Марь­и­ной Ро­щи на зем­ле, по­да­рен­ной гра­фом А.Д. Ше­ре­ме­те­вым. Не за­кры­вал­ся.

Архитектурный стиль: ар­хи­тек­ту­ра вы­дер­жа­на в сти­ле древ­не­рус­ских хра­мов XVII в.

Настоятель: протоиерей Георгий Климов, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы

Причт

Протоиерей Александр Лаврухин Иерей Дионисий Мухин Иерей Димитрий Киосе Иерей Николай Гуторов

Внутреннее убранство

Главным декором церкви Знамения Пресвятой Богородицы являются библейские сценки, выполненные в технике горельефов, примером для которых послужили храмы эпохи Возрождения. Все эти парящие ангелочки, летящие херувимчики и большие мягкие облака наполняют храм воздухом и невесомостью.

В задней части храма есть лестница, ведущая на второй этаж, где находятся двухъярусные хоры, обильно украшенные легкой ажурной резьбой. Главная скульптура храма — большое деревянное Распятие с надписью на латинском языке. По преданию, иконы с иконостасом создавали московские мастера кремлевской Оружейной палаты.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы — действующий, служба ведется с 1990 года. Главной святыней храма является икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Также в церкви имеется необычная по своей стилистике икона Святого Трифона.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная икона Знамение 4 (Размер 9*10.5 см)

Цена от: 10 500

Подробнее Икона Знамение с камнями

Цена от: 12 500

Подробнее Рукописная икона Знамение

Цена от: 7 000

Подробнее

Богослужение

Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще открыт по будням с 7.30 до 19.00.

Богослужения совершаются ежедневно.

По будням утром в 8.00 и вечером в 17.00. В летний период (от праздника Всех святых до праздника Успения Пресвятой Богородицы) — только утром: утреня и Литургия в 8.00.


По воскресным и праздничным дням в храме служатся две Божественные Литургии: в 7.00 и 10.00.

Накануне в 17.00 совершается Всенощное бдение.

В воскресные дни в 17.00 совершается утреня с акафистом иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», в дни попразднств — акафист прилучившемуся празднику. По четвергам в 17.00 совершается утреня с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

В Великий пост: ежедневно утреня, часы, изобразительные, вечерня (в уставные дни с Литургией Преждеосвященных Даров) в 8.00.

Московская церковь Владимирской иконы Божией Матери


Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Московский Сретенский монастырь. Фото: М.Родионов / Православие.Ru

Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» — по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая — в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, — тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной — осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Казанский собор на крепостной горе и архитектурная доминанта Ставрополя

Казанский собор

Четырехъярусная стометровая колокольня. Цокольный этаж колокольни являлся усыпальницей для знатных горожан. В 30-е годы кафедральный собор разрушили. Колокольня сначала стала радиомачтой, а затем — парашютной вышкой. Не суждено было воплотиться планам о превращении культового сооружения в памятник героям Гражданской войны. В мае 1943 года самое высокое здание города взорвали, чтобы убрать ориентир для немецких самолетов. В 90-х годах ХХ века собор решили восстановить, а Крепостную гору объявили заповедной зоной. После археологических раскопок обнаружен старый фундамент храма и на Пасху 2010 года в восстановленном Казанском соборе прошла первая служба.

Русский вариант Ватиканского собора Святого Петра

Казанский кафедральный собор

Санкт-Петербург

Такую задачу архитекторам поставил Павел I при работе над новым храмом Санкт-Петербурга. Одобрение получил проект бывшего крепостного Строгановых Андрея Воронихина. Строительство продолжалось десять лет, и после победы над войсками Наполеона именно в Казанский собор Петербурга привезли военные трофеи. Для иконостаса храма русской воинской славы использовано 40 пудов серебра, захваченного на поле боя. Главная православная святыня храма — список Казанской иконы, принадлежавший царице Прасковье Федоровне. Именно этот образ вдохновлял Минина и Пожарского во время сражений с захватчиками.

Храм внутри Царицынской крепости с лучшим видом на город

Казанский собор

Волгоградская область

Это Казанский собор Волгограда построили в начале XVIII века. 120 лет назад деревянная церковь сгорела. На Дар-горе построили храм каменный — в древнерусском стиле. Фасады украсила кирпичная кладка и лепнина. Дополнила архитектурный ансамбль церковно-приходская школа для девочек, трапезная и колокольня. Существовал в обновленном виде собор недолго: революция лишила храм церковных ценностей, а во время войны при обстрелах уцелели лишь стены. Восстанавливали храм в середине ХХ века. Во Владимир приехали московские художники и расписали церковь изнутри. Со временем удалось вернуть исторический облик собора — утраченные шатровые купола, как до революции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]