Русская инквизиция | Гонения на старообрядцев

Русскую православную церковь не смогло расколоть 300-летнее татаро-монгольское иго. Не смогли подчинить своему престолу, как ни пытались, римские папы. Русскую церковь привели к расколу во второй половине XVII столетия свои же, русские люди — царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший и патриарх Никон. Огнём и мечом они внедряли церковную реформу.

Сотни тысяч верующих русских людей казнили только за то, что они не захотели складывать пальцы при крещении «щепоткой», за то, что молились по старым книгам, истинным двуперстием, не признавали новой церковной реформы и были преданы вере своих отцов. За это им вырывали языки и отрубали руки, чтобы они не поднимали в молитве своего двоеперстия, четвертовали, сжигали — как протопопа Аввакума. Но вера для них оказалась дороже жизни.

Появление и развитие старообрядчества

На возникновение старообрядчества есть несколько точек зрения, но все они укладываются в две общих схемы. Первая позиция принадлежит государственной церкви и светским историкам религии, философам, политологам и религиоведам. Здесь старообрядчество появилось как совокупность человеческих воль, противящихся государственной и церковной политике, нововведениям, разрушающим традиционную структуру русского общества. События 1653–1667 гг. разложили устои Руси, повернув церковную (и государственную как исток, естественно) политику в иное, западное, русло.

Но есть ещё и кардинально иная версия, она принадлежит самим староверам. Со старообрядческой точки зрения, нельзя сводить староверие к культурному ответвлению, церковному течению, секте, движению анархистов или фанатичному русолюбию. Те, кто повёл за собой народ в леса и тундры, увидели, что Церковь Православная прекратилась на Руси, наступило нечто иное, маскирующееся под православие, но им не являющееся. Староверы считали себя «ревнителями благочестия», они понимали, что Православие сохранено только у них — христианство древних устоев, Церковь Апостольская. По этой причине настоящим самоназванием староверия является «ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ». Следуя семиотической концепции Михаила Бахтина, тут можно выделить аспект идентификации староверов с древней Церковью, связь времён и наследий. А термин «старообрядчество» несёт в себе ошибочную идею понимания древлеправославной Церкви, сводя её сущность, как было сказано выше, к раскольничеству, противопоставлению, антигосударственничеству.

Однако имеется и третья идейная позиция, поверхностно примиряющая обе точки зрения. Согласно этой концепции, общество второй половины XVII века разделилось на две категории. Первая верила слову патриарха и велениям государя беспрекословно, она и пошла за ними, не разбирая дороги. Вторая категория православных почитала Евангелие и церковную Традицию более высокой силой, чем все, кто даже проповедовал эту Традицию, это Евангелие.

Таким образом, современное постмодернистское общество в понимании сущности старообрядчества и его истории предлагает (вернее, принимает, по концепции «вызов — ответ» А. Дж. Тойнби) несколько концепций, разных, но вполне примиримых, хотя это примирение более похоже на поверхностный компромисс.

Расселение и социальный состав старообрядцев

Будучи в XVII веке выкинутыми властью из всех сфер воздействия на общество: из культуры, политики, государственного управления, — старообрядцы стали скрываться в труднодоступных местах: на севере (Поморье), в сибирской тайге и на Дальнем Востоке, тогда ещё необжитом. Мировосприятие, навсегда соединившее их с Русью, не позволяло им вести массовую эмиграцию сразу в момент Раскола, да и сильны были даже у Аввакума надежды, что «царь окстится» [2, 231]. В конце XVII века староверы эмигрировали в Литву, Турцию, государства «северных Габсбургов». Они не вели кочевой образ жизни — строили капитальные поселения, но очень часто могли сорваться в новое путешествие, спасаясь от царской армии, преследовавшей их.

Социальный состав. Староверы до второй половины XIX в. тщательно избегали переписей, поэтому установить их численность и сословность весьма трудно. Наблюдатели тоже становились в тупик, потому что в старообрядческих поселениях все одевались без сословных признаков и не оказывали никому, кроме священников, почестей. Но из письменности самих староверов можно сделать вывод, что в XVII в. среди древлеправославных преобладали крестьяне и ремесленный люд [8, 74], были и представители аристократии (самые яркие примеры — инокиня Феодора и Евдокия Урусова, братья Денисовы); в XVIII веке положение не могло кардинально измениться, скорее всего, расклад остался прежним.

С другой стороны, стратификационный подход Питирима Сорокина отмежёвывается от профессионального подхода, концентрируя внимание на местах проживания староверов, таким образом деля их на две абстрактных категории: городские и «традиционные» (сельские, деревенские). Городские староверы, в основном купцы и ремесленники (единоличники, артельные и мануфактурные), были заинтересованы в упрочении своих позиций. До второй половины XVIII века они не старались укреплять их путём поддержки контактов с государственной церковью, но старались получить право на строительство моленных или храмов. Они налаживали связи с торгово-промышленными кругами и собирали общинный капитал, который многие относят к росткам протокапитализма [3, 6]. «Традиционные» старообрядцы жили в глухих деревнях, им были чужды все нравы и особенности жизни как послераскольной России, так и их братьев-предпринимателей. Такие староверы вели самодостаточный образ жизни, чураясь общественной жизни России, и именно в таких кругах стали появляться анархистские течения и радикальные направления старообрядчества, типа нетовцев.

Расселение. В основном выявляются два основных аспекта расселения старообрядцев: Россия и эмигрантское зарубежье. В России это, во-первых, Поморье — север Архангельской губернии, где возникла Выговская пустынь — один из основных двигателей не только старообрядческой, но и общероссийской экономики в целом [3, 6] [6, 81]. Староверы селились и в окрестностях городов Костромы, Владимира, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода [12, 20] — европейская часть России, а также в лесах Сибири и Дальнего Востока и в окрестностях городов Казани, Тюмени, Тобольска, Иркутска [9, 57].

С конца XVII века достаточно оживлённая старообрядческая эмиграция вынесла большие массы верующих в Австрию, Пруссию, Турцию. В Турции было известно поселение соратника Степана Разина атамана Игната Некрасова, отличавшееся крайней нетерпимостью к нехристианским устоям, но в то же время некрасовцы считали, что Турция больше подходит для реализации христианской веры на личностном уровне, чем Россия.

Также достаточно многочисленные поселения староверов имелись в Речи Посполитой. Там огромную роль играло беспоповство, сумевшее в относительно свободных условиях органично вплавиться в экономическую инфраструктуру национальных окраин [1].

Мировоззрение староверов находилось в связи с их расселением. Чтобы лучше понять течения старообрядческой мысли, важно знать и районы расселения разных групп староверов. Павел Рындзюнский пишет: «Главными районами распространения старообрядчества в первой половине XVIII в. были Заонежье, Среднее Поволжье, леса Белоруссии и Северной Украины, а также донские степи. В северной полосе преобладала беспоповщина, а в центре и на юге — поповщина» [11, 268]. Возможно, именно затруднения в миграциях беспоповцев, связанные с северной природой, послужили причиной того, что основными эмигрантами были именно поповцы (точнее, беглопоповцы), а беспоповцы, изолированные на Севере, пошли по пути догматических и внутриполитических реформ. Всего, по переписи 1753 г., в стране числилось 36842 «раскольника» [11, 302].

Расправа над Аввакумом

Большой Московский собор 1666-1667 годов поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников, которых стали называть оскорбительным словом «раскольники». После собора последовали новые ссылки и казни. Знаменитые защитники древнерусского благочестия протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Благовещенского собора в Москве Фёдор, инок Епифаний были сосланы в Пустозерск Архангельской губернии и заточены в земляную тюрьму. Всем, за исключением Аввакума, отрезали языки и отсекли правые руки, чтобы они не могли ни говорить, ни креститься двумя перстами.

Год шёл за годом, а в положении пустозерских узников не происходило никаких перемен. По-прежнему они были заключены в четырёх стенах своей тюрьмы, и по-прежнему их держали на хлебе и воде. Однако никакие пытки и истязания, уговоры царя, обещания всех благ земных за отказ от своих убеждений не могли заставить Аввакума и его соратников прекратить борьбу против реформы Никона. Здесь же протопоп начал писать своё знаменитое «Житие». С его страниц во весь свой гигантский рост встал образ незаурядного русского человека, стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадил и самого царя. В своих посланиях он называет Тишайшего «бедным и худым царишкой», который во всём поддерживает «еретиков». Он считал, что царская власть предала Россию, затеяв церковную реформу, и безбоязненно заявлял об этом.

В 1676 году царь Алексей умер, на престол вступил его сын Федор. Спустя несколько лет Аввакум решается отправить царю Фёдору послание. И опять он хулит его отца, пишет, что ему было видение — Алексей Михайлович горит в геенне огненной. Этого царь Федор уже не мог снести. «За великия на царский дом хулы» приказано было сжечь и Аваакума, и всех, кто пребывал с ним долгих 14 лет.

Расправа над Аввакумом

14 апреля 1682 года эта казнь свершилась. Но если рубахи Лазаря, Епифания и Фёдора пропитали смолой и они очень быстро сгорели, то Аввакуму эту последнюю милость не оказали, и он испытывал жесточайшие муки. Однако протопоп Аввакум успел обратиться к народу с прощальным словом. Подняв высоко сложенную в двоеперстие руку, он завещал:

«Будете этим крестом молиться — вовек не погибнете».

Религиозный состав и взаимоотношения с государством и официальной Церковью

Середина и вторая половина XVIII века — период зарождения многих ныне существующих старообрядческих течений (согласов, согласий). Данные энциклопедического словаря «Старообрядчество»: «В XVIII веке происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на следующие крупные согласия:

  • федосеевцы (федосеевское согласие),
  • аристовцы (аристово согласие),
  • титловцы,
  • федосеевцы польские,
  • тропарщики,
  • даниловцы полубрачные,
  • филипповцы (филипповское согласие),
  • адамантовцы,
  • аароновцы,
  • поморское согласие, или брачные беспоповцы (Древлеправославная Поморская Церковь),
  • бабушкинцы, или самокрещенцы,
  • рябиновцы,
  • дырники,
  • мелхиседеки,
  • бегуны, или странники,
  • нетовцы (спасово согласие),
  • часовенные (часовенное согласие)» [1].

Далее следует краткое рассмотрение становления многочисленных старообрядческих согласий беспоповства. Поповские течения, до начала XIX века не имевшие единой организации и структуры (в России), расмотрены в иной статье, посвящённой поискам иерархии. Течения староверов упорядочены автором по принципам численности и влияния на общественную и экономическую жизнь России. Также автором избегается философская и теологическая характеристика староверческих согласий, потому что, во-первых, это будет уходом от ведущей тематики работы, во-вторых, не позволит автору придерживаться объективной трактовки.

Поморцы (выговцы)

История Выговского общежительства начинается в конце XVII века, но во второй половине XVIII столетия наблюдается расцвет богословско-полемической и экономической деятельности беспоповцев Поморья (север Архангельской губернии), а в 1730-е гг. в российском обществе произошёл настоящий мировоззренческий переворот вследствие издания и распространения «Поморских ответов» (1723) Андрея и Семёна Денисовых. «Поморские ответы» полностью опровергли все фальшивки, сфабрикованные для очернения староверов, с исторической, грамматической, лексической, теологической и палеографической точек зрения (причём это было одним из первых в мире произведений палеографического характера). Также «Поморские ответы» содержали новейшие достижения лингвистики и философской методологии. Братья Денисовы были основателями нового типа мировоззрения — их мировоззренческая методология отходила от традиционной старообрядческой полемистики и апологетики, они не только спорили с синодальной церковью, но и много писали на чисто практические духовные темы: о месте личности в Церкви, о содействии науки религиозной вере, о значении философии («любомудрия») в развитии духовности. Денисовы занимались практически всеми европейскими науками, даже проявляли интерес к модной в то время в Европе неоалхимии. В «Поморских ответах» Андрей Денисов «показал себя <�…> не только как историк, палеограф и литургист, обладающий невероятно обширными и подробными знаниями, но и как мыслитель с глубокой и стройной системой взглядов по фундаментальным проблемам философии церковной истории» [10, 161]. Огромное значение «Поморских ответов» состояло в опровержении всех выпадов против древлего благочестия, существовавших на тот момент. Денисовы доказали путём анализа документов, что пресловутое «Деяние Мартина еретика» — фальшивка, сфабрикованная для борьбы с защитниками старой веры в XVIII веке, что дораскольное русское православие не имело в себе отклонений от апостольских преданий.

Выговцы скрупулёзно собирали всё, что касалось древнерусской и первохристианской культуры: книги, иконы, документы, богослужебную утварь, — и использовали это для создания «острова веры» в Поморье, и это дало им чрезвычайное влияние во всём старообрядческом мире. Так, к концу XVIII века ими был составлен (вернее, воскрешён) канон древлеправославного пения «Стихословия поемыя», используемый доныне федосеевцами и самими поморцами.

XVIII век — время расцвета Выголексинской пустыни. Павел Милюков писал: «Денисов [Андрей. — К.М.] завязал деловые сношения с различными концами старообрядческого мира. Он дал, таким образом, первый образец широкого торгово-промышленного союза на началах безусловного взаимного доверия и строгой нравственной дисциплины — образец, которому так успешно подражал раскол конца XVIII и первой половины XIX века» [6, 81]. Выговцы создали в промышленном мире России первую промышленную инфраструктуру нового типа, в которую втягивались и иные согласия, невзирая на конфессиональные и мировоззренческие различия. Словами этнографа Ирины Кремлёвой, «когда в XVIII в. Даниловский поморский монастырь пострадал от пожара, его община получила помощь от филипповцев» [4, 711].

Вечно гонимые…

За шесть лет до сожжения пустозерских узников лютой смерти были преданы сотни преподобных отцов и исповедников Соловецкой обители. Вместе с другими монастырями и скитами Русской православной церкви обитель отказалась принять новые никоновские книги. Они смело заявляли царю:

«Лучше нам временною смертию умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части разсекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки».

В ответ царь послал в Соловецкий монастырь войска. Они осаждали обитель в течение семи лет — с 1668 по 1675 год. Когда же всё-таки ворвались туда, то устроили страшную бойню. Были замучены до 400 иноков: одних повесили, других порубили на плахах, третьих утопили в прорубях. Но никто из них не просил ни милости, ни пощады. Тела убитых лежали неубранными и неразложившимися целых полгода, пока не пришёл царский приказ предать их земле. Разгромленную обитель заселили потом присланными из Москвы монахами, принявшими новую веру…

В 1685 году царевна Софья издала указ, справедливо получивший название «драконовский». В нём говорилось, что тех, кто распространяет старую веру, по-прежнему будут пытать и ссылать. Приказано было бить кнутом и батогами даже тех, кто чем-то поможет гонимым христианам. Имущество староверов — дворы, поместья, вотчины, лавки и всякие промыслы и заводы — велелось отбирать и отписывать на «великих государей». От этих жутких гонений, разорений и смерти могли спасти древлеправославных христиан лишь полное отречение от старой веры и рабская покорность приказам властей.

По всей России пылали костры, сотнями и тысячами сжигались невинные люди. Духовенство и правительство истребляли своих же родных братьев за их верность заветам и преданиям Святой Руси и Христовой церкви. Временами репрессии то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались.

Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их не сжигали массово, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней всё-таки были. Царь дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, обложив их двойным окладом. Также с каждого мужчины взимали 50 рублей в год за ношение бороды. Со старообрядцев взыскивали пошлину и в пользу духовенства новообрядческой церкви. При этом они не могли занимать государственные или общественные должности. Старообрядцы, записавшиеся в двойной оклад, числились записными. Но большинство жили тайно, скрываясь от властей. Их постоянно разыскивали и ссылали на каторгу. Чтобы иметь больше поводов преследовать старообрядцев, Пётр приказал выдумывать на них ложные дела.

При Екатерине II старообрядцам жилось чуть легче, как и при Александре I — но только в первую половину его царствования. Лишь при Николае II, с конца 1905 года, старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве свою церковную жизнь: строить храмы, монастыри, совершать крестные ходы, иметь колокольный звон, устраивать общины, открывать училища. Но и при этом царе старообрядцы не получили полной религиозной свободы.

Во времена сталинских репрессий на старообрядцев охотились, причисляя к кулакам. Снова власти разоряли скиты, сжигали старинные книги, иконы, а людей арестовывали и ссылали в суровые края. Убегать становилось всё сложнее, и тогда вновь начались самосожжения — лишь бы не жить среди безбожников, не вступать в колхозы, не платить непосильных налогов.

Современные старообрядцы говорят, что гонения на них никогда не закончатся и что самое страшное, может быть, ещё впереди…

Федосеевцы

Федосеевцы (феодосиевцы) — вторая группа беспоповцев, оказавшая своим купечеством существенное влияние на отечественную экономику и культуру. Словарь «Старообрядчество»: «Во второй половине XVIII века федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они обретались в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и в прочих удобных местах по морю» [14]. «В 1771 году во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище» [14]. Так возникло Преображенское кладбище — один из двух основных центров старообрядчества в России до сих пор (второй — Рогожское кладбище в Москве поповцев Белокриницкой иерахии).

В 1752 году в Польше состоялся объединительный съезд федосеевцев, основным принципом согласия закрепивший безбрачие: брак является Таинством, но по причине отсутствия священства венчание не может быть проведено в мирской форме. На обиходном уровне церковное безбрачие через некоторое время было «вытеснено» гражданским сожительством, хотя впоследствии и на него появился особый молитвенный чин. Федосеевцы и после смерти Петра продолжали практически бескомпромиссно относиться к государственной власти, считая, что «после Петра антихрист царствует не чувственно, а лишь духовно <�…> преемники первого императора суть только слуги, исполнители антихристовой воли, а не сами антихристы» [16, 537]. И в этом заключается их характерная особенность — «условная бескомпромиссность»: федосеевцы не собирались поступаться принципами, но в то же время могли вести активную общественную деятельность.

Федосеевцы — наиболее многочисленные представители «городского» староверия; деятели купечества из федосеевцев вложили много сил в развёртывание российской инфраструктуры и международной торговли в XVIII веке.

Русская инквизиция | Гонения на старообрядцев

У нас принято считать, что инквизиция в Европе жгла и убивала всех без разбора, в то время как на Руси был «островок стабильности». К этому нередко добавляется миф об особой красоте русских женщин, дескать в Европе всех красивых инквизиция сожгла, как ведьм, фатально испортив генофонд.

Если второй тезис из разряда квасных мифов и самолюбования, то о том, что происходило на Руси и была ли там своя инквизиция — нужно рассмотреть подробнее.

С 17 века идет бегство русских древлеправославной веры

Начиная с 1650 года, русская церковь под руководством Никона твердо идет к унификации обрядовой части с греческими православными коллегами. Изменения требуются серьезные и консервативная часть населения резко протестует против нововведений: крещения тремя пальцами, изменения написания имени Иисуса и прочим новациям.

За век до того, русская церковь вообще разорвала контакты с греческой из-за Флорентийской унии с латинянами, что еще более способствовало изоляции и убежденности русской паствы в том, что именно их обряд -истинно верный. На который теперь вдруг покушается сама церковь!

Никон — выходец из мордвы, длинноволосый, громадного роста и зычного голоса патриарх, решительно берется за дело. Собор провозглашает новые обряды и книги, а все старое предает анафеме и проклятию! Сторонники древнего уклада объявлены еретиками, что встречает бунт в народе! Восстает Соловецкий монастырь и туда отправляют стрельцов, которые разоряют древний храмовый комплекс.

Однако, бунт не утихает, в стране идет религиозная война . В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами

«Утро стрелецкой казни» В.Суриков

Первой жертвой стали сами стрельцы, часть которых тоже не была расположена к новой форме веры. Их заперли в срубе и сожгли заживо. Такая форма казни стала основной для еретиков, которых стали называть старообрядцами. Это дало всем лихим людям по стране, начать истребление и репрессии против старообрядцев.

Особенно жестокими они были при царевне Софье, чей указ «Двенадцать статей», принятый в 1685 году, ввел пытки и смертную казнь путем сожжения живьем для старообрядцев. Сторонников и укрывателей староверов приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри.

Боярыни Морозова и Урусова — родные сестры, не менее родовиты, чем правящий род, не пожелали отречься от старой веры. После пыток на дыбе их также планировали сжечь в срубе. Но испугавшись казни столь родовитых и влиятельных людей их решили уморить голодом в земляных ямах.

Тем кто проповедовал старые обычаи и вел публичную агитацию предписывали отрезать языки и рубить руки, чтобы не крестились неправильно. Вместе с бывшим приятелем Никона, тоже мордвином, протопопом Аваакумом, ставшим лидером старообрядцев, их верхушку сослали в Пустозерск, посадив в земляные ямы. Оттуда однако некоторые умудрялись проповедовать страже, склоняя их на свою сторону, отчего им вторично резали языки…

Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своём воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.

«12 статей» царевны Софьи

Старообрядцы в тайге

По всех стране прокатились сожжения сотен людей, уличенных в приверженности к старой вере. Пустеют города — их покидают «еретики» стремясь держаться подальше от глаз царевых прислужников. Появляются поселения старообрядцев в Литве, Эстонии, Карелии, даже в далекой Сибири.

Историк Фёдор Евфимьевич Мельников пишет о этом законе: Драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение навели ужас на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей старой веры: повсюду пылали срубы и костры, сжигались сотнями и тысячами невинные жертвы — измученные христиане, вырезали людям старой веры языки за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили им головы, ломали ребра клещами, закапывали живыми в землю по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы… Тюрьмы, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. Духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью истребляло своих же родных братьев — русских людей — за их верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой Церкви. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин, и даже детей

Боярыня Морозова на картине русского художника

Изуверская активность царевых слуг привела к парадоксальному эффекту. Теперь старообрядцы устраивали массовые самосожжения, только завидев солдат. Это позволяло избежать пыток, принуждения сменить веру, насилия и унижения.

«Возгоримся, да воспаримся на небеси, как Адамы первородные-безгрешные!» — так говаривали они. Гарь — так называли ритуал самосожжения, который только в одном уезде Ярославской губернии унес 2000 человек! «Поистине нельзя, чтобы нам не гореть — некуда больше деться» : старец Сергий.

За 15 лет самой активной борьбы со старообрядцами, примерно 20 000 человек погибли в самосожжении. Конечно же, эта цифра в разы меньше, чем число тех кого казнили, запытали или сослали из страны с 16 по 19 века. По некоторым оценкам, число таковых не менее нескольких миллионов человек.

Гонения продолжались и при Алексее, и при Петре, и даже при Николае Первом. Уничтожение древлеправославных, а именно так себя начали называть старообрядцы, шло вразрез с европейской практикой инквизиции. Катары, альбигойцы, тамплиеры обвинялись в еретических практиках, так как на деле они нарушали устоявшийся церковный канон. И если о тамплиерах это скорее был рейдерский захват и ложные наветы, то катары действительно скорее были манихейцами, чем христианами. В России же именно старообрядцы были каноном, а Никон-реформатором, на сторону которого встал государственный карательный аппарат.

Что касается числа жертв в Европе и России, то если ранее бытовала версия о миллионах жертв инквизиции в Европе. То последние исследования говорят о крайней завышенности тех данных, всего счет идет о десятках тысяч человек — не более, по всей Европе. И в этом плане русская борьба со старообрядцами не выглядит менее кровожадным актов.

Часовенные

Это согласие, изначально бывшее поповским, сохранившее традиционное дораскольное православное богословие, вынужденно стало беспоповским ввиду постепенного вымирания священства, рукоположенного до никоновских реформ, и трудностей, связанных с поставлением нового духовенства. Часовенные распространены были в XVIII веке преимущественно на Урале, небольшое количество — в Сибири. Отличие часовенных от прочих согласий — в полном перекрещивании неофитов, даже если те были крещены погружательно. В 1776 году среди часовенных распространилась информация о том, что в России крещён погружательно только епископ Рязанский, а в «ближнем зарубежье» — лишь архиерей Грузии, вследствие чего данное согласие стало принимать беглых священников только от упомянутых епископов. «Примерно до последней трети XVIII века уральские часовенные в сущем сане принимали переходивших от господствующей церкви лиц, а в 1735 г. их руководители из числа горнозаводских служащих даже просили (без успеха) императрицу Анну Иоанновну закрепить такую практику юридически» [15].

В середине XVIII века, в связи с покровительствующей старообрядческой реэмиграции политикой Екатерины II, в состав часовенного согласия влилось большое количество иммигрантов из Речи Посполитой (т.н. «поляки»), начался процесс ассимиляции часовенных Польши, Сибири, Урала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]