Схема методы борьбы католической церкви с еретиками. Что проповедовали еретики? Как католическая церковь боролась с еретиками? Инквизиция и публичные сожжения

Многие из нас слышали о католической инквизиции – церковном суде, который боролся с еретиками. Их подвергали пыткам, а иногда и вовсе казнили. Но не многие знают, что церковь также имела собственную книжную цензуру, которая должна была проверять любые книги перед печатью.

В этой статье я расскажу вам о том, как в XVI-XX веках Папа Римский и его институции «отбирали правильную литературу» для своих прихожан, как утверждали список «плохих» книг, ну и конечно разберем конкретные примеры таких «неправильных» авторов.

Сожжение «еретических» книг

Борьба католической церкви с ересями и колдовством. Пресвятая инквизиция. «Молот ведьм»

Ереси — религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. Ереси раннего средневековья преимущественно носили богословский характер (арианство). До Xİİ века Западная Европа еще не знала массовых еретических движений. Отдельные случаи выступлений духовных лиц, поддержанных местным населением против официальной церкви.
По социальной направленности можно выделить два основных типа ересей — бюргерскую (умеренная) и крестьянско-плебейскую (радикальная). Они были направлены на установление имущественного и социального равенства. Для подавляющего большинства еретических учений было характерно также стремление следовать Евангелию, признание его единственным источником веры в противовес писаниям «отцов церкви», решениям соборов, папским буллам и пр. Влиянием среди еретиков пользовались также мистические идеи.

Наиболее массовое еретическое движение XII в. – ересь катаров , которая носила антифеодальный характер; они отказывались признавать власть государства, отвергали физическое насилие и пролитие крови. В XV в. наиболее значительными еретическими движениями были английский лоллардизм и гусизм.

Особую роль в борьбе с ересями играла инквизиция. Первоначально (к. XII в.) – форма церковного суда, осуществлявшегося сначала епископами, инквизиция постепенно была изъята из-под контроля епископов и превратилась в 1 пол. XIII в. в самостоятельную организацию, обладавшую огромными полномочиями и подчиненную непосредственно папе.

Католическая церковь ответила на еретическое движение самыми свирепыми репрессиями. Крестовые походы против еретиков были только одним из многих методов борьбы панства против ересей. Громадное значение в борьбе с еретиками получила инквизиция. Инквизицией (от латинского слова inguisitio — расследование) назывался специальный церковный суд, организованный для искоренения еретиков. Суд инквизиции был тайным, основанным на показаниях доносчиков (обычно анонимных), сопровождался жесточайшими пытками и заканчивался чаще всего смертью (сожжением) обвиняемых и конфискацией их имущества. Сожжения еретиков получали массовый характер. Самая казнь их превращалась в своеобразное религиозное публичное «празднество» (аутодафе в Испании и др.). Светская феодальная власть оказывала обычно полное содействие инквизиции, руководствуясь, в частности, расчетом на получение львиной доли имущества осужденных еретиков. Для борьбы с ересями католическая церковь создала специальное судебное учреждение — инквизицию (от лат. — «розыск»).

Деятельность инквизиции началась в последней четверти XII в. В 1184 г. папа Луций III приказал всем епископам, чтобы в местах, зараженных ересью, они лично или через уполномоченных ими лиц разыскивали еретиков и после установления вины предавали их в руки светской власти для исполнения соответствующей кары. Такого рода епископские суды получили название инквизиционных.

На IV Латеранском соборе в 1215 г. была введена обязательная исповедь. Лица, уклоняющиеся от нее, не допускались к причастию и отлучались от церкви со всеми гражданскими последствиями. Собор запретил чтение Библии мирянам, вменил в обязанность митрополитам разыскивать еретиков, используя в инквизиционной деятельности и ревнителей-мирян. Тулузский собор в 1229 г. потребовал создавать специальные организации мирян, которые бы занимались розыском еретиков. С 1227 г. начинают создаваться специальные трибуналы в тех странах и провинциях, где существовали какие-либо еретические движения. Особой жестокостью отличалась инквизиция в Испании. Фома Торквемада, великий инквизитор Испании, ввел практику аутодафе (акт веры) — публичного исполнения приговора над еретиками, создал кодекс и процедуру инквизиционного суда.

Главную роль в организации и осуществлении инквизиции играл орден доминиканцев. Теоретическое обоснование своей деятельности монахи находили в постановлениях пап, теоретических аргументах теологов. Знаменитыми стали имена немецких инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Шпренгера, авторов книги «Молот ведьм» («Молот на колдунов»). Понятие колдовства является одним из важных элементов средневековой религиозности. До XIII в. наказания колдунов не имели массового характера. В XIII в. устанавливается взгляд на колдовство как на ересь, которая подлежит суду инквизиции. Колдуны обвиняются в связи с дьяволом, от которого они получают свою силу, для того чтобы причинять людям всякие злодеяния.

Уже при Иннокентии III дело инквизиции целиком было передано в руки нового монашеского Ордена доминиканцев или «братьев-проповедников», основанного (1207—1208) испанским дворянином Гусманом Домиником, специально для борьбы с еретиками. Другой монашеский Орден францисканцев, появившийся тоже при Иннокентии III, был основан около того же времени (1209—1210) итальянцем Франциском Ассизским. Целью этого «нищенствующего ордена» было отвлечь от ереси городскую бедноту. Францисканцы должны были одеваться в грубую одежду, опоясываться веревкой и так далее. В дальнейшем довольно скоро и Орден францисканцев приобрел значительное имущество. Рекламируемая церковью «бедность» ордена была, таким образом, временной и относительной и на деле обнаруживала лишь грубую демагогию папства в отношении трудовых масс.

Чи

Сущность и становление ереси

Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.

Ересь — это полное противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению

Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.

Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.

  • Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.
  • После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.
  • Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия.

На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.

К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).

Что такое еретик? Борьба церкви с еретиками

Не признавая государственных и языковых границ, с начала 12-го века церковь стала обладать неизмеримой властью и достигла большого могущества. Ни одно событие, будь то свадьба, таинство рождения или смерть не обходились без церкви. Европейцам того времени даже в голову не могла прийти мысль о том, что может быть иначе. Все повседневные дела, поступки, даже мысли были навеяны церковными догмами и являлись частью порядка, установленного церковью. Католический и христианский мир был неразрывно связан с религией.

Кто подвергся гонениям

На сегодняшний момент крайне сложно сказать, скольких людей казнили за ересь и кем они были. Можно быть уверенным в том, что это были миллионы человек, среди которых большая часть – невиновные. Также отметим, что примеры еретиков чаще всего встречаются в рамках католицизма.

Главным образом, упомянуть стоит Джордано Бруно. Был он мистиком и поэтом, который однажды познакомился с трудами Николая Коперника. Узнав из записей почившего уже астронома о том, что Земля – вовсе не центр вселенной, а лишь одна из тысяч ей подобных планет, он начал трубить об этом на весь мир, что крайне возмутило церковь. За подобные «проповеди» его сожгли на костре.

Следующим оказался Галилео Галилей. Он, опять-таки отталкиваясь от наработок Коперника, сделал новое открытие – Земля крутится. За это он провел в заточении более 8-ми лет и в неволе умер.

Мартин Лютер – имя, которое стало основой для рождения нового религиозного течения в рамках христианства – лютеранство. Именно эта ветвь протестантства ныне господствует в Германии, а также имеет свои «филиалы» в иных странах мира. Лютера католики преследовали всю жизнь, но казнить его так и не удалось.

Главные догматы

Наряду с появлением в Средние века главного сословия – духовенства, появились и люди, которые посмели пойти против мнения служителей Господа. Это, пожалуй, самое поверхностное объяснение, что такое еретик. Появление еретиков приходится на тот момент, когда церковь утвердила на своих собраниях главные догматы.

  • Бог един, но может существовать в трех ипостасях (отец, сын, Святой Дух).
  • Церковь является безоговорочным посредником между человечеством и Господом.
  • Непорочное появление Иисуса на свет (по воле Святого Духа) и т.д.

Что такое еретик? Это человек, который был хоть немного не согласен с главными догматами церкви. Еретиками назывались люди, которые выступали против непомерного богатства высшего церковного чина. В те времена, как известно, самыми богатыми были далеко не правители, управляющие государствами, а церковная элита. Огромные богатства и невероятное количество земли – все это принадлежало церкви.

Слабости Править

  • Кровь животных:
    хотя и в некоторой степени утоляет голод и поддерживает жизнь нежити, она делает еретика значительно слабее, чем он был бы, если бы пил человеческую кровь.
  • Сломанная шея:
    не убьёт, но выведет из строя на некоторое время.
  • Лекарство:
    исцеляет от вампиризма и возвращает в состояние до обращение в мёртвое, т.е еретик снова станет сифоном. Кроме того, кровь становится лекарством, что делает мишенью для любого вампира, который хочет вылечить себя.
  • Обезглавливание:
    расчленение или удаление головы приводит к мгновенной и постоянной смерти.
  • Высыхание:
    Заклинание иссушения: ведьмы так же могут использовать магию для высыхания еретика. Это заклинание способно иссушить любого вампира, гибрида, древнего вампира, древнего гибрида и улучшенного древнего вампира.

    воздержание от крови в течение продолжительного времени, в конечном счёте приводит в коматозное состояние.

  • Отвлечение:
    потеря внимания и нарушение концентрации могут помешать еретику во время колдовства.
  • Эмоции:
    тревожные эмоции и страх, вызванные опасностью или болью, реальной или воображаемой угрозой, приводят к ослаблению.
  • Извлечение сердца:
    приводит к немедленной и постоянной смерти.
  • Травы:
    Вербена: внешнее воздействие оставляет ожоги на теле, а внутреннее ослабляет. Так же невозможность внушать тем, кто проглотил вербену или нанёс её на себя.

    приём некоторых трав может привести к потере сознания и помешать использовать магию в течение неопределенного количества времени.

  • Приглашение:
    нет возможности войти в жилой дом без приглашения владельца. Приглашение может быть предоставлено на расстоянии и даже тем, кто не жил в доме в течение многих лет.
  • Магия:
    подверженность силам колдовства. Это включает в себя и мистические объекты, такие как Устройство Гилберта, Клинок Папы Тунде, Проклятый кол и тёмные объекты. Ведьмы могут использовать магию, чтобы вызывать мучительную боль, вызывая аневризмы в мозге или мышечные спазмы, телекинетически вырывать сердца, ломать шеи и т.д.
  • Злоупотребление магией:
    если еретик поглотит недостаточно магии, то сильное колдовство или вызов большого количества энергии может привести к кровотечению из носа, потере сознанию и даже к смерти.
  • Перенапряжение:
    если поглотить слишком много магии из своей крови за один раз, могут начать высыхать и в конечном счёте умереть.
  • Физическая травма:
    незначительные травмы, такие как выстрелы, колотые раны и переломы костей, вызывают боль, а также замедляют. Тем не менее, это на мгновение, поскольку травмы полностью заживают в течение нескольких секунд.
  • Яд:
    выводит из строя при введении. Некоторые яды могут быть смертельны.
  • Древесина:
    ранение деревянным оружием, лишает силы, из-за чего нужно больше времени, чтобы залечить раны. Удар в сердце деревянным колом приводит к мгновенной и постоянной смерти.
  • Камертон:
    производит частоту, которая нарушает психическую активность. Причиняет сильную боль ведьмам, сиренам, телепатам, сифонам и еретикам.
  • Мэливор:
    вредит всему сверхъестественному.

Церковь испорчена

Многим не пришлись по душе церковные десятины, обязательные к уплате, продажа церковных реликвий и даже должностей. Безусловно, боясь расправы, травли и кары Господней люди не стремились высказывать свое мнение, хотя и имели личные взгляды на поведение церкви. Но находились рыцари, странствующие монахи и простые священники из небольших деревушек, которые, вопреки страху, смогли открыто выразить недовольство действиями церкви. Это будет, пожалуй, более точное определение, что такое еретик.

Именно так называли людей, которые считали, что церковь стала слишком испорчена властью и непомерными богатствами. Еретики не видели пользы и необходимости в слишком дорогостоящих церковных обрядах и празднованиях. Церковь и еретики были как две стороны одной медали. Одни не понимали нежелания людей идти по заветам церкви, другие же не признавали пышных церковных богослужений и призывали церковь отказаться от десятины, богатства и земель.

Чем опасна ересь?

В Древнем патерике от 1914 года есть житие авва Агафона, который был рассудительным христианином. Когда к нему пришли люди, желавшие испытать его, и начали обвинять в различных страстях и грехах (гордости, блуде, пустословии и других), то мудрый авва признал себя в них грешным. Но как только его назвали еретиком, то Агафон ответил: «Я не еретик». Люди, пришедшие к нему, спросили: «Почему ты признался во всех пороках, кроме ереси?», то он ответил: «Признать себя еретиком означает отлучение от Господа, а я не хочу этого».

По определению святых отцов ересь – это не просто заблуждение, а упорство в нем. Со времен грехопадения первого человека (Адама), ум у людей помрачился. Из-за этого все люди могут заблуждаться, даже христиане, в том числе святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправляется, то его нельзя считать еретиком.

Евангелие как единственный источник веры

Что проповедовали еретики и чего добивались? Люди, не признающие догматы церкви, считали, что единственным источником истиной веры можно считать Евангелие. Ведь именно там написано, что люди должны быть едины, должны помогать ближнему, которому живется хуже, чем тебе самому. Еретики призывали церковь раздать свои богатства и земли беднякам, дабы сделать людей равными.

Понимая, что проповедовали еретики, не удивительно будет узнать, что и сами они частенько раздавали свои богатства, отдавали последнее ближнему, а сами питались тем, что подадут добрые люди. Еретики считали, что питаться подаянием – не грех, а, наоборот, великая сила, «царствование справедливости и равенства».

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида ») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама — шииты-двунадесятники . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты , сикхи , бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

Прощение грехов

В некоторых поселениях еретиков было слишком много. Люди не хотели молчать о несправедливом (по их мнению) толковании Библии и забвении апостольской бедности. Борьба церкви с еретиками в таких местах становилась особенно жесткой. В деревни направлялись целые вооруженные отряды, имеющие единственный приказ — «уничтожить». Многотысячные убийства церковь объясняла как истинное прощение грехов.

По данным историков особенно противились церковным догматам жители средневековой Франции. Известно, что в начале тринадцатого века уничтожались целые города. Католическая церковь и еретики вели непрерывную борьбу. Однако у церковнослужителей было два преимущества – огромная власть и несметные богатства. Многие рыцари шли на убийство еретиков не из-за каких-то своих верований и убеждений, а в расчете на приличный денежный куш.

Самые известные запрещённые авторы

Всего на протяжении истории в Индекс входило более сотни авторов. Тут же я приведу примеры самых разнообразных:

  1. Коперник, Бруно, Галилей и другие сторонники гелиоцентрической (солнце – в центре) системы мира.
  2. Казанова, Стендаль, Боккаччо и другие литераторы. За произведения с эротическим характером.
  3. Данте, Роттердамский, Кант – за собственное толкование церковных постулатов.
  4. Руссо, Монтескье, Вольтер, Локк, Гоббс, Макиавелли – за критику церковного и политического устройства.


Ян Матейко «Коперник. Беседа с Богом»

Жители города Альби

Пожалуй, историческая об альбигойцах долго еще будет наводить ужас, и вызывать открытую неприязнь. В одном из богатейших районов Южной Франции с центром в городе Альби собралось особенно много еретиков. Туда-то и были направлены карательные отряды католической церкви. Люди, проживающие в городе, считали, что церковь, как и священнослужители, является посланником и прислужником далеко не Господа Бога, а Дьявола.

После карательной «операции» церкви и «прощения грехов» было разрушено несметное количество французских городов, в том числе и Альби. И не просто разрушено, а полностью уничтожено. Солдаты и наемные каратели грабили дома, убивали еретиков и их семьи, включая маленьких детей и стариков, сжигали целые кварталы.

По данным хроники, в одном из городов южной Франции было уничтожено более двадцати тысяч человек. Перед походом солдаты спрашивали папу: «Как отличить «доброго католика» от еретика?». Сегодня ответ бы шокировал многих: «Убивайте всех, кто будет на пути. Бог потом на Небе сам разберется, кто был свой, а кто чужой».

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Священная инквизиция

Дабы еще тщательнее и надежнее бороться с еретиками церковь в конце 15 века создает специальные отряды. Священная инквизиция использовала все подручные средства, чтобы побороть инакомыслие (доносы, пытки, казни). Как раз в это время и выносятся смертные приговоры путем повешения. Именно тогда еретиками стали те, кто «вступил в сговор с нечистой силой», кто пользовался магией, был ведьмой или колдуном. Обвинить в сделке с Дьяволом церковь могла целые деревни. 16-17 века запомнились всем многочисленными судами над ведьмами, которых пытали, вешали, сжигали на кострах, топили и т.д.

Ереси в эпоху Средневековья

Еретики в Средневековье – это чаще всего странствующие монахи и проповедники, которые не относились к какому-либо определенному сословию. Такую прослойку называли вагантами, и туда входили беглые монахи и клирики, актеры и т.д. Зачастую еретическая проповедь того времени – это не теологический спор относительно того, кто более прав, а антицерковное выступление, отрицающее главенство церковной власти, высмеивающее официальное духовенство, обряды и таинства.

Нередко еретические идеи базировались на восточных мифах и учениях, которые приносились на Запад купцами и бродячими вагантами. В результате появлялись довольно причудливые верования.

У средневековых еретиков было мало общих черт. В основе альбигойской ереси лежит гностицизм, вальденсы основывались на своем собственном видении идеалов времен апостолов. Также существовало множество древних ересей, к примеру, антитринитариев.

Популярность средневековых ересей объясняется достаточно просто. Большинство людей не умели читать, и воспринимали то, что говорит ученый человек, как истину. Для светских властей это был лишь способ добыть новых земель и денег.

Борьба церкви с еретиками

Можно выделить несколько этапов борьбы церкви с еретиками: борьбу непосредственно с ересями и борьбу с индивидуальными еретиками. Борьба с ересями иногда доходила до конфликта европейского масштаба – так произошло с альбигойцами. Борьба с отдельными еретиками началась несколько позже, с появлением инквизиции.

Инквизиция появилась в 1215 году, в разгар войны с альбигойцами. Основными функциями нового института были обнаружение ересей, наказание еретиков и предотвращение их распространения.

Одним из самых известных средств борьбы было публичное сожжение еретика. С точки зрения официальной доктрины это было оправдано. Согласно самим инквизиторам, они боролись с ересями в любом их проявлении, а полное уничтожение ересей невозможно без уничтожения их сторонников.

Несмотря на то что казнь еретиков была прерогативой светской власти, невыполнение требований церковного суда было чревато обвинением в ереси и самой светской власти. Поэтому в большинстве случаев приговоры исполнялись.

Многие задаются вопросом, какие методы использовала инквизиция для выявления еретиков, ведь навскидку определить религиозные взгляды человека достаточно трудно. В то время активно использовались различные методы, некоторые из которых сохранились до последнего времени:

  • Пытки.
  • Допросы.
  • Доносы и т.д.

Инквизиторы имели довольно развитую систему пыток. В зависимости от конкретного случая, они могли как сломать волю потенциального еретика, чтобы он признался в том, что принадлежит к ереси, о которой впервые услышал только от инквизиторов, так и отправить особо крепких на дыбу или иное подобное приспособление.

Видео о том, как церковь боролась с еретиками

https://youtube.com/watch?v=T3-MW8-6-ec

Допросы еретиков происходили относительно мирно. В процессе инквизитор определял необходимость применения к допрашиваемому пыточных мер. Примеры вопросов, которые задавали инквизиторы, приведены в ряде книг, описывающих историю инквизиции. Они сводились к определению, насколько хорошо возможный еретик осведомлен в официальных религиозных догматах, и следует ли им.

Жертвами активной борьбы с ересями становились как крупные религиозные деятели, так и ученые, чьи исследования противоречили официальным церковным канонам. Так, Галилей избежал костра только в результате отречения, и последние годы жизни прожил под прямым контролем инквизиции. Свою ошибку относительно Галилея церковь признала спустя 350 лет после его смерти.

Следует признать, что нетерпение было обоюдным. Периодически появлялись и новые ереси и секты. Так, в секте таборитов появилось небольшое общество адамитов. Его основатель, Беггард, называл себя Адамом, сыном Бога, воскресителем мертвых и предтечей Апокалипсиса. Приверженцы этой ереси считали, что они живут для уничтожения скверны. Ссылаясь на одну строчку из Библии, по ночам адамиты могли сжигать деревни и села. В результате эта секта была уничтожена по прямому приказу Яна Жижки.

Можно сказать, что вся история религии последних двух тысяч лет – это борьба официальной доктрины с многочисленными еретиками. В некоторых случаях все сводилось к вооруженному конфликту, в других все заканчивалось полюбовно.

Нельзя однозначно сказать, что проповедовали еретики. В каждом случае было свое учение, имеющее отдаленную связь с прочими. Единства у ересиархов не наблюдалось.

Как Вы относитесь к церковным методам борьбы с еретиками? Расскажите об этом в .

Жанна д’Арк

Пожалуй, самым известным еретиком была француженка Жанна д’Арк. Церковь называла ее ведьмой, помощницей нечистой силы, колдуньей. Люди же считали ее национальной героиней, спасительницей и святой.

В середине 15 века Жанна д’Арк была подвержена пыткам, издевательствам и мучительной смерти на костре. Ее обвинили в ереси и волшебстве. Самое страшное, нелепое, ужасное, непостижимое в том, что всего через два десятка лет дело ведьмы д’Арк было пересмотрено, и девушка была признана невиновной самим папой Каликстом III. В середине двадцатого века ее канонизировали и назвали спасительницей Франции. А после Жанны был Каперник, Ян Гус, Джордано Филиппо Бруно, Мартин Лютер.

Это самые яркие и дошедшие до нашего времени задокументированные примеры борьбы церкви с еретиками. Самый яркие, но далеко не единственные. И вряд ли можно придумать что-то более страшное, чем «спасать людские души» путем использования инквизиционных трибуналов.

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов

произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими

за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем»

, утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями

, которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством

что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол

, православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре

, но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека

, имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]