Библейские уроки
Опубликовано 06.10.2013
В этой статье мы хотим представить вам все имена Бога в Библии и их значение. Изучая имена Бога, мы познаем Бога и воздаем Ему славу и честь.
В Ветхом Завете и в еврейской традиции имена играли огромную роль. Считалось, что имя раскрывает личность, и показывает, кем кто является. Удивительно, как много имен имеет наш Бог, показывая всесторонность и многогранность Своей личности.
Все имена Бога в Библии — список и таблица
Имя Бога | Перевод с евр. | Отрывки Библии | Что оно означает |
Элохим | Бог | Бытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2 | Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог. |
Иегова | Господь | Бытие 2:4; Исход 6:2-3 | Собственное имя личности Бога |
Эль Элион | Всевышний | Бытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14 | Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного. |
Эль Рои | Видящий Бог | Бытие 16:3 | Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей |
Эль Шаддай | Всемогущий Бог | Бытие 17:1; Псалом 90:1 | Бог всемогущ, у Него вся сила |
Иегова Ире | Господь усмотрит | Бытие 22:14 | Бог заботится о наших нуждах |
Иегова Нисси | Господь-мое знамя | Исход 17:15 | Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам |
Адонаи | Господь | Вт.6:4 | Только Бог-глава всего |
Иегова Элохе Израиль | Господь Бог Израиля | Судьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9 | Он — Бог своего народа |
Иегова Шалом | Господь есть мир | Судьи 6:24 | Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться |
Кедош Израиль | Святый Израиля | Исайя 1:4 | Бог морально совершенен |
Иегова Саваоф | Господь воинств | 1Царств 1:3; Исайя 6:1-3 | Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник |
Эль Олам | Вечный Бог | Исайя 40:28-31 | Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно |
Иегова Цидкену | Господь – оправдание наше | Иеремия 23:6; 33:16 | Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными |
Иегова Шамма | Господь там | Иезекииль 48:35 | Бог всегда с нами |
Аттик Иомин | Ветхий днями | Даниила 7:9, 13 | Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы. |
Есть ли имя у Бога?
Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах. Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы. Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:
«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить» («Православно-догматическое богословие»).
Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка
Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.
Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»).
Яхве (YHWH), Адонай и Адон — в чем разница между этими именами?
Насчет имен Бога, я думаю, многие люди предполагают больше того, что поддержано Писанием. С другой стороны, через различные имена, используемые для Бога, проявляется богатство теологии, особенно в Ветхом Завете.
Имя Яхве (YHWH) не было использовано Богом, прежде чем оно было произнесено Им в пустыне Моисею. До этого времени использовались такие имена, как Элоим, Адонай, Эл, Эль Элион и Эль Шаддай. Если я правильно понимаю, Адонай более чем описание имени Бога, так как это просто означает Господь. Это как Иисус Христос. Христос — это описание, в то время как Иисус — это имя.
Вопрос:
Скажите пожалуйста, директор Иванов — «директор» это имя или должность? А господин Иванов -«господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.
Бог славян Чернобог
Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог — повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель — страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.
Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.
Как правильно произносится имя Бога?
Одной из отговорок служит то, что сегодня никто не знает, как точно произносилось имя Бога. И к тому же принятая сегодня форма произношения «Иегова» считается некоторыми современными учёными теологами неправильной.
Они утверждают, что правильнее было бы считать, что имя Бога звучит как Яхве, или Ягве. Впрочем, и здесь согласия у них тоже нет.
Интересно, что недавно французский археолог и гебраист Жерар Жерто опубликовал свои исследования в книге «Имя Бога — его история и произношение«, где он доказывает:
Имя Бога с большой вероятностью произносилось как Иехуа или Иехоа с еврейской придыхательной Х, как в английском и греческом, и ударением на предпоследний слог.
Его книга посвящена реконструкции произношения тетраграмматона и получила большое число положительных отзывов от крупнейших специалистов.
Почему правильно Иегова, а не Яхве?
Один из методов заключается в сравнительном изучении теонимов – еврейских имен, в состав которых входит тетраграмматон.
Почти всегда первый элемент таких имен – Иехо- или Иеху- (Иехошуа, Иехоанан, Иехония, Иехолия и т. д.). При этом варианты на Ио(у)-, реже Ие-, являются просто сокращениями от Иехо(у)- (Иоанн, Иона, Иоав, Иосиф, Иуда и т. д.).
Другой аргумент состоит в том, что тетраграмматон отличается от еврейского имени Иехуда (Иуда) только одной буквой – Д. Убираем Д, получаем современное произношение тетраграмматона на иврите, а древнее не должно сильно отличаться от современного.
По его мнению, почти на 100% можно установить, что в тетраграмматоне было четыре слога, а не два, как в варианте Яхве, при этом первый был И, а последний – А.
Третья линия доказательств восходит к авторитетному еврейскому ученому Маймониду, который говорил, что тетраграмматон произносится «согласно его буквам».
В еврейском языке одна и та же буква могла служить и согласной, и гласной. При произношении использовался гласный вариант. Гласное произношение тетраграмматона «согласно его буквам» было И-Е-У-А.
Но с другой стороны так ли это важно, как точно произносилось имя Бога?
Например: сегодня никто не знает точно, как по еврейски произносилось имя Иисус (буквально это имя означает «помощь или спасение Иеговы»), но это не мешает повсеместно использовать ту форму этого имени, которая распространена в данном языке.
Раньше на Руси говорили Исус, а потом всех насильно принудили говорить Иисус, и теперь это мало кого возмущает.
Например, Ваше имя ФЁДОР (с греческого — БОЖИЙ ДАР), если дети произносят ХВЁДОР, или ХФЕДАР, или ФЁДА и т.п.,
Вы же ведь всё-равно поймёте, что призывают Ваше ИМЯ, тем более, если Вы знаете, что детишки с уважением относятся к Вашему имени, чтя его и ценя его значение, имеющее смысл — «БОЖИЙ ДАР».
Обвиняли бы Вы своих детей, если бы они коверкали Ваше ИМЯ, прибегая к Вам за помощью с надеждой и любовью к Вам.
Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания
(В этой таблице нумерация стихов – еврейская)
Бог: | Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3. |
Живый | Ос.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26. |
Присносущий | Дан.6:26. |
Первый | Ис.44:6, 48:12. |
Последний | Ис.44:6, 48:12. |
Древний | Втор.33:27. |
Вечный | Ис.40:28. |
Благий | Пс.25:8, 86:5, 100:5, 145:17. 2Пар.30:18. |
Благодатель, Благодетель | Пс.119:86. |
Благодеющий, Милосердный | Пс.145:17 |
Благословенный | Пс.18:47, 68:36. |
Благотворящий | Исх.20:6. Иер.32:18. |
Близкий | Пс.34:19, 145:18. |
Бог, Крепкий | Исх.15:2. Чис.12:13. Втор.10:17. Пс.118:37. Неем.9:32. |
Великий | Пс.49:2, 145:3. Неем.9:32, Иер.32:18. |
Великий в советах | Иер.32:19. |
Величественный | Пс.8:1, Исх.15:11. |
Верный | Пс.31:6. |
Ветхий днями | Дан.7:9, 22. |
Вечно живущий | Ис.57:15. |
всегда тот же | Пс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12. |
сокровенный | Ис.45:15. |
Владыка | Иов.36:22, Дан.2:47, 5:23. |
Возвышающий, Унижающий | 1Цар.2:7. |
Воздающий | Пс.31:24. Иер.32:18. |
Врач | Иер.33:6 |
Врачующий | Исх.15:26. Втор.32:39. |
Всеведущий | 1Цар.2:3. |
Всевышний | Быт.14:18. Пс.57:3, 9:3, 21:8. |
Вседержитель | Пс.91:1. |
Всемогущий | Быт.17:1. Чис.24:4. Иов.5:17. |
Всесильный | Ис.40:26. |
Высокий | Пс.49:2, 99:2. Ис.57:15. |
Вышний | Иов.36:26, 37:23. |
Господь | Быт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24 |
Далекий | Притч.15:29. |
Державный | Пс.24:8. Втор.10:17. |
Дивный, Страшный | Втор.10:17. Пс.68:36, 76:8, 12. Неем.9:32. |
Долготерпеливый, Медленный на гнев | Пс.103:8. |
Единый | Втор.6:4. |
Заступник | 1Цар.24:16. Пс.68:6. |
Знающий тайны сердца | Пс.44:22. |
Избавитель | Пс.18:3, 70:6. |
Искупитель | Пс.19:15. Ис.63:16. |
Испытующий сердца и утробы | Пс.7:10. |
Истинный | Ис.65:16. |
Каратель, Поражающий | Иез.7:9. |
Крепость | Пс.140:8. |
Кроткий | Пс.86:5. |
Милостивый | Пс.119:68. |
Милующий, Щедрый | Пс.86:15, 145:8. |
Мир | Суд.6:24. |
Многомилостивый | Пс.86:5, 145:8.Иоил.2:13. |
Многомощный | Пс.147:5. |
Могущий | Пс.89:9. |
Могущий силою | Иов.9:4. |
Мощный | Быт.49:24. Пс.132:2. Ис.1:24. |
Наказывающий за вину | Исх.20:5. |
Обогащающий | Там же. |
Огонь поедающий | Втор.4:24. |
Оживляющий, дающий жизнь | 1Цар.2:6. Неем.9:6. Втор.32:39. |
Отец | Втор.32:6. Пс.67:6, 88:27. Ис.63:16. |
Пастырь | Пс.80:2. |
Покров, Покровитель | Пс.32:7, 119:114. |
Помощник | Пс.30:11 |
Правдивый | Втор.32:4. Пс.92:16. |
Праведный | Пс.7:10, 112:4, 145:17. Неем.9:33. |
Превознесенный | Пс.46:11. |
Превозносимый | Ис.57:15. |
Премудрый сердцем | Иов.9:4. |
Препрославленный, Достопоклоняемый | Пс.18:4, 48:2. |
Прибежище | Пс.14:6, 46:2. |
Пристанище | Пс.95:22. |
Ревнитель | Исх.20:5, 34:14. |
Саваоф | 1Цар.4:4. 3Цар.18:15. Ис.6:3. |
Свет | Пс.84:12 |
Святый | Лев.11:44–45. Пс.22:4, 33:3, 5, 9. Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15 |
Сильный | Втор.10:17. Пс.24:8, Иер.32:18. Неем.9:32. |
Слава | Пс.106:20. |
Создатель | Пс.149:2 |
Сокрушающий | Втор.32:39. Пс.68:22. |
Солнце | Пс.83:12 |
Спаситель | Пс.7:11. Ис.45:15. |
Справедливый | Пс.118:137. |
Судия | Быт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8. |
Сущий, Сый | Исх.3:14. |
Твердыня | Втор.32:4. 1Цар.2:2. |
Творец | Ис.40:28. |
Терпеливый | Пс.88:8. |
Убежище | Пс.90:1. |
Убожащий, обедняющий, делающий бедным | 1Цар.2:7. |
Ум | Притч.8:14. |
Умерщвляющий, посылающий смерть | 1Цар.2:6. Втор.32:39. |
Хранитель, Страж | Иов.7:20. Пс.31:24. |
Царь | Пс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1. |
Щит | Быт.15:1. Втор.33:29. Пс.3:4, 18:31, 84:10. |
Восприятие имени Бога
О христианском отношении к именам Бога лучше всего говорит третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7). Упоминать Творца следует только в благоговейной молитве. Издревле существует и магический, греховный взгляд на эту тему. Если человек знает, как зовут Бога, это якобы даёт ему безграничную власть.
В ветхозаветные времена евреи неразрывно связывали Бога с Его именами. Они считались такими же священными, как и Сам Создатель. Поэтому иудеями использовался тетраграмматон (יהוה) – четырёхбуквенное обозначение имени Бога, которое было запрещено произносить. Иудеи считали, что в этом имени заключена великая сила, и при произношении благоговейно заменяли его другими словами.
В каббале тетраграмматон упоминается как одно из десяти Священных Имён Творца. В этом имени якобы заключены все основные геометрические формы (точка, линия, плоскость, куб). Тетраграмматон прочно вошёл в мировую культуру. Он с древности фигурирует в фольклоре, искусстве и различных мистических учениях.
Имена Божии в Евангелии, или в книгах новозаветного Писания
Альфа и Омега | Откр.1:8, 21:6, 22:13. |
Благий | Мф.19:17. Мк.10:18. |
Благословенный во веки | 2Кор.11:31. |
Блаженный | 1Тим.6:15. |
Блюститель, Пастырь | 1Пет.2:25. |
Бог есть Дух | Ин.4:24. |
Бог мира | Рим.15:32, 16:20. Евр.13:20. 2Сол.3:16. |
Богатый | Еф.2:4. |
Великий | 1Тим.2:13. |
Верный | 1Сол.5:24, 1Ин.1:9 |
Владыка | Деян.4:24. |
Всевышний | Лк.1:32, 76. |
Вседержитель | Откр.1:8. |
Господь | Деян.4:24, 1:24. |
Господь неба и земли | Мф.11:15. |
Господь господствующих | 1Тим.6:15. |
Единый | 1Кор.8:5. Гал.3:20. 1Тим.2:5. |
Единый имеющий бессмертие | 1Тим.6:16 |
Единый истинный Бог | Ин.17:3. 1Тим.1:17. |
Живущий во веки веков | 1Ин.2:10 |
Живый | Деян.14:15. 1Тим.3:15, 4:10, 6:17. Евр.9:14 |
Законодатель | Иак.4:12. |
Избавитель | Рим.11:26. |
Истинный | Рим.3:4, Ин.17:3, 1Сол.1:9. |
Любовь | 1Ин.4:8. 2Кор.13:11. |
Мессия | Ин.1:41, 4:25. |
Милосердный | Лк.6:36. |
Многомилостивый | Иак.5:11. |
Могущественный | 1Тим.6:15. |
Мститель | 1Сол.4:6. |
Невидимый | 1Тим.1:17, 1:18, 6:16. Ин.1:18, 6:48. |
Нелживый в обетованиях | Тит.1:2 |
Нетленный | Рим.1:23. 1Тим.1:17. |
Обитающий в неприступном свете | 1Тим.6:16 |
Оживотворящий всё | 1Тим.6:13. |
Отец | Мф.5:48, 6:9. |
Отец духов | Евр.12:9. |
Отец милосердия, Бог утешения | 2Кор.1:3. |
Пастырь | Ин.10:11. |
Первоначальный | 1Ин.2:13–14. |
Праведный | Ин.17:25, 1Ин.1:9 |
Премудрый | 1Тим.1:17, Иуд.25. |
Свет | 1Ин.1:5. |
Святый | Ин.17:11. |
Сердцеведец | Деян.1:24, 15:8. |
Сильный | Лк.1:49. |
Слово | Ин.1:1. |
Совершенный | Мф.5:48. |
Спаситель | Лк.1:47, 2:11. Ин.4:42. Иуд.25:1, 1Тим.2:3, 4:10 |
Судия | 1Пет.2:23. 2Тим.4:12. |
Царь веков | 1Тим.1:17. |
Царь царствующих | 1Тим.6:15. |
Чистый | 1Ин.3:3. |
Как появился Бог-Отец?
Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:
- Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
- Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.
Стрибог бог ветра
Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог — повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.