Все имена Бога в Библии и их значение — полный список

Библейские уроки

Опубликовано 06.10.2013

В этой статье мы хотим представить вам все имена Бога в Библии и их значение. Изучая имена Бога, мы познаем Бога и воздаем Ему славу и честь.

В Ветхом Завете и в еврейской традиции имена играли огромную роль. Считалось, что имя раскрывает личность, и показывает, кем кто является. Удивительно, как много имен имеет наш Бог, показывая всесторонность и многогранность Своей личности.

Все имена Бога в Библии — список и таблица

Имя БогаПеревод с евр.Отрывки БиблииЧто оно означает
ЭлохимБогБытие 1:1; Числа 23:19; Псалом 18:2Показывает силу и могущество Бога. Он единственный всевышний и истинный Бог.
ИеговаГосподьБытие 2:4; Исход 6:2-3Собственное имя личности Бога
Эль ЭлионВсевышнийБытие 14:17-20; Числа 24:16; Псалом 7:18; Исайя 14:13-14Он выше всех богов; в жизни нет ничего более священного.
Эль РоиВидящий БогБытие 16:3Бог наблюдает за всем своим творением и делами людей
Эль ШаддайВсемогущий БогБытие 17:1; Псалом 90:1Бог всемогущ, у Него вся сила
Иегова ИреГосподь усмотритБытие 22:14Бог заботится о наших нуждах
Иегова НиссиГосподь-мое знамяИсход 17:15Бог всегда нам помогает и ведет нас к победам
АдонаиГосподьВт.6:4Только Бог-глава всего
Иегова Элохе ИзраильГосподь Бог ИзраиляСудьи 5:3; Псалом 58:6; Исайя 17:6; Соф.2:9Он — Бог своего народа
Иегова ШаломГосподь есть мирСудьи 6:24Бог дает нам мир, так что нам нечего бояться
Кедош ИзраильСвятый ИзраиляИсайя 1:4Бог морально совершенен
Иегова СаваофГосподь воинств1Царств 1:3; Исайя 6:1-3Бог с небесными воинствами наш спаситель и защитник
Эль ОламВечный БогИсайя 40:28-31Бог вечен. Он действовал раньше, сейчас и будет снами вечно
Иегова ЦидкенуГосподь – оправдание нашеИеремия 23:6; 33:16Бог – образец праведного поведения и только Он делает нас праведными
Иегова ШаммаГосподь тамИезекииль 48:35Бог всегда с нами
Аттик ИоминВетхий днямиДаниила 7:9, 13Бог – высшая власть. Однажды Он будет судить все народы.

Есть ли имя у Бога?

Как зовут Бога? Многочисленные Божественные имена открываются нам в Священном Писании: в Ветхом и Новом Заветах. Однако важно понимать, что Божественная сущность в полной мере непостижима человеческим разумом. А значит, она не может иметь имени, которое её исчерпывающе характеризовала бы. Бога нельзя определить каким-то одним понятием. Приведём слова святителя Василия Великого:

«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить» («Православно-догматическое богословие»).


Имя Господне, «Яхве», в разных вариантах древнееврейского языка

Указанные в Священном Писании имена Бога отражают лишь некоторые Его свойства и действия, которыми Он открывается человеку. Святитель Григорий Нисский учил, что Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» («Бог: Православное учение»). Люди стремились словесно воссоздать Его образы, используя аналогии из нашего мира. Поэтому у Единого Бога так много имён. Но все они относительны и даже в совокупности не могут полностью передать Божественную сущность. Ведь Бог выше всех имён и аналогий из нашего мира.

Священное Писание содержит множество имён-эпитетов, которыми обладает Бог в Православии. Богословы разделили их на утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические). Святитель Василий Великий объяснял: первые показывают нам, что в Боге есть (например, «Всемогущий», «Истинный», «Близкий»). А вторые – то, что чуждо Ему (например, «Неизменный», «Нетленный», «Невидимый») («Истина Бытия Божия»).

Яхве (YHWH), Адонай и Адон — в чем разница между этими именами?

Насчет имен Бога, я думаю, многие люди предполагают больше того, что поддержано Писанием. С другой стороны, через различные имена, используемые для Бога, проявляется богатство теологии, особенно в Ветхом Завете.

Имя Яхве (YHWH) не было использовано Богом, прежде чем оно было произнесено Им в пустыне Моисею. До этого времени использовались такие имена, как Элоим, Адонай, Эл, Эль Элион и Эль Шаддай. Если я правильно понимаю, Адонай более чем описание имени Бога, так как это просто означает Господь. Это как Иисус Христос. Христос — это описание, в то время как Иисус — это имя.

Вопрос:

Скажите пожалуйста, директор Иванов — «директор» это имя или должность? А господин Иванов -«господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог — повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель — страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Как правильно произносится имя Бога?

Одной из отговорок служит то, что сегодня никто не знает, как точно произносилось имя Бога. И к тому же принятая сегодня форма произношения «Иегова» считается некоторыми современными учёными теологами неправильной.

Они утверждают, что правильнее было бы считать, что имя Бога звучит как Яхве, или Ягве. Впрочем, и здесь согласия у них тоже нет.

Интересно, что недавно французский археолог и гебраист Жерар Жерто опубликовал свои исследования в книге «Имя Бога — его история и произношение«, где он доказывает:

Имя Бога с большой вероятностью произносилось как Иехуа или Иехоа с еврейской придыхательной Х, как в английском и греческом, и ударением на предпоследний слог.

Его книга посвящена реконструкции произношения тетраграмматона и получила большое число положительных отзывов от крупнейших специалистов.

Почему правильно Иегова, а не Яхве?

Один из методов заключается в сравнительном изучении теонимов – еврейских имен, в состав которых входит тетраграмматон.

Почти всегда первый элемент таких имен – Иехо- или Иеху- (Иехошуа, Иехоанан, Иехония, Иехолия и т. д.). При этом варианты на Ио(у)-, реже Ие-, являются просто сокращениями от Иехо(у)- (Иоанн, Иона, Иоав, Иосиф, Иуда и т. д.).

Другой аргумент состоит в том, что тетраграмматон отличается от еврейского имени Иехуда (Иуда) только одной буквой – Д. Убираем Д, получаем современное произношение тетраграмматона на иврите, а древнее не должно сильно отличаться от современного.

По его мнению, почти на 100% можно установить, что в тетраграмматоне было четыре слога, а не два, как в варианте Яхве, при этом первый был И, а последний – А.

Третья линия доказательств восходит к авторитетному еврейскому ученому Маймониду, который говорил, что тетраграмматон произносится «согласно его буквам».

В еврейском языке одна и та же буква могла служить и согласной, и гласной. При произношении использовался гласный вариант. Гласное произношение тетраграмматона «согласно его буквам» было И-Е-У-А.

Но с другой стороны так ли это важно, как точно произносилось имя Бога?

Например: сегодня никто не знает точно, как по еврейски произносилось имя Иисус (буквально это имя означает «помощь или спасение Иеговы»), но это не мешает повсеместно использовать ту форму этого имени, которая распространена в данном языке.

Раньше на Руси говорили Исус, а потом всех насильно принудили говорить Иисус, и теперь это мало кого возмущает.

Например, Ваше имя ФЁДОР (с греческого — БОЖИЙ ДАР), если дети произносят ХВЁДОР, или ХФЕДАР, или ФЁДА и т.п.,

Вы же ведь всё-равно поймёте, что призывают Ваше ИМЯ, тем более, если Вы знаете, что детишки с уважением относятся к Вашему имени, чтя его и ценя его значение, имеющее смысл — «БОЖИЙ ДАР».

Обвиняли бы Вы своих детей, если бы они коверкали Ваше ИМЯ, прибегая к Вам за помощью с надеждой и любовью к Вам.

Имена Божии в Законе, или в книгах ветхозаветного Писания

(В этой таб­ли­це нуме­ра­ция сти­хов – еврейская)

Бог:Быт.1:1, Пс.50:3, Втор.32:15, Авв.3:3.
ЖивыйОс.2:1, Дан.6:21, Иер.10:10, 1Цар.17:26.
Прис­но­су­щийДан.6:26.
Пер­выйИс.44:6, 48:12.
Послед­нийИс.44:6, 48:12.
Древ­нийВтор.33:27.
Веч­ныйИс.40:28.
Бла­гийПс.25:8, 86:5, 100:5, 145:17. 2Пар.30:18.
Бла­го­да­тель, БлагодетельПс.119:86.
Бла­го­де­ю­щий, МилосердныйПс.145:17
Бла­го­сло­вен­ныйПс.18:47, 68:36.
Бла­го­тво­ря­щийИсх.20:6. Иер.32:18.
Близ­кийПс.34:19, 145:18.
Бог, Креп­кийИсх.15:2. Чис.12:13. Втор.10:17. Пс.118:37. Неем.9:32.
Вели­кийПс.49:2, 145:3. Неем.9:32, Иер.32:18.
Вели­кий в советахИер.32:19.
Вели­че­ствен­ныйПс.8:1, Исх.15:11.
Вер­ныйПс.31:6.
Вет­хий днямиДан.7:9, 22.
Веч­но живущийИс.57:15.
все­гда тот жеПс.44:5, 102:8, 1Пар.17:26, Неем.9:6–7, Ис.43:10, 13, 48:12.
сокро­вен­ныйИс.45:15.
Вла­ды­каИов.36:22, Дан.2:47, 5:23.
Воз­вы­ша­ю­щий, Унижающий1Цар.2:7.
Воз­да­ю­щийПс.31:24. Иер.32:18.
ВрачИер.33:6
Вра­чу­ю­щийИсх.15:26. Втор.32:39.
Все­ве­ду­щий1Цар.2:3.
Все­выш­нийБыт.14:18. Пс.57:3, 9:3, 21:8.
Все­дер­жи­тельПс.91:1.
Все­мо­гу­щийБыт.17:1. Чис.24:4. Иов.5:17.
Все­силь­ныйИс.40:26.
Высо­кийПс.49:2, 99:2. Ис.57:15.
Выш­нийИов.36:26, 37:23.
Гос­подьБыт.15:2, Исх.21:17, 34:9, Чис.14:17, Пс.86:9, 114:8, Ис.1:24
Дале­кийПритч.15:29.
Дер­жав­ныйПс.24:8. Втор.10:17.
Див­ный, СтрашныйВтор.10:17. Пс.68:36, 76:8, 12. Неем.9:32.
Дол­го­тер­пе­ли­вый, Мед­лен­ный на гневПс.103:8.
Еди­ныйВтор.6:4.
Заступ­ник1Цар.24:16. Пс.68:6.
Зна­ю­щий тай­ны сердцаПс.44:22.
Изба­ви­тельПс.18:3, 70:6.
Иску­пи­тельПс.19:15. Ис.63:16.
Испы­ту­ю­щий серд­ца и утробыПс.7:10.
Истин­ныйИс.65:16.
Кара­тель, ПоражающийИез.7:9.
Кре­постьПс.140:8.
Крот­кийПс.86:5.
Мило­сти­выйПс.119:68.
Милу­ю­щий, ЩедрыйПс.86:15, 145:8.
МирСуд.6:24.
Мно­го­мило­сти­выйПс.86:5, 145:8.Иоил.2:13.
Мно­го­мощ­ныйПс.147:5.
Могу­щийПс.89:9.
Могу­щий силоюИов.9:4.
Мощ­ныйБыт.49:24. Пс.132:2. Ис.1:24.
Нака­зы­ва­ю­щий за винуИсх.20:5.
Обо­га­ща­ю­щийТам же.
Огонь поеда­ю­щийВтор.4:24.
Ожив­ля­ю­щий, даю­щий жизнь1Цар.2:6. Неем.9:6. Втор.32:39.
ОтецВтор.32:6. Пс.67:6, 88:27. Ис.63:16.
Пас­тырьПс.80:2.
Покров, Покро­ви­тельПс.32:7, 119:114.
Помощ­никПс.30:11
Прав­ди­выйВтор.32:4. Пс.92:16.
Пра­вед­ныйПс.7:10, 112:4, 145:17. Неем.9:33.
Пре­воз­не­сен­ныйПс.46:11.
Пре­воз­но­си­мыйИс.57:15.
Пре­муд­рый сердцемИов.9:4.
Пре­п­ро­слав­лен­ный, ДостопоклоняемыйПс.18:4, 48:2.
При­бе­жи­щеПс.14:6, 46:2.
При­ста­ни­щеПс.95:22.
Рев­ни­тельИсх.20:5, 34:14.
Сава­оф1Цар.4:4. 3Цар.18:15. Ис.6:3.
СветПс.84:12
Свя­тыйЛев.11:44–45. Пс.22:4, 33:3, 5, 9. Ис.1:4–5, 1:16, 40:25, 25:15
Силь­ныйВтор.10:17. Пс.24:8, Иер.32:18. Неем.9:32.
Сла­ваПс.106:20.
Созда­тельПс.149:2
Сокру­ша­ю­щийВтор.32:39. Пс.68:22.
Солн­цеПс.83:12
Спа­си­тельПс.7:11. Ис.45:15.
Спра­вед­ли­выйПс.118:137.
СудияБыт.18:25, Суд.11:27, Пс.7:12, 9:5, 75:8.
Сущий, СыйИсх.3:14.
Твер­ды­няВтор.32:4. 1Цар.2:2.
Тво­рецИс.40:28.
Тер­пе­ли­выйПс.88:8.
Убе­жи­щеПс.90:1.
Убо­жа­щий, обедняющий, дела­ю­щий бедным1Цар.2:7.
УмПритч.8:14.
Умерщ­вля­ю­щий, посы­ла­ю­щий смерть1Цар.2:6. Втор.32:39.
Хра­ни­тель, СтражИов.7:20. Пс.31:24.
ЦарьПс.5:3, 10:16, 24:1, 10, 145:1.
ЩитБыт.15:1. Втор.33:29. Пс.3:4, 18:31, 84:10.

Восприятие имени Бога

О христианском отношении к именам Бога лучше всего говорит третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно» (Исх. 20:7). Упоминать Творца следует только в благоговейной молитве. Издревле существует и магический, греховный взгляд на эту тему. Если человек знает, как зовут Бога, это якобы даёт ему безграничную власть.

В ветхозаветные времена евреи неразрывно связывали Бога с Его именами. Они считались такими же священными, как и Сам Создатель. Поэтому иудеями использовался тетраграмматон (יהוה) – четырёхбуквенное обозначение имени Бога, которое было запрещено произносить. Иудеи считали, что в этом имени заключена великая сила, и при произношении благоговейно заменяли его другими словами.

В каббале тетраграмматон упоминается как одно из десяти Священных Имён Творца. В этом имени якобы заключены все основные геометрические формы (точка, линия, плоскость, куб). Тетраграмматон прочно вошёл в мировую культуру. Он с древности фигурирует в фольклоре, искусстве и различных мистических учениях.

Имена Божии в Евангелии, или в книгах новозаветного Писания

Аль­фа и ОмегаОткр.1:8, 21:6, 22:13.
Бла­гийМф.19:17. Мк.10:18.
Бла­го­сло­вен­ный во веки2Кор.11:31.
Бла­жен­ный1Тим.6:15.
Блю­сти­тель, Пастырь1Пет.2:25.
Бог есть ДухИн.4:24.
Бог мираРим.15:32, 16:20. Евр.13:20. 2Сол.3:16.
Бога­тыйЕф.2:4.
Вели­кий1Тим.2:13.
Вер­ный1Сол.5:24, 1Ин.1:9
Вла­ды­каДеян.4:24.
Все­выш­нийЛк.1:32, 76.
Все­дер­жи­тельОткр.1:8.
Гос­подьДеян.4:24, 1:24.
Гос­подь неба и землиМф.11:15.
Гос­подь господствующих1Тим.6:15.
Еди­ный1Кор.8:5. Гал.3:20. 1Тим.2:5.
Еди­ный име­ю­щий бессмертие1Тим.6:16
Еди­ный истин­ный БогИн.17:3. 1Тим.1:17.
Живу­щий во веки веков1Ин.2:10
ЖивыйДеян.14:15. 1Тим.3:15, 4:10, 6:17. Евр.9:14
Зако­но­да­тельИак.4:12.
Изба­ви­тельРим.11:26.
Истин­ныйРим.3:4, Ин.17:3, 1Сол.1:9.
Любовь1Ин.4:8. 2Кор.13:11.
Мес­сияИн.1:41, 4:25.
Мило­серд­ныйЛк.6:36.
Мно­го­мило­сти­выйИак.5:11.
Могу­ще­ствен­ный1Тим.6:15.
Мсти­тель1Сол.4:6.
Неви­ди­мый1Тим.1:17, 1:18, 6:16. Ин.1:18, 6:48.
Нел­жи­вый в обетованияхТит.1:2
Нетлен­ныйРим.1:23. 1Тим.1:17.
Оби­та­ю­щий в непри­ступ­ном свете1Тим.6:16
Ожи­во­тво­ря­щий всё1Тим.6:13.
ОтецМф.5:48, 6:9.
Отец духовЕвр.12:9.
Отец мило­сер­дия, Бог утешения2Кор.1:3.
Пас­тырьИн.10:11.
Пер­во­на­чаль­ный1Ин.2:13–14.
Пра­вед­ныйИн.17:25, 1Ин.1:9
Пре­муд­рый1Тим.1:17, Иуд.25.
Свет1Ин.1:5.
Свя­тыйИн.17:11.
Серд­це­ве­децДеян.1:24, 15:8.
Силь­ныйЛк.1:49.
Сло­воИн.1:1.
Совер­шен­ныйМф.5:48.
Спа­си­тельЛк.1:47, 2:11. Ин.4:42. Иуд.25:1, 1Тим.2:3, 4:10
Судия1Пет.2:23. 2Тим.4:12.
Царь веков1Тим.1:17.
Царь цар­ству­ю­щих1Тим.6:15.
Чистый1Ин.3:3.

Как появился Бог-Отец?

Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:

  1. Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
  2. Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог — повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]