Из каких книг состоит Библия — основные части Священного Писания

Латинская Библия переписанная вручную в 1407 г. н. э.
Би́блия

(от греч. βιβλία — книги, ед. ч. βιβλίον, уменьшительное от βίβλος — книга) — собрание древних текстов, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н. э. — II в. н. э.). Является Священным Писанием для всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, однако канонизирована она только в первых двух названных.

Библия является единственно верным источником, который в достаточной мере раскрывает сущность Бога, показывает отношение Бога к человеку и разъясняет, каким образом человек может обрести общение с Создателем.

Книга Божественного происхождения

При знакомстве с любой книгой хочется узнать, кто ее автор, содержание и общий объем произведения. Так происходит и с Библией. Впервые взяв в руки увесистый том Синодального издания, человек закономерно хочет задать различные вопросы. Кто ее написал? О чем в ней написано? Сколько всего страниц и глав в Библии?

У многих людей Библия имеется дома, однако читают ее не все. Это можно объяснить отсутствием адекватного понимания, что же собой представляет эта Книга. Попробуем в этом разобраться.


Библия в православном богослужении

Библия: общие сведения

В ветхозаветную эпоху для обозначения священных текстов использовалось еврейское слово «микра» (» מקרא», до­слов­но переводится как «чте­ние»). По гречески обозначение совокупности священных текстов звучит как «Библия» («τὰ βιβλία»). В раннехристианские времена такое наименование получил весь комплекс Священного Писания (Ветхий и Новый Заветы). Деление Библии на два Завета связано с Воплощением Сына Божия. До Его Рождества — Ветхий Завет, после Рождества — Новый Завет.

В Библию были включены книги разнообразного содержания, написанные в разные эпохи различными литературными стилями и жанрами. Они писались в течение длительного периода, более тысячи лет. Авторство этих Книг принадлежит абсолютно различным людям: пастухам, рыбакам, священникам, царям, книжникам. Вдобавок все они писали на разных языках: еврейском, арамейском, греческом. Но при всем этом Библия представляет собой единое целое. Ни одна из книг не противоречит друг другу. Все они дополняют учение о истинном Создателе мира.

«Очень примечательный факт, на который стоит обратить особое внимание – Христос ничего не писал Сам… И суть христианства не в писании, не в книгах и учениях. Она в воплощении Сына Божия и тем самым спасении людей. Христос не только и не столько Учитель, сколько Спаситель человечества. В этом принципиальное отличие христианства от других религий.

Например, для мусульман воплотившееся в мире Слово Божие – это книга, Коран. В исламе считают, что Коран существовал еще до сотворения мира и что он буквально слово в слово надиктовывался Аллахом пророку Магомету. В христианстве же Слово Божие – сам Христос. А Библия, «Книги», лишь говорят о Нем, сначала предвещая Его пришествие в Ветхом Завете, затем уже непосредственно рассказывая в Новом Завете о Его земной жизни, чудесах, страдании, смерти и Воскресении» (кандидат философских наук Пущаев Юрий).

Евангелия

Сходные между собой первые три евангелия (от Матфея, Марка и Луки), описывающие земную жизнь Иисуса Христа в последовательном порядке, содержат немало параллельных мест. В XVIII века они были изданы виде Синопсиса (т. е. параллельными столбцами) и получили общее название синоптических (греч. «зупорзгз» — «обозрение»). Фактически это одно евангелие, представленное в трех вариантах — одном кратком (от Марка) и двух пространных. Евангелие Иоанна Богослова часто именуют «духовным», поскольку этот текст посвящен не столько изложению, сколько осмыслению священных событий.

Матфей и Лука предваряют повествование генеалогией Иосифа Обручника, центральное место в которой занимает фигура царя Давида, основателя царской династии. По Матфею, Давида разделяет с Иисусом 28 поколений, у Луки это число равно 43; есть расхождения и в именах предков, приводимых каждым из евангелистов. У всех синоптиков место, где происходят события, — Палестина, время — I век, а Иисус — долгожданный мессия, потомок иудейского царя.

У Иоанна время действия — вечность, а место — вселенная. И Христос, посланный в мир, — это Свет, Истина, Слово Отца. Пролог Евангелия резко полемичен по отношению к ветхозаветному Шестодневу. Книга Бытия открывается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (то есть материальный мир); Иоанн же говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Иисус Христос Иоанна величественен — это Небесный Царь, пришедший к людям, чтобы установить новый Закон. Он завершает свой земной путь не с отчаянным возгласом: «Отец, зачем Ты Меня оставил?», а с торжествующим утверждением: «Свершилось!»

Ни у кого из евангелистов, кроме Иоанна, нет прямого противопоставления Отца Небесного божеству иерусалимского храма: «Я говорю то, что видел у Отца моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего… Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы меня…» (Ин. 8: 38-42); «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» (Ин. 8: 44).

Исследователи отмечают многочисленные противоречия и внутри каждого из Евангелий, например:

в Нагорной проповеди Христос противопоставляет установлениям иудейского Закона нормы новой этики (Матф, гл. 5), и здесь же дается ясное указание, что не следует ни на йоту отступать от Закона (Матф, 5: 18);

идее спасения только иудеев («Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», Матф., 15: 24 и др.) противоречит столь же категоричное заявление о том, что Царство Божие будет отнято у них и отдано другому народу (Матф., 21: 43);

у Иоанна многократно высказано убеждение, что иудеи не знают Бога («А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели, и не имеете слов Его, пребывающего в вас…», Ин. 5: 37; «И вы не познали Его, а Я знаю Его», Ин. 8: 55 и др.) и в то же время прямо говорится, что «спасение от иудеев» (Ин. 4: 22).

Высказывалось множество предположений по поводу таких противоречий. Ряд исследователей связывают идеологическую пестроту канонических текстов с политической ситуацией, сложившейся после поражения антиримского восстания (132-135 гг.), когда часть иудеев в поиске новых жизненных ориентиров пришла в христианскую церковь. Предполагают, что это обстоятельство повлекло за собой дрейф христианского вероучения от первоначального антииудаизма к относительному примирению и частичному слиянию с иудейской традицией (что проявилось в тенденциозной редакторской правке исходных текстов, связавшей действия Спасителя с «реченным чрез пророков»).

Поиск «истинного» (неповрежденного) канона составляет одно из важных направлений протестантской библейской науки; отчасти это связано с тем, что для протестантского богословия Священное Писание составляет единственный источник истины и веры. Об известном разрыве между церковной ортодоксией и первоначальным вероучением говорят и отечественные исследователи.

Сколько страниц в Библии

Но всё-таки — сколько страниц в Библии? Невозможно дать единственно точный ответ, сколько страниц в Библии. Как и любое типографское издание, Библия может быть разного формата. В зависимости от издательства объём текста на одной странице может различаться в разы. Соответственно, в одной Библии может быть, условно говоря, 300 страниц, а в другой 1000 страниц. При этом их содержание будет идентичным.

Например, знаменитая Библия Кенникотта (15 век, Испания) имеет 922 страницы. Библия Синодального издания насчитывает 1217 страниц. Более корректным будет вопрос не о количестве страниц, а в количестве книг, составляющих Библию.

Первоначально каждая Книга (всего их 77) была представлена отдельным свитком. В период распространения христианства было принято решение объединить их в одно полное собрание. Центральным сюжетом библейского повествования является повествование о спасении Господом человечества, оказавшегося под властью греха и смерти после отступления первых людей от повелений Создателя.

Объединить Книги в один сборник стало возможным не только потому, что все они имели общую тему. Для написания священных Книг их авторы получили Божье вдохновение.

«Если гениального поэта вдохновляет муза, то тех, кто написал Библию вдохновлял Сам Бог. В сердце каждого из них обитал Дух Святой, именно поэтому библейские авторы часто называются пророками. Как и подобает пророкам, они обладали сверхъестественными дарованиями. Господь открывал им то, что сокрыто от взоров других людей, помогал видеть этот мир и все, что в нем происходит Своими глазами. Задача пророка заключалась в том, чтобы выразить это откровение при помощи человеческих понятий и слов в подходящих образах и соответствующей литературной форме» (священник Дмитрий Барицкий).

Структура Библии

Из чего состоит Библия? Священное Писание делится на два раздела: Ветхий и Новый Заветы.

Создание Книг Ветхого Завета относится ко времени до явления в мир Сына Божия. Главной их целью являлось приготовить избранный израильский народ к приходу Спасителя. Они напоминали о заключенном Завете (договоре) с Богом, смысл которого было сохранение избранного народа от духовной гибели. Евреям грозило впадение в язычество и окончательная потеря связи с Истинным Богом.

Книги Нового Завета повествуют про земную жизнь Богочеловека и описывают Его учение. В Посланиях апостолов содержатся наставления для обретения спасения души. Божественное Откровение приоткрывает завесу о последних временах. Заключение Нового Завета свидетельствует о новых качественных отношений между Богом и человеком.

Крестная смерть Спасителя искупила человека от первородного греха и его последствий. Верующий в Истинного Бога обретает состояние сыновства, дающее новые силы для спасения. Теперь человек может относиться к Творцу не как покорный слуга к суровому Господину, а как ребенок к любящему Отцу. Об этом свидетельствует и главная христианская молитва. В ней верующие обращаются к Богу “Отче наш”, то есть “Отец наш”.

Безошибочность

Библия безошибочна, то есть содержит достоверную информацию, не имеет ошибок научного и исторического характера и непогрешимо выполняет своё назначение: приводит человека к личному общению с Богом.

Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи
(Пс.18:8-9 )
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам
(Иоан.14:21 )

Богодухновенными являются копии и переводы Библии, но только в той мере, в которой они сохраняют послание оригинального текста.

Книги Ветхого Завета

Наибольшую по размеру часть Библии составляют книги Ветхого Завета. Разными христианскими конфессиями признаются священными от 39 до 50 ветхозаветных книг. Общепринято их условное деление в зависимости от содержания. Это деление никак не зависит от того, сколько страниц в Библии.

Пять первых книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) считаются законоположительными. В них содержатся повествования про сотворение мира и людей, история получения Божьего Закона.

12 Книг (две книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемия, Есфирь, Иисус Навин, Судьи Израилевы, Руфь, четыре книги Царств) описывают историю израильского народа до Пришествия в мир Сына Божия.

К учительным относятся пять книг: Екклесиаст, Песнь Песней, Иов, Псалтирь, Притчи Соломоновы. Они наставляют соблюдать благочестие и праведность, хранить мудрость и любовь, чтить Господа и следовать Его Воле.

В 17-ти Книгах содержатся пророчества. Они названы по именам своих авторов, пророков: Исаия, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия, Иеремия, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль.

11 Книг (3 Книги Маккавейские, Послание Иеремии, Премудрость Соломона, Варух, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит, вторая и третья Книги Ездры, Иудифь) признаются второканоническими. Эти книги были написаны также в древности (после 4 века до Рождества Христова) на еврейском и греческом языках. Однако Церковь их не признает книгами богодухновенными. Поэтому в Православном богослужении тексты именно этих книг не применяются. Но они были оставлены в списках среди других ветхозаветных книг. Их предназначение — назидательное домашнее чтение, так как содержат в себе высокое нравственное учение.

Переводы

К концу I тыс. до н. э. многие евреи, расселившиеся в странах Восточного Средиземноморья, стали забывать язык Торы — иврит. В этих условиях возникла необходимость перевода Священного Писания на греческий. (согласпо легенде, Танах (Ветхий Завет, в христианской традиции) был переведен семьюдесятью «толковниками» Египта и потому получил название Септуагинта. Цитаты из Ветхого Завета, сопровождающие новозаветные тексты, даются по этому источнику.

Септуагинта содержала на 11 книг больше, чем древнееврейский свод; при этом тексты некоторых канонических книг были дополнены греческими вставками. Эти 11 книг в православии считаются «душеполезными», но не богодухновенными, в католицизме — признаются второканоническими источниками (Товит, Юдифь, Премудрости Соломона и др.).

В 382 году Иероним Стридонский, основываясь на Септуагинте, перевел Библию на латинский; перевод получил название Вульгата (vulgatus означает «широко распространенный, общеизвестный»), В течение нескольких веков использование Библии в католических странах Европы было ограничено лишь Вульгатой.

Реформаторы отстаивали право верующих изучать Библию на национальных языках. В 1380 году профессор Оксфорда Джон Виклиф перевел Вульгату на английский. Через 30 лет после смерти профессора Констанцский собор (1415) признал его еретиком; истлевшие кости бунтовщика были вырыты из могилы, сожжены и брошены в реку.

Суровая кара ожидала и последователей «первого протестанта», которых сжигали на кострах вместе с переведенной Библией.

В начале XVI века Мартин Лютер, главный идеолог Реформации, перевел Библию на немецкий. С победой протестантизма в Германии лютеране смогли читать Библию на родном языке без риска для жизни.

Сегодня Библия переведена практически на все языки мира.

Книги Нового Завета

Новый Завет составляют 27 Книг.

4 Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна — рассказывают о жизни Спасителя на земле, о принятии Им Крестной смерти, о Воскресении из мертвых. В них раскрывается учение Христа о необходимости и условиях спасения каждой человеческой души.

Книга Деяний святых апостолов является исторической. Она повествует о рождении христианской Церкви и распространении христианской веры.

В двадцати одной Книге содержатся поучения апостолов о Господе, о жизни христианской Церкви, наставления, какой должна быть истинная вера. Это Послания апостола Павла к Коринфянам (два), Галатам, Ефесянам, Римлянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам (два), Евреям, к Тимофею (два), Титу, Филимону, Послание апостола Иакова, два Послания апостола Петра, три Послания апостола Иоанна, Послание апостола Иуды.

Пророческий характер имеет Книга Откровений Иоанна Богослова. Эта Книга говорит о грядущих, последних временах. Она написана иносказательным языком, поэтому у описанных в ней видений нет четкой и однозначной трактовки. Все разъяснится в будущем, когда описанные времена настанут.

Еретик

Два меча нельзя вложить в одни ножны.

Персидская пословица

Около 140 года богатый судовладелец и видный деятель ранней церкви Маркион (впоследствии объявленный еретиком) опубликовал Евангелие от Луки и 10 посланий апостола Павла, собранных им во время плаваний по Средиземноморью. Вскоре после этого пресвитеры римской общины, не покидая Рима, чудесным образом обрели «еще более подлинную» версию посланий, а затем и «пастырские» тексты (послания к Тимофею и Титу), заведомо не имевшие к Павлу никакого отношения.

Текст Маркиона был значительно короче «более подлинного», и богослова-диссидента обвинили в том, что он сократил исходный вариант в угоду своим еретическим взглядам. Богословы обильно цитировали опальное издание, что позволило А. фон Гарнаку восстановить его значительную часть. Французский исследователь П. Л. Кушу, сравнив реконструкцию с каноном, пришел к выводу, что версия Маркиона является изначальной и подлинной, тогда как канонические послания включают многочисленные вставки и переделки, иногда полностью разрушающие мысль Павла. Уже автор 2-го Послания Петра указывает на «нечто неудобовразумительное» в посланиях Павла (2 Петра 3:15), а позднеантичный публицист Порфирий прямо упрекает апостола в том, что тот постоянно противоречит сам себе.

На момент конфликта часть римского духовенства придерживалась монархианского учения, отождествляющего Христа с божеством иерусалимского храма (епископы Виктор, Зефирин и Каллист, возглавившие римскую общину после изгнания Маркиона, вошли в историю именно как монархиане). Маркион же в своих сочинениях отвергает вариант вероучения, приводящий «под именем Господа нашего Иисуса Христа» к «Закону и обрезанию». С точки зрения Маркиона, писание надо понимать буквально; для подтверждения его истинности не нужны никакие философские обоснования и никакие внешние авторитеты, тем более авторитет Ветхого Завета.

Противопоставляя Яхве и евангельского Бога-Отца, Маркион пишет: «Первый обещает в награду землю, второй — небо. Первый предписывает обрезание и убийство побежденных, а второй запрещает и то и другое. Первый проклинает землю, а второй ее благословляет… Первый предписывает месть, второй — прощение кающихся… Первый обещает иудеям господство над миром, а второй запрещает господство над другими… В Ветхом Завете — невыносимое иго закона, а в Новом — благое и легкое бремя Христово». «Никакой теодицеи, никакой богословской космологии! Ничего кроме любви!» — так определяет сущность проповеди Маркиона А. фон Гарнак.

Кто и когда написал Библию?

Автором Библии верующие считают самого Бога. Соответственно, люди, написавшие Божественное Откровение, выступают в качестве посредников, передатчиков Высшей Премудрости.

«Библию часто называют Словом Божиим, так как в ней записано то, что Сам Бог говорил людям. Говорил Он ко всему человечеству через избранных, религиозно-одаренных людей, способных слышать Божий голос. Книги, вошедшие в состав Библии написаны разными людьми, в разное время, даже в разные века. При этом автором Библии признается Сам Бог. Книга книг написана не без Бога, но и не без людей, преданных Богу, любящих Бога, знающих Его умом и сердцем. Мы это видим из того, что Бог открылся им. Поэтому наша Библия и являет собой откровение — откровение Бога» (протоиерей Георгий Сидоренко)

Пророк Моисей записал Пятикнижие (Книга Второзакония, 31:8). Пророк Моисей жил в 15 веке до Рождества Христова (3 Книга Царств, 6:1).

Автор Книги Иова достоверно неизвестен. Профессор Павел Александрович Юнгеров (1856-1921) считал, что эта Книга была написана перед Вавилонским пленом (6 век до Рождества Христова). В настоящее время преобладает мнение епископа Рижского Филарета Филаретова (1824-1882). Он относил книгу Иова к периоду Второго Храма (538-70 года до Рождества Христова). Владыка Филарет называл ее самым последним произведением ветхозаветных времен.

10 веком до Рождества Христова датируются книги о жизни царя Давида и царя Соломона.

В 8-5 веках до Рождества Христова были написаны Книги пророков. Имена авторов содержатся в самих названиях этих Книг.

Авторами Книг Нового Завета (1 век) являются апостолы Иисуса Христа.

Считается, что канон книг Ветхозаветных сформировался в Маккавейский период (2 век до Рождества Христова).

Книги Нового Завета были признаны каноническими на Вселенских Соборах. Вопрос о новозаветном каноне обсуждался на Гиппонском (393 год) и Карфагенском (419 год) поместных соборах. Окончательно тексты Нового Завета утверждены каноническими вторым правилом Трулльского собора (692 год). Множество ранних произведений на христианскую тематику были признаны апокрифическими не соответствующими церковными канонам).

Священное Писание

Чтобы Откровение, данное Богом, было неизменным, точным и могло передаваться из поколения в поколение (из рода в род), Господь дал людям Священное Писание. Бог открывал Себя и Свою волю через пророков. Он же повелевал им записывать все, что Он возвещает представителям избранного народа: Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки (Ис 30, 8).

Библия состоит из священных книг Ветхого и Нового Завета, в которых содержится Божественное откровение о Боге, мире и нашем спасении. Через них Бог постепенно (по мере духовного созревания человечества) открывал истины. Самая великая из них — о Спасителе мира. Иисус Христос — духовное сердце Библии. Его воплощение, крестная смерть за наши грехи и воскресение — главные события не только Священной, но всемирной истории. Иисус Христос духовно соединяет оба Завета. В Ветхом Завете говорится о Его ожидании, а в Новом — об исполнении этого ожидания. Спаситель сказал иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин 5, 39).

Важнейшая отличительная особенность библейских книг — историчность. Господь сообщал избранным людям спасительные истины на протяжении более тысячи лет в конкретных жизненных обстоятельствах. От богоявлений, свидетелем которых был патриарх Авраам, до откровений, данных последнему ветхозаветному пророку Малахии, прошло более пятнадцати веков. Среди тех, кого Господь избрал, чтобы они стали свидетелями Истины, были: мудрецы (Моисей), пастухи (Амос), цари (Давид, Соломон), воины (Иисус Навин), судьи (Самуил), священники (Иезекииль). При столь великом разнообразии личностных, исторических, географических, культурных, национальных и других обстоятельств и условий изумляет поразительное единство всех библейских священных текстов. Они полностью согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга. Все они органично вплетены в историческую ткань реальной исторической жизни. Целостный взгляд на историю библейских откровений со всей впечатляющей очевидностью открывает нам пути Божественного Промысла.

Чтение Библии следует начинать с Евангелия, потом обратиться к Деяниям апостолов и Посланиям. И только уразумев новозаветные книги следует приступать к Ветхому Завету. Тогда будет понятен смысл прообразов, предызображений и символов, заключающих в себе пророчества о пришествии в мир Спасителя, Его проповеди, искупительной смерти и воскресении.

Для того чтобы неискаженно воспринять слово Божие, необходимо обращаться к толкованиям творений святых отцов и православных исследователей, опирающихся на их наследие.

Богодухновенность Священного Писания

Священные книги принято называть богодухновенными. Из многих мест Библии видно, что эта главная особенность ее является результатом воздействия Духа Божиего на дух человеческий — на умы и сердца людей, избранных и освященных для особого служения. Вместе с тем Бог сохраняет и дает возможность проявиться индивидуальным человеческим особенностям. Изучая книги, написанные Моисеем, Иисусом Навином, Давидом, Соломоном, Исаией и другими пророками, легко увидеть свойства их личности, черты характера, особенности стиля. Их человеческое слово не исчезло, не растворилось в слове Божьем, а вполне определенно проявилось, придав индивидуальную окрашенность священным текстам.


Проповедь Христа в синагоге Назаретской. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

При этом ни на йоту не умалилась Божественная истина: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3, 16).

Кто написал Библию

Авторами ее были святые люди — пророки (Ветхий Завет) и апостолы (Новый Завет). Сам Господь избирал и призывал их. Современники знали, что это Божьи люди, и потому к их текстам относились как к слову Божиему.

Библейские книги не надо было собирать. Свитки эти хранились сначала в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Священные манускрипты были также в синагогах (молитвенных домах евреев), о которых говорится в святом Евангелии.

Канон Священного Писания

Слово канон в переводе с греческого — правило, мера, образец. Так называли трость, которую в качестве мерила использовали строители. Применительно к Священному Писанию каноничный означает правильный, истинный. Следовательно, это книги, признанные Церковью как откровение Божье.

Как возник канон? Уже при жизни пророков верующие евреи признавали их Божьими вестниками. Книги их читали, переписывали и передавали из поколения в поколение. Последними богодухновенными мужами еврейского народа признаны Ездра, Неемия и Малахия. Они жили в середине V века до Р. Х. Их трудами был окончательно оформлен канон священных книг. Богодухновенные тексты были сведены в единый корпус и распределены по разделам: Закон, Пророки и Писания.

Это собрание священных книг Ветхого Завета было воспринято новозаветной Церковью. Состав канонических книг тот же, но они распределены не по трем, а по четырем отделам.


Пророки Давид, Даниил и Соломон. Россия, Кирилло-Белозерский монастырь

Закон (или законоположительные книги) содержал Божественные предписания и определял все стороны жизни избранного народа — религиозные, нравственные, правовые. Он точно определял отношения человека к Богу и между людьми. Целью законов было воспитание народа в благочестии и послушании Богу. Конечная цель — быть детоводителем ко Христу (см.: Гал 3, 24), то есть уберечь народ от искушений многобожия и языческих пороков и приготовить его к приходу Спасителя.

Исторические книги учат видеть пути Божественного Промысла, ведущего человечество ко спасению. Они показывают, как Господь решает судьбы не только отдельных народов, но и каждого человека. Через все библейские исторические книги как стержень проходит мысль о том, что благоденствие народа зависит от верности Закону Божьему. Отступление от Бога приводит к народным бедствиям. Путь избавления от них — покаяние и исправление жизни.

Учительные книги наставляют в вере и дают уроки духовной мудрости. Они говорят о Божественной любви и благодеяниях, о непреложности Его обетований. Они учат благодарению, страху Божьему, молитве, борьбе с грехом и покаянию. Учительные книги открывают смысл и конечную цель человеческой жизни — праведность и жизнь с Богом. Псалмопевец Давид обращается к Господу: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс 15, 11).

Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин.

Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических.

Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372).

Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке.

Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

Христианские общины воспринимали как слово Божие не только Евангелие, но и Деяния святых апостолов, и Послания. На это есть прямые указания в текстах: я от Самого Господа принял то, что и вам передал (1 Кор 11, 23); сие говорим вам словом Господним (1 Фес 4, 15). Уже в апостольское время Церкви передавали друг другу адресованные им послания апостолов (см.: Кол 4, 16). Члены первенствующей Церкви хорошо знали священные новозаветные тексты. Из поколения в поколение священные книги благоговейно читались и бережно хранились.

Уже к середине II века все четыре наших канонических Евангелия были известны по всем Церквам и Священным Писанием признавались только они. Живший тогда христианский писатель по имени Татиан предпринял попытку соединить все четыре Евангелия в единое повествование (свой труд он так и назвал — «Диатессарон», то есть «Согласно четырем»). Однако Церковь предпочла пользоваться всеми четырьмя евангельскими текстами в том виде, как они были написаны апостолами и евангелистами. Священномученик Ириней Лионский (II век) писал: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей» (Против ересей. Кн. 3, гл. 11).

Новозаветные священные книги были написаны на греческом языке. Только евангелист Матфей, согласно свидетельству историка ранней Церкви Папия Иерапольского (ум. 160 по Р.Х.), записал слова своего Учителя Иисуса Христа на еврейском языке, потом его труд был переведен на греческий язык.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая переведена на все языки и является самой читаемой книгой в мире.

Подлинность Библии

Свидетельствами в пользу подлинности Библии являются свидетельства различных историков. Например, об Иисусе Христе упоминали в своих в трудах Тацит, Лукиан, Плиний Младший, Иосиф Флавий и другие. Доказательством древнего возраста Библии являются сохранившиеся рукописные списки Священного Писания.

Британский музей (Лондон, Великобритания) хранит Александрийский и Синайский списки. В Александрийском списке записаны все Книги Ветхого Завета. Дата его написания относится к 5 веку до Рождества Христова. В Синайском — все Книги Нового Завета и некоторые Книги Ветхого Завета. Этот список датируется концом 4 века нашей эры.

Исторически значимыми считаются Масоретские тексты, представленные в виде рукописей на древнееврейском языке. Считается, что еврейские ученые-книжники из поколения в поколение смогли передать в неискаженном виде тексты Ветхого Завета.

Первым переводом Ветхого Завета на древнегреческий язык является Перевод семидесяти толковников — Септугианта (2 век до Рождества Христова, Александрия).

Большую археологическую ценность представляют рукописи, найденные недалеко от Мертвого моря (Кумранские свитки). Они представлены в виде кожаных свертков. Их обнаружили в пещерах рядом с поселением Кумран в Иудейской пустыне. В результате археологических раскопок во второй половине XX века было обнаружено 25 тысяч артефактов. Находки относились к периоду от 250 году до Рождества Христова до 68 года. Кумранские свитки подтвердили надежность перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык. Это стало доказательством достоверности Библии в историческом понимании. Сейчас эти списки находятся в Храме Книги в Израиле.

Сколько страниц в Библии и как правильно их прочитать

По мнению Святых Отцов, главным условием для понимания Божьего Слова является вера в то, что Слово Божие обращено к каждому человеку. Чтение Священного Писания является одной из форм общения с Создателем. Поэтому православные священники по вопросу о правильности чтения Библии дают советы, применимые к молитве. Необходимо внутреннее расположение души, ее настрой.

«Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним» (святитель Тихон Задонский, 1724-1783).

Нередко можно встретить наставления православным христианам о необходимости ежедневного чтения по одной главе из Евангелия и по две из Апостола. Однако при формальном подходе «надо» не всегда семя упадет в добрую почву и принесет плод. Необходимо, чтобы возник предварительный интерес, как у пророка Моисея:

«И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Книга Исход, 3:1-3).

Господь пытается привлечь внимание каждого, как некогда привлек Моисея. Нужно не пропустить этот момент и следовать по пути к Богу за возбудившимся интересом.

Важным при чтении Библии является наличие благоговения, так как словами Священного Писания к каждому человеку обращается сам Творец.

Также важными являются внимательность и послушание. Слова Библии содержат призыв, обещание, обличение, вдохновение. Главным является не просто их послушать, а послушаться и изменить жизнь для спасения.

«Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и богодухновенны, и выражены по-человечески. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. … Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании» (заявление Московской Конференции Православных и Англикан, 1976).

Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова

Апокалипсис в символической форме раскрывает грядущие судьбы мира, предсказывает приход на землю антихриста и второе пришествие Христа, столкновение сил добра и зла в последней страшной битве и завершение мировой истории полным и окончательным торжеством христианской церкви.

По преданию, Откровение было получено апостолом и евангелистом Иоанном Богословом на острове Патмос, куда он был сослан за проповедь Слова Божия (однако и библейской науке считается доказанным, что Евангелие от Иоанна и Апокалипсис принадлежат перу разных апторов).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]