Притчи, связанные со смертью Иисуса
Каин и Авель | Бытие 4:2-12 |
Жертва Исаака | Бытие 22:1-18 |
Братья продали Иосифа | Бытие 37:21-35 |
Пасхальный агнец | Исход 11; 12:1-17,30 |
Медный змей | Числа 21:4-9 |
Гибель Самсона | Судей 16:15-30 |
Даниил в львином рве | Даниил 6:12-28 |
Иона в чреве кита | Иона 1,2 |
Уничтожение нечестивых
Вавилонская башня | Бытие 11:1-9 |
Содом и Гоммора | Бытие 19 |
Египтяне тонут в море | Исход 14:8-31 |
Восстание Корея | Числа 16:1-3,23-35 |
Давид и Голиаф | 1Царств 17:1-53 |
Илия и пророки Ваала | 3Царств 18:18-39 |
Ангел истребляет 185000 Ассирийцев | 4царств 18:1-7; 19:9-19 |
Золотой истукан и огненная печь | Даниил 3 |
Язычники спасаются за доброту
Раав спасает разведчиков | Навин 1:1-7; 2:1-16 |
Притча о милосердном Самаритянине | Луки 10:25-37 |
Вдова из Сарепты помогает Илие | 3Царств 17:8-24 |
Смысл притчи
Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.
Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; (послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы); чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», —
Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
«Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Притчи царя Соломона
Соломон был сыном царя Давида, после смерти которого занял трон Израиля. Он правил страной 40 лет, не воевал с соседями, вкладывая все силы и средства в развитие страны. Люди приходили к царю за советом, если сами не могли решить спор, а однажды к царю из далеких земель пришла царица Савская. Она была наслышана о мудрости правителя и лично убедилась в правоте людских толков.
Соломон написал книгу притч, которая вошла в состав Библии. Авторству Соломона приписывают и книгу Екклесиаста, где показаны размышления о глупости ежедневной суеты, истинный смысл жизни и говорится о человеческой смерти.
Большая часть притч учит тому, что:
- сыновья должны быть послушны родителям и Богу;
- рассматриваются преимущества мудрых людей над глупыми;
- если дал слово, надо держать обещание;
- показывается пример настоящей и верной жены;
- хождение к блудницам (проституткам) развратит и погубит человека;
- дается алгоритм поведения мудрого человека.
Книга притч состоит из 31 главы. В ее главах коротко рассматриваются очень многие жизненные ситуации, а затем Соломон говорит, как вести себя, чтобы поступать хорошо и иметь успех.
Большая книга лучших притч всех времен и народов
Валтасаров пир
Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божьего в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жёны его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским:
— Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нём, и вельможи его смутились. Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала:
— Царь, вовеки живи! Да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога. Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. И царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нём, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение.
Тогда введён был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу:
— Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его. Но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечён будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю:
— Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами. Кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это, но вознёсся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жёны и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Вот и значение слов: «Мене» — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему; «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; «Перес» — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.
Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет (Дан.5:1 — 31).
Притчи Иисуса Христа
Иисус Христос не только ходил из города в город, исцелял больных и творил чудеса, он учил людей праведной и правильной жизни, в том числе и с помощью притч.
Он рассказывал притчи таким образом, чтобы их понимали только его ученики или те, кто хотят идти за ним, а не фарисеи и книжники, которые искали случая убить Спасителя.
Библейские притчи Иисуса Христа наполнены яркими образами. Не следует искать в притчах Спасителя спрятанные и зашифрованные послания. Уроки библейских притч заключаются в том, чтобы на примере из социальной жизни кратко показать мудрость, которой мы должны следовать.
Притчи из книги Псалом
Притчи использовали не только мудрый Соломон и наш Учитель Христос, их использовали так же Давид и другие пророки. Обратите внимание на ключевую деталь:
‘’Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира’’ (Матф.13:34,35).
Эти слова были приведены из псалма, который, на первый взгляд, просто повествует о библейской истории и неверности Израиля (Псал.77:2,3.). Но первое впечатление обманчиво. На самом деле эта история полна пророческих образов, указывающих на Иисуса Христа, и то, как впоследствии принял его Израиль.
Чтобы изъяснить все эти образы, понадобится написать отдельную книгу (Иоан.21:25.). Поэтому, для сравнения приведём лишь некоторые моменты:
1) Псал.77:14. – Исх.13:21,22; 14:19,20. Исх.23:20,21; 33:2,3. Евр.4:1-3,7,8. Матф.9:2-6.
2) Псал.77:15-17. – 1Кор.10:4-6. Иоан.7:37-40.
3) Псал.77:23-25. – Матф.4:1-4. Иоан.6:27,49-51.
4) Псал.77:36-39. – Рим.3:11-13,19,21,24-26.
5) Псал.77:70-72. – Иез.34:2,22-24. Матф.9:35,36. Иоан.10:6,11,14,15.
Так же, ярким описанием притчей, можно назвать 126-й и 127-й псалмы.
На первый взгляд может показаться, что дети- это благословение для любого христианина. Однако в жизни это бывает далеко не всегда.
- Например, далеко не у всех праведных царей Иуды вырастали богобоязненные дети.
- На время признака последних дней было предсказание о том, что
‘’восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое…’’ (Мар.13:12,13).
Так о чём же нам говорится в этих словах:
‘’Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах (Пс.126:3-5)?..
Что это за человек, который ‘’наполнил ими колчан свой’’?
Ответ даётся через пророчество Исаии:
‘’Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым’’ (Ис.29:22,23. Так же: Исаия.49:2,3).
Когда фарисеи пытались доказывать Христу, что они являлись детьми Авраама, Господь оспорил это, указав на то, что их ДУХОВНЫМ отцом, был дьявол (Иоан.8:37-44.).
Такой же смысл имеет 126-й и 127-й псалом, который указывает на ДУХОВНЫХ детей [Авраама – как образ Небесного Отца, и Сарру – как образ Небесного Царства] (Псал.127:3. Исаия.49:14,20-22. Галат.4:22,24,26.). Важно в первую очередь то, насколько у таковых детей чистая внутренняя сущность от Небесного Отца.
Апостол Павел писал:
‘’…ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого’’ (Рим.9:6-8,25,26).
‘’Нет уже Иудея, ни язычника… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники’’ (Гал.3:28,29).
Выше приведённые изъяснения из книги Псалом являются лишь ничтожно малой частью того, о чём на самом деле повествуется в этих пророческих песнях (Втор.31:19; 32:1-44.). Смысл нашего описания состоит в том, чтобы показать, что Библия, это та книга, которая заслуживает не просто чтения, но и пристального внимания – Прит.2:1-9.
Например, Закон, который был дан через Моисея, всегда ли он имеет прямой смысл? Написано: ‘’Не заграждай рта волу, когда он молотит’’ (Втор.25:4). Если бы впоследствии апостол Павел не написал разъяснения о том, что это касается соработников у Бога трудящихся в церкви (1Кор.3:9; 9:9,10.), как бы мы сегодня понимали этот закон о волах?..
Из данного примера, мы так же можем понимать, что для исследования Писания важны, как Святой Дух (1Кор.2:13,14.), так и УСИЛИЯ для понимания духовного мира от Всевышнего (Матф.11:12,13.).
Притча о блудном сыне
У отца было два сына. Младший ребенок попросил отца разделить наследство со старшим братом и, получив деньги, отправился жить в другой город. Там он потратил все состояние, а когда наступил голод, решил, что лучше ему вернуться домой. Отец принял его с распростертыми объятиями и в честь возвращения сына устроил пир. Старший сын не захотел прийти на пир, он высказал отцу недовольство, что он, не разгибая спины, работает, а отец никогда даже маленького козленка ему не дал, чтобы и он повеселился. В конце глава семьи сглаживает конфликт и примиряет сыновей.
Вот краткий сюжет, наверное, самой знаменитой библейской притчи о блудном сыне. Что же эта притча означает? Отец – это Бог, а его сыновья – это мы. Мы уходим, убегаем от Бога и думаем, что на чужбине будем жить счастливее, чем дома. Но все равно возвращаемся в родной дом: избитые, измученные, усталые. Отец всегда нас встретит с радостью, даст еды и крышу над головой.
Образ старшего брата – это показная вера законников – людей, которые считают, что Бог их обязан спасти за их заслуги перед ним. Они не хотят делить наследство с другими, потому что думают только о себе.
Короткие христианские притчи — 2 часть
Один парень спросил священника
: — Если Бог везде, то для чего мне ходить в церковь? На что тот ответил: — Во всей атмосфере есть вода; но когда тебе хочется пить, ты должен идти к источнику или колодцу.
* * * Человек шептал:
— Господи, поговори со мной. И луговые травы пели. Но человек не слышал. И вскричал тогда человек: — Господи, поговори со мной! И гром с молнией прокатились по небу. Но человек не слышал. Человек оглянулся кругом и сказал: — Господи, позволь мне увидеть тебя. И звёзды ярко засияли. Но человек этого не видел. Он вскричал снова: — Бог, покажи мне видение! И новая жизнь была рождена весной. Но человек и этого не заметил. Он плакал в отчаянии: — Дотронься до меня, Господи, и дай мне знать, что ты здесь. И после этого Господь спустился и дотронулся до человека. Но, человек смахнул с плеча бабочку и ушёл прочь.
* * *
Купил человек себе дом
— новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями — всё хорошо, аккуратно. Рядом, в кривеньком, стареньком домике, жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость сотворит. И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
* * *
Богатый человек однажды пришёл к мудрецу
и сказал: — Я дам тебе тысячу золотых, если ты покажешь мне, где Бог. Мудрец ответил: — Я дам тебе в три раза больше, если ты покажешь мне, где Его нет.
* * *
У одного верующего человека
был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он позвал сына: — Исполни одну мою просьбу. — Какую, папа? — Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать. — А что мне при этом делать? — Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут. Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, после которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим. Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком
быстрый ритм жизни
, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине — и Господь постучится в сердце.
* * *
Мальчик жалуется бабушке
на свою плохую жизнь: на проблемы в школе, с родителями, со здоровьем. А бабушка в это время кушать готовит. Она спрашивает внука, не голоден ли он, не желает ли чего-нибудь поесть. — Конечно, – отвечает внук. Тогда бабушка говорит: — Вот, возьми маргарин. — Фу – протестует внук. — Может быть, два сырых яйца? – предлагает бабушка. — Ну, что ты, бабуля! — А как насчёт муки и соды? – допытывается бабушка. — Бабуленька, – урезонивает её внук. – Всё это несъедобно. На что бабушка отвечает: — Правильно, по отдельности эти продукты не очень-то вкусны, но, если их соединить должным образом, из них получится удивительно вкусный пирог!
Вот также действует Господь. Ты часто задаёшься вопросом, почему Он допускает мои страдания и мучения, но тебе просто надо довериться Ему и знать, что по Его рецептуре, в конце концов, получится что-то необыкновенное. Подборка: bible-facts.org
Притча о добром самарянине
Одной из самых больших и сюжетных притч Иисуса Христа является притча о добром самарянине. Посмотрим на краткий сюжет библейской притчи. Один человек возвращался домой, но на дороге на него напали разбойники, избили и забрали у него все, что он имел при себе. Прошли мимо и священник, и левит, но так и не помогли раненному путнику. Только проезжавший мимо самарянин обвязал раны пострадавшему, отвез его в гостиницу и дал указания, чтобы хозяин гостиницы позаботился об этом человеке.
Когда у Христа спросили, кто для нас будет ближний, тогда он привел в качестве примера данную притчу. В итоге ближним человеку оказались не его земляки, а враждебный к иудеям самарянин. Тот, кто и нам оказывает милость, доброту и щедрость – ближний для нас.
Самаряне не любили евреев, но в этой притче человек, который должен был быть врагом иудею, позаботился о нем.
Другое толкование притчи может говорить, что самарянин – это сам Господь, который обвязывает наши духовные раны и до времени оставляет в гостинице. Но придет время, когда он придет за нами.
Притча о богаче и Лазаре
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. Лк.16:19-31
Богач и Лазарь Василий Иванович Суриков. 1873 г. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей
Притча о Лазаре. Федор Андреевич Бронников. 1886 г. Холст, масло, 127×84.5 см Тверская областная картинная галерея
Притча о сеятеле и ее толкование
На берегу озера Иисус Христос рассказал поучительную притчу, имеющую больше духовный подтекст. Это была притча о сеятеле. Сеятель бросает семена в разных местах: у дороги, на каменистое место, рядом с тернием и на хорошую почву. У дороги семена склевали птицы, на каменистом поле растение сожгло лучами солнце, семя, выросшее с тернием, было уничтожено сорняком. И только в хорошей земле семена дали плод.
Рассмотрим эту библейскую притчу с толкованием более подробно. Сеятель олицетворяет собой Господа или учителя, который говорит слово Божие (образ семени). Птицы уносят семя: когда человек слышит слово Божье, но дьявол уводит его от веры, соблазняя различными мыслями и предлагая греховные альтернативы. Семена, которые упали в каменистую почву, означают непостоянных людей: сейчас они верят в Бога, а когда преследуют за веру или возникает беда, уже не верят в него. Семена в сорняке (тернии) – люди слышат Божье слово, но забывают его, потому что любят этот мир и проводят время в суете. Зерна, которые выросли в хорошей земле, – это образ людей, услышавших слово, которые помнят его, делают добрые дела и имеют мир в душе.
Притча рассказывает о четырех типах людей, которые слышат Евангелие, но по-разному принимают Слово Божие. Успех будет иметь тот человек, который, как добрая земля, принимает в себя семена, которые Бог хочет в нас произрасти и вырастить дерево, приносящее плод.
Притча о фарисее и мытаре
Текст притчи приводится только в Евангелии от Луки (Лк.18:9-14). 9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Фарисей и мытарь. Валериан Крюков https://john-petrov.livejournal.com/143793.html?thread=627889
Короткие библейские притчи
В Евангелии рассказывается много притч. Есть среди них длинные, а есть и совсем короткие, но не менее поучительные. К коротким библейским притчам можно отнести следующие истории:
- бесплодная смоковница;
- притча о виноградарях;
- девы мудрые и неразумные;
- царь и должник;
- неверный управитель;
- зарытый талант;
- богач и Лазарь.
Эти короткие притчи учат нас тому, что нам надо быть честными, правильно исполнять порученное нам дело, не зарывать свои способности в землю, а служить ими Богу и людям.
Рассмотрим некоторые из самых коротких притч Иисуса Христа.
Богач и Лазар
Богач умирает и попадает в ад, а нищего Лазаря забирают в рай. Богач умоляет забрать его на небо, но ему отказывают, и дело не в его богатстве. Богач неправильно распорядился деньгами, используя их на развлечения, он и не думал помочь Лазарю, который всю жизнь голодал.
Притча о виноградарях
Это история о том, как хозяин виноградника отдал его виноградарям, а те сначала убили слуг хозяина, а потом и его сына, в надежде, что станут властителями виноградаря. Но хозяин поступил с ними по справедливости. В сыне хозяина отчетливо видны черты Иисуса Христа, которого Отец отправил в этот мир, а фарисеи и книжники (виноградари) убили его.
Знамения в Библии
Притчи в Библии, описываются не только какими либо примерами и образами (Иез.17:2-15; 20:47-50.).
Например, у пророка Иезекииля, описывается событие, пророческое действие [или знамение], которое так же является своего рода притчей. В ней написано:
‘’…так говорит Господь Бог: поставь котел, поставь и налей в него воды; сложи в него куски мяса, все лучшие куски, бедра и плеча, и наполни отборными костями; отборных овец возьми, и [разожги] под ним кости, и кипяти до того, чтобы и кости разварились в нем. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! и Я разложу большой костер… Прибавь дров, разведи огонь, вывари мясо; пусть все сгустится, и кости перегорят. И когда котел будет пуст, поставь его на уголья, чтобы он разгорелся, и чтобы медь его раскалилась, и расплавилась в нем нечистота его, и вся накипь его исчезла. Труд будет тяжелый; но большая накипь его не сойдет с него; и в огне [останется] на нем накипь его…
В нечистоте твоей такая мерзость, что, сколько Я ни чищу тебя, ты все нечист; от нечистоты твоей ты и впредь не очистишься, доколе ярости Моей Я не утолю над тобою’’ (Иез.24:3-5,9-13).
Но являются ли такие пророческие действия–притчи редкостью в Писаниях?.. Кроме изъяснённых знамений в Библии, о медном змее, которого вознёс Моисей в пустыне (Иоан.3:14.), и пророке Ионе, бывшем в чреве рыбы три дня и три ночи (Матф.12:38-40.), на самом деле, таковых в Писании множество.
Навуфей и его виноградник
К примеру, обратим внимание на историю с Навуфеем:
‘’у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник… Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! … И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер. … Когда услышал Ахав, что Навуфей был убит, встал Ахав, чтобы пойти в виноградник Навуфея Изреелитянина и взять его во владение’’ (3Цар.21:1-3,11-13,16).
Как вы думаете, кого представляет Навуфей в пророческой истории о винограднике?.. Пророк Исаия писал:
‘’Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот – вопль’’ (Ис.5:7).
- А вот Тот, кто владел ‘’наследством отцов’’, на самом деле был Сын Давидов, Христос, Царь Израиля (Матф.21:33-39.).
- В этой истории с Навуфеем царица Иезавель являлась образом священства Израиля, духовной проститутки (Иез.23:4,45, Иоан.19:15).
Елисей, две медведицы и 42 ребенка
История о том, как Елисей проклял детей, вследствие чего было растерзано двумя медведицами 42 ребёнка, кому-то может показаться нелепой. Однако в этом знамении-притче существует глубокий смысл. Писание повествует:
‘’И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка’’ (4Цар.2:23,24).
Стоит задаться вопросом: почему автор отметил точное число ‘’42’’? Если обратить внимание на родословную Христа, то там так же мы заметим удивительную точность, указывающую на сорок два рода:
(14 + 14 +14 = 42)‘’Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов’’ (Матф.1:17).
Какая связь существует между этими двумя фактами?
Отметим такую параллель:
- Елисей, был преемником Илии и получил двойной Дух (см. 4Цар.2:9-11.).
- Так же, Христос был преемником Иоанна Крестителя [большего Илии – Лук.1:13,17.], и имел несравненно больший Дух.
Впоследствии, больший Елисей, Христос проклял 42-й род от Авраама, сказав:
‘’да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей’’ (Матф.23:35,36).
А кого представляли в истории с Елисеем две медведицы?
Пророк Малахия писал:
‘’помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием’’ (Мал.4:4-6).
Эти два пророка [Илия и Моисей], были свидетелями против нечестивого рода, который не принял Христа (Лук.9:30,31. Иоан.5:45-47.).
И в 70-м году н.э. римскими войсками было уничтожено более миллиона иудеев вместе с Иерусалимским храмом (Лук.23:28-31.).
Библейские притчи для детей
В Библии нет специально предназначенных для детей притч. Все зависит от возраста ребенка и от того, как конкретную притчу ему преподнести.
К детским, подростковым притчам можно отнести историю о заблудшей овце. В этой маленькой притче говорится о том, что овца убежала от стада, а когда пастух ее нашел, то обнял и с любовью принял обратно. Пастырь в притче представлен добрым и любящим, для которого важна каждая овца. Так и Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, и для него важен каждый человек, даже тот, кто убегает, а затем, как блудный сын, возвращается домой.
Любую притчу можно рассказать ребенку простым и ясным языком, чтобы он понял и осознал истину, которую могут нести библейские притчи.
Притча о званых на брачный пир
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска’ свои, истребил убийц оных и сжёг город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22, 1-14).
Притча о званых на брачный пир. А. П. Никитин. 1848 г. Масляная живопись по сухой штукатурке. 355×470 см Роспись аттика в северо-восточной части Исаакиевского собора. https://www.isaac.spb.ru/photogallery?step=2&id=1124
Притчи Нового Завета. Сводная таблица
Притча | место в Евангелии: | |||
о сеятеле | Мф.13:1-23 | Мк.4:1-20 | Лк.8:4-15 | — |
о плевелах | Мф.13:1-23 | Мк.4:1-20 | Лк.8:4-15 | — |
о невидимо растущем семени | — | Мк.4:26-29 | — | — |
о зерне горчичном | Мф.13:31-32 | Мк.4:30-32 | Лк.13:18-19 | — |
о закваске | Мф.13:33-35 | Мк.4:33-34 | Лк.13:20-21 | — |
о сокровище, скрытом в поле | Мф.13:44 | — | — | — |
о драгоценной жемчужине | Мф.13:45-46 | — | — | — |
о неводе, закинутом в море | Мф.13:47-50 | — | — | — |
о хозяине, хранящем новое и старое | Мф.13:51-52 | — | — | — |
о борьбе с соблазнами | Мф.18:6-10 | Мк.9:42-50 | Лк.17:1-2 | — |
о заблудшей овце | Мф.18:10-20 | — | Лк.15:3-7 | — |
о немилосердном должнике | Мф.18:21-35 | — | Лк.17:3-4 | — |
о добром пастыре | — | — | — | Ин.10:1-21 |
о милосердном самарянине | — | — | Лк.10:25-37 | — |
о неотступной просьбе | — | — | Лк.11:5-8 | — |
о безрассудном богаче | — | — | Лк.12:13-21 | — |
о рабах, ожидающих возвращения своего господина | Мф.24:42-51 | — | Лк.12:35-48 | — |
о благоразумном домоправителе | Мф.24:45-51 | — | Лк.12:42-48 | — |
о бесплодной смоковнице | — | — | Лк.13:6-9 | — |
о любящих первенствовать | — | — | Лк.14:7-15 | — |
о званных на вечерю | — | — | Лк.14:16-24 | — |
о блудном сыне | — | — | Лк.15:11-32 | — |
о неверном домоправителе | — | — | Лк.16:1-17 | — |
о богатом и Лазаре | — | — | Лк.16:19-31 | — |
о судье неправедном | — | — | Лк.18:1-8 | — |
о мытаре и фарисее | — | — | Лк.18:9-14 | — |
о работниках, получивших ровную плату | Мф.20:1-16 | — | — | — |
о десяти талантах | Мф.25:14-30 | — | Лк.19:11-28 | — |
о двух сыновьях | Мф.21:28-32 | — | — | — |
о злых виноградарях | Мф.21:33-46 | Мк.12:1-12 | Лк.20:9-19 | — |
о званных на брачный пир | Мф.22:1-14 | — | — | — |
о десяти девах | Мф.25:1-13 | — | — | — |
о Страшном Суде | Мф.25:31-46 | — | — | — |
- Статьи, заметки и прочее >
- Теология >
- Библеистика >
- Новый Завет >
- Обобщающие вопросы >
- Евангельские притчи