Мiръ
Часовня Пантелеимона Целителя (Старый Крым) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:45.02060800000000284626366919837892055511474609375,»lon»:35.09698300000000159570845426060259342193603515625,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_(%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC)\» title=\»\u0427\u0430\u0441\u043e\u0432\u043d\u044f \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u0426\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f (\u0421\u0442\u0430\u0440\u044b\u0439 \u041a\u0440\u044b\u043c)\»\u003E\u0427\u0430\u0441\u043e\u0432\u043d\u044f \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u0426\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f (\u0421\u0442\u0430\u0440\u044b\u0439 \u041a\u0440\u044b\u043c)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0443 [[\u0418\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a \u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u0426\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f (\u0421\u0442\u0430\u0440\u044b\u0439 \u041a\u0440\u044b\u043c)|\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e \u0438\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u0430 \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u043a\u0430 \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u0426\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f]].»,»title»:»\u0427\u0430\u0441\u043e\u0432\u043d\u044f \u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u0426\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f (\u0421\u0442\u0430\u0440\u044b\u0439 \u041a\u0440\u044b\u043c)»,»link»:»»,»lat»:45.02060800000000284626366919837892055511474609375,»lon»:35.09698300000000159570845426060259342193603515625,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
Адрес:
Россия, Республика Крым, Кировский район, г. Старый Крым, ул. Свободы
Часовня Пантелеимона Целителя
находится у святого источника великомученика Пантелеимона Целителя.
История[править]
Часовня Святого Пантелеимона — православная часовня в городе Старый Крым.
Посвящена святому Пантелеимону, почитаемому верующими, как целитель и покровитель врачевания. По преданию, часовня была построена в 1826 году над источником, в котором была обнаружена икона святого.
Старая часовня сгорела в 1949 году.
В 2001 году на деньги прихожан была построена новая часовня.
Источник, вода которого считается целебной, также сохранился. За ним долгое время ухаживала Ксения Токарева, переехавшая в Старый Крым из Топел в 1958 году.
Часовня святого Пантелеимона в старой Москве
Богоявленский мужской монастырь на Никольской ул. В нем находилась часовня вмч. Пантелеимона. Фото 1883 года. |
В старой Москве во имя святого великомученика Пантелеимона было освящено несколько больничных церквей и знаменитая часовня в Китай-городе на Никольской улице, стоявшая напротив храма Владимирской иконы Богоматери. Она тоже была разрушена большевиками.
Святой великомученик Пантелеимон жил в конце III — начале IV вв. от Рождества Христова. Он родился в малоазийском г. Вифания, в богатой и знатной семье: младенца назвали Пантолеон, что означало «по всему лев». Отец его был язычником, а мать, святая Еввула, христианкой и воспитывала сына в истинной вере, но рано умерла. Отец отдал мальчика в языческую школу, а потом отправил в Никомидию учиться медицинскому искусству. В этом городе святому Пантелеимону и предстояло принять мученический венец за Христа.
Вскоре после завершения учебы талантливого юношу представили императору-язычнику Максимиану, который захотел, чтобы он остался придворным врачом. В это же время святой Пантелеимон тайно познакомился с пресвитером Ермолаем, и каждый вечер слушая его слово о Христе, уверовал сам. Однажды, возвращаясь после беседы домой, он увидел на дороге мертвого ребенка, умершего от укуса ехидны, которая корчилась рядом. Святой Пантелеимон стал просить Господа воскресить чадо и умертвить ехидну, решив, что если его молитва исполнится, он сам станет христианином. Просьба его исполнилась у него на глазах, и он принял у пресвитера Ермолая Святое Крещение. А потом, после бесед с уверовавшим сыном, в христианство перешел и отец святого Пантелеимона.
Став христианином, святой Пантелеимон продолжал лечить больных, сочетая молитву с даром врачебного искусства. Он безвозмездно исцелял по молитве Господу страждущих, убогих, нищих, узников. Из зависти другие врачи донесли на него императору, что святой Пантелеимон – христианин и лечит христиан – то было время страшных языческих гонений. Максимиан потребовал от святого принести языческую жертву, но вместо этого своими глазами увидел, как святой Пантелеимон по молитве исцелил расслабленного. Нечестивый правитель в ярости повелел казнить исцеленного, а святого Пантелеимона пытать. Мученик просил Господа укрепить его и услышал ободряющий глас: «Не бойся, Я с тобой!» Не добившись отречения, император приказал убить святого Пантелеимона, но меч вдруг стал мягким, как воск, и пораженные воины воскликнули: «Велик Бог христианский!» В это время Господь вновь открылся мученику и его палачам: голос с неба во всеуслышание назвал его «Пантелеимоном», что значит «многомилостивый». Так незадолго до смерти мученику Пантолеону было даровано новое, истинное христианское имя.
Воины отказались казнить святого, но он сам повелел им исполнить приказ императора – смерть постигла его в 305 году. Когда ему отсекли голову, кровь окропила масличное дерево, которое зацвело и принесло целебные плоды. Тело святого было брошено в огонь, но оказалось неповрежденным, и похоронили его в Никомидии.
Первые храмы во имя святого Пантелеимона появились уже в IV веке в Константинополе и Севастии Армянской. На Руси великомученик почитался уже в XII веке. Великий князь Изяслав принял христианское крещение под именем Пантелеимона и носил образ святого на своем шлеме – это однажды спасло ему жизнь в битве. При Петре I в праздник святого великомученика русская армия дважды одерживала победы в Северной войне– при Гангуте в 1714 году, что стало первой победой русского флота над шведами, и Гренгаме в 1720 году. Через два года император приказал устроить храм во имя святого Пантелеимона в Санкт-Петербурге.
Ныне честная глава святого почивает в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и его подворье открыто в Никитской церкви в Котельниках близ Таганки. Не столь давно честные мощи святого Пантелеимона были привезены в Москву и на несколько дней выставлены на поклонение в Новоспасском монастыре. В Православной Церкви святой Пантелеимон призывается в помощь при Таинстве Елеосвящения.
Основание московской часовни было связано с тем, что в 1866 году в Москву из русского Пантелеимонского монастыря на Афоне была привезена икона Богоматери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеимона, святой крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился по прибытии в мужском Богоявленском монастыре, и в его соборном храме святыни были выставлены для поклонения. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так, что храм с утра до вечера был переполнен молящимися: совершались и совершались исцеления, благая весть о них облетала город, и народу все прибывало.
В связи с огромным количеством паломников в 1873 году при Богоявленском монастыре по благословению афонских старцев выстроили Афонскую часовню для этих святынь, на той же Никольской улице. (Теперь на ее месте — угловой сквер на пересечении Никольской и Богоявленского проезда, поскольку здание было сломано в 1929 году.) Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Уже в 1879 году стали думать о построении новой.
И в 1880 году брат настоятеля афонского Пантелеимоновского монастыря, потомственный почетный гражданин Иван Сушкин подарил для нее монастырю участок своей земли на Никольской улице ближе в Владимирским воротам. Спустя год началось строительство новой часовни во имя святого Пантелеимона, на многочисленные пожертвования москвичей. Возводил ее знаменитый архитектор А. Каминский, зять братьев Третьяковых, автор соседней арки Третьяковского проезда. В ознаменование продолжения традиции он оригинально воспроизвел на фасаде своего здания облик фасада старой Афонской часовни.
Сооружение оказалось очень необычным для Москвы, поскольку часовня снаружи имела вид огромного, величественного храма, большой высоты и внушительных размеров. Теперь она могла принять в себя множество молящихся, притекавших к ней и целый день толпящихся в очереди у часовни. Было и другое, сугубо архитектурное решение зодчего создать на Никольской улице новую высотную доминанту, образованную церковным зданием: в продолжение исторической традиции застройки этой местности, где возвышались колокольни и церкви Богоявленского, Заиконоспасского и Никольского монастырей. Теперь и новая грандиозная часовня довлела не только над одной Никольской, но и над всем Китай-городом, крупнейшим деловым центром Москвы, в котором уже строились высокие «светские» здания коммерческих банков, страховых компаний, акционерных обществ.
В июне 1883 года состоялось освящение новой московской часовни, приписанной к Богоявленскому монастырю, и афонские святыни были с благоговением перенесены в нее. Она считалась одной из самой богатой реликвиями в Москве: здесь были чудотворный образ Спасителя, иконы Богоматери «Скоропослушница» и Иверская, святого великомученика Пантелеимона, ковчег со святыми мощами.
Праздник святого Пантелеимона был московским торжеством. Каждый год 27 июля (9 августа) крестный ход отправлялся из часовни к Богоявленскому монастырю. Богомольцами была запружена Никольская, и чтобы все молящиеся могли поклониться и приложиться к чудотворным иконам, образы выносили в этот день на улицу и ставили под особый шатер.
В обычные же дни православные москвичи ходили в Пантелеимоновскую часовню за освященным, целебным лампадным маслом.
«На каторжные клейма, На всякую болесть Младенец Пантелеймон У нас целитель есть», —
писала о часовне Марина Цветаева. Ходили сюда и за благодатной духовной помощью к знаменитому пастырю, настоятелю часовни, иеросхимонаху Аристоклию Афонскому, который служил здесь очень много лет. В детстве он сам перенес тяжелую болезнь – паралич ног, пока его мать не дала обет уйти в монастырь, если сын исцелится. Став настоятелем Пантелеимоновской часовни, он не только духовно окормлял свою паству, но и помогал неимущим материально, доставал средства на обучение детей из бедных семей, выдавал невест замуж, принимая пожертвования, тут же передавал их беднякам. По свидетельству его духовной дочери, он предсказал Великую Отечественную войну и грядущее спасение России Милостью Божией. По своему предвидению, отец Аристоклий был похоронен на Даниловском кладбище. И после смерти пастыря было явлено чудесное знамение: когда гроб везли на погост, слетелась огромная стая голубей, которых очень любил отец Аристоклий, и, кружась, птицы образовали в небе живой крест. Так они провожали священника до самой могилы.
Со всей России собирались паломники в Пантелеимоновскую часовню. Больные слепотой, эпилепсией, одержимостью, психическими расстройствами, телесными немощами и увечьями чаяли найти себе здесь исцеления и находили его. И после революции икона святого Пантелеимона источала особенную благодатную силу, словно утверждая веру истинную в безбожные времена. В 1927 году незадолго до закрытия часовни здесь совершилось чудесное исцеление от рака больного иудея Григория Кальмановича, и это чудо привело его к уверованию во Христа и принятию Святого Крещения. Болезнь находилась уже в той стадии, что врачи сочли лечение бесполезным, и определили срок оставшейся ему жизни в две недели. По пути из клиники Кальманович ехал мимо часовни и вдруг испытал неимоверное желание зайти в нее. Жена отговаривала, что это христианский храм, но он все же зашел в часовню. Там шел молебен. Больной опустился на колени перед образом целителя и в слезах простоял всю службу, а потом с трепетом приложился к иконе и испытал неимоверно облегчение – его отпустила боль, и он почувствовал себя здоровым. Когда его вновь осмотрели врачи, то не нашли никаких следов заболевания. Не сказав ни слова о своей молитве, исцелившийся вернулся домой и немедленно отправился в местный храм, где поведал эту историю священнику – и с радостью принял христианскую веру.
Воскресенский храм в Сокольниках |
После революции власти запретили выносить чудотворный образ святого Пантелеимона на улицу в праздники. Часовня была закрыта в 1932 году и спустя два года сломана вместе с крепостной стеной Китай-города, но Милость Божия сохранила для Москвы почти все ее святыни. Чудотворный образ Спасителя находится в храм святых Флора и Лавра на Зацепе (см. 31 августа), икону Богоматери «Скоропослушница» передали в храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке, Иверскую – в Знаменскую церковь в Переяславской слободе (около м. «Рижская»). Чудотворный образ самого святого великомученика Пантелеимона и ковчег со святыми мощами из его часовни находится ныне в знаменитом Воскресенском храме в Сокольниках. Так бесценная московская святыня, к великому счастью, не оказалась утраченной.
Домовые больничные церкви с престолами во имя великомученика Пантелеимона находились при Бахрушинской больнице на Стромынке (ныне им. Остроумова), в Мариинском приюте на Донской улице, устроенном для призрения престарелых больных женщин дворянского происхождения, и в Медведниковском лазарете за Серпуховской заставой. Все они были закрыты после революции.
Крестовая пустынь и Святой источник великомученика и целителя Пантелеимона на карте
Адрес монастыря «Крестовая пустынь»: Россия, 354538, Краснодарский край, г.Сочи, Лазаревский район, п.Солохаул, ул.Кошмана, д.10.
Можно заказать индивидуальную экскурсию в Солох-Аул, которая включает в себя посещение всех достопримечательностей Солохаула: усадьбу Кошмана, Свято-Крестовую пустынь, смотровую площадку над рекой Шахе и Корыта на реке Западный Дагомыс.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Как место паломничества
Мы были несколько раз у источника, каждый раз стоит дилемма — подъезжать в нему поближе или оставить машину на обочине. Хорошо бы еще местные власти обратили внимание на путь к роднику со стороны трассы Ибреси — Канаш. С учетом того, что это местная достопримечательность, можно было покрыть асфальтом, тем более, что и всего-то 500 от дороги.
Там брошены какие-то бетонные плиты, на одну полосу, поэтому разъехаться со встречкой сложно, особенно если дождь, снег, распутица. Если оставишь авто у трассы, то много воды не донесешь. Пришлось подъехать поближе. Там стоит часовня и крытая купальня. Чтобы набрать воды надо спускать вниз по ступенькам.
Однако всегда считалась, что тем тяжелее путь паломника, тем большее ему воздастся от Бога. Раньше к святым местам шли пешком, а иногда на коленях или ползком. Поэтому будем считать все эти сложности просто очередным небольшим испытанием. И всегда надо помнить, что самое главное, не посетить святое место, не набрать воды, а наши чувства и помыслы. Желательно рядом с такими местами стать хоть на секундочку “святым”.
Думать, о Боге, о спасении души, о вечном. Если раньше добираться до святых мест было тяжело чисто физически, проблемы с трафиком и логистикой и чисто физическая усталость. То теперь, когда уже посещение таких мест стало бизнесом и везде построено много какой инфраструктуры: отели,магазины, палатки. Вас подвозят на комфортабельном автобусе. Рядом порой продаются куча всяких икон, частичек святых мощей, воды разных объемов и упаковок.
При чем сервис часто очень навязчивый. То очень сложно переключится на поддержание в себе покоя и благоговения, когда на тебя со всех сторон обрушивается этот поток около паломнической индустрии. И на этом фоне посещения скромного ключа, бьющего рядом с Ибреси кажется просто апофеозом простоты и чистоты. Спустился по ступенькам, набрал воды, затащил ее вверх, кругом природа, птички поют. Создается такая атмосфера доброты и чистоты, хочется простить грехи себе и другим.
Свойства ключевой воды
Надо сразу отметить, что вода не “святая”, то есть она портится, если ее долго хранить в закрытом сосуде. Святой вода будет какое-то время зимой после крещенских морозов или если в нее опустить изделие из настоящего серебра. Поэтому воду из Сюрбеевки местные люди просто используют для питья и приготовления пищи.
Но там можно искупаться, есть закрытое помещение, купальня. В теплую погоду это будет приятно. Считается, что окунаться надо в одежде и желательно отдельно мужчинам и женщинам. Накануне лучше поститься и исповедоваться, а перед омовением прочитать молитву. После процедуры надо также произнести благодарственное слово Господу. Можно обращаться к Господу своими словами, главное, чтобы они шли от сердца, например “Дай мне здоровья, чтобы я мог молиться усердно до конца дней своих”
Для удобства на стене купальни висит текст молитвы Великомученику Пантелеймону. Молитва, произнесенная над водой, чудесно изменяет ее свойства, кроме того, она влияет на биоритмы мозга и изменяет сознание, замедляется активная мыслительная деятельность и человек программирует себя на здоровье и долголетие. Рядом находится доска с правилами поведения у места проявления особой милости Божей.
Как добраться
Добраться до источника довольно просто. Сюрбеевка находится практически рядом с Ибресями. Если ехать в сторону г. Канаш, то с правой стороны будет указатель, где надо повернуть. Дорога, как я писала выше, не очень хорошая, но проехать можно. Если вы не собираетесь набрать много воды,то машину можно оставить на обочине или чуть отъехав и прогуляться пешком. Там меньше 1 км, но осенью наверно тяжеловато будет идти пожилым и не совсем здоровым по распутице.
На машине ехать 5 — 10 от Ибреси, пешком — час или полчаса, в зависимости откуда идти. Там проходят мимо автобусы и маршрутки, но поскольку автостанция находится всего в 2 км от источника и до нее надо еще добраться с другого конца поселка, то этот вопрос надо изучать специально. Потому что она часто является конечной остановкой, но иногда что-то едет и дальше.
Деревья вокруг святого места
Прежде всего это ветлы, которых можно назвать зеленым символом Чувашии. Ветла, белотал, ива белая, йамра — традиционный символ чувашской деревни. Сколько себя помню, в деревнях были очень широкие улицы, засаженные ветлами. Растут они по оврагам, берегам рек, держат склоны от оползней и размывания почвы после таяния снегов и ливней.
Эти великаны, которым может быть по 100 лет, защищали дома от пожаров. Из гибких веток плели корзины и делали изгороди. Из мягкой древесины делали различную утварь, детские поделки, свистульки. В кроне деревьев вили гнезда грачи. Прекрасный медонос, во время цветения кружат пчелы. Ветла символизирует жизнестойкость, упорство, оптимизм и обнадеживающий порог выживаемости чувашского народа.
Растет у оврага ветла — красота. Внизу серебрится холодный ручей, В нем косы полощет стыдливо она, В листочках своих приютивши грачей.
А в полдень его не услышит никто, Грачи же летают и громко кричат. Лишь только под вечер, как стало темно, Луна появилась и звезды горят.
И стало спокойно в душе и тепло. Холодный источник струится, течет. О чудо, пробился он, нам повезло! Вода и чиста и прозрачна как лед
Течет по оврагу, впадает он в пруд По берегу ветлы другие растут Одна — недотрога с кудрявой косой, Старуха с коричневой старой корой
Колышет ивовые пряди ветвей. Морщинится зеркало, замер наш пруд. И чудятся души умерших людей, Пришедшие глянуть, как дети живут. автор Николаева М. Р.
Еще там растут вязы, которых много в бассейне реки Суры и окрестных лесных районах. Это либо гладкий, хурама либо шершавый ильм. Деревья — медоносы, морозостойкие, долговечные. С мифологической точки зрения вяз считался “мужским” деревом, а ветла — “женским”. Священные вязы считались связующим звеном между “верхним” и “нижним” мирами. Вяз было не принято сажать около дома.