История России. Князь Владимир Святой. Всё о князе Владимире.


Как Владимир занял престол

Время, в которое родился Владимир, было жестоким. Человеческая жизнь зачастую почти не ценилась. Власть и слава имели гораздо более высокую цену в глазах русичей – современников Владимира.

Изначально посаженный отцом княжить в Новгороде, будущий глава Киевской Руси решил отомстить брату Ярополку за гибель второго брата – Олега. Он действовал обходным путем: посватался к полоцкой княжне Рогнеде, как бы не ведая о том, что она – невеста Ярополка. Рогнеда, естественно, предложение отвергла, и тогда Владимир разгромил Полоцк, убил отца и двух братьев Рогнеды, а ее саму взял замуж против ее воли. Ярополк укрылся в небольшом городке, однако спастись от карающей руки младшего брата ему не удалось: Владимир подослал к нему убийц. Как только убийство свершилось, Владимир остался единовластным правителем Руси.

Книжная миниатюра

Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.


Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672


Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон

Владимир-язычник

Первую половину своего княжения Владимир оставался язычником. Он требовал поклонения языческим богам, особенно выделяя среди них Перуна – любителя жертвоприношений. Перед княжеским теремом стоял огромный идол этого божества. Летописи относят к этому периоду правления Владимира Святославовича единственный случай гибели первых живших на Руси христиан от рук язычников. Сохранилось предание, согласно которому варяг-христианин должен был отдать в жертву Перуну своего единственного сына. Однако он воспротивился, когда волхвы пришли за юношей. И тогда отец и сын оба погибли от рук разъяренных язычников.

Барокко

Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).


Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ


Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание

Крещение Владимира и всей Руси

Великий князь киевский отличался воинственностью и не раз предпринимал далекие походы с целью укрепить Русь, защитить ее границы, а также по возможности присоединить к ней новые территории. Судьбоносным не только для князя, но и для всей русской земли оказался поход на город Коростень (Херсонес), в то время принадлежавший Византии. Город отчаянно оборонялся, но в итоге все же сдался на милость победителя. Раззадоренный удачей Владимир грозился захватить и Константинополь, если только Анна – сестра греческих императоров – не согласится выйти за него замуж.

Анна дала согласие, но при условии, что Владимир станет христианином. Летописи добавляют, что у князя в это время сильно разболелись глаза. Он долго думал, но в конце концов решился принять крещение. Как только священник-христианин, совершая обряд, прикоснулся к Владимиру, у того вдруг прекратились боли, и он почувствовал себя здоровым. Это чудесное исцеление убедило князя в правильности принятого им решения.

Так ли все происходило на самом деле, неизвестно. Какие причины побудили Владимира креститься? Возможно, он, имея возможность наблюдать за разными племенами и государствами во время походов, пришел к выводу, что именно христианство поможет князю сплотить Русь, послужит укреплению центральной власти. Возможно, его впечатлил высокий уровень развития Византии, процветавшей в то время. Не исключено, что на решение Владимира повлиял тот факт, что его родная бабка Ольга в зрелые годы стала христианкой.

После принятия крещения Владимир принялся обращать в новую веру русичей. 988 год стал поворотным в истории – Русь стала православной. Большей частью процесс крещения протекал мирно, однако случались и бунты. Так, взбунтовались вольнолюбивые новгородцы, и князю пришлось «огнем и мечом» усмирять непокорных.

История России. Князь Владимир Святой. Всё о князе Владимире.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик. Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Всё о князе Владимире.

Годы правления: 980 — 1015.

Владимир – сын Святослава, его мать – Малуша, ключница-рабыня княгини Ольги, наложница Святослава.

Пришёл к власти в результате победы в первой феодальной борьбе между сыновьями князя Святослава: Владимиром, Ярополком и Олегом.

В годы его правления завершился процесс формирования государства Киевская Русь.

Внутренняя политика.

  • Дальнейшее укрепление Древнерусского государства:

— 980 г. – проведена первая религиозная реформа, языческая реформа, провозглашение Перуна верховным божеством;

— 988г – принятие христианства, усиление власти князя под именем единого Бога. Церковь стала огромной силой, объединяющей народ;

— 988 г. – завершение административной реформы: сыновей Владимир поставил наместниками в города;

— проведение судебной реформы, принятие «Устава земляного» — свода норм устного обычного (от слова «обычаи») права;

— проведение военной реформы: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян; Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы валы» — это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы.

  • Расширение территории Руси:

— присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены радимичи и хорваты в 984 г.

  • Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:

— в Киеве построили новую крепость, укрепили город земляными валами, украшали архитектурными сооружениями;

— были построены города: Белгород, Переяславль, Владимир- на -Клязьме и другие.

  • Развитие культуры.

— создание просветителями Кириллом и Мефодием славянской азбуки;

— перевод книг с греческого языка, начало распространения грамотности;

— введение специального налога на развитие культуры и архитектуры — десятины. В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)

— развитие иконописи, а также фресковой живописи — изображения на сырой штукатурке.

— начало масштабного каменного строительства.

Внешняя политика.

Основные направления – борьба с печенегами, войны м Польшей и Венгрией.

  • Усиление международного авторитета Руси:

— с принятием христианства страну перестали считать варварской, стали воспринимать как цивилизованное государство;

— Владимир ввёл династические браки, сам был женат на сестре византийского императора — Анне.

Военные столкновения и мирные переговоры с зарубежными странами:

— ведение борьба с печенегами;

— покорение Полоцкого княжества;

— поход в Волжскую Булгарию;

— 981 – первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь – захвачены Червень, Перемышль;

— 985– поход против Дунайской Болгарии и мирный договор с ней;

— 985 – походы на Волжскую Булгарию, а также обложение данью Хазарии;

— 988 – 989- осада Корсуня (Херссонеса) в Крыму;

— 991 – поход в днестровские земли против белых хорватов;

набеги печенегов: 990, 992 – на Перяеславль, 996-битва у Васильево, 997 – нападение печенегов на Киев; строительство на юге – сплошной стены (частокола) на земляной насыпи — Змиевы валы.

— дипломатические контакты со странами: в Киев приезжали послы Папы римского, посольство Руси ездило в Германию, Рим. Мирные договоры с Чехией, Византией, Венгрией, Польшей.

Принятие христианства.

Причины принятия христианства:

  • необходимость обеспечения более прочного объединения племён на основе единой идеологии — религии;
  • принятие монотеистической религии (то есть веры в единого Бога) усиливало авторитет правящего слоя и правителя;
  • социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю, то есть оправдание неравенства;
  • новая религия расширяла бы культурное влияние более развитых стран, прежде всего Византии.
  • необходимость повышения международного авторитета Руси: появлялась возможность заключать политические союзы с другими странами путём династических браков. Кроме того, Русь перестали бы считать варварской, языческой страной.

Значение принятия христианства:

  • усиление власти князя;
  • большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть;
  • развитие культуры, письменности, образования; появление христианских законов — не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов;
  • однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих;
  • возрастание международного авторитета Руси, Русь добилась равноправия с другими христианскими странами, стали возможны династические браки.

Значение правления Владимира Святого.

  • Значительное укрепление власти Великого князя с приятием единой религии.
  • Начало формирования единой идеологии.
  • Завершение процесса формирования государственной территории Руси — были присоединены все восточнославянские земли.
  • Окончательное установление лествичной системы передачи власти, то есть старшему в княжеском роду.
  • Создание системы оборонительных сооружений, крепостей на южных границах.
  • Значительное развитие культуры.
  • Усиление международного авторитета Руси.

Некоторые интересные факты деятельности князя Владимира.

  • При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
  • Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс- бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
  • Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия II. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Маклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
  • Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.

ДАТЫ (подробные).

ДАТЫ. СОБЫТИЯ.
980-1015. Правление князя Владимира Святославича, Святого, Красного Солнышка.
980. Языческая реформа.
981-982. Подчинение вятичей.
981 Первые столкновения с Польшей за приграничную Червенскую Русь – захвачены Червень, Перемышль.
982 Повторный поход на вятичей, отказавшихся платить дань, победа и возлагание дани в двойном размере.
983 Поход на Ятвягов — племена побеждены, территория завоёвана.
984. Подчинение радимичей и хорватов.
985 Вместе с торками Владимир совершает успешный поход на Волжскую Булгарию — заключен мир.
985-986 Успешный поход на хазар — обложение их данью.
985. Поход против Дунайской Болгарии, мирный договор с ней.
988 Поход на византийскую колонию в Крыму Херсонес (Корсунь) — осада и взятие крепости, а затем Заключение мира с Византией на условиях крещения Владимира, заключения брака между ним и византийской царевной Анной, а также предоставления войска русов для подавления мятежа в империи.
988. Принятие христианства.
989-996. Строительство в Киеве Десятинной церкви (первой)- Успения Богородицы.
989 Помощь императору Византии в подавлении мятежа Варды Фоки.
989. Храм Святой Софии в г. Новгороде.
990 Поход против польского князя Мешко I — победа Владимира и заключение мира.
990-991 Крещение Новгорода «огнём и мечом».
992- 996 Битвы с печенегами, успехом не увенчались, вынужденное строительство оборонительных сооружений – Змиевых валов.
992 Удачный поход на белых хорватов.

Битва с печенегами на р. Трубеж — победа русов

994 Поход на дунайских болгар — успешно, захвачены пленники и добыча
996 Битва с печенегами при г. Василёве — победа печенегов.
997 Владимир отправляется на север в поход на чудские племена, в это время печенеги осаждают Белгород.
1000 Поход на Дунай против Болгар. Осада печенегами Киева .
1001 Поход воевод Владимира на печенегов — пленение печенежского князя Родомана с тремя сыновьями
1004 Попытка печенегов осадить Белгород — кочевники бежали, узнав о приближении войск русов под командованием воевод.
1006 Прием посольства волжских болгар и заключение выгодного договора о торговле
1010. Основание г. Владимира.
1013 Польско-печенежский поход на Русь — союзники рассорились, и польский князь Болеслав I перебил кочевников
1014 Прием послов от польского князя Болеслава I и заключение династического брака между Святополком и польской княжной.

Ярослав Мудрый отказывается платить отцу ежегодный налог Новгорода Киеву в 2000 гривен. Владимир приказывает готовиться к походу против сына, но заболевает и не может отправиться. Арест сына Владимира Святополка, его жены и польского епископа по подозрению в организации переворота.

1015. Смерть Владимира I Святославича и начало второй междоусобицы на Руси.

ТЕРМИНЫ.

Духовенство – особое сословие в России конца X века, занимавшееся оправлением религиозных культов; подразделялось на чёрное (монашество) и белое (живущее «в миру» — священники, дьяконы).

Крещение – христианский обряд (таинство), совершаемый над человеком, вступающим в христианскую церковь.

Митрополит – в Православной церкви второй после патриарха в церковной иерархии. В Древней Руси – глава русской митрополии, подчинённый константинопольскому патриарху.

Православие – одно из основных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 10-11 вв. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении христианской церкви на католическую и православную. Центром православия стала Византия и её столица Константинополь. 988 г.- крещение Руси, православие стало государственной религией.

Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I веке н.э. как вера в Иисуса Христа, Богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Иисус означает «Спаситель», Христос – «помазанный». Главный источник вероучения – Библия (Священное писание). В ходе своего развития распалось на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм.

Церковь (от греч. дом Господний) – в христианстве это:

  • здание, в котором происходит богослужение;
  • название всей совокупности религиозно-христианских общин.

Исторические деятели.

Личности. Обзор деятельности.
Ярополк Святославич

(972-980).

Брат Владимира, князь Киевский в 972-980.Старший сын Святослава. Именно ему поручил Святослав править в Киеве во время его войны с Византией.

Плюсы его правления: дипломатические отношения с Германией (король Оттон II), начата чеканка монет, он симпатизировал христианству, читаем в летописи: «хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал…).

В 977 году началась междоусобная война между братьями – Ярополком, Олегом (князь древлянский) и Владимиром (князь новгородский). Святополк напал на владения Олега, тот погиб. Владимир бежал, и Святополк стал правителем всей Руси.

978 – Владимир с варяжским войском отбил Новгород, Полоцк, двинулся на Киев. Изменник Ярополка- воевода Блуд, уговорил его укрыться в крепости Родня, но после осады в ней начался голод. Блуд снова уговорил Святополка идти на переговоры с Владимиром, но во время переговоров князь был убит.

Имя Святополка связано с правлением Владимира в том смысле, что Владимир боролся с ним за власть, коварно убил брата Олега, став единовластным правителем Руси.

Олег Святославич. Брат Владимира, князь древлянский. Был посажен Святославом на правление в 970 году, когда князь отправился на борьбу с Болгарией. В 972 году началась его борьба за власть со старшим братом- Ярополком. Его войска были разбиты под Овручем. Сам Олег погиб под телами коней, упав с моста. Имя Олега связано с эпохой правления Владимира в том смысле, что оба брата вели междоусобную борьбу за власть с Ярополком и друг с другом, в которой победил Владимир.
Рогнеда. Полоцкая княжна, одна из жён князя Владимира I Святославича. Мать будущего князя Изяслава Владимировича- родоначальника князей Изяславичей Полоцких, а также Ярослава Мудрого, киевского князя.

Владимир сватался к Рогнеде, но она отказала ему, так как тот сын невольницы -ключницы. Тогда Владимир с войском пошёл на Полоцк, вынудил выйти Рогнеду замуж (убив её родителей). Она стала второй из шести жён Владимира. В 987 году она хотела отомстить Владимиру, убить его, но тот успел отвести удар. Владимир не убил её, так как пожалел сына Изяслава. Мать и сын были отправлены в Половецкую землю, в город Свислочь, переименованный в Изяславль.

Таким образом, говоря о Рогнеде, нужно отметить, насколько жестокие были нравы на Руси, как до принятия христианства Владимир имел несколько жён, Рогнеду силой женил на себе, так грозен и жесток был он временами.

Анна Византийская. Византийская царевна, жена князя Владимира I Святославича.

После захвата Владимиром греческой крепости Корсунь византийские императоры Василий II Болгаробоец и Константин VIII отдали за него свою сестру Анну, чтобы выполнить условия договора (они просили Русь о военной помощи). Анна была знатной, богатой, красивой.

Братья согласились отдать сестру замуж, если Владимир примет крещение.

Таким образом, одна из решающих ролей в принятии Владимиром христианства принадлежит Анне.

Она участвовала в распространении христианства на Руси, строила церкви, во многом в церковных делах князь советовался с ней. Умерла за 4 года до смерти Владимира.

Добрыня и Путята. С их именам связано крещение Новгорода, который крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
Император Василий II Болгаробоец и его брат Константин VIII. Византийский император ок. 958 — 1025 гг., император с 976 г.

Ни при одном из правителей, занимавших после него византийский трон, империя никогда уже не достигала того могущества и процветания, к которому привел страну Василий II. Но его правление было заполнено как изнурительными, многочисленными войнами, так и внутренними смутами и мятежами. Так его власти угрожали войска полководцев Вардана Склира и Михаила Вурца. Против них он отправил войска своего племянника Никифора II Вардана Фоку. Однако Фока объединил войска с войском Вардана Склира и двинул их против императора. В 987 году он объявил себя императором.

Тогда Василий попросил помощи у князя Владимира, согласившись выдать за него свою сестру Анну. В апреле 988 года войска мятежников были разбиты Владимиром. Далее произошло крещение Владимира и свадьба с Анной.

Брат императора Константин VIII (император с 1025-1028) был соправителем, но государственными делами занимался мало.

Таким образом, имена Василия II Болгаробойца и Константина VIII связаны с тем периодом истории Руси, когда князь Владимир принял христианство.

Князь Мешко I. Первый исторически достоверный польский князь с 960 по 992 гг. В его правление польское княжество включило в свой состав практически все польские земли и стало крупным государством Центральной Европы, играющим важную роль в европейской политической жизни. При нём было принято христианство как государственная религия.

981 г.- русско-польская война. Были заняты Червен, Перемышль, другие земли дулебов. Скорее всего, поход был совместным с немецкими войскам Оттона II. Результатом этой войны, стало возвращение под власть Руси Волыни, Владимир ставит там город (современный Владимир-Волынский на Украине). Под контроль Руси попадают Полоцкие и Туровские земли.

Таким образом, с именем князя Мешко I связаны военные походы Владимира против Польши, его стремление вернуть западные земли.

Польский князь

Болеслав I

Князь Польши в 992-1025.

В 1014 г. — заключение династического брака между Святополком и польской княжной. Однако в том же году Святополк, его жена и Рейнберн, готовившие восстание против князя Владимира Святославича, были арестованы. Святополк был отстранён от наследования киевского престола. Совместный поход Болеслава и печенегов был ответом на этот шаг Владимира, впрочем, союзники рассорились и Болеслав приказал перебить печенегов, после чего вернулся в Польшу.

Карты.


Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Правление Владимира после крещения Руси

По свидетельству летописцев, суровый князь словно переродился, приняв новую религию. Все оставшиеся годы правления он посвятил в прямом смысле слова служению народу. Он успешно воевал с печенегами, изгнав их на несколько лет. Он заставил покориться племена вятичей, чуди и волжских болгар. Прикарпатье присоединилось к Киевской Руси.

На юге государства Владимир строил хорошо укрепленные города, которые должны были защитить землю от набегов кочевников.

Государство он поделил на области, во главе каждой поставил одного из своих сыновей-княжичей. Сам много содействовал возведению храмов, приглашал греческих мастеров для строительства и росписи. Создавал училища, где шло обучение грамоте. Поскольку эти школы существовали при храмах, христианские священники много сделали для просвещения Руси. Князь Владимир заботился о больных и убогих, щедро раздавая деньги из государственной казны на благотворительные цели.

Претерпели изменения и нормы права: прекратились казни преступников – князь велел заменить их денежным откупом.

Искусство Древней Руси

Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.


Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина


Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь

Итоги княжения Владимира

Владимир оставался на престоле почти 4 десятка лет. За время, пока он находился «у руля» государства, Киевская Русь заметно окрепла, вырос ее международный авторитет. Снова усилилась начавшая было ослабевать из-за княжеских междоусобиц центральная власть. Быстрыми темпами развивались торговля, искусство.

Но главное достижение Владимира – он сумел превратить варварскую языческую страну в христианское государство. Народ горько оплакивал князя и нарек его Красным Солнышком за заботу о княжестве и о простых людях.

Классицизм

Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.


Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург


Геракл. Древний Рим. I–II вв. н. э. Государственный Эрмитаж

Авангард


Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»

Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.

Итоги и результаты правления

  • В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти.
  • В начале правления столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей.
  • После столкновения с волжскими булгарами был заключен мир, присходил обмен посольствами и в 1000 был заключён выгодный договый договор.
  • На хазар был совершён поход, однако закрепиться в низовьях Волги не получилось.
  • Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
  • Ради заключения первого династического брака между правящими домами Руси и Византии Владимир сделал христианство государственной религией, помог правителю Констнтантинополя подавить восстание Варды Фоки и совершал походы против дунайских болгар. Войдя в число христианских государств Русь преодолела цивилизационную изоляцию, греческая культура активно начала проникать в жизнь славян, а греки более рассчитывали не опасаться язычников-русов.
  • Владимир смог временно остановить натиск печенегов путем строительства оборонительных валов, основания городов-крепостей и переселения северных племён для охраны границ.
  • Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
  • Начавшееся противостояние с Польшей при жизни Владимира протекало успешно, однако после смерти князя поляки воспользовались междоусобицей, чтобы вернуть часть завоёванных им земель
  • Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси.

Современная живопись

Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.


Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова


Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]