История Новоафонского монастыря — Святой обители в Абхазии


Одна из красивейших достопримечательностей Нового Афона, да и всей Абхазии – мужской Симоно-Канонитский монастырь.

Расположен он у подножья Афонской горы, своими очертаниями напоминающей Старый Афон. Место для воздвижения монастыря было выбрано в 1875 году, афонскими монахами из монастыря Святого Пантелеймона.

Постройку начали возводить неподалеку от храма Симона Канонита, где хранятся святые мощи апостола, а также пещеры, где, по преданию, он любил уединяться для молитвы.

История постройки


Проект обители был создан архитектором Н. Никоновым. Стройка была не из легких. Объем работ включал в себя срез скалистой части горы и расчистку площадки нужного размера, при этом необходимо было вывозить с территории тысячи тонн горных пород и земли.
Постройку осложняло и то, что к монастырю не было удобного подхода, а само место находилось на возвышении 75 м над уровнем моря.

Строительство монастыря финансировалось монахами из Пантелеймоновской обители греческого Афона, для которых царское правительство выделило значительные денежные субсидии.


Не успев достроиться,
монастырь был разграблен во время Русско-турецкой войны в 1878 году, а с 1880 года началось его активное восстановление.
Участие в этом принимал и император Александр III, подаривший монастырю музыкальные куранты. Они до сих пор украшают обитель, возвышаясь на самой высокой монастырской башне.

Принимались также пожертвования на подворье, а в 1900 году строительство было завершено — 28 сентября обитель была освящена и стала одним из самых значимых духовных центров на Кавказе, вплоть до Октябрьской революции.

С этого момента начались трудные времена. В годы Советской власти тут устраивали то склад, то краеведческий музей, то военный госпиталь. Богослужения в Новоафонском монастыре в Абхазии, возобновились лишь в 1994 году. Зазвучал мужской церковный хор, стало налаживаться хозяйство, открылось церковное училище.

Исторические сведения о древнем Афоне

Новоафонская Симоно-Кананитская мужская обитель официально была основана в 1875 году насельниками из Пантелеймоновского монастыря, находящегося в греческом старом Афоне.

Античные поселения на Новом Афоне Абхазии известны с III века, как торговые центры, в которые заходили суда с товаром. На основе развития торгово-экономических связей поселение развивалось и богатело.


Новоафонский мужской монастырь, Абхазия

  • В IV веке здесь была построена крепость на горе Иверии для городской защиты, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита, святого, жившего в первом веке и погибшего от рук римских воинов. По преданию именно благодаря защите Иверской иконы Богородицы эта местность была освобождена от нашествия арабов.
  • Анакопия в восьмом веке являет собой столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
  • В XIV веке генуэзцы начинают осваивать этот регион, появляется Римская дозорная башня, и весь внутренний комплекс крепости модернизируется, ибо среди местного населения укоренилось христианство.
  • В ХІХ столетии царским правительством были выделены средства для постройки мужского монастыря на месте античных построек и пещеры Симона Кананита.

Афонские старцы неслучайно выбрали это место. В крепости Анакопии до строительства мужского монастырского комплекса на Новом Афоне уже велись богослужения в двух соборах, ибо более половины населения были христианами. В горных гротах и пещерах жили отшельники. Апостола Симона Кананита в Абхазии называют пасынком Божьей Матери.

Комплекс Нового Афона


Монастырский комплекс всегда выделялся своими архитектурными достоинствами. На фоне других обителей он представляет собой грандиозный образец неовизантийского стиля.
В центре возвышается Пантелеймоновский собор, украшенный пятью куполами, самый высокий из которых – 40 метров в высоту.

Кроме этого, комплекс обители вмещает еще несколько церковных построек: Надвратный храм Вознесения Господня, храмы мученика Иерона и Божьей Матери, Святого Апостола Андрея Первозванного и преподобных Афонских Старцев.

Верующие приходят приложиться к чудотворному кресту монастыря, а в северо-западной части расположена трапезная, стены которой украшают фрески. Царская аллея, обсаженная кипарисами, напоминает о встрече императора и настоятеля монастыря, тут же стоит небольшая часовня.

Святыни и мощи

Ново-Афонский монастырь в Абхазии хранит множество святынь:

  • мощи Симона Кананита;
  • икона святого Пантелеимона;


    Ново-Афонский монастырь в Абхазии, икона святого Пантелеимона.

  • частица мощей Андрея Первозванного;
  • частица ризы Андрея Первозванного;
  • Образ Богоматери «Избавительница»;
  • частица мощей целителя Пантелеимона;
  • частица мощей священномученика Клемента;
  • Образ Богоматери «Анакопийская»;
  • частица Древа Честного и Животворящего Креста Господня;
  • Образ Богоматери «Пицундская».

Как жили до революции


В 1902 году монахи монастыря выстроили гидроэлектростанцию на 120 лошадиных сил, ими же была сооружена новоафонская пристань, принимающая грузы и пассажиров.
У монастыря была даже собственная железная дорога, которую ему подарил император Александр III, её успешно использовали послушники для транспортировки различных пород дерева и других необходимых для монастыря грузов.

Обитель получила права и на хозяйственную деятельность: функционировали свечной, маслобойный, конский и кирпичный заводики. В садах выращивали фрукты, цитрусовые, послушники монастыря обучали грамоте местных мальчишек.

Монастырь являлся крупным религиозным центром на Черноморском побережье Кавказа. Его посвящали не только верующие паломники всех сословий, но также представителя искусства и литературы, в том числе М. Горький и А. Чехов.

Причины начала строительства

В середине 1874 года прот Святой Горы и греческое духовенство приняли решение о закрытии русского Афонского Пантелеймонова монастыря. Все находившиеся в нём должны были выехать в Малую Азию, где оставался пустующий христианский скит. Однако игумен вовремя узнал об этих планах. Чтобы спасти двор, он написал письмо графу Н. П. Игнатьеву, константинопольскому посланнику. В депеше монах просил походатайствовать перед императором Александром Вторым о предоставлении земельного надела в причерноморской области, который бы принадлежал православной епархии, для обустройства обители.

Место, где будет находиться Афонский монастырь, поручили подобрать насельнику Пантелеймоновой церкви иеромонаху Арсению. Он нашёл участок, на котором, как гласит предание, случилась мучительная смерть Симона Канонита, одного из апостолов, а очертания были похожи на греческую гору. Ещё этот край известен тем, что здесь был построен город Анакопия, бывший ранее столицей Абхазского царства.

В ноябре 1875 года царь Александр II распорядился предоставить требуемое количество земли и передать монастырю руины церкви апостола Кананита, а также генуэзской башни. Братьям предоставлялось право ловить рыбу в реке Псыртсха. И уже к окончанию года прибывшие мастеровые и братья, имевшие опыт в строительстве, под руководством талантливого архитектора иеромонаха Иерона приступили к возведению обители.

Монастырь в наши дни


Сегодня Новоафонский монастырь не только святыня, но и неповторимый памятник культуры. С 2001 года тут открыто духовное училище. Во главе братства – иеромонах Андрей, посвященный в священники в 1997 году.
В 70-е годы прошлого столетия в подвалы обители стала проступать вода, фундамент и стены стали разрушаться, были нарушены дренажные системы.

В 2008 году Россия оказала Новоафонскому монастырю финансовую поддержку и началось восстановление его дренажной системы.

Ремонтно-восстановительные работы проходят и сегодня, реставрируются внутренние помещения, фасад и различные постройки на территории обители.

Упадок и возрождение

После прихода советской власти монахи отстаивали своё право на жизнь и несение службы в обители. Однако под предлогом антисоветской агитации приход закрылся в 1924 году. Хозяйственные работы прекратились, остановилась электростанция и железнодорожное сообщение. Разрушена была и канатная дорога.

Позднее территория монастыря использовалась в качестве туристической базы, а собор — краеведческого музея. Там, где проживал игумен, построили сталинскую дачу, а рядом — дом Л. П. Берии. Существует легенда, что именно Иосиф Виссарионович запретил сносить постройки целиком. Он предостерегал, что может накалиться обстановка среди православного абхазского населения.

Далее события развивались таким образом:

  1. Серьёзные обвалы произошли в 1970-х годах. Нарушилась дренажная система и была подмыта одна из монастырских стен. Чтобы сохранить уникальный памятник архитектуры, потребовались огромные средства.
  2. В годы грузино-абхазской войны 1992−1993 находившийся в здании госпиталь подвергался обстрелам, от чего пострадали все постройки.
  3. С 1994 года в стране узнали новость — в Новоафонской обители начались службы, возродилось паломничество.
  4. 2001 г. — открытие духовного училища и школы регентов.
  5. 2008 г. — восстановлена дренажная система. Работы проводились на средства, перечисленные Россией.
  6. 2009 г. — установка на главном соборе новых куполов.
  7. 2010 г. — восстановление фасада, построек и реставрация внутренних покоев.
  8. 26 мая 2011 года клирики отец Андрей и Дорофей признаны раскольниками с запретом служения. Так как покаяния в расколе не последовало, эти братья отстранялись ещё на 3 года. В ответ обвиняемые отреклись от Русской православной церкви.

Как добраться


Монастырь виден из любой точки Нового Афона, в сам город же можно попасть из любого курортного города Абхазии на рейсовом автобусе или маршрутном такси. От границы с Россией до Нового Афона – 85 км, от Сухума – 21 км (20 мин езды).
Условно город Новый Афон делится на историческую и торговую часть. В исторической части находится большинство местных достопримечательностей.

К Новоафонскому монастырю удобно следовать от остановки «Ракушка» у центральной площади, откуда отходят две дороги – одна к Новоафонской пещере и монастырю, другая – к водопаду и опять же монастырю.

GPS координаты: 43.087407:40.820955. С одной стороны монастырь охраняют горы Кавказского хребта, с другой раскинулся живописный крутой склон к морскому берегу.

Где находится Новоафонский монастырь?

Сначала нужно доехать/долететь до Адлера любыми удобными для вас способами (подробнее я писала в статье «Как лучше добираться до Нового Афона и где снять жилье?»). От вокзала или аэропорта Адлера садитесь на автобус № 173 (другие автобусы и маршрутки останавливаются далеко от Псоу, придется долго идти, а этот маршрут идет прямо до границы), стоимость билет — 25 рублей. Для перехода границы вам достаточно иметь российский, украинский или белорусский паспорт, на каждого ребенка свидетельство о рождении и разрешение на выезд от второго родителя.

Пройдя пропускной пункт, вы окажитесь на площадке-автостанции. Не откликайтесь на многочисленные предложения со всех сторон от абхазов, идите прямо к автобусам и маршруткам. Садитесь в наиболее заполненный транспорт (до Нового Афона или до Сухума). Стоимость билета обойдется в 150-200 рублей. Ну и на маршрутке вы доедете за 1,5-2 часа, а на автобусе ехать около трех часов. Скажите, чтобы вам остановили в центре возле церкви или Приморского парка!


Приморский парк, где находятся 7 прудов

Выходите из транспорта и идете за церковь, а точнее часовенку памяти солдатам, погибшим в войне 1992-1993 года. Перейдите через дорогу к магазинчикам и увидите указатели (к пещерам поворот налево, к монастырю — поворот направо). По дороге вы встретите еще несколько указателей, пока не окажитесь на тропе грешников, вымощенной булыжниками. Теперь начинается нелегкий подъем в гору к Ново-Афонскому монастырю. Говорят, если пройти эту тропу на коленях, вы искупите свои грехи. Подъем займет около получаса, вдоль тропы расставлены палатки торгашей, которые уверяю, что у них «дешевле всего». Это не так, проходите мимо, лучше потом сходите на рынок.

Вход на территорию монастыря настоящий, потому что он действующий и не является музеем.


Красивые пейзажи с площадки возле Ново-Афонского монастыря

Если вы решили целенаправленно поехать в Абхазию, чтобы посетить монастырь, то выбирайте гостевые дома, находящиеся на возвышенности в отдалении от пляжей, так вы сэкономите в два раза на жилье. Средняя стоимость номера за ночь — 600 р.

Практическая информация


Монастырь открыт для посещений каждый день, с 9 утра до 20.00. По воскресеньям и праздничным дням тут проходят службы, и тогда монастырь открывает свои двери уже с 7 утра.
Тут можно:

  • совершить обряд крещения (по предварительной договоренности);
  • обвенчаться (только для жителей Абхазии);
  • исповедоваться;
  • прийти на прием по духовным вопросам.

Подробнее об осуществлении этих процедур расскажет стенд у центрального входа в монастырь, или же можно связаться со служителями по телефону.

На территории монастыря можно фотографировать и вести видеосъемку, но без использования вспышки.

Расцвет монастыря

Почти 30 лет – 1890-е и промежуток с 1900 по 1917 г. – продолжался период расцвета монастыря. Тогда обитель прославилась своей благотворительной деятельностью. Другие монастыри получали из Нового Афона – так город стал называться с 1875 г. – иконы, церковную утварь и книги. Малоимущим гражданам Абхазии бесплатно раздавались продукты питания и лекарство. На территории монастыря была открыта мужская школа для абхазских детей-сирот. Обитель превратилась в крупный центр духовной жизни русского Закавказья.

Подворья Новоафонского монастыря имелись в нескольких российских городах: в Санкт-Петербурге, Ейске, Сухуме, Туапсе, Пицунде и Новороссийске. Три десятилетия 1890–1910-е гг. отмечены важными событиями, связанными с деятельностью иноков обители:

  • построены две канатные дороги: на Афонскую и Иверскую горы;
  • около храма Симона Кананита сооружен водопад;
  • вокруг монастыря разбит большой сад, где росли груши, бананы, апельсины, яблоки, мандарины и другие фрукты;
  • на двух пасеках производился мед;
  • расчищена заболоченная долина реки Псырцхи;
  • сооружена система прудов и каналов;
  • открыто более 10 мастерских: токарных, столярных, ткацких, литейных, кожевенных, переплетных, кузнецких и других;
  • построена собственная узкоколейная железная дорога;
  • в монастырских огородах выращивали картофель и кукурузу, на полях – пшеницу;
  • возведена небольшая электростанция.

Отзывы

Геннадий, Псков


«Я бы не советовал переплачивать за экскурсию к монастырю. Добраться до Нового Афона не представляет проблемы, маршрутки из Пицунды, Гагр и Сухума ходят исправно, а сам монастырь расположен прямо в центре города и виден отовсюду. Такси очень завышают реальную стоимость проезда, поэтому стоит поторговаться. Неподалеку от монастыря расположены небольшие пансионаты и гостиницы, где можно остановиться, если вы захотите провести тут пару дней».

Мария, Усть-Каменогорск

«Новоафонский Симоно-Канонитский монастырь в Абхазии, очень красив и окружен садами и виноградниками. Территория очень живописна. Правда, изнутри заметно, что пока отреставрирована только его внешняя часть, кое-где видна отвалившаяся со стен и потолков краска, некоторые помещения довольно опшарпаны, но это не умаляет величие монастыря, тем более, что ремонтные работы тут не прекращаются».

Людмила, Калуга


«Историческая часть города Новый Афон не отяжелена многоэтажными корпусами, тут нет высоких домов, только частные застройки. Продуктовых магазинов тоже немного, на площади и еще у музея Боевой Славы. К монастырю ведет не одна дорога, но в любой случае нужно преодолеть довольно крутой подъем. Перед входом выдают головные платки и полотно, чтобы обвязаться вместо юбки, если женщина в брюках. Туристов много».

Смотрите видео о Новоафонском монастыре

Отдыхая в Абхазии, обязательно посетите главную достопримечательность — Новоафонские пещеры. Расписание экскурсий, описание залов и многое другое — в интересной статье. Наш рассказ о достопримечательностях Пицунды, об исторических памятниках в Абхазии, читайте на этой странице. О красоте Тешебских водопадов и их лечебных свойствах узнайте из нашего обзора.

Правила посещения монастыря и время работы

Рекомендуем посещать обитель с мая по сентябрь. Начало работы храма в этот период – в 9:00. В холодные месяцы – в 12:00. Вход на монастырскую территорию закрывается в 20:00 летом и в 18:00 зимой. Посещение храмов и собора не потребует каких-либо расходов. При желании гости могут приобрести сувениры в торговых рядах, которые занимают большое пространство, начинаясь на Кипарисовой аллее на полпути к главному входу. Посетителям необходимо соблюдать простые правила во время визита в храмы и прогулок по территории Новоафонского монастыря:

  • женщинам следует покрыть голову косынкой или платком;
  • платье или юбка должны закрывать колени;
  • мужчинам нельзя носить пляжную одежду: шорты, футболки без рукавов;
  • фотографировать на смартфон или фотоаппарат, а также снимать на видео разрешено на всей территории.

Те, кто проголодается на пути к монастырю или обратно, могут приобрести в торговых рядах минеральную воду, выпечку, фрукты, прохладительные напитки и пиво.

Как добраться до монастыря?

Новый Афон – компактный город, несмотря на свой почтенный возраст. Он основан в III веке, но так и не смог разрастись до внушительных размеров. Путь к монастырю начинается от автобусной остановки у Музея боевой славы, которую местные жители называют «Ракушка». Туристам предстоит пройти примерно 1,2 км:

  • мимо Приморского парка по ул. Лакоба до первого светофора;
  • поворот налево;
  • дорога до Покровского храма;
  • далее путь лежит по Кипарисовой аллее (второе название – «тропа грешников»);
  • дорожка идет мимо торговых рядов;
  • Кипарисовая аллея заканчивается у главного входа.

Путь займет около 15 минут. Некоторые туристы посещают Новоафонский монастырь вместе с экскурсиями. Большинство путешественников предпочитает самостоятельное знакомство с обителью. Обычно визит длится 3–4 часа. С экскурсией – гораздо быстрее, но менее интересно.

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

Есть на свете святые места, которые можно назвать иконами других – великих – святынь. Новый Иерусалим под Москвой, Новый Афон в Абхазии… Новоафонский мужской монастырь

, давший имя окружающей его местности, был устроен в 1875 г. монахами – выходцами из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Место для обители по поручению афонских старцев выбрал
иеромонах Арсений (Минин)
– насельник Пантелеимонова монастыря, по послушанию проведший много лет в России, основатель знаменитой до революции Афонской часовни в Москве, погребенный на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Место, на горах которого появилась святая обитель, имеет древнюю историю. Еще до Рождества Христова здесь располагалось селение Псцырха (имя это означает «Пихтовый родник» и заимствовано от протекающей поблизости горной реки). В средние века на горе близ Псцырхи была возведена неприступная крепость Анакопия (данное название происходит от абхазского «анакоп» – выступ), бывшая столицей княжества Абазгия, а затем – Абхазского царства (в Византийских источниках известна также под именем Трахеи).

В первом столетии здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

Апостол Андрей ушел продолжать свою проповедь на север, дойдя до Киева, а затем – и до острова Валаам. А св. Симон Кананит остался в Псцырхе, поселившись в каменной пещере недалеко от селения. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника на кресте, и он принял мученическую кончину в подражание Возлюбленному Спасителю, ради Которого и трудился. Апостол Симон Кананит – тот самый человек, на свадьбе которого Господь претворил воду в вино. Пораженный этим чудом, а еще более – самой личностью Богочеловека, Симон оставил семейный кров и последовал за Христом, сделавшись одним из двенадцати Его Апостолов. За свою ревность по Бозе он был назван Зилотом, что означает «ревнитель» (имя же Кананит указывает на происхождение из Каны Галилейской). Пещера, где подвизался св. Симон Зилот, находится в ущелье реки Псцырхи (за водопадом и железнодорожной станцией Псцырха). На место мученической кончины апостола указывает каменный крест на берегу реки. Над могилой же святого в VI в. был выстроен прекрасный храм, сохранившийся до наших дней.

В 736–738 гг. заступничеством Пречистой Богоматери православным жителям Анакопии удалось отбить нашествие страшного арабского завоевателя – Мурвана-Кру, имя которого в переводе означает «глухой» – так он был назван за свою беспощадную жестокость к завоеванным народам. Мурван-Кру смертоносным вихрем прошел по Кавказу, покорив и разорив Грузинские земли: Картли, Эгриси. Поэтому в Анакопийской крепости нашли прибежище не только жители ее окрестностей, но и грузинский царь Арчил, и его брат Мир. Защитников крепости было 3 000 человек, нападавших – около 60 000. Оборонительные сооружения крепости состояли из трех рядов мощных, опоясывающих гору на разной высоте, стен с башнями (часть их сохранилась по сей день), источник чистой воды позволял защитникам Анакопии не страдать от жажды. Но главной силой мужественных анакопийцев была истинная – православная – вера. Слезно молились они перед образом Пречистой Богоматери, и Заступница Усердная не презрела молитвы христиан. В стане осаждавших началась эпидемия кровавой холеры, от которой в одну ночь погибло 35 000 человек. После этого анакопийцам удалось наголову разбить по-прежнему превышавшего их числом, непобедимого доселе ни для кого, противника. Образ Анакопийской Божией Матери, по молитве перед которым совершилось это чудо, почитался как чудотворный. Он сохранялся в Новом Афоне до ХХ столетия, а затем скрылся из глаз верующих, унесенный страшным вихрем разоряющего святыни безбожия.

Природа Нового Афона. Фото: Малютина Э.

Так почему же именно Псцырхе было суждено сделаться Новым Афоном? Природа Абхазии весьма схожа с Грецией. Буйная субтропическая растительность, теплый климат, мягкие очертания покрытых непроходимыми лесами гор и суровые скалы, обилие воды… Вместе с безлюдьем и девственной нетронутостью природы все то как нельзя лучше способствовало не только созданию «иконы» Афонского монастыря в Российской империи, но и уединенному жительству отшельников. Анакопия в то время была маленьким, едва заметным поселком. Придя сюда, монашествующие во славу Божию облагородили и преобразили дикую местность. Были осушены болота, разбиты мандариновые сады (именно Ново-Афонским инокам мы обязаны знаменитыми абхазскими манадаринами – до этого цитрусовые на Кавказе не выращивались). Местность украсилась оливковыми рощами, на берегу моря появились пруды, где разводили вкусную рыбу (сегодня они несут лишь декоративную функцию).
Для местных мальчиков при обители открылась школа, для приезжающих паломников – гостиница близ моря (она пережила все лихолетья и действует по сей день, жаль только, не принадлежит монастырю. Сегодня это гостиница «Абхазия». Кстати, в 1888 г. в одном из ее номеров останавливался знаменитый русский писатель А.П. Чехов). Гостиница пристроена к еще более древнему архитектурному памятнику – башне XI века – единственной сохранившейся от старинной береговой линии укреплений. Доминантой местности стали возвышающиеся на фоне покрытой южной зеленью горы здания обители, освященной во имя апостола Симона Кананита. Архитектура их возводит ум к монастырям Афона.

Новоафонский монастырь. Фото: Малютина Э.

Главный храм монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону – покровителю Русского Афонского монастыря. Также в обители были устроены храмы во имя апостола Андрея Первозванного, св. Иерона, Вознесения Господня. Внутреннее убранство Пантелеимоновского храма одновременно напоминает Афон и не дает забыть, что находимся мы все же в пределах Российской империи. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии, со сводов же храма на молящихся взирают написанные в Васнецовском стиле лике – расписывали церковь московские художники под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова и артель «Волжских богомазов», руководимая братьями Оловянниковыми. Огромный собор обители сегодня редко заполняется молящимися, до революции же в Новоафонском монастыре подвизалось 730 человек братии.
Гора, на которой вознес свои главы к небу монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней – та самая, на которой находятся остатки Анакопийской цитадели, названа Иверской – в честь одной из главных святынь Афона. В старинной крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, не успевшее завершиться из-за катастрофы 1917 г. Сохранились и стены храма VII в. Сегодня среди древних руин находится с любовью украшенная часовня, где можно возжечь свечу перед образом Иверской Богоматери и почитать акафист Пречистой. Сохранился и кладезь-источник, почитаемый как святой.

Удивительны технические достижения устроителей Новоафонского монастыря.

Так, для удобства подъема на Иверскую гору (ее высота – 344 метра), иноки устроили канатную дорогу, разрушенную затем революционерами. Сегодня на гору можно подняться пешком, путь занимает около часа. К вершине ведет достаточно удобная, асфальтированная до половины дорога-серпантин, начинающаяся от Новоафонской карстовой пещеры (не путать с пещерой св. Симона Кананита!)

Трудясь под руководством специалистов, иноки (в самом начале ХХ столетия!) создали собственную гидроэлектростанцию, для чего выстроили плотину на реке Псцырхе (так появился водопад, по сей день привлекающий гостей Нового Афона). Водопад использовался и как своеобразный холодильник – в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. Работали кирпичная, часовая, литейная, живописная, переплетная и проч. мастерские. В 1888 г. Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником – Цесаревичем Николаем

(будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем). Помолившись в обители, посетив пещеру апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз. Он пригодился инокам для выполнения важного послушания: транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого монашествующие проложили к вершине Афонской горы узкоколейку. Точность расчета была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, на гору же порожний состав тянул пожалованный Царем паровоз. Этот исторический паровозик и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона. Дорога, ведущая к нему, начинается от монастыря.

Вид на Иверскую гору. Фото: Малютина Э.

Немалую часть первых насельников Ново-Афонской обители составили монахи, высланные со Старого Афона в результате печально известной Афонской смуты (споров вокруг Имени Божия). Не вдаваясь в анализ дискуссии, скажем лишь, что состав высланных с Афона насельников был отнюдь не однороден. Встречались среди них и горячие защитники имяславия, были и немирные души, вечно стремящиеся спорить, бунтовать и обличать. Но попадались и простые умом, всем сердцем прилепившиеся к молитве Иисусовой монахи, попросту боявшиеся оскорбить Господа, подписав, как того требовали борцы с имяславием, бумагу, отрицающую, что имя Божие есть Бог. (Подробнее об этом можно прочесть в книге архимандрита Рафаила (Карелина) «На пути из времени в вечность», с.с. 303 – 324).
В Ново-Афонском монастыре действовали лучшие духовные традиции Афона, такие, как старческое окормление монашествующих (согласно греческой традиции, старец – это не носитель особых благодатных даров (прозорливости и т.п.), но опытный духовник, ведущий вверившихся в безусловное послушание ему чад по пути духовной жизни). Насельники обители занимались умным деланием – молитвой Иисусовой. В окрестностях монастыря, среди безлюдных гор, подвизались пустынники.

Грянувшая в 1917 г. революция принесла Новоафонскому монастырю разорение и закрытие, а многим из его насельников – мученические венцы. По преданию, безбожники на корабле вывезли иноков в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… Так что, и вода Новоафонской бухты свята – освящена страдальческим подвигом убиенных за веру. Монастырь был закрыт в 1924 году. Неподалеку от него построили одну из многочисленных дач Сталина (сегодня часть ее территории – здания, где жила охрана, – занимает пансионат «У монастыря»). В монастырских помещениях располагались турбаза и историко-краеведческий музей.

Но духовная жизнь в окрестностях Нового Афона не умерла. В безлюдных горах продолжали спасаться пустынники. В годы государственного безбожия число их возросло: при почти полном отсутствии монастырей в Кавказской «пустыне» укрывались чающие молитвенного уединения со всей России – и мужчины, и женщины. В семидесятые годы XX века окормлять пустынников приезжал знаменитый Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов),

поселившийся после закрытия его родной обители в Сухуме. Новый Афон не раз посещал и еще один из подвижников ХХ столетия –
схиигумен Савва (Остапенко).

Храм св. Иоанна Златоуста в Команах. Фото: Малютина Э.

Схиигумену Савве принадлежит заслуга нахождения утерянного было места III обретения главы Иоанна Предтечи.
Место это – небольшая пещерка близ селения
Каман.
Именно здесь в IX веке православные скрывали от иконоборцев великую святыню – Честную главу Крестителя Господня. Но не только этим славен Каман. В начале IV столетия здесь пострадал святой
мученик Василиск,
а сто лет спустя именно в этом селении испустил дух влекомый в ссылку безжалостными воинами великий
святитель – Иоанн Златоуст.
Измученный тяжкой дорогой, болезнью и жестокостью сопроводителей, не позволявших ему дать отдых измученному телу, святитель накануне кончины узрел в видении святого Василиска. «Завтра будем вместе!» – предрек страдальцу мученик. Со словами «Слава Богу за все!» свт. Иоанн предал душу в руце Божии и был погребен в Камане. Каменный саркофаг его и сегодня с благоговением хранится в Каманском храме, мощи же святителя спустя 30 лет по его отшествии из земной жизни с честью перенес в Константинополь, на место служения свт. Иоанна император Феодосий – сын согрешивших против угодника Божия Евдоксии и Аркадия. Экскурсии в Каман проводятся Новоафонским турбюро, можно воспользоваться и услугами таксиста, но в дождливое время дорога в это святое место затруднена из-за подъема воды в горной реке, через которую приходится переправляться.

В 1994 году началось возрождение Новоафонской обители.

Отреставрирована часть зданий, по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения. По понедельникам и вторникам, если на эти дни не приходится праздников, монастырь закрыт для посещения. Отрадно, что в обители действуют добрые традиции духовной жизни: приветствуется частое приобщение Святых Таин Христовых, священство призывает прихожан к чтению духовной литературы, молитве Иисусовой. Одна из главных святынь обители – частица мощей вмч. Пантелеимона, находящаяся в иконе этого святого, лежащей обычно на аналое в центре храма.

Приехавшие отдохнуть и помолиться в Новый Афон могут устроиться

в одной из гостиниц, в пансионате «У монастыря» (недостатком его можно назвать расположение высоко над уровнем моря и сервис, напоминающий о советских временах при вполне современных ценах, достоинством – непосредственную близость к обители: калитка пансионата выходит прямо на наружный монастырский двор). Богат выбор вариантов размещения в частном секторе: можно снять как комнату в небольшом домике, так и целую квартиру в одной из расположенных на побережье в конце города (в сторону Сухума) пятиэтажек (причем разница в цене не велика).

Несколько практических рекомендаций гостям Нового Афона.

Фрукты и молочные продукты лучше всего приобретать на рынке, действующем в конце города (среди пятиэтажек) на ул. Лакоба. Работает рынок всего 2 часа, с 6 утра. К восьми торговцы распродают свой товар и разъезжаются. Продуктовые магазины с адекватными ценами расположены в этой же части города, в туристическом же его центре (близ обители и водопада) можно приобрести лишь фрукты и лакомства по двух- – четырехкратной цене. Туристическое бюро находится на главной площади Нового Афона –
площади Свободы.
Добраться до Нового Афона

можно, доехав до Адлера, а оттуда – до границы (с. Веселое) на маршрутке. Границу переходят пешком, для чего достаточно предъявить паспорт и оплатить сбор. Пеший путь через границу составляет около километра, предлагают свои услуги носильщики с тачками. От границы в прибрежные города Абхазии (Гагры, Пицунду, Гудауту, Новый Афон, Сухум) отправляются автобусы.

Внутреннее сообщение в Абхазии

совершается с помощью маршрутных такси, автобусов и частных такси. В Новом Афоне автовокзал отсутствует, поэтому транспорт приходится «ловить» на трассе. Пляж в Новом Афоне галечный, полоса мелководья не широка. Тенты в сезон натягиваются на пляже, принадлежащем пансионату «У монастыря», есть там и лежаки. Курортный сезон в Новом Афоне начинается с середины июня. Вход на пляж свободный. Есть и множество «диких» пляжей. В городе работает множество кафе, где подают, в частности, весьма вкусную жареную черноморскую рыбку барабульку, шашлык же почему-то имеет привкус копчености. Близ гостиницы «Абхазия» находится библиотека, которой за небольшую плату могут пользоваться отдыхающие. Рядом с библиотекой расположен теплый
храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы,
службы в котором совершаются, в основном, в холодное время года. Еще одно интересное место в Новом Афоне – одна из крупнейших и красивейших в мире
карстовых пещер.
Пещера благоустроена, туда проводятся экскурсии (в июне 2008 г. стоимость билета составляла 300 р.) Постоянная температура воздуха в пещере составляет +12 градусов по шкале Цельсия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]