Молитвы за всякого усопшего христианина


ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВ НА СОН ГРЯДУЩИМ

Завершающие молитвы

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Перевод:

Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, совершенные словом, делом, сознательно и несознательно, днем и ночью, умом и мыслью, все нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Перевод:

Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбец. Делающим добро сделай добро. Милостиво исполни прошения братьев и родных наших о том, что ведет ко спасению, и даруй им жизнь вечную. Немощных посети и даруй им исцеление. Находящихся на море управь; путешествующим сопутствуй; всем православным христианам помоги. Служащим нам и жалеющим нас дай оставление грехов. Поручивших нам, недостойным, молиться о них помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет лица Твоего. Вспомни, Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастья. Вспомни, Господи, приносящих плоды трудов своих и украшающих святые Твои церкви, дай им по прошениям их то, что ведет ко спасению, и жизнь вечную. Вспомни, Господи, и нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум светом, происходящим от познания Тебя, и выведи нас на путь заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, и всех Твоих Святых, так как Ты благословен во веки веков. Аминь.

Когда отходишь ко сну, произноси:

В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой, Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Перевод:

В руки Твои, Господи, Иисусе Христе, Боже мой, предаю душу мою. Ты же меня благослови, Ты меня помилуй и даруй мне вечную жизнь. Аминь.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Молитвы по окончании 14-й кафизмы

Молитвы по окончании 14-й кафизмы:

КАФИЗМА 14

По 14-й кафисме, Трисвятое по Отче нашПосле кафизмы 14 Трисвятое по Отче наш
Таже тропари, глас 8: Яко блудни́ца припа́даю Ти, да прииму́ оставле́ние, и вме́сто ми́ра сле́зы от се́рдца приношу́ Ти, Христе́ Бо́же: да я́ко о́ную уще́дриши мя, Спа́се, и пода́си очище́ние грехо́в. Яко о́ная бо зову́ Ти: изба́ви мя от тиме́ния дел мои́х.Тропари, глас 8: Как блудница, я повергаюсь пред Тобою, чтобы получить прощение, и вместо мvра слёзы от сердца приношу Тебе, Христе Боже, дабы, как её, Ты пожалел меня, Спаситель, и даровал мне очищение от грехов. Ибо, как она, я взываю к Тебе: «Извлеки меня из тины дел моих!»
Слава: Почто́ не помышля́еши, душе́ моя́, сме́рти? Почто́ не обраща́ешися про́чее ко исправле́нию, пре́жде трубы́ глаше́ния на суде́? Тогда́ несть вре́мя покая́ния. Приими́ во уме́ мытаря́ и блудни́цу зову́щыя: согреши́х Ти, Го́споди, поми́луй мя.Слава:
Что не помышляешь ты, душа моя, о смерти? Что не обращаешься наконец ко исправлению, прежде трубы, возвещающей о Суде? Тогда не будет времени для покаяния. Представь в уме мытаря и блудницу, взывающих: «Согрешил я пред Тобою, Господи, помилуй меня!»
И ныне: Яко превосходя́щая вои́стинну рождество́м Твои́м си́лы Небе́сныя, Присноде́во Богоро́дице, и́же Тобо́ю Божество́м обогати́вшеся, непреста́нно Тя велича́ем.И ныне:
Воистину превосходящая Силы небесные рождением от Тебя Спасителя, Приснодева Богородица! Мы, обогатившись через Тебя приобщением к Божеству, непрестанно Тебя величаем.
Господи, помилуй (40 раз) и молитва:
Благодари́м Тя, Го́споди Бо́же спасе́ний на́ших, я́ко вся твори́ши во благодея́ния жи́зни на́шея, я́ко упоко́ил еси́ нас в преше́дшем нощно́м вре́мени, и воздви́гл еси́ нас от ло́жей на́ших, и поста́вил еси́ нас в поклоне́ние честна́го и сла́внаго и́мене Твоего́. Те́мже мо́лимся Тебе́, Го́споди: даждь нам благода́ть и си́лу, да сподо́бимся Тебе́ пе́ти разу́мно, и моли́тися непреста́нно: и вы́ну к Тебе́ зре́ти, Спаси́телю и Благоде́телю на́ших душ, стра́хом и тре́петом свое́ спасе́ние де́йствующе. Услы́ши у́бо и поми́луй, Благоутро́бне, нас: сокруши́ под но́ги на́шя неви́димыя ра́тники и враги́: приими́ я́же по си́ле на́шей благодаре́ния: даждь нам благода́ть и си́лу во отверзе́ние уст на́ших, и научи́ нас оправда́нием Твои́м. Яко что помо́лимся, я́коже подоба́ет, не ве́мы, а́ще не Ты, Го́споди, Ду́хом Твои́м Святы́м наста́виши ны. Аще же что согреши́хом да́же до настоя́щаго часа́, сло́вом, или́ де́лом, или́ помышле́нием, во́лею, или́ нево́лею, осла́би, оста́ви, прости́. Аще бо беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Яко у Тебе́ очище́ние есть, у Тебе́ избавле́ние. Ты еси́ Еди́н Свят, Помо́щник Кре́пкий, и Защи́титель жи́зни на́шея, и Тя благослови́м во вся ве́ки, ами́нь.Благодарим Тебя, Господи Боже спасения нашего, ибо всё творишь во благо жизни нашей! Ты дал нам покой в прошедшее время ночи, и поднял нас с лож наших, и поставил нас для поклонения священному и славному имени Твоему. Поэтому молимся Тебе, Господи: даруй нам благодать и силу, дабы нам удостоиться воспевать Тебя разумно, и молиться непрестанно, и всегда взирать к Тебе, Спасителю и Благодетелю наших душ, со страхом и трепетом своё спасение совершая. Услышь же и помилуй нас, Милосердный! Сокруши под ноги наши невидимых противников и врагов, прими наши посильные благодарения, даруй нам благодать и силу для отверзения уст наших и научи нас повелениям Твоим. Ибо о чём молиться, мы и не знаем, как должно, если, Господи, Духом Твоим Святым Ты не научишь нас. Если же чем мы согрешили даже до нынешнего часа, словом, или делом, или помышлением, вольно или невольно, ослабь, оставь, прости. Ведь если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя умилостивление, у Тебя избавление. Ты – Один Святой, Помощник крепкий и Защитник жизни нашей, и мы благословляем Тебя во все века. Аминь.

Поделиться:

Молитвы

Молитвенная просьба

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятая моя Богородице и святый мучениче Трифоне, пошлите мне благой и честный труд во славу Божию и на пользу ближних моих. Аминь.

Молитва человека, ищущего покоя в Боге

Господи, Боже наш! Прости нам вся прегрешения наша, вольная и невольная!

Во всём да будет Твоя святая воля над нами, грешными. Нас же сподоби во всём неуклонно, в мире душевном покоряться всеблагой и премудрой воле Твоей и исполнять ю; и имиже веси судьбами, спаси нас, недостойных раб Твоих; тогожде сподоби и присных наших, и всех людей Твоих, яко вся ведый, яко к истинному благу нашему, всемилостивый и Благословенный во веки. Аминь.

Молитва в предчувствии кончины

Господи мой, Господи! Прими смиренное сие моление мое. Избави мя от внезап-ной смерти, но пред наступлением кончины моея ради очищения множества грехов моих, ради принесения истинного покаяния и напутствия святыми таинствами, ради христианскаго перехода в жизнь вечную, блаженную, в мире душевном сподоби мя, Преблагий Господи, потерпеть болезнь предсмертную без непосильных страданий, без ропота, с благодарностью. Сподоби и окружающих мя разумно и во благодушии послужити мне при одре моей болезни во имя Твоё и через сиё святоё дело обрести себе благоволение Твоё и вечное спасение. Ты бы еси хотяй всем спастися, Всемилостивый и Благословенный во веки. Аминь.

Молитва святого Иоанна Дамаскина

Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь.Перевод:
Владыка Человеколюбче, не сейчас ли уже мне это ложе станет гробом, или еще несчастную мою душу озаришь светом дня? Вот меня гроб ожидает, вот мне смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюсь и муки бесконечной, однако же не перестаю совершать злые дела. Тебя, Господа моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и все небесные силы, и святого Ангела Хранителя моего. Знаю, Господи, что недостоин я человеколюбия Твоего, но достоин всякого осуждения и муки. Но, Господи, хочу или не хочу, спаси меня. Ведь если праведника спасешь, нет в этом великого, и если чистого помилуешь, нет ничего удивительного, ибо они достойны милости Твоей. Но на мне, грешном, яви дивную милость Твою, на мне яви человеколюбие Твое, да не превзойдет моя злоба Твою неизреченную благость и милосердие, и так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.

—————————
Не ужели мне одр сей гроб будет – не сейчас ли уже будет моим гробом эта постель (это ложе).

Просветиши днем – просветишь (разум, очи сердечные) светом Твоего учения. В другом смысле – дашь мне еще один день для покаяния.

Се – вот.

Ми – мне.

Злое же творя не престаю – однако (же) не перестаю (не прекращаю) творить злые дела.

Вем убо – ведь знаю же.

Якоздесь

: что.

Или хощу, или не хощу – или хочу, или же не хочу (спасения).

Аще бо праведника спасаеши – потому что если Ты спасаешь праведника.

Ничтоже велие – в этом нет ничего великого (велий

– великий).

И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно – и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного.

Достойни бо суть– потому что они достойны.

Удиви милость – яви дивную милость Твою.

О сем – здесь: в этом, этим.

Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию – дабы из-за моих злых дел я не лишился бы Твоей неизреченной благости и милосердия.

Якоже хощеши, устрой о мне вещь – так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Слава:
Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.
И ныне:
Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших.
Перевод:
Просвети очи мои, Христе Боже, да не усну сном смертным, да не скажет враг мой, что одолел меня. Заступником души моей будь, Боже, ибо я хожу среди множества соблазнов; избавь меня от них и спаси меня, Благой, как Человеколюбец. Преславную Божию Матерь, Святых Ангелов Святейшую, не умолкая будем воспевать сердцем и устами, исповедуя Ее Богородицей, как воистинно родившую нам Бога во плоти и молящуюся непрестанно о душах наших.

—————————

Яко посреде хожду сетей многих – ибо я хожу среди множества искушений (соблазнов), сетей диавольских.

Немолчно воспоим – да будем воспевать беспрестанно, неустанно (не умолкая).

Усты – устами.

Богородицу сию исповедающе – исповедая Ее Богородицей (свидетельствуя о Ней как о Богородице, прославляя Её как Богородицу).

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.Перевод:
Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы при виде любящих Бога и осеняющих себя крестным знамением и в радости восклицающих: радуйся, многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и сокрушившего силу диавола и даровавшего нам тебя, Крест Свой славный, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

—————————

Да воскреснет – по толкованию святых отцов здесь псалмопевец Давид (начало молитвы совпадает с началом Псалма 67) пророчествует о Воскресении Христовом, а тчыакже о том, что сила

воскресшего и
поправшего силу диаволю
Господа разгонит мрак греховный в душе
любящих Бога.
Расточатся – рассеются, разбегутся.

Врази – враги.

Яко – как.

Беси – бесы.

От лицав значении

: перед.

Знаменующийся – осеняющий, накладывающий на себя знамение.

Глаголющих – говорящих.

Пречестный – многочтимый.

Прогоняяй – прогоняющий.

Пропятого – распятого.

Поправшаго – сокрушившего (букв

. растоптавшего).

Даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный– даровавшего нам тебя, Свой (т.е. Христов) Честной Крест.

Честный – достойный почестей, славный.

Супостата – противника, врага.

На прогнание всякаго супостата – чтобы мы могли прогнать (отогнать) всякого врага (противника).

Животворящий – дарующий жизнь, воскрешающий.

—————————

В этой молитве мы выражаем веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов, и просим у Господа духовной помощи силою святого Креста. Крест называется Животворящим, потому, что Иисус Христос, будучи распят на Кресте, тем самым избавил людей от вечной смерти в аду и даровал вечную жизнь в Царстве Небесном.

Слова во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю означают, что Иисус Христос после Своей смерти и до Воскресения был в аду, откуда вывел в Царство Небесное святых людей (например, Адама, Моисея) и тем самым показал, что Он попрал, или уничтожил, силу диавола.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.Перевод:
Защити меня, Господи, силою Славного и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

—————————

Огради – огороди, защити.

—————————

Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.

Молитва

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.Перевод:
Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наши, добровольные и непреднамеренные, совершенные словом и делом, сознательно и неосознано, днем и ночью, в мыслях и в намерениях: все нам прости, как Милосердный и Человеколюбивый.

—————————

Ослаби, остави, прости – облегчи наказание (за грехи), освободи от них, прости окончательно.

Вольныя и невольныя – по своей воле (добровольные) и непреднамеренно совершённые.

Яже – которые.

В слове и в деле – (прегрешения), которые (совершены) словом и делом.

В ведении и не в ведении – сознательно и неосознанно.

Во уме и в помышлении – рассудком (образом мыслей), или намерением.

Вся – всё.

Молитва

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.Перевод:
Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбец. Делающим добро сделай добро. Братьям и родным нашим даруй по прошениям их то, что ведет к спасению, и жизнь вечную. Болящих посети и исцеление даруй им. Находящихся в море направь. Путешествующим сопутствуй. Служащим и жалеющим нас оставление грехов даруй. Поручивших нам, недостойным, молиться о них, помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет лица Твоего. Вспомни, Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастья. Вспомни, Господи, приносящих плоды труда своего и украшающих святые Твои церкви, и даруй им по прошениям их то, что ведет к спасению, и жизнь вечную. Вспомни, Господи, и нас, жалких, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум светом познания Тебя, и направь нас на путь заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, так как Ты благословен в веки вечные. Аминь.

—————————

Благотворящим благосотвори – сотвори добро (доброе) тем, кто делает добро.

Даруй яже ко спасению прошения – даруй то, по их прошениям, что ведет к спасению (но понимать это выражение так: «даруй им просить о том, что ведет к спасению», – также не возбраняется).

В немощех сущия посети – немощных (больных) посети (Своей милостью, Своим состраданием).

Иже на море управи – направь (пути) тех, которые (находятся) в море, сохрани их.

Спутешествуй – сопутствуй, сопровождай.

Идеже присещает – там, где светит (присещати – посещать, навещать).

Плененных – находящихся в плену.

Избави я – избавь их.

От всякаго обстояния – от всякого несчастия, бедствия.

Плодоносящих – приносящих духовные плоды, плоды покаяния (а также приносящих плоды своих трудов).

Просвети наш ум светом разума Твоего – просвети наш ум светом, который исходит от познания Тебя.

Настави нас на стезю заповедей Твоих – направь, утверди на пути заповедей Твоих.

—————————

Плодоносящих и доброделающих… Сложные слова такого рода (образованные из соединения двух, а то и более слов) появились в церковнославянском языке в подражание греческому, в котором такой способ словообразования чрезвычайно распространен (часто как прямые, буквальные переводы, так называемые кальки, греческих слов). По-русски мы говорим: «приносящих плоды», «делающих добро». Но многие и многие сложносоставные слова вошли из церковнославянского языка в русский; например

, в этой же молитве –
благотворящие, путешествующие
. Слов такого типа очень много в следующей молитве (исповедании грехов).

Настави нас на стезю заповедей Твоих… Славянское слово стезя почему-то многие произносят с твердым «т»: стэзя. Вспомним, что есть русские слова того же корня: стежка (стежки-дорожки), стежок (при шитье), стегать.

О вольных и невольных грехах

(Окончание. Начало см.: Сила прощения)

Мы молим Бога простить нам всякое прегрешение, вольное и невольное.

Ты сейчас скажешь, как говорили древние греки:

– Никто не совершает грехов по собственной воле.

Действительно, наша душа не хочет грешить, ведь она создана Богом, сотворена по образу Божию и не хочет греха. Но после грехопадения все эти дарования, данные нам Богом, разъединились и наша душа смешалась со страстями. И часто, говоря в уме: «Я не хочу грешить!» – мы видим, что сердце наше увлекается грехом и всё наше существо оказывается в плену. Так, значит, я всё же говорил: «Хочу согрешить»? Хочу, не хочу, а грех совершаю! Может, и не хочу, но, видимо, и хочу, коль скоро совершаю.

Поэтому вольное и невольное прегрешение означает те обстоятельства, которые мы понимаем, и те, которых не понимаем, потому что есть много такого, что мы делаем, не понимая, что это вредит нашей душе.

Может, у нас есть и плохие привычки, как, например, привычка иронизировать, насмехаться над другими, которая очень дурна и является порождением нашего эгоизма, плодом ряда наших комплексов и свидетельствует о нашей агрессивной настроенности к другому человеку. Ведь одно дело – отпустить шутку, хоть и это опасно, но ирония – это уже нечто совсем ужасное. Иронизировать над другим и так относиться к нему – это следствие самохвальства и эгоизма. Мы часто иронизируем над другими и не понимаем, что таким образом вредим собственной душе.

Даже люди духовные, подвизающиеся, могут проявлять черты, неполезные для них, – то ли оттого, что еще не локализовали[1] их, то ли потому, что Бог попускает им иметь кое-какие естественные недостатки, чтобы они смирялись и не думали, будто они непогрешимы и совершенны. Ведь даже самый великий, совершенный человек несовершенен пред Богом.

У всех нас в уме есть такое, чего мы, может, не локализовали. И сделать это нам помогают те, кто нас осуждает и обвиняет. В этом смысле они – наши великие благодетели, единственные, кто скажет нам прямо в лицо:

– Ты над другими смеешься, а сам такой-то и такой-то.

Кто любит нас, наши друзья, те никогда не скажут такого, они нам говорят только хорошее. А тот, кому ты несимпатичен, кто тебя не выносит, тот откроет рот и скажет тебе такие слова, которые тебя огорчат. Но эти слова чрезвычайно полезны, потому что показывают нам, что в нашем характере есть много такого, чего мы и не ощущаем. Может, это кажется нам чем-то невинным, и мы даже не подозреваем, что это может уязвить нашего брата, но, тем не менее, оно его уязвляет и вызывает у него в душе страшное состояние, которое выводит его из равновесия, а у тебя и понятия об этом не было.

Мы иногда и не подозреваем, что наши слова и поступки могут уязвить ближнего, – а они его очень мучают

И как я уже говорил в другой раз, сатана проделывает тут очень тонкую работу. То есть когда человек поверит, что у другого, его брата, есть на него зуб, что другой его и видеть не хочет, отвращается от него или ему завидует, то сатана делает так, что все его помыслы подтверждаются, тогда как у другого и мыслей об этом не было. Но, тем не менее, он действительно делает то, что подтверждает подозрения первого. Приведу вам пример из своей жизни.

Один брат поверил в то, что я не желаю, чтобы он находился рядом со мной. Однажды ночью я увидел его в храме, и он был очень расстроен:

– Что с тобой?

– Я не могу больше, я устал, ты всё время от меня отворачиваешься, ты не проявляешь ко мне уважения.

Я реально как с небес на землю свалился: я и понятия об этом не имел, даже не помышлял об этом.

– Но как же ты понятия не имел? – и привел десяток примеров, и все десять оказались подлинными!

Но только всё было не так, как ему показалось. Я делал всё это просто потому, что не подумал, или оно само так вышло.

Привел мне один пример:

– Вот вчера ты говорил с отцами и, как только я пришел, тут же замолчал и ушел.

Действительно, так оно и было. Я говорил с некоторыми отцами, мы празднословили, смеялись, и я искал повода, чтобы уйти. Поэтому, как только пришел этот брат, я счел это хорошей возможностью. И ушел. Да, но как же быть с братом, истолковавшим всё по-своему?

Был еще случай. Мы поехали вместе в один монастырь. Гостиничник спросил меня:

– Сколько с тобой человек?

Я ответил:

– Трое.

Я имел в виду, что их трое и я четвертый. А гостиничник подумал, что нас всего трое, и брат остался один, без нас.

Он сказал:

– Мы поехали в монастырь Дионисиат, гостиничник спросил тебя: «Сколько вас?» – и ты ответил ему: «Трое», – а нас было четверо. И ты взял с собой трех отцов, а меня оставили одного на улице.

Действительно, нас троих поселили в одну комнату, где были три кровати, а его в другую.

– Потом я сказал тебе, что пойду ловить рыбу, а ты говоришь: «Не надо, теперь не ходи, в другой раз пойдешь». А сам пошел.

Действительно, так и было. Потому что у него тогда кружилась голова, а была буря, и, чтобы с ним не случилось чего-нибудь, я сказал ему:

– Да ничего страшного, отче, в другой раз пойдешь!

А что сейчас буря, не сказал, потому что он это сам видел. А я пошел, потому что у меня не кружилась голова. Но оказался виноват.

То есть это была целая вереница подобных случаев, и все они были истинными, но в то же время и ложными.

Знаю одного человека, который пришел ко мне исповедоваться и ушел потрясенным, говоря:

– Пошел исповедоваться, а он надо мной издевается!

Мне это передали.

– Я над ним издевался?

– Да.

– Ну что же, ладно.

И как же я над ним издевался? У меня была плохая привычка – не знаю, делаю ли я это еще, но иногда, когда бываю озадачен, не знаю, что со мной происходит, но я улыбаюсь. Он говорил:

– Я называю свои грехи, а он надо мной смеется и издевается.

Другая госпожа пришла и сказала, что из-за меня стала иеговисткой. Из-за меня? Из-за меня. Почему же?

– Я три раза приходила, чтобы с тобой встретиться, а тебя не нашла!

Хорошо, ну а я знал, что ты придешь? Я ведь не стою на пороге митрополии в ожидании, когда придет кто-нибудь, чтобы с ним встретиться. Позвони мне по телефону, скажи, что придешь!

Масса всего еще.

– Он нас видел, но не стал с нами разговаривать.

Действительно, недавно было одно мероприятие, и я очень устал, выглядел мрачным, насупленным.

– Ты посмотри на него! Только увидел нас, тут же нахмурился! Только что говорил и смеялся! А как увидел нас, сразу же помрачнел.

Действительно, потом я увидел фотографию, которую тогда сделали, и у меня было такое лицо, что я подумал: ну что это за физиономия! Но тогда я был так измучен, было жарко, я думал о всяких проблемах, и лицо у меня действительно было хмурым. Но только не из-за того, что я увидел этих людей, а потому, что думал о проблемах. Но ведь человек этого не знает и говорит:

– Ты видишь? Как только встретил меня, тут же нахмурился. А когда пришел тот-то, ты ему сразу заулыбался, потому что он тебе друг, ты его любишь, потому что… – уйма всего!

Поэтому, как бы смешно это ни выглядело, но мы вольно или невольно совершаем грехи, которыми уязвляем брата своего. И еще больше у нас грехов, которыми мы уязвляем свою душу и повреждаем нашу связь с Богом – своим Отцом.

Вопросы митрополиту Афанасию

– Вы сказали, что мы можем согрешать и не подозревать об этом. А как это можно обнаружить? Может, об этом нам скажет духовник?

– Если почувствует, скажет.

– А если не почувствует?

– Если не почувствует, тогда тебе об этом скажет соседка, не волнуйся! Скажет соседка, коллега, супруг, подруга, друзья. Нам скажут об этом те, кто рядом с нами. В какой-то момент они скажут нам так: «Я тебя терпеть больше не могу! Ты тяжелый человек, вечно чем-то недоволен, с приветом».

Скажешь, они говорят это по злобе? Хорошо, я и не говорю, что по любви, но когда они говорят нам всё, что говорят, мы должны посмотреть: а не правда ли это? Не таково ли впечатление, которое я произвожу? Может, на сердце у меня ничего такого нет, но, как я сказал, одно дело – что говорит мое сердце, и другое – что говорит физиономия. Человек видит мою физиономию, а не сердце, он же не сердцеведец, чтобы читать в моем сердце. Может, сердце у меня прекрасно, как райский сад, я питаю к человеку огромную любовь и не желаю ему ничего плохого, но мое выражение лица будет отвратительным. И говоришь себе: «Э, дитя мое, а ну-ка смени это выражение! Что это за физиономия!»

Может, сердце у тебя прекрасно, но физиономия кислая, и другой видит твое лицо, а не сердце. Так смени физиономию!

Наш блаженно почивший старец, когда видел кого-нибудь с таким лицом, говорил:

– Ну что это за физиономия, а? Смени физиономию!

Ведь другой не видит нашего сердца, будем помнить об этом.

Многие говорят:

– Да со мной ничего, это всего на минутку, у меня это пройдет.

Да, на минутку – и у тебя это пройдет, но у другого выходит не на минутку, когда ты убиваешь его своими словами. А теперь попробуй сядь и убеди его, что это было на минутку.

Если о нас судят неверно – это нам на пользу. Подумай-ка: а вдруг он прав?

– Но что я ему такого сказал? Всего-то какое-то слово.

А этого слова оказалось достаточно, чтобы ранить другого человека. Твой тон, выражение лица, слова, движения, масса всего еще могут убить другого человека. Поэтому кто нас осуждает, те нам помогают, хоть самим себе и не приносят пользы. По крайней мере я получаю большую пользу от тех, кто меня критикует.

Если о нас судят неверно – ничего страшного. Какая-нибудь польза из этого да выйдет, ведь другой не полный безумец, он что-то да видел. Поэтому думаю, что такие люди нам всегда помогают. Смотри, даже если кто-нибудь судит о нас ошибочно, то, по меньшей мере, ты понимаешь, что он не прав: «Да ладно, пусть говорит себе, это же не так! Но если у него создалось такое представление обо мне, значит, я в этом виноват!»

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Нередко на могилке праведного пастыря — протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836 — 1908), что на Ваганьковском кладбище г. Москвы, можно услышать вопросы приходящих к нему людей: «А правда, что здесь совершаются чудеса? В каких случаях помогает протоиерей Валентин? Как надо просить о чуде? …» Таких вопросов много, наверное, потому что мало знаний. Еще при жизни батюшка говорил, что если Господь не благословит, то он не сможет совершить, помочь. Святые — наши заступники и ходатаи перед Богом. За праведную, часто страдальческую жизнь на земле, они сподобляются от Бога благодатных даров исцеления, помощи нам, грешным, в разных обстоятельствах жизни. И, конечно, чудеса, творимые ими по милости Божией, отличаются от лжечудес магов, экстрасенсов и других «чудотворцев». Сколько людей, столько и проблем. Мы разные, и проблемы наши разные. Обращаться к батюшке за помощью надо просто, кротко. А вот совершится ли желаемое — это как Бог благословит. В давние времена верующие к Божиим чудесам исцелений от тяжких недугов относились с великой благодарностью. Каждый в меру своего достатка и возможности благодарил Бога и святого угодника Божия. Возводились храмы, часовни. Люди брали на себя особые обеты и совершали много добрых христианских поступков — брали в дом сирот, уходили в монастыри. Об этом написано много книг. Святая Русь жила по законам милосердия, которые были и правилом, и потребностью жизни людей.

Многие наши неудачи и беды происходят от неправильной, нехристианской жизни. Иной раз скорби подталкивают на еще большие грехи. Есть замечательные слова, которыми начинается молитва святителя Иоанна Златоуста: «Боже, ослаби, остави, прости…» Часто посредством святых и происходит, может быть, не само исцеление, но ослабление тяжести болезни, в других случаях помощь по молитве святого приходит моментально. Но все по воле Божией. О протоиерее Валентине издавались книги до богоборческой революции. Они издаются и в наше время. Поэтому поток людей к его могилке увеличивается с каждым днем. Но многие не знают о протоиерее Валентине. Поэтому уместно хотя бы кратко сообщить о нем боголюбивому читателю. Родился московский чудотворец на юге России в Орловской губернии. Живописное село Высокое Кромского уезда стало родовым гнездом благочестивого семейства Амфитеатровых, из которого вышли многие добрые делатели на ниве Христовой. Отец Валентин родился в семье священника. По взрослении окончил Киевскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. По окончании академии он был направлен на служение в Калужскую епархию. В Калуге батюшка женился на дочери священника Елизавете Чупровой, и был рукоположен во священника. Почти два десятилетия прослужил протоиерей Валентин на Калужской земле. Но душа его ощущала особый зов. Первопрестольная Москва жила в его сердце. Она звала его. Господь уготовлял пастыря к духовному служению в самом сердце России, в Московском Кремле. В 1892 г. протоиерей Валентин стал настоятелем Архангельского Собора Кремля, который вскоре стал Придворным Собором. Батюшка участвовал в Торжествах коронации царя Николая II, благословляя его на высокое служение России. Слава протоиерея Валентина, как чудотворца, прозорливого старца-духовника и замечательного проповедника слова Божия неотступно следовала за ним. О батюшке знали и в России, и за ее пределами. Святой праведный Иоанн Кронштадтский почитал протоиерея Валентина и советовал верующим обращаться за советами к доброму московскому пастырю. Он считал батюшку большим себя. Но сам отец Валентин отличался великим смирением. В 1902 г. здоровье протоиерея Валентина ослабло, он начал терять зрение и вся его паства стала посещать старца в его домике, который находился недалеко от Смоленского рынка на берегу Москвы-реки. Скончался батюшка в 1908 г., благословил похоронить себя рядом с супругой (сконч. в 1880 г.) на Ваганьковском кладбище. Он обещал, что и после смерти будет помогать людям. Верующие устремились на его могилку. Святая праведная Матрона Московская посылала людей на могилку протоиерея Валентина помолиться и попросить помощи. Над ее кроваткой висела фотография батюшки. В конце 30-х гг. власти разрушили надгробия родового захоронения Амфитеатровых, были также уничтожены могилы, расположенные вблизи. После Великой Отечественной войны на «очищенном участке» возник мемориал погибшим воинам. Одна из плит воинского мемориала служила многие десятилетия пристанищем спасения от бед. К ней приходили как к могилке отца Валентина. Люди помнили: крест батюшкин стоял здесь, но изменить ситуацию не могли, время было не в пользу верующих. Только в 1997 г. Московская Патриархия (Московское подворье Валаамского монастыря) используя научные исследования, благодаря старинной фотографии могилы протоиерея Валентина, смогла получить разрешение на установку креста протоиерею Валентину на участке братского мемориала, в том месте, где находилась его могила до разрушения. Позже была установлена оградка. Могилка батюшки буквально усыпана живыми цветами. В любое время года, в любую погоду здесь молятся люди, надеясь на помощь благодатного пастыря.

Читателям предлагается узнать о некоторых чудесах по молитвам отца Валентина, в наши дни.

Елена Бочарова

rusbereza.ru/gazeta/7135

Молитвы за всякого усопшего христианина

См. так­же: «Поми­но­ве­ние усоп­ших».

  • Молит­ва 1‑я
  • Молит­ва 2‑я
  • Молит­ва 3‑я

Молитва 1‑я1

Аудио:

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (име­на), и всех правосла́вных христиа́н, и про­сти́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Молитва 2‑я2

Аудио:

Помя­ни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живо­та́ ве́чнаго усо́пшаго (до 40 дня со дня смер­ти — новопреста́вленнаго) раба́ Тво­е­го́ (усо́пшую рабу́ Твою́, усо́пших раб Твои́х) (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй гре­хи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви, и про­сти́ вся во́льная его́ (ея́) согреше́ния и нево́льная, возставля́я его́ (ю) во свято́е второ́е прише́ствие Твое́ в прича́стие ве́чных Твои́х благ, и́хже ра́ди в Тя еди́наго ве́рова, и́стиннаго Бо́га и Человеколю́бца; я́ко Ты еси́ воскресе́ние и живо́т, и поко́й рабу́ Тво­е­му́ (имя), Хри­сте́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва 3‑я3

Аудио:

Помя­ни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жди живо­та́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Тво­е­го́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй гре­хи́, и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и про­сти́ вся во́льная его согреше́ния и нево́льная, изба́ви его ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящым Тя: а́ще бо и согре­ши́, но не отсту­пи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве, правосла́вно да́же до после́дняго сво­е­го́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру, я́же в Тя, вме́сто дел вме­ни́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, и́же поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кро­ме́ вся́каго гре­ха́, и пра́вда Твоя́, пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и щедро́т и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Пере­вод: Помя­ни, Гос­по­ди Боже наш, (по нашей) вере и надеж­де на жизнь веч­ную пре­ста­вив­ше­го­ся раба Тво­е­го (имя усоп­ше­го). И, посколь­ку ты Благ и Чело­ве­ко­лю­бив, отпу­сти (ему) гре­хи, пре­не­бре­ги само­об­ма­ном (его), ума­ли, осво­бо­ди, оставь и про­сти ему все гре­хи его, созна­тель­но и неосо­знан­но совер­шен­ные, избавь его от нака­за­ния бес­ко­неч­но­го и огнен­ной кары, и даруй ему при­част­ность к веч­ным Тво­им бла­гам, кото­рые при­го­тов­ле­ны любя­щим Тебя и радость от них: пусть он и согре­шил, но не отсту­пил же (он) от Тебя (не пре­дал); и, несо­мнен­но, веро­вал в Отца и Сына и Свя­то­го Духа — Бога, про­слав­ля­е­мо­го (нами все­ми) как Тро­и­цу; и до послед­не­го вздо­ха сво­е­го (он) при­дер­жи­вал­ся этого. Поэто­му будь мило­стив, и (этой) верой в Тебя заме­ни дела его и поме­сти его сре­ди свя­тых Сво­их: ведь, нет же чело­ве­ка, кото­рый про­жи­ва­ет жизнь без гре­ха. Это, лишь Ты Один таков — Без­гре­шен и прав­да Твоя — абсо­лют­на, Ты — Еди­ный и Един­ствен­ный Бог — мило­сти­вый, щед­рый и дей­стви­тель­но любя­щий нас, людей. И (мы) — сла­ву Тебе вос­сы­ла­ем (из сер­дец наших) — как Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу — и сей­час, как и рань­ше — и все­гда, вове­ки. Аминь (то есть, я гово­рю то, что до́лжно по зако­ну Твоему).

Молит­вы утренние.

Пани­хи­да для чте­ния мирянами.

После­до­ва­ние по исхо­де души от тела, чита­е­мое мирянином.

См. ДУША, БЛИЖНИЙ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]