Толкование Евангелия от Матфея 11:28 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»


Скиния Давидова

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

Здесь Иисус не просто говорит слово, Он делает предложение. Это не слово, которое надо выслушать и подумать, что с ним делать. Господь конкретно говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Для нас, как людей русскоговорящих, эта фраза звучит несколько загадочно. Складывается впечатление, что смысл этих слов, которые Иисус сказал для церкви, зашифрован. Но хотел ли Господь шифроваться? Некоторые пытаются создать новые переводы Библии, чтобы Слово стало более понятным. Но человек, жаждущий истины, будет сам искать понимания написанного.

Итак, «придите ко Мне» ‒ в этой фразе все понятно. Дальше – «все труждающиеся». Труждающиеся – это люди, которые взвалили на себя самый тяжелый труд. Они трудятся наиболее тяжелым образом, то есть не просто поработали и закончили трудиться, но они находятся в состоянии постоянного тяжелого труда. Это люди трудящиеся плюс еще и обремененные. Что такое бремя? Это устаревшее слово, сейчас его практически не говорят. Бремя – это ноша, груз, то, что тяготит человека, и также это ответственность. То есть бремя – это ответственность, которую человек несет на себе. Я думаю, вам уже понятно, что в этом месте слово «ответственность» обозначает состояние, при котором становится очень тяжело из-за того, что ты за что-то отвечаешь.

И вырисовывается картина: мы видим перед собою человека, который много трудится, который взвалил на себя очень много ответственности и несет эту ношу. И это не значит, что сегодня он ее несет, а завтра нет. Этот человек постоянно чувствует на своих плечах эту ношу, ответственность, он находится в постоянном труде и в постоянных заботах. Когда вы постоянно чувствуете на себе ответственность, это очень сильно тяготит душу. Особенно хорошо об этом знают мужчины, потому что ноша той ответственности, которую они взваливают на себя, порой невыносима тяжела.

Господь обращается к людям, которые взвалили на себя так много, что нести становится очень тяжело. И не просто обращается, но с самых первых слов делает предложение: придите ко Мне все те, кто много трудится, кто взвалил на себя много ответственности, кто носит на себе неразрешенные проблемы, с которыми не может никак разобраться. К таким именно людям Господь обращается и говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Человек всегда ищет возможность успокоиться. Обычно люди, которые хотят от всего успокоиться, пытаются забыться, например, в выпивке. Пошли, выпили – и забылись. Или выпили валерьянки и успокоились. Так успокаивается мир. Бремена лишают человека покоя, они вытесняют его. Человек труждается, он обременен заботами, носит на себе тяжести из-за проблем – и не может с ними разобраться. Эта ноша на плечах очень тяжела и постоянно дает о себе знать, из-за этого люди лишаются всякого покоя, потому что им нужно разрешить свою ситуацию.

Я очень редко встречала людей, которые безразличны к тому, что у них много проблем. Я видела, как люди становились алкоголиками, они просто запивали свое горе, свою неспособность решать проблемы, пытались через алкоголь найти этот покой. Все эти бремена имеют такое свойство, что как только ты возлагаешь их на свои плечи, берешь за что-то ответственность, ты уже не можешь успокоиться, пока ситуация не разрешится. Пока не дойдешь до конца, ты все время находишься в беспокойном состоянии. Люди лишаются сна, лишаются покоя, отдыха. И даже если они находятся в другом месте, в мыслях они не могут расстаться со своими проблемами. Ответственность настолько глубоко входит в них, что не заметить ее очень трудно, она в разуме постоянно о себе напоминает, потому что за этим уже стоит враг. Человек хотел бы об этом забыть, но не может, каждая проблема постоянно дает о себе знать.

Проблема может касаться знакомых людей – они умеют разговаривать и дают о себе знать. Если проблема внутрисемейная, то хозяину дома проедят плешь близкие, родственники и все, кто знает об этом. Стоит только человеку взять на себя проблему, как ему не дадут покоя, враг будет использовать всех и вся. Если это работа, то начальник не даст покоя. То есть всегда найдется тот, кто будет стоять сверху, постоянно напоминать тебе об этой проблеме и буквально вдавливать эту ношу в тебя, утяжелять ее словами. К людям с такой проблемой Иисус и обращается.

Есть еще такое значение в словаре: «обремененный делами», то есть человек обременен именно делами. Про таких людей говорят: «Света белого не видят» ‒ они заняты, загружены делами. Человек загружен, «ему вздохнуть некогда, работы по горло», он завален работой. И все это фразы, в которых человек высказывает свою боль и тяжесть, которую несет внутри себя. Это люди, которых Иисус знает, и к ним Он обращается. Господа почему-то не интересуют другие люди, а именно эти, которые взвалили все на свои плечи и порой даже не знают, когда это произошло.

В современном мире вся эта тяжесть стала еще тяжелее. Прогресс, который надвинулся на людей, дает возможность не только развиваться технике и всему остальному, но вместе с ним развивается также и бремя, которое ложится на плечи людей, на их мозг, нервную систему, и становится очень тяжело душе человека все это нести.

Дальше: «Возьмите иго Мое на себя» – вот интересный момент. Господь предлагает сделку. Он говорит: «Вы придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», и делает следующее предложение: «Возьмите иго Мое на себя».

Что такое «иго»? Мы все о нем знаем из истории: монголо-татарское иго, турецкое иго, персидское иго… «Иго – это угнетающая, порабощающая сила; в узком смысле ‒ гнет завоевателей над побежденными» (Википедия). Иисус практически предлагает угнетение. Это порабощающая сила, гнет завоевателя над побежденными. Господь делает предложение, основанное на том, чтобы Ему стать победителем в вашей жизни, а вам – побежденными. Господь делает предложение каждому быть побежденным, Он предлагает вам Свою победу над вами.

Господь сначала сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные», Он обещает таким людям успокоить их. Как я уже сказала, люди мира уверены, что для того, чтобы успокоиться, надо просто выпить стакан водки – и ты успокоишься. Но бремена, проблемы от этого не решатся. Как же Бог собирается меня успокаивать? Мало того, Он дальше говорит: «Позволь Мне тебя завоевать. Позволь Мне стать победителем над тобою», предлагает научиться: «И научитесь от Меня». Чему научиться? Он говорит: «Ибо Я кроток и смирен сердцем».

Здесь как раз и раскрывается та тайна, которая ведет нас к тому самому покою, о котором говорит Господь. Когда Он говорит «успокою», Он говорит это тем людям, которые лишены покоя, у которых нервная система уже расшатана, потому что, когда у человека есть прореха, враг наносит удары по нервной системе, сатана разрушает ее. Его цель – нервная система человека. Обремененность, труд, обеспокоенность, проблемы, которые человек берет на себя, – все это бьет по нервной системе.

Итак, Господь в этой ситуации говорит: «Я успокою вас». У Бога есть истинное успокоение, и больше нигде его нет. Давид говорил: «В Господе успокаивайся, душа моя», потому что страдает именно душа. Из-за этих страданий открываются двери, через которые заходит гнев, раздражение, злоба – именно из-за того, что человек слишком много трудится. Слово о труде, которое было сказано Адаму, давалось как проклятие человеку за то, что он отвернулся от Господа Бога своего. В результате человек без Бога взвалил на себя массу всякой ответственности, которая не принесла ему ни радости, ни покоя. Он не смог стать богом, как мечтал. Он стал обремененным человеком с разрушенной нервной системой, раздраженным, злым, гневным, потому что ничего не получается из-за отсутствия мудрости и многого другого.

Господь говорит: «Научитесь от Меня» – вот этот важный момент, потому что важно от Него научиться, чтобы не носить эти бремена на себе. Он говорит: «Ибо Я кроток и смирен сердцем». Это не значит, что нам предлагается Учитель, который кроток, смирен сердцем, и нам будет с ним очень хорошо, потому что он очень добрый. Он будет таким хорошим, кротким, смиренным, как овечка, и нам будет так приятно с ним учиться. Нет. Чтобы найти успокоение, вам необходимо быть кроткими и смиренными сердцем, вот в чем дело. Человек кроткий, приближенный к Богу, смиренный ‒ это тот, кто позволил Богу себя победить. Это положение сердца, когда ты сдаешься перед Ним все больше и больше, сдаешь все свои позиции, на которых ты когда-то воевал с Ним, находясь на них. К чему призвал нас Господь? Прежде всего Он призвал нас к тому, чтобы мы примирились с Богом. Нам необходимо примириться с Ним для того, чтобы иметь сердце кроткое, приближенное к Богу, смиренное сердце, способное склониться перед Ним. Сердце, которое позволит себя, если нужно, связать, как овцу, и положить на жертвенник. И если нужно – запрячь и пахать. Неважно, что сделает Господь, Он всегда это сделает с любовью. Это не будет тем самым бременем, которое вы носите на себе без Него, бремя, которое вас уничтожает.

Когда вы носите на себе все эти бремена, вы должны понимать, что они вас поработили. А за этим всегда стоит сатана, потому что не бывает так, чтобы мы оставались без господина: либо Господь Иисус Христос будет нашим господином, либо сатана. Когда человек носит на себе ответственность перед кем-то: перед другим человеком, перед собою, перед семьей – он носит на себе бремена, которыми руководит сатана.

И когда вы приходите к Иисусу и отдаете Ему все эти бремена, Он прежде всего говорит: «Для того чтобы это не носить, тебе необходимо позволить Мне тебя завоевать, победить тебя, твой характер. И тебе необходимо научиться. Если ты будешь учиться у Меня, ты станешь кротким и смиренным». Что бы ни давал вам Господь, все это ведет к кротости, близости с Ним и смирению. Важно позволить сделать себя иным человеком, новым творением в Иисусе Христе.

Господь говорит: «Ибо иго Мое благо». Опять иго. Он продолжает предлагать нам завоевать нас. А что такое завоевать? Из истории вы помните, что это полное порабощение. Порабощение ‒ это когда люди не могут делать все то, что они хотели бы. И в этот момент никто больше не смеет завоеванное присваивать себе. Это завоеванное принадлежит только завоевателю, будь то люди, их имущество и все остальное. Господь предлагает нам позволить себя завоевать. Не взять на себя Его бремена, как некоторые понимают, а принять Его завоевание.

Обычно в мире как? Чтобы что-то завоевать, нужно было идти войной – убить кого-то, завоевать, овладеть. А Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя» – именно возьмите, примите иго, согласитесь добровольно, без воинственного завоевания.

Когда Господь говорит: «Возьмите бремя Мое на себя», Он показывает, что то бремя, которое есть у Него, на наших плечах уже не будет выглядеть как бремя ответственности, которое мы несли на себе. Его бремя – это все то, что предлагает Господь, чему Он предлагает нам научиться, что обещает нам Его Слово, что Он предлагает нам иметь. Это та забота, которая вытекает именно из Его слов: «Я научу вас». Это является тем самым бременем для нас, потому что Он учит тому, как быть праведными, святыми, как научиться жить в Царстве Божьем. Он предлагает именно это бремя взять на свои плечи – научиться.

Господь предлагает нам Свою учебу, чтобы мы научились и понесли на себе эту ответственность и обязанность, у которых всегда есть сопровождение ‒ это наше собственное старание. Мы должны взять на себя Его учебу, возложить на свои плечи как люди, которые приняли решение научиться и которые несут на своих плечах именно это бремя. И Господь говорит, что оно легко.

Господь может овладеть нами только через любовь. Хотя Господь не говорит нам, что мы рабы, тем не менее люди, которых Он призывает, добровольно становятся рабами, и закон позволяет это сделать.

Люди, которые действительно хотят успокоиться, нуждаются прежде всего в учении, в учебе, потому что все бремена приходят исключительно из-за невежества. Господь предлагает взять на себя бремя обученности – научиться от Него, и тогда люди найдут покой и успокоение. То, что Господь предлагает, – это мудрость, премудрость, благоразумие. Люди, наученные Господом, не будут возлагать на себя массу ненужной ответственности, не будут ходить путями, где на них возложат бремя, которое они не смогут понести на себе. Господь будет исцелять нервную систему.

Если, посмотрев на это слово, вы увидели в себе человека, который воистину возложил на себя все эти тяжкие бремена, я советую вам поблагодарить Господа за это слово и сказать:

Господь, я принимаю Твое предложение. Ты сказал: «Придите», и я прихожу к Тебе. Ты сказал: «Труждающиеся и обремененные» – я именно такой человек. Моя нервная система вся разрушена, я не нахожу успокоения, я взвалил на себя кучу бремен, проблем, которые не могу никак решить. Они мучают меня, я нервничаю из-за этого, раздражаюсь, гневаюсь, это все присутствует во мне.

Господь, исходя из того слова, которое Ты сказал сегодня, я признаю, что я – невежда. Именно из-за того, что я не обучен, со мною происходит все это. Хоть я и называюсь Твоим именем, но при этом я не живу как человек, который научился от Тебя, который знает, как идти за Тобою. Я человек, который еще не принял Твое иго на себя, я не позволил Тебе себя завоевать. Отныне я позволяю Тебе это, Господь, завоюй меня, будь моим Завоевателем. Я беру на себя это бремя – быть обученным Тобою, и знаю, что именно Ты поможешь мне нести его и приведешь меня к победе. Прошу Тебя также, приведи меня к кротости и смирению, потому что для того, чтобы слушаться Тебя, мне необходимо это иметь. И тогда я найду покой моей душе. Благодарю Тебя и славлю. Аминь.

Иго и бремя Христовы

«Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).

Когда мы слышим слова «иго», «бремя», мы связываем с ним представление о чем-то тяжелом, подавляющем нас, подрывающем наши силы.

Но есть иго, которое Господь называет благим, и бремя, которое легко! Это – иго заповедей Христовых. Это – бремя исполнения воли Его в земной жизни каждого из нас. Христос зовет нас: «возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11:29).

Это иго – благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с Самим нашим Спасителем.

Иго, под которое зовет нас Господь, – иго благое, потому что приносит нам подлинное, вечное счастье; оно дает мир и покой многомятежной человеческой душе. «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, и найдете покой душам вашим», – говорит Спаситель.

Бремя Христово – легкое бремя. Почему? Потому что никто из нас, кого Христос зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда слышим мы или просим в молитве: «Пресвятая Богородице, спаси нас», или: «Вси святии, молите Бога о нас», – мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Божии будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех земных нуждах. О, мы богаты помощью Неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест и труды ради спасения души и ради Царствия Божия. Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты – ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.

Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа – тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и, нередко, вовсе непосильным. Но труд исполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердие, неосуждение, телесная и духовная чистота, безгневие, правдивость, – да ведь этим хочет жить и дышать душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд, и т.п. чужды нашему духу, им противится дух как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.

Тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче!

Будем все с любовью склоняться перед заветом Господним: «возьмите иго Мое на себя». Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни, в семью святых Божиих людей.

* * *

Православная Жизнь

Часто в Церкви мы слышим в ектениях, – прошениях, возглашаемых диаконом, – моление о труждающихся: «Еще молимся, о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих…». Кто такие труждающиеся?


Казалось бы, все просто: это люди, совершающие какую-либо работу в храме, о них Церковь и молится. Однако поющие, и плодоносящие в какой-то мере также трудятся, и все же в молитвах они названы по роду их деятельности. Может быть, труждающиеся это все остальные, представители как бы незначительных, второстепенных профессий, которых не утруждаются разделять по профессиональным навыкам? Как раз нет.

В древней Церкви существовало много разрядов церковнослужителей, один из разрядов и почтила Церковь назвав их «труждающиеся». Это представители одной из психологически и физически трудной профессии: те церковнослужители, которые погребали тела умерших христиан, могильщики. «Почитание останков христианских мучеников вызвало стремление противопоставить убийствам христиан и обесчещению их святых мощей заботу о правильно устроенном погребении и охране мощей».

В чем состоял труд могильщиков? «Могильщики в первые века христианства были те, кто отвечал за содержание кладбищ, включая раскапывание катакомб». Можем мы себе представить, что эти люди занимались созданием мест погребения (рыли могилу подобно современным копачам или выдалбливали ее в камне), их украшением, созданием надписей (эпитафий), словом должны, были владеть разными профессиональными навыками. Отсюда и обобщение «труждающиеся» в греческом тексте литургии: κοπιώντων, производное от κοπιάω, «утомляться», «уставать», «тяжело трудится». Отступим от нашего предмета, и обратимся к Библии и заметим, что там, где Иисус Христос говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас» (Мф. 11:28), также стоит слово κοπιώντες, производное от κοπιάω, и употребляется здесь в своем прямом значении.

В латинском языке для могильщиков, копиатов (от греч. κοπιάται) существует термин «фоссоры» (лат. fossores, «землекопы», «рудокопы», от «fodere», копать).

Начиная со II в. фоссоры занимались обустройством катакомб, а также специально оборудованных кладбищ для захоронений умерших христиан. «Мы не должны думать, что катакомбы были единственными местами захоронения в христианском мире первых трех веков; скорее всего, они создавались в определенных городах и районах Римской империи; Рим, Неаполь, Сиракузы, Мальта, Тунис… в важнейших городах. Во всех других частях империи мертвых хоронили над землей в мавзолеях или в простых могилах». Собственно катакомбы первых трех веков христианства (хотя катакомбы создавали до 410-хх гг..) и были плодом фоссоров. На каждом кладбище были свои объединения фоссоров, тяжелый труд которых христиане рассматривали как религиозный подвиг, оплачивали его и уважали. Обустройство могил опасно в силу тяжелого физического труда, гонений на христиан (случаи вандализма), когда деятельность фоссоров запрещалась и объявлялась преступной. Работа фоссоров была длительной и требовала терпения. «С киркой и лопатой они рыли при тусклом свете масляных ламп. Корзины или мешки были использованы для удаления грязи».

Первое книжное упоминание о фоссорах относится к 303 г. и находится в церковном христианском документе «Gesta purgationis Caeciliani» в котором, среди низших клириков (ordinis minoris) упоминаются и фоссоры. На Востоке фоссоры появляются позже. Император Константин, утвердил 1100 человек погребателей в Константинопольской Церкви, присоединил их к причту церковному, а император Констанций в 357 г., освободил их от промыслового налога. «В этом рескрипте они именуются клириками. Однако клириками они были в том смысле, что являлись церковно-должностными лицами. Вероятно, лишь руководители коллегий копиатов поставлялись через хиротесию. Большинство ученых считает, что только в отдельных общинах копиаты составляли особую степень; повсеместного распространения обычай поставления копиатов на церковнослужительскую степень не получил ни на Востоке, ни на Западе. В более позднюю иерархию клириков эта степень не вошла». Указы впоследствии были подтверждены императором Анастасием (491–518) и Юстинианом (525–565) (новелла 43 и 59).

Блаженный Иероним (432–420) в книге «О семи церковных степенях» (гл. 9), пишет: «Первый между клириками чин есть погребателей (Fossariorum), которые, по подобию Товии Святого погребать умерших “увещаемы бывают”». Блаженный Епифаний Кипрский (ум. 403) в «Книге о вере» (гл. 20) называет фоссоров «труждающиеся (κοπιαταί), заботящиеся о телах умерших». При императоре Феодосии II (408-450) в Константинополе было свыше 1000 фоссоров. «По такому многочисленному и многотрудному их сословию, Церковь в молениях своих воспоминать их не оставила».

Протоиерей Андрей Ухтомский

«Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные…»

24 января на воскресной службе читалось Евангелие от Матфея (11:27-30). Публикуем проповедь, произнесенную в Свято-Никольском храме Киева на тему одного из прочитанных стихов: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Дорогие братья и сестры! Множество людей из нас влачат жалкое бремя, которое только Христос может снять с нас. Самое тяжелое бремя – это бремя греха. Если бы человек пытался в одиночку его нести, то оно бы просто раздавило его. Поэтому: «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6).

Именно Христос снимает бремя нашей вины, именно Он дает покой нашей мятущейся душе. Почему же Он призывает нас возложить все заботы на Него? Да потому, что мы дороги Ему.

Он был искушаем во всем, но не совершил греха – поэтому Он имеет власть так сказать. Вот почему Он «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:4). И чем глубже мы осознаем свою слабость и беспомощность, тем скорее найдем в Нем поддержку. Чем тяжелее наше бремя, тем блаженнее будет покой, когда мы обратимся к Тому, Кто носит все бремена.

Вспомните евангельский рассказ о званых на пир (Лк. 14:13-24). Мы все призваны на Божий пир. Он должен был начаться здесь, на земле, если бы человек не изменил Богу. Теперь же скорбеть о себе, об обществе, о своем сиротстве в мире может каждый, но только верующий в Бога может силой этого чувства обратиться ко Христу, зная, что Богом он любим, что Бог воплотился, стал Человеком для того, чтобы нас спасти – жизнью, учением, смертью и, конечно, Своим Воскресением; при этом Он не говорит о том, чтобы мы были «как можно лучше», но говорит о чем-то совершенно ином.

Святой Иоанн Златоуст говорит: «…если вы хотите узнать, что такое человек, не поднимайте глаз к престолам царей и вельмож, но вознеситесь взором к Престолу Божию, и вы увидите Человека, сидящего во славе… Единственный Человек, Который полностью, совершенно Человек, это Господь Иисус Христос, потому что в Нем полнота Божества обитала телесно, потому что сама Его телесность пронизана Божеством, потому что Он Бого-Человек, и это – наше призвание».

Наш приход ко Христу должен начаться с духовного голода, с тоски, с искания или с чуда Встречи. В каждом человеке есть такая глубина, такой простор, которые могут быть заполнены только божественным присутствием. В эту глубину, в эту бездонность мы можем бросать все, что земля может дать: и знание, и красоту, и живые чувства – но, вместе с этим, душа наша никогда не бывает до конца удовлетворена – остается голод, тоска и желание. Но это самое драгоценное состояние, какое у нас может быть, ибо только от этого чувства может родиться настоящее, серьезное подвижническое искание того, без чего жить нельзя. Такой голод вызывает в душе человека сознание, что чем угодно можно поступиться для того, чтобы найти Того, Кого ищет душа, Единственного Того, Кто может заполнить, исполнить, преобразить душу, тело и все наше существо. Не случайно Спаситель говорит: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6), и: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Многие люди сегодня, стремясь достичь благополучия в этом мире, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, приняли все связанные с этим трудности, подчинились его правилам. Здесь, опять же, к месту вспомнить притчу о Званых на Пир. В начале этой притчи нам даны три образа, которые применимы к каждому из нас в этом падшем мире, который мы выбрали своей родиной, тогда как наша подлинная родина – Царство Небесное.

Так, первый из званых говорит посланному от Хозяина: я приобрел себе участок земли и мне надо его осмотреть. Что это значит в духовном освещении? Это то, что я выбрал землю и хочу ее освоить. Ведь она – моя, поэтому хочу до конца ею обладать. Человек не замечает, что стараясь удержать землю, сделать ее «своей», сам делается ее рабом, ведь то, что владеет нашим сердцем, то вторгается в крепость нашей души, ибо «Где сокровище наше, там и сердце наше будет» (Мф. 6:19). Так этот человек сам делается рабом этой земли, отныне ей принадлежа. Он не может от нее оторваться, всецело погружаясь в нее, как бы корнями врастая в этот земной прах, чтобы больше уже не взирать ввысь. И, в конечном итоге, мы этой земле принадлежим так, что костями ложимся в нее, так и не успев взглянуть на небо; нас в нее погребают, наше тело в ней растворяется, и то, что, как мы думали, НАШЕ – теперь уже НАМИ ОБЛАДАЕТ. Мы так и не успели на пир Божий, на пир Веры, на радость Встречи, поскольку поспешили лишь освоить землю, которая в результате нас и поглотила…

Второй человек из этой притчи говорит посланному от Хозяина: я купил пять пар волов – мне надо их испытать. Ряд Отцов Древней Церкви указывали на то, что эти пять пар волов символизируют наши пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Но эти пять чувств применимы только к земной жизни, поскольку небо ими не уловишь. Даже любовь земная не охватывается этими пятью чувствами – что же тогда говорить о Божественной любви или о вечности?

И вот человек этот как бы пускается в торг с Богом: он указывает Творцу на эти пять наших чувств и, соответственно, приобретает на них «нечто», но только земное. А «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление…» (Гал. 6:8).

Третий из званых говорит, что он женился. У него радость через край, а если так – как же он может вместить еще и чью-то чужую радость? Привязанность и любовь по эту сторону от вечности, в зависимости от того, как мы к ней отнесемся, может снова стать преградой – ведь она меня крепко держит на земле и мне некуда уйти («Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37)). Вечность – это потом, когда-нибудь, на досуге или в глубокой старости («Ибо не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий» Мф. 25:13)), а вот теперь надо заполнить время этой своей радостью, своим счастьем, своим восторгом близости с родным теперь человеком!

И мы тоже, как и этот человек, не идем на пир Божий, ибо боимся, как бы от нас не ушла временная радость, утонув в Вечности.

Вот так, дорогие братья и сестры, один держится за землю, другой – за «волов», третий – за свою временную радость… Кто же придет на зов Христа: «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»? Ведь Он советует, что искать следует прежде всего Царства Божьего и Его праведности и обещает, что все потребное для земной жизни приложится нам. Ведь суета ослепляет, и человек уже не думает о будущем.

«Возьмите иго Мое на себя» — еще говорит Христос. Иго – это ярмо, которое является орудием, и которое надевают на животное, чтобы оно могло работать хозяину. Мы должны взять на себя Его иго, чтобы стать Его соработниками. Иго – это Его Закон, великий закон любви, открытый вначале в Эдеме в единой Заповеди послушания и исполнения Его воли; затем провозглашенный с Синая (Десятисловием), и, наконец, запечатанный в сердцах Новым Заветом.

И если мы добровольно отказываемся от этого «ига» Христова – то рано или поздно нас достигает душевная боль, которая является лишь сигнальным огнем, которым Промысл оградил края зияющих бездн и топких болот, чтобы сохранить человека в его путях. Но душа не терпит пустоты, и этой пустоты не заполнят никакие материальные фантазии, ибо бессмертную душу может насытить только Сам Творец.

«Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» Когда мы читаем Евангелие, особенно призыв Христа о несении Его ига, то, честно признаемся себе, что только эти заветы чистоты, молитвы, любви и слагают всю красоту жизни, а там, где они попираются – и потому что они действительно попираются, — жизнь становится скучной прозой, если не сказать хуже – делается адом и дьявольским водевилем, жизнь перестает быть радостью, вдохновением, жизнь перестает быть жизнью. Вне горнего воздуха идеалов Христа, вне безбрежных синих далей Нагорной проповеди, вне Его призыва научиться Его кротости – мы всегда будем задыхаться в душном погребе мещанства и материализма.

Высочайшие струны нашего духа вибрируют от призыва к соработничеству с Ним, и в этом внутреннем «созвучии» — новое доказательство подлинности и достоверности Его слов!

«Научитесь от Меня, — говорит Христос, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И мы должны пройти эту школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению.

Причиной всякого беспокойства в нас является себялюбие. «Наука» же Христова предполагает освобождение от помыслов, греховных привычек и устоявшихся стереотипов в жизни большинства, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей.

Христос – это ось мира. Он также ось нашей души. Если ось не на месте – то мы переживаем шатание, сомнение и растерянность. Наоборот, находя Христа, мы находим себя, находим твердый якорь, который надежно пришвартует нас к берегам Вечности.

Будем же, дорогие братья и сестры, спешить на этот призыв с надеждой на радостное соработничество в согласии с Его волей, ибо «воля Божия есть освящение наше» (1Фесс. 4:3). Аминь.

Толкование на От Матфея 11:28

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Матфея 11:28 / Мф 11:28

Евангелие от Матфея 11 стих 28 — синодальный текст:

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

Василий Великий (329/30−379)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Почему же трудящиеся в добрых делах называются обремененными? Потому что «ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя» (Пс. 125, 6), полны плодов, которые возвращены им по мере посеянного. Посему обремененными называются те, которые, поскольку «сеяли о благословении, о благословении и пожинают» (ср.: 2Кор. 9, 6) и заготовляют себе с вечным веселием рукояти духовных плодов.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок восьмой псалом.

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы», — говорит Божественный глас, указывая или на тамошнее, или на здешнее упокоение. Но без сомнения, призывая нас, он увещевает, во-первых, свергнуть с себя бремя многостяжания, передав это нуждающимся, а затем, отринув все множество грехов, происходящих от многостяжания, чрез благотворение и исповедание притечь к крестоносной жизни монахов. Поэтому вознамерившийся повиноваться Христу и поспешающий к нищетолюбивой и неразвлеченной жизни истинно достоин удивления и ублажения.

Источник: Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве.

Иоанн Златоуст (~347−407)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Потом, возбудив в них проповедью Своею расположение к Себе и показав им неизреченную Свою силу, призывает к Себе, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что Мне нужно ваше спасение.

Я, говорит, — успокою вас. Он не сказал: спасу только; но, что еще гораздо важнее, поставлю вас в совершенной безопасности.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Кирилл Александрийский (376−444)

Ст. 28−29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Упокоевается тот, кто услышал призыв, приблизился и прилепился к Повелевшему. «Отступите, − говорит Он, − от грехолюбивых замыслов и приверженности плоти и, обратившись к делам, достойным похвалы, приблизьтесь ко Мне, чтобы стать причастниками божеского естества и общниками Святого Духа». И Он призывает всех, а не только детей Израилевых, будучи Творцом и Господом всех. Труждающимися Он называет иудеев, которые не смогли понести иго закона, а обремененными идолопоклонников, поскольку они обременены дьяволом и отягчены множеством грехов. Итак, «вы, о иудеи», говорит Он, «склонитесь к истине, познайте Меня, вашего Опекуна и Владыку, и, приблизившись ко Мне, получите прибыль от Моего пришествия. Ведь Я освобождаю вас от подзаконного рабства, в котором вы претерпеваете многие тяготы, поскольку вам не легко исполнить этот закон, и вы приготавливаете себе величайшее бремя согрешений, которых [тем больше], чем больше [предписаний] закона вам следовало исполнять и соблюдать».

Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.

Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)

Ст. 28−30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Иго и бремя Христово — «евангельские заповеди». Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и легким. Каждая из них благоухает кротостью и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди. Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова.

Источник: Аскетические опыты. О евангельскких заповедях.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Приидите ко мне, приглашает нас священная матерь всех добродетелей — молитва, вси труждающиися под игом страстей в плену у падших духов, обремененнии различными согрешениями, и Аз упокою вы. Возмите иго мое на себе, и обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:29), исцеление вашим язвам. Иго бо мое благо (см. Мф. 11:30), способно исцелять от согрешений, и самых великих.

Источник: О молитве.

Иустин (Полянский)

Ст. 28−30 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко

Как трогательна сия заповедь, которою Господь — Путь, Истина и Живот — призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает упокоить их! Он как бы просит и умоляет их: возьмите на себя иго Мое: оно — благо; научитеся от Меня кротости и смирению: бремя cиe легко. И возлюбленный ученик Христов св. Евангелист Иоанн Богослов, конечно, по опыту говорит, что заповеди Христовы не тяжки (1 Ин. 5:3). Как счастлив тот, кто исполняет сии заповеди! Кротость и смирение также нераздельны: где кротость, там и смирение; а где смирение, там и кротость.

Источник: Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Лука Крымский (1877−1961)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Знаю, знаю, как обременены вы жизнью и трудами, как нужен вам покой. Пойдем же к Нему, Спасителю нашему, Зовущему нас, научимся от Него — и обрящем единственно подлинный и блаженный покой.

Научимся от Него смирению, которое так ярко проявилось уже при рождении Его в скотском загоне, в яслях вифлеемских.

Подумаем о том, каким гонениям подвергался Он всю жизнь Свою: уже новорожденным младенцем спасался Он в Египет от хотевшего убить Его Ирода.

После полной истины проповеди Его в синагоге Назаретской Его повели буйной толпой на край высокой скалы, чтобы низринуть Его в пропасть. Не раз евреи хватали камни, чтобы побить Его за проповедь Его о Себе.

А вас разве преследовали когда-нибудь с такой яростью? Подумайте же о Нем, так часто оскорбляемом. Поносившие Его говорили, что Он творил Свои великие чудеса силой бесовской.

Вспомните об этом — и мелкими, и ничтожными покажутся вам оскорбления и черные подозрения, которые слышите вы о себе.

Много у вас скорбей, и трудно вам терпеть их. Мучают вас болезни, и малодушно переносите вы их. А разве Его, Господа нашего, не назвал Исаия мужем скорбей и изведавшим болезни?

Его смирение было так безмерно, что Он, безгрешный Сын Божий, принял от Иоанна Предтечи крещение покаяния для отпущения грехов, ибо должен был исполнить всякую правду. Научимся же от Него смирению. Возлюбим и исполним всякую правду.

Утомлены вы постоянными трудами и жаждете отдыха. А Он и апостолы Его святые всегда были в таких непрестанных трудах, что часто некогда им бывало даже пищу принять.

Вы обременены заботами о себе и семьях ваших. А у Него была всегдашняя забота об огромной толпе людей, сопровождавшей Его, ждавшей от Него слов Его Божественного учения и исцеления своих бесчисленных больных.

Вам нужен отдых… А Он его не имел и только иногда уходил даже от учеников Своих куда-нибудь на высокую гору, чтобы там в глубокой ночной тишине отдохнуть душой в молитвенном общении с Отцом Своим.

Вы часто устаете… А Он разве не уставал больше вас, идя пешком за 200 верст из Иерусалима в Галилею?

Вам трудно переносить обиды и оскорбления, заушения и бесчестие… Вспомните же о том, как в саду Гефсиманском Его связали, как разбойника; как на суде в доме первосвященника даже слуги били Его по щекам грязными руками и плевали в лицо Ему; как закрывали лицо Его платком, били палкой по голове и говорили: «Скажи, Христос, кто ударил Тебя?»

Подумайте о том, что все ваши обиды и оскорбления по сравнению с этим бесчестьем Сына Божия так ничтожны, как малейшая песчинка по сравнению с высочайшими горами.

Подумайте об этом — и утихнет негодование и возмущение ваше, и обрящете покой душам вашим (см. Мф. 11:29).

Вспомните о том, как нещадно били Господа Иисуса страшными римскими бичами, отрывавшими куски тела; как упал Он под тяжестью Своего креста.

А прежде всего и больше всего имейте всегда пред духовными очами своими Его страшный крест, Его распятие; кровь, струившуюся по кресту и капавшую на землю, кровь, которой омыл Он грехи наши.

Источник: Проповеди. Том III. Слово в неделю крестопоклонную.

Макарий Великий (~300−391)

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы

Как тогда Бог повелел, чтобы и самые бессловесные животные покоились в субботу, вола не влекли под ярмо необходимости, и на осла не возлагали бремени; потому что самые животные упокоевались от тяжелых работ: так Господь, пришедши и даруя истинную и вечную субботу, упокоил душу, обремененную и отягченную бременами беззакония, нечистых помышлений, творящую дела неправды по нужде, потому что она в рабстве у жестоких властителей, и облегчил ее от неудобоносимых бремен, от суетных и нечистых помышлений; снял с нее тяжкое иго дел неправды, упокоил ее утружденную в нечистых помышлениях.

Ибо Господь призывает человека к покою. говоря: «приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». И те души, которые покоряются и приходят, Он упокоевает от сих тяжких обременительных и нечистых помыслов; делаются они праздными от всякого беззакония, субботствуют субботу истинную, приятную и святую, празднуют духовный праздник неизглаголанной радости и веселья, совершают от чистого сердца служение чистое и благоугодное Богу. И это есть истинная и святая суббота. Посему, будем и мы умолять Бога, чтобы и нам войти в покой сей, упраздниться от срамных, лукавых и суетных помышлений; а таким образом, прийти в возможность служить Богу от чистого сердца, и праздновать праздник Духа Святого. И блажен, кто войдет в оный покой.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 35.

Серафим Саровский

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, — таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию, — такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста: приидите ко Мнe вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, т. е. надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

Источник: Поучения.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Ах! Когда посмотрю я внимательно сердечными очами на себя, на внутренние мои немощи и борьбу с собою, когда размышляю я после вашей исповеди об вас и о ваших грехах и беззакониях, которые вы мне открывали, тогда я ни для себя, ни для вас не нахожу пригоднейших к изображению нашего состояния слов, как слова: труждающиеся и обремененные. Подлинно — труждающиеся и обремененные! Какой труд, бесконечный труд у нас с нашими грехами и беззакониями, и часто с какими грехами и беззакониями! Стыдно и страшно сказать! Какое бремя, бесконечно тяжкое для нас бремя — наши грехи! Слезы невольно навертываются на глаза, когда представишь себе это бесконечно великое бедствие человечества, стенящего под собственным, внутри, в сердце сокрытым и постоянно умножающимся бременем, когда вообразишь себе эти страшные козни врага над бедными людьми! Как не поругался над нами сатана, как не посмеялся над нами! В какое зло, в какую мерзость греха он не ввергнул нас! Но, друзья мои, не отчаивайтесь, несмотря на великость зла в вас; вы, труждающиеся и обременные своими мерзостями! приидите с сердечными покаянием ко Господу, откройте Ему ваши язвы сердечные, принесите к Нему ваше бремя греховное, и Он упокоит вас, снявши с вас грехи ваши. Придите ко Мне… и Я успокою вас.

Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.

Августин (354−430)

Ст. 28−29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: не создавать вселенную, не творить все видимое и невидимое, не совершать чудеса в этом мире и не воскрешать мертвых, ибо Я кроток и смирен сердцем. Хочешь быть великим, начни с малого. Замышляешь возвести здание большой высоты, начинай прежде с фундамента смирения. И каждый, кто хочет и намеревается возвести строение внушительного размера, роет тем глубже, чем выше будет строение. Когда возводится здание, оно поднимается вверх; но тот, кто роет фундамент, погружается вниз. Таким образом, и здание прежде возвышения уничижается, и кровля возводится после уничижения.

Источник: Проповеди.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 28−29 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим

И пророк Захария свидетельствует, что велика тяжесть греха, когда говорит, что беззаконие сидит на таланте свинца (Зах. гл. 5), и Псалмопевец с плачем восклицает: Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37:5). А может быть, здесь Он призывает к благодати Евангелия тех, которые были под гнетом весьма тяжкого ига закона.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Всех призывает: не только иудеев, но и язычников. Под труждающимися разумей иудеев, так как они проходят тяжелые постановления закона и трудятся в делании заповедей закона, а под обремененными — язычников, которые были обременены тяжестью грехов. Всех этих успокаивает Христос, Ибо какой труд — уверовать, исповедать и креститься. Но как не успокоиться, когда здесь ты уже не печалишься о грехах, какие были сделаны до крещения, а там охватит тебя покой?

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы

Трудящиеся над совершением греха, и обремененные его тяжестью. Видишь ли, как Он показал, что грех имеет и труд, и бремя? Труд имеет прежде совершения, а бремя — после него.

Можно сказать и иначе: трудящиеся над тщетным и обремененные заботами о нем. И Аз упокою вы, т.е. освобожу и от этого труда, и от этого бремени.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас

Этот и дальнейшие стихи до конца главы не имеют ни малейших параллелей у всех других евангелистов и встречаются только у Матфея. Речь в подлиннике отличается чрезвычайной мягкостью и любвеобилием, но в то же время и чрезвычайной энергией и краткостью. Тут глубина богословствования, напоминающая Евангелие Иоанна и сближающая с ним Евангелие Матфея. Вместо менее яркого ἔρχεσθε — повелительное δεῦτε, невыражаемое в переводах и означающее: сюда, ко Мне! Слова, произнесенные здесь Спасителем, как правильно замечают, были бы богохульством, если бы были произнесены устами обыкновенного человека. Но в устах Сына Человеческого они естественны. “Маленькое слово все имеет обширное значение”. Тут самый главный и окончательный ответ на вопрос: σὺ εἶ ὁ ἐρχόμενος… δεῦτε πρός με πάντες. Слова эти напоминают Ис. 45:22, где подобная же речь влагается в уста Самого Всевышнего. Но еще больше сходства наблюдается с несколькими местами в книге Иисуса сына Сирахова (ср. Мф. 11:25 = Сир. 51:1, 14; Мф. 11:28 = Сир. 51:31, 35; Мф. 11:29 = Сир. 51:34, 35; в греч. LXX по изданию Тишендорфа счет стихов другой).

Источник: Толковая Библия.

ХРАМ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ОСТАНКИНЕ

Проповедь свт. Луки Крымского на сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 11:27-30)

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О какие поразительные слова, о какое безмерное дерзновение сказать что-либо подобное!

Такие слова мог сказать только истинный Сын Божий, Господь и Бог наш Иисус Христос.

«Все предано Мне Отцем Моим». Что же это, что предано Ему Отцом Его?

Все, все: вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о чинах ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов — все, все предано в руки Его, весь промысл о мире, о человечестве. Он, Вседержитель, недаром так называется, ибо все Ему предано Отцом Его, все содержит Он в длани Своей. Ему, Вседержителю, предан и последний Страшный Суд. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Самого Господа Иисуса Христа о Его Божественности? О, конечно, есть, о, конечно, так! Только Богу, Богу-Слову мог Бог-Отец предать все.

«И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому сын хочет открыть». Опять второе свидетельство о Божественности Господа Иисуса Христа: Он непостижим, ни для кого непостижим, а непостижим может быть только Бог.

Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть о Нем, открыть, что Он есть Истинный Сын Божий. Так было со св. апостолом Петром, ибо когда Господь наш Иисус Христос спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, тогда блаженный Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16, 17), — не плоть и кровь, не люди, не разум человеческий, но Отец Его, Сущий на небесах.

Итак, непостижим Господь наш Иисус Христос в Своей Божественной сущности, итак, Он есть истинный, подлинный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. И Он не может быть познан никем, так же, как и Отец Его не может быть познан.

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Опять какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли какие-нибудь уста человеческие сказать что-либо подобное! Смеют ли призывать к себе все, все бесконечное, бесчисленное множество труждающихся и обремененных, смеют ли им обещать успокоение?!

А Он смел, Он открыл объятия Свои, которые были шире, чем от края земли до края земли, и в эти объятия звал всех, всех бесчисленных труждающихся и обремененных.

О как их бесконечно много! О сколько удрученных нуждой, согбенных старостью; сколько беззащитных, сколько голодных, сколько несчастных больных, сколько униженных и обиженных, сколько страдающих от злобы сильных мира сего!

Если собрать всех с тех пор, когда были сказаны эти изумительные слова, не хватило бы места на земле, чтобы стали все плечом к плечу. И всех этих бесчисленных труждающихся и обремененных зовет Спаситель наш: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы».

Покой, покой, которого так жаждут души несчастных — и не только несчастных — которого так жаждут души всех нас, этот покой обещает Он всем дать.

О как всеобъемлюща Его любовь, как бесконечна широта Его объятий, распростертых ко всем труждающимся и обремененным. О, Господи наш, Господи! Как велик Ты, как свят Ты, как безгранично милостив Ты!

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…». Только тогда, только тогда обрящем покой душам нашим, когда возьмем на себя иго Христово, когда научимся от Него кротости и смирению, ибо без смирения и кротости нельзя идти за Христом, нельзя быть учениками Его, нельзя быть близкими Ему, нельзя быть братьями Его, чадами Его. Только тогда, когда возьмем это иго, найдем покой.

«Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11, 27-30). Эти слова, может быть, удивят вас, вы спросите: как, Господи, говоришь Ты, что иго твое благо и бремя Твое легко, когда Сам сказал, что путь к Царствию Божию ведет чрез тесные врата, по узкому пути, когда Сам Ты сказал: в мире скорбни будете, когда святой твой апостол Павел говорит: хотящии жити благочестно гоними будут?

Вы спросите: Господи, Господи! Разве легко быть гонимыми, разве легко идти чрез тесные врата узким и каменистым путем?

Вы спросите с недоумением, у вас, может быть, закрадется сомнение в сердце: легко ли иго Христово?

А я скажу вам: да, да! Легко и чрезвычайно легко.

А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изнываешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест.

Говорю не от разума только, а говорю по собственному опыту, ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно не было нисколько тяжело, и путь этот был радостным путем: потому что чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой.

Тяжелое это было бремя, но я вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово.

Именно потому, что бремя Христово нераздельно с благодатью Христовой, именно потому, что Христос того, кто взял крест и пошел за Ним, не оставит одного, не оставит без Своей помощи, а идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью.

Помните Его святые слова, ибо великая истина содержится в них: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

Всех вас, всех уверовавших в Него зовет Христос идти за Ним, взяв бремя Его, иго Его. Не бойтесь же, идите, идите смело. Не бойтесь тех страхов, которыми устрашает вас диавол, мешающий вам идти по этому пути. На диавола плюньте, диавола отгоните крестом Христовым, именем Его. Возведите очи свои горе и увидите Самого Господа Иисуса Христа, Который идет вместе с вами и облегчает иго ваше и бремя ваше.

Аминь.

28 января 1951 г.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]