Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 7-я по Пятидесятнице


Евангельское событие


Фото: Flickr.com
Господь не раз касался вопросов веры в различных проповедях. Библейские события, связанные с ними, касаются веры. Даже рассуждая о последних временах, Иисус говорил: «Встречу ли я веру на земле». Таким образом вере придаётся большое значение, ведь во времена Христа она буквально творила чудеса.

Различные святые отцы толковали фразу «По вере вашей да будет вам» одинаково. Изучением стиха занимались Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен. Известно, что после фразы Христа о вере слепые прозрели. Они стали видеть, хотя раньше не могли увидеть света от рождения. Однако событие имеет не только прямой, но и иносказательный смысл. Как часто люди мечтают прозреть, чувствовать скрытые события. Однако духовное прозрение свойственно не всем – только тот, кто действительно верит, способен обрести прозорливость, если так будет угодно Богу, но это требует особого труда, служения и святости. Однако Господь не оставляет тех, кто верит и даёт им подсказки, как поступить и что сделать, чтобы принять правильное решение.

Господь исцелением слепорождённых показал, что вера раскрывает не только физические, но и духовные очи человека. Пока он живёт только своими страстями и помыслами, он многое не видит, даже несмотря на так называемую бытовую интуицию, животное чутьё. Матрона Московская была слепой от рождения, но зато многое видела своими духовными очами благодаря сильной и непоколебимой вере. И до тех пор, пока вера в нас действительно мала, мы становимся подобны слепцам, не видящим ничего от рождения.

Вера не воспитывается, а раскрывается, словно чувство. Достаточно просто верить, как бы скептически не относились к этому окружающие.

«По вере вашей да будет вам»

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21)

Много говорят теперь и пишут о сложностях, лукавстве и опасностях, подстерегающих нас в современном мире, «мире, сошедшем с ума», несущемся к катастрофе. Всё больше признаков указывают на то, что на наших глазах отыгрываются сцены последнего акта исторического спектакля в «театре абсурда». И нам суждено жить в этом искривлённом злом мире, где утрачены надежды и рассеяны иллюзии, на месте которых разрастается «ничто», открывается «бездна» с её всё подавляющим страхом. Хоть как-то, но жить и не потерять своё человеческое обличие – «претерпеть» то, чему быть суждено.

На фоне осуществления запланированного гностическими жрецами и «владыками мира сего» ликвидации остатков Божественного порядка и внедрения тотального подчинения человечества сатанинским силам с их всеобъемлющим цифровым контролем (с целью нашей же якобы «безопасности» и «принуждения к миру») всё больше человек понимают или интуитивно чувствуют, что им остаётся только либо умереть, либо бежать от «благодетелей» и их «умных городов». Вот тут-то и начинает доходить даже до не очень сообразительных, что подразумевалось под настоятельными советами старцев уезжать из крупных городов (Вавилонов) в деревню и создавать там «общинки». Объединяться и жить на земле, если хотите, «спастись».

А что такое «спастись»? Это слово имеет двоякое толкование. Так в земном/временном понимании «спастись» означает убежать от несвободы, скрыться от ига поработителей, просто выжить. Иное значение имеет это слово в горнем/вечном толковании. Поговорим об этом. В последние несколько лет призыв «спастись» звучит всё чаще и громче. При этом, как мне видится, что это такое (в смысле «как?») во всей полноте и глубине не понимают ни те, кто с амвонов храмов призывает ко «спасению», ни те, кто им внимает. Да и внимает поверхностно, не задумываясь о сути, а посему исполняет предписания формально, даже если порой и фанатично.

Так что есть «спасение» и как «спастись»? Так получилось, что большинство понимает это вульгарно, если не сказать, примитивно. Разделяют своё поведение в церковной ограде и деяния в миру и ни на миг не задумываются о том, как жизнь их соотносится с исполнением воли Творца; где смирение, а где теплохладность и т.д. При этом, конечно, большинство будет бубнить заученные аксиомы: вне Церкви спасения нет, к Богу Отцу приходят только через Сына, без соблюдений заповедей не спастись, пьяницы и блудники Царства Божия не наследуют и тому подобное. Но сейчас этого мало. Первое, что требуется сегодня, – это мужество. Потому что, вторя Христу, хочется крикнуть: «Что вы так боязливы, маловерные?»

Цель «спасения» (души, конечно) многие понимают просто: избежать мучений ада и наследовать жизнь вечную – «в Рай попасть». Таким образом, люди даже не задумываются, что Рай был в своё время на Земле, а мире ином есть Царство Небесное, в котором «много обителей». И кто там какое место займёт, если «спасётся», – не нам решать…

Как-то в гостях у людей хороших, но верующих наивно, беседа от бед и проблем России сегодняшней, делах церковных и нашем ко всему этому отношении перешла постепенно к вопросу о «спасении». Для большинства присутствующих вопрос этот не казался каким-то сложным и ответы на него были однозначными, состоявшими в основном из привычных штампов и набора правил, предписанных церковным учением. Всё в чёрно-белых тонах. Но жизнь, протекающая в мире «видимом», многоцветна, к тому же с оттенками. Что есть «любовь», «грех», «покаяние», «история», для чего вообще мы существуем – мало кто задумывается. Или отделываются известными цитатами из святых отцов.

Поэтому пришлось поделиться своими рассуждениями на эти темы. Начал с неоспоримого: необходимо ходить в храмы, исповедоваться и причащаться, получая через таинство «исцеление души и тела» посредством благодати Духа Святого. Потому что без стяжания благодати спасение невозможно. Однозначно! Но достаточно ли лишь блюсти предписанную форму в наше время? Не уверен, если даже приплюсовать «милосердие», «добрые дела» и «смирение». К тому же, надо учитывать сказанное некогда одним духовидцем: в последние времена будут спасаться скорбями да болезнями. (То есть, надо понимать это так, что спасаться будут своим отношением к посылаемым болезням: пассивным либо активным, ропотом на Бога либо благодарением за всё.)

С одной стороны, известно, что Господь, вроде бы, хочет, «чтобы все спаслись». Но здесь есть тонкость: кто эти «все»? Все вообще или «свои» – записанные в «книгу жизни» и априори имеющие такую возможность/потенцию, которую надо постараться, возлюбив Бога всем сердцем и всем разумением своим, реализовать/актуализировать ещё при этой жизни?

Даже знающих почти все молитвы и цитирующих наизусть места Священного Писания верующих порой вводит в ступор основополагающий и простой, вроде, вопрос: а для чего всё это, весь этот мир, вся эта «суета сует»? Отвечать на него даже священники не особо любят потому, что открывается суровая правда. Правда, суть которой очень проста: весь наш мир и человечество в нём существуют лишь для того, чтобы через соответствующий отбор, прохождение испытаний восполнилось на Небесах «число отпавших ангелов». Пока этого не случится – «земля продолжит крутиться», и будет осуществляться Промысл Божий, и будет формироваться Тело Христово – Церковь Его (как в небесной, так и в мирской – воинствующей – частях своих). В этом смысл Истории. О чём прекрасно написал философ Л.П. Карсавин в книге «Философия истории»: «Вполне в сфере наших общих предпосылок мы выдвигаем центральное значение личности Иисуса Христа и понимаем исторический процесс как развитие Христовой Церкви».

Случайного в этом мире ничего нет! А в Промысле Божием каждому отводится своя роль/миссия (крест по силам его, отказ от которого есть грех сугубый!), каждому даётся какой-то дар Свыше, чтобы осуществить предназначенное именно ему. Поэтому каждый человек ценен для Создателя по-своему, поэтому талант свой каждый должен не зарывать, а преумножать! А вот использование «дара» не по назначению не приветствуется. За эту вольность могут крепко «дать по рукам» – и это только для начала! «Отыграть роль» нужно постараться до конца, красиво и не сфальшивить. И надо понимать, что роль прописана лишь в общих чертах, поэтому требуется импровизация. И эта задача нелёгкая. Для этого и требуется мужественность и терпеливость, нужно быть «делателем» и даже искусным «игроком», а не только «созерцателем», тем паче «мечтателем»; возлюбившим Бога превыше всего «соработником» на ниве Господней, а не ждущим чудес «расслабленным». А на чём зиждется эта любовь, кроме любования красотой Истины, ощущения обволакивающего Добра и покоя? На радостном подчинении Его Воле, что возможно только при абсолютном доверии к Нему: положись на Бога во всём, и Он всё управит! А в минуты сомнений пусть не смолкает в вас молитва: ибо не как я хочу, но как Ты!

Кстати, мы не подвергаем сомнению, что Господь всемилостив и, вопреки распространённым выражениям типа «Господь покарал», никого не наказывает. Но существуют объективные и непреложные законы духовного мира, регулирующие наше бытие и жёстко реагирующие на их нарушение, отсюда – «наказание». Это своеобразные «правила игры», действующие независимо от того, понимаем ли мы это. К сожалению, нас держат за «детей» наставники наши, и нам приходится доходить до знания этих законов эмпирически, набивая шишки. Но «доходит» не до всех и не с первого раза. А кто-то до конца дней своих наступает на одни и те же «грабли».

В подчинении Правде нет места страху и сомнению, нет никакого умаления «свободы воли» человека, а есть освобождение от чрезмерных забот о мирском, от рабства греху; есть то стремление к Свету, которое способно превратить «раба» в «сына». И в этом есть торжество Правды!

Свобода воли есть свобода выбора, в котором нет места принуждению. А вот как идти путём прямым и правым, подсказывает искреннему человеку его сердце через голос совести (глас Божий в нас), а не «страх Божий», который удерживает нас от шагов неверных, от падения. Поэтому и должны быть помыслы наши чистыми (чистые сердцем Бога узрят), дела, угодными Богу, а поступки, отвечающими Его замыслам о нас и ожиданиям. Оправдать эти «ожидания» есть истинный «успех».

Всё это вроде так просто и ясно, но только в рассуждениях (гладко было на бумаге, да забыли про овраги), а не в реалиях нашего времени с его бешенными темпами, перевёрнутыми ценностями и навязанными условиями существования. Когда «волки в овечьей шкуре» практически закабалили мир окончательно и уже не стесняются демонстрировать свой оскал. Здесь нужна не только «железная» сила воли, но и мудрость необыкновенная. И вожди нужны и пастыри, но не слепые и не трусливые. А где их взять? Кто укажет путь? Кто поведёт за собой остатки «стада»? (При молчаливом соглашательстве современных иерархов с глобальным порабощением, принятии экуменизма, «смирении» перед действием тайных сил, которые проявляют себя явно и нагло.) «Просите и дастся вам»… Не оставляет Господь без ответа мольбы «верных». Если нужно – «и камни возопиют». Что мы и наблюдаем, но очерствели сердца наши и потому «овцы христовы» «слушают, но не слышат», «смотрят, но не видят»… Ждут «знамений с неба».

Всё чаще разносится: «Покайтесь, ибо конец мира близок!» (чтобы достучаться хоть до некоторых, даже святые являются ныне достойным, чтобы успели по-настоящему покаяться). Без покаяния не будет «спасения». А в чём и как каяться, мало кто может объяснить доходчиво и правильно, причём не по-книжному и холодно-рассудочно, а по опыту жизни во Христе; не как строгий судия, а как добрый пастырь, отец, огорчение которого от твоих блужданий и твоего окаянства, от ощущения, что Его подводишь, сердце начинает «плакать». А ведь именно такое состояние сердца и есть подлинное «раскаяние». А чем от него отличается «покаяние»? Покаяние, как я уразумел за многие годы, есть не только раскаяние в грехах и уклонение от них в дальнейшем, но и исправление на деле, а не на словах только, своего пути. А это ой как тяжело!

Легко поучать: «Не греши!» Не сложно это и пообещать. Но вот узреть свои грехи бывает непросто. Равно как и «вытащить бревно из собственного глаза» (главную занозу души), которое привык не замечать упорно. А объяснить доходчиво, что есть главное, порой некому, потому что некоторые христиане (несмотря на наличие большого числа пособий по выявлению грехов) «за деревьями не видят леса» и на деле – «обсасывают комара, но проглатывают верблюда». Прискорбный факт. Проблема же в том, что «духовное возрождение» России обернулось теплохладным пышнодействием, благолепием формы, а не содержания. Священники (особенно из новых) зачастую не служат Богу, а «работают» клириками, выполняя свои обязанности формально, заученно, механически. Мало в ком из них светится любовь, к тому же опасность проникновения в Церковь врагов Христа, в том числе «восточного обряда», становится реальной.

Говорят нам: «не грешите», исполняйте заповеди Божии. Не только десять основных, но и заповеди «блаженства» из Нагорной проповеди Спасителя. Правильно! Но к сожалению, мало кто верно понимает их смысл, а такую, к примеру, как «блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное» никак не относят к себе лично.

Что касается понятия «грех». Это ведь не только нарушение духовных законов, запретов и следование страстям, но и кое-что ещё. Что имеется в виду? Несколько лет тому назад старый знакомый ошарашил меня, когда произнёс: «А ты знаешь, что изначально «грех» означал буквально «непопадание в цель»? Что и происходит, когда, согрешив, сбиваешься со своего пути». То есть, при пренебрежении своим путём, уклонении от уготованной Свыше участи, в Царство Небесное не попадёшь! Осознание этого и «исправление» и должно стать главной заботой, а остальное – «прилагаемым» к этому. Отсюда и слова Спасителя, которые любят настойчиво повторять нам истинные пастыри: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Поэтому «покаяние» суть не только осознание своих грехов и избавление от них, но и «исправление» своего пути, возвращение к должному – на «стезю Господню». Принятие своей «доли», какой бы она ни была (раньше простые люди говорили так: Бог рога даст – носи и благодари!) без лишних вопросов и терзаний, ибо «неисповедимы пути Господни». Каждому – своё! Возвращение на путь свой невозможно без слёз радости и звучащего внутри: благодарю Тебя, Господи!

Итак, чтобы идти путём своим, нужны мужество, стойкость, трезвость. И дерзновение (которого не хватает сегодня, как мне подсказали, даже монахам), и готовность взять всю полноту ответственности на себя, принимать решение самому. По наитию. Но это не «самость» гордеца, а самостоятельность повзрослевшей и оформившейся в личность «души живой». И тогда по-иному зазвучит напутствие, приписываемое преподобному Серафиму Саровскому: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. А эти «многие» не те ли, судьбы которых переплелись с твоей, с выполняемым тобой «долгом», прописанной для тебя «ролью»? Возможно ли такое и возможно ли так «спастись»? Не знаю, но ни на секунду не сомневаюсь в том, что «невозможное человеку возможно Богу».

Участились смерти – началась «жатва»? Похоже на то. Судя по всем признакам, начались «времена последние», и скоро откроется «человек погибели», дорогу которому ускоренно мостит «глубинное государство», подводя навязчиво к необходимости формирования мирового правительства, с его глобальным «цифровым концлагерем» и меткой – «числом зверя». Приняв такую «метку», оставшимся на тот момент в живых – не спастись! Не спастись потому, что этим актом они отрекаются от Бога прилюдно, отрекаются от «живота вечного». Поэтому настал момент выбора, время не бояться «убивающих тело, душу же убить не могущих», не молчать о творящемся беззаконии и обмане – «молчанием предается Бог!». А восстать против зла, презрев все опасности, быть готовым; быть готовым на жертву – положить душу свою за Правду! Возлюбить смерть, памятуя о том, что за веру мученический конец – это от Иисуса Христа венец!

Как было в начале Христианской эры – на Голгофе, так будет и в «конце времён», и «последние станут первыми», если только уподобятся «разбойнику правому».

Александр Фёдорович Огородников, публицист, член Союза писателей России

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]