Толкование
В притче Господь сравнивает Царствие Небесное с брачным пиром. Это пир, на который могут зайти далеко не все верующие. Многие привыкли думать то, что если человек верит в Бога, если он знает все церковные правила, то есть воцерковлен, живет в ожидании Христа и делает добрые дела, да еще и никого не осуждает, это является гарантией для его спасения.
Но в притче Господь говорит совсем не так, как мы считаем. Люди неверующие, те, которые не живут в ожидании женщина, то есть те, которые не живут в ожидании Пришествия Господня, находятся за границами этой притчи. Их в этом рассказе нет. Он о тех, кто верит во Христа.
Девы, которые вошли на брачный пир – это верующие. Те, которые были брошены во тьму внешнюю, тоже верующие и ожидающие пришествия Мессии.
«Девы» – это церковь, человеческие души.
«Жених» – это Спаситель наш Господь Иисус Христос.
«Горящий светильник» – это вера или молитва.
«Масло» – это благодать Святого Духа, подающаяся нам через служение ближнему.
«Продающие» – это наши ближние.
В этой притче мы не случайно видим цифру 5. Пять дев умных и пять дев неразумных. Что означает эта цифра? Об этом мы можем только догадываться. Но это единая с одной стороны и противопоставляемая с другой пятерка встречается в Священном Писании достаточно часто. Это и длина крыльев херувимов в иерусалимском храме, и пять шестов из дерева ситтим, пять столбов и пять подножий, пять шекелей (сумма выкупа за первенца), пять светильников, сделанных царем Соломоном, пять козлов, пять агнцев (которые являются частью мирной жертвы Господу), пять ран Христа, пять перемен одежд Вениамина, данных ему Иаковом, пять братьев из десяти, которых представил Иосифу фараон и так далее.
Неразумных и мудрых отличает друг от друга не просто наличие или отсутствие масла, а то что одни думали и готовились к долгой ночи ожидания Спасителя, а другие просто имели веру в своем сердце. Эта приятная вера помогает жить, не задумываясь о том, что в действительности вера – это угождение Богу. Ведь веру, не угождающую Богу, имеют даже бесы, но она не спасает их.
То, что они девы, это указывает на их чистоту. Они думают, что Господь будет проявляться в жизни тогда, когда им это надо. Но разумные говорят: «Предстану перед Тобой Господи и буду ожидать». Одни говорят сами себе: «Все еще успеется: жить, исправляться, заботиться о домашних, смотреть в глаза своей жене, ходить в храм. Пока будем просто молиться». А другие говорят: «Что я буду делать завтра, если сегодня я умру? Что я оставлю после себя здесь и что я возьму в вечность?».
Масло закончится и двери закроются. Это произойдет до того, как ты успеешь понять, что случилось. Надеешься на тех, у кого есть масло в сосудах, а сам довольствуешься лишь тлеющим светильником? Надеешься, что за тебя молятся в 12 монастырях Афона? Что ты пожертвовал в храм колокол и больше непрестольное Евангелие? Что у тебя есть три знакомых батюшки? Что однажды ты сидел на Пасху вместе с архиереем? Разве эта надежда спасет нас?
Христос говорит: «Будешь просить, но никто не поможет». Прицепом нельзя войти в Царство Божие. Двери в ковчег закрылись прежде, чем начался потоп. Еще на Земле светило солнце и пели птички, и масло в светильниках еще не иссякло, но врата уже закрылись.
«Вы думаете, что знаете меня? Но я вас, не знаю. Вы не проливали слез перед моим образом, не искали меня в Священном Писании, в молитвах, вы не разделяли со мной трапезу, вы берегли свои силы и оберегали свой покой. Вы не отдавали себя, не растрачивали себя. Я вас не знаю», – говорит Христос.
В этой притче скрыта еще одна глубокая мысль – два народа, ожидающих прихода Мессии. Сегодня один народ – это принявший Духа Святого в день Пятидесятницы, а другой народ, который говорил: «Вы обмануты! Вы напились сладкого вина!».
Библия Онлайн
Иисус Христос сказал: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились…» (От Матфея 25:1-10). Две тысячи лет назад Иисус Христос однажды рассказал очень яркую притчу о том, кто может войти в Царство Небесное. Он сказал, что только мудрые девы смогут встретить жениха, а глупые девы, которые не запаслись маслом, не смогут. Прочитав эту притчу, я решил для себя, быть в числе мудрых дев, чтобы радоваться о Его возвращении и иметь с Ним пир.
В течение не одного десятилетия пребывания в вере в Господа, я всегда желал того, чтобы Господь встретил меня в небесных обителях и избавил меня от гнетущего и греховного мира, и чтобы мне получить все, что Он обещал. Я часто и много занимался чтением Библии и искренне молился Господу; я искал знаменитых проповедников, которые хорошо знают Библию и слушал их учение о Библии; я терпел насмешки и сарказм мирских людей; когда меня постигала болезнь или неприятность, я старался не поддаваться искушению сатаны и не жаловаться, потому что я верил, что «тот, кто претерпит до конца, спасется». Я думал, что так и запасаются маслом. Однако все, что я делал таким образом, не доставляло мне никакого удовольствия, и я не чувствовал себя близко к Господу. Я не мог чувствовать Его присутствие несмотря на то, что я часто молился.
Разве я не по воле Божьей запасался маслом? Я впал в замешательство. Однажды я услышал проповедь брата, и он сказал: «Говоря о Периоде Благодати, Иисус Христос упомянул мудрых дев. В чем их секрет? Почему сказано, что они мудрые девы? Это прежде всего потому, что они могут распознать голос Бога. Как только они прислушиваются, к ним приходит понимание и они говорят: «Я почувствовал, что слова этого человека являются Божьими словами, это Божий голос. Никто иной не может говорить такие слова; это голос Бога. Поэтому я верю в Него. Он Христос, то есть Бог стал плотью». Вот такая их мудрость. Но почему глупые люди, так глупы? Они думают иначе: «Разве он не человек? Разве это не Иисус, из Назарета? Разве он не обычный человек? Как Он может быть Богом? Мы не будем верить в Него, мы верим в Бога, который на небесах». Послушайте, разве это не говорит о том, что у этих людей нет духовного понимания? Тем не менее они считают, что их слова правильные и очень разумные. В результате Бог позволяет этим «умным» людям стать жертвами своего же лукавства» («Проповеди и рассуждения вхождения в жизнь» (IX)). Его рассуждения разрешили мое замешательство. Я понял, что запасание маслом, означает способность слушать голос Божий, понимать слова Божьи, принимать истину и подчиняться Ему. Только тот, кто может так поступать – мудрые девы.
Я вспомнил рыбака Петра. Услышав Евангелие о Царстве Небесном, проповеданном Иисусом Христом, он понял, что то, что говорил Иисус Христос, было тайной Царства Небесного и что Иисус Христос был послан Богом, поэтому он и последовал за Ним. Пребывая с Иисусом, Петр понял, что Его слова не могли быть человеческими, и что работа, которую Он совершал, не могла быть сделана человеком. Благодаря словам и поступкам Господа, Петр признал, что Он и есть Сын Божий. Мне также вспоминается женщина из Самарии. Когда она услышала, как Господь Иисус говорит о сокровенных тайнах ее сердца, она узнала Господа, потому что она понимала, что только Бог может знать самые сокровенные тайны человека. Поэтому она оставила свой кувшин для воды и отправилась рассказывать людям: «…пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (От Иоанна 4:29) Встретившись с явлением Божиим, ученики и последователи Господа Иисуса смогли различить, что слова, которые Он говорил, были истиной и были от Бога, эти слова не могли быть сказаны человеком. И, услышав голос Божий, они смогли принять Его, подчиниться Ему и последовать за Господом. Вот, как они запасались маслом.
С другой стороны, у неразумных дев не было ни стремлений, ни намерений в сердце, чтобы понять, что является голосом Божьим, они не искали истину выраженной Христом и не следовали ей. Напротив, они всегда определяли Божью работу с помощью своих представлений, смотрели на воплощенного Иисуса Христа как на обычного человека и говорили, что Божьи высказывания на самом деле являются человеческими словами. В результате они были отвергнуты Богом и потеряли Его спасение. Подобно тому и фарисеи, того времени, были не внимательны к словам Господа, слепо судили Бога как человека по своим собственным представлениям и даже фанатически осуждали Господа, что Он богохульствовал. В конце концов, они были прокляты и наказаны Богом из-за того, что сопротивлялись той новой работе, которую производил Господь.
Вот еще слова Господа, которые я увидел: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоанна 16:12-13). «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои» (От Матфея 25:6-7). Эти Священные Писания показывают нам, что в будущем Бог снова придет, чтобы еще более говорить и рассказать нам о будущих Своих делах. Поэтому, когда Господь снова придёт, мне следует быть мудрой девой. Если кто-то проповедует послание о возвращении Господа, мне нужно внимательно следить за голосом Божьим и молиться, чтобы получить Его руководство. Я верю, что Господь поведет меня во сретение, потому что Он обещал: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (От Луки 11: 9-10). «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). Спасибо Господу! Да грядет Его Царство. Надеюсь, что мы сможем быть мудрыми девами и радоваться возвращению Иисуса Христа.
Автор:Тун Тун
Прочтите страничку о Второе пришествие Христа или нажмите на тексты по данной теме
Дни Ноя уже настали, как найти Бога?
Тайна имени Бога: когда Господь в последние вернется будут ли Его еще звать Иисусом?
Смотреть! Только, слушая Слово Божье, мы не останемся
СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР
Притча о десяти девах, ожидающих прихода жениха и вышедших навстречу ему, встречается только у евангелиста Матфея. Некоторые детали, впрочем, находят себе параллели и у ап. Луки (Лк. 13: 25).
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25: 1-13).
Притча о мудрых и неразумных девах, символизирующих души человеческие, показывает, что и верующие в Сына Божия Господа Иисуса Христа и надеющиеся войти в Царство Небесное, несмотря на веру их, будут подвергнуты последнему испытанию на Страшном Суде и тогда приняты в Царство Небесное или отвергнуты навсегда.
Свое второе пришествие Христос изобразил здесь под хорошо известным евреям образом пришествия жениха в дом невесты во время ритуала бракосочетания. По древнему восточному обычаю, после сговора, жених отправляется в сопровождении родных и друзей в дом невесты, которая ждет его в лучшем наряде, окруженная подругами. Свадебное торжество происходило, обычно, ночью, поэтому подруги невесты встречали жениха с горящими светильниками и, так как время прибытия жениха не бывало точно известно, ожидающие запасались маслом на случай, если оно в светильниках выгорит. Невеста, с лицом закрытым густой вуалью, жених и все участники торжества с пением и музыкой отправлялись в дом жениха. Двери затворялись, подписывался брачный договор, произносились «благословения» в честь жениха и невесты, невеста открывала свое лицо и начиналось брачное пиршество, продолжавшееся семь дней, если выходила замуж девица, или три дня, если выходила вдова.
Брачный пир символизирует в этой притче Царство Небесное, где верующие будут соединены с Господом в блаженной вечной жизни. Ожидание жениха означает всю земную жизнь человека, цель которой состоит в приготовлении себя к встрече с Господом. Затворенные двери брачного чертога, не допустившие опоздавших к жениху, означают смерть человеческую, после которой нет уже покаяния и исправления.
По объяснению святителя Иоанна Златоуста, Христос вывел входящих в Царство Небесное верующих под образом дев, превознося этим девство — не только целомудрие телесное, но, главным образом, духовное, истинное исповедание христианской веры и жизни по вере, в противоположность ереси, богоборчеству и небрежению в отношении спасения своей души. «Светильником, — говорит Златоуст, — Христос называет здесь дар девства, чистоту святости, а елеем — человеколюбие, милосердие, помощь бедным». Елей в Священном Писании, обыкновенно, служит образом Святого Духа и в этой притче горящий елей означает духовное горение верующих, облагодатствованных Святым Духом Божиим, сообщающим им Свои богатые дары: веру, любовь, милосердие и прочие, выражающиеся в христианской жизни верующих,в частности, в любви и помощи ближним.
Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник преп. Серафим Саровский. Основная мысль преп. Серафима заключается в понимании цели христианской жизни, как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.
«В притче о мудрых и юродивых девах, — говорит преп. Серафим своему собеседнику, — когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей… Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят, благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь. кажущийся благим в начале, но концы его — во дно адово».
Не всякое «доброе дело», по учению преп. Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3).
Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, преп. Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая — воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая — собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.
Вторая — собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же — воля Божия и всеспасительная — в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.
Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого не доставало у юродивых дев… За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»… Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться во время, ибо двери уже затворены».
Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому, созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», — учит преп. Исаак Сирии. Ни формальная вера, без жизни по заповедам Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21-23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», — говорит ап.Павел (Рим. 8: 9) и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12).
©В.Потапов
Великий вторник
Притча о 10 девах
Три искусительных вопроса Господу
И задумали первосвященники и фарисеи погубить Его иным способом, а именно — уловив в словах. И вот послали к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, которые, «придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?»
«Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». (Мк. 12, 14–17)
В этих словах Иисуса Христа содержится смысл истинной свободы, действующей не насилием, но кротостью той веры, которую принес в мир Спаситель.
Итак, попытки книжников, как и иродиан, уловить Иисуса в словах оказались безуспешными.
В тот день пришли к Нему и саддукеи[1], которые, презирая как догмат исповедания иудеев о воскресении из мертвых, так и учение Христа, стали в настоящем случае как бы союзниками фарисеев и, с тем же коварным умыслом уловить Иисуса, спросили Его: какая будет участь той жены, которая была, по закону Моисееву, замужем за семью мужами-братьями, чьей из них женой будет она по воскресении умерших? На этот грубый вопрос, доказывающий полное непонимание ими ни всемогущества Божия, ни условий будущей жизни, Христос отвечал им, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах», и после того, обращая внимание на то, что хотя они и признают закон Моисеев, но не понимают смысла его, Он прибавил: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (см. Исх. 3, 6)».
«И, слыша, народ дивился учению Его. А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22, 30–40)
«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что любить Бога всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия». (Мк. 12, 32–34)
Вопрос Господа о том, чей сын Христос
Продолжая учить, Иисус теперь Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? чей Он сын?» «Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (см. Пс. 109, 1)? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова». (Мф. 22, 42–46)
Обличение книжников и фарисеев
«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища[2] свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». (Мф. 23, 1–9)
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и (напоказ) долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». (Мф. 13–14, 23–35)
Это как бы прощальное слово, с которым Иисус Христос обратился к фарисеям из иудеев, не сохранило ли оно все свое значение и всю свою силу в отношении к фарисеям всех народов и всех времен? И не остаются ли и они так же глухи к этому слову устрашающе грозному, хотя и произносил их Милосерднейший Судия, преисполненный тогда и вовеки беспредельной любовью и жалостью к людям, той жалостью, которая исторгала слезы из глаз Богочеловека при обращении Его тогда к Иерусалиму, гибель которого провидел Он Своим Божественным прозрением. «Иерусалим, Иерусалим, — с великой скорбью взывает Он, — ты, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 37–39)
Но и в грозном приговоре оставляется надежда снова увидеть Его тем, кто признает и пойдет по пути Его во имя Его.
Лепта вдовы
Лепта вдовы
Прежде чем выйти из храма, Иисус «сел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». (Мк. 12, 41–44)
Притча о 10 девах
И еще одну притчу сказал Иисус. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф. 25, 1–13)
Притча о Страшном суде
Торжественным изображением Страшного суда Господня заключил Христос предсказание Свое об окончательной судьбе человечества: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф. 25, 31–46)
Притча о десяти девах
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Mатф.25:13) В этой серии статей мы исследуем евангельские притчи в их истинном историко-культурном контексте — в контексте иудаизма I в. до н. э.-I в. н. э. В этот период времени в Израиле существовала уникальная система образования:
раввин непосредственно обучал своих учеников лицом к лицу, что подтверждают раввинистические документы. В них часто встречается выражение «Он сел перед раввином таким-то», что означало, что этот человек стал учеником какого-то раввина. Подобным образом поступал и рабби Иисус, обучая учеников в Своей школе «Царство Небесное» и преподавая им вечные истины.
Притча о десяти девах
В этой статье мы рассмотрим притчу, которая касается Второго пришествия Иисуса, а также назначения даты этого события. В последнее время все чаще слышны заявления об установлении даты Второго пришествия. Библия однозначно говорит: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Mр.13:32), однако притча о десяти девах поможет нам взглянуть на этот вопрос в ином ракурсе.
В 25-й главе Евангелия от Матфея содержится ряд притч, которые говорят о Втором пришествии и пересекаются с понятием «Царство Небесное». В предыдущих статьях мы исследовали 13-ю главу Евангелия от Матфея, где притчи рассказывают о Царстве Небесном, а Иисус объясняет это понятие.
Обратимся к притче о девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).
Трудности истолкования. Символ елея
Следует отметить, что эта притча является одной из самых сложных для понимания прежде всего из-за того, что в Библии нет подробного описания традиционного процесса бракосочетания. Вот почему у читателей возникает искушение, найдя то или иное слово из притчи в другом библейском отрывке, автоматически использовать его при истолковании исследуемого текста. Однако, несмотря на то, что Библия действительно объясняет саму себя, и непонятные слова и выражения из одного текста могут быть объяснены в другом отрывке, этот принцип следует применять разумно. В частности, при истолковании евангельских притч без учёта контекста самой притчи такая автоматическая постановка может привести к неверному результату.
Проиллюстрируем проблему на примере использования слова «масло», которого, как повествует исследуемая притча, не хватило неразумным девам. И они, пойдя его искать на рынке посреди ночи, не попали на брачный пир. Об оливковом масле (в Русской Синодальной Библии часто используется архаичное слово «елей») пишется в книге пророка Захарии, который видел ряд видений относительно первосвященника Иегошуа. В Синодальном переводе его имя звучит как «Иисус», однако речь идет не об Иисусе Христе, а о первосвященнике Иегошуа, который служил в Иерусалимском Храме после Вавилонского пленения в 515 г. до н. э.
В это время пророк Захария наставлял и вдохновлял Иегошуа пророческими откровениями от Бога. В частности, в 4-й главе говорится: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах.4:1,2).
Менора — семисвечник, один из элементов Святилища, возведенного в пустыне, а после — в построенном царем Соломоном Храме. Она была выкована цельной из золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). В Скинии она находилась в первом отделении, в Святом. Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее чашечки утром, она горела всю ночь.
Далее пророк пишет: «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:4-6). Согласно книге Исход семисвечник должен был гореть постоянно, что символизировало постоянное присутствие в Храме Святого Духа.
Елей — оливковое масло, которое в Древнем Израиле применялось при помазании первосвященников и царей.
То, что оливковое масло (елей) может символизировать Святого Духа, видно и в ряде библейских текстов. Например, в Псалме 44 записано: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8). А в параллельном тексте из книги пророка Исаии говорится: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис.61:1). Таким образом, мы видим, что пророк однозначно говорит о Святом Духе.
Именно поэтому в Послании к евреям апостол цитирует Псалом 44, чтобы подтвердить, что Иешуа (Иисус) является Машиахом (Мессией), то есть помазанником, фактичекски помазанным Богом, а не просто ангелом. Таким образом, символы помазания и елея как Святого Духа напрямую связаны с Иисусом и Его миссией в этом мире.
Мессия — от древнееврейского «машиах», буквально «помазанник». Это слово первоначально было прилагательным, означавшим «помазанный [елеем]». Титул «помазанный» применялся в Библии по отношению к царям и первосвященникам. Акт помазания символизировал избрание человека для совершения важных общественных функций.
Однако что получится, если мы применим этот символизм к притче о девах, ожидающих жениха? Если мы подставим значение слова «масло» из книги пророка Захарии 4:1-2 в Евангелие от Матфея 25:3, получится, что у неразумных дев не было Святого Духа. И если бы в светильниках этих дев вообще не было масла, то можно было бы заключить, что в сердцах у разумных дев был Святой Дух, а у неразумных — нет.
Однако ситуация здесь оказывается сложнее. В 8-м и 9-м текстах сказано: «Неразумные сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Выходит, что у неразумных дев какое-то количество масла в светильниках все-таки было, иначе они бы не горели вообще. А разумные девы не поделились с неразумными, чтобы не возникло недостатка. Как может возникнуть недостаток Святого Духа? Можно ли Святым Духом делиться, переливая Его из одного сосуда в другой?
Писание однозначно свидетельствует о том, что Святой Дух — это Бог (Деян.5:3-4; 1Кор.3:16-17). И если масло символизирует именно Его, то у читателя возникает теологическая проблема: Бога, Духа Святого, невозможно измерить, подобно маслу. Поэтому при истолковании этой притчи никоим образом нельзя переходить к аллегориям, иначе возникнет опасность превратить Святого Духа в нечто, измеряемое в единицах объема.
Вот почему для правильного понимания любой притчи, а тем более этой, важно правильно определить её тип. И в данном случае это легко, так как притча начинается словами «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам…». Мы узнали в предыдущих статьях, что наличие слова «подобно» однозначно указывает на то, что притча о девах относится к типу притч-иллюстраций. А потому в притчах такого типа нет символики. Для того чтобы понять эту притчу, необходимо разобраться в том, что и как она иллюстрирует.
продолжение здесь
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского ,
Доктор богословия
Изображение: The Parable of the Wise and Foolish Virgins (1822) by William Blake, Tate Gallery.
Нравится
Social buttons
Дела плоти.
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.» Гал. 5:19-21.
Все вышеописанные дела и им подобные являются явными делами. И все знают, что это грех. Если мы так поступаем, тогда будет нелегко поверить нашему христианству. Все десять дев были девами и все десять сокрушали в себе оливы, чтобы у них было масло. Однако пять мудрых дев позаботились не только о том, чтобы их светильники горели там и тогда, но и о масле, которое взяли с собой.
Эти «дела плоти» будут проявляться в повседневной жизни, в различных испытаниях, когда мы находимся среди людей. Именно тогда наши светильники должны светить. Пять неразумных дев тоже отвергают себя в обстоятельствах жизни, довольствуясь тем, что их светильники светят и люди не могут осудить их. Однако, они вовсе не задумываются над тем, что то скудное количество масла, которое они добывают быстро сгорит. Мудрые девы собирают масло в свои сосуды. Когда испытания приходят к концу они испытывают самих себя. В тишине перед лицом Божьим, они видят себя, свою человеческую природу, которую они сокрушают. Сейчас они не излучают свет для кого-то, но собирают масло в сосуды. Это скрытая жизнь со Христом в Боге.
Неразумные девы довольны тем, что люди не могут осудить их, так как они делают столько доброго во внешнем. Они не знают ни минуты покоя. Мир и покой пред лицом Божьим? Нет. На это нет времени. В этом они подобны Марфе. Она несмотря на своё усердие в служении Иисусу, оставалась обращенной к земле. Она не понимала Марию, которая сидела у ног Иисуса и собирала елей в свой сосуд.
Собирать масло в сосуды.
Ты собираешь масло в свой сосуд, когда откладываешь грех, отягощающий твою совесть. Желание искать чести, суета ума, желание показать себя в красноречии, добиться признания людей, жадность – все эти дела, которые явны должны быть сокрушены и отложены, для того, чтобы лампа могла светить. И тогда пять неразумных дев будут довольны. Тот, кто доволен своим духовным состоянием, в котором он или она находится, подобен этим неразумным девам, несмотря на каком бы уровне ты ни находился. Однако Дух проникает ещё глубже. Если ты хочешь собрать масла в свои сосуды, тогда ты должен прийти к внутренней тишине, для того, чтобы услышать голос Духа. Он укажет тебе на твою склонность к тому, чтобы искать чести, признания у людей и т.д. в более глубокой степени, чем ты представлял себе это сам. Тогда ты должен ходить по Духу (Гал. 5:25) признавать то, что видишь в себе и сокрушать. Пяти мудрым девам нравится эта жизнь, они наполняют маслом свои лампы и сосуды.
Люди видят только светильники, сосуды скрыты для них. Поэтому они не видят различия между девами, несмотря на то, что иногда и замечают, что у некоторых не хватает елея в светильнике и он не в состоянии издавать ясный свет.
Победа над грехами, на которые Дух направляет Свой свет в скрытой жизни, означает, что ты совершаешь свои дела не для того, чтобы тебя заметили и увидели другие, а потому что ты любишь Иисуса, и всё что ты делаешь, ты делаешь ради Него. Тогда ты действительно мудр. Тогда ты будешь в числе тех, кого заберёт с собой Иисус, когда Он придёт, как тать ночью, чтобы забрать с собой тех, кто готов. Ты облечёшься в белые одежды и будешь ходить с Иисусом, и Он исповедает имя твоё перед Своим Отцом и Его ангелами.
Окончание бесед. Последние притчи (Мф 25)
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Предыдущая глава заканчивалась притчей, посвященной концу времен, — о тех, кому было поручено заботиться о людях и кто пренебрег этим поручением, решив, что времени впереди достаточно и господин придет еще не скоро. Эта глава начинается с притчи на ту же тему, но гораздо более известной; думается к тому же, что и более жгучей, потому что при всей ее распространенности в литературе (слова про мудрых дев и про горящий светильник встречаются достаточно часто) — в церковном искусстве она отображается невероятно скудно (встречала изваяния на фасаде собора в Западной Европе и буквально две росписи в русских храмах). Трудно и тревожно нам ее воспринимать, потому что речь идет не о «врагах» (с этим у нас просто: враги — это все, кто «не мы», а мы — это те, кто не враги; так что полная свобода в определениях), а о тех, кого уже призвали. То есть о тех, к которым и мы принадлежим. Наверное, поэтому и так неуютно.
Притча о десяти девах (миниатюра из Россанского Евангелия), VI в.
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. а мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».
Нужно сказать, что запас масла к светильникам — дело совершенно житейское и обыденное для слушателей. Я видела когда-то домашний ханукальный светильник, и это был вовсе не подсвечник: к серебряной дощечке, укрепленной на подставке, припаяны светильнички, более похожие на подсвечники в церкви (кстати, мне объяснили, что свечи тоже можно вставлять). А пониже — крючок, на котором висит кувшинчик для масла. То есть масляные светильники — это близкий, понятный образ. Торжественный вход жениха — тоже в обычае, как и то, что гости его ожидают. Но вот что обращает на себя внимание: нам сказано «бодрствуйте», а ведь мудрые-то девы спали так же, как и неразумные. Просто у них было масло, и они, встрепенувшись с приходом жениха, тотчас были готовы за ним последовать. Тем самым их бодрствование заключалось в предусмотрительности и готовности. И мне очень нравится мысль владыки Антония: на Суд мы приходим в том состоянии, в котором он нас застал, так что успел проснуться — значит, бодрстуешь. Кстати говоря, распространенная сейчас склонность к восхвалению смерти, приходящей совсем-совсем быстро и незаметно (лучше всего во сне), так называемой «легкой смерти», сильно противоречит христианским воззрениям: для нас «безболезненная, непостыдная, мирная кончина», о которой молимся — это отсутствие невыносимых болей (кстати, бывает прекращение болей и у очень тяжелых больных — хотя бы на несколько минут), в чистоте и опрятности, с духовным напутствием и в окружении любящих или хотя бы внимательных людей.
Не связан ли образ горящего светильника со словами «Духа не угашайте», сказанными апостолом Павлом в очень важной и значимой последовательности: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте» (1 Фес 5:15-20). Не правда ли, можно даже не обсуждать эту последовательность, а просто принять?..
И вот теперь нам время озадачиться: позвали, получается, на брачный пир, вроде как бы своих? И не пустили? Из-за такой малости? Хороши также и мудрые девы, масла пожалели…
Трудно нам мерять Божественную справедливость по своим критериям. До конца нам ее вряд ли удастся понять, пока мы живы и находимся в системе своих пристрастий. Собственно говоря, развитие в себе чуткости к воле Божией — это задача на всю жизнь. Но Благая Весть на то и благая, чтобы служить нам опорой в этом великом деле (великом, потому что от него зависит наше пребывание в вечности). Правда, Евангелие — это не железнодорожный справочник и не сборник рецептов; оно дает направление, а двигаться мы должны сами.
Следующая притча повествует о том же: как будет действовать Сын Человеческий при Своем пришествии?
«Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
Талант — это античная мера веса драгоценных металлов, весьма значительная; правда, стоимость его снижалась, но есть кое-какие основания говорить, что и во времена земной жизни Иисуса серебряный талант — это 50 кг серебра, а золотой — в 10 раз тяжелее. Короче говоря, малопредставимые суммы даже и в серебре.
Вот достаточно ли мы обращаем внимание на то, что господин раздавал таланты не по собственному произволу, а по способностям одариваемых? А между тем в Ветхом Завете не один раз упоминается, что Бог подобен горшечнику, работающему с глиной (а глина — символ праха земного, из которого сотворен человек), и квинтэссенция этой сквозной метафоры — утверждение в Рим 9:21: горшечник, который из одной и той же глины делает сосуды и для высокого употребления, и для низкого, властен над глиной. То есть в Писании имеет место профилактика самопревозношения, того самого, которое нынче так популярно под псевдонимом самореализации. А тот, кто зарыл талант, при таком рассмотрении может оказаться бешеным честолюбцем с неудовлетворенной гордыней. А между тем свой талант получил и он. Только ему мало было. И он, если подумать, становится в ряд недовольных: старшего брата из притчи о блудном сыне, работников первого часа, возроптавших на то, что и работники одиннадцатого часа получили свою награду… Можно добавить и иные исторические и современные примеры.
Притча о талантах. Гравюра XVI в.
Неудивительно, что благодаря этой притче значение слова «талант» отпочковалось, так сказать, от исходного обозначения денежной единицы и стало относиться к дарам Божиим, — к одаренности. Мне очень нравится, как это рассматривается в одной современной книге — в «Архии» Вячеслава Бутусова. Там фольклорно-худжественный пересказ притчи начинается со слов «мы просто замыслены быть талантливыми» и разворачивается как история трех царских советников, оставленных управлять в отсутствии царя. Первый получил три таланта: красоту, здоровье, ум. Второй — красоту и здоровье, а третий — только красоту. Первый отдал свои таланты детям, второй — старикам, а третий оставил свою красоту при себе. И дети выросли и приуможили красоту, здоровье и ум. Старики умерли и завещали дарителю в придачу к здоровью и красоте свои знания, мудрость и опыт. А третий советник стал дряхлым стариком, утратив при этом красоту. Можно, конечно, спросить, а что бы он мог с ней поделать? — Да мало ли что; мог бы, например, подарить ее доброй дурнушке, и она бы вышла замуж и родила добрых и красивых детей. Да еще этот бешеный неудачник и нагрубил царю всердцах, признавшись, что всегда его недолюбливал и считал злым и жестоким.
Вот — наглядная иллюстрация преломления смысла Евангелия в христианской культуре. Вернемся же к исходному тексту.
«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Две маленькие, но, как представляется, значимые детали: господин называет раба «добрым», подчеркивая, что тот не только проявил смекалку, но и действовал по сердечной склонности, по любви, и приглашает его «войти в радость», что опять-таки позволяет увидеть душевное единение в добре.
«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне, вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Общая атмосфера радости и добра расширяется, тем более что господин не делает никакого различия между «пятиталанным» и «двухталанным»: каждый получил по силе, каждый действовал, как мог, каждый оправдал надежды, — теперь они равны.
«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпАл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпАл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
И с чего же начинает свою речь тот, кто не оправдал даже скромных надежд? С оскорбления. Увы, это так по-человечески: при отсутствии покаяния чувство вины трансформируется в неприязнь к тому, перед кем виноват. Считая господина неоправданно жестоким, малоталантливый тем самым решил, что он вправе пренебречь заданием. Сомнительное решение, что и говорить. И вполне резонно господин возражает, что коль скоро его почитают жестоким, то можно было бы (если умения нет) передать талант тем, кто умеет с ним обращаться (заметим, что здесь равно «проходит» и материальное, и идеальное понимание). Так что человек в полной мере проявил и отсутствие любви, и недальновидность. Именно за это и кара.
Притча завершается акцентированным привлечением внимания: «Сказав сие, провозгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!». И затем следует важнейшее: последняя притча в Евангелии от Матфея, притча о Страшном суде, страх перед которым настолько затемняет сознание человеческое, что нелишне обратить самое пристальное внимание на то, за что на самом деле следует награда, а за что — кара.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сотворения мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? когда нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Здесь с последней прямотой говорится о том, что цель Христа (и тем самым цель Суда) — восстановление человечества в Царстве, для которого оно было предназначено от сотворения мира. Так за что же удостаивают Царства? — за помощь людям, и это очень хорошо согласуется со словами о том, что не любящий ближнего не может любить Бога. Две вещи привлекают внимание: во-первых, праведники понятия не имеют, что они творили богоугодные дела, и даже не думали о том, что то, что они делают, Бог соотносит с добром для Себя и что это достойно награды. А во-вторых, здесь и речи нет о повседневной аскетике. И действительно, для Бога ли мы постимся? — нет, для очищения тела, что способствует и просветлению души и ума. А молимся, чтобы приобретать навык устремления к Богу и к Богообщению, то-есть это опять-таки нужно нам. Говоря словами Писания и Традиции, мы просим утвердить в нас чистое сердце и укрепить «дух прав» — опять-таки зачем? Чтобы нам быть способными к жизни духа, то есть к жизни в Боге и с Богом. Да и причащаемся мы для того, чтобы соединиться с Ним; правда, в этом случае можно говорить о том, что Всемилостивый Господь этого хочет, потому что это восстанавливает картину единения человечества в Боге. И ведь предупреждает нас Спаситель, что не всякий, говорящий Ему «Господи, Господи», то есть обильно произносящий слова молитв, будет принят Им в Царство (см. Мф 7:21).
«Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
…Как же насущно для нас чтение Благой Вести, — поистине как хлеб.
Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 17-й седмицы по Пятидесятнице
Мф, 104 зач., 25, 1—13
Сказал Господь такую притчу: подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Эта притча — о небесном браке Бога с человечеством. Жених — Господь наш Иисус Христос. Он имеет единственную несравненную любовь к Своей Невесте — Церкви. Девы — те, кто исповедует веру во Христа, члены Церкви. Среди десяти дев — пять мудрых и пять неразумных. Внешне люди могут относиться к одному и тому же исповеданию, быть неотличимыми друг от друга, но Бог видит глубже. Девы оказываются мудрыми или неразумными в зависимости от своего внутреннего состояния. Истинная вера и жизнь по истинной вере — мудрость, грех и отступление от истинной веры — безумие. Безумием было со стороны юродивых дев взять светильники свои и не взять с собою елея. Они держали в руках светильники истинного исповедания, но не имели в своих сердцах елея благодати, потому что не потрудились, как говорит преподобный Серафим Саровский, стяжать ее «житейскими куплями».
«И как жених замедлил, то задремали все и уснули». Жених замедлил, то есть не пришел тогда, когда Его ожидали. Нам может порой казаться, что Христос медлит, но это не так. Хотя Он не спешит придти к нам по назначенному нами времени, Он не замедлит придти в назначенное Им время. «Все задремали и уснули» — как будто устали ждать Его. Не только те, кто лишь по имени принадлежит Церкви, но и многие благочестивые христиане могут ослабевать в ревности по Боге, когда нет с ними живого присутствия Христа. Нельзя сказать, что у них была потеряна вся любовь ко Христу, но все же они оставили первую любовь свою. Господь дает нам два важных предупреждения. Во-первых, нам необходимо постоянно трудиться над собой, опасаясь беспечности, потому что, когда придет Христос, может оказаться непоправимо поздно. И наша молитва: «Господи! Господи! отверзи нам» не будет услышана. Во-вторых, есть вещи, которые никто не может нам передать, если мы сами не позаботимся о том, чтобы приобрести их. Невозможно дать другому человеку свое смирение, свою чистоту, свою любовь, свою, Богом дарованную, благодать. Что пользы взывать к мудрым девам после нашей смерти и на Страшном Суде: «Дадите нам от елея вашего, яко светильницы наши угасают»?
«Се, Жених грядет в полунощи» — среди наших ночей, среди нашего сна, нашей дремоты, нашей неготовности к встрече с Ним. Все богослужения Церкви от начала до конца устремлены к Тому, Кто грядет. К непрестанному приходу в нашу жизнь Бога, Который требует от нас бодрствования: «Бдите, ибо не знаете ни дня, ни часа». Обыкновенно эти слова относят к часу нашей смерти и ко Второму Пришествию Христову, в то время как Бог присутствует в бесчисленных встречах с нами в нашей каждодневной жизни. У Бога нет ни дня, ни часа, потому что Он всегда рядом с нами. Это нас нет, это мы отсутствуем. «Бодрствовать» на библейском языке — совсем не то, что «ждать». Оттого что Бог непрестанно приходит в нашу жизнь, мы должны быть внимательны к тому, что происходит сегодня и сейчас, поднимая будничное до уровня вечного. Первые христиане хорошо сознавали это, встречая друг друга приветствием: «Маранафа!» — «Господь грядет!»
Несомненно, жить настоящим трудно. Мы склонны все отдавать прошлому или будущему, в зависимости от нашего склада, — рискуя пропустить встречу с Богом в сегодняшней нашей жизни, не услышать Его непрестанного зова среди «обыкновенного времени». Если бы мы слышали этот терпеливый, исполненный небесной любви зов, все было бы для нас благодатью, потому что поистине все — благодать, дар Божий. Все могло бы стать для нас приглашением к встрече со Христом, криком среди ночи нашей рассеянности, нашего отсутствия: «Се, Жених грядет, исходите в сретение Его». Мы увидели бы, что святые — это те, кто бодрствует, те, кто научился быть внимательным к людям и к событиям, посылаемым Богом, те, кто является носителем Бога. И всем, кто принадлежит Церкви, дан этот дар.