Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 13-я по Пятидесятнице

Одна из притч Иисуса Христа, приведённая в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, повествует о злых виноградарях. В изложении всех трёх авторов она звучит практически одинаково, лишь с незначительной разницей в деталях. Рассказал эту притчу Иисус Христос в храме, находясь там на следующий день после Своего триумфального вступления в Иерусалим. Вспомним её текст, поскольку в нём заложен глубокий смысл, не утративший своей актуальности и в наши дни.

Притча, пережившая время

В притче о виноградарях говорится, что некий хозяин, насадив виноградник, позаботился обнести его оградой, возвести башню и устроить точило ─ резервуар для получения виноградного сока. Поручив дальнейшие труды своим работникам ─ виноградарям, он удалился. Когда же настало время собирать урожай, хозяин послал в виноградник слуг, чтобы те принесли ему плоды трудов его работников.

Но виноградари, по словам Иисуса, побили их камнями и с бесчестьем выгнали. Пытался хозяин послать и других слуг, но с ними повторилась та же история. Наконец, он отправил в виноградник своего любимого сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся, поступят должным образом. Однако вместо этого злые виноградари убили его, надеясь, что, расправившись с наследником, сами станут хозяевами виноградника.

Завершив притчу о злых виноградарях, Иисус обратился с вопросом к собравшемуся вокруг Него народу, среди которого находились первосвященники и старейшины. Он спросил о том, что, по их мнению, сделает хозяин с этими работниками, и получил ответ, что злодеев он предаст лютой смерти, а попечение о винограднике поручит более достойным своим слугам.

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Притчу о злых виноградарях мы встречаем у первых трёх евангелистов (Мф. 21: 33-41; Мк. 12: 1-9; Лк. 20: 9-16). Вот как эту притчу передаёт евангелист Лука:

«Один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время. И в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдём, убьём его, и наследство его будет наше. И выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» (Лк. 20: 9-16).

Эта притча была произнесена незадолго до крестной смерти Господа Иисуса Христа в самом Иерусалимском храме и обращена была к синедриону (высший суд, находившийся в Иерусалиме и состоявший из 72-х членов под председательством первосвященника).

В притче о злых виноградарях, направленной на обличение руководителей народа, отвергавших и избивавших пророков и, главное, также отвергших и распявших Самого Иисуса Христа, — раскрываются история Божия промышления об избранном народе, Божие долготерпение к его вождям и печальный результат их ожесточения против Христа и Его учения. Не подозревая сначала, что притча относится к ним, увлечённые её логикой, первосвященники и старейшины народные сами вынесли себе приговор: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21: 41), выраженный словами Господа так: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).

Для большей ясности речи Христос воспользовался, как канвой, известной фарисеям и законникам «песнью о винограднике» пророка Исаии (Ис. 5: 1-7), в которой говорится о том, что «винограднику» — «дому израилеву», т.е. еврейскому народу в целом с ветхозаветной его Церковью, уделено было Хозяином — Богом много труда и забот. Действительно, избранному народу дано было Богом всё, для его успешного развития. Сам Бог был Вождём народа по выходе его из Египта, являя множество чудес и знамений, затем верховная власть над народом была передана избранным Богом духовным вождям.

Евангелист Матфей добавляет к притче некоторые важные подробности, отсутствующие у апостола Луки. Апостол Матфей сообщает, что хозяин виноградника «обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню…».

«Ограда» виноградника — это Закон Моисеев, который, как «огненной стеной» защищал евреев от влияния язычников и предохранял от уклонений от жизненной нормы, заключая в себе, в прообразах вероучение, религиозные постановления и обряды, которые должны были дать народу истинное содержание жизни. Бог продолжал промышлять о евреях и после их входа в обетованную землю. «Башня» на винограднике служила жилищем сторожам, охранявшим виноградник. В притче «башня» означала, по толкованию святых Отцов, Иерусалимский храм. «Точило» — буквально оно служило для выжимания виноградного сока, — в притче означало жертвенник, на котором проливалась кровь жертвенных животных, явившаяся прообразом искупительной крови Иисуса Христа.

Благоустроив всё, хозяин виноградника отлучился, оставив в нём виноградарей, которые должны были в определенное время давать хозяину полученные плоды. Так и Господь, благоустроив всё в ветхозаветной Церкви, поручил руководство религиозной и нравственной жизнью народа духовным вождям, в первую очередь, первосвященникам и священникам, которые должны были дать народу содержание жизни в духе Закона Божия и взращивать в народе плоды жизни по Божиим заповедям. От них зависело благосостояние «виноградника», и они несли ответственность перед Богом.

Но, управляя народом, духовные вожди не заботились о его духовном совершенствовании, преследуя личные, корыстные интересы. Слуг Божиих, ветхозаветных пророков, которых, по слову ап. Павла, «весь мир не был достоин» (Евр. 11: 38), с озлоблением жестоко избивали за то, что пророки напоминали наставникам народа об их долге перед Богом и требовали от них «плодов», т.е. жизни по Божией воле. Так, например, пророк Исаия был перепилен деревянной пилой, Иеремия и Захария были избиты камнями, многие были замучены или, по слову ап. Павла, «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были… подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления…» (Евр. 11: 36-37; Неем. 9: 26 и др.). Точно также и апостолов и многих последователей Христа народные вожди избивали, преследовали и мучили.

«Напоследок» (Мк. 12: 6) хозяин в притче «послал к ним» единственного «любезного ему сына» своего — в действительности Бог послал Единородного Сына Своего Иисуса Христа, «наследника» (Евр. 1:2), «которому всё предано Отцом Его» (Мф. 11: 27), но Его, уже в то время, когда произносил Господь эту притчу, духовные руководители народа решили убить, боясь лишиться своего господства над ветхозаветной Церковью и своей власти над народом. Готовившееся первосвященниками и синедрионом преступление богоубийства произошло вскоре так, как оно изображено в притче: «Спаситель был предан смертной казни вне виноградника» (Мф. 21: 39), — т.е. «вне врат Иерусалима» (Евр. 13:12), бывшего средоточием ветхозаветной Церкви.

Окончив притчу, евангелист Матфей пишет, что Господь задал первосвященникам и членам синедриона такой вопрос: «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?», на что получил самый логический ответ: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21: 40-41).

Взглянув на собеседников, уверенных в невозможности лишения их присущих им преимуществ, Господь оттенил Свою мысль об исключении их ими же самими из новоустрояемого Царства Христова, напомнив пророчества, которые они сами относили к Мессии: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мф. 21: 42; Лк. 20: 17; Пс. 117: 22-23; Ис. 28: 16; I Kop. 3: 11; Рм. 9: 33 и др.). Вождям было поручено духовное строительство Церкви Божией, но они отвергли краеугольный Камень этого храма — Христа. Несмотря на отвержение ими, Камень всё же лёг в основу угла, и соединил в Новозаветной Церкви две «стены»: верующих из иудеев и из язычников. Исполнение пророчества на Иисусе Христе доказывает, что Сам Бог Отец послал Его в мир, чтобы основать Церкви и служить всем верующим, искупленным Им, предметом изумления и благоговения (Мф. 21: 42; Мк. 12: 10-11). От вождей народных, отвергших Христа-Мессию и не желавших понять сущности Его Царства, оно будет отнято и дано всем членам Церкви Христовой, приносящим плоды истинной веры и добродетели.

Учители народные поняли, наконец, что притча относится к ним. Некоторые «слышавшие же это сказали: да не будет!» (Лк. 20: 16), т.е. да не будет с ними того, чтобы Церковь была отнята от них и отдана другим.

Святой Иоанн Златоуст пишет, что произнесение врагами Христа самими себе приговора «было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни». Это больше всего рассердило и ожесточило первосвященников и фарисеев, и они старались в это время «наложить на Него руки» (Лк. 20: 19; Мф. 21: 46). Только страх перед народом, почитавшим Господа за пророка, остановил их на время от этого злодеяния.

Пророчество Христа о наказании злых виноградарей и передаче виноградника другим исполнилось ровно через 35 лет после того, как Иисус произнёс эту притчу. Римский полководец Тит разорил Иерусалим и всю Палестину, и евреи были рассеяны по всему свету.

Виноградарям было хорошо пребывать и трудиться в винограднике, — настолько хорошо, что они стали это место считать своим. Всё, что они имели, всё, что Хозяин им давал на содержание, они стали принимать как должное. Всё это так их захватило, что они совершенно забыли, что всё это временно, и что пройдут годы, и наступит час, когда они должны будут покинуть виноградник и передать его другим. Они свою духовную жизнь исказили и жили только по плоти. Они заглушили свою совесть. Дело дошло до того, что работники виноградника убили и наследника Хозяина, лишь бы не отказаться от довольства виноградника.

Слово Христово — вечно. Притча о злых виноградарях имеет отношение не только к народным вождям времен Христа, но и к нам, людям, работающим в новом винограднике Христовом — в Церкви. Если новые вожди верующего народа, князья Церкви, — патриархи, митрополиты, епископы и священники будут себя вести так, как виноградари в притче, их ожидает та же участь: они будут Хозяином-Богом отвергнуты, и виноградник будет передан другим, достойным работникам.

Эта притча в равной мере относится и каждому верующему христианину. В притче о злых виноградарях Христос предупреждает нас, чтобы не случилось и с нами так, чтобы земная красота, в которой мы живём, не превратилась бы в приточный виноградник и не дала бы нам забыть о том, что Господин виноградника грядёт и потребует отчета о нашей работе.

Будем же трудиться в винограднике, и плоды его приносить его законному Хозяину — Богу.

©В.Потапов

Толкование образов хозяина, виноградника и ограды

Многие христианские богословы и святые отцы церкви посвятили свои труды толкованию изложенной выше притче о виноградарях. На основании их работ вошло в традицию наделять используемые в ней образы значениями, раскрытыми ниже.

Под хозяином виноградника Иисус подразумевает Бога ─ Творца мира и всего сущего в нём. Виноградник ─ это не что иное, как сам еврейский народ, на которого возложено сохранение веры. В дальнейшем образ виноградной грозди или лозы прочно утвердился в христианской символике, став олицетворением общности людей, составивших земную Церковь Господню.

Оградой является Закон Божий, полученный избранным народом через Моисея. В самом начале сороколетнего странствия по пустыне Господь на горе Синай сообщил Своему пророку, возглавившему исход евреев из Египта, свод предписаний, касающихся религиозной и общественной жизни.

Образ точила, башни и виноградарей

Точило ─ это жертвенник, а виноградный сок ─ пролитая на нём кровь. У древних евреев традиционно приносились в жертву различные животные и птицы, кровь которых, как считалось, способствовала очищению людей от совершённых прегрешений. В данном же случае толкователи притчи видят пророческое предсказание о крови, пролитой Самим Иисусом на кресте.

Башня ─ не что иное, как храм, построенный в Иерусалиме. На момент, когда Иисус произносил притчу о виноградарях, в столице Иудейского государства стоял Второй храм, возведение которого началось в период, последовавший после возвращения евреев из вавилонского пленения (516 г. до н. э.), и завершившееся лишь за два десятилетия до Рождества Христова. Первый храм был построен царём Соломоном в 950 году до н. э. Его разрушение в 598 году до н. э. стало началом вавилонского пленения евреев, продлившегося почти 60 лет.

Под виноградарями Христос имеет в виду первосвященников и всех старейшин еврейского народа. Именно к ним Он обращает свою обличительную речь. На страницах Евангелия они именуются книжниками и фарисеями и характеризуются как люди, хоть и обладавшие знанием Закона Моисеева, но в угоду собственным интересам сводившие служение Богу лишь к формальному исполнению предписаний, игнорируя при этом сущность учения. Впоследствии слово «фарисейство» стало нарицательным, означающим лицемерие и ханжество.

Проклятие смоковницы

И вот — невероятное чудо, которое должно быть принято, невзирая на всю эту свою невероятность. Переночевав в Вифании, Иисус возвращается в Иерусалим. Проголодавшись в дороге, Он подходит к смоковнице. А на ней — одни листья. И Он говорит: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И засохла смоковница, чему удивились ученики: до тех пор они видели только животворящие чудеса, и вдруг… А Спаситель сказал: «истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, что ни попросите в молитве с верою, получите».

Но на самом деле вопросов здесь гораздо больше, и за прошедшие тысячелетия их задавали многократно. Была весна, смоквы просто не могли к этому времени созреть, — так за что же? Но наверное, правильнее было бы спросить, почему. И вспомнить при этом, как описывает событие Благовещения Великий покаянный канон: «Бог ежели захочет, побеждается естества чин». Но насильно Он не действует, а только по согласию. Оттого и величаем мы Деву Марию, что Она согласилась с волей Божией относительно Себя. Так и всякая тварь, если не устремится к Богу в ответ на Его призыв, рискует гибелью. Как смоковница.

Заметим еще, что на призыв Божий отзываются мгновенно, потому что этого требует сила любви. Здесь тоже в полной силе выступают призывы Христа «не бойся» и «дерзай», которые мы часто встречаем в Евангелиях. И еще нечто здесь есть: то, что Пастернак назвал «минутой свободы», то есть мгновенное отрешение от внешней суеты и мелочи, мгновенный поворот к великому и высшему. Вот отрывок из его стихотворения:

Я алчу и жажду, а ты пустоцвет, И близость твоя бесприютней гранита. О, как ты обидна и недаровита, Останься такой до скончания лет. По дереву дрожь осужденья прошла, Как молнии искра по громоотводу, Смоковницу испепелило дотла. Найдись в это время минута свободы У листьев, ветвей, и корней, и ствола, Успели б вмешаться законы природы. Но чудо есть чудо и чудо есть Бог: Когда мы в смятенье, тогда средь разброда Оно настигает мгновенно, врасплох.

Да, присутствие Бога в мире дает множество возможностей — но и ко многому обязывает. И если подумать, сколько бодрости требуется для того, чтобы по словам апостола Павла всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить (см. 1Фес 5:17)… Поэтому Христос, отвечая на недоумение Апостолов, говорит не о вине и возмездии, а о возможностях, которые дает вера.

Символическое значение отлучки хозяина, его слуг и плодов

Отлучка же хозяина, по мнению толкователей, ─ время прошедшее с тех пор, как Господь вывел избранный Им народ из египетского рабства. Согласно Священному Писанию, это историческое событие относится примерно к 1400 году до н. э. Следовательно, в притче Господь имеет в виду срок, охватывающий собой почти полтора тысячелетия.

Слуги, посылаемые к виноградарям ─ пророки, которые, как известно, были гонимы первосвященниками или убиты. На протяжении своей истории еврейский народ и его правители многократно отступали от исполнения Закона, данного им Богом, и даже не раз впадали в язычество. В этих случаях Господь выделял из их среды наиболее достойных людей (пророков), устами которых обличал творимые беззакония. Многие из них были убиты или претерпели различные гонения.

Плоды, которые хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Выйдя из египетского плена, народ израильский был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Законов Моисеевых.

Что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную

(Мф 19:16) И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Здесь говорится о юноше, который был богат и не захотел ради Иисуса оставить богатство своё. Пётр спрашивает Иисуса:

(Мф 19:27) Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Далее Господь отвечает Петру:

(Мф 19:28-29) Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Слово «всякий» явно относится к нам. «Оставит», это не значит развод или ещё что-то. Это значит, что должен быть расставлен приоритет.

Образ сына хозяина, его убийство и последующее возмездие

Под сыном и наследником Иисус, несомненно, имеет в виду Самого Себя, посланного Отцом небесным для спасения людей. Одним из основополагающих догматов христианства является учение о Святой Троице, представляющей Собой три ипостаси Единого Божества. В ней неслитно и нераздельно соединились Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Воплощением второй ипостаси и является Иисус Христос.

Убийство сына ─ это пророчество о Его собственной грядущей казни на кресте, которое Ему предстояло претерпеть во искупление всех людей мира, поражённых первородным грехом и в результате обречённым на вечную смерть.

Приход самого хозяина истолковывается как Второе пришествие Христово, когда каждому человеку воздастся по его делам. В этот день вострубят архангелы Божьи и призовут людей на Страшный Суд Отца Небесного.

Смысл притчи о виноградарях

Как уже говорилось выше, этому евангельскому сюжету посвящали свои труды многие богословы. Из толкования образов, приведённых в притче о злых виноградарях, становится понятно, что своими словами Иисус Христос обличал развратившихся и не радевших о своих обязанностях первосвященников, старейшин и всех тех, на кого было возложено Богом попечение о сохранении и приумножении веры. Выдавая собственные слова за якобы открытую им волю Божью, эти люди избивали и убивали пророков, посланных Господом для их вразумления. Сделав же своё чёрное дело, они замыслили расправу и над Самим Сыном Божьим.

Характерно, что, услышав из уст Иисуса притчу о виноградарях, присутствовавшие при этом священники и старейшины поняли её смысл, и тем не менее невольно сами себя обличили восклицаниями о том, что работники, которым был доверен виноградник, ─ злодеи. Тем самым они сами себе вынесли приговор, говоря о неминуемом возмездии, которое обрушит на них Господь.

Отметим, что в большинстве толкований притчи о злых виноградарях содержится указание на то, что говоря о гневе, который обрушит хозяин на злых своих работников, Иисус иносказательно предсказывает разрушение Иерусалима, совершённое в 70 году римскими войсками, и ставшие его следствием неисчислимые бедствия еврейского народа.

Много званых, а мало избранных

Все эти работники призванные, но мало кто избранный. Кого же Бог избирает?

Бог избирает тех, кто доверяет Ему и даёт возможность показать в благости Своё сердце. Кто больше доверился Его благости? Те, кто с утра работал или тот, кто в конце пришёл? Те, кто пришли в 9 утра? Они думали, что получат больше по причине того, что они сделали больше. У некоторых благодати больше, а те, кто трудился, пытаясь заработать спасение своими делами, благодати меньше. Поэтому Господь говорит, что много званых, но мало избранных.

Важно! Хозяин виноградника сам вышел к работникам. К каждому Господь сам выходит.

(Мф 20:4) И что следовать будет, дам вам.

Это было сказано группе работников, которая стояла на торжище в 9 утра.

(Мф 20:7) И что следовать будет, получите.

«Получите» сказано последним работникам.

«Дам вам» и «Получите» есть разница. Одно дело для Бога давать, другое для нас получать. Поколение последнего времени получит. Бог говорил Израилю: «Землю, где течёт молоко и мёд, дам вам». Но они не взяли. Возможно такое, что Бог даёт благословения, но мы не принимаем. Те, кто принимает полноту, у тех больше всего благодати.

Необходимо видеть Бога дающим, обеспечивающим всё время. Отказываться нельзя.

Проповеди в праздник Пятидесятницы

Как и все прочие отрывки из Евангелия, эта притча звучит во время богослужений, а затем разъясняется с церковных амвонов. Согласно традиции, установившейся ещё много веков назад, проповедь о злых виноградарях принято читать в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Чтобы не возникло ошибок в понимании этой датировки, отметим, что на церковнославянском языке словом «неделя» обозначается не семидневный период с понедельника по воскресенье (он именуется «седмицей), а лишь воскресный день. Он седьмой по счёту, и его порядковое число, как известно, ни на что без остатка не делится, кроме как на само себя или на единицу. Отсюда и пошло слово «неделя». Поэтому следует понимать, что проповедь о злых виноградарях звучит с церковных амвонов в 13-е воскресенье после Троицы ─ праздника, именуемого также Пятидесятницей.

Рождение Церкви Христовой

Праздник был установлен в честь сошествия на апостолов Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Поскольку именно это событие традиционно считается рождением на земле Церкви Христовой, то для всех её членов важно в этот день ещё раз вдуматься в смысл притчи о злых виноградарях.

Картины и гравюры, созданные на данный сюжет различными художниками, помогают более наглядно представить рассказанное Иисусом Христом в стенах храма на следующий день после Его Вхождения в Иерусалим. Некоторые из них представлены в нашей статье.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]