«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
На сегодняшний день имеется довольно большое количество вариаций, того, что происходит с нематериальной сущностью человека после его кончины. В православной религии принято считать, что ей уготовано пройти некоторые испытания, а именно посмертные мытарства души, которые представляют собой своего рода процедуру очищения, являющуюся довольно значимой перед встречей с Всевышним. Продолжительность же этого периода составляет 40 дней. А вот узнать более подробно что представляют собой мытарства, какие они бывают и как душа их проходит можно из нижеописанного источника.
Испытания после смерти
Стоит отметить, что существует всего 20 испытаний, однако не нужно путать их с греховными деяниями, ведь это не количество провинностей, а самих страстей, в числе которых может находиться различные пороки. Ниже приведено описание мытарств души, которые она проходит на протяжении сорока дней:
- Гордость.
- Блуд – греходеяние мужчины и женщины, которые вступили в сексуальную связь до заключения брака, в том числе и различные мечты, и помыслы развратного характера.
- Убийство (сюда также входит аборты и самоубийства);.
- Ярость и гнев – то бишь проявление вспыльчивости, раздражительности, жажда мести и агрессия как по отношению к людям, животным, так и предметам неодушевленным.
- Мздоимство и лихоимство – к ним относится вкладывание денежных средств в нечестные дела, присвоение чужого, принятие участия в каких-либо играх или розыгрышах на бирже, а также занятие спекуляцией и взяточничество.
- Завистливость. При жизни достаточно большое количество людей проявляют завить к успехам других жаждая их падения с пьедестала. В большинстве случает человек даже ощущает радость от того что у других возникает много неприятностей и проблем, что как раз-таки и называется грехом завистливости.
- Воровство – сюда относится не только греходеяние, когда преднамеренно человек идет на воровство, но также и учитывается если он взял деньги в долг и в последствии его не вернул.
- Леность – люди, которые все время ничего не делали, получали оплату за невыполненную работу и ленились ощутят на себе мытарства души после смерти.
- Призыв демонических сил и чародейство.
- Скупость и страсть сребролюбия – такое наказание испытают на себе, те кто притворялся, отвернулся от Вседержителя, отвергал любовь и был намеренно скуп по отношению к людям, которые действительно нуждались в помощи.
- В 40 дней после смерти мытарства души входит и клевета с осуждением, то бишь если человек на протяжении всей своей жизни распускал сплетни об окружающих и осуждал их, то его нематериальная сущность познает испытания, как недруг Господа.
- Празднословие – сюда входит беспричинные песни и смех, а также пустые беседы.
- Чревоугодие – к этой страсти относится алкоголизм, обжорство, несоблюдение поста и прием пищи без произнесения молитв.
- Ложь – человек подвергается такому испытанию в случае, если он водил в заблуждение людей, лгал на исповеди и понапрасну произносил имя Вседержителя.
- Злопомнение.
- Неправда.
- Содомский грех – отношения сексуального характера между родственниками, а также противоестественные связи, такие как зоофилия и лесбиянство.
- Немилосердие.
- Ересь – неверное токование веры, глумление над святынями.
- Прелюбодеяние.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что представляет собой скиния?
Господь всегда с Вами!
Куда отправляется дух человека после жизни
Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.
Только Господь может определить место вечного пребывания души
Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?
Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.
Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.
По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.
Примечания
- ↑ 12
К вопросу о статусе и богословии «Мытарств Феодоры» - Диакон Андрей Кураев «Мытарства Феодоры»
- Тихон (Шевкунов), архим.
Великопостные мытарства / Православие.ru, интернет-журнал Сретенского монастыря, 25/03/2009. - Олег Стеняев. Тайна смерти. Мытарства. Воскресение.
- Свт. Феофан Затворник. Толкование на псалом 118
- Догматическое богословие. Протоиерей Олег Давыденков. М., Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013
- Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. — М.: Ковчег, 2010. — Кн. 7. Март. — С. 512—523.
- Старец Паисий Святогорец.
Слова. Том V. Страсти и добродетели. — Святая Гора, 2010. — 336 с. - Старец Паисий Святогорец.
Письма. Руководство к молитве. Духовное завещание / Редактор: Соколова Т.А., Переводчик: Самойленко Т.И.. — Сретенский монастырь, 2013. — 5000 экз. — ISBN 978-5-7533-0810-8. - ↑ 12
Старец Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. М: 2012. С. 80 - Серафим Роуз
. Вымысел ли «мытарства»? - Ответы на вопросы. Мытарства. . Чистилище / А. И. Осипов / Русская неделя Архивная копия от 19 июня 2008 на Wayback Machine
- Срезневский, Измаил Иванович. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам : труд И. И. Срезневского. — Санкт-Петербург : издание Отд-ния рус. яз. и словесности Императорской акад. наук, 1890—1906. — 32 см. Т. 2: Л — П. — 1895. — 15, (4) с., 1802 стб. // столбик 127 «мꙑтарьство»
- Канон Ангелу Грозному, воеводе
- Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник. М: Ковчег, 2010.
- Видеоролик к рассказу иеромонаха Романа (Кропотова) «Мытарства» (неопр.)
.
Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь
. Дата обращения: 9 октября 2021.
Смерть и христианин
Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.
Читайте о загробной жизни в православии:
Душа на 40 день после смертиПравославный обряд погребения9 дней после смерти
Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.
Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.
Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.
Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».
Первые дни после ухода
Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.
Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной
Особыми днями после смерти считаются:
Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст. Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.
Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.
Значение мытарств
В переводе слово означает «таможенный пост», и во многом такой перевод отображает суть данного феномена. Сюда только следует добавить значение «испытание» для лучшего понимания.
Как известно, дьявол и его слуги хотят обрести власть над людьми, и для этого используют различные искушения и пороки.
Такое намерение остается всегда, для этого они действуют в мире, а также устраивают так, чтобы православной душе требовалось пройти ряд испытаний в процессе вознесения к раю.
Интересно! Поминальная молитва о Новопреставленном для чтения дома
Основной целью дьявола и бесов всегда остается увлечение наибольшего количества людей в ад.
На самом деле все эти испытания, равно как определенная власть дьявола в мире, устроены по допущению Господа. Только так есть возможность действительно отделить подлинно верующих от лицемеров и тех, кто не стремится к раю на самом деле. Когда говорилось про Царство Божие, которое берется силой, речь велась именно об усилиях, которые прилагает верующий непрерывно.
Рассмотрим ситуацию схематично, для более емкого понимания:
Сатане дана определенная власть над миром, он искушает людей всяческими способами;души нехристиан сразу после того, как оставляют тело, подхватываются бесами и отправляются в ад;душа православного подхватывается двумя ангелами и ведется к раю, но по дороге идет через 20 мытарств души после смерти (подробнее о каждом далее), где своеобразными судьями выступают бесы, которые и при жизни занимались искушениями в разных областях.
Подобный вариант предполагает, что такое устройство мироздания допускает к раю только самые чистые православные души.
Только личность, которая всегда остается преданной Господу, может обрести Небеса.
Конечно, для православного в конечном итоге в этом никакой особой трудности, ведь земной путь православного и посвящен активной борьбе с собственными грезами и пороками, то есть, по сути, с бесовскими искушениями.
Соответственно, далее, когда начинает «судить» каждый «специализированный» бес, православный легко может дать ответ о том, как противодействовал ему, не поддавался искушениям. Таким образом, вознесенными становятся души, которые имеют своеобразный «иммунитет» от бесов и просто по своей сути не могут поддаваться грехам, страстям и порокам.
Обратите внимание! Образ прижизненной подготовки к мытарствам и дальнейшего противодействия бесам используется во многих книгах, созданных святыми православными подвижниками. Наиболее известной «инструкцией» о том, как помочь себе в подобном деле, является Лествица Иоанна.
Существуют и другие так называемые лествицы, которые составлялись другими подвижниками и описывали процесс постепенного возвышения души. Подобная проделанная «работа» в процессе земного пути позволяет душе православного после смерти не испытывать существенных трудностей со стремящимися утащить во ад бесами.
Отличия от католического чистилища
В католицизме грешники после смерти попадают в чистилище. Чтобы оказаться там, нужно при жизни совершить больше злодеяний, чем добродетелей. После отбывания наказания в христианской «тюрьме» грешники получают доступ в рай наравне с праведниками.
Эта концепция серьезно отличается от православной идеи «частного суда»:
- Чистилище было создано для того, чтобы преступник как следует пострадал за совершенное зло. Восточные христиане утверждают, что на суде душа не испытывает боли: вопрос состоит лишь в том, попадет ли она в рай;
- Молитвам за покойного в православии уделяется гораздо большее значение. Считается, что так можно спасти грешника и облегчить его участь. Католики признают необходимость молитв, но убавить муки грешника они не смогут;
- Католицизм имеет уникальное понятие особых заслуг перед Всевышним, которые нивелируют даже самые страшные преступления;
- Имеются различия во временных рамках: «воздушный суд» длится 37 дней, чистилище – столько, сколько потребуется для полного очищения.
Переживающий каждодневные лишения, страдания и муки в повседневной жизни не понаслышке знает, что такое мытарство. Библия возлагает вину за посмертные испытания на совершенные грехи. Но причину мучений в жизни обыденной в древних текстах не найти.
Ссылки
- «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам» // Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)
- «Что такое мытарства?» // лекция проф. богословия А. И. Осипова из книги «Посмертное существование души»
- ΠΕΡΙ ΕΞOΔΟΥ ΨΥΧΗΣ ΚΑΙ ΤΩΝ ΕΝΑΕΡΙΩΝ ΤΕΛΩΝΙΩΝ ΚΑΙ ΠΕΡΙ ΤΗΣ ΦΟΒΕΡΑΣ ΗΜΕΡΑΣ ΤΗΣ ΚΡΙΣΕΩΣ
- Житие преподобного отца нашего Василия Нового
- Житие Василия Нового. Константинополь, вторая половина X века. История написания.
- Мытарства Феодоры (видео), 10 июня 2019
Подведем итоги
Службы в православных церквях по дням созданы для того, чтобы укрепить душу на этом суде и помочь преодолеть испытания. Они также являются своеобразным ходатайством живущих за умершего.
Когда близкие собираются на поминках, они молятся за умершего человека и как бы свидетельствуют о его праведности и заслуженном положении в раю.
Источники:
- https://ikona-i-molitva.info/mytarstva-dushi-posle-smerti-kak-dusha-proxodit-mytarstva/
- https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mytarstva-dushi-posle-smerti.html
- https://religiya.guru/osnovy-religii/spisok-20-mytarstv-dushi-po-dnyam-posle-smerti.html