О двуперстном и троеперстном крестном знамении (комментарий Редакции)


О двуперстном и троеперстном крестном знамении (комментарий Редакции)

Сегодня врагом нашего спасения вновь поднята давно забытая тема старообрядчества. Мы, считая своим долгом не оказаться среди тех, кто молчанием предает Бога, провели небольшую беседу с двумя сведущими, на наш взгляд, в данном вопросе людьми. Это председатель Миссионерского отдела при реабилитационном Центре священник Иоанн Корниенко и преподаватель истории Валентин Степанович Проскурин.

Сегодня снова заговорили о том, что старообрядцы, якобы, сохранили истинную веру. Так ли это на самом деле?

О. Иоанн: Мне не хотелось бы никого обижать и потому, если позволите, я начну не со старообрядчества, а с обновленчества. Многим читателям известны современные обновленцы, такие как о. Георгий Кочетков и о. Александр Борисов.

Эти люди радеют, якобы, за возвращение старых традиций. Они устраивают Агапы, так называемые вечери любви, заботясь о том, чтобы священников выбирал приход, а не архиерей его назначал, чтобы община была такой, как у первых христиан. Они перевели богослужение на русский язык, оценивая свою обновленческую работу на уровне деятельности святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, при этом считая себя борцами за возвращение древних традиций Церкви. Но на самом деле они вводят новшества и проповедуют экуменизм.

Понимаете о чем я говорю? Старообрядцы были теми же обновленцами. Двуперстие, сугубая аллилуия и прочие, так называемые, старые обряды на самом деле были новшеством, которое эти горе-богословы старались ввести в Церковное употребление.

Откройте книгу «Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века», описанное его сыном и сопутешественником архидиаконом Павлом Алеппским, и вы увидите насколько тогда в России народ был верен Православию. Незадолго до Никона патриарший престол занимал Исидор, который пытался подписать унию с латинянами – он был с позором изгнан из России.

Представьте теперь, что Патриарх Никон решил бы ввести какие-то новшества? Реакция народа была бы такой бурной, что ему бы сильно непоздоровилось.

Историк В.С. Проскурин: История подтверждает, что все эти, так называемые, старые обряды были лишь предметом споров. Ни двуперстие, ни сугубая аллилуия не имели широкого распространения в народе. Все единодушно крестились так же, как и в наше время – тремя перстами. А в храмах пели аллилуия трижды – как и сейчас.

Но нашлись такие витиеватые богословы, подобно нынешним кураевым, осиповым и прочим суесловам, которые вдруг объявили, что все мы крестимся не так. Посмотрите, мол, на иконы и увидите, что там святые и Сам Господь изображен с двуперстным сложением. И начались смущения у простолюдинов. Кто-то верил этим самозванцам, а кто-то нет. На самом деле старообрядцев первоначально было немного. Всего лишь Аввакум да боярыня Морозова. Среди них не оказалось даже ни одного епископа. Почему? Да потому что это было новшество, которое принимать епископы не желали.

Неужели можно допустить, что среди богатырей духа того времени не нашлось ни одного достойного епископа, который бы не согласился принять троеперстие, если бы оно было нововведением?

(очень веский аргумент! Невозможно представить, что в то благочестивое время не нашлось бы ни одного епископа-исповедника, вставшего на защиту истины. Не встали на защиту только потому, что истина не попиралась — прим.Ред.)

Значит, двуперстие было не древней традицией, а нововведением?

О. Иоанн: В том то и дело, что нововведением было не троеперстие, а двуперстие. Потому-то и оказались раскольники без епископов, а впоследствии и вообще без попов.

Что касается троеперстного или двуперстного сложения для крестного знамения и благословения, старообрядцы часто ссылаются на «Поморские ответы», составленные в 1722 г. в ответ на 106 вопросов иеромонаха Неофита выговскими раскольниками. Над составлением «Поморских ответов» трудились безпоповцы Андрей Денисов, его брат Симеон и Трифон Петров. «Поморские ответы» исполнены витиеватых оборотов и представляют своеобразную догматику безпоповского толка. Но в XIX в. и поповцы охотно стали ссылаться на этот труд, вступая в полемику с Православной Церковью.

Итак, в этих самых ответах поморцы приводят в доказательство корсунский крест и иконы, изображающие Спасителя и святых с благословляющей рукой. Но ведь именословное благословение, которое преподают только имеющие сан и которое изображено на иконах Господа и святых, всегда отличалось от обычного перстосложения для крестного знамения.

Безпоповцы пишут, что у преп. Петра Дамаскина говорится: «Два перста убо и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа, во двою естеству и едином составе познаваема». Но ведь и мы так же утверждаем, когда говорим о благословляющей руке Спасителя. Святой не говорит, что таким образом надо себя знаменовать. Напротив, он говорит о именословном перстосложении, изображаемом на святых иконах.

Не буду утруждать вас полемикой, а просто скажу, что попытка смешать именословное перстосложение с обычным крестным знамением и привела безпоповских «богословов» того времени к мнению, что двуперстие — это догмат. Кстати, на вопрос о том, является ли троеперстное сложение ересью, Денисовы ответили: «облагати судом троеперстное сложение… не дерзаем».

Но здесь ведь содержится явное противоречие?

Историк В.С. Проскурин: Вы заметили совершенно точно. Старообрядцы допускают троеперстное сложение и в то же время считают что двуперстие — это догмат. Противоречий, лукавых изворотов и вообще явной лжи в этих поморских ответах предостаточно. Об этом писал еще в свое время митрополит Макарий Булгаков.

Когда спрашиваешь старообрядцев, почему о догматах Троицы, Христа, Божией Матери и прочих много писали Святые Отцы, но о двуперстии — не находим ни у одного, даже ссылка 31 правила Стоглавого Собора на блаж. Феодорита и Мелетия не подтверждается их писаниями, то обычно раскольники отвечают, что, мол, все писания о двуперстии утрачены. Но и само правило Стоглавого Собора не объясняет, что речь в нем идет о двуперстии, как осенении себя.

Это правило озаглавлено «О крестном знамении: како подобает архиереом и иереом рукою благословляти, и знаменатися прочим православным християном и поклонятися». Как видите, речь в нем идет не только об осенении себя, но и о том, как должны благословлять имеющие сан.

Вначале правило говорит как раз об именославном благословении: «большой палец да два нижних перста в один совокупив, а верхний перст с средним совокупив, простер мало нагнув, тако благословити Святителем и иереом». Далее говорится, что «на себя крестное знамение рукою возлагати, двемя персты», но не говорится каким образом. Но в самом конце правила поясняется: «Два перста имети наклонна, а не простерта (т.е. прижата к ладони – ред.), а тех указ тако вообразует, две естестве – Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по человечению, а во обоем совершен, вышний перст образует Божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышнии спасения нашего, тоже гбение протолкуется: преклон бо небеса сниде нашего ради спасения…».

О. Иоанн: Кстати, постановления Стоглавого Собора мы сейчас читаем в редакции старообрядцев, поэтому относиться к тому, что ими издано, надо с великой осторожностью. В то время Русскую Церковь атаковали латиняне, которые крестились ладошкой, которую сначала полагали на левое плечо, а затем на правое. Это и послужило причиной возникновения на Соборе вопроса о благословении и осенении себя крестным знамением, и на нем было вынесено постановление, что вопреки латинским маханиям: «Аще кто двемя персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает двемя персты крестнаго знамения; да будет проклят, яко же Святии Отцы рекоша». Отцы четко пояснили, что если кто не благословляет именословным перстосложением (у латинян было в употреблении благословлять ладошкой), или же просто подает руку, как это делали латиняне, не изображая крестного знамения, да будет анафема.

О том, что для осенения себя крестным знамением надо складывать пальцы троеперстно, написано в книге «Скрижаль» Дамаскина, иподиакона Студита. Эта книга впервые была издана в 1568 г. в Венеции православными греками.

Неубедительным для старообрядцев оказалось даже троеперстное сложение святой десницы святого Апостола Андрея, которую Константинопольский Патриарх Парфений прислал в Россию в 1644 г.

Что Вы скажете по поводу сугубой аллилуии?

Историк В.С. Проскурин: Аввакум не отрицает, что изначально была троякая Аллилуия. В своем собственном житии он писал: «До Василия пояху во церкви ангельския речи: аллилуия, аллилуия, аллилуия! Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третью, человеческую, сице: аллилуия, аллилуия, слава тебе, Боже!»

Ссылаясь на собственную простоту, Аввакум не указывает на тот таинственный источник, из которого он узнал, что свт. Василий Великий отменил то, что было заповедано святыми апостолами.

И получилась клевета на святого: оказывается, свт. Василий вот так запросто смог взять и отменить.

Между прочим, свт. Афанасий Великий в толковании на 104-й псалом пишет: «„Аллилуия“ значит: хвала Невидимому. Говорят, что этим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. А в толковании на 134-й псалом: „…хвалите Господа“; потому что слово „аллилу“ толкуется как „хвалите“, а слово „иа“ –„Господь“».

Некоторые считают, что необходимо покинуть Православную Церковь МП из-за подписания ее представителями Баламандской и Шамбезийской уний – договоров с католиками и монофизитами. Так как шамбезийская уния подразумевает снятие анафем со всех прежде бывших Соборов, чего никогда не было в Церкви?

О. Иоанн: В Церкви не было никаких уний и не будет. Она свята и непрочна, и врата ада не одолеют ее. А если кто-то из нечестивых подписал от имени Церкви какие-то противозаконные документы, то Церкви Божией это нисколько не вредит. Они подписали предательскую унию, они за это будут гореть в аду, если не покаются.

Мы знаем из истории Церкви, когда все восточные епископы подписали унию с Римом, и только один епископ Марк Ефесский отказался быть соучастником этого беззакония. Однако он не вышел из Церкви и не создал свою антиуниатскую или истинную. Он оставался в Церкви и стоял в Истине, борясь за нее до конца.

Историк В.С. Проскурин: Также и во времена монофелитской ереси историки указывают на то, что весь Восток был охвачен ею. Тем не менее, преп. Максим Исповедник не покинул лона Церковного, а оставался верным сыном своей Церкви. Разве сын бросит мать в беде? Никогда.

Чем опасна идея старообрядчества?

О. Иоанн: С одной стороны тем, что человек, пылая ревностью к Богу, может, не разобравшись, встать под крыло раскола. С другой – смирившись с мыслью о том, что Церковь уже не раз отступала от Истины, обретет навык теплохладности и не будет более бороться за сохранение чистоты в Церкви.

Сегодня пытаются связать старообрядчество и борьбу с электронными чипами, имеющими в себе число зверя. Мол, как старообрядцы ушли в раскол из-за своих обрядов, так мол, и эти борцы с ИНН уйдут в раскол.

Неправда, ни в какой раскол идти православные не собираются. А что касается епископов-еретиков, которые сегодня попирают православное учение Церкви, мы надеемся, что Бог даст нам Царя Православного, который соберет Собор, и все эти новые ереси, как-то: экуменизм, обновленчество и прочие будут преданы анафеме, вместе с распространяющими их еретиками. А покуда нет у нас Батюшки Царя, и не можем мы свернуть эту махину антирусскую, то будем стоять в Истине на своей родной земле, в своей истинной Церкви Московского Патриархата и бороться за нее до последней капли крови.

Беседовал Игорь Беланов

https://www.christian-spirit.ru

диакон Игорь Карванен

Двуперстное крестное знамение

О двуперстном крестном знамении, и почему старообрядцы исповедуют его истинным и заповеданным нам Исусом Христом.

Со времени разделения Русской православной церкви в 1654-1667 г.г. на сторонников старого и нового обря́да двупéрстное крéстное знáмение стало символом старообря́дчества. Это и слова протопопа Аввакума

«
Тáко креститесь — да спасéтесь
», и
боярыня Морозова
, изображённая на знáменитой картине Сурикова, с высоко поднятой рукой осеняющая людей двупéрстным крéстным знáмением.

Сегодня многие задаются вопросом: «Интересно, почему в те годы тысячи людей отдавали свои жизни за, казалось бы, такое узко-обря́довое понимание православия? Какая разница — как креститься, двумя или тремя пальцами? Ведь учение Христа намного выше и шире этих обря́довых мелочей.

». Ответить на данный вопрос без глубокого и вдумчивого изучения проблемы невозможно, и всё же, попробуем сделать это.

Блаженный Феодорит

, епископ Кирский (393-466 г.г.) участник 3-го и 4-го Вселенских соборов пишет, как надо креститься и благословлять: «
Три персты равно имети вместе, великий, да два последних — исповедуется тайна Троицы, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Не три Бога, но един Бог Троица. Именами разделяются, а Божествó едино. Отец не рождён, а Сын рождён от Отца, а не создан; Дух Святой не рождён, не создан, но исходит от Отца. Трие во едином Божествé, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от áнгел и от человек. Таков тем трием перстом указ. А два перста, вышний
(указательный)
да средний великий, вместе сложити и простерти
(держать прямыми).
Великий же перст держати мало наклонно, то образует два естествá Христóва — Божествó и человечество. Бог по Божествý, а человек по вочеловечению, во обоих совершéн. Вышний же перст образует Божествó, а нижний человечество, понеже сошёл от вышних спасти нижняя. Наклонение же персту толкуется: преклонь бо небеса сошёл на землю, нашего рáди спасéния. Тáко подобает креститеся и благословити. Тáко святыми отцами указано. Таковá убо сила есть знáмения честнаго креста, имже верни ограждаемся, когда молимся, исповедающе таинственное спасово смотрение,
(когда пологаем простёртые персты на лоб)
еже от Бога и Отца прежде всея́ твáри рождение,
(опуская персты на живот)
и еже свыше на землю Его сошествие и распятие,
(поднимая руку и полагая персты на правое плечо, потом на левое)
воскресение, вознесение и пáки второе Его пришествие
». Это свидетельство наглядно показывает, что уже в начале пятого вéка, к третьему Вселенскому собору двупéрстное крéстное знáмение имело чёткую Богословскую трактовку.

И, всё же, спросит вдумчивый читатель, двупéрстие — это обря́д, который может меняться, или неизменная основа Православной церкви? Для дальнейшего рассмотрения вопроса обратимся к основе основ христианства —

Святому Евангелию.

Евангелист Матфей

описывает происходившее на тáйной вечéри, положившее начало тáинству Евхари́стии «
Ядущим же им, прием Исус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником
» [
Мф. зч 108
].

И потом евангелист Лука

повествует о произошедшем по воскресении Госпóднем, когда шли апостолы
Лука
и
Клеóпа
в Еммаус. И примкнул к ним Исус под видом путника, и спросил их, о чём они беседуют. Они рассказали ему о бывших во дни сия… И той путник рече к ним: «
О, несмысленная и косная сердцем, что не верите, о чём говорили пророки. Не сейчас ли подобает пострадати Христу, и войти в славу свою? И начат от Моисея, и от всех пророков рассказывать им от всех писáний, в которых говорилось о Нём…
». К вечеру пришли они в селение и пригласили путника разделить с ними трапéзу и ночлег. «
И бысть яко возлежа с нима, и приим хлеб благослови, и преломив даяше има. Уних же отверзостеся очи, и познаста Его, и Той невидим бысть има
». [
Лк. зч 113
]. И только по благословлению хлеба узнали апостолы Исуса, до этого принимавшие его за простого попутчика.

И дальше в зачале 114

: «
Вы же есте свидетелие сим. И се аз послю обетование Отца Моего на вы…
» … «
Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо, и тии поклонишася Ему
».

Эти слова святаго Евангелия, по моему глубокому убеждению, ясно указывают: Христос показал и заповедовал нам обычай осенять себя крéстным знáмением и благословления, некий тайный знак. Устное, тайное, во всех подробностях не описанное действие. Благословление Христа было узнаваемо; значит, оно не было преподаваемо Христом разными способами: одноперстием, двупéрстием, троеперстием, ладонью, так или иначе, но — одним единственным способом…. За раскрытием этой тайны логично обратиться к свидетелю всего происходившего — евангелисту Луке

.

Согласно церковному преданию, сохранившемуся практически во всех христианских странах, первым иконописцем, написавшим большое количество икон, считается евангелист Лука. На иконах, написанных евангелистом Лукой, в том числе — на образе Божией Матери, позже получившей наименование «Ти́хвинской

», как и на других, десница Исуса Христа изображена благословляющей двупéрстно.

Также о необходимости веры не только написанным законам, но и устным установлениям говорит святой апостол Павел

в своём послании к Солуняном: «
Братие, стойте и держите предания, им же научитеся или словом, или посланием нашим
». Ему вторит св.
Василий Великий
, известный проповедник православия 4-го вéка: «
Из сохраненных догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апóстольского предáния, по приéмству в тайне, и те, и другие имеют едину и ту же силу для благочéстия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий во установлениях церковных. Ибо áще предпримем отвергати не писанные обычаи, áки не великую имуще силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах, или пáче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Гóспода нашего Исуса Христа, знаменáлись óбразом креста, кто учил семý писáнием?
» [«Полн. Перев.»,
прав. 91-ое
]. И современный историк
Александр Двóркин
в предисловии к своему труду «
Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
» пишет: «
Именно ученикам было вверено сохранить в памяти и записать произшедшее. Но записано все это было ужé несколько десятилетий спустя после смерти и воскресения Спасителя. И тут мы уже вступаем в область Священного Предания. Предание (по-латыни “traditio”) значит то, что передается из рук в руки, из уст в уста
» [3 изд. Ниж. Новг. 2006 г. с. 20].

Многие вещественные памятники христианского искусства, которые, по словам св. Иоанна Дамаскина

, «
являются своего рода историей памятной даже и для не умеющих грамоте
» [Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», 1885 г. с. 266], отображают всеобдержность двупéрстия до XIII в. Это и статуя апостола Петра в соборе апостолов Петра и Павла в Риме, являющаяся “переходной” от язычества к христианству, переделанная христианами первых веков из статуи Юпитера, где апостол благословляет двупéрстием. И мозаичное изображение «
Сошествие св. Духа на апостолов
», находящееся в одном из куполов Софийского собора в Константинополе. Изображение это открыто в 50-х г.г. прошлого вéка, где также Исус изображен благословляющий двупéрстно; и многие, многие другие.

Отсутствие же между христианами первых векóв по этому поводу споров и разногласий, которые неизбежно были бы вынесены для рассмотрения на Вселенские соборы, только подтверждает вышесказанное. Но вот складывается интересная ситуация: мы незыблемо верим словам Евангелия, написанным евангелистом Лукою, и не дерзáем их изменять! А к его же свидетельству о перстосложéнии относимся пренебрежительно, как к чему-то маловажному и могущему изменятся с течением времени.

Ещё один яркий пример описан в житии архиепископа Антиохийского Мелетия

, где повествуется о чуде, которое произошло на II Вселенском соборе. Во время спора с
ариáнами
(которые и после I Вселенского собора продолжали неправославно мудрствовать о том, что Исус Христос не Сын Божий, не Единосущен Богу Отцу, а создан и является, хотя и выше людей, но творением), «
Святой Мелетий, встав, показал людям три перста, и не бысть знáмения. Потом же два совокупль, и един пригнув, и благослови люди. В то время его осенил огонь, словно молния, и святой громко воскликнул: три Ипостаси мы разумеем, и об одном существе беседуем
».

Известный историк Н. Ф. Каптерев

в своём труде «
Время патриаршерства Иосифа
» делает такой вывод: «
Феодорит, епископ кирский, бывший во времена Третьего и Четвёртого Вселенских соборов, встретив ересь монофизитскую, осуждённую на Четвертом Вселенском соборе, сильно противу óныя рáтовал. Но как сия́ ересь придумала во означение одной природы во Христе одним перстом изображать крест, то, без всякого сомнения, противу сея́ ереси и было изложено богословское уяснение изображения в сложении перст от блаженного Феодорита епископа кирскаго, которую приводил во свидетельство Стоглавый собор
». Здесь хочется добавить, что все общества, искажающие основные догматы православия, изобретали и свои физически наглядные символы.

В составленном Иоанном Златоустом, учеником святаго архиепископа Мелетия, чине божественной литургии во многих местах говорится о благословлении. И подразумевается конкретное движение (действие) священника или епископа — тех, кому дана власть благословлять именем Гóспода нашего Исуса Христа. В начале литургии, на прощении, диакон глаголет: «Время послужити Госпóдеви, благослови владыко.

». Иерей, знаменуя рукою крест на его главе, глаголет: «
Благословен Бог наш, всегда и ны́не и присно и вóвеки векóм
». Диакон глаголет «
Аминь
»… И на самом преложении святых даров: «
…И все еже о нас смотрение исполнив: в нощи в ней же предаяшеся, пáче же себе предаяше за мирски́и живóт, прием хлеб святыми своими и пречистыми, и непорочными руками, благодарив и благословив, освяти́в преломль, даст святым своим ученикам и апостолом, рек
». Возглас. «
Примите и ядите, се есть тело Моé, éже за вы ломимое, во оставлéние грехóв
». Иерей же глаголя сие, рукою дéсною показует ко святому ди́скосу. Диакон показует со уларем своим и глаголет: «
Аминь
».

На протяжении многих веков православного христианства непрерывно совершается тáинство евхари́стии, тáинство рукоположения священства и просто благословления людей. И во все векá, из поколения в поколение, передавалось двоепéрстное крéстное знáмение и благословление Госпóдне — в виде устного и наглядного, конкретного действия.

Во времена же Стоглáва, когда на Русь “поползло” троеперстие с католического запада, а затем и из подписавшей в 1439 г. ýнию

с католиками Византии, святым отцам пришлось опять напоминать церковным чáдам как и почему подобает благословлять и совершать крéстное знáмение: «
Áще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крéстного знáмения, да будет анафема.
». Спустя всего лишь сто лет, во время патриаршества Никона, на соборах 1666 и 1667 г.г. были прокляты древние обря́ды, в том числе и двупéрстное крéстное знáмение, и этими проклятиями расколота Русская церковь. А оставшиеся верными Православному (ставшему “старым”) обря́ду, вновь стали в своих трудах объяснять и доказывать ИСТИНУ.

По мнению Н. Ф. Каптерева

в его труде «
Патриарх Никон и его противники
»: «
Русские заимствовали у греков и двупéрстие в крéстном знáмении, сугýбую аллилуию и др., которые у греков с течением времени подверглись видоизменениям. Двупéрстие окончательно вытеснено было у них триперстием, которое, вероятно, с половины XV века и стало у греков преобладающим, равно как и прежнее безразличное двоéние или троéние аллилуии заменилось исключительно троéнием. Русские же относительно перстосложения для крéстного знáмения остались при древнейшей его форме — двупéрстной.
» [
Патриарх Никон и его противники
, изд. 2-е, с. 24]. Здесь следует добавить о том, что вероятнее всего начало троеперстию положил своим указом папа римский
Иннокентий III
, занимавший римскую кафедру с 1198 г. по 1216 г.: «
Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы
» [«
De sacro altaris misterio
», II:45). А протопоп
Аввакум
в своём житии называет родоначальником троеперстия римского папу Фармоза, который занимал римский престол с 891-896 г.г. Хотя до разделения Церкви на Восточную и Западную, произошедшего 1054 г., было ещё далеко, и папа
Стефан VII
(896-897 г.г.) исповéдовал двупéрстие.

В евангелии от Марка

говорится: «
Еще ли окаменено сердце ваше имате, óчи имуще не видите, и уши имуще, не слышите
». [
Зч. 33
]. Кто хочет верить — тот верит, кто хочет видеть — тот видит Божéственную мудрость во всем, начиная с мельчайших полевых цветов и заканчивая мудрым ходом планет во вселенной по заданному Богом закону. А не просто, кто как захочет… или что от себя придумает…

Крéстное знáмение не придумано людьми, и не должно рассматриваться как некая эволюционирующая от менее догматически насыщенной к более насыщенной форме. Двупéрстное крéстное знáмение, заповеданное нам Гóсподом Исусом Христом, является истинным и точным выражением основных догматов Православной веры.

← … предыдущая

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]