Что такое акафист, когда и сколько дней его читают, предначинательные молитвы


Среди многих жанров и типов христианских молитвословий особое место в культуре православной церкви занимают акафисты — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Корни хвалебного гимна уходят далеко в прошлое. Первоначальное восхваление было написано в честь Богородичного Собора, примерно в VI веке, а следующий акафист воспевал Благовещение. Различие между акафистом и прочими песнопениями состоит в том, что первый в хвалебном тексте воспевает события Нового Завета. Уникален факт — жанр акафиста сохранился до современников практически в неизменном виде.

Понятие и значение акафиста в православии

Акафист – это церковный гимн Господу, Богородице, святым, исполняемый стоя. Традиция исполнения хвалебных песнопений зародилось в древней Греции в византийский период. Первая песенная молитва, известная до настоящего времени, – Великий акафист Пресвятой Божьей Матери.

Он был написан после осады Константинополя в 626 году. Свидетель осады Синкелл утверждал, что Святая Дева показала свою власть, вмешавшись в битву на море. Варвары на лодках потерпели крушение возле Влахернского Богородичного храма.

После божественного избавления от набега варваров, император Восточной римской империи считал Божью Матерь Покровительницей своей столицы. Молебен исполнялся во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Святой Девы, ее пояс и риза. Впоследствии обряд распространился на всю православную церковь.

Последующие песнопения составлялись по аналогии с первоначальным образцом, что сделало гимн особым жанром, формой церковной поэзии. Поэтический текст имеет особую структуру. В него входит 25 песен, расположенных по греческому алфавиту.

Имеется основной кондак, у которого определенное окончание или припев, и 12 кондаков, перемежающихся с икосами. В конце каждого икоса произносится «Радуйся!», кондаки заканчиваются «Аллилуйя!». 13 кондак повторяется трижды, затем поется первый ирмос.

Сочинителями текстов были богословы, святые отцы, православные поэты. В русской православной церкви гимны написаны не только Божьей Матери, Иисусу Христу, но и каждому прославляемому святому, а также некоторым праздничным датам. Первая русская торжественная молитва была посвящена Сергию Радонежскому.

Особенность исполнения гимна заключается в том, что его можно исполнять в домашних условиях, без священника и хора.

Молитва Господня

О́

тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Когда правильно читать акафист в домашних условиях

Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.

Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.

Молитва читается по особому порядку.

Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:

  1. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь».
  2. (Молитва мытаря из Евангелия от Луки). «Боже, милостив буди мне грешнему». (Поклон).
  3. (Предначинательная). «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистыя Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  4. «Святому Духу».
  5. «Трисвятое». Произносится 3 раза, с крестным знамением, поясным поклоном.
  6. «Пресвятой Троице». («Господи, помилуй» читается 3 раза).
  7. «Отче наш».
  8. «Богородице Дево, радуйся».
  9. «Господи, помилуй» (12 раз).
  10. «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (Поклон).
  11. Псалом 50.
  12. «Символ веры».

Начальные молитвы меняются от Пасхи до Вознесения, вместо обращения к Святому Духу читают: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Повторяют 3 раза). От Вознесения до Троицы текст не читают.

После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:

«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

Затем следует:

  1. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
  2. «Господи, помилуй» (3 раза).
  3. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».

Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:

  1. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист), поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  2. «Силою Честнаго и Животворящего Креста поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  3. «Честных небесных Сил Бесплотных, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

.
С
ла́ва, и ны́не:

Вместо «С

лава, и ныне:» читается «
С
ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
А
ми́нь». Вместо «
С
лава:» читается «
С
ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «
И
ныне:» читается «
И
ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
А
ми́нь».

Расписание по дням недели

В домашнем богослужении принято придерживаться церковного правила: в течение недели вспоминать те же события и святых, что и в храме.

Понедельник

В первый день недели поминают Небесных защитников (личного и всехристианского). Акафист поют или ангелу-хранителю, или архангелу Михаилу.

Вторник

На следующий день вспоминают Иоанна Крестителя, предсказателя прихода Спасителя, призывавшего иудеев раскаяться в своих грехах. В торжественном гимне пророка восхваляют, как предшественника Христа в земной жизни и аду, введшего обряд крещения водой, крестившего Иисуса в реке Иордан.

Среда

В середине недели поют акафист в честь Иисуса (Иисусу Сладчайшему) или Богоматери. Гимны посвящены жизни Христа и памяти Пресвятой Девы.

Четверг

В этот день торжественно поминают ближайших учеников Иисуса Христа, Петра и Павла, а также их продолжателей в распространении христианства: Николая Чудотворца и святых апостолов.

Пятница

Пятница – день, когда Христос был распят на кресте. Читают акафист, посвященный крестным страданиям Иисуса и чудотворному Кресту Господню.

Суббота

В субботний день поют гимн Собору новомучеников и исповедников русской церкви или Божьей Матери. Значение акафиста – поминовение всех усопших.

Воскресенье

В воскресенье поют гимн-воспоминание о Воскресении Христа.

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Перечень православных акафистов

В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.

Богородице

Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:

  1. «Нечаянная радость». Благодарение за чудесное исцеление.
  2. «Неупиваемая чаша». Обращаются с просьбой излечиться/излечить от порока пьянства и наркомании.
  3. «Всецарица». Просят о помощи при онкологических заболеваниях, проблемах с непослушными детьми.
  4. «Умиление». Благодарственная молитва.
  5. «Целительница». Перед иконой молятся для избавления от тяжелых болезней.
  6. «Скоропослушница». Святой образ находится на Афоне. Чудодейственная сила проявлялась при обращении с болезненными состояниями.
  7. «Всех скорбящих радость». Благодарственная молитва.
  8. «Воспитание». Действенную помощь получают родители, желающие найти общий язык с детьми.
  9. «Млекопитательница». К иконе обращаются беременные женщины с просьбой о благополучных родах и здоровых младенцев.
  10. «Неопалимая Купина». Божья Матерь поможет спастись от пожара, избежать незаконного преследования.
  11. «Казанская». В домашних условиях ей возносят молитву о сохранении брака, излечении от слепоты.
  12. «Покрову Пресвятой Богородицы». Дома у иконы молятся, чтобы укрепиться в вере.
  13. «Утоли моя печали». Акафист читают перед святым образом, когда одолевают житейские невзгоды.
  14. «Умягчение злых сердец». Иконе молятся при ссорах детей с родителями.

Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.

Ангелам и святым

Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:

  • Спиридон Тримифунтский;
  • Иоанн Предтеча;
  • архангел Михаил;
  • благоверные князья Петр и Феврония Муромские;
  • Георгий Победоносец;
  • Пантелеймон Целитель;
  • Иоанн Воин;
  • Тихон Воронежский Задонский;
  • Александр Свирский;
  • Николай чудотворец;
  • Матрона Московская;
  • Лука Симферопольский;
  • Василий Острожский;
  • Елизавета Алапаевская;
  • Иоанн Кронштадтский;
  • Серафим Саровский;
  • Ксения Петербургская;
  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
  • Харлампий Магнезийский;
  • Иоанн Златоуст;
  • мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
  • Иннокентий Московский;
  • Сергий Радонежский;
  • священномученик Киприан и мученица Иустина;
  • Алексий Московский;
  • Александр Невский;
  • Екатерина Александрийская;
  • Варвара Илиопольская;
  • Вонифатий Тарсийский.

Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.

Поминовение усопших

Скорбь и печаль приходят в дом усопшего. Смерть в православии — великое таинство, окончание земной жизни. Душа, покидая тело, отправляется в новое путешествие. Она проходит через 3 состояния — от утробы матери к земной жизни и загробному существованию.
Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего(или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.

https://www.youtube.com/watch?v=2BeqWKP0wFo

Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество. Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы. Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.

Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.

Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.

Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.

Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.

Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками.

Литература

  • Давыдов И. П.
    Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). Благовещенск, 2004.
  • Козлов М., диак.
    Из истории акафиста. Часть. 1. Византийские и русские досинодальные акафисты // Журнал Московской Патриархии, № 3, 1992. С. 43-49.
  • Козлов М., диак.
    Из истории акафиста. Часть. 2. Русский акафист в синодальный период истории Церкви // Журнал Московской Патриархии, № 4, 1992. С. 37-43.
  • Козлов М., прот.
    [www.st-tatiana.ru/text/34470.html Акафист в истории православной гимнографии] // Журнал Московской Патриархии, № 6, 2000.
  • Людоговский Ф., свящ.
    [www.bogoslov.ru/text/372613.html О причинах популярности акафистов] // Богослов.Ru. 16.01.2009.
  • Людоговский Ф. Б.
    Православный акафист в межкультурной коммуникации (конец ХХ — начало XXI в.) // Глобализация — этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы. Кн. 1. М., 2006.
  • Людоговский Ф. Б.
    Структура и поэтика церковнославянских акафистов / Отв. редактор Г. К. Венедиктов. — М.: Институт славяноведения РАН, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-7576-0343-8.
  • Людоговский Ф. Б.
    Церковнославянский акафист как современный гимнографический жанр: структура, адресация, функционирование // «Славяноведение», № 2, 2004.
  • Людоговский Ф., свящ., Плякин М., свящ.
    Жанр акафиста в XXI веке //
    Попов А. В.
    Православные русские акафисты. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2013. — С. 586—636.
  • Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е.
    Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов // Лингвистическое источниковедение и история русского языка <2012—2013>. М.: Древлехранилище, 2013. — С. 260—280.
  • Петровский А. В.
    [www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-1/akafist.html Акафист] // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1.
  • Попов А. В.
    Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование… Казань, 1903; 2-е изд.: М., 2013.
  • Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю., Статис Г., Коляда Е. И., Этингоф О. Е., Козлов М. Е., Стрижев А. Н.
    [www.pravenc.ru/text/63814.html Акафист] // Православная энциклопедия. Том I. — М.: Церковно-научный , 2000. — С. 371—381. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4
  • Чуркин А. А.
    [www.academia.edu/16404070/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B_XIX_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B._%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_The_Russian_Akathist_in_the_middle_of_19th_beginning_20th_century_as_a_mass_literature_genre._Report Русский акафист середины 19 — начала XX века, как жанр массовой литературы].

Ссылки

акафист в Викисловаре
акафист в Викитеке
  • [akafist.narod.ru Сайт «Акафист»]
  • [Svyataya-Rus-Moskva-3-Rim.narod.ru/ Сайт с наиболее полной коллекцией аудио-записей Православных акафистов]
  • Акафист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • [akathistos.ru Сайт «Акафистоведение и акафистография»]
  • [akafist.ru Сборник акафистов]
  • [community.livejournal.com/akathistos ЖЖ-сообщество «Акафисты»]
  • [kainh.homestead.com/files/ymnos.htm Ο ΑΚΑΘΙΣΤΟΣ ΥΜΝΟΣ]
  • [www.pravmir.ru/article_1869.html Суббота Акафиста: С красотой этой службы просто нечего сравнить…
    ; церковнославянский текст Акафиста] на сайте Православие и мир.
  • [www.academia.edu/16404070/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%81%D1%82_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B_XIX_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0_XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B._%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_The_Russian_Akathist_in_the_middle_of_19th_beginning_20th_century_as_a_mass_literature_genre._Report Русский акафист середины XIX — начала ХХ века, как жанр массовой литературы, Чуркин Александр Александрович]

Порядок исполнения

Главное правило при исполнении данной молитвы: строго придерживаться порядка, в котором идут икосы и кондаки. Нельзя начать читать с любого места, поскольку это противоречит порядку изложения. Так как структура данной молитвы очень жесткая и неизменная, и существует канон, по которому и по сей день складываются эти произведения церковного поэтического искусства, необходимо строго ей следовать.

Также считается, что перед прочтением акафиста требуется произнести специальную предначитательную молитву. Если человек имеет чистые помыслы и открывает свое сердце Божьей благодати, он может прочесть только непосредственно сам акафист – это не запрещается церковью. Но если вы хотите, чтобы все было по правилам, тогда не следует пренебрегать предначитательной молитвой и молитвой, которая читается после самой хвалебной песни.

Особенности самостоятельного чтения

Как мы уже упоминали, совсем необязательно идти в храм каждый раз, когда человек испытывает потребность прочесть акафист, ведь он может сделать это даже у себя дома. Особенностью данного вида хвалебного песнопения является то, что читают обязательно стоя (ведь с греческого языка «акафист» переводится как «неседальное пение»).

Кроме того, читающий должен смотреть на икону, которой он возносит свои молитвы, или которая изображает святого, которому предназначается вознесение хвалы.

Также стоит отметить, что хотя акафист характеризуют, прежде всего, как песнопение, вам необязательно его пропевать – достаточно просто зачитать как молитву.

Таким образом, чтобы самостоятельно исполнить акафист, требуется лишь вера в Бога и святых, и соблюдение правильного порядка чтения икосов и кондаков. Если вы делаете это с чистым сердцем, святые внимут вашим молитвам и помогут отыскать правильный путь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Духовная милостыня

Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?

Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.

Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.

Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]