Для чего читают Псалом 2? Каково толкование Псалма Давида и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 2 на русском языке вы можете у нас на сайте.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
История написания
Второй псалом считается мессианским, то есть содержащим в себе пророчества о Христе. В еврейской, греческой и латинской библиях этот псалом не имеет в написании имени Давида, но в славянской традиции оно существует. Однако в книге «Деяний апостолов» приведены слова Петра, цитирующего псалом в ответ на гонения верующих христиан священниками, которым управляли Ирод и Понтия Пилат. При этом апостол Петр отмечал, что так утверждает раб Божий, отец Давид.
Внимание! Рекомендуем вам прочитать молитву о деньгах Спиридону Тримифунтскому, что можно сделать на этой странице.
Отталкиваясь от обетования псалма 2, Петр рассказывает о покровительстве Иисуса Христа тем, у кого сильная вера. Ученые подразумевают, что написание этого псалма относится к тому времени, когда Божий ковчег уже перенесли на Сион.
В первых стихах псалма 2 царь Давид недоумевает, как князья и цари могут восстать против Создателя.
С 1 по 4 стих Давид, сражающийся в бесконечных войнах, знает, что Господь находится рядом с ним, называет все войны против Всевышнего бессмысленными. Они спровоцируют гнев и смех Господний. То есть все попытки свергнуть Помазанника Господнего завершатся их поруганием и посмеянием. Никому не удалось свергнуть Давида, который заручился поддержкой самого Господа.
В 7 стихе говорится о том, что Господь Бог родил Сына Своего. Царь Давид считает себя им. Также в стихе мы находим строки о том, что Мессия изначально был с Богом, еще от самого сотворения мира.
В 8-9 стихах звучит сильное обетование от Создателя. Христиане могут просить у него все, главное на добро и с чистой верой. Все враги и проблемы будут уничтожены жезлом и пропадут как осколки глиняного сосуда.
Господь дает право царю Давиду властвовать на земле, держа в руках железный жезл, а все его враги станут словно глиняные сосуды, которые он легко поразит.
10-11 стих – это обращение к царям, имеющим власть. Они со страхом и трепетом служат Творцу.
Толкование псалма 2
Чтобы понять содержание каждой строки молитвы, необходимо их толкование, что позволит понять глубину его содержания, если читать псалом 2 на русском языке.
- Стих 1: рассказывает о тех язычниках, кто не принимает Христа, а замышляет крамолу и мятеж. Врагами Христа являются не только чуждые народы, поклоняющиеся языческим идолам, но и жители Иудеи фарисеи и другие искусители, желающие гибели Христа, но тщетно преследующие эти цели.
- Стих 2: те, кто восстал против Христа, не были простыми людьми: это были цари и другие известные в зеле Иудейской люди, возомнившие себя богами и поклоняющиеся языческим идолам. После его гибели именно они начали гонения на христианскую церковь.
- Стих 3: в нем даются пояснения, почему начались восстания против Христа: язычникам и идолопоклонникам был противен закон духовной чистоты и нравственности, который проповедует христианство. Оно оказывается неприемлемым для нечестивцев, людей, погрязших в грехе, низменных страстях.
- Стихи 4-5: певец утверждает, что сопротивление христианскому закону бессмысленно, так как Бог все видит и все знает. Ему не составляет труда обратить в прах все козни, замышляемые врагами. Они будут наказаны отлучением от Христа, который только посмеется над ними. Но противников ждет и наказание. Те, кто восстал против Христа и небесного учения будут поражены гневом Господним. Те, кто устраивает гонения на христианскую веру, сам будет уничтожен.
- Стихи 6-7: в этих стихах псалма певец от имени Христа обращается к восставшим против него и поясняет, что он поставлен над народами Всевышним, поэтому вера, независимо от их сопротивления, распространится по всей земле. Это – повеление Господа. Сионом в молитве называется не только гора, где был заложен священный город Иерусалим, но и вся христианская церковь.
- Стих 8: в нем сообщается пророчество о рождении Сына Божьего и о том, что он воцарится над всем миром, как и христианская церковь, которая станет почитаемой и принимаемой всеми народами мира.
- Стих 9: в этом стихе ведется разговор от лица Бога, который сообщает, что все народы покорятся и примут христианскую церковь. Над ними будет вершиться суд Божий, и власть его будет тверда и безгранична. С теми же, кто будет противиться, будет позволено обращаться, как гончар поступает с плохо сработанными изделиями: разбивает и уничтожает их.
- Стихи 10-11: продолжая начатый в предыдущем стихе разговор, певец наставляет царей и «судей земных» не сопротивляться Христу, Сыну Божию. Это именно он – Царь всего мира, низвергнуть которого невозможно. Он советует не упорствовать, а покориться, служить ему, радоваться и просить милости Господа.
- Стих 12: последняя строка псалма содержит призыв, наставление пророка не противиться воле Божьей, исправиться, покаяться и ступить на путь праведный, чтобы не будить ярость Господа и открыть себе путь к спасению.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для чего читается псалом 2?
Строгих правил по чтению псалма 2 нет. Хотя некоторые считают, что его нужно читать людям высокого ранга, например, премьер-министрам, депутатам, директорам, президенту. То есть тем, кто наделен некими полномочиями, властью и несет ответственность за людей. Тогда это относилось к царям, сегодня к президентам и всем людям, которые имеют высокое положение и определенную власть.
Как бы там ни было, привычка читать псалмы царя Давида меняет мышление человека, наполняя его:
- сильной верой;
- желанием посылать молитвы Господу;
- желанием творить добро людям;
- чувством защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
Псалом 2: толкование и объяснение
Как Вы уже поняли, псалмы бывают разными. Есть псалмы покаянные, радостные, благодарственные, а есть особый раздел псалмов – «мессианские». Мессия – это одно из ключевых понятий священного писания и священной истории. В переводе с еврейского оно означает «помазание» и по-гречески звучит как «Христос». Кстати, по-еврейски слово «мессия» звучит как «машиах». Дело в том, что у греков нет в словаре буквы «Ш», и там где еврей говорил «Ш», грек произносил «С». Так «Моше» превратился в «Моисея», а «Шломо» в «Соломона».
Впервые о Мессии писание говорит тогда, когда рассказывает о грехопадении. Господь Бог положил между змеем, вовлекшим жену и ее мужа в грехопадение, и между женой. От семени жены Господь пообещал пришествие в мир искупителя, который сотрет главу змея.
До сегодняшнего дня главным различием между иудеями и христианами является то, что мы веруем в Мессию, уже пришедшего, а иудеи все еще ждут его. Это главная тема всей еврейской истории. Страстное ожидание пришествия искупителя и страстное желание приблизить этот час.
Псалом 2 говорит о Мессии как уже пришедшем. Псалом говорит о том, что князья земли и цари, славные люди, собрались вместе, чтобы свергнуть с себя божественный закон.
Христос называет свои заповеди и учения благим игом. Именно это иго пытается сбросить с себя уже несколько столетий разгородившиеся от своих знаний люди. Так, больной горячкой срывает с себя бинты и пластыри. Ситуация эта понятна изнутри нашей жизни, которую мы проживаем. Люди уже несколько столетий пытаются стереть с себя последние знаки принадлежности к вере. Человеку свойственно гордиться тем, что выше его. Так, индус гордиться ведами, а мусульманин – Хараном. Только бывшие христиане, цивилизованные и образованные, гордятся не Христом и его Евангелием, а актрисами и спортсменами, путешественниками и учеными. На трапезе мира Господу отвели последнее место, как последнему нищему.
В псалме Господь Бог изображается как смеющийся, и ему прекрасно известно, что враждующие против него враждуют сами против себя. У Ивана Андреевича Крылова есть прекрасная басня о том, как люди начали враждовать с небом. Они набрали кучу смертоносного металла, камней, дротиков, стрел и стали ожесточенно и яростно метать все это вверх. Финал предсказуем. Оружие обрушилось на голову безумцев. Так бывает со всяким, кто враждует против Бога.
Псалом обещает гневное возмездие. Причем гневаться и наказывать будет Сын – Помазанный, Мессия. В псалме втором Христос выступает не в том образе, в котором мы привыкли на него смотреть в Евангелии. Если там он кроток и милостив, то в псалме 2 он больше похож на себя самого из апокалипсиса. Он грозен и велик, а в его руках жезл, которым он сокрушает народы, как глиняные горшки.
«Прославьте сына, чтобы он не прогневался, почтите сына», – говорит псалом. И эти слова одинаково касаются как евреев, не верующих во Христа, так и в бывших христиан, образом жизни отвернувшихся от солнца.
Детальное толкование
Второй Псалом Ветхого Завета можно поделить на 3 части:
- Давид рассуждает о том, почему земные цари совещаются против Бога и Иисуса Христа (стихи 1-3);
- Бог разговаривает со своим Сыном и обещает Ему подчинить все народы с их царями под ноги Иисуса Христа (стихи 4-9);
- Давид увещевает царей повиноваться Господу и служить Ему, чтобы им не погибнуть от своих неправедных действия (стихи 10-12).
Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.
Часть 1 – Давид негодует по поводу того, что цари возмущаются против Бога
Стих 1
«Племена замышляют тщетное» – все, что человек бы не замышлял против Бога, не состоится. Оттого такие мероприятия называются тщетными, то есть, напрасными и безрезультатными. Не будет победы у того народа и страны, которая идет против Божьих заповедей. Это уже предопределено и понятно. Другого исхода просто не может быть. Добро всегда побеждает зло, а Бог является олицетворением благодати и мира.
Стих 2
Князья и цари совещаются против Бога и его Сына – Помазанника. Строят коварный план. Но этот план изначально имеет пораженческий итог, не будет у него положительного исхода. Только цари не разумеют этого или просто не хотят понять. В своих глазах они кажутся себе всесильными, потому что имеют определенную власть. Но не понимают, что их власть не сравнима с той власть, которой обладает сам Бог. Его власть не имеет границ, как их. Они цари лишь определенной территории, а он Царь всего мира и даже вселенной. И то, что они стоят план того, чтобы не подчиняться ему, выгляди глупо, не имеет под собой никакой почвы.
Параллельный стих из Писания для первого и второго стиха:
- Деян 4:25-26 – слова первых двух стихов Давид произнес, будучи под водительством Духа святого. Он говорил это устами Бога.
Стих 3
Цари и их народы хотят свергнуть с себя оковы Бога. Они считают Божье покровительство узами и цепями для себя. И хотят их расторгнуть.
Параллельного стиха из писания нет.
Часть 2 – Разговор Бога со своим Сыном по поводу того, что ждет непокорных царей с их племенами и народами
Стих 4
Бог смеется над этими царями и народами, потому попытки их противодействия против Всемогущего изначально имеют поражение. Бог знает наперед все то, что они предпримут и даже подумают. Он знает их план до мельчайших подробностей. От него ничего не сокрыто. Любая деталь прозрачна для Бога, поэтому не имеет смысла строить ковы Тому, кто все знает наперед.
Каждый человек для Бога как открытая книга. И цари тому не исключение. Ранг правителя не делает людей невидимками – они так же, как и простые люди, открыты перед Тем, кто их создал. Бог читает их мысли, видит то, чем наполнено их сердце, потому что сам родил их, соткал их еще тогда, когда они находились в утробе своих матерей. Не понимая этого, люди, получая определенную власть, начинают возвышаться в своих глазах, их гордость растет, они становятся алчными и надменными, порой нужды простых людей уже не понятным им. Но все это не избавляет их от того, что Бог все видит и слышит.
Параллельный стих из Писания:
- Притч 1:26 – Соломон (сын Давида) говорит под водительством Духа Святого о том, что Бог посмеется над гибелью своих противников, порадуется, когда на них придет ужас.
Стихи 5-9
Бог в своей ярости и в своем гневе обращается к Иисусу Христу. Говорит ему о том, что помазал его в Цари, признает своим сыном, говорит, что родил Его. Обещает Иисусу, что тот поразит железным жезлом тех царей, которые подняли восстание против Бога. Сокрушит их, как разбивает глиняный сосуд – на несколько маленьких кусочков. Так, что народ и племя уже не сможет воссоединиться обратно.
То, что разрушается Богом, уже никогда не собирается, если только Он сам этого не захочет и не поспособствует тому, чтобы склеилось то, что однажды было разбито и сокрушено. Лучше подчиниться Тому, кто может создавать и разрушать, чем надеяться на свои силы, которые никак не сравнимы с Божьими силами и его величием. Власть, которую Бог дает своему Сыну, не идет ни в какое сравнение с той земной властью, которой обладают обычные цари, правящие своей страной.
Для них их власть и величие кажутся большими, но в глазах Бога это ничтожная власть, такая маленькая, как и они сами. Не то, чтобы Бог был как великан по сравнению с ними, а в том плане, что их власть распространяется лишь на несколько народов и племен, а Божья власть не имеет границ – ни территориальных, ни физических, ни каких-либо иных.
Параллельные стихи из Писания:
- Деян 13:33 – Идет ссылка на второй Псалом.
- Евр 1:5 – Никому из ангелов Бог не говорил, что тот является Его сыном, только Иисусу Христу.
- Евр 5:5 – Бог называет своего сына Первосвященником и еще раз подтверждает то, что сам родил Его;
- Откр 2:26-27 – упоминается железный жезл и глиняные сосуды, жезлом праведные сокрушат нечестивых, они будут разбиты так, как бьется посуда из глины;
- Откр 12:5 – описывается рождение младенца мужского пола, который в своем взрослении будет править всеми народами Земли;
- Откр 19:15 – Бог говорит восхвалить и прославит сына Его, Иисуса Христа.
Стихи 10-12
Давид пытается вразумить народы и племена в том, чтобы они повиновались Господу, служили Ему с трепетом и радостью. Чтобы почтили Сына Его. Он хочет уберечь людей от праведного гнева и справедливости ярости, которая обязательно постигнет тех, кто будет противостоять Богу и его Сыну.
Бог знает, что Его гнев праведен, и поэтому не сможет пощадить тех, кто будет противостоять Божьим заповедям. Его цель – помиловать всех людей на земле, дать им шанс покаяться в своих грехах и обратиться к Господу как к своей последней надежде. Для этого Он еще не торопится покарать непримиримых царей и их народы. Медлит. Вдруг они опомнятся и придут к Богу с сокрушенным сердцем и с полным раскаянием в душе.
Он не хочет, чтобы люди погибли на своем пути и лишились всего хорошего, что Бог может дать им. Потому что Божий гнев скоро возгорится. И блаженные (по-настоящему счастливые) те, кто уповает на Бога, не противится Ему, а соблюдает Его постановления и заповеди. Блаженны, значит, благословлены.
Такие люди находятся под Божьей защитой и благодатью. Любое их предприятие совершится, а планы исполнятся. И даже если что-то будет сделано ими не правильно, то Господь с легкостью обратит это во благо. Такие люди считаются блаженными (радостными и счастливыми), потому что им нечего бояться. Они уверены в завтрашнем дне.
Параллельные стихи из Писания:
- Пс 33:9 – Давид говорит людям, что им стоит довериться Господу, потому что Он благой и желает им только добра, уверят, что счастлив только тот, кто уповает на Бога.
- Притч 16:20 – Говорится о том, что тот, кто ведет свои дела с умом, то получит плод от своей деятельности, но этого мало. Необходимо еще надеяться на Господа, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком.
- Ис 30:18 – Бог не поразил противящиеся Ему народы еще лишь потому, что хочет спасти их, и медлит. Хочет помиловать всех тех, кто готов покаяться Ему в своих прегрешениях. Дает шанс.
Псалом 2: текст с ударениями и переводом на русский язык
Текст на церковнославянском языке с ударениями:
Текст на русском языке:
Читая начало этого псалма, мы понимаем, что назревает какой-то глобальный конфликт, в который втянуты народы и племена. То есть речь идет не о противостоянии еврейского народа с филистимлянами, а нечто более глобальное, нечто более значительное. Но любое восстание против Бога никогда не увенчается успехом. Во время этого глобального восстания люди пытались свергнуть с себя ига Божьих заповедей. Их цель – снять все табу, чтобы исполнить свои какие-то гедонистические устремления. Но все их попытки изначально представляются суетными, не имеющими смысла, все они бессмысленные.
Цари и князья устроили некий заговор против Господа и его Помазанника, держат совет друг с другом. Они задумали свернуть заповеди синайского откровения и отказаться от ига евангельских заповедей.
Но чем может увенчаться их восстание, когда все цари и князья единодушны против Бога? Чем завершится их столь глобальный проект? Конечно же, они не могут одержать победу над Создателем.
Пока мы будем сохранять верность главе церкви – Господу Богу, враг не сможет нас одолеть. Почему Христос говорит: «Будьте мудры, как змеи!». Все потому, что змея всегда защищает свою голову, так как при нападении все пытаются угодить именно в нее.
Но если цари и князья вразумятся и будут дальше служить Господу со страхом и радостью, у них есть шанс на спасение.
Далее идет речь о почтении Сына Божьего. А почему здесь не говорится о почтении Отца? Дело в том, что мы не можем прийти к Отцу, минуя сына. Получается, что верующий в Сына, верит и в Отца. Поэтому почтение к Сыну – это почтение и к Отцу, и к Духу Святому.
Почему считают, что 1 и 2 псалмы были единым произведением? Потому что первый псалом начинается словом «блажен», а второй заканчивается «блаженные все уповающие на него». На этом основании древние христиане и иудеи считали, что это один псалом, который был разделен на два, чтобы подчеркнуть особенности мессианского смысла 2 псалма по отношению к первому, который является общей конституцией, квинтэссенцией всего содержания Псалтыри.
Краткое толкование
Истолковать второй Псалом коротко можно так:
- Почему племена и народы замышляют против Господа разные предприятия? Мятутся и не могут найти покоя?
- Цари и народы совещаются между собой, стоят коварный план для того, чтобы противостоять Иисусу Христу и говорят:
- Снимем с себя эти цепи, которые Бог и Его сын надели на нас.
- Но Бог, живущий на небесах, смеется над ними.
- Будучи во гневе и ярости, Он говорит своему Сыну, что помазал Его царем над всеми этими народами как мятежными, так и праведными. Всю землю отдал Ему во владение. Признает Его своим Сыном, говорит о Его рождении.
- Бог предлагает Иисусу все земли в качестве наследства, чтобы Он владел ими.
- Господь обещает, что Иисус Христос сможет сокрушить непокорные племена железным жезлом, да так, что они разобьются, как разбивается глиняная посуда.
- Давид пытается вразумить царей и народы, которые не хотят повиноваться Богу, чтобы они передумали и начали служить Всемогущему. Делали это с трепетом и радостью.
- Давид говорит о том, что для того чтобы Бог не прогневался и не излил праведный гнев свой, необходимо чтить Его сына Иисуса Христа. Божий гнев рано или поздно возгорится. Главное, не опоздать и вовремя принять самое важное решение в своей жизни – повиноваться тому, кто создал Землю. По-настоящему счастливым может быть только тот, кто уповает на Бога.
Второй Псалом состоит из 9 стихов и 12 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил второй Псалом царь Давид.
Псалтирь. Псалом 2. Слушать.
Как уже мы отмечали выше, в древнейших рукописях этот псалом не надписан. Однако уже в первом веке существовала традиция отождествления авторства с Давидом.
Псалом 2 – царский. Можно предположить, что изначально он исполнялся при торжественном праздновании восхождения царя на иерусалимский трон в допленный период. Возможно, что этот псалом ежегодно повторялся в храме в день коронации царя.
Если следовать еврейской версии текста, то стихи 1-6 и 10-12 звучат как бы от предстоятеля богослужения, в то время как 7-9 стихи звучат как ответные стихи самого царя.
Если следовать греческой версии псалма, в нем весь текст идет как бы от лица псалмопевца, то есть царя.
Послушайте, насколько красиво звучит 2 псалом, ведь традиция песнопения сформировалась еще в период Ветхого Завета, поэтому большинство псалмов предназначались для пения. Отмечается, что православные во время псалмопения испытывают особую близость к Богу.
Комментарий псалмов Давида. 2-ой псалом
Сохранить в PDFПечатная версия
Почему волнуются народы, и нации замышляют тщетное? Встают цари земли и правители, совещаются вместе против Г-спода и против помазанника Его. Разорвем путы их и сбросим с себя ремни их! Сидящий в небесах усмехнется, Г-сподь посмеется над ними. Тогда заговорит Он с ними в гневе Своем и в ярости Своей напугает их. Ведь Я поставил царя Моего над Ционом, горой святой Моей! Как закон для меня рассказать это. Г-сподь сказал мне: ты – сын Мой, сегодня Я родил тебя. Проси Меня – и Я дам тебе народы в наследие, и во владение тебе – края земли. Сокрушишь их жезлом железным, как сосуд горшечника разобьешь их. Теперь же, цари, образумьтесь! Внимайте назиданию, судьи земли! Служите Г-споду в страхе и радуйтесь в трепете. Возжелайте чистоты [сердца], чтобы не разгневался Он, и чтобы не потеряли вы путь. Ибо еще немного – и возгорится гнев Его. Счастливы все, полагающиеся на Него!
Пишет рабейну Овадия Сфорно, что этот псалом говорит о ситуации в мире в период, называемый «дни Машиаха», и о намерении Машиаха – помазанника Всевышнего – вернуть народы мира к служению Всевышнему. И так комментирует Сфорно этот псалом.
«Почему волнуются народы?» (2:1). Цель и стремление народов – через национальные чувства привести к сплочению и к восстановлению утраченных политических позиций. Тогда «встают цари земли и правители» (2:2), чтобы объединиться и быть готовыми к войне. «Совещаются вместе» (2:2) – ведут тайные переговоры «против Г-спода» (2:2) – чтобы не служить Ему, «и против помазанника Его» (2:2) – чтобы сбросить его правление. «Разорвем путы их и сбросим с себя ремни их!» (2:3) – путы Всевышнего и Машиаха, который призывает соблюдать заповеди сыновей Ноаха. «Сидящий в небесах усмехнется» (2:4) – над принятым ими решением, «Г-сподь посмеется над ними» (2:4) – видя, как они выходят на войну.
Говорит Мидраш («Мидраш а-гадоль», Шмот, 1:16): «Сказал Эсав: «Глупец был Каин, что убил брата при жизни отца своего! Разве он не знал: отец родит другого сына, подобного убитому?! Но я не поступлю по глупости его – я подожду, пока умрет отец». И так написано в Торе, что сказал Эсав в сердце своем: «Приблизятся дни траура по отцу моему, тогда я убью Яакова, брата моего» (Берешит, 27:41).
Пришел фараон и сказал: «Глупец был Эсав! Разве он не знал: пока он будет ждать смерти отца его, у Яакова родятся сыновья?! Но я не поступлю по глупости его – я убью сыновей их еще в утробе матери». И так написано в Торе, что сказал фараон акушеркам: «Если это сын – то убьете его, а если это дочь – будет жить» (Шмот, 1:16).
Пришел грешный Аман и сказал: «Глупец был фараон, что повелел дочерей оставлять в живых! Разве он не знал, что дочери выйдут замуж и произведут многочисленное потомство?! Но я не поступлю по глупости его – я убью и детей, и женщин в один день!»
В будущем придет Гог из страны Магог. И скажет Гог: «Глупцы были все до меня, поскольку судились с Израилем! Разве они не знали, что есть у них Покровитель на Небесах?! Но я не поступлю по глупости их – я начну с войны против их Покровителя». Как написано: «Встают цари земли и правители, совещаются вместе против Г-спода и против помазанника Его» (Теилим, 2:2).
Говорит им Всевышний: «Глупейшие в мире, вы выходите против Меня?! Клянусь жизнью вашей, что вначале Я посмеюсь над вами». Как написано далее: «Сидящий в небесах усмехнется, Г-сподь посмеется над ними» (Теилим, 2:4)».
Рабби Цадок Коэн из Люблина пишет в своей книге «Ресисей лайла», что война Гога и Магога подготавливает этот мир к переходу в состояние, называемое «Будущий мир».
В Талмуде (Брахот, 58а) комментирует рабби Шила стих из Диврей а-ямим: «Тебе, Г-споди, [присуще] величие и могущество, и слава, и вечность, и великолепие. Ибо над всем, что на небесах и на земле, – Твое царство, Г-споди. И Ты вознесен, назначаешь каждого» (1-я часть, 29:11).
И так говорит рабби Шила: «»Тебе, Г-споди, [присуще] величие» – это сотворение мира, «и могущество» – это исход из Египта, «и слава» – это солнце и луна, которые остановились по молитве Йеошуа бин Нуна, «и вечность» – это падение Рима, «и великолепие» – это война у реки Арнон на сороковой год странствий по пустыне. «Ибо над всем, что на небесах и на земле» – это война с ханаанским полководцем Сисрой, о которой сказано: «С небес воевали звезды, с путей своих сражались с Сисрой» (Шофтим, 5:20). «Твое царство, Г-споди» – это война с Амалеком (Раши пишет здесь, что посредством этой войны установится царство Г-спода). «И Ты вознесен» – это война Гога и Магога. «Назначаешь каждого» – сказал рабби Йоханан, что даже такая незначительная должность, как ответственный за рытье каналов для подвода воды, будет утверждаться в Будущем мире с Небес».
В Торе в скрытой форме затрагивается тема войны Гога и Магога. Написано: «И остались два человека в стане: имя одного Эльдад, а имя другого Мейдад. И снизошел на них дух. И были они из записанных [в старейшины], но не вышли к Скинии. И пророчествовали они в стане» (Бемидбар, 11:26). Спрашивают мудрецы Талмуда (трактат Санедрин, 17а), о чем пророчествовали Эльдад и Мейдад. И отвечают, что они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа приведет народ Израиля на Святую Землю». Рав Нахман сказал, что они пророчествовали о событиях в войне Гога и Магога.
Какое отношение имеет война Гога и Магога к поколению пустыни? Пишет рабби Йеонатан Айбешиц («Яарот дваш»), что после пророчества «Моше умрет, а Йеошуа приведет народ Израиля на Святую землю» люди в стане были в недоумении: почему Йеошуа бин Нун из колена Йосефа сменит Моше? Ведь царство в еврейском народе принадлежит колену Йеуды. Опасался народ в стане, что если Йеошуа бин Нун возглавит еврейский народ, то он погибнет в войне против ханаанских царей. В ответ на это опасение пришло Эльдаду и Мейдаду пророчество о войне Гога и Магога: переход царства от колена Йосефа к колену Йеуды произойдет не сейчас, а в войне Гога и Магога, когда будет убит Машиах, сын Йосефа (дай Б-г, чтобы этого не произошло), и раскроется Машиах, сын Давида.
Сказали мудрецы, что пока не произойдут последние драматические события этого мира, неизвестно, как они произойдут. Несмотря на то, что о гибели Машиаха, сына Йосефа, говорится в пророчестве Зхарии: «В тот день будет великий плач в Иерусалиме» (Зхария, 12:11), есть правило, что неблагоприятные пророчества могут быть отменены милосердием Всевышнего. Поэтому пишет рав Йосеф Хаим из Багдада («Бен Иш Хай», «Илхот шана ришона», Бешалах), что в молитве «Восемнадцать благословений», в благословении о Иерусалиме, произнося слова «и трон Давида, раба Твоего, внутри [Храма] скорее приготовь», следует мысленно просить Всевышнего, чтобы не был убит Машиах, сын Йосефа.
Тема возможной смерти Машиаха, сына Йосефа, имеет отношение к этому псалму. Рассказывает Мидраш («Ялкут Шимони», Теилим, 621), что Всевышний обратится к Машиаху, сыну Давида: «Проси Меня – и Я дам тебе народы в наследие, и во владение тебе – края земли» (Теилим, 2:8). Но увидит Машиах, сын Давида, что убит Машиах, сын Йосефа, и скажет Всевышнему:
«Ничего я не прошу у тебя, кроме жизни». Скажет ему Всевышний:
«Еще до твоей просьбы уже пророчествовал о тебе Давид, отец твой: «Жизнь просил он у Тебя – Ты дал ему долголетие вечное» (Теилим, 21:5)».
Объясняет Маараль из Праги («Нецах Исраэль», 37), что Машиах, сын Давида, скажет так не из боязни за свою жизнь, но из нежелания, чтобы прервалось его царство.
Если, не дай Б-г, будет убит Машиах, сын Йосефа, то, как сказал Аризаль («Сефер эц а-даат тов»), его тело пребудет в полной сохранности, пока не оживит его Машиах, сын Давида.
Как спастись от войны Гога и Магога? Говорит Мидраш («Ялкут Шимони», Шмот, 261) от имени рабби Элиэзера, что если евреи удостоятся соблюдать законы субботы, то будут спасены от трех бедствий: от [тяжелого] дня в войне Гога и Магога, от страданий перед приходом Машиаха и от дня Большого Суда. А Бар Капара сказал (трактат Шаббат, 118а): тот, кто проводит три застолья в субботу, будет спасен от трех бедствий: от страданий перед приходом Машиаха, от суда в аду и от войны Гога и Магога.
Говорит «Мидраш Агада» (глава Мишпатим), что написано в Торе в законе о еврее, проданном в рабство: «Если купишь раба- еврея, то шесть лет пусть служит он, а в седьмой пусть выйдет на свободу» (Шмот, 21:2). Шесть лет, о которых написано здесь, намекают на шесть изгнаний еврейского народа: Египет, Санхерив (Ассирия), Вавилон, Персия, Греция и Рим. А в седьмое он выйдет – из царства Гога и Магога.
Желающие заказать книгу комментариев на Теилим рава Моше Абрамовича могут обращаться по тел. +972- 58-3281265 и по электронной почте:
Report