В книге Псалтирь каждая глава является уникальной. Это отдельное поэтическое произведение, наполненное глубоким философским и религиозным смыслом. Псалом 126 входит в целую плеяду (со 119 по 133), объединенную общей тематикой — они именуются песнями восхождения. Многие композиторы писали музыку на данный текст, хотя он достаточно короткий и содержит всего пять строк. В каких случаях читают данную библейскую главу, какими мыслями хотел поделиться автор? Узнаете из статьи.
Об авторе О книге
Толкования Священного Писания. Толкования на Пс. 126:3
Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго
См. Толкование на Пс. 126:2
Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго
Какая здесь связь речи? Великая и неразрывная с предыдущим. Смысл этих слов следующий: если Бог не подаст Своей помощи, то все напрасно; а когда Он подаст Свою помощь, тогда и сон приятен, тогда будет и покой, и жизнь свободная от опасностей и исполненная мира.
Итак, когда Бог даст им сон, когда Он успокоит их, когда Он отразит нападающих, тогда они не только построят город, не только сохранят его, но и получат гораздо большие блага; они будут отцами многих детей, Бог даст им еще многочадие. «Награда – плод чрева».
Что это значит? В награду, говорит, они получат многочадие. Хотя оно есть дело природы, но когда Бог подаст Свою помощь, то и оно будет успешнее, потому что и оно нуждается в помощи свыше, при ней наполнится Иерусалим множеством жителей.
Беседы на псалмы. На псалом 126.
Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго
Слова: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце.
А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109:3–4): «из чрева прежде денницы родих Тя.
Клятся Господь и не раскается».
См. также Толкование на Пс. 126:2
Письма.
Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго
См. Толкование на Пс. 126:2
Се достояние Господне—сынове.
Когда, говорит, Бог даст возлюбленным рабам своим сладкий и свободный от всякого беспокойства сон, т. е.
даст, по словам Феодорита, вам Иудеям покой и свободу от причиняющих вам беспокойство и ведущих брань врагов (а даст тогда, когда сие будет полезно); тогда не только храм и Иерусалим построится легко, но и сыны родятся вам, которые будут наследством и собственным народом Божиим.
Совет
Последнее поместил Давид, как преимущественное благо; потому что у евреев деторождение было благо самое вожделенное и приятное. Так должно понимать сии слова в частности об Иудеях; а вообще понимать так, что когда Бог даст возлюбленным рабам своим сон, т. е.
ПСАЛТИРЬ. ПСАЛОМ 122-132
Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 122 онлайн
Песнь восхождения.
1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;
4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.
Псалом 123
Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 123 онлайн
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, ‑
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею;
5 прошли бы над душею нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Псалом 124
Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 124 онлайн
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Псалом 125
Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 125 онлайн
Песнь восхождения.
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне:
2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.
6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
Псалом 126
Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 126 онлайн
Песнь восхождения. Соломона.
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Псалом 127
Слушать ПСАЛТИРЬ псалом 127 онлайн
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Толкование текста 126-го псалма, как пророчество от Господа Своему наследию
Pravoslavie.Guru > Литература > Толкование текста 126-го псалма, как Господне наследие
Сто двадцать шестой Псалом был создан спустя семь поколений от времени царствования Соломона, однако ему приписывают авторство.
Важно
Как же в этом разобраться? В заголовке псалма, состоящего из двух предложений, частично находим ответ, остальная доля разгадки — в тексте.
В Русской православной церкви читается текст, переведенный из Септуагинты на церковнославянский язык. В нашем рассмотрении будем использовать русскую версию.
Песнь восхождения. Соломона
- «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
- Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
- Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
- Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах».
Псалом 126 — толкование заглавия
- Первая половина названия (Песнь восхождения) говорит о том, что Псалом 126 читали и пели люди во время праздничного шествия, вверх на холмы для молитвы в Иерусалимский храм. Гора Господня — одно из названий этого места — видна издалека, и паломники, только углядев ее где-то на горизонте, уже начинали молиться и славить Бога псалмами. В репертуар, под общим заглавием «Песнь восхождения», входили псалмы 119 – 133 (четыре из них — молитвенные)
- Приписка: «Соломона» есть только в рассматриваемом нами псалме, и особенность его в том, что эта песнь посвящена событию о восстановлении храма по возвращении евреев из плена. Построенный Соломоном «Дом Божий» (Дом молитвы) был разграблен и разрушен, и — спустя какое-то время — царь Персии решил возобновить, для чего и отпустил невольников, послав их на возведение храма (Ездр 1:2, 2Пар 36:22). Таким образом 126-й Псалом заслуженно назван именем основателя святилища Бога на горе Сион, где народ взывал в молитвах к Господу.
- Еще ода простая версия о названии псалма выражена некоторыми богословами. Сам текст псалма наполнен мыслью о человеческих взаимоотношениях, напрямую зависящих от Благословения Божьего и молитвенного отношения с Ним. Манера описания такой непростой темы совпадает с теми сюжетами, что в книгах Притчи и Екклезиаст от Соломона. В Книге Екклесиаст читаем о людском счастье, которое зависит не от воли человека, но от Божьего провидения. В притчах — Соломон в кратких изречениях постепенно раскрывает учение о мудрости и проницательности Бога.
126-й Псалом — пророчество
Строительство происходило в непростых условиях. Часто работа приостанавливалась, натыкаясь на множество «подводных камней» зависти и вражды, поэтому упование на Бога в молитвах играло здесь решающую роль. Когда надежда возлагалась больше на свои усилия, нежели на Божье благоволение, тогда и возникали проблемы: уныние, страхи, переживание о будущем.
Псалом был призван ободрить и научить людей о Божьем водительстве, напоминая о пророческих Писаниях, говорящих об этом периоде: грех народа, затем плен, далее освобождение, застройка Самарии, Иерусалима, восстановление храма. Об этом было сказано многими пророками, и автор 126-го Псалма в поэтической форме, в кратком изложении воспел пророчество Иеремии. Читать (!) (Иерем 31,32).
Пророк Иеремия о Новом Завете
Иеремия был свидетелем двух этапов пленения евреев — Израильского царства и Иудейского царства. Он носил эту боль в своем сердце, молясь за свой народ, и получил от Бога утешение во сне.
Нарисовалась полная картина избавления обеих царств.
Мало того — ему было показано будущее объединённого народа, пребывающего в Новом Завете, а не такого завета (ветхого), который они унаследовали от Авраама, затем нарушили.
Бог через псалом напоминает Своему народу — «Деве Израилевой» — о Своей вечной любви к нему, называя его Возлюбленным. Он обещает их приблизить, ибо никто не может подойти сам по себе к Богу.
История создания
Псалом входит в так называемую Песнь восхождения — сборник псалмов, которые пелись при праздничном восхождении в Иерусалимский храм для жертвоприношения.
В начале песни стоит приписка «Соломона», что говорит не об авторстве данного царя, а о периоде времени. Соломон построил храм в Иерусалиме, который был разрушен и разграблен в то время, когда евреев угнали в плен. Спустя несколько десятилетий, они вернулись в Израиль и восстановили храм.
Песня 126 была написана как раз в период восстановления, и царь Соломон не имеет отношения к ее написанию.
О других псалмах Давида:
- Псалом 38
- Псалом 25
- Псалом 10
В данной песне также отображается отношения автора к человеческим отношениям. Строительство и восстановления святилища происходило простыми людьми, которым было не чужды страсти и распри, поэтому работы часто приостанавливались. Людям оставалось только уповать на Господа и просить Его о помощи и милости.
Псалом был создан для ободрения и научения людей о водительстве Божьем, возвращая мысли народа к многочисленным пророчествам о грехе Израиля, его пленении и освобождении. По сути, это поэтический пересказ пророчества Иеремии о падении и восстановлении Израиля.
Давид — царь Псалмопевец
Псалом Давида 126: Господне наследие – Молитвы
В книге Псалтирь каждая глава является уникальной. Это отдельное поэтическое произведение, наполненное глубоким философским и религиозным смыслом.
Псалом 126 входит в целую плеяду (со 119 по 133), объединенную общей тематикой — они именуются песнями восхождения. Многие композиторы писали музыку на данный текст, хотя он достаточно короткий и содержит всего пять строк.
В каких случаях читают данную библейскую главу, какими мыслями хотел поделиться автор? Узнаете из статьи.
Псалом 126 — текст на русском
Песнь степеней | Песнь ступеней. |
1 Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. | 1 Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. |
2 Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон. | 2 Впустую для вас встречать рассвет, вставать после сидения, вкушающие хлеб печали, когда Он даст возлюбленным Своим сон. |
3 Се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. | 3 Вот, наследие от Господа – сыновья, награда – плод чрева. |
4 Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных. | 4 Как стрелы в руке сильного, так сыновья изгнанников. |
5 Блажен, иже исполнит желание свое от них. Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. | 5 Блажен, кто исполнит желание своё через них: не постыдятся они, когда будут говорить с врагами своими в воротах. |
Исторические сведения
Если вы не впервые сталкиваетесь с данной темой, то конечно знаете, что автором большинства текстов из Псалтири является царь Давид. Но в данном случае указан его сын, Соломон.
Однако, многие исследователи склоняются к мысли, что он был лишь адресатом, к которому обращались мысли псалмопевца.
Тем более, во второй части произведения речь идет о том, что отец может гордиться молодыми сыновьями.
Псалом 126 отличается довольно ясным общим смыслом, который вкладывается уже в первые строки:
- любое дело, которое начинают люди, будет тщетным, если его не благословит Бог;
- дети, особенно сыновья являются не только предметом гордости, но и наградой от небесного Владыки;
- когда придет время испытаний, тот, кто был верен Господу, сможет без труда защититься от врагов.
Греческий перевод, с которого делался церковно-славянский, отличается рядом неточностей. Например, в четвертой строке идет речь о рожденных в молодости сыновьях (а не сынах изгнанных).
Толкование 126 псалма
Если читать эти стихи на церковнославянском, то довольно трудно будет сразу понять, о чем речь. Смысл намного ясней, если брать произведение на русском языке. Хотя и в этом случае переводы будут различаться.
Об одном расхождении мы уже говорили, существует и другое. Речь идет о второй строфе. Там говорится о том, насколько тщетны усилия тех, кто пытается заработать себе на жизнь, посвящая труду все свободное время.
В противоположность бесплотной суете тех, чье сердце не знает Бога, приводятся верные, которым все, что необходимо, дается легко. Это и неудивительно: когда что-то благословляется Господом, то все проходит, как по маслу, а слуги Его ни в чем не нуждаются. Но во второй части строфы переводы 126 псалма расходятся:
- в одном (в частности, славянском) говорится, что Господь посылает своим возлюбленным детям сон;
- в других (немецком, например) сказано, что Бог дает то, что нужно, пока его чада спокойно спят — то есть они вообще не заботятся ни о чем.
Более корректные переводы можно встретить у протестантов, например, у Мартина Лютера. Он делал его не с греческого, а с еврейского оригинала.
В любом деле, будь то постройка храма или забота о собственном благополучии, человек потерпит неудачу, если его не благословит Господь. Исследователи считают, что иудеи воспевали 126 псалом в то время, когда занимались возведением второго Храма в Иерусалиме. Вера в Бога поддерживала их в этом нелегком деле. Твердая уверенность в Его помощи выражена в библейских строках.
Пс.126:1,2. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущiи. Песнь степ.
Апостол говорит: умерщвляю и порабощаю тело мое
(1Кор.9:27). Когда чувствуешь, что тело восстает на дух и препятствует тебе в духовных занятиях благочестия, когда диавол, прикасаясь к утучненной плоти, возбуждает неподобные помыслы — тогда должно употребить подвиг, пост и усиленную молитву.
И я совсем не хочу сказать вам, что не нужен подвиг, но хотел только остеречь вас от неумеренности и самонадеянности, предохранить от того поста, который св. апостол называет телесным обучением или упражнением. Кто ограничивает пост одним внешним воздержанием, не упражняя вместе души в духовных добродетелях, тому пост может послужить только к сытости плоти, или духовной гордости, не тело должно убивать, а умерщвлять страсти; неумеренный и неблаговременный пост влечет за собою два весьма опасных следствия: или самое тело упадает под его бременем и жизнь истощается прежде, нежели сердце очистится и душа созреет для вечного блаженства, или неразумный подвижник, изнурив силы, предается беспечности и противоположной жизни; тогда с ним сбывается слово Евангелия: и елика мнится имети
возмется от него (Лк.19:26). Нужно всеми силами трудиться на поприще спасения, однако не должно надеяться на наши труды, не должно думать, что мы сделали все для спасения или даже сделали что-нибудь, ежели храним пост, воздержание и не опускаем молитвы. Бог действует, и еже хотети, и еже деяти: наше дело трудиться и смиряться.
Аще не Господь созиждет, всуе трудишася зиждущий.
Устроение нашего спасения совсем не то, что здание человеческое. В силах человеческих нет ни основания, на котором бы создался этот внутренний дом, ни теплоты, которою бы он согрелся. Ибо основание есть Христос, и как Господь Иисус Христос, чтобы положиться в основание спасения всего человечества, снисшел в неизмеримую глубину смирения, так и мы не иначе можем положить краеугольный камень нашему спасению, как чрез глубокое смирение, следственно, уничтожая в себе всякую самонадеянность. Теплота, которою согревается внутреннее здание души, есть любовь, а любовь опять не дело человека земного, она изливается в нас Духом Святым. Следственно, опять приобретается смирением; ибо Бог смиренным дает благодать.
Наконец, если хочешь, то и самый чертеж, по которому зиждется дом духовный, совсем не подобен тем, по коим зиждутся дома земные. По земным чертежам созидаемые дома имеют много дверей и окон, а посему, живя в них, мы много видим и слышим, чего бы и не хотели видеть и слышать. А был в древности дом, который был устроен по наставлению Божию, в нем была одна дверь и одно окно, обращенное к небу. Без сомнения, вы понимаете, что я говорю о ковчеге. Для чего же Господь Бог дал только отверстие для света именно к небу? Может быть, для того, что ковчег носился в воде, и если бы отверстие было в стенах, то вода потопила бы его? Это правда. А разве духовный человек, в настоящей жизни, не так же носится среди волн мирских сует, житейских забот и различных греховных впечатлений, как ковчег среди потопа? Но сим вместе показывается и то, что душа наша должна беспрестанно возноситься к небу. Очи наши ко Господу
, говорит св. пророк.
Возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя
(Пс.120:1). А что опять дает нам урок, что как в созидании внутреннего дома, при всей усиленной работе, мы должны только уповать на Господа Бога, так и в хранении его беспрестанно призывать Его помощь.
Бдите
, говорит Спаситель,
и молитесь, да не внидите в напасть
(Мк.14:36).
Беспрестанно молитесь
(1Сол.5:16), так научает и св. апостол, ни одной минуты не своди очей своих с неба, беспрестанно молитвенным подвигом держись у подножия престола Божия. Доколе на земле — ты идешь по трясине; одна минута самозабвения — падешь в глубину, и волны греха унесут тебя. Были великие подвижники, но диавол в самое краткое время похитил у них плоды многолетних трудов и подвигов, потому что они понадеялись на себя и прервали молитвенный союз с Источником благодати, Иисусом Христом. Не помните ли мудрого изречения великого Антония? Неподалеку от его пустыни был один еще не преклонных лет подвижник, он имел великие дары благодати, народ славил его; сказали о нем Антонию. Этот инок, отвечал мудрый старец, есть корабль, нагруженный дорогими талантами, но, кажется, этот корабль не достигнет пристани. В самом деле, чрез несколько времени талантливый инок пал сильным падением; в сем состоянии он просил старца помолиться, дабы ему дано было десять дней на покаяние, но десяти дней не прошло, а он уже был в вечности.
Так опасна самонадеянность, так должно беспрестанно смиряться пред Богом, трудиться со всем усердием на поприще спасения и сознавать себя рабом неключимым. Трудно восстать человеку, который много надеялся на себя в деле своего спасения. Потерпев падение или преткновение, чего нельзя избежать в настоящей жизни, он предается нетерпению, мучительной тоске и неисцельной болезни, потому что много думал о своих силах и оказался бессильнее младенца. Не таково в сем случае состояние христианина, который в деле спасения сознает себя ничтожным и уповает на единую благодать Божию. Он и падает, но не сокрушается, ибо беспрестанно носит в себе мысль, что он в беззаконии зачат и рожден; чувствует, что от собственных сил его нечего больше и ожидать, как падений и преткновений. И как, стоя право, смиренно уповал на Господа, так и, встретив преткновение, еще с большим смирением и с большим упованием вопиет к Нему о прощении и скоро исцелевает. Не скорби неразумно и неумеренно о самых пред Богом велицех прегрешениях,
так научает св. Димитрий (Азбука Дух. Кн.1), нетерпеливая скорбь о грехе, скорбь, соединенная со рвением, есть дело самолюбия: христианин, подвергшись греху, с умиленными слезами исповедует его Господу и вскоре успокоит себя надеждою на заслуги Христа Спасителя. Не сравняются, говорит св. Димитрий, грехи наши пучине Божиих щедрот, иже туне нас милосердием своим спасет. К сему, в духовном смысле, можно приложить слова пророка: дал сон возлюбленным своим. Пророк знает, что и возлюбившие Господа, и возлюбленные Господом не могут пройти без преткновения в настоящей жизни; однако ж они и после преткновения, и даже падения, не предаются мучительному отчаянию, но, омыв грех покаянием, опять наслаждаются миром душевным, который был нарушен грехом.
Впрочем, из сего не следует, что должно проводить жизнь в праздности и беспечности. Человек рожден на труд, только труд должен быть умеренный. То есть не надо из видов честолюбия или корысти предаваться труду, который выше наших сил, изнурять тело и лишать себя необходимого для природы человеческой отдыха. Труд должен быть соединен с покорностию судьбам Божиим. Посмотрите на земледельца: он много проливает пота над нивою, но плод не в его руках, а в руках Божиих; много трудится, но и малое вознаграждение принимает с покорностию и не ропщет на Бога. Так и во всяком деле трудиться должно усердно, а какой будет плод труда, это есть дело Божие.
Наконец, повторяю, не должно избегать труда и предаваться беспечности и праздности, но должно остерегаться труда самонадеянного и самовольного. У всякого есть труд, данный от Бога; сим трудом и должно заслуживать Царство Небесное. На это указывает Премудрый в книге Екклесиаста. Видех аз благое, еже есть изрядно, еже ясти и пити, и видети благостыню во всем труде своем, имже трудился бы под солнцем, в число дний живота своего, яже дал есть ему Бог, яко сия часть его
(Екк.5:17). Наконец, труд должен быть направлен во славу Божию, и плод его также посвящен славе Божией. Потому что и труд, и плод есть дар Божий, по словам того же Премудрого.
Всякому человеку, емуже дал есть Бог богатство, и имение, и власть даде ему ясти от того, и принты часть свою и возвеселитися о труде своем. Сие дар Божий есть
(Екк.5:18). Впрочем, опять не должно полагать, чтобы веселие, которое доставит нам труд, или плоды наших трудов состояли только в том, чтобы есть и пить. Св. писатель хочет сим изобразить довольство и спокойствие в жизни. Дар Божий должен быть и посвящен во славу Божию. Нельзя лучше возвеселиться о труде, как употребляя плоды труда по заповеди Божией. Именно, что может быть приятнее того удовольствия, когда мы плодами трудов своих утешаем и успокаиваем престарелых родителей, облегчаем нищету сирых, помогаем бедствующим. Вот самый благородный плод, который мы можем получить от трудов своих, плод, и приятный Господу, и питательный для нас самих. Потому что и здесь утешает нас, и в будущей жизни готовит нам блаженный отдых и сладчайшую пищу при торжестве Безлетного Агнца. Аминь.
⇐ Предыдущая10Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы: