2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.Послание к Колоссянам святого апостола Павла. Гл.4
2 Үҥэргитигэр өрүү махтанан туран, тиһигин быспакка сэргэхтик үҥэр буолуҥ.
Сибэтиэй Павел апостол Колосс христианнарыгар илдьит суруга. 4-с түһ.
Некоторые люди недоумевают: зачем молиться Богу «чужими» словами, когда с Ним каждый может разговаривать по-своему? Но как слова святых могут быть чужими для человека, ищущего святости и к ней в той или иной мере причастного? «Язык мой – трость книжника скорописца», – говорит царь Давид, автор псалмов, вошедших в Псалтирь, сборник молитвенных песнопений. А ведь «книжник скорописец» – это наш Бог. Самим Господом даны нам псалмы – 150 глотков Живой воды. Даже Христос в Новом Завете цитирует святого псалмопевца Давида. Последние слова Господа на кресте «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» и «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» – это строки псалмов.
Естественно, что псалмы вошли в число наиболее часто встречающихся в течение богослужебного года литургических элементов. И столь же естественно, что в разные моменты своей жизни христиане читают те псалмы, которые по настроению и теме им наиболее близки.
Например, готовясь к Причастию, мы открываем 115-й псалом («чашу спасения приму и имя Господне призову»), в минуты опасности – 90-й, когда каемся – 50-й и 37-й. А если нам хочется поблагодарить Господа, мы выбираем 145-й псалом, который поётся в начале литургии вместе со 102-м. Они называются ещё «изобразительными», потому что живописуют благодеяния Божии человечеству в Ветхом Завете.
Сегодня мы познакомим вас с этим замечательным псалмом на церковнославянском и якутском (в переводе Д.К. Суоруна Омоллоона и Саргыланы Леонтьевой) языках.
Текст молитвы псалом 145
В храмах используют текст на церковнославянском. В домашних условиях читается текст псалма 145 на русском языке.
На церковнославянском языке
Аллилуиа, Аггеа и Захарии
1 Хвали, душе моя, Господа.
2 Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
3 Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
4 Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго.
5 Блажен, eмуже Бог Иаковль Помощник его, упование eго на Господа Бога своего,
6 сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век,
7 творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.
8 Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники.
9 Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит.
10 Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
На русском языке
Аллилуия, Аггея и Захарии
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.»
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Изъяснение псалма 145-го.
«Аллилуия». В иных списках приложено: «Аггея и Захарии». Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что «Аллилуия», как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.
Пс.145:1. Хвали, душа моя, Господа.
«Хвали душе моя Господа». Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.
Пс.145:2. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
«Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему Дóндеже есмь». В псалме шестом сказал Пророк: «яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе» (Псал. 6, 6)? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей.
Пс.145:3. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
«Не надейтеся на князи». Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:
«На сыны человеческия, в нихже несть спасения». Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что «человек суете уподобися» (Псал. 143, 4); и: «человек яко трава дние его» (Псал. 102, 15).
Пс.145:4. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
«Изыдет дух его и возвратится в землю его». Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).
«В той день погибнут вся помышления его». По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у котораго «угобзися нива», замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от Тебе: а яже уготовал еси, кому будут» (Лук. 12:16, 20)? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так Пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.
Пс.145:5. Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его.
«Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего». Пророк не без причины наименовал Богом Иаковлевым, но, напоминая нам, каким промышлением пользовался Иаков, понадеявшись на Бога, сколько и каких плодов пожал от сей надежды, убеждает и нас надеяться на Бога Иаковлева, и именует его Господом и Богом, а тем и другим возвещает Его могущество. Потом учит, из создания тварей познавать Его благость и могущество.
Пс.145:6. Сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность.
Пс.145:7. Творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников.
Пс.145:8. Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
Пс.145:9. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
«Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них». Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, что́ в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды безсловесных. Таково могущество Творца всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог – Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, что́ сотворил.
«Хранящаго истину в век» : «Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим». Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанныя воплощением Спасителя.
«Господь решит окованныя:» «Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя». Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав: «дах тя во свет языков», присовокупил: «отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме» (Ис. 42, 6–7). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: «Дух Господень на Мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение» (Ис. 61, 1). И еще в другом месте: тогда «услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят» (Ис. 29, 18).
«Господь любит праведники» : «Господь хранит пришельцы». Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческаго нечестия, и приходят к Нему с верою, удостоивает всякаго охранения и промышления. Ибо «пришельцами» Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда «без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще: но бывшии иногда далече», стали «близ» (Ефес 2, 12–13).
«Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит». Пророк от промысла общаго обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостоивает всякаго радения, даже лишенных человеческаго о них призора, и разоряет устроенныя против них козни.
Пс.145:10. Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
«Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род»; потому что вечную державу и непрестающее царство имеет Тот, Кто признается твоим только Богом, Сион.
История написания
Автором текста псалом 145 является царь Давид. Молитва рассказывает нам о том, как возвращались евреи из плена в разгромленный Иерусалим. В то время войны были обычным явлением, ведь так были ценны земли. А если это земли священного Иерусалима, то ценность их повышается вдвое. В одной из войн были пленены евреи, любимый город был полностью разгромлен, а религия уничтожена. Но царь Давид просил помощи и защиты своего народа под крылом Господним. И молитва описывает времена освобождения еврейского народа.
«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ»
Изображение «Е. С.» впервые встречается на «Четырехчастной» иконе из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, написанной во время восстановительных работ после большого московского пожара (1547). На правом верхнем клейме иконы в образах представлено содержание стиха, к-рый поется после 2-го антифона литургии свт. Иоанна Златоуста: «Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Помимо этого текста, начало к-рого вынесено в название композиции, рядом с многочисленными изображениями имеются надписи, поясняющие отдельные эпизоды этой многочастной сцены, иконографический состав к-рой шире, чем иллюстрация текста песнопения.
«Единородный Сыне». Фрагмент «Четырехчастной» иконы. 1547 г. (ГММК) «Единородный Сыне». Фрагмент «Четырехчастной» иконы. 1547 г. (ГММК)
Фоном верхней части композиции служит золото, нижней — горки. В верхней части композиции в 3 пересекающихся медальонах представлено «Отечество» («Троица Новозаветная»), что соответствует заключительным словам стиха. В центре размещен Христос Еммануил, обликом и прической напоминающий ангела. Облаченный в белый орнаментированный хитон с оплечьем и покрытый ассистом золотистый гиматий, Он восседает на огненных серафимах. Окружающий Христа медальон славы поддерживают 2 летящих ангела. В левой руке Он держит развернутый свиток с текстом: «Духа благодати, духа премудрости наполняя…» — перечисления даров Св. Духа, подаваемых Церкви Божественной Премудростью. Над нимбом Христа расположен небольшой медальон с изображением Св. Духа в виде голубя. Венчает композицию поясное изображение Господа Саваофа в белых одеждах с рассыпанными по плечам волосами, Его голова окружена круглым нимбом с наложенным на него звездчатым 8-угольным нимбом. Последний состоит из пересекающихся синего и красного ромбов. Господь Саваоф также предстает в медальоне славы с силами небесными — зелеными херувимами. Обеими руками Он придерживает круг славы с Христом Еммануилом, как бы находящийся в Его лоне. По сторонам 2 ангела держат над головами диски солнца и луны с «личинами» (олицетворение небесных светил). Слева композицию замыкает изображение белого 3-главого храма с тройными закомарами, перед золотой дверью к-рого стоит ангел в белом стихаре с золотой чашей-фимиамницей в левой руке; на фоне, слева от здания, сохранились фрагменты киноварной надписи. По мнению О. И. Подобедовой, это изображение арх. Гавриила и Небесного Иерусалима (Подобедова. 1972. С. 50). Образ «Христа Логоса», обращенного к этому зданию и указывающего на него вытянутой десницей, позволяет трактовать сооружение как символическое изображение Церкви, основанной Христом. Справа композицию замыкает показанная под углом сложная башнеобразная многоярусная постройка с глубокими арочными проемами и кровлями, опирающимися на колонны. Перед башней в облачном сегменте представлен ангел в зеленом хитоне и красном гиматии, с жезлом, увенчанным крестом, в правой руке и зерцалом, заполненным облачным рисунком, в левой руке. Под ним читается надпись: «Трясый землю и возмущаа волнами и [по]двизая преисподнаа и убожаа бездны». Справа различимы фрагменты еще одной надписи: «Воззовет Господь от Сиона, тайна Его от Иерусалима и рассудит люди Своя…» По мнению Подобедовой, это арх. Михаил, а здание повторяет те, что изображаются в композиции «Премудрость созда себе дом» (Там же. С. 51). На иконах «Единородный Сыне» XVII- XVIII вв. «Благовещение» или «Богоматерь «Знамение»» изображались на фоне здания. Это подтверждает, что на иконе из Благовещенского собора Московского Кремля здание символизирует храм Премудрости, т. е. плоть Христову, и указывает на воплощение Логоса, иллюстрируя части стиха: «…и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся…».
Стих «распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый» иллюстрируется в нижней части иконы. Здесь помещена композиция «Не рыдай Мене, Мати», основанная на текстах службы Великой субботы и получившая широкое распространение в XIV в. в визант. и рус. монументальной живописи (роспись жертвенника ц. Спаса Преображения на Ковалёве) и на иконах. Она представляет Богоматерь, обнимающую Христа во гробе.
Гроб Христа расположен между отрогами горок, как бы в центре земли. Его фигура на золотом фоне свидетельствует о том, что через спасительное воплощение и крестную смерть Христа земное соединяется с небесным. В левом углу на фоне пещеры, изображающей ад, написан большой крест, на вершине которого сидит Христос в доспехах, плаще и шлеме. Его меч наполовину вынут из ножен. Под крестом поверженный и связанный сатана, которого арх. Михаил пронзает копьем, наступая ему на горло, справа — убегающие бесы. На фоне читается надпись золотом: «И порази враги Своя…» Так представлена победа воскресшего Христа над смертью.
«Единородный Сыне». Икона. Кон. XVIII в. (Галерея икон апостолов Петра и Павла, Вадуц)
«Единородный Сыне». Икона. Кон. XVIII в. (Галерея икон апостолов Петра и Павла, Вадуц) Симметрично справа расположена др. пещера, в центре к-рой изображена смерть верхом на звере. За ее плечами колчан со стрелами, в руке коса. Смерть движется по трупам людей, устилающим ее путь. Птицы и звери терзают мертвые тела, среди к-рых — цари в коронах, мужи и жены, юноши и девы. Перед смертью летит огненный херувим с мечом в руке. Справа от пещеры надпись: «Ненавистнии доброу и работая злоу. Износя смерть. Исходя в ад погибельный». На фоне между пещерами, над телами мертвых, надпись: «Птицы небесныя и звери земные, придите снести телеса мертвых». Изображение огненного херувима напоминает об изгнании из рая прародителей, о грехе, через к-рый в мир вошла смерть, о ее неизбежности для человечества. Соотносимый со Страшным Судом апокалиптический образ смерти сопоставлен с образом Христа, утверждающего крестом победу над смертью. Т. о., композиция на тему литургического песнопения одновременно является и иллюстрацией гимна, и раскрытием его смысла в последовательно представленной истории спасения мира через воплощение Божественного Логоса, Христа, неотступно пребывающего в лоне Отца, Распятие и Воскресение и созданную Им Церковь.
В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.) рекомендовано делать др. надписи, редакция касается и элементов изображений: «…а что Спас сидит на херувимах, в кругу его писано: седяй на херувимах, видяй бездны, промышляй всяческая, устрашай враги и возносяй смиренныя духом»; на правой стороне ангелу, что держит чашу: «Чаша гнева Божия, вина нерастворена, исполнь растворения»; Милосердию подпись: «Душу свою за други своя положи»; а что Спас сидит на кресте вооружен, а тому подпись: «Смерть на смерть наступи, един сый святыя Троицы, споклоняем Отцу»».
На иконах «Единородный Сыне» встречаются различные варианты изображений, в т. ч. близко следующие описанию Клинцовского подлинника. Так, на прориси XVII в. (Бенчев. С. 196) справа на фоне здания изображено «Благовещение», слева на фоне храма — ангел и святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, благословляющие чашу; Христос в доспехах с короной на голове; арх. Михаил, сковывающий сатану цепью, и бесы, устремляющиеся в пасть ада в виде челюстей левиафана; смерть верхом на льве. На иконе XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Господь Саваоф представлен на троне, над «Троицей Новозаветной», в сегменте «Троица Ветхозаветная»; композиция дополнена группами ангелов в 2 медальонах и символами евангелистов в углах ромба. Слева на фоне храма изображен престол под киворием. На престоле лежит Богомладенец, перед престолом склонился архангел. Справа на фоне здания представлен вариант «Благовещения»: Богоматерь на престоле, справа от Нее ангел. На иконе кон. XVIII в. (Галерея икон апостолов Петра и Павла, Вадуц) слева на фоне здания изображено Распятие с надписью: «Распятся же Христе Боже», справа — «Богоматерь «Знамение»» с надписью: «Изволивый спасения нашего ради воплотитися»; изображение сидящего на кресте Христа воина с короной на голове дополнено надписью: «Смертию на смерть наступи»; около сковывающего ангела надпись: «Где ти аде победа», над смертью надпись: «Где ти смерти жало».
Иконы, написанные псковскими мастерами для Благовещенского собора, отличались сложной программой и новыми для московского искусства иконографическими темами. Они вызвали бурное негодование дьяка Иоанна Висковатого, называвшего их «латынским мудрованием». Замечания, предъявленные дьяком митр. Московскому Макарию, обсуждались на Соборе 1553-1554 гг. Среди отвергавшихся Висковатым изображений как не соответствующих правосл. учению были детали композиции «Е. С.», напр. образ Христа в доспехах, появившийся на рус. иконах уже в кон. XV в. За разъяснением по поводу спорных изображений псковичи обращались к прп. Максиму Греку, к-рый отрицательно отнесся к подобным образам; негативными также были мнения архиеп. Геннадия Новгородского и Зиновия Отенского. Тем не менее подобные изображения продолжали писать, распространялись их толкования.
Соответствие новых композиций правосл. пониманию образа, святоотеческому учению и визант. иконографической традиции подтвердил митр. Макарий. Его ответ и анализ новых иконографических тем, в т. ч. композиции «Е. С.», лежат в русле традиции рус. богословия иконопочитания, начало к-рому положил «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого. Действительно, раннехрист. и ранневизант. иконография знает многочисленные изображения креста, увенчанного победной хризмой (рельеф т. н. Страстного саркофага, IV в., Музеи Ватикана), Христа в доспехах рим. воина, попирающего льва и змия (мозаики оратория Архиепископской капеллы, Равенна, кон. V — нач. VI в.; рельеф Баптистерия православных, Равенна, между 494 и 519). На миниатюрах Утрехтской Псалтири (б-ка ун-та, Утрехт — Ms. 32, 809 г.) над сценой «Распятие» имеется изображение Христа Победителя смерти в шлеме и в доспехах, напоминающее образ на «Четырехчастной» иконе. В средневек. европ. искусстве в основу изображения Христа воина легли образы, взятые большей частью из Апокалипсиса. Христа изображали на коне с луком, со стрелами и с мечом, выходящим из Его уст (миниатюры из Толкования на Апокалипсис Беата Лиебанского, XII в., б-ка собора в Эль-Бурго-де-Осма, Испания). Тема воинства Христова стала особенно актуальной и получила развитие в период крестовых походов. Сочинение Эразма Роттердамского о воинствующей Церкви, оказавшее влияние на западноевроп. иконографию Христа воина, отчасти перекликается с рус. темами войны и Церкви, характерными для эпохи митр. Макария и царя Иоанна IV Грозного. Однако западноевроп. иконография не была воспринята рус. искусством, как и понимание подвига воина Христова в идеологии крестовых походов, где он воспринимался как победа над неверными.
Изображение же смерти, популярное в западноевроп. искусстве в качестве самостоятельной темы («Пляска смерти» — Dance macabre) и как иллюстрация Апокалипсиса, было без изменений перенесено на «Четырехчастную» икону. Аналогичные композиции во множестве известны по гравированным листам, получившим распространение в русской иконописной среде в сер. XVI в.
Композиция «Е. С.», включившая некоторые западноевроп. иконографические мотивы, вместе с тем является примером развития в Византии и на Руси стремления представить в зримых образах поэтические метафоры богослужебной поэзии. Продолжая художественные традиции визант. и рус. мастеров, создавших живописные циклы Акафиста Богородицы, композиции на темы стихиры Рождества Христова («Собор Богородицы»), тропарей канона пророкам («Похвала Богородицы»), песнопения «Достойно есть» и др., иконописцы круга митр. Макария обратились к сюжетам богослужебной поэзии как к лит. основе образов. К этому ряду относятся еще 2 изображения на «Четырехчастной» иконе из Благовещенского собора («Во гробе плотски» и «Придите, людие, трисоставному Божеству поклонимся»), икона «Благословенно воинство Небесного Царя», «Достойно есть» и др.
Лит.: Андреев Н. Е. Инок Зиновий Отенский об иконописании // SK. 1936. Т. 8. С. 259-277; Подобедова О. И. Моск. школа живописи при Иване IV: Работы в Моск. Кремле 40-х — 70-х гг. XVI в. М., 1972; Бенчев И. Иконы ангелов: Образы небесных посланников. М., 2005; Квливидзе Н. В. Западноевроп. источники иконографии «Четырехчастной» иконы из Благовещенского собора // Лазаревские чтения: Искусство Византии, Др. Руси, Зап. Европы / Мат-лы конф. 2008 г. (в печати).
Н. В. Квливидзе
Толкование
Толкование псалма 145 говорит о временах возвращения еврейского народа из вавилонского плена. Данная хвалебная песнь очень популярна среди верующих.
Стихи 1-2: Восхваление Господа. Во втором стихе описан обет хвалы.
Стихи 3-6: Люди на самом деле бессильны и помощи от них ожидать не нужно. Защиту может оказать лишь Господь. Ведь он верит и помогает тем, кто истинно мыслями с ним.
Стихи 7-10: Всевышний справедлив. Он берет под крыло нуждающихся. Бог избавляет еврейский народ от пленения. Милость Божья не для всех, нечестивых не ждет помощь и защита.
АЛЛИЛУИА, АГГЕЯ И ЗАХАРИИ (ПСАЛОМ) 145
Последние шесть псалмов, начиная с сего, 145-го, принадлежат к группе так Зазываемых «хвалимых псалмов», почему и начинаются почти все они словами: Хвали, душе моя, Господа… Хвалите Господа… Похвали, Иерусалиме, Господа
— и каждый из них надписывается словом
аллилуиа
, что значит: хвалите Бога. Некоторые из них, как и сей, 145-й псалом, к надписанию
аллилуиа
имеют прибавление слов:
Аггея и Захарии
. Этого прибавления, по замечанию блж. Феодорита, нет в списках ни еврейской древней Псалтири, ни у LXX толковников, а внесено оно, как это замечено нами и выше, в предисловии к объяснению псалма 137, позднейшими толковниками, с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во времена служения пророков Аггея и Захарии. Все эти шесть псалмов — происхождения послепленного периода жизни израильского народа и удобно объясняются из обстоятельств времени священника Ездры и правителя Неемии.
Ст. 1 и 2. Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Как хорошо это начало псалма напоминает подобное же начало других псалмов словами.- «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102 и 103). Хотя не одно и то же лицо было составителем всех этих псалмов, но дух ревности о славе Божией одинаково проникал их душу и сердце и возбуждал их на хвалу и благословение Бога. Такая же хвала Господу, какою начинается сей псалом, была воспета и во всем содержании предыдущего (144-го) псалма. По такому характеру сих псалмов св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Чем кончил пророк, тем начинает снова.- кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои-, и здесь опять начинает: Хвали, душа моя, Господа
. Ибо немало служит к очищению души сие, т.е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: так да светит свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, Который на небесах; и Павел также: прославьте Бога телом вашим и духом вашим. И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. Сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом поелику праведники находятся с нами и поют вместе…» [7, с. 11:31]. Из этих хвалебных воззваний видим, что псалмопевец старался постоянно держать себя в молитвенном настроении, чтобы всегда быть готовым к прославлению Бога, как в настоящей жизни, так особенно в будущей, где не будет к тому никаких препятствий, почему как в предыдущем (144-м) псалме говорил: «На всяк день благословлю Тя» (ст. 2), — так и здесь говорит:
пою Богу моему, дондеже есмъ
, что самое буквально выразил и в псалме 103, стихе 33, т.е. буду петь хвалу Богу моему до тех пор, пока существую.
Ст. 3 и 4. Не надейтеся на князи, на сыны человеческий, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Возвратившиеся из плена вавилонского иудеи все блага полученной ими свободы приписывали не столько благодетелю всех Богу, сколько благосклонности персидских царей и благорасположению поставленных ими областе начальников и, забывая о Боге, всю честь и славу воздавали этим начальникам и на них возлагали всю надежду в делах устроения стен города Иерусалима и восстановления царства Израильского. Посему псалмопевец в настоящих двух и последующих за ними стихах внушает соотечественникам своим, что они заблуждаются, воздавая честь и славу князьям и начальникам, и что напрасно надеются на этих князей
, таких же и столь же ограниченных, как и они сами, людей, что
в них
, как
сынах человеческих, нет спасения.
«Не надейтесь, — говорит он, на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (пер. с евр.). Почти в тех же выражениях высказывает он мысли свои о суетной и напрасной
надежде на князей
и сильных людей мира сего и в псалме 117 (ст. 8-9). Сильны они, пока живы и имеют возможность пользоваться благоприятными обстоятельствами. Но как скоро наступает конец жизни того или другого из них, тогда и
зыдет дух его и возвратится
он телом своим
в землю свою
, согласно тому творческому определению, которое изречено было еще в раю (см. Быт. 3:19). Во время построения второго храма в Иерусалиме и восстановления разрушенных стен сего города, в среде начальников их были такие (
князи
), которые благоприятствовали и содействовали им в их предприятиях, но немало было и таких, которые изменяли им и действовали им во вред, помогая врагам их, каковыми были тогда самаряне, а чрез них и другие враждовавшие с ними народы. Это и подало повод псалмопевцу высказать увещание народу своему, чтобы он надеялся только на Бога, дающего жизнь и посылающего смерть человеку, вместе с которой исчезают
в тот же день
(т.е. в день смерти)
и все помышления
человека. «Ибо по распряжении души, — по словам блж. Феодорита, и разрушении тела в прах, вся мечтательность помыслов вдруг оказывается суетною. А мечтают одни о начальствах и властях, другие, как сонные грезы, видят победы на бранях. Но, наступив внезапно, смерть оставляет сию мечту мыслей без исполнения» [7, с. 1133]. А по толкованию Евсевия Кесарийского, «слова:
погибнут помышления его
— сказаны о помышлении, относящемся к веку сему, как-то: к постройкам, к местам, странам и подобно тому. Все сие, как только душа выйдет из тела, пропадет у нее и ни о чем не вспомнит тогда, и не позаботится она» [7, с. ПЗЗ].
Ст. 5,6 и 7. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя. Выяснив, что бесполезно человеку возлагать надежду на подобного себе, смертного человека, псалмопевец всесторонне доказывает, какое великое благо или счастие человека заключается в том, если он надеется
только
на одного Бога
, Того Бога, Которому покланялся патриарх
Иаков
и Который был всегда верным
Помощником
и надежным покровителем сему патриарху и тем потомкам его, которые не забывали Бога Израилева. Назвав
блаженным
того, который
возлагает упование на Господа Бога своего
, псалмопевец различными доводами и примерами различных благодеяний Божиих доказывает, что человеку не на кого больше надеяться, как только на Бога, что един Бог вечно царствует и Ему одному принадлежит
вечная хвала. Блажен
тот человек, который имеет
помощником себе Бога, сотворившаго небо и землю, море и все то, что
находится
на них
, т.е. на небе и на земле, и в море; Того Бога, Который
хранит истину в век,
т.е. верен всем Своим обещаниям; Который производит
суд, защищая обиженных
и наказывая обидчиков; Который настолько милосерд и сострадателен к нуждам
алчущих
, что удовлетворяет все эти нужды, как вещественные, так и духовные,
подавая пищу алчущым
; Который
разрешает
людей не только
от оков
вещественных (
решит окованныя
), каковы цепи и узы темницы, но и от оков духовных, каковы все зловредные страсти, которые человек, при помощи благодати Святого Духа, постепенно умерщвляет. А пророк Иеремия, единомысленно с псалмопевцем, не только награждает благословением Господним уповающих на Господа, говоря: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его», — но и угрожает проклятием тем людям, которые надеются на человека, в таких словах: «Проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его» (Иер. 17:7,5). Здесь не излишне будет и это замечание блж. Феодорита: «Сими словами (ст. 6) вкратце объемлет всю видимую тварь; ибо не только упомянул о небе, земле и море, но и о том, что в них и в небе, ангелы и все естество невидимых, также солнце, месяц и множество звезд; на земле и в море люди и различных родов бессловесные. Столь велика, говорит, сила Творца всех Из сего можешь заключить, сколь велико различие между тленными начальниками и Творцем всех» [7, с. 1134].
Ст. 8, 9 и 10. Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И в сих последних стихах, различными примерами милостей и благодеяний Божиих, псалмопевец продолжает выяснять народу Своему ту истину, что всякий должен надеяться
не на подобного себе смертного человека, но
на Бога
, Который
умудряет слепцы
, т.е. «Господь отверзает очи слепым» (пер. с евр.). Это сказано не в том смысле, что Господь подает зрение слепым телесными очами, хотя и это нередко бывает, по особой милости и благодати Божией, но это значит, что Господь подает свет находящимся во тьме духовной, свет веры и благочестия находящимся во тьме неверия и нечестия. «В сих словах, по толкованию блж. Феодорита, пророк псалмопевец предсказывает о произведенных Спасителем, чрез вочеловечение Его, благодеяниях, о которых предвозвестил Бог всех чрез Исайю. Ибо, сказав: Я дам Тебя во свет народов, — прибавил: отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими и из темницы сидящих во тьме; и в другом месте: тогда услышат глухие слова книги, и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят» (Ис. 42:67) [7, с. 1134-1135]. Чрез грех и разные греховные вожделения человек не только впадает в духовное омрачение и слепоту, но получает и разные болезни и немощи, так что становится подобным тому евангельскому путнику, который шел из Иерусалима в Иерихон и, быв ограблен и избит разбойниками, оставался еле жив (Лк. 10:30). О подобных ему несчастных пророк здесь и упоминает в словах:
Господь возводит низверженныя
. Никого не упуская из вида Своим отеческим попечением, Господь особенно благоволит к благочестивым и праведным, о каковых и пророк говорит:
Господь любит праведники
. Под
пришельцами
разумеются странные люди, пришедшие из дальней страны и в среде общества людей не имеющие близкого родства и покровителей; а под именем
сира и вдовы
обыкновенно разумеются беспризорные сироты и бедные вдовицы, которые, по своей бедности и беззащитности, во всем зависимы от других. Самое, так сказать, социальное положение тех и других ставит их в полную зависимость от людей сильных и богатых и понуждает
надеяться
на этих людей, иногда небезупречных в нравственном отношении. И вот им-то, этим пришельцам, пророк внушает, чтобы они никогда не забывали, что
Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет: и путь грешных погубит
. В последних словах сказано не о самих грешниках, а
о пути
их, т.е. о всех намерениях и деяниях их, о всех начинаниях и предприятиях
грешных
, которые Господь не благословит успехом, и они погибнут, — сказано то же, что и в последних словах первого псалма: «И путь нечестивых погибнет». В словах последнего стиха выражено пророчество о Христе, Сыне Божием, и о Церкви Его, которая называется здесь
Сионом
. Господь Иисус Христос, по исполнении времен, явится на земле, устроит Свое вечное Царство благодати и будет царствовать
(воцарится) во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
АЛЛИЛУИА (ПСАЛОМ) 146
Как сей, так и предыдущий (145-й) и все последующие пять псалмов, уже не имеют в надписании слова псалом
, а только
аллилуиа
, и есть также один из хвалитных псалмов, как об этом сказано в предисловии к псалму 145.
Ст. 1. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. Приступая к составлению псалма сего, псалмопевец прежде всего призывает народ свой к похвалению
Господа и говорит, что хвалить или прославлять Господа есть дело доброе:
яко благ псалом
. Слово
благ
в отношении к слову
псалом
нужно понимать не как эпитет, поясняющий или указывающий на качество предмета, а как сказуемое, говорящее о существе предмета, свидетельствующее о его достоинстве. Будем, говорит, петь хвалебную песнь Богу так, чтобы это
хваление Его
было и нам приятно и полезно, и Богу угодно, чтобы оно вполне соответствовало и величию существа Божия, и нам приличествовало, как достойным чтителям своего Бога.
Ст. 2, 3 и 4. Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: изцеляяй сокрушенный сердцем и обязуяй сокрушения их, изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. В этих стихах псалмопевец указывает на великие дела Божий и милости Его, соделанные для народа, чтобы из сего указания видно было, за что особенно, за какие милости люди должны славить и благодарить Господа Бога достойными Его похвалами. Господь Бог основал Иерусалим
, как место, предназначенное Им же Самим для прославления святого имени Его (
зиждай Иерусалима Господь
); Он же и
восстановляет
его после того, как долгое время город сей пребывал в развалинах. Он же
собирает
(в славянском переводе будущее время
разсеяния Израилева соберет
— поставлено вместо настоящего) изгнанников Израиля. По разрушении Иерусалима Навуходоносором, иудеи отведены были, как пленники, в Вавилон, но не все, а многие из них были
разсеяны
по разным областям Мидо-Персидского царства, где они приобрели оседлость, и затем потомки плененных, получив право возвращения в Иерусалим, неохотно и не скоро
собирались
в свое отечество. Изгнанные из отечества и принужденные жить в чужой земле, иудеи претерпевали многие скорби, но Господь всегда находится «близ сокрушенных сердцем» (Пс. 33:19), каковыми и сделало тогда иудеев тяжкое бедствие изгнания их из своего отечества и пленения в чужую землю. И вот, в утешение возвратившимся из плена потомкам их, псалмопевец говорит: «Господь исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их. Исчисляет количество звезд, всех их называет именами их» (пер. с евр.). Как врач делает перевязку ран тяжко больным, так Сам
Господь обязует и исцеляет сокрушенных сердцем.
Как премудрый и всемогущий Творец неба и земли, Он знает точное расположение звезд на небе, и какое каждая из них имеет назначение и цель. Если все это Ему известно, то тем более известно положение каждого из невозвратившихся еще из плена иудеев, которых Он
соберет и сокрушения которых исцелит
, и разрешит их от грехов.
Ст. 5 и 6. Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума Его несть числа. Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. О величии Господа и великой крепости
, или всемогущей силе Его, пророк говорит здесь, конечно, для того, чтобы удостоверить выслушавших предыдущую речь его о том, что Господу Богу все возможно: и восстановление разрушенного Иерусалима и бывшей славы сего города, и собрание в него
рассеянных
по разным странам иудеев, и
уврачевание
скорбей их, под которым можно разуметь не избавление только от внешних мирских скорбей или тягостей житейских, но, главным образом, разрешение от грехов, по такому же псаломскому слову: «Исцели душу мою, яко согреших ти» (Пс. 40:5). На последнюю милость Божию могут надеяться в особенности
кроткие и смиренные сердцем,
которых
приемлет Господь
, или, как выражено в переводе с еврейского, — «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли», то есть грешников и гордых повергает на землю, или, как еще яснее это выражено в книге Притчей (3:34), — «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать». А по словам блж. Феодорита, «это означает особенное промышление Божие. Ибо одних, как подвергающихся злоумышленности по причине кротости, Он удостоивает Своего попечения, а других, как неправедно нападающих на них, предает смерти, и одних делает славными и знаменитыми, а других и память предает забвению. Так прославляется приснопамятный лик св. апостолов и собор св. мучеников, а память враждовавших против них предается забвению» [7, с. 1139].
Ст. 7, 8 и 9. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком: дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим его. Призывая народ к хвале или прославлению Господа, псалмопевец предлагает начать с исповедания
, или торжественного признания великих дел Божиих, которые повторяются почти ежедневно, —
начните Господеви
, говорит,
во исповедании
и продолжайте
пение Богу нашему
с аккомпанементом музыкального орудия —
гуслей
. «Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях» (пер. с евр.).
Гуслями
назывался употреблявшийся при богослужении ветхозаветных евреев музыкальный инструмент ( , cithara). Эти
гусли
и были в употреблении у иудеев времен послепленного периода, при очередном или, так называемом, антифонном их пении, в храме, во славу Господа. Недостатка в причинных поводах для такого благодарственного пения, как бы так продолжает речь свою пророк, у нас не будет. Есть за что благодарить нам благодеющую нам руку Господа.
Начните
хоть с того, что Господь
одевает небо облаками,
и не для того, конечно, чтобы покрыть небо мраком, а для того, чтобы
уготовать
нужный
земле дождь
, чтобы произрастить
траву
не только в долинах и лугах, но и
на горах
; и не только траву, нужную в пищу скотам, но и ту траву (
злак
), которая идет
на службу человекам
, например, аптекарские травы, годные для выделки и приготовления лекарств. Благодарите Господа пением и музыкой (
в гуслех
) не только за то, чем сами пользуетесь, но и за то, что Он
подает в пищу скотам
и прочим неразумным тварям, как, например,
птенцам врановым, призывающим Его
, т.е. криком своим напоминающим о том, что они голодны. Благодарите Бога за все действия Его, в которых выражаются Его любовь и попечительное промышление, простирающиеся не только на людей, но и на всех зверей и
скотов
земных. В словах св. Григория Богослова находятся такие выражения, «что и птенцы вороновы призывают Бога, в означение целого рода пернатых» [7, с. 1141]. А блж. Феодорит к сему прибавляет: «Потому-то, думаю, что и Владыка Христос, оставив прочих пернатых, упомянул о воронах и сказал ученикам своим: Посмотрите на воронов, что Отец ваш Небесный питает их (Лк. 12:24)» [7, с. 1141].
Ст. 10 и 11. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его. В первом из сих стихов пророк приводит два примера, на которых люди иногда опираются в своих действиях, особенно же в воинских делах. Эти два примера суть: конская сила
, т.е. сила лошадей и проворство ног, В
лыстех
(от слова — лыст, , tibia, crus — голень)
мужских
значит то же, что «в голенях», или «в ногах мужских, крепких и быстрых». Ни тот, ни другой пример, по словам пророка, Господь не одобряет,
не восхощет и не благоволит
. В переводе с еврейского оба стиха выражены так «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его». Осуждая первые способы сопротивления врагам,
Господь
выражает свое
благоволение
к последним, т.е.
к страху Господню и упованию
на Его милосердие. Господь Бог, как Творец мира и Царь неба и земли, не находит нужным действовать так, как действуют цари земные, или властители мирские: эти имеют нужду и в войске, чтобы сопротивляться своим врагам и содержать народ в повиновении. Но Господь Бог, как Верховное Существо во всем мире, в Своей руке держит все пружины власти, Он может вооружить всю природу, когда Ему угодно будет погубить врагов Своего имени. И потому Он может и желает всегда защитить Своих верных от всех напастей, только бы они имели страх Божий, не предавались суетным надеждам и не теряли упования на милосердие Божие.
Псалом 36 — текст на русском, толкование, зачем читают
1 Давидов. Не раздражайся, видя порочных, не завидуй делающим беззаконие.
2 Ибо они, как трава; скоро подсекаются, и как травная зелень увядают.
3 Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину.
4 Утешайся Господом, и Он исполнит тебе желания сердца твоего.
5 Предай Господу путь твой, и надейся на Него, и Он совершит.
6 И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень.
7 Положись на Господа и ожидай Его. Не раздражайся, видя успевающего в пути своем, человека, совершающего свои замыслы.
8 Утиши гнев, и оставь ярость, не раздражайся до того, чтобы делать зло;
9 Ибо делающие зло истребятся, а ожидающие Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не будет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А смиренные наследуют землю, и насладятся множеством мира.
12 Нечестивый злоумышляет против праведника, и скрежещет на него зубами своими.
13 Но Господь смеется ему; ибо видит, что приближается день его.
14 Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы сразить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем.
15 Меч их пойдет в их сердце, и луки их сломятся.
16 Лучше немногое у праведника, нежели богатство многих нечестивых;
17 Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
18 Господь знает дни непорочных, и удел их вечно пребывает.
19 Не посрамятся они во время лютое, и во дни глада будут насыщены.
20 А нечестивые гибнут, и враги Господни, как краса лугов, исчезают, как дым исчезают.
21 Нечестивый берет взаймы и не платит, а праведник дарит и дает.
22 Ибо благословенные Им наследуют землю, а проклинаемые Им истребляются.
23 Господом тверды шаги его мужа, и путь его угоден Ему.
24 Когда будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарелся, и не видал праведника оставленного, и детей его просящих хлеба.
26 Он всякий день дарит и взаймы дает, и над потомством его благословение.
27 Уклоняйся зла, и делай добро, и живи вовек.
28 Ибо Господь любит правосудие, и не оставляет святых Своих; вечно хранятся они: [а беззаконные будут низвержены], и племя нечестивых истребится.
29 Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек.
30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит истину.
31 Закон Бога его в сердце у него, стопы его не колеблются.
32 Нечестивый присматривает за праведником и ищет умертвить его:
33 Но Господь не предает его в руки ему, и не допустит обвинить его, когда будут судиться.
34 Ожидай Господа, и держись пути Его: и Он поставит тебя владеть землею, увидишь истребление нечестивых.
35 Видел я нечестивого, грозного, расширявшегося, как укоренившееся ветвистое дерево:
36 Но он исчез, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Храни чистоту и наблюдай правду: ибо у человека мирного останется потомство.
38 А беззаконники исчезнут вовсе, потомство нечестивых истребится.
39 От Господа спасение праведникам, Он крепость их во время скорби.
40 Господь поможет им и избавит их, избавит их от нечестивых, и спасет их; ибо они на Него уповают